Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования потребительских предпочтений туристов 5
1.1. Понятие и сравнительный анализ опыта изучения потребительских
предпочтений туристов в России 5
1.2. Систематизация методов изучения потребителей туристского продукта ...10
Глава 2. Факторы, определяющие потребительские предпочтения туристов города Чебоксары 17
2.1. Факторы внешней среды 17
2.2. Региональные факторы 22
2.3. Личностные факторы 29
Глава 3. Анализ потребителей туристских услуг города Чебоксары 32
3.1. Современный рынок туристских услуг в Чебоксарах 32
3.2. Структура потребителей туристских услуг 42
3.3. Потребительские предпочтения туристов города Чебоксары 46
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 51
Приложения 57
Работа любого предприятия туристкой индустрии направлена, в первую очередь, на удовлетворение потребностей потребителей туристского продукта. Ориентируясь на то, что интересно той или иной группе потребителей, предприятия туристской индустрии выстраивают свою деятельность по проектированию и созданию туристского продукта. Проектирование нового продукта начинается непосредственно с изучения предпочтений и пожеланий потенциальных клиентов и потребителей.
Актуальность. Потребитель определяет направления деятельности любой туристической фирмы. Современные туристские фирмы тратят на маркетинговую деятельность около 20 % от всех расходов. Потребитель приобретает туристский продукт, подсказывая продавцу, что ему необходимо предлагать и как вести себя на рынке. Поэтому изучение потребительских предпочтений можно назвать важнейшим направлением маркетинговых исследований в туризме [29].
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений в туризме позволяет определить профиль потенциального потребителя туристского продукта и выявить основные типы потребителей, для того, чтобы знать, на какой же сегмент клиентов ориентировать создание определенного туристского продукта или услуги. Кроме этого, исследование потребительских предпочтений туристов дает множество ценной информации, позволяющей предприятиям туриндустрии успешнее продвигать свой продукт. Концепция современного маркетинга базируется на признании суверенитета потребителя, что предполагает широкое изучение и моделирование потребительского поведения на рынке, мнений, предпочтений и требований потребителя.
Объектом исследования являются потребительские предпочтения туристов. Предмет исследования - предпочтения туристов города Чебоксары.
Цель работы - изучение и анализ потребительских предпочтений туристов города Чебоксары.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования потребительских предпочтений туристов.
2. Проанализировать факторы, влияющие на потребительские предпочтения туристов города Чебоксары.
3. Выявить основные предпочтения туристов города Чебоксары и описать портрет типичного туриста города.
Для достижения поставленной цели и решения задач в дипломной работе используются такие методы исследования, как общенаучные методы - анализ, сравнение и классификация, а также методы социологического исследования - контент-анализ и метод экспертного опроса.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских и зарубежных ученых, таких как Беляевский И.К., Голубков Е.П., Андерсон К., Яковлев Г. А., Димитриев В.Д. и другие. Информационной базой исследования послужили фондовые материалы научной библиотеки ЧГУ, данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, Росстата, справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант плюс», материалы опроса.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 63 пунктов и 5 приложений. Общий объём работы составляет 66 страниц. Работа содержит 18 рисунков, 1 таблицу в тексте и 3 таблицы в приложении.
Апробация результатов проводилась на студенческой научной конференции, проходившей в рамках Регионального фестиваля студентов и молодежи «Человек. Гражданин. Ученый» (ЧГУ - 2019), Всероссийской научной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам в 2020 году (см. диплом участника в приложении 1), а также на Межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции, проходившей в заочной форме в городе Санкт-Петербурге (см. сертификат участника в приложении 2). По результатам исследования в 2020 году опубликована статья в сборнике «Колпинские чтения по краеведению и туризму». Дополнительно к печати подготовлены 2 статьи, в сборники: «Развитие чувашской государственности в условиях российского федерализма: прошлое, настоящее, будущее» и «Чувашский национальный музей: Люди. События. Факты».
Исследование потребительских предпочтений туристов важно для понимания их поведения, выявления их потребностей и желаний. Эти знания помогают предприятиям туриндустрии планировать свою деятельность и делать ее более эффективной. В работе были рассмотрены теоретические основы исследования потребительских предпочтений туристов, потребительские предпочтения туристов на примере города Чебоксары, а также факторы, оказывающие влияние на выбор потребителя туристских услуг. По данным опроса экспертов и анализа данных выведен типичный портрет туриста города.
В первой главе дано определение понятия «туристические предпочтения потребителей», проанализированы российские центры, занимающиеся изучением потребительских предпочтений туристов, их методы сбора данных и предоставляемая информация. Данные сведены в таблицу. Проведена классификация методов исследования потребительских предпочтений и предлагается два подхода к классификации методов: по отношению к той или иной науке и по характеру сбора данных. В исследовании применены общенаучные методы, такие как анализ, сравнение и классификация, а также методы социологического исследования: контент-анализ, опрос экспертов, анкетирование. Потребительские предпочтения туристов являются объектом влияния целого ряда факторов, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта [57].
Во второй главе рассмотрены факторы, определяющие потребительские предпочтения туристов города Чебоксары: факторы внешней среды, региональные факторы и личностные факторы. Рассмотрены показатели официальной статистики по региональным факторам и проведено их сравнение с общероссийскими показателями. Сделан вывод об отстающем экономическом положении Чувашии среди других регионов России.
В третьей главе рассмотрен рынок туристских услуг в городе и сделан вывод о том, что в Чебоксарах представлены услуги по размещению туристов, услуги по организации перевозки туристов и экскурсионные услуги, информационно-рекламные услуги, услуги по организации питания туристов, услуги по организации досуга туристов, а также консультативные услуги, предоставляемые туристскими компаниями города. Проведен анализ статистических показателей туристских услуг города Чебоксары и сделан вывод об общем росте количества предприятий, оказывающих туристские услуги. Катастрофически повлияла на деятельность предприятий туриндустрии пандемия Короновируса-2019. Проведено структурирование потребителей туристских услуг по классификации UNWTO и по классификации Г.А. Яковлева. Это позволило составить вопросы для опроса местных экспертов в области туризма, составить «паспортичку» и выявить типичный портрет чебоксарского туриста.
Итак, чебоксарские туристы - это люди в возрасте от 25 до 64 лет, как правило, семейные, с детьми, прибывающие своим ходом или в составе экскурсионных групп, а также люди пенсионного возраста, чаще всего прибывающие в Чебоксары на круизных судах или автобусными группами. Продолжительность пребывания туриста в городе составляет 3-5 часов или 2-4 дня. По виду профессий прибывающие туристы представляют собой специалистов, техников и специалистов среднего звена, служащих и руководящих работников. Портрет типичного туриста города Чебоксары выглядит так - это турист от 45 до 64 лет, прибывающий в Чебоксары с культурно-познавательными или деловыми целями. Это семейный турист, предпочитающий спокойный отдых с качественным сервисом, но за небольшую цену. Туриста интересуют познавательные экскурсии по городу, услуги питания и приобретение сувениров. Продолжительность пребывания туриста зависит от цели его поездки и делится на две группы: 3-5 часов или 2-4 дня. Знание потребительских предпочтений туристов поможет деятельности местных предприятий туриндустрии.
1. Акентьева, С. И. Организация туристской индустрии. Учебник / С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. - М.: Academia, 2017. - 320 c.
2. Андерсон, Карл. Аналитическая культура. От сбора данных до бизнес - результатов/ Карл Андерсон; пер. с англ. Юлии Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 420 с.
3. Ассоциация Туроператоров: [Электронный ресурс]. М., 2019. - URL: https://www.atorus.ru(дата обращения: 10.11.2019).
4. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014 - 283 с.
5. Барчуков, И. С. Методы научных исследований в туризме : учеб. пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 - 224 с.
6. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально -культурном сервисе и туризме: Учебное пособие / Ю.В. Безрутченко - 2-е изд. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 232 с.
7. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / И.К. Беляевский. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. - 414 с.
8. Борисова, А.В. Методы научных исследований в туризме: текст лекций/ А. В. Борисова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 68 с.
9. Боровикова, Е.Ю., Исхакова, В.В., Гарифуллин, Э.Д. Эксперимент как метод исследования: [Электронный ресурс] // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000774(дата обращения: 10.02.2020).
10. Бусыгина, Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры/Н. П. Бусыгина. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - с. 150-151.
11. Бушуева, И.В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России// Научный журнал «Сервис plus». - 2019. - Том 13, № 4. - с. 25-33.
12. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
13. Въездные и выездные туристские поездки: [Электронный ресурс] //
Федеральная служба государственной статистики. М. 2019. - URL:
https://www.gks.ru/folder/23457(дата обращения: 10.11.2019).
14. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. - 3. изд., перераб. и доп. / Е.П. Голубков. - М: Издательство «Финпресс», 1998. - С. 220.
15. Гончарова, И.В. Маркетинг туризма : учебное пособие / И. В. Гончарова, Т. П. Розанова, М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014 - 224 с.
16. ГОСТ Р 50690-2017 Туристские услуги. Общие требования: [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200157390(дата обращения: 13.02.2020).
17. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные
положения (Переиздание): [Электронный ресурс]. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200077638(дата обращения: 15.02.2020).
18. Димитриев, В.Д. Чебоксары. Очерки истории города конца XIII - XVII веков. / В.Д. Димитриев. - Чебоксары: ЧГИГН, 2003. - 178 с.
19. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие/ А.П. Дурович. - СПб: Питер, 2008. - 384 с.
20. Зайцева, А.И. Социально-экономические условия региона как фактор развития въездного туризма в Кемеровской области// Туризм - право и экономика. - 2016. - №4. - с. 15-18.
21. Зерчанинова, Т. Е. Социология: методы прикладных исследований : учеб. пособие для вузов / Т. Е. Зерчанинова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 207 с.
22. Информационный туристский и культурный центр Чувашской
Республики. Список гостиниц Чувашской Республики (данные на 01.01.2019 г.): [Электронный ресурс]. - URL: http://volgatourizm.ru/spisok-gostinic-
chuvashskoj-respubliki-(dannie-na (дата обращения: 25.02.2020).
23. Информационный туристский и культурный центр Чувашской Республики. Туристические фирмы Чувашской республики (данные на 01.01.2019 г.): [Электронный ресурс]. - URL: http://volgatourizm.ru/turisticheskie- firmi-chuvashskoj-respubliki-(danni(дата обращения: 25.02.2020).
24. Итоги развития потребительского рынка за 2018 год / г. Чебоксары Чувашской Республики/Официальный сайт: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gcheb.cap.ru/branches/activities/trade/otchet-o-razvitii-potrebiteljskogo-
rinka-goroda-ch/itogi-razvitiya-potrebiteljskogo-rinka-za-2018-god (дата
обращения: 15.02.2020).
25. Итоги социально-экономического развития города за 2020 год/ г. Чебоксары Чувашской Республики/Официальный сайт: [Электронный ресурс].
- URL: http://www.gcheb.cap.ru/branches/activities/econimic/socialjno-
ekonomicheskoe-razvitie/itogi-socialjno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-z-1 (дата обращения: 16.04.2020).
26. Капустина, О. И., Ворох, Н. И., Смирнова, Г. А. Исследование рынка туристских услуг (на материалах Смоленской области): монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2014 - 190 с.; ил.
27. Квартальнов, В.А. Туризм: Учебник/ В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
28. Маркетинг в туристской индустрии: учебное пособие / под ред. Ю.П. Кожаева. - М: Юнити, 2016. - 303 с.
29. Маркетинговое исследование потребителей туристского продукта:
[Электронный ресурс] // Открытые Медиа. М., 2019. - URL:https://
www.ovtr.ru/stati/turizm-marketingovye-issledovaniya-potrebitelej (дата
обращения: 10.11.2019).
30. Модельный закон «О туристской деятельности»: [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/2569316/(дата обращения: 26.02.2020).
31. Мокий, М. С. Методология научных исследований: учебник для магистров/ М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий; под ред. М. С. Мокия.
- М.: Издательство Юрайт, 2017 - 255 с. - Серия: Магистр.
32. Наука и инновации/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: [Электронный ресурс].
- URL: https://chuvash.gks.ru/folder/26863(дата обращения: 15.04.2020).
33. Национальные счета/Территориальный орган Федеральная служба
государственной статистики: [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.gks.ru/accounts(дата обращения: 16.04.2020).
34. О среднемесячной заработной плате работников организаций в
Чувашской Республике в 2019 году/Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики/Официальный сайт: [Электронный ресурс]. - URL: http://minec.cap.ru/news/2020/03/04/o-
srednemesyachnoj-zarabotnoj-plate-rabotnikov-org (дата обращения: 24.02.2020).
35. Орехова, В.Н. Туристические предпочтения россиян в области
внутреннего туризма // Колпинские чтения по краеведению и туризму.
Материалы межрегиональной с международным участием научно - практической конференции 26 марта 2020 года. - с. 275: [Электронный ресурс]. - URL: ййр://гс-<Мш.8рЬ.ги/’№р-соп1:еп1Уир1оаЙ8/2020/03/т.2.-Колпинские-чтения- 2020.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
36. Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики в
разрезе районов/Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики: [Электронный ресурс]. - URL:
http://minpriroda.cap.ru/action/activity/osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii- chuvashskoj/osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii-chuvashskoj(дата обращения: 29.04.2020).
37. Панова, А. В. Статистика туризма: Учебное пособие / А.В. Панова -
Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 248 с. (Высшее образование) ISBN 978-5-16-011796-6. - Текст: электронный. - URL:
https://new.znanium.com/cata1og/product/543772(дата обращения: 23.05.2020).
38. Пашинян, И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и
ограничения: [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: научная электронная библиотека, май-июнь 2012 №3 (9). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontent-analiz-kak-metod-issledovaniya-dostoinstva- i-ogranicheniya/viewer(дата обращения: 23.11.2019).
39. Поветкина, Д.В., Ивент-туризм, как фактор социально-экономического развития территории// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2018. - Том 12, №1.
40. Розничная торговля, услуги населению, туризм/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: [Электронный ресурс]. - URL: https://chuvash.gks.ru/trade(дата обращения: 15.04.2020).
41. Рынок труда, занятость и заработная плата/Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: [Электронный ресурс]. - URL:
https ://www. gks.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения:
16.04.2020).
42. Рынок труда, занятость и заработная плата/Федеральная служба
государственной статистики: [Электронный ресурс]. - URL:
https ://www.gks.ru/1abor_market_emp1oyment_sa1aries?print= 1 (дата обращения: 29.04.2020).
43. Саак, А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие/ А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
44. Список объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) Чувашской Республики/Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики/Официальный сайт: [Электронный ресурс]. - URL: http://culture.cap.ru/action/activity/kuljturnoe-nasledie/objekti- kuljturnogo-naslediya/spisok-objektov-kuljturnogo-naslediya-(pamyatniki-is(дата обращения: 10.11.2019).
45. Толковый словарь Ушакова онлайн: [Электронный ресурс] // М., 2019. -
URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=56117(дата обращения:
10.11.2019).
46. Транспорт/Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Чувашской Республике: [Электронный ресурс]. - URL: https://chuvash.gks.ru/transport(дата обращения: 15.04.2020).
47. Трифонова, З.А. География Чувашской Республики/ З.А. Трифонова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011, 189 с.
48. Трифонова, З.А. Культурный потенциал национальных столиц России: типологические характеристики / Трансформация российского пространства: социально-экономические и природные факторы (полимасштабный анализ). Сборник докладов XXV сессии МАРС / Под ред. С.С.Артоболевского и Л.М. Синцерова. М.: Институт географии РАН, 2008, с. 182-199.
49. Трифонова, З.А. Оценка социально-культурного потенциала центров национально-территориальных образований России // Известия РАН. Серия географическая. 2008. №3.
50. Трифонова, З.А. Оценка туристского потенциала территории Чувашской Республики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология, 2010, №1. С. 38-40 (соавторы Трифонова М.М.).
51. Трифонова, З.А. Стратегии культурного потенциала столиц национальных республик России / Материалы международной научной конференции «Социально-экономическая география: фундаментальные и прикладные исследования». Под ред. А.Г. Дружинина, Г.М. Федорова, В.Е. Шувалова. - Калининград: изд-во БФУ им. И. Канта.- 2011. С.165-170.
52. Туризм в Чувашии: о главном за первое полугодие 2018-
го/Туристический портал Чебоксар: [Электронный ресурс]. - URL:
https://visitvolga.ru/blog/tourism-in-chuvashia/(дата обращения: 05.03.2020).
53. Туристические предпочтения россиян: в моде активный отдых: [Электронный ресурс] // Национальное Агентство Финансовых Исследований. М., 2019. - URL:https://nafi.ru/analytics/turisticheskie-predpochteniya-rossiyan-v- mode-aktivnyy-otdykh/(дата обращения: 10.11.2019).
54. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации»: [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349157&fld= 134&dst=100009,0&rnd=0.8906667079142898#07276322998079907 (дата
обращения: 15.02.2020).
55. Хильшер, В.А., Ананьев, Е.В., Профессиональная этика в сфере гостеприимства: значение и функции// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2018. - Том 12, №1.
56. Черевичко, Т.В. Теория и методология социально-экономических исследований в туристской индустрии: учебное пособие/ Т.В. Черевичко. - Саратов, 2014. - 32 с.
57. Чудновский, А.Д., Жукова, М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 304 с.
58. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Г.А. Яковлев. - М.: Издательство РДЛ, 2004. - 376 с.
59. A§an, K., Emeksiz, M. Outdoor recreation participants’ motivations, experiences and vacation activity preferences// Journal of Vacation Marketing. - 2018. - Vol 24, Issue 1. - page(s): 3-15.
60. Karl, M. Risk and Uncertainty in Travel Decision-Making: Tourist and Destination Perspective// Journal of Travel Research. - 2018. - Vol 57, Issue 1. - page(s): 129-146.
61. Kim, B., Kim, J. The rise of a new tourism destination: How did Vladivostok
become the closest Europe for Korean tourists?// Journal of Eurasian Studies. - 2020. - May 18 [Электронный ресурс]. - URL:
https://doi.org/10.1177/1879366520920639(дата обращения: 10.04.2019).
62. Scuderi, R. Special Focus: Local resources for tourism - from impact to growth// Tourism Economics. - 2018. - Vol 24, Issue 3. - page(s): 294-296.
63. Shoval, N., Schvimer, Y., Tamir, M. Real-Time Measurement of Tourists’ Objective and Subjective Emotions in Time and Space//Journal of Travel Research. - 2018. - Vol 57, Issue 1. - page(s): 3-16.