ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
12
1.1. Определение понятия «культурные ценности» 12
1.2. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей 23
1.3. Правовые особенности перемещения культурных ценностей 37
ГЛАВА 2. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
48
2.1. Порядок проведения экспертизы культурных ценностей заявленных
к ввозу и вывозу
48
2.2. Современные проблемы проведения экспертизы культурных
ценностей и пути их преодоления
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
В ходе реализации внешнеполитических стратегий, любое государство вынуждено выбирать политические инструменты, исходя из уникальности политического процесса. Произведения мировой культуры и искусства занимают важное и значимое место, выступая универсальным дипломатическим инструментом, как на международной арене, так и в пределах отдельно взятого государства, от частных лиц и коллекций, до государственных и международных организаций и фондов.
В большинстве государственных нормативно-правовых актах нашей страны ярко прослеживается принцип недопустимости изоляции международного сотрудничества в сфере искусства и культуры, а также и иных форм межгосударственных контактов. Искусство и культура, наука и образование крепко связаны с экономическими, политическими и идеологическими явлениями современного мира .
Вместе с тем, обмен культурными ценностями на уровне межгосударственного взаимодействия и экспонирования, ввоз и вывоз культурных ценностей на территорию и с территории Российской Федерации реализуется физическими лицами - обычными гражданами, в единичных случаях - юридическими лицами, в личных целях, обусловленных, в первую очередь, миграционными процессами.
Вывозимые и ввозимые объекты и в рамках межгосударственного сотрудничества, и в рамках «обыденного» вывоза и ввоза, по своей сущности являются схожими понятиями. В обоих случаях речь идет о культурных ценностях, предметах искусства, истории и культуры, предметах неповторимой идентичности представителей разнообразных
национальностей нашей многонациональной страны. Однако механизмы перемещения культурных ценностей в обоих случаях существенно отличаются.
В рассматриваемой работе особый интерес представляет регламентация и организация перемещения движимых объектов культуры и искусства физическими лицами с целью личного пользования. Именно в этом направлении происходит тяжело отслеживаемый отток культурных ценностей с территории государства.
«Так, например, оборот «черного рынка» произведений искусства в мире составляет 5 млрд. долларов, а в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности эксперты отводят ему четвертое место после торговли наркотиками, оружием и отмыванием денег.» .
Как следствие, теряется значительно большая часть культурного наследия нашей страны, теряется возможность пополнения, изучения и сравнения, порой, непревзойдённых произведений искусства, которые по тем или иных причинам покинули территорию России .
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что коллизионные вопросы нормативно-правового регулирования института перемещения культурных ценностей на Дальнем Востоке России, отрицательно сказываются на функционировании органов государственной власти по решению стоящих перед ним задач, снижают уровень правопорядка и ослабляют режим законности, вызывают негативную реакцию граждан и не способствуют налаживанию и укреплению культурных связей в регионе. Именно поэтому, достаточно остро стоит вопрос о повышении качества правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией таможенного контроля перемещения культурных ценностей на Дальнем Востоке России.
Изучение вопроса организации таможенного контроля при перемещении культурных ценностей на примере Дальнего Востока, позволит предпринять попытку ограничения и предотвращения несанкционированного вывоза объектов искусства и культуры и обеспечить возможность сохранения культурного наследия и самобытности российского общества.
Вместе с тем, необходимо уделить особое внимание на то, что понятие «культурные ценности» трактуется как в широком, так и в узком смысле.
Термин «культурные ценности» является обзорным,
трансцендентальным и абстрактным. Автор исследования в рамках заявленной темы рассматривает культурные ценности, через предметные признаки, позволяющие выделить соответствующие предметы в материальном мире и изучает понятие «культурные ценности» в узком смысле и понимает под культурными ценностями только движимые предметы материального мира, имеющие художественное, культурное историческое или научное значение.
Таким образом, культурные ценности, рассматриваемые в рамках данного исследования, - это материальные художественные ценности, которые выражаются в произведениях искусства.
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 50.04.03 «История искусств» предусмотрено, что одной из областей профессиональной деятельности выпускников, освоивших указанную программу, является работа в органах таможенного контроля и экспертизы художественных ценностей.
Соответственно, изучение порядка организации таможенного контроля, а именно процедуры ввоза и вывоза культурных ценностей и сопровождающих процессов, является одним из актуальных направлений подготовки специалистов программы «История искусств».
Целью данной работы является изучение теоретического и практического опыта в сфере таможенно-правового регулирования перемещения культурных ценностей на Дальнем Востоке России, выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «культурные ценности», заявленных к вывозу, временному вывозу, возвращенных после временного вывоза, а также конфискованных или задержанных таможенными и правоохранительными органами.
2. Изучить существующую нормативно-правовую основу перемещения культурных ценностей на Дальнем Востоке.
3. Рассмотреть особенности экспертизы культурных ценностей в рамках организации ввоза и вывоза объектов культуры и искусства.
4. Выявить круг современных проблем, связанные с проведением экспертизы культурных ценностей, и предложить пути их преодоления.
Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие при перемещении культурных ценностей.
Предметом исследования выступает порядок организации таможенного контроля при перемещении культурных ценностей.
Методы исследования. Решение поставленных выше целей и задач исследования достигалось комплексным изучением и сопоставлением различных видов источников, как правового, так и научного характера. В качестве основного метода исследования организации таможенного контроля при перемещении культурных ценностей выступает комплексный сравнительный анализ, позволяющий изучить интересующие нас явления и механизмы в целостности и единстве составляющих его процессов.
В целях выявления основополагающих проблем в области правового регулирования перемещения культурных ценностей использовались методы индукции и дедукции для более точного выявления законодательных пробелов в указанной области и причин их появления. Так же применение нашли методы классификации и обобщения, исторический метод исследования, методы описания и анализа памятников культуры и искусства.
Кроме того, в связи с отсутствием открытой информации относительно конкретных примеров ввозимых и вывозимых предметов искусства использовался метод интервьюирования лиц, являющихся специалистами в данной области - сотрудников Приморского территориального отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу, сотрудников Дальневосточного таможенного управления и уполномоченных экспертов.
Историография вопроса. Рассматриваемые в данном исследовании вопросы в научной литературе освещены недостаточно. В советский период изучением данной темы не занимались по одной простой причине - в СССР отсутствовало понятие частной собственности, тем более частной собственности на предметы искусства . Культурные ценности принадлежали государственным организациям, музеям и фондам. Факт обладания предметом искусства в рассматриваемый период скрывался, а вывоз культурных ценностей осуществлялся тайно и не декларировался.
Кроме того, потрясшая страну Великая отечественная война послужила толчком для незаконного и несанкционированного стихийного вывоза с территории России предметов искусства и культуры оккупантами .
Только в конце 70-х - середине 80-х руководство страны предприняло попытку законодательно урегулировать вопросы охраны и использования объектов культуры. Были приняты Закон РСФСП от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» , а также приказ Министерства культуры СССР от 12.02.1986 № 53 «Об утверждении
инструкции о порядке учета и хранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан» .
Данные нормативно правовые акты и в настоящее время действуют, но абсолютно не отвечают, как и в период их принятия, существующим реалиям современной действительности, являются крайне отрывочными и по своему общему содержанию вызывают больше вопросов, нежели ответов.
В настоящее время так же действует Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» . Положения данного закона так же не обладают должной актуальностью, ввиду слабой проработки.
Современную нормативно-правовую базу в области регулирования вопросов культурного наследия, в целом, и перемещения культурных ценностей, в частности, составляют: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденные ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1,
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных
ценностей», приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24.12.2015 № 3259 «Об упрощении порядка выдачи документа,
подтверждающего отсутствие необходимости получения заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей из Российской Федерации, при принятии решения о предоставлении права вывоза культурных ценностей из Российской Федерации».
Кроме того, принят ряд международных конвенций, соглашений и решений Коллегии Евразийской экономической комиссии о взаимодействии по вопросам перемещения культурных ценностей.
Методическую базу по организации и оформлению документации по ввозу и вывозу культурных ценностей представляют информационные письма Министерства культуры Российской Федерации, как уполномоченного в указанной области государственного органа, а так же письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации, как органа, уполномоченного выявлять незаконно ввозимые либо вывозимые объекты искусства.
Все вышеуказанные нормативные правовые акты лишь юридически регулируют процедуры ввоза и вывоза культурных ценностей, имеют существенные недоработки и коллизии и требуют актуализации .
Фрагментарные попытки изучения данного вопроса и выявление основных проблем в рассматриваемой области затронуты в исследовательских работах таких ученых, как: А.А. Александров, А.С. Петрик, В.В. Семенихин, А.Н. Панфилов и других ученых-юристов. Изучением вопроса идентификации культурных ценностей при ввозе и вывозе занимался коллектив авторов: С.Н. Ляпустин, Н.С. Ляпустина. В.И. Дьяков в своей работе «Идентификация культурных ценностей», которая выпущена, как учебное пособие, имеющее весомый прикладной характер.
Новизна исследования заключается в рассмотрении особенностей организации таможенного контроля культурных ценностей на Дальнем Востоке с точки зрения искусствоведческой значимости и правовых конструкций рассматриваемых явлений. Право и искусствоведение изучают вопросы, связанные с культурными ценностями отдельно друг от друга, не придавая значения специфическим особенностям коррелятивных направлений.
Законодательство не способно дать точное понятие вывозимых и ввозимых объектов искусства, определить сущность культурных ценностей и их прикладную значимость без применения искусствоведческих знаний. А искусствоведение в свою очередь не способно самостоятельно организовать процесс сбережения и защиты культурного наследия России от посягательств.
Теоретическое значение работы. Представленное исследование содержит в себе структурированный анализ основных понятий «культурные ценности», «ввоз культурных ценностей» и «вывоз культурных ценностей», законодательства в области перемещения объектов искусства и культуры, процессов, предшествующих и сопутствующих ввозу и вывозу культурных ценностей.
Таким образом, организация таможенного контроля предметов истории, культуры и искусства, подпадающих под категорию культурных ценностей, является сложным и значимым процессом.
Осуществляется ли перемещение культурных ценностей в личных, потребительских либо коммерческих целях, или же является частью культурного взаимодействия на международном уровне, в рамках осуществления экспонирования и популяризации русского искусства, механизм ввоза и вывоза объектов искусства регулируется идентичными правовыми нормами и подпадает под аналогичные процедуры оформления и проведения экспертной оценки культурных ценностей .
В работе проанализированы основные федеральные и ведомственные нормативные правовые акты, международные конвенции в области охраны и защиты от незаконных посягательств культурных ценностей, научная литература в области экспертной деятельности.
Также, рассмотрен порядок осуществления ввоза на территорию России и вывоза с территории России предметов, подпадающих под категорию культурных ценностей.
Проанализированы основания, порядок и методы проведения экспертизы художественных ценностей, с точки зрения организационно-правового характера рассматриваемых действий и методологической основы проведения экспертизы.
Рассмотрены современные проблемы регулирования отношений, складывающихся в области оборота движимых культурных ценностей, а так же предложены варианты их преодоления, которые позволят, по мнению автора исследования, на начальном этапе работы в обозначенной области, упростить понимание процесса перемещения культурных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.
Выделенные особенности ввоза и вывозу культурных ценностей были рассмотрены с точки зрения правовых конструкций, содержащихся во внутригосударственном праве нашей страны, и искусствоведческой наполненности и значимости рассматриваемых явлений .
Особое внимание стоит обратить на тот факт, что право и искусствоведение не могут решить поставленные задачи самостоятельно, без организации совместной и комплексной работы в этом направлении. Рассматривая вопросы перемещения культурных ценностей отдельно друг от друга, специалисты не придают значения специфическим особенностям общих направлений, в связи с чем возникают коллизии и пробелы во всех рассматриваемых сферах.
Установлено, что право не способно самостоятельно сформулировать понятие «культурные ценности» и выделить его основные характеристики с точки зрения искусствоведческой значимости и многоступенчатости их понимания. Искусствоведение, в свою очередь, отдельно от права не ставит перед собой задачу самостоятельно организовать процесс регламентации, перемещения, охраны и защиты культурного наследия России от незаконных посягательств.
Проведенный анализ существующего российского законодательства позволяет выделить следующий круг основных современных проблем в проведении экспертизы культурных ценностей:
Во-первых, большие временные затраты при рассмотрении обращений в вопросе ввоза или вывоза культурных ценностей.
Во-вторых, проблема неоднозначности законодательного определения понятия «культурные ценности», четкое понимание которого необходимо для слаженной организации процесса перемещения культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Во-третьих, проблема несовершенства законодательства в области регулирования общественных отношений, складывающихся на протяжении всего процесса организации ввоза и вывозу культурных ценностей, начиная с подачи заявления на получения разрешения, проведения экспертизы культурных ценностей, заканчивая получением разрешительной документации на осуществление ввоза или вывоз, заявленных предметов искусства и культуры .
В-четвертых, проблема неоднозначности отнесения культурных
ценностей к частно-правовым либо публично-правовым интересам .
В-пятых, выделены методологические и правовые проблемы осуществления такого важного этапа организации ввоза и вывоза культурных ценностей, как экспертиза культурных ценностей, заявленных к перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза.
В-шестых, обозначена проблема, связанная с несовершенством образования экспертов в области искусства. Ведь именно та база, которая приобретается лицом в рамках образовательного процесса, в дальнейшем становится фундаментом знаний и навыков экспертов в области экспертизы художественных ценностей.
Знания, полученные экспертами в результате образовательного процесса и дальнейшей прикладной деятельности в области искусствоведения должны быть достаточными для проведения соответствующих экспертных мероприятий.
Ведь именно экспертиза культурных ценностей является важнейшей ступенью в процессе оборота произведений искусства. Именно посредством экспертизы достигается баланс частных и публичных интересов.
Экспертиза культурных ценностей - это та часть процесса оборота культурных ценностей, которая позволяет при условии всестороннего искусствоведческого анализа, выявить и сохранить культурные ценности, обладающие особой ценности для всего нашего общества и государства. Именно экспертиза позволяет предотвратить незаконный отток и утрату особо важных культурных ценностей. Именно всеобъемлющие искусствоведческие знания экспертов, а так же их добросовестное отношение к делу, способны сохранить культурное наследие нашего государства.
Автором исследования предложены варианты решения поставленных проблем, основанные на внутренних убеждениях исследователя в рассматриваемой области.
Необходимость четкой регламентации процессов организации ввоза и вывоза культурных ценностей, а так же установления сущностных признаков и характеристик понятия «культурные ценности» обусловлена, в первую очередь, как раз высокой степенью значимости объектов культуры, науки и искусства в жизни отдельно взятого гражданина, общества, народа и государства в целом .
Необходимо обеспечить налаживание конструктивных
взаимоотношений в области владения, распоряжения и оборота культурных ценностей, между государством, как уполномоченным в области правового регулирования субъектом и частным лицом, как собственником объектов культуры и искусства, при условии соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Только при соблюдении указанных предложений, на наш взгляд, возможно усовершенствование действующего законодательства и изменение общего видения ситуации в области ввоза и вывоза, охраны и оборота культурных ценностей.
По итогам проведенного исследования и структуризации информации в области осуществления ввоза и вывоза культурных ценностей, а так же порядка организации экспертизы культурных ценностей, заявленных к перемещению через Государственную границу Российской Федерации, автор пришел к выводу о необходимости проведения дальнейшей работы в указанной области, подготовки более аргументированных согласованных предложений по изменению действующего законодательства, а также возможному проведению культурно-просветительской работы в указанной области посредством распространения основной информации в рассматриваемой сфере.
Таким образом взаимодействие общества и правовых институтов способно сохранить и защитить культурные ценности от незаконных посягательств и попустительских ошибок, приводящих к утере таких культурных ценностей.
1) Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, заключена в г. Риме 24.06.1995, Россия присоединилась к данный документ Распоряжением Президента РФ от 29.06.1996 № 350-рп // СПС Консультант Плюс;
2) Конвенции ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж, 14 ноября 1970 г.) // СПС Консультант Плюс;
3) Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 // СПС Консультант Плюс;
4) Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» // СПС Консультант Плюс;
5) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. федер. закона от 28.03.2017 № 39-ФЗ // СПС Консультант Плюс;
6) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в ред. федер. закона от 07.03.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) // СПС Консультант Плюс;
7) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС Консультант Плюс;
8) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от
21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (вместе с
«Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов») в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2017 № 2// СПС Консультант Плюс;
9) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» // СПС Консультант Плюс;
10) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 // СПС Консультант Плюс;
11) Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
12) Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
13) Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных
ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
14) Федеральный закон от 19.12.2016 № 431-ФЗ «О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // СПС Консультант Плюс;
15) Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» в ред. федер. закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ// СПС Консультант Плюс;
16) Проект Федерального закона № 549487-6 «О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
17) Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // СПС Консультант Плюс;
18) Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в ред. федер. закона от 25.06.2002 № 73 -ФЗ // СПС Консультант Плюс;
19) Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» //СПС Консультант Плюс;
20) Указ Президента РФ от 12.05. 2009 № 537 «О Стратегии
национальной безопасности РФ до 2020 года» // СПС Консультант Плюс;
21) Указ Президента РФ от 08.02.2011 № 155 в ред. указа Президента РФ от 04.04.2016 № 151 // СПС Консультант Плюс;
22) Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об
утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс;
23) Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 № 322 «Об
утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» // СПС Консультант Плюс;
24) Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об
утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» // СПС Консультант Плюс;
25) Закон Приморского края от 30.04.2015 № 612-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» // СПС Консультант Плюс;
26) Приказ Минкультуры СССР от 12.02.1986 № 53 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан» // СПС Консультант Плюс;
27) Приказ Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 № 117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804 -1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
28) Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 20.09.2010 № 162 «Об утверждении Временного порядка регистрации Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и ее территориальными органами культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами, обеспечения их хранения и проведения экспертизы» // СПС Консультант Плюс;
29) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 03.12.2015 № 1404 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры)» // СПС Консультант Плюс;
30) Приказ Министерства культуры Российской Федерации от
24.12.2015 № 3259 «Об упрощении порядка выдачи документа,
подтверждающего отсутствие необходимости получения заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей из Российской Федерации, при принятии решения о представлении права вывоза культурных ценностей из Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
31) Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2002 № 888 «Об утверждении Положения о порядке взимания и критериях определения размера платы за проведение государственной экспертизы культурных ценностей» // СПС Консультант Плюс;
32) Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.03.2002 № 20 «Об утверждении условий оплаты труда внештатных экспертов, осуществляющих экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу с территории Российской Федерации и возвращенных после временного вывоза» // СПС Консультант Плюс;
33) Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 07.08.2015 № 272-01-39-ВА «Методические рекомендации по оформлению документации при ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию» // СПС Консультант Плюс;
34) Письмо Министерства культуры Российской Федерации 11.01.2016
№1-01-39-ВА «Методическими рекомендациями по оформлению
документации на вывоз, временный вывоз культурных ценностей из Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;
35) Письмо ФТС РФ от 18.04.2006 N 01-06/13167 «О Методических рекомендациях» // СПС Консультант Плюс;
36) Информация ФТС России «Перемещение культурных ценностей» // СПС Консультант Плюс;
37) Информационное письмо Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ от 23.06.2006 «О производстве судебно-товароведческих экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации при исследовании произведений живописи и предметов прикладного искусства» // СПС Консультант Плюс;
Монографии, статьи:
38) Акопджанова М.О. Защита культурных прав граждан // Lex russica. - 2013. - № 10. - С. 1115-1123;
39) Александров А.А. Участие России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко-правовой аспект // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 1. - С. 22-32;
40) Бабекин Д.В. Международно-правовой принцип сохранения культурного наследия «in situ» в процессе глобализации // Культура: управление, экономика, право. - 2012. - № 1. - С. 4-8;
41) Бабиченко Д.Л. Злоключение экспертизы // Итоги. - 2006. № 47 (545). - С. 54-55;
42) Батыршин И.И., Сарсембаев И.Ж., Насобин О.Б. Произведения изобразительного искусства как легальное средство для отмывания наркодоходов организованных преступных группировок // Культура: управление, экономика, право. - 2016. - № 2. - С. 48-54;
43) Беспалько В.Г. История развития законодательства об охране культурных ценностей от преступных посягательств // Культура: управление, экономика, право. - 2013. - № 2. - С. 27-34;
44) Богданова А.В. Культурные ценности как объект публичной собственности // Публично-правовые исследования: электрон. журн. - 2015. - № 1. - С. 4-25;
45) Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: монография / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 416 с.;
46) Бородин А. Охрана культурных ценностей в Российской Федерации // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 21. - С. 8;
47) Видинеев Д.И. Роль несудебных средств разрешения споров по возвращению культурных ценностей // Международное право и международные организации. - 2016. - № 1. - С. 41-49;
48) Годованец Ю.А. Правовые основы и результаты деятельности Росохранкультуры по поиску и возвращению похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. - 2011. - № 2. - С. 2-5;
49) Грачев О.В. Преступления, связанные с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран // Российский следователь. - 2013. - № 2. С. 34-36;
50) Дьяков В.И. Некоторые аспекты охраны культурных ценностей на Дальнем Востоке // Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в Дальневосточном регионе. Ч. 2. - Владивосток, 2003;
51) Дьяков В.И., Левданская Н.А., Ляпустин С.Н., Щербина Г.П. Культурные ценности глазами таможенника: Учебное пособие; под общ.ред.проф. В.И.Дьякова. - Владивосток: ВФ РТА, 2004;
52) Злотникова И.В., Богатырев С.Е. Особенности проведения искусствоведческой экспертизы в рамках административного и уголовного делопроизводства // Культура: управление, экономика, право. - 2010. - № 4. - С. 16-20;
53) Зубенко Ю.С. Гражданский оборот археологических находок: возможен ли он в Российской Федерации? // Реформы и право. - 2010. - № 2. - С. 23-30;
54) Ивакина Д.С. Культурные ценности в международном и конституционно-правовом измерении // Культура: управление, экономика, право. - 2016. - № 1. - С. 11-16;
55) Ивлиев Г.П. Реализация конституционных положений в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. - 2010. - № 1. - С. 2-6;
56) Кабанова Ю.С. К вопросу о конституционно-правовом закреплении права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям в законодательстве Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право. - 2015. - № 1. - С. 14-18;
57) Кабузенко Н.Е. Страницы истории Дальневосточного управления Росохранкультуры // Культура: управление, экономика, право. - 2011. - № 2. - С. 27-29;
58) Каратаева Л.А. Право собственности в области культуры в Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право. - 2011. - № 4. - С. 2-4;
59) Киселева А.Р. О методах исследования художественных произведений и о классификации вторичных работ в отделе научной экспертизы // Научная экспертиза художественных произведений. Сборник статей. ВНХРЦ, М., 2007. С. 64;
60) Клебанов Л.Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана: монография / под науч. ред. А.В. Наумова. 2-е изд., испр. М.: Норма, ИНФРА-М, 2015. 160 с.;
61) Козырин А.Н. Таможенная процедура экспорта по законодательству Российской Федерации и ЕАЭС // Реформы и право. - 2016. - № 1. - С. 7-13;
62) Кондрашова Т.В. Культурные ценности под защитой российского уголовного права // Российский юридический журнал. - 2016. - № 5. - С. 135-142;
63) Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства / Изд. Эрмитаж. 2010. С.170;
64) Кутовой Д.В. Конституционное право на участие в культурной жизни в системе прав и свобод человека и гражданина // Новый юридический журнал. - 2013. - № 3. - С. 40-50;
65) Ляпустин С.Н., Ляпустина Н.С. Дьяков В.И. Идентификация культурных ценностей: учебное пособие / Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток: РИО Владивостоксого филиала таможенной академии, 2010. - 288 с.;
66) Макаров А.В., Жукова А.С. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ в условиях Таможенного союза // Юридический мир. - 2016. - № 10. - С. 49-53;
67) Мартышева О.М. Профилактика преступлений в сфере искусства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 2. - С. 223-228;
68) Медведев Е.В. Присвоение и растрата культурных ценностей // Общество и право. - 2010. - № 4. - С. 152 - 155;
69) Миронова А.Ф. Экспертиза и атрибуция изделий декоративно-прикладного искусства / Изд. Форум. 2013. С. 96;
70) Мищук А.Н. К роли культурных ценностей в межгосударственном диалоге // Культура: управление, экономика, право. - 2012. - № 2. - С. 3-5;
71) Монастырев М.М. Движимые объекты культурного наследия: особенности законодательного регулирования // Современное право. - 2015.
- № 6. - С. 66-75;
72) Москвина Т.П., Смирнов А.А., Хазиев Ш.Н. Судебная историко-искусствоведческая экспертиза // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2004. - № 9;
73) Нестеров А.В. История экспертизы и экспертика // Теория и практика судебной экспертизы. - 2011. - № 3 (23). - С. 12-20;
74) Нуруллина Р.Т. Некоторые особенности договора купли-продажи антиквариата // Нотариус. - 2012. - № 5. - С. 45-48;
75) Панфилов А.Н. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий // Право и политика. - 2011. - № 2.
- С. 293-305; - № 3. - С. 441-447;
76) Панфилов А.Н. Административная ответственность за правонарушения в сфере охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 12. - С. 1097-1105;
77) Петрик А.С. Особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в государствах - членах Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 12-19;
78) Пузыня Н.Ю., Локтионов А.Н., Михлин А.В. Вопросы оценки культурных ценностей // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 3. - С. 36-52;
79) Романова Н.М., Александрова М.А., Михайлова Е.А., Фомичева Н.М. Экспертиза, оценка и страхование музейных предметов: вопросы теории и практики. СПб.: Нестор-История, 2011;
80) Русанов Г.А. К вопросу о международно-правовой защите культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. - 2009. - № 3. - С. 30-32;
81) Самойлов А. Была ли картина в реставрации? // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - 2004. - № 7-8 (19). - С. 15-27;
82) Саушкин С.А. Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации // Таможенное дело. - 2013. - № 4. - С. 11-14;
83) Семенихин В.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. 949 с.;
84) Соколова Т.В., Пашковский И.Э. Экспертиза художественных изделий / Изд. Форум. 2009. С. 104;
85) Филатова А.В. Организационно-правовые аспекты формирования института независимой (негосударственной) экспертизы в России // Административное право и процесс. - 2014. - № 5. - С. 50-53;
86) Чорновол Е.П., Головизнин А.В. Законодательные и доктринальные аспекты определения правовой дефиниции "культурные ценности" // Культура: управление, экономика, право. - 2015. - № 4. - С. 3-9;
87) Шамшутдинова А.Р. Система источников административно- правового регулирования культуры // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 4. - С. 363-373;
88) Шандра С.А. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершаемых «черными копателями» в отношении культурных ценностей // Общество и право. - 2011. - № 5. -С. 245-248;
89) Шарапов Н.Н. правовое регулирование перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей: автореф. Дис. ... к.ю.н. - Саратов, 2004.
90) Шестаков В.А. Особенности экспертизы культурных ценностей // Вопросы культурологии. - 2008. - № 11. - С. 4-7;
91) Шестаков В.А. Некоторые подходы к созданию методики по определению вероятности подлинности материального носителя культурной ценности // Инновации и инвестиции. - 2013. - № 8. - С. 58-64;
92) Шоренков Р.Н. Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2011. - № 2. - С. 24-32;
Электронные ресурсы:
93) Атрибуция, технологическое исследование и экспертиза
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://art-con.ru/node/3517 [дата
обращения: 20.04.2018];
94) Долгих Е. Эксперт работает всеми органами чувств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artchronika.ru/gorod/эксперт- работает-всеми-органами-чувс/ [дата обращения: 20.04.2018];
95) Красилин М.М., Иванов В.А., Халтурин Ю.А. Экспертиза произведений искусства и ее методы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosniir.ru/library/articles/conservation/expert.aspx [дата обращения: 15.04.2018];
96) Меркачева Е. Кто виноват в «экспорте» уникальных произведений
искусства? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mk.ru/politics/2016/09/08/khishhenie-v-osobo-kulturnykh-razmerakh- iz-rossii-massovo-vyvozyat-raritety.html [дата обращения: 25.04.2018];
97) Одни эксперты ошибаются непреднамеренно, а другие за деньги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stolenart.ru/news/12/20/odni- eksperty-oshibayutsya-neprednamerenno-a-drugie-za-dengi [дата обращения: 19.04.2018];
98) Перцев Д.Г. Атрибуция и экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mojkop.ru/stati/atribuciya-i-ekspertiza [дата обращения: 19.04.2018];
99) Соловьева В. Эксперты на доверии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artchronika.ru/gorod/эксперты-на-доверии/ [дата обращения: 09.04.2018];
100) Справочная информация. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mkrf.ru/ministerstvo/subdivisions/list.php?SECTION ID=19910 [дата
обращения: 25.04.2018];
101) Технология живописи в атрибуции и экспертизе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://art-con.ru/node/484 [дата обращения: 16.04.2018].