ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА МАТЕРИАЛЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы обучения аудированию на уроках английского языка в средней школе 9
1.1 Понятие, механизмы и трудности аудирования 9
1.2 Подходы к обучению аудированию 15
1.3 Средства обучения аудированию и средства контроля
сформированности умений аудирования 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Использование фрагментов мультипликационных фильмов на уроках
английского языка для обучения аудированию 29
2.1 Критерии отбора фрагментов мультипликационных фильмов для
обучения аудированию и методика работы с ними 29
2.2 Комплекс упражнений для обучения аудированию на среднем этапе
обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов 33
2.3 Анализ результатов экспериментального обучения с использованием
фрагмента мультипликационного фильма на уроке английского языка в 8
классе в рамках темы «Socialising» 44
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 58
Глава 1 Теоретические основы обучения аудированию на уроках английского языка в средней школе 9
1.1 Понятие, механизмы и трудности аудирования 9
1.2 Подходы к обучению аудированию 15
1.3 Средства обучения аудированию и средства контроля
сформированности умений аудирования 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Использование фрагментов мультипликационных фильмов на уроках
английского языка для обучения аудированию 29
2.1 Критерии отбора фрагментов мультипликационных фильмов для
обучения аудированию и методика работы с ними 29
2.2 Комплекс упражнений для обучения аудированию на среднем этапе
обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов 33
2.3 Анализ результатов экспериментального обучения с использованием
фрагмента мультипликационного фильма на уроке английского языка в 8
классе в рамках темы «Socialising» 44
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 58
С развитием культурных и экономических связей между странами и народами возрастает роль изучения иностранных языков, поэтому в настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. Также по решению Министерства просвещения Российской Федерации в школах введён второй иностранный язык как обязательный предмет при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Обучение иностранному языку предполагает обучение видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению и письму.
Обучение аудированию подразумевает восприятие и понимание на слух устной речи. Осуществление данного вида речевой деятельности представляет определённые трудности, и обучающимся требуются усилия для овладения данным умением.
На сегодняшний день существует множество различных средств обучения иностранному языку, которые призваны помочь учителю и учащимся в формировании умения воспринимать речь на слух. Например, таким средством являются мультипликационные фильмы, которые позволяют учителю формировать умения аудирования, а также способствуют созданию ситуации реального общения на уроках иностранного языка. Однако на сегодняшний день современные учебно-методические комплексы (УМК) не подразумевают наличие видеоматериалов при обучении аудированию.
Таким образом, вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку. В качестве предмета исследования выступает комплексы упражнений на английском и немецком языках для обучения аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием фрагментов мультипликационных фильмов.
6
Цель данной работы - разработать комплексы упражнений на английском и немецком языках для обучения аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием фрагментов мультипликационных фильмов.
Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач.
1. рассмотреть понятие, механизмы и трудности аудирования;
2. изучить подходы к обучению аудированию;
3. рассмотреть средства обучения аудированию и средства контроля сформированности умений аудирования;
4. описать критерии отбора фрагментов мультипликационных фильмов для обучения аудированию и методику работы с ними.
5. разработать комплексы упражнений на английском и немецком языках для обучения аудированию на среднем этапе обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов;
6. провести экспериментальное обучение, используя фрагмент мультипликационного фильма на уроке английского языка в 8 классе в рамках темы «Socialising».
В ходе исследования использовались методы:
1. изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме исследования;
2. изучение и обобщение педагогического опыта;
3. количественный и качественный анализ;
4. наблюдение;
5. экспериментальное обучение.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение аудированию в средней школе будет более эффективно с использованием фрагментов мультипликационных фильмов, нежели с использованием аудиозаписи.
Теоретической базой при изучении данной темы являются работы по методике обучения аудированию на уроках иностранного языка таких авторов, как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. К. Миньяр-Белоручев, Е. Н. Соловова и другие.
Теоретическая значимость заключается в расширении и углублении научных представлений об обучении аудированию в средней школе. Полученные результаты экспериментального обучения являются вкладом в методику обучения иностранным языкам.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса упражнений к фрагментам мультипликационных фильмов, которые могут применяться в практической работе учителей в средней школе.
Результаты исследования прошли апробацию на X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (направление «Филологическое образование»), 21-30 апреля, и отражены в публикации «Обучение аудированию на материале мультипликационных фильмов на иностранном языке в средней школе».
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и два приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена рассмотрению понятия, механизмов и трудностей аудирования; изучению подходов к обучению аудированию; рассмотрению средств обучения аудированию и средств контроля сформированности умений аудирования. Вторая глава содержит описание критериев отбора фрагментов мультипликационных фильмов для обучения аудированию и методики работы с ними; разработку комплекса упражнений для обучения аудированию на среднем этапе обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов, а также результаты проведённого экспериментального обучения с применением фрагмента мультипликационного фильма на уроке английского языка в 8 классе в рамках темы «Socialising». В заключении подводится итог всего исследования, описывается достигнутая цель и задачи исследования.
Обучение аудированию подразумевает восприятие и понимание на слух устной речи. Осуществление данного вида речевой деятельности представляет определённые трудности, и обучающимся требуются усилия для овладения данным умением.
На сегодняшний день существует множество различных средств обучения иностранному языку, которые призваны помочь учителю и учащимся в формировании умения воспринимать речь на слух. Например, таким средством являются мультипликационные фильмы, которые позволяют учителю формировать умения аудирования, а также способствуют созданию ситуации реального общения на уроках иностранного языка. Однако на сегодняшний день современные учебно-методические комплексы (УМК) не подразумевают наличие видеоматериалов при обучении аудированию.
Таким образом, вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку. В качестве предмета исследования выступает комплексы упражнений на английском и немецком языках для обучения аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием фрагментов мультипликационных фильмов.
6
Цель данной работы - разработать комплексы упражнений на английском и немецком языках для обучения аудированию на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием фрагментов мультипликационных фильмов.
Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач.
1. рассмотреть понятие, механизмы и трудности аудирования;
2. изучить подходы к обучению аудированию;
3. рассмотреть средства обучения аудированию и средства контроля сформированности умений аудирования;
4. описать критерии отбора фрагментов мультипликационных фильмов для обучения аудированию и методику работы с ними.
5. разработать комплексы упражнений на английском и немецком языках для обучения аудированию на среднем этапе обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов;
6. провести экспериментальное обучение, используя фрагмент мультипликационного фильма на уроке английского языка в 8 классе в рамках темы «Socialising».
В ходе исследования использовались методы:
1. изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме исследования;
2. изучение и обобщение педагогического опыта;
3. количественный и качественный анализ;
4. наблюдение;
5. экспериментальное обучение.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение аудированию в средней школе будет более эффективно с использованием фрагментов мультипликационных фильмов, нежели с использованием аудиозаписи.
Теоретической базой при изучении данной темы являются работы по методике обучения аудированию на уроках иностранного языка таких авторов, как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. К. Миньяр-Белоручев, Е. Н. Соловова и другие.
Теоретическая значимость заключается в расширении и углублении научных представлений об обучении аудированию в средней школе. Полученные результаты экспериментального обучения являются вкладом в методику обучения иностранным языкам.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса упражнений к фрагментам мультипликационных фильмов, которые могут применяться в практической работе учителей в средней школе.
Результаты исследования прошли апробацию на X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (направление «Филологическое образование»), 21-30 апреля, и отражены в публикации «Обучение аудированию на материале мультипликационных фильмов на иностранном языке в средней школе».
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и два приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена рассмотрению понятия, механизмов и трудностей аудирования; изучению подходов к обучению аудированию; рассмотрению средств обучения аудированию и средств контроля сформированности умений аудирования. Вторая глава содержит описание критериев отбора фрагментов мультипликационных фильмов для обучения аудированию и методики работы с ними; разработку комплекса упражнений для обучения аудированию на среднем этапе обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов, а также результаты проведённого экспериментального обучения с применением фрагмента мультипликационного фильма на уроке английского языка в 8 классе в рамках темы «Socialising». В заключении подводится итог всего исследования, описывается достигнутая цель и задачи исследования.
Подводя итог исследования, следует ещё раз подчеркнуть, что процесс коммуникации не осуществим без восприятия иноязычной речи на слух.
Обучение аудированию на уроках иностранного языка должно проходить с использованием технических средств обучения, которые позволяют демонстрировать образцы иноязычной речи носителей языка. Для повышения мотивации к обучению необходимо использовать тот материал, который был бы интересен для обучающихся. Фрагменты мультфильмов представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной коммуникации, а также делают учебный процесс эмоциональным. Кроме этого, видеоматериалы приобщают к культуре страны изучаемого языка, поскольку фрагменты могут содержать элементы социокультурной информации, что способствует формированию социокультурной компетенции у обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы стала разработка комплекса упражнений для обучения аудированию на среднем этапе обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов. Для этого были изучены теоретические основы обучения аудированию на уроках иностранного языка, а также рассмотрены критерии отбора фрагментов мультипликационных фильмов и выделены этапы работы с ними.
В ходе исследования были отобраны четыре фрагмента мультфильмов, а также разработаны комплексы упражнений к ним, которые будут способствовать формированию мотивации к изучению английского языка у обучающихся и более эффективному и результативному обучению аудированию по выбранным темам. Также предлагаемые комплексы упражнений позволят раскрыть творческие способности обучающихся и создадут атмосферу реальной языковой коммуникации.
Для апробации выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное обучение с обучающимися восьмых классов МБОУ «СОШ 50
№64» г. Новокузнецка. Результаты данного экспериментального обучения показали, что при обучении аудированию на уроках иностранного языка можно использовать фрагменты мультипликационных фильмов, которые соответствуют заданной тематике УМК. Их использование будет более эффективно по сравнению с аудиозаписью, поскольку в видеофрагменте присутствует наличие визуальной опоры.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены. Разработанные комплексы упражнений могут быть использованы учителями иностранного языка в практической деятельности.
Обучение аудированию на уроках иностранного языка должно проходить с использованием технических средств обучения, которые позволяют демонстрировать образцы иноязычной речи носителей языка. Для повышения мотивации к обучению необходимо использовать тот материал, который был бы интересен для обучающихся. Фрагменты мультфильмов представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной коммуникации, а также делают учебный процесс эмоциональным. Кроме этого, видеоматериалы приобщают к культуре страны изучаемого языка, поскольку фрагменты могут содержать элементы социокультурной информации, что способствует формированию социокультурной компетенции у обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы стала разработка комплекса упражнений для обучения аудированию на среднем этапе обучения с использованием фрагментов мультипликационных фильмов. Для этого были изучены теоретические основы обучения аудированию на уроках иностранного языка, а также рассмотрены критерии отбора фрагментов мультипликационных фильмов и выделены этапы работы с ними.
В ходе исследования были отобраны четыре фрагмента мультфильмов, а также разработаны комплексы упражнений к ним, которые будут способствовать формированию мотивации к изучению английского языка у обучающихся и более эффективному и результативному обучению аудированию по выбранным темам. Также предлагаемые комплексы упражнений позволят раскрыть творческие способности обучающихся и создадут атмосферу реальной языковой коммуникации.
Для апробации выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное обучение с обучающимися восьмых классов МБОУ «СОШ 50
№64» г. Новокузнецка. Результаты данного экспериментального обучения показали, что при обучении аудированию на уроках иностранного языка можно использовать фрагменты мультипликационных фильмов, которые соответствуют заданной тематике УМК. Их использование будет более эффективно по сравнению с аудиозаписью, поскольку в видеофрагменте присутствует наличие визуальной опоры.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены. Разработанные комплексы упражнений могут быть использованы учителями иностранного языка в практической деятельности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Принципы работы с мультипликационными фильмами на занятиях по русскому языку как иностранному
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТСЕРИАЛА «MUZZY IN GONDOLAND»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2023 - Развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников средней ступени на базе мультипликационных фильмов (французский язык)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Видео как средство формирования иноязычных
аудитивных навыков у учащихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование языковой компетенции при обучении английскому языку
младших школьников в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Мультфильмы как средство формировании социокультурной и
коммуникативной компетенции при обучении русскому языку китайских
учащихся
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО В 7 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНГЛИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



