Методология реализации культурно-эстетического потенциала среды метрополитена Санкт-Петербурга (на примере развития Правобережной линии)
|
Введение 4
Глава 1. Метрополитен в городской среде
1.1. Метрополитен как феномен подземной урбанистики: инфраструктура,
технологии, тенденции 12
1.2. Метрополитен как интегральный средовой объект: актуальные аспекты
и проблемы 16
1.3. Метрополитен как объект культурного наследия 24
1.4. Метрополитен как объект современного творчества 30
1.5. Перспективы развития метрополитена и задачи архитектурно-художественного формирования среды 40
Выводы 48
Глава 2. Анализ факторов архитектурно-художественной организации
среды метрополитена
2.1. Градостроительные условия: место, контекст, архитектурная форма 49
2.2. Пространственная типология станций 56
2.3. Морфология, компоненты и средства архитектурно-художественной
организации среды 60
2.4. Потенциал и проблемы синтеза искусств 72
Выводы 74
Глава 3. Методология формирования эстетического образа
3.1. Методы формирования эстетического образа 75
3.2. Процесс моделирования архитектурно-художественной организации среды
метрополитена 89
3.3. Концепция формирования эстетического образа метрополитена
(на примере развития Правобережной линии Санкт-Петербургского
метрополитена) 91
Выводы 105
Заключение 106
Список использованной литературы 108
Иллюстрации 124
Приложения
Глава 1. Метрополитен в городской среде
1.1. Метрополитен как феномен подземной урбанистики: инфраструктура,
технологии, тенденции 12
1.2. Метрополитен как интегральный средовой объект: актуальные аспекты
и проблемы 16
1.3. Метрополитен как объект культурного наследия 24
1.4. Метрополитен как объект современного творчества 30
1.5. Перспективы развития метрополитена и задачи архитектурно-художественного формирования среды 40
Выводы 48
Глава 2. Анализ факторов архитектурно-художественной организации
среды метрополитена
2.1. Градостроительные условия: место, контекст, архитектурная форма 49
2.2. Пространственная типология станций 56
2.3. Морфология, компоненты и средства архитектурно-художественной
организации среды 60
2.4. Потенциал и проблемы синтеза искусств 72
Выводы 74
Глава 3. Методология формирования эстетического образа
3.1. Методы формирования эстетического образа 75
3.2. Процесс моделирования архитектурно-художественной организации среды
метрополитена 89
3.3. Концепция формирования эстетического образа метрополитена
(на примере развития Правобережной линии Санкт-Петербургского
метрополитена) 91
Выводы 105
Заключение 106
Список использованной литературы 108
Иллюстрации 124
Приложения
Развитие метрополитена является одним из глобальных направлений урбанизационного процесса, сопровождающее и во многом определяющее архитектурный образ и качество жизни мегаполиса XXI века.
Метрополитен как уникальный объект подземной урбанистики возник более столетия назад и сегодня является наиболее ярким воплощением образа современного мегаполиса.
Метрополитен - это уникальная и сложнейшая система, созданная человеком, памятник истории и культуры, интегральный объект, в основе формирования и развития которого лежат инновационные идеи и технологии. Вместе c тем, это объект массового использования, соединяющее в себе функции транспортной коммуникации и общественного пространства.
Основными предпосылками возникновения подземных транспортных сооружений в конце 19 в. стали процессы ускоренной урбанизации и как следствие - обострившиеся транспортные проблемы. Со временем метрополитен стал неотъемлемой частью не только инфраструктуры, образа жизни горожан, но и архитектурного образа, особым образом интегрированного в визуальное и эмоциональное восприятие города.
Метрополитен - это глобальное явление, которое занимает особую страницу в истории градостроительства, архитектуры, искусства.
Вместе с тем, в каждом городе - Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне,
Нью-Йорке, Париже, Токио и во многих и многих других городах, где сеть
подземных линий и станций исторически сложилась и интенсивно развивается, в градостроительной системе, культурной традиции, архитектурном и социальном пространстве, эстетике городской среды.
Морфология подземного пространства и его функциональное наполнение значительно отличаются в разных градостроительных условиях, в зависимости от исторических, экономических и социальных факторов развития. Это проявляется как в общих структурных особенностях системы метрополитена, так и в специфике архитектурно-пространственного формообразования станций, выборе принципиальных конструктивных систем, традициях и современных приёмах оформления интерьеров, отвечающих роли и значимости этого уникального средового объекта в жизни города.
Целью строительства метрополитена является не только усовершенствование современной транспортной инфраструктуры,
но и формирование особого пространственного и художественного образа, дополняющего архитектурный облик города, преодоление психологического дискомфорта из-за нахождения пассажиров под землей за счет создания благоприятных климатических, световых и цветовых условий, реализация эстетического потенциала архитектурной среды, способного не только благоприятно воздействовать на эмоциональное состояние, но и обогащать внутренний мир человека, давать новые краски, новые чувства в восприятии современного города.
Метрополитен - это комплексный архитектурно-пространственный объект, обладающий уникальными традициями и потенциалом эстетического воздействия, формирования и реализации принципов синтеза искусств в актуальном пространстве городской среды.
В связи c этим, сегодня, в контексте интенсивных процессов развития сети метрополитена, наряду с необходимостью решения инженерно-
вопросов, проблем реализации градостроительных
и социально-экономических задач возникает не менее важный комплекс проблем, лежащих в эстетической сфере и касающихся вопросов архитектурно-художественного формирования среды.
Эти проблемы связаны как строительством и реконструкцией метрополитена в исторических районах городов, так и с созданием его новых звеньев в районах современной застройки, где метрополитен является важнейшим драйвером устойчивого развития территорий.
Особую актуальность и характерные особенности проблема развития метрополитена имеет в Санкт-Петербурге. Динамично развивающийся крупнейший российский и европейский мегаполис - уникальный памятник градостроительного искусства, включенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - таков контекст, определяющий условия современного развития метрополитена в Санкт-Петербурге.
Ленинградский-петербургский метрополитен - особый
градостроительный и культурный феномен, имеющий более чем полувековую историю. Его развитие - продолжение мирового и отечественного опыта и, вместе с тем - неповторимое культурное явление, неразрывно связанное как с градостроительной эволюцией, архитектурными традициями северной столицы, так и с художественной школой - академической школой монументального искусства, для которой метрополитен стал важнейшей сферой реализации творческого потенциала.
Сегодня петербургский метрополитен находится на интенсивном этапе развития. Опыт последних десятилетий всё более отчётливо обозначает проблему формирования и реализации комплексного подхода к архитектурно- эстетическому облику станций.
Метрополитен как уникальный объект подземной урбанистики возник более столетия назад и сегодня является наиболее ярким воплощением образа современного мегаполиса.
Метрополитен - это уникальная и сложнейшая система, созданная человеком, памятник истории и культуры, интегральный объект, в основе формирования и развития которого лежат инновационные идеи и технологии. Вместе c тем, это объект массового использования, соединяющее в себе функции транспортной коммуникации и общественного пространства.
Основными предпосылками возникновения подземных транспортных сооружений в конце 19 в. стали процессы ускоренной урбанизации и как следствие - обострившиеся транспортные проблемы. Со временем метрополитен стал неотъемлемой частью не только инфраструктуры, образа жизни горожан, но и архитектурного образа, особым образом интегрированного в визуальное и эмоциональное восприятие города.
Метрополитен - это глобальное явление, которое занимает особую страницу в истории градостроительства, архитектуры, искусства.
Вместе с тем, в каждом городе - Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне,
Нью-Йорке, Париже, Токио и во многих и многих других городах, где сеть
подземных линий и станций исторически сложилась и интенсивно развивается, в градостроительной системе, культурной традиции, архитектурном и социальном пространстве, эстетике городской среды.
Морфология подземного пространства и его функциональное наполнение значительно отличаются в разных градостроительных условиях, в зависимости от исторических, экономических и социальных факторов развития. Это проявляется как в общих структурных особенностях системы метрополитена, так и в специфике архитектурно-пространственного формообразования станций, выборе принципиальных конструктивных систем, традициях и современных приёмах оформления интерьеров, отвечающих роли и значимости этого уникального средового объекта в жизни города.
Целью строительства метрополитена является не только усовершенствование современной транспортной инфраструктуры,
но и формирование особого пространственного и художественного образа, дополняющего архитектурный облик города, преодоление психологического дискомфорта из-за нахождения пассажиров под землей за счет создания благоприятных климатических, световых и цветовых условий, реализация эстетического потенциала архитектурной среды, способного не только благоприятно воздействовать на эмоциональное состояние, но и обогащать внутренний мир человека, давать новые краски, новые чувства в восприятии современного города.
Метрополитен - это комплексный архитектурно-пространственный объект, обладающий уникальными традициями и потенциалом эстетического воздействия, формирования и реализации принципов синтеза искусств в актуальном пространстве городской среды.
В связи c этим, сегодня, в контексте интенсивных процессов развития сети метрополитена, наряду с необходимостью решения инженерно-
вопросов, проблем реализации градостроительных
и социально-экономических задач возникает не менее важный комплекс проблем, лежащих в эстетической сфере и касающихся вопросов архитектурно-художественного формирования среды.
Эти проблемы связаны как строительством и реконструкцией метрополитена в исторических районах городов, так и с созданием его новых звеньев в районах современной застройки, где метрополитен является важнейшим драйвером устойчивого развития территорий.
Особую актуальность и характерные особенности проблема развития метрополитена имеет в Санкт-Петербурге. Динамично развивающийся крупнейший российский и европейский мегаполис - уникальный памятник градостроительного искусства, включенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - таков контекст, определяющий условия современного развития метрополитена в Санкт-Петербурге.
Ленинградский-петербургский метрополитен - особый
градостроительный и культурный феномен, имеющий более чем полувековую историю. Его развитие - продолжение мирового и отечественного опыта и, вместе с тем - неповторимое культурное явление, неразрывно связанное как с градостроительной эволюцией, архитектурными традициями северной столицы, так и с художественной школой - академической школой монументального искусства, для которой метрополитен стал важнейшей сферой реализации творческого потенциала.
Сегодня петербургский метрополитен находится на интенсивном этапе развития. Опыт последних десятилетий всё более отчётливо обозначает проблему формирования и реализации комплексного подхода к архитектурно- эстетическому облику станций.
В результате научно-исследовательской и проектной работы была выявлена методология формирования архитектурно-художественного образа станций метрополитена в контексте развития подземной урбанистики и современных мегаполисов с учетом применения методов и средств организации качественно новой среды пространств метрополитена для развития культурно-эстетического потенциала.
Относительно поставленных в исследовании задач был изучен мировой опыт формирования архитектурно-художественного образа станций метрополитена.
Цель исследования реализована в разработке проектных предложений по развитию Правобережной линии Санкт-Петербургского метрополитена, на примере проектируемых станций «Театральная», «Горный институт», «Шкиперская» и «Морской фасад».
Общие выводы по диссертации:
1 .Метрополитен был и остается знаковым явлением в жизни современного мегаполиса. При этом в различных городах и странах метрополитен имеет свои особенности и место в градостроительной системе, культурной традиции, архитектурном и социальном пространстве, эстетике городской среды.
2. Метрополитен является интегральным средовым объектом, который обладает уникальными структурными свойствами и закономерностями формообразования, занимает особое место в истории градостроительства, архитектуры, искусства.
3. Привлечение известных архитекторов и дизайнеров к проектированию метрополитена является общемировой тенденцией, способствующей реализации творческого потенциала и технических инноваций в создании социально значимых объектов массового притяжения.
4.Остро стоит вопрос об охране выдающихся станций метрополитена как объектов культурного наследия, уникальных и целостных архитектурно- художественных ансамблей.
5. Разработка комплексных подходов к архитектурно-художественному проектированию станций метрополитена актуальна для всех крупных городов и отражает особенности и тенденции развития метрополитена как важнейшей составляющей градостроительной системы и городской среды.
6. В Санкт-Петербурге метрополитен находится на интенсивном этапе развития. Опыт последних десятилетий обозначает проблему формирования и реализации комплексного подхода к архитектурно-эстетическому облику станций.
7. Взаимодействие функции и образа, утилитарного и эстетического в истории метрополитена сложилось в устойчивую традицию, которая в своеобразных чертах и свойствах проявляется в различных градостроительных контекстах.
8. Целью развития системы метрополитена является не только
усовершенствование современной транспортной инфраструктуры,
но и реализация идеи создания полноценного и привлекательного общественного пространства, преодоления психологического дискомфорта, коммуникативности среды за счет комплексного решения проблем создания благоприятных условий и реализации эстетического потенциала синтеза архитектуры, искусства, дизайна.
для формирования архитектурно-художественных качеств среды станций метрополитена и в каждом отдельном случае должны оцениваться как важный средообразующий фактор. Вместе с тем, необходимо понимать, что для реализации эстетического потенциала пространственной среды метрополитена данная типология имеет весьма условный характер. Основную роль играет целенаправленный выбор методов, средств, формирование художественного языка, объединенных идеей создания целостного эстетического образа.
10. Понимание взаимосвязи между морфологией пространства,
компонентами и средствами ее композиционной организации, процессом восприятия имеет основополагающее значение для творческого метода формирования эстетического образа.
11. Компоненты и средства формирования архитектурно-художественного образа среды метрополитена развиваются и видоизменяются вместе с развитием архитектуры и технологий, применением новых конструктивных систем и современных материалов, эволюцией культуры и общества.
12. При формировании архитектурно-художественной организации среды метрополитена неизменным остается то, что эстетический потенциал синтеза многообразных средств и компонентов должен быть направлен на создание целостного архитектурно-художественного образа, яркого и позитивного по своему воздействию.
13. Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования среды метрополитена позволило выявить различные методы формирования эстетического образа станций.
14. Несмотря на ограниченную типологию станций метрополитена и приоритет задач эффективной и безопасной организации движения, благодаря современному дизайну и целенаправленному применению различных методов формирования архитектурно-художественного образа каждая станция может стать уникальным эстетически ценным пространством.
Относительно поставленных в исследовании задач был изучен мировой опыт формирования архитектурно-художественного образа станций метрополитена.
Цель исследования реализована в разработке проектных предложений по развитию Правобережной линии Санкт-Петербургского метрополитена, на примере проектируемых станций «Театральная», «Горный институт», «Шкиперская» и «Морской фасад».
Общие выводы по диссертации:
1 .Метрополитен был и остается знаковым явлением в жизни современного мегаполиса. При этом в различных городах и странах метрополитен имеет свои особенности и место в градостроительной системе, культурной традиции, архитектурном и социальном пространстве, эстетике городской среды.
2. Метрополитен является интегральным средовым объектом, который обладает уникальными структурными свойствами и закономерностями формообразования, занимает особое место в истории градостроительства, архитектуры, искусства.
3. Привлечение известных архитекторов и дизайнеров к проектированию метрополитена является общемировой тенденцией, способствующей реализации творческого потенциала и технических инноваций в создании социально значимых объектов массового притяжения.
4.Остро стоит вопрос об охране выдающихся станций метрополитена как объектов культурного наследия, уникальных и целостных архитектурно- художественных ансамблей.
5. Разработка комплексных подходов к архитектурно-художественному проектированию станций метрополитена актуальна для всех крупных городов и отражает особенности и тенденции развития метрополитена как важнейшей составляющей градостроительной системы и городской среды.
6. В Санкт-Петербурге метрополитен находится на интенсивном этапе развития. Опыт последних десятилетий обозначает проблему формирования и реализации комплексного подхода к архитектурно-эстетическому облику станций.
7. Взаимодействие функции и образа, утилитарного и эстетического в истории метрополитена сложилось в устойчивую традицию, которая в своеобразных чертах и свойствах проявляется в различных градостроительных контекстах.
8. Целью развития системы метрополитена является не только
усовершенствование современной транспортной инфраструктуры,
но и реализация идеи создания полноценного и привлекательного общественного пространства, преодоления психологического дискомфорта, коммуникативности среды за счет комплексного решения проблем создания благоприятных условий и реализации эстетического потенциала синтеза архитектуры, искусства, дизайна.
для формирования архитектурно-художественных качеств среды станций метрополитена и в каждом отдельном случае должны оцениваться как важный средообразующий фактор. Вместе с тем, необходимо понимать, что для реализации эстетического потенциала пространственной среды метрополитена данная типология имеет весьма условный характер. Основную роль играет целенаправленный выбор методов, средств, формирование художественного языка, объединенных идеей создания целостного эстетического образа.
10. Понимание взаимосвязи между морфологией пространства,
компонентами и средствами ее композиционной организации, процессом восприятия имеет основополагающее значение для творческого метода формирования эстетического образа.
11. Компоненты и средства формирования архитектурно-художественного образа среды метрополитена развиваются и видоизменяются вместе с развитием архитектуры и технологий, применением новых конструктивных систем и современных материалов, эволюцией культуры и общества.
12. При формировании архитектурно-художественной организации среды метрополитена неизменным остается то, что эстетический потенциал синтеза многообразных средств и компонентов должен быть направлен на создание целостного архитектурно-художественного образа, яркого и позитивного по своему воздействию.
13. Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования среды метрополитена позволило выявить различные методы формирования эстетического образа станций.
14. Несмотря на ограниченную типологию станций метрополитена и приоритет задач эффективной и безопасной организации движения, благодаря современному дизайну и целенаправленному применению различных методов формирования архитектурно-художественного образа каждая станция может стать уникальным эстетически ценным пространством.
Подобные работы
- Методология реализации культурно-эстетического потенциала среды метрополитена Санкт-Петербурга (на примере развития Правобережной линии)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2017



