ВВЕДЕНИЕ 5
1 Позиционирование России на рынке туристских услуг:
особенности информационно- коммуникационного поля 8
1.1 Характеристика российского рынка туристских услуг 8
1.2 Технологии и инструменты PR в популяризации внутреннего и
выездного туризма 17
2 Применение PR-технологий в повышении туристского потенциала
России (на примере деятельности коммуникационной группы «iMARS») 31
2.1 Организационная структура и основные направления
деятельности коммуникационной группы «iMARS» 31
2.2 Разработка и реализация информационно-коммуникационных
проектов позиционирования России на туристском рынке для Федерального агентства по туризму 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Выбор темы для выпускной квалификационной работы был обусловлен особенной актуальностью туризма в постиндустриальном обществе, а так же важностью туристской сферы для экономики страны. Кроме того, участие России в Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 в России™ в качестве организатора, повлекло за собой множество мероприятий, направленных на повышение привлекательности России, как туристского региона в мировом масштабе.
Туризм является не только активно развивающейся индустрией, но и источником дохода во многих странах, как для государства, так и для частных компаний, начиная от индивидуальных предпринимателей и заканчивая крупными государственными корпорациями.
Системный, комплексный подход к позиционированию России, как туристской державы, на внутреннем рынке и за рубежом начал применяться относительно недавно. Грамотное позиционирование влияет на популярность туризма на той или иной территории. В свою очередь, туризм активно влияет на экономику страны, он является ключевым фактором экономического развития, о чём свидетельствует официальная позиция Всемирной туристской организации (ЮНВТО): «В качестве экспортного сектора туризм имеет важное значение для создания рабочих мест и процветания сообществ во всем мире» [40].
Туристский рынок в России развивается неравномерно. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, число выездных туристских поездок преобладает над числом въездных и внутренних поездок.
За первые 6 месяцев 2017 года число выездных зарубежных поездок из России увеличилось на 29 % до 17,1 млн. с 13,3 млн. за аналогичный период 2016 года [53]. Кроме того, большое влияние оказывает и сегодняшняя политическая обстановка вокруг России. Отношения нашей страны с Украиной, сложности, связанные с путешествиями в Турцию и Египет, санкции, введённые США в части предоставления неиммиграционных виз, совместные санкционные списки Европейского союза и США, законодательно запрещающими выезд для ряда категорий граждан из Российской Федерации - всё это существенно повлияло на снижение туристского потока из России. Сюда можно отнести: неблагоприятный инвестиционный климат большинства провинциальных городов, низкую привлекательность жизни на определённой территории, низкую туристскую привлекательность региона, невостребованность локальных производителей.
Таким образом, для того, чтобы исправить ситуацию, необходима масштабная планомерная работа по осуществлению грамотного, чёткого позиционирования. Необходимо формирование туристского бренда России, что в свою очередь требует качественного анализа текущей ситуации и ведения мер PR-политики, купирующих негативное восприятие России и формирующих благоприятное отношение как у местных жителей, так и у жителей зарубежных стран.
Однако, данные проблемы возможно решить выбором эффективной PR- стратегии. Экономическое направление российского туристского брендинга ориентировано на создание условий, привлекательных для работы иностранных инвесторов, и для продвижения российских брендов за рубежом.
Наряду с этим активно развивается спортивное направление позиционирования России. Заслуженные успехи российской спортивной дипломатии - Универсиада в Казани - 2013, Олимпийские игры в Сочи - 2014, Всемирные зимние военные игры - 2017, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™ - оказывают влияние на привлекательность образа нашей страны за рубежом.
Вместе с тем, несмотря на успешную работу в данной области, в период антироссийских санкций, изоляции России от развитых государств на экономической арене, антироссийской пропаганды в сознании зарубежных представителей, сложно привлекать приток туристов. Однако, существуют и положительные стороны, на которых можно акцентировать внимание: это своеобразие страны, богатая культурная и историческая составляющие. Именно положительные стороны, нововведения, влияющие на туристскую индустрию и особенности страны должны стать поводом для публикаций в СМИ.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы делают обращение к данной теме особенно актуальным.
Степень изученности проблемы. В качестве теоретической основы данного исследования использовались работы специалистов и практиков PR, рекламы и маркетинга в туризме: А. Ю. Александровой, А. Ф. Барышева, М. Б. Биржакова, М. В. Гундарина, Е. Л. Драчевой, А. Ю. Еремеевой, М. В. Ефремовой, И. В. Зорина, Н. Н. Малаховой, В. А. Моисеева, Н. Моргана, Н. А. Соколовой, и др. Для аналитической части работы использовались многочисленные статистические данные.
Объект исследования - PR-технологии в позиционировании России на рынке туристских услуг.
Предмет исследования - разработка и реализация информационно-коммуникационных проектов позиционирования России в деятельности коммуникационной группы «iMARS».
Целью данной работы является изучение применяемых PR-технологий на туристском рынке для повышения туристского потенциала России.
В связи с этим в работе было поставлено несколько задач:
- проанализировать состояние рынка туристских услуг России;
- изучить существующие в туристской сфере PR-технологии и особенности их применения;
- определить роль PR-технологий в формировании туристского бренда;
- рассмотреть реализованные информационно-коммуникационные проекты позиционирования России на туристском рынке на примере деятельности коммуникационной группы «iMARS».
Методологической базой работы являются принципы системно-функционального и сравнительного анализа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованных источников, содержащего 69 наименований и приложения.
Позиционирование России проявляется в применяемых PR-технологиях, поскольку именно в зависимости от того, каким образом и какими средствами освещаются те или иные аспекты, у общественности складывается о стране то или иное представление. Позиционирование на рынке туристских услуг тесно взаимосвязано с политической и экономической сферами страны. Туризм занимает лидирующее место в международных экономических связях и укрепил своё влияние на формирование валового внутреннего продукта. Сдерживающими факторами для роста туристского потока в России являются сложная визовая политика, крупные транспортные расходы, несоответствие инфраструктуры, низкого качества услуг и их стоимости, что препятствует эффективности применяемых технологий. Российский туристский рынок является несбалансированным. Согласно данным «Росстата», за первый квартал 2017 года объём выездного туризма преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма. В данной ситуации необходимо усиление мер по привлечению туристского потока, чему может поспособствовать грамотное позиционирование России и применение комплекса PR-технологий.
Продвижением и популяризацией российского туристского бренда на внутреннем и международном туристских рынках, раскрытием туристского потенциала России, информированием населения о туристских возможностях страны занимается Федеральное агентство по туризму. В рамках деятельности Федерального агентства по туризму проводится множество разноплановых PR- технологий. В практической части работы были освещены значимость, методика организации и программа следующих PR-технологий: организация инфотуров в Чеченскую Республику и Республику Крым, блог-тур в Республику Карелия, информационное сопровождение выставки «Улица Дальнего Востока» в рамках Всемирного экономического форума во Владивостоке, организация роад-шоу с представлением туристского потенциала России к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России™.
Таким образом, применяемые PR-технологии призваны повысить привлекательность России, как страны для туризма, продемонстрировать туристский потенциал России, положительно повлиять на рост как внутреннего, так и въездного турпотока.
1 Абдель Вахед Э. А. Роль телевизионных спутниковых каналов в формировании культуры туризма : монография / Э. А. Абдель Вахед. - Казань : КНИТУ, 2013. - 136 с.
2 Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
3 Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: Учеб. пособие / А.Ф. Барышев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 159 с.
4 Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - СПб. : Герда, 2006. - 320 с.
5 Бутко И. И. Железнодорожные туры в России и в мире / И. И. Бутко, А. Н. Рубаник, В. А. Ситников. - М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. - 329 с.
6 Векслер А. Ф. Связи с общественностью для бизнеса / А. Ф. Векслер. - Н. Новгород : PR-Эксперт, 2001. - 202 с.
7 Горохов В. М. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникативные стратегии: Учеб. пособие / В. М. Горохов, Т. Э. Гринберг. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 199 с.
8 Гундарин М. В. Теория и практика связей с общественностью: Основы медиа-рилейшнз / М. В. Гундарин. - М. : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. - 312 с.
9 Драчева Е. Л. Экономика и организация туризма: международный туризм / Е. Л. Драчева. - М. : Кнорус, 2010. - 565 с.
10 Еремеев А. Ю. Методическое обеспечение разработки нового турпродукта / А. Ю. Еремеев. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 122 с.
11 Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие / М. В. Ефремов. - М. : Ось-89, 2001. - 192 с.
12 Зорин И. В. Туризм как вид деятельности / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 262 с.
13 Иванова К. А. Бесценные советы для настоящего PR-менеджера. Устная коммуникация / К. А. Иванова. - СПб. : Питер, 2006. - 144 с.
14 Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности / Е. Н. Ильина. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 240 с.
15 Индийский туристский портал «Agri Tourism», [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://www.agritourism.in-Загл. с экрана.
16 Интернет-журнал «Российское предпринимательство». Туристический рынок России: экономический аспект, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/turisticheskiy-rynok-rossii-ekonomicheskiy-aspekt-Загл. с экрана.
17 Интернет-портал блог Артёма Мазура. Почему не нужно покупать лайки в инстаграм, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artemmazur.ru/instagram/pochemu-ne-nuzhno-pokupat-lajki-v-instagram.html-Загл. с экрана.
18 Интернет-портал Восточного экономического форума. О Восточном экономическом форуме, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forumvostok.ru/about-the-forum/-Загл. с экрана.
19 Интернет-портал выставки «Улица Дальнего Востока». О выставке, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fareaststreet.ru/about/-Загл. с экрана.
20 Интернет-портал Российской Ассоциации по связям с общественностью. «iMARS» и Федеральное агентство по туризму продолжают сотрудничество, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.raso.ru/news/23684/-Загл. с экрана.
21 Информационный туристский портал «Турпром». Итоги зимнего туристического сезона: 45% рост турпотока и 15% рост доходов, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.tourprom.ru/news/38563/-Загл. с экрана.
22 Итальянский туристский портал «Agriturismo», [Электронный ресурс].
- Режим доступа:https://www.agriturismo.net/riding-center-Загл. с экрана.
23 Квят А. Г. Методологические основы связей с общественностью: курс лекций / А. Г. Квят. - Омск : Омский государственный университет, 2012. - 175 с.
24 Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. - М.; СПб: Питер, 2012. -
375 с.
25 Лукьянова Н. С. География туризма: туристские регионы мира и России: Практикум: учеб. пособие / Н. С. Лукьянова. - М. : Кнорус, 2010. - 166 с.
26 Малахова Н. Н. Инновации в туризме и сервисе / Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 244 с.
27 Международный туристский портал «AgroTours», [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://agrotours.com-Загл. с экрана.
28 Михайлов Ю. М. Связи с общественностью по-русски / Ю. М. Михайлов. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 306 с.
29 Моисеев В. А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации: Теория и практика / В. А. Моисеев. - Киев : Дакор, 2002. -
376 с.
30 Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе: Учеб. пособие / Н. Морган, А. Причард. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 482 с.
31 Национальный туристический портал «Russia Travel». Всероссийский конкурс «Туристический бренд России», [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourbrand.russia.travel-Загл. с экрана.
32 Новаторов В. Е. Культура маркетинга: Учеб. пособие / В. Е. Новаторов. - Омск : Омский государственный университет, 2011. - 244 с.
33 Омельченко В. Д. Использование современных технических достижений в сфере обслуживания и туризма / В. Д. Омельченко. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 112 с.
34 Онлайн-портал гостиничного бизнеса «ProHotelia». Что ждёт мировой туризм в 2018 году, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prohotelia.com/2017/10/global-tourism-2018/-Загл. с экрана.
35 Онлайн-портал научного журнала «SCImago Journal &Country Rank», [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.scimagojr.com-Загл. с экрана.
36 Официальная страница Инстаграм-блогера О. Пискаловой, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.instagram.com/piskalik/?hl=ru-Загл. с экрана.
37 Официальная страница Инстаграм-блогера У. Сазановской,
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.instagram.com/ulyashakitty/-Загл. с экрана.
38 Официальная страница Инстаграм-блогера Ю. Абрамовой,[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.instagram.com/alexstubbornUhUru-Загл. с экрана.
39 Официальная страница Инстаграм-блогера Я. Страздина, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.instagram.com/st.yasha/-Загл. с экрана.
40 Официальный сайт Всемирной туристской организации. Результаты международного туризма за 2017 год: самые высокие за 7 лет, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://media.unwto.org/press-release/2018-01-15/2017-international-tourism-results-highest-seven-years-Загл. с экрана.
41 Официальный сайт коммуникационной группы «iMARS». Кейсы PR, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.imars.ru/cases/case.php?page=90-Загл. с экрана.
42 Официальный сайт коммуникационной группы «iMARS». Клиенты «iMARS», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imars.ru/main.php#praktices-Загл. с экрана.
43 Официальный сайт коммуникационной группы «iMARS». Команда «iMARS», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imars.ru/team.php-Загл. с экрана.
44 Официальный сайт коммуникационной группы «iMARS». О коммуникационной группе, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imars.ru/about.php-Загл. с экрана.
45 Официальный сайт Первого канала. У иностранцев набирает
популярность агротуризм по российской глубинке, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2015-08-05/14004-
u_inostrantsev_nabiraet_populyarnost_agroturizm_po_rossiyskoy_glubinke-Загл. с экрана.
46 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. В Севастополе открылся XIII Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе», [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.russiatourism.ru/news/13047/?sphrase_id=407485-Загл. с экрана.
47 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Выборочная статистическая информация, рассчитанная в соответствии с официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://goo.gl/DSo9BS-Загл. с экрана.
48 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Интервью
руководителя Ростуризма Олега Сафонова газете «Известия» от 28.12.2017, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.russiatourism.ru/contents/press-sluzhba/vystupleniya-doklady-i-intervyu/intervyu-rukovoditelya-rosturizma-olega-safonova-gazete-izvestiya-ot-28-12-2017/?sphrase_id=407762-Загл. с экрана.
49 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Положение о Федеральном агентстве по туризма, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/ob_agentstve/Regulation_of_the_Russiatourism/-Загл. с экрана.
50 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/xzofPf-Загл. с экрана.
51 Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Чеченская Республика добилась успеха в событийном туризме, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.russiatourism.ru/news/13006/?sphrase_id=402966-Загл. с экрана.
52 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Статистическая информация о социально-экономическом развитии сельских территорий Российской Федерации, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/sel-terr.html-Загл. с экрана.
53Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.gks.ru/-Загл. с экрана.
54Платформа для коммуникаций пиарщиков с журналистами «MediaDigger». Как пиарятся города и страны. Задачи, уроки и приёмы, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mediadigger.ru/kak-pr- prodvigat-goroda-strany-zadachi-uroki-priemy/-Загл. с экрана.
55 Портал стратегических исследований «Euromonitor International». Путешествия в России, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euromonitor.com/travel-in-russia/report-Загл. с экрана.
56 Савруцкая Е. П. Связи с общественностью: Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / Е. П. Савруцкая. - СПб. : РХГА, 2010. - 203 с.
57 Соколова Н. А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование: Учеб. пособие / Н. А. Соколова. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 209 с.
58 Спортивный интернет-портал «Чемпионат». На чемпионате мира -
2018 ожидается 1,5 млн иностранных туристов, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.championat.com/football/news-2166711-na-chempionate-
mira—2018-ozhidaetsja-poltora-milliona-inostrannykh-turistov.html-Загл. с экрана.
59 Сулейманова Г. В. Реклама в туризме: Учебно-методическое пособие / Г. В. Сулейманова. - Казань : КНИТУ, 2013. - 151 с.
60 Терских М. В. Реклама в сфере сельского туризма : Учеб. пособие / М. В. Терских, О. С. Иссерс. - Омск : Омский государственный университет, 2013. - 208 с.
61 Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л. Н. Федотова. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с.
62 Халиков М. С. Экономическая социология региона: Учебник для вузов / М. С. Халиков. - М. : Альма Матер, 2011. - 141 с.
63 Чернышева Т. Л. Связи с общественностью (PR): Учеб. пособие / Т. Л. Чернышева. - Новосибирск : НГТУ, 2012. - 140 с.
64 Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. - М. : КНОРУС, 2006. - 448 с.
65 Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд: Учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Чумиков. - М. : Аспект Пресс, 2017. - 159 с.
66 Шматью Л. П. Страхование и риски в туризме: Учеб. пособие / Л. П. Шматью. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 205 с.
67 Электронное издание «Финансовая газета». Темпы роста мирового туризма обгоняют темпы роста мировой экономики, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fingazeta.ru/opinions/tempyi-rosta-mirovogo-turizma-obgonyayut-rost-mirovoy-ekonomiki-204689/-Загл. с экрана.
68 Электронное периодическое издание «Лента.Ру». Что иностранные туристы думают о России, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/11/07/abroadtour/-Загл. с экрана.
69 Яковлев П. П. Маркетинг в сфере туризма / П. П. Яковлев. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 78 с.