Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения

Работа №7489

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы151стр.
Год сдачи1999
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
939
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 14
§ 1.1 СУЩНОСТЬ И СЛАГАЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ 14
§ 1.2 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
И КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 24
§ 1.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 62
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЛИЧНОСТНО¬ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 64
§ 2.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА 64
§ 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 79
§ 2.3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 113
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
ЛИТЕРАТУРА 136



Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью повышения на этапе радикальных преобразований в обществе эффективности обучения как особой формы организации социальных процессов и межличностных отношений. При этом проблема личности как субъекта проектировочной деятельности становится одной из центральных в гуманитарных и смежных с ними науках в связи с демократизацией и гуманизацией школьного образования, подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду.
Важное качество человека (в том числе ученика-старшеклассника) быть субъектом, творцом своего собственного жизненного пути, инициативно и ответственно осуществлять все специфические виды активности (творческой, нравственной, познавательной и др.) в прежней системе обучения практически игнорировалось. Гуманистическая трактовка человека (ученика) как субъекта (индивидуального, группового, коллективного) противостоит пониманию его как «винтика» государственно-производственной машины, как продукта развития общества (А.В.Брушлинский, 1979). Поэтому система становления субъектов образовательного процесса должна прежде всего опираться на личностно-ориентированные факторы их развития.
В контексте задач гуманизации и оптимизации образования особое место занимает педагогическое проектирование учебной деятельности старшеклассников при изучении общественно-научных дисциплин, являющихся базовыми в формировании научного мировоззрения личности, которое рассматривается как «творческий процесс, который ставит под сомнение предпосылки, лежащие в основе старых форм, и требует совершенно новых взглядов и подхода, чтобы получить совершенно новые решения...» (Дж. ван Гиг, 1981). Одновременно педагогическое проектирование - это мотивированный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностно-смысловом педагогическом пространстве.
Отсюда, педагогическое проектирование - это процесс создания педагогических проектов (планов, замыслов) педагогической деятельности, от построения которой зависит конечный результат обучения и воспитания.
Решение названной проблемы обусловлено многими обстоятельствами и прежде всего тем, что «образовательное проектирование имеет социальный характер и соответствующие особенности» (Г.Н.Филонов, 1977); необходимостью признания личности обучающегося субъектом познания и творческой деятельности на всех этапах её становления и развития; потребностью в разработке прогрессивных, научно обоснованных методик и технологий обучения, конструировании многообразия обучающе-воспитательных систем, обеспечивающих эффективность педагогического процесса; тем, что объяснительно-рецептивная (традиционная) система построения учебно-воспитательного процесса в массовой школе и даже в образовательных учреждениях инновационного типа (лицеи, колледжи, гимназии и др.) с организационной и методических позиций не может характеризоваться как оптимальная и целостная.
Одновременно отметим, что современные тенденции развития образова-тельного процесса, нацеленного на положительный реальный результат, закономерно предполагают:
- реформирование классно-урочной системы в целом и отдельных её компонентов;
- ориентацию педагогической деятельности на её моделирование, проектирование и конструирование, обеспечивающие в единстве формирование у учащихся интегральных новообразований;
- разработку личностно- ориентированных технологий и способов обучения при обеспечении сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
В связи с обозначенными выше обстоятельствами понятие педагогического проектирования в педагогике в настоящее время находится в центре внимания многих исследователей, переживая период становления и определения своего научного статуса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Последовательное решение задач исследования, целенаправленное использование научно-педагогических методов позволило провести содержательный анализ сущности дидактического проектирования учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения, сделать анализ имеющихся концепций по теме исследования, определить на этом уровне исходные теоретические положения. Поэтому при раскрытии понятия «педагогическое проектирование» мы опирались на специфику определения сущности прикладных научных исследований, которые направлены на создание новых аспектов решения возникающих в обществе практических задач. В этом смысле «педагогическое проектирование» можно рассматривать как одно из направлений инновационной исследовательской педагогической деятельности, которая обеспечивает решение проблем, имеющихся в практике образования. Проектирование предполагает построение комплекса педагогических идей и разработку желаемых преобразований и программ их реализации в конкретные образовательные системы на основе системного подхода.
В ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы выстроилась логика проектирования, которая может быть представлена как пошаговая деятельность. Ее составляющими становятся:
а) определение замысла проекта — начинается с анализа ситуации, выявления противоречий, определения проблем для решения, диагностики проблем, выбора идей, их согласования;
б) формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта, создание схемы или образа-эскиза проекта, выдвижение гипотез, альтернативных решений, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов, выбор наиболее эффективных из них, определение системы методов проектирования, то есть полная формулировка концепции проекта;
в) разработка моделей действия (стратегических программ реализации проекта, управление взаимодействием);
г) конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проекта;
д) реализация проекта требует организации непрерывной обратной связи, оценки процесса, доработки, корректировки; и одновременно производится оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности;
е) оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества - документах проекта, публикациях, сообщениях, докладах и т.п.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Построение учебной деятельности старшеклассников на основании дидактического проектирования обеспечивает личностные достижения учащихся, их развитие.
2. Дидактическое проектирование предполагает взаимосвязь двух составляющих его элементов - выбора и сотрудничества, - которые являются одновременно и необходимыми условиями достижения успеха в деятельности учителя и учащихся.



1. Абдульханова—Славская К. А. Деятельность и психология личности. —М.: Наука, 1980.—335 с.
2. Алексашкина И.Ю., Элиасберг Н.И. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе. —СПб., 1993. —102 с.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества, гуманизация педагогического процесса. // Перспективы: вопросы образования. —1990. —
4. №4онашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. —М.: Издатель¬ский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. —496 с.
5. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. —Киев: Высшая школа, 1968. —88 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой лич¬ности. Основы педагогики творчества. —Казань: КГУ, 1988. —238 с.
7. Ангеловски К. Учителя и инновации. —М.: Просвещение, 1991. —160 с.
8. Аношкин А.П. Педагогическое проектирования систем и технологий обу¬чения. Учеб. пособие. —Омск: ОмГПУ, 1997. —140 с. —С.9.
9. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании. Учеб. пособие. — Омск: ОмГПУ, 1998. —143 с.
10. Аношкин А.П. О понятии «педагогическая технология» обучения. // Со-временные социально-экономические проблемы России. —Омск: 1994. —С.45-47.
11. Аношкин А.П., Белокур Н.Ф. Форма организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ. // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. —Челябинск: ЧГПИ,1985. —С.53—75.
12. Аношкин А.П. Дидактика ума младших школьников (по материалам экс-периментально-педагогического исследования). —Омск.: ОмГПУ, 1999. — 136 с.

- 137 -
13. Аношкин А.П., Кольц И.А. Краткий словарь руководителя школы: Учеб¬ное издание / Под. ред. докт. психол. наук, проф. Е.П. Щербакова. -Омск.: «Полиграфист», 1999. -167 с.
14. Аношкин А.П. Как определить эффективность использования учебного времени на уроке. // Методический бюллетень. -№14, -Омск.: Базовый учебно-методический кабинет ССУЗ Омской области. апрель, 1994. -С.4-7.
15. Аношкин А.П., Тирская E.A. Личностно-ориентированное обучение в школе как инновационный технологический процесс. // Проблемы архео¬логии, истории и методики преподавания. -Омск: 1996.-156 с.
16. Архангельский С.И. Лекции о научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976. -200 с.
17. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976, -158 с.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -247 с.
19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис-следований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика,1982. -192 с.
20. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. // Из¬бранные педагогические труды. (сост. М.Ю.Бабанский). -М.: Педагоги- ка,1939, -С.325-327.
21. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. -М.: Учебная литература, 1997. -256 с. -С.10-21.
22. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 1996.
23. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. -М.: Просвещение, 1981.
24. Батракова И.С., Тряпицына А.П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. -СПб., 1993, -133 с.

- 138 -
25. Безрукова B.C. Педагогика. Проектная педагогика: Учеб. пособие.- Екатеринбург, «Деловая книга», 1996, -344 с. -С.95, 110, 113, 263.
26. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педаго¬гика, 1989, -207 с.
27. Белов И.П. Организация старшими школьниками своей учебной деятель¬ности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 1994.
28. Белкин А.С. Банк ситуаций успеха, что это такое? Как его создать? // На¬родное образование, -1989, -№ 11, -С.54-61.
29. Белкин А.С. Банк ситуаций успеха, что это такое? Как его создать? -М.: Просвещение, 1991. -176 с.
30. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1991. -192 с.
31. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества ус¬воения знаний. // Советская педагогика, -1968. -№4.
32. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и мето¬ды психолого-педагогического обеспечения технических обучающих сис¬тем. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. -132 с. -С.304.
33. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. -347 с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -375 с.
35. Богуславский В.М., Корнетов Г.Б. Проблемы моделирования в историко-педагогических исследованиях. // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информ. сб. -Вып. 7 (19),- М., 1991. -С.1-26.
36. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, -1995, -№4, -С.26-36.

- 139 -
37. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬ориентированного образования: Научные сообщения. // Педагогика, -1997, -№4, -С.35.
38. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Нау¬ка, 1982. -387 с.
39. Васильева 3.И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся шко¬ле: подходы, проблемы, поиск .-СПб., 1993, -26 с.
40. Васильева 3.И. и др. Разработка концепции опытно-экспериментальной ра¬боты в школе .-Пенза., 1994, -50 с.
41. Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования. // Вопросы философии, -1964, -№11.
42. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения ква-лификации педагогических кадров. / Под ред. Ю.Н.Кулюткина и др. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990, -102 с.
43. Внедрение научных знаний в учебно-воспитательный процесс. Материалы VIII Всесоюзных педагогических чтений «Повышение эффективности уро¬ка как основной формы организации учебно-воспитательного процесса» Всесоюзное общество -М.: «Знание», 1990.
44. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. (со вступ. ст. -С.5- 32) В.В. Давыдова; -М.: Педагогика, 1991. -479 с.
45. Высоцкая С.И. Дидактические аспекты проблемы педагогического проек-тирования. // Новые исследования в педагогических науках, -1984, -№1.
46. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М., 1988.
47. Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 1996.
48. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формирова¬нии умственных действий. // Исследование мышления в советской психо¬логии. -М., 1966, -С.276.

- 140 -
49. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. -М., 1959, -т.1.
50. Гальперин П. Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М., 1968.
51. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века., -М.: Совершен¬ство, 1998. -608 с.
52. Границкая А.С. Научить думать и действовать Адаптивная система обуче¬ния в школе: Кн. для учителя .-М.: Просвещение,1991. -175 с.
53. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни. Из опыта работы учителя истории 536 школы г. Ленинграда. -М.: Педагогика, 1986. -128 с. -С.20-28
54. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразова¬нию. -М.: Просвещение, 1983. -144 с.
55. Глинский Б.А., Срезков Б.З., Дынин Д.Б., Никитин Л.П. Моделирование как метод научного исследования. -М., 1965.
56. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. -112 с.
57. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика,1987. -240 с.
58. Давыдов В. В. Психология младшего школьника. // Возрастная и педагоги¬ческая психология. -Пермь: 1974, -С.69-70.
59. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: 1981. -213 с.
60. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -423 с.
61. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Приложение. «Из исто¬рии общей и детской психологии». -М.: Педагогика, 1986. -239 с.
62. Дайри Н. Об эффективности урока // Народное образование, 1962, -№2.
63. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. -319 с.

- 141 -
64. Дуранов М.Е., Орлов В.Б. Личность обучающегося и ее развитие. — Челябинск, 1997.
65. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения // Актуаль¬ные проблемы теории и практики обучения. —Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 1984. —185 с.
66. Дьяченко В.К. Организационная структура процесса обучения и ее разви¬тия. —М.: Педагогика, 1989. —159 с.
67. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуаций выбора в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. —Екатеринбург, 1994.
68. Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности уроков. // Сов. педа¬гогика, —1962, —№8.
69. Жарова Л.В. Руководство учением. —Ленинград, ЛГПИ, 1987.
70. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. —М.: 1979, —№ 1.
71. Загвязинский В.И. Методология и методы дидактических исследований. — М.: Педагогика, 1982. —160 с.
72. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. —М.: Педагогика, 1937. —160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ