Совершенствование системы производственного планирования в государственных (муниципальных) организациях на примере ФКУ «Исправительная колония № 40» ГУФСИН по Кемеровской области, г.Кемерово
ВВЕДЕНИЕ 7
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ 11
1.1 Особенности планирования расходов и размещения заказов по
государственным (муниципальным) заданиям 11
1.2 Документальное оформление процесса производственного
планирования организаций системы исполнения наказаний 25
1.3 Особенности производственного планирования и оценки его
эффективности в учреждениях уголовно-исполнительной системы 30
РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФКУ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 40» ГУФСИН ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 41
2.1 Характеристика основных показателей деятельности учреждения за
2015-2017 гг. 41
2.2 Характеристика производственной деятельности ФКУ
«Исправительная колония № 40» ГУФСИН по Кемеровской области в 2017 году 45
2.3 Оценка потенциала развития производственной деятельности ФКУ
«Исправительная колония № 40» ГУФСИН по Кемеровской области 57
Общий вывод по разделу 2 64
РАЗДЕЛ III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФКУ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 40» ГУФСИН ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 67
3.1 Мероприятия по расширению имеющихся возможностей
производственной деятельности 67
3.2 Мероприятия по использованию новых возможностей
производственной деятельности 73
3.3 Совершенствование средств автоматизации производственного
планирования учреждения 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Процесс планирования представляет собой сложный комплекс научной и практической деятельности экономистов-менеджеров. Уровень его организации на отечественных предприятиях значительно влияет как на ход разработки плановых показателей, так и на конечные результаты производства и продажи товаров и услуг. Поэтому на всех этапах внутрифирменного планирования необходимо применять наиболее совершенные методы, технологию и средства научного обоснования планов предприятия. Всякий совершенный процесс планирования представляет собой, по существу, метод оптимизации предстоящей производственной деятельности персонала, а также текущей плановой работы руководителей и экономистов.
Перед уголовно-исполнительной системой(УИС) РФ стоит задача возвращения к обществу после отбывания наказания полноценных граждан. Для выполнения этой функции потребляется определенная часть валового национального продукта.
Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Кузбасса имеют необходимую материально-техническую базу и рабочую силу для выполнения различных производственных заказов.
Производство УИС нуждается во внедрении новых технологий на предприятиях и есть необходимость в разработке конкурентоспособной продукции для дальнейшего повышения уровня прибыли учреждений УИС. Основой производства УИС является производственная деятельность осужденных, под которой мы понимает осуществляемую ими в соответствии с Трудовым кодексом деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых для выполнения производственной программы предприятия ИУ либо иной организации, где осужденные могут привлекаться к труду, в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса, направленными на их исправление.
Необходимо отметить, что производственная деятельность УИС в отличие от производственной деятельности других социальных систем имеет особую правовую природу, основой которой помимо экономических являются правоохранительные, социальные, образовательные, воспитательные и другие пенитенциарные цели, стоящие перед администрацией исправительных учреждений по отношению к привлекаемым к труду - осужденным.
Согласно Концепции развития УИС в РФ до 2020 года необходимы профессиональный анализ состояния производственной и договорной базы ФСИН России; централизованная разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений УИС в целях приоритетного обеспечения нужд системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции; обновление производственной базы учреждений УИС с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что для роста прибыли учреждений УИС необходимо разрабатывать и постоянно совершенствовать систему производственного планирования. Ввод новых технологий и, соответственно, производство новых товаров (работ, услуг) повлечет за собой появление дополнительных рабочих мест для осужденных, что является одним из приоритетных направлений деятельности учреждений УИС. От того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Необходимо проводить анализ деятельности бюджетных организаций, чтобы направляемые им средства использовались более эффективно.
Объектом исследования выступает Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области». Предмет исследования - система производственного планирования предприятия.
Целью данной выпускной квалификационной работы будет являться выработка рекомендаций по совершенствованию производственного планирования в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Исходя из данной цели, перед нами поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности планирования расходов в государственных (муниципальных) организациях;
- проанализировать основные экономические показатели деятельности ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области;
- проанализировать возможности развития производственной деятельности учреждения;
- выявить направления совершенствования производственного планирования в учреждении;
- разработать мероприятия по улучшению производственного планирования в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 40
Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несёт связанные с этой деятельностью обязанности. Режим работы исправительной колонии определяется Уставом казенного учреждения, утвержденным приказом ФСИН № 86 от 18.02.2011.
Основной деятельностью ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. Но также, предприятие учреждения специализируется на производстве и поставке следующих видов продукции и услуг:
- изделия деревообработки (мебель из ЛДСП, оконные и дверные блоки, распиловка);
- изделия металлообработки (сетка «рабица», металлические двери, решетки, контейнера под отходы, двухъярусные кровати, лестничные марши, перилла, металлические лавочки);
- услуги по полимерному покрытию;
- услуги по ремонту автотранспорта;
- швейные изделия (услуги по пошиву спец. одежды).
Производство продукции и оказание услуг осуществляется как для сторонних организаций, так и для внутрисистемных нужд УИС.
Колония располагает подсобным хозяйством, выращивает свиней и различные овощи. Выращенные овощи частью засушиваются впрок, частью солятся и маринуются, частью потребляются в свежем виде в столовой. Важно отметить, что ИК-40частично обеспечивает себя необходимыми продуктами.
Для выхода из упадочного положения производства в УИС необходимо находить новые формы и методы работы, для достижения хороших результатов производственным сектором УИС.
В представленной выпускной квалификационной работе рассмотрены особенности производственного планирования в государственных и муниципальных учреждениях в целом и в частности учреждений УИС. Помимо особенностей производственного планирования, характерных для учреждений государственного сектора в целом, таких, как зависимость от бюджетных показателей вышестоящих распорядителей, а также необходимость формирования показателей на среднесрочную перспективу. Характерными особенностями для организационной системы исполнения наказаний является обязательность учета социального аспекта - социальная адаптация и овладение профессиональными навыками осужденных. Исходя из этого, основной целью производственного планирования данных субъектов бюджетной системы является расширение видов производственной деятельности с максимизацией вовлекаемого в нее спецконтингента. В связи с этим выделенная задача производственного планирования была реализована в рамках финансово-хозяйственной деятельности учреждения сферы исполнения наказаний ФКУ «Исправительная колония № 40» ГУФСИН по Кемеровской области.
За период 2015-2017 гг. произошли определенные изменения в основных показателях деятельности учреждения. Так, расходы в 2017 г. увеличились на14630,25 тыс. руб.(6,2 %) по сравнению с 2016 г., и на24809,96 тыс. руб.(10,99 %) по сравнению с 2015 г., что связано с увеличением затрат на оплату труда и расходования материальных запасов. Наблюдается снижение средней величины активов казенного учреждения в отчетном периоде по сравнению с 2016 г. и 2015 г. на7681,33тыс. руб.(1,32 %) и на 126005,18тыс. руб. (17,96 %) соответственно. Наибольший удельный вес здесь составляют основные средства (54,87 %) и непроизведенные активы (40,24 %). Также, мы видим, что произошло снижение стоимости основных средств, связанное с их физическим устареванием, а в 2016 г. резко снизилась стоимость непроизведенных активов данного учреждения в связи с переоценкой кадастровой стоимости земли.
Проведя анализ деятельности ФКУ ИК-40, было выяснено, что учреждение реализует производство по нескольким отраслям: металлообработка, деревообработка, легкая промышленность, продукты питания, авторемонтные работы и прочие. В целом по учреждению наблюдается наращивание производственной деятельности в 2017 г. на 7455,85 тыс. руб.(16,04 %) по сравнению с 2016 г. и на 21849,25 тыс. руб. (68,11 %) по сравнению с 2015 г. В отчетном периоде был увеличен объем производства, количество заказов, что видно из увеличения численности занятых осужденных: 22,7 % от общей численности спецконтингента; в 2016 г. данный показатель составил 16,1 %, а в 2015 г. - 20,51%.
Основную часть выпускаемой продукции исправительное учреждение производит для внутрисистемных нужд (73,66 %), но также оно выпускает продукцию и на внешний рынок заключая контракты с муниципальными образованиями и государственными структурами, и сторонними организациями. Например, двери металлические, стойки светофоров пешеходных и транспортных, мебель из ЛДСП, пошив нательного и постельного белья, рабочих костюмов и прочие. ФКУ ИК-40 имеет потенциал для расширения взаимодействия с бизнес-сообществом для трудоустройства осужденных. Например, возможно продолжить работу с такими заказчиками , как ООО «Кузбасская швейная компания», ООО «СпецполимерСервис», ООО «Спецтара», ООО «Аркаим», ООО ПТК «Висмут», а также заключать контракты с новыми: ООО СК «Строй-Инвест» и ООО «ТеплоСтрой».
По результатам изучения системы производственного планирования был сделан вывод, что планирование осуществляется путем составления бюджетных заявок по укрупненным статьям экономической классификации расходов. Деление по видам продукции не осуществляется и, как правило, плановые показатели формируются на основе показателей смет предыдущего года и отклонения от них.
С целью совершенствования производственного планирования было предложено два направления реализации мероприятий, во-первых, реализация производственного потенциала. С этой целью были проведены расчеты эффективности разработанной экономистами учреждения производственной программой на 2018 год по расширению отдельных видов деятельности: мыло туалетное, тумбы прикроватные, контейнеры под ТБО (0,75 куб. м.), что обеспечит занятость осужденных в количестве 6 чел. (2,26 % от общего числа занятых), 4 чел. (1,5 %) и 8 чел. (3,01 %), а также увеличение доходов (за месяц)на 504,8 тыс. руб. (0,94 % от уровня доходов 2017г.). В качестве второго направления нами было предложено использование новых возможностей производственной деятельности, в связи с чем было предложено заключить договор с администрацией города Кемерово по благоустройству набережной Кировского района. Это позволит трудоустроить некоторое количество осужденных: 26 человек (9,77 %), что является важнейшим направлением деятельности учреждения, а также получить прибыль (за месяц)в размере 1137 тыс. руб. (2,11 %).
Для повышения оперативности производственного планирования нами была разработана программа для автоматизированного составления одной из форм бюджетной отчетности, которая представлена в виде взаимосвязанных таблиц- шаблонов в Microsoft OfficeExcel с формулами для расчетов различных показателей. Эффективность внедрения данной программы выразится в сокращении затрат времени на составление сметы доходов и расходов и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что для совершенствования производственного планирования данному учреждению необходимо продолжить работу по освоению новых видов конкурентоспособной продукции (работ, услуг) с учетом постоянно меняющихся тенденций развития потребительского рынка, внедрению, по возможности, новых технологий, применению высокотехнологичного оборудования; разработать планы мероприятий по обеспечению трудовой занятости осужденных, имеющих иски; активизировать работу по поиску и привлечению к взаимовыгодному сотрудничеству надежных и платежеспособных партнеров; провести работу с государственными органами и муниципальными образованиями, направленную на получение заказов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для нужд регионов, и по другим направлениям производственной деятельности.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 17 июля
1998 года, в ред. федер. закона от 28.12.2017 № 145-ФЗ] // Собрание
законодательства РФ. - 2017. - Ст. 6.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. Распоряжением правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1172-р.
3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Принят Гос. Думой 22 марта 2013 года, в ред. федер. закона от 23.04.2018 № 44-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - Ст. 3.
4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: [Принят Гос. Думой 12 января 1996 года, в ред. федер. закона от 5.02.2018 № 7-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - Ст. 9.2.
5. Ковалева, Е.А. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]: учебное пособие // Совершенствование системы планирования. - Челябинск, 2015. - 54 с. - Режим доступа: https://studfiles.nct/preview/2442684/page:53/. - Загл. с экрана (дата обращения 08.04.2018).
6. Азатян, К.А. Теоретические основы планирования расходов государственных и муниципальных учреждений [Текст] / К.А. Азатян // Экономические науки. - 2017. - № 76-1. - С. 121-125.
7. Винайкина, А.П. Конкурентоспособность продукции, производимой в учреждениях уголовно-исполнительной системы [Текст] / А.П. Винайкина, О. А. Зарубина // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». - 2017. - т. 5. - С. 60.
8. Даниленко, Н.И. Методические аспекты проведения контрольных мероприятий по проверке бюджетной сметы казенного учреждения [Текст] / Н.И. Даниленко // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 46 (340). - С. 27¬29.
9. Загарских, В.В. Система бюджетирования как основа сметного планирования в производственных подразделениях казенных учреждений уголовно-исполнительной системы [Текст] / В.В. Загарских // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 44 (290). - С. 31-32.
10. Макарова, О.В. Специфика производственной деятельности в уголовно-исполнительной системе [Текст] / О.В. Макарова, А.В. Милехина // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 4 (24). - С. 43-45.
11. Обухова, Т. Проверка правильности составления и исполнения бюджетной сметы [Электронный ресурс] / Т. Обухова // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. - 2016. - № 3. - С. 63-65.
12. Сорокин, А.П. Об итогах производственно-хозяйственной деятельности, трудовой занятости осужденных, ходе реформирования производственного сектора УИС и задачах по взаимодействию производственных и финансово¬экономических служб в преодолении негативных явлений в экономике [Текст] / А.П. Сорокин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 7 (98). - С. 8-9.
13. Шлыков, В.В. Проблема оценки организации пенитенциарного производства УИС в целях трудовой адаптации осужденных [Текст] / В.В. Шлыков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 5-9. С. 15-20.
14. Анализ исполнения бюджетной сметы [Электронный ресурс] // Режим доступа:https: //studopedia.ru/14 7973 analiz-ispolneniya-byudzhetnoy- smeti .html. - Загл. с экрана (дата обращения 25.04.2018).
15. Анализ хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях
[Электронный ресурс] // Анализ эффективности деятельности бюджетных организаций. - Ставрополь, 2017. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/6460073/page:20/.- Загл. с экрана (дата обращения 25.04.2018).
16. Антонян, Е.А. Состояние и перспективы развития производственной базы уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] / Е.А. Антонян // Отрасли права. - 2017. - Режим доступа:Лйр://отрасли-права.рф/агйс1е/23735. - Загл. с экрана (дата обращения 25.04.2018).
17. Бюджетное планирование и учет размещения заказов [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http: //www.tender-
zakupki.ru/zakaz/?Gos Zakazchikam:BYuDZhETNOE PLANIROVANIE I UchET
RAZMESchENIYa ZAKAZOV. - Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2018).
18. Бюджетная смета казённого учреждения [Электронный ресурс] //
Полезные статьи о госзакупках, 2017. - Режим доступа:
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/195-byudzhetnaya-smeta.- Загл. с экрана (дата обращения 20.04.2018).
19. Доклад Федеральной службы исполнения наказаний «О возможных формах привлечения бизнес-сообщества на производственные площадки уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://фсин.рф/news/khaгakteгistika-proizvodstvennogo-sektora-uis.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 29.04.2018).
20. Лопатников, Л.И. Общеэкономический и экономико-математический
объяснительный словарь [Электронный ресурс] // Онлайн Словарь современной экономической науки, 2018. - Режим доступа:
http://lopatnikov.pro/slovar/b/byudzhetnoe-planirovanie/.- Загл. с экрана (дата обращения 12.04.2018).
21. Особенности размещения государственного (муниципального) заказа
[Электронный ресурс] // https://studopedia.ru/4 114521 osobennosti-
razmeshcheniya-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-zakaza.html.- Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2018).
22. Официальный сайт ГУФСИН России по Кемеровской области
[Электронный ресурс] // Исправительная колония № 40. - Режим доступа:
http://42.fsin. su/structure/ispravitelnye kolonii/ik 40.php. - Загл. с экрана (дата
обращения 29.04.2018).
23. Планирование бюджетных расходов [Электронный ресурс] // Общие подходы к формированию бюджетных расходов, методы их планирования. - Брянск, 2015. - Режим доступа:https://studfiles.net/preview/3857620/.- Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2018).
24. Процедура размещения государственных заказов. Стадии процедуры размещения государственных заказов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://poznayka.org/s13549t1.html. - Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2018).
25. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов
[Электронный ресурс] // под ред. Д.А. Шевчука. - 2011. - Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin enc/27057. - Загл. с экрана (дата обращения
12.04.2018).
26. Экономика организаций [Электронный ресурс] // Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов. - Саратов, 2016. - 69 с. - Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5999096/page:29/.- Загл. с экрана (дата обращения 12.04.2018).
27. Загарских, В.В. Развитие управленческого учета и бюджетирования в производственных подразделениях казенных учреждений уголовно¬исполнительной системы [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.12 / Вера Валерьевна Загарских; ФГОУ ВПО «Вятский государственный университет»; кафедра финансов и экономической безопасности. - Киров, 2014. - 25 с.