ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1991-2016 гг. (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
Введение 3
Глава I. Формирование и эволюция государственно-церковных отношений в сфере образования в 1991-2016 гг 18
1.1. Государственная политика в сфере образования в 1991-2016 гг 18
1.2. Церковная политика в сфере образования в 1991-2016 гг 29
1.3. Региональная политика в сфере православного образования в
Белгородской области 38
Глава II. Реализация государственно-церковной политики в сфере
образования в Яковлевском районе в системе светского образования в 1991¬2016 гг 48
2.1. Система православного образования 48
2.2. Деятельность Православного духовно-просветительского центра 62
Заключение 71
Источники и исследования 75
Приложения 87
Глава I. Формирование и эволюция государственно-церковных отношений в сфере образования в 1991-2016 гг 18
1.1. Государственная политика в сфере образования в 1991-2016 гг 18
1.2. Церковная политика в сфере образования в 1991-2016 гг 29
1.3. Региональная политика в сфере православного образования в
Белгородской области 38
Глава II. Реализация государственно-церковной политики в сфере
образования в Яковлевском районе в системе светского образования в 1991¬2016 гг 48
2.1. Система православного образования 48
2.2. Деятельность Православного духовно-просветительского центра 62
Заключение 71
Источники и исследования 75
Приложения 87
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях Русская Православная Церковь стала играть важную роль в жизни Российского государства и общества, так как соединяется с разными сферами государственной и общественной жизни. Церковь ведет активную образовательную деятельность.
Школе отводится ведущая роль в формировании личности. Также следует учитывать и то, что в настоящее время существует социальный запрос населения, стремящегося воспитать своих детей в соответствии с принципами православной культуры высоконравственными людьми, ответственными за себя и свою страну.
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и традиционной религии, неотъемлемой части национальной культуры, является формой и способом реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями Белгородской области, что обеспечивается законодательством Российской Федерации.
Православие связано с историческим развитием традиционной
российской культуры и беззнания основ православной культуры освоение ценностей русского наследия, на наш взгляд, практически невозможно.Это обуславливает значимость изучения православия для всех учащихся школы вне зависимости от их отношения к религии.
На Белгородчине огромное внимание уделяется духовному развитию. Данное событие - важный показатель того, как строятся отношения светских и духовных властей в нашей области. У государства и церкви общие задачи и цели - это благо общества и его граждан, направленные на повышение качества жизни белгородцев, поддержку, защиту и укрепление традиционных ценностей Православия на белгородской земле.
Это обусловливает необходимость изучения государственно- церковных отношений в РФ в сфере образования, что имеет большую научную и практическую значимость для государства и общества.
отношения в Российской Федерации в сфере образования.
Предметом исследования выступают формирующиеся
государственно-церковные отношения в сфере образования в отдельно взятом муниципальном образовании Российской Федерации-Яковлевском районе Белгородской областив 1991-2016 гг.
Целью исследования является комплексное изучение государственно¬церковных отношений в сфере образования в Яковлевском районе Белгородской областив 1991-2016 гг.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
• проанализировать формирование государственной политики в РФ в сфере образования в 1991-2016 годах;
• проанализировать формирование церковной политики в РФ в сфере образования в 1991-2016 годах;
• рассмотреть государственно-церковную политику в сфере образования в Яковлевском районе в системе православного образования в 1991-2016 гг.;
• рассмотреть государственно-церковные отношения в системе православного воспитания;
• проанализировать работу Православного духовно-просветительского центра в Яковлевском районе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года, когда были приняты законы «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий» по 2016 год - год завершения реализации проекта «Распространение православных воспитательных традиций на территории Яковлевского района» («От православного детского сада к православному району»).
Географические рамки исследования охватывают территорию Яковлевского района Белгородской области Российской Федерации.
4
Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники. Исходя из целей и задач исследования, выделим следующие группы документов:
Первую группу составляют материалы законодательства,которые можно разделить на общероссийские и региональные.
К общероссийским относятся такие как, Законы «О свободе совести и религиозных организациях» , утвердившие за приходами статус юридического лица и закрепившие принципы свободы совести. Законы регламентировали светский характер государства, закрепляя отделение религиозных объединенийот государства и гарантируя равенство всех религиозных объединений перед законом.Закон РФ «Об образовании» , который определил, что каждый имеет право на образование на всех ступенях обучения: начального, общего, среднего, а также дальнейшего обучения в средне-специальных или высших учебных заведениях, в не зависимости от их религиозных убеждений. Конституция Российской Федерации обеспечивала светский характер образования; предоставляла возможности обучения религии в государственных учреждениях вне рамок образовательной программы.
К региональным относятся такие как,Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» , по которому предмет «Православная культура» изучался со 2 по 11 классы 1 час в неделю.
Вторую группу составляют материалы официального
делопроизводства.
Следует выделить письма Министерства образования РФ , в которых говорится о светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации, о введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования, о примерном содержание образования по учебному предмету «Православная культура», об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», о направлении в субъекты Российской Федерации примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации.
Далее идут постановление главы о создании духовно¬
просветительских центров в Белгородском районе, постановление Губернатора о мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, постановление правительства РФ «О
Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015
годы»и Белгородской области об областной программе «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы» и об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы».
Документы Поместного собора Русской Православной Церкви 1990 года обозначили, что Церковь получила правовую основу своей деятельности и обрела правоспособность юридического лица. По документам Архиерейского собора Русской Православной Церкви 1994 года была задана ориентация на создание системы православного образования, преемственно связанного по ступеням от детского сада до вуза и предложено создать в каждой епархии образцовый набор таких православных педагогических учреждений. На соборе 2004 года была создана группа «Молодежное служение и религиозное образование». На соборе Русской Православной Церкви 2008 года, были приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», в которых рассматривалось право на образование, а в2015 году«Образовательная концепция Русской Православной Церкви» .В соответствии с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года,религиозные организации получили право юридического лица, обладания собственностью, свободу пропаганды своих вероучений. С православной точки зрения нужно, чтобы система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. При этом Церковь, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения на принципах свободы совести и вероисповедания. И завершает вторую группу документов Устав Русской Православной Церкви 2016 года, основной документ Русской Православной Церкви.
Третью группу документов составили материалы статистики. Это социологический мониторинг результатов духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи , преподавание предмета «Православная культура», который рассматривает динамику в сфере духовно¬нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
В 2011-2013 годы Белгородским институтом развития образования было проведено исследование о состоянии преподавания предмета «Православная культура» По данным исследования, преподавание предмета «Православная культура» в школах Белгородской области имело положительный результат.
Российский статистический ежегодник за 2015 год .и книга Фурмана Д. «Религиозность в России в 90-е гг. ХХ - нач. XXI в» включает в себя опрос и статистику в сфере образования.
Четвертую группу опубликованных источников составили материалы периодической печати. Статьи митрополита Кирилла (Гундяев), «Возрождение православия и обновление России» и «Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» , в которых говорится о взаимоотношениях церкви и общества.
Статьи, опубликованные в общественно-политической
газете Яковлевского района Белгородской области«Победа»Владимирова О. «Если не мы, придет кто-то другой» , об открытии православного клуба в Томаровской школе № 1, Калмыковой В.В. «Ангел Рождества» , о
рождественском конкурсе, проводимом в духовно-православном центре города Строитель, Пашетных Е.П. «Радость души моей» , о пасхальном конкурсе, проводимом управлением образования Яковлевского района и другие.
Степень изученности проблемы исследования можно сгруппировать по тематике исследования. Исторические работы можно разделить на общероссийские, региональные и краеведческие, кроме того педагогические и социологические.
К общероссийским исследованиям относится книга Иоанна (Снычева)«Русь СоборнаяОчерки христианской государственности» , котораярассказывает, как обрести смысл жизни, как отличить истинную соборность от ложной.Составлено много словарей и энциклопедий, рассказывающих о государственно-церковных отношениях, таких как, «Церковь о нашем времени», «Православная энциклопедия» .А.В.Еремин в своей диссертации рассматривает формирование социальной концепции РПЦ в контексте государственно-церковных отношений. О.Л.Церпицкая в диссертации рассматривает международную деятельность церкви в условиях глобализации в контексте внешней политики Российской Федерации.
Митрополит Илларион (Алфеев) в книге«Возрождение Русской Православной Церкви», а такжев книгах священника Сергея Мансурова «Очерки из истории церкви» рассказывается об истории церквиХХ века.В статье К.Н.Костюк рассказывает о возникновении социальной доктрины Русской православной церкви.Книга С.В. Перевезенцева «Россия. Великая судьба» является попыткой осмысления исторического развития России и русского народа. Книга Л.Юззелла «Проблемы свободы религии в современной России» представляет собой очерки религиозной жизни современной России.В книге М.Н.Свистунова «Православные основы Российской цивилизации» рассматривается диалектика взаимоотношений Российская цивилизации и православия, а также перспективы развития.
К общероссийским исследованиям также относятся книги М.И. Одинцова «Русская православная церковь в XX веке» и Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» , которые описывают историю, взаимоотношения общества и государства.Е.П. Г аранова в своей диссертации рассматривает церковное право в правовой системе российского общества: теоретический и исторический аспекты .В сборнике
А.А.Корникова«Государство, Общество, Церковь в Истории России ХХ-ХХ1 веков» анализируются различные проблемы истории Русской Православной Церкви в контексте истории российского государства и общества. СборникС.
В.Джораевой,где в научных статьях, проанализированы государственно-церковные отношения в России .В 1996 году специалисты Российской Академии при президенте РФ подготовили монографию, в которой проанализировали взаимоотношения государства с
конфессиями . КнигаВ.И.Баделина«Золото церкви» представляет собой
очерки религиозной жизни России.В диссертациях А.В.Беляеваи Л.В. Тюрина рассмотрели эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви с 1917 по 2000 год. М.И.Кодин рассматривает теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце ХХ века: 1990- 2000 гг .В книгах священника Тимофея «О церкви, православном царстве и последнем времени» рассказывается об истории церкви.
К региональным исследованиям относятся материалы Всероссийской научной конференции проходившей в Белгороде 6-7 октября 2004 года , на которой было рассмотрено светско-религиозное взаимодействие в
изменяющейся России, взаимоотношения в области воспитания и культуры, проблемы социального исследования. Е.А.Беляева в своей диссертации рассматривает формы социокультурного взаимодействия церкви и государства, а В.В. Реутов социальное служение Церкви в XX веке (на материалах Курской епархии) :
В краеведческой литературе рассмотрены отдельные аспекты религиозно-просветительской деятельности православного духовенства Белгородчины в сфере образования, описан исторический очерк о Белгородской епархии русской православной церкви.
В книге «Белгородская энциклопедия: страницы истории Отечества, Русской Православной Церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев» собрана информация об исторических событиях; о развитии науки и культуры на Белгородчине; о достопримечательностях города Белгорода и других населенных пунктов области. Книга О.Кобец «История Белгородской епархии» содержит исторический очерк о Белгородской епархии Русской Православной Церкви, сведения об архиереях, управлявших епархией на протяжении ее существования.
Л.М.Белогуровав сборнике «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества» , а также С.Н. Калашникова в статье «Православная культура в системе образования» рассматривают проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания и образования. Т.А.Караповская, В.В. Калмыкова «Духовное краеведение для малышей» , а также С.С.Чернова «Духовное краеведение
Белгородчины» предлагают практическое применение знаний об истории своего края на уроках и во внеурочной деятельности.Пособие «Очерки краеведения Белгородчины» включает разнообразный материал по истории и культуре Белгородской области.
К педагогическимисследованиямотносится «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» автор Данилюк А.Я.В подготовке данного исследования мы опирались на книгу Лебедева С.Д. «Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX-XXI веков» , в которой автор пытается анализировать проблемы религии в ключе взаимодействия между культурами в современном российском обществе.
По данной тематике составлены различные учебные пособия, такие как «Государство. Общество. Церковь. XX век», «История образования и Русская Православная Церковь», «История Православной Христианской Церкви», «Отечественное законодательство XI-XX веков», «Традиционная духовность России: история и современность», «Государственно-церковные отношения в политической истории России. 1Х-ХХ вв» .Материалы секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений , а также сборник научных трудов рассматривают православную Церковь и культуру.
К социологическим исследованиям относятся материалы I Международной научной конференции, посвященной памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
рассматривают государство и церковь в истории России, а также других православных стран. Также материалы Международной научно-практической конференции в Нижнем Новгороде рассматривающие Церковь и проблемы современной коммуникации.
В сборнике Л.М. Белогуровой рассматриваются современные тенденции развития гуманитарного образования в социокультурном пространстве региона . В статье М.Е.Добрускина рассказывает о социальных функциях церкви . В своей диссертации Н.И. Махоткина рассматривает Русскую Православную Церковь: проблемы социального
функционирования .
Были рассмотрены сборники статей материалов Епархиальных Рождественских образовательных чтений в Алексеевке и в Губкине, рассказывающих об отношениях между церковью и школой.М.В. Баранова в статье «Государство и церковь» рассматривает проблемы политико-правовых взаимоотношений в государстве.
Были рассмотрены сборники статей, такие как, «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь?» патриарха Кирилла (Гундяева) , «Церковь и государство» , «Церковь и мир: сборник статей» Г.Кочеткова, «Церковь и общество», «Российская
государственность: от истоков до современности». Эти статьи, касающиеся актуальных вопросов современности, были раньше разбросаны по различным
Также были рассмотрены отдельные статьи С.А.Бурьянова, А.М.Иванова и других, в которых говориться о проблемы политико-правовых взаимоотношений государства и церкви, свобода совести, о социальных функциях церкви и возникновении социальной доктрины Русской православной церкви.
Методологию исследования составляют общепринятые принципы объективности и историзма, предусматривающие беспристрастный и объективный анализ собранной информации в контексте конкретной исторической обстановки, широкий охват всех доступных исследователю источников и литературы. В процессе исследования были использованы историко-генетический метод, при рассмотрении государственной и церковной политики в сфере образования и сравнительно-исторический метод, при рассмотрении региональной политики в сфере образования Белгородской области.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые в исторической литературе дано:
во-первых, наиболее полное и систематическое освещение государственно-церковных отношений в сфере образования в Российской Федерации в 1991-2016 гг. на материале Яковлевского района Белгородской области;
во-вторых, комплексно раскрываются события, которые привели к формированию государственной и церковной политики в сфере образования в РФ в 1991-2016 годах;
в-третьих, была проанализирована система православного образования и воспитанияв Яковлевском районе;
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании данной работы для изучения государственно-церковных отношений в РФ в сфере образования в 1991-2016 гг.
Данная работа может быть использована при разработке программ по духовно-нравственному воспитанию. Также опыт работы Яковлевского района по православному воспитанию и образованию, может взять на вооружение любой другой район области, или даже страны. Возможно использование исследования при планировании работы православного класса, православного клуба, работы православного детского сада, воскресной школы и духовно-православного центра.А также результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшего исследования данной темы.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены на секции учителей православной культуры 24 августа 2016 года; на областных образовательных Покровских чтениях (14 октября 2016 г.); на IV Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия» (2 ноября 2016 г.); на заседании методического объединения учителей культурологического направления в МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Грайворонского района (13 января 2017 г.); на
районном методическом объединении учителей православной культуры Яковлевского района (31 марта 2017 г.).
Материалы исследования опубликованы в сборнике «Традиция и новация: Культура, общество, личность» (2015 г.); в сборнике IV
Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия» (2016 г.); сборнике статей«История православия на Белгородчине
в XVII - XXI веках» (2017 г.); сборнике научных трудов открытой научной конференции начинающих учёных и исследователей «Живая память - 2017» ; сетевой методическом сборнике «Механизмы организации проектной деятельности обучающихся» (2017 г.);научно-методическом
сборнике«Проблемы использования и хранения архивных документов в современных условиях» (2017 г.); II Всероссийской научной конференции «Карамзинские Чтения»(2017 г.).
В 2013 году была издана программа «Духовное краеведение для малышей» . Данная программа была составлена для учащихся начальной школы Караповской Татьяной Акимовной и Калмыковой Викторией Викторовной. Программа была рассмотрена на муниципальном координационно-методическом совете Управления образования
Яковлевского района и рекомендована для использование при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждения района.
Структура работы:Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Школе отводится ведущая роль в формировании личности. Также следует учитывать и то, что в настоящее время существует социальный запрос населения, стремящегося воспитать своих детей в соответствии с принципами православной культуры высоконравственными людьми, ответственными за себя и свою страну.
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и традиционной религии, неотъемлемой части национальной культуры, является формой и способом реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями Белгородской области, что обеспечивается законодательством Российской Федерации.
Православие связано с историческим развитием традиционной
российской культуры и беззнания основ православной культуры освоение ценностей русского наследия, на наш взгляд, практически невозможно.Это обуславливает значимость изучения православия для всех учащихся школы вне зависимости от их отношения к религии.
На Белгородчине огромное внимание уделяется духовному развитию. Данное событие - важный показатель того, как строятся отношения светских и духовных властей в нашей области. У государства и церкви общие задачи и цели - это благо общества и его граждан, направленные на повышение качества жизни белгородцев, поддержку, защиту и укрепление традиционных ценностей Православия на белгородской земле.
Это обусловливает необходимость изучения государственно- церковных отношений в РФ в сфере образования, что имеет большую научную и практическую значимость для государства и общества.
отношения в Российской Федерации в сфере образования.
Предметом исследования выступают формирующиеся
государственно-церковные отношения в сфере образования в отдельно взятом муниципальном образовании Российской Федерации-Яковлевском районе Белгородской областив 1991-2016 гг.
Целью исследования является комплексное изучение государственно¬церковных отношений в сфере образования в Яковлевском районе Белгородской областив 1991-2016 гг.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
• проанализировать формирование государственной политики в РФ в сфере образования в 1991-2016 годах;
• проанализировать формирование церковной политики в РФ в сфере образования в 1991-2016 годах;
• рассмотреть государственно-церковную политику в сфере образования в Яковлевском районе в системе православного образования в 1991-2016 гг.;
• рассмотреть государственно-церковные отношения в системе православного воспитания;
• проанализировать работу Православного духовно-просветительского центра в Яковлевском районе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года, когда были приняты законы «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий» по 2016 год - год завершения реализации проекта «Распространение православных воспитательных традиций на территории Яковлевского района» («От православного детского сада к православному району»).
Географические рамки исследования охватывают территорию Яковлевского района Белгородской области Российской Федерации.
4
Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники. Исходя из целей и задач исследования, выделим следующие группы документов:
Первую группу составляют материалы законодательства,которые можно разделить на общероссийские и региональные.
К общероссийским относятся такие как, Законы «О свободе совести и религиозных организациях» , утвердившие за приходами статус юридического лица и закрепившие принципы свободы совести. Законы регламентировали светский характер государства, закрепляя отделение религиозных объединенийот государства и гарантируя равенство всех религиозных объединений перед законом.Закон РФ «Об образовании» , который определил, что каждый имеет право на образование на всех ступенях обучения: начального, общего, среднего, а также дальнейшего обучения в средне-специальных или высших учебных заведениях, в не зависимости от их религиозных убеждений. Конституция Российской Федерации обеспечивала светский характер образования; предоставляла возможности обучения религии в государственных учреждениях вне рамок образовательной программы.
К региональным относятся такие как,Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» , по которому предмет «Православная культура» изучался со 2 по 11 классы 1 час в неделю.
Вторую группу составляют материалы официального
делопроизводства.
Следует выделить письма Министерства образования РФ , в которых говорится о светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации, о введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования, о примерном содержание образования по учебному предмету «Православная культура», об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», о направлении в субъекты Российской Федерации примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации.
Далее идут постановление главы о создании духовно¬
просветительских центров в Белгородском районе, постановление Губернатора о мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, постановление правительства РФ «О
Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015
годы»и Белгородской области об областной программе «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы» и об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы».
Документы Поместного собора Русской Православной Церкви 1990 года обозначили, что Церковь получила правовую основу своей деятельности и обрела правоспособность юридического лица. По документам Архиерейского собора Русской Православной Церкви 1994 года была задана ориентация на создание системы православного образования, преемственно связанного по ступеням от детского сада до вуза и предложено создать в каждой епархии образцовый набор таких православных педагогических учреждений. На соборе 2004 года была создана группа «Молодежное служение и религиозное образование». На соборе Русской Православной Церкви 2008 года, были приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», в которых рассматривалось право на образование, а в2015 году«Образовательная концепция Русской Православной Церкви» .В соответствии с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года,религиозные организации получили право юридического лица, обладания собственностью, свободу пропаганды своих вероучений. С православной точки зрения нужно, чтобы система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. При этом Церковь, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения на принципах свободы совести и вероисповедания. И завершает вторую группу документов Устав Русской Православной Церкви 2016 года, основной документ Русской Православной Церкви.
Третью группу документов составили материалы статистики. Это социологический мониторинг результатов духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи , преподавание предмета «Православная культура», который рассматривает динамику в сфере духовно¬нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
В 2011-2013 годы Белгородским институтом развития образования было проведено исследование о состоянии преподавания предмета «Православная культура» По данным исследования, преподавание предмета «Православная культура» в школах Белгородской области имело положительный результат.
Российский статистический ежегодник за 2015 год .и книга Фурмана Д. «Религиозность в России в 90-е гг. ХХ - нач. XXI в» включает в себя опрос и статистику в сфере образования.
Четвертую группу опубликованных источников составили материалы периодической печати. Статьи митрополита Кирилла (Гундяев), «Возрождение православия и обновление России» и «Церковь и общество в свете Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» , в которых говорится о взаимоотношениях церкви и общества.
Статьи, опубликованные в общественно-политической
газете Яковлевского района Белгородской области«Победа»Владимирова О. «Если не мы, придет кто-то другой» , об открытии православного клуба в Томаровской школе № 1, Калмыковой В.В. «Ангел Рождества» , о
рождественском конкурсе, проводимом в духовно-православном центре города Строитель, Пашетных Е.П. «Радость души моей» , о пасхальном конкурсе, проводимом управлением образования Яковлевского района и другие.
Степень изученности проблемы исследования можно сгруппировать по тематике исследования. Исторические работы можно разделить на общероссийские, региональные и краеведческие, кроме того педагогические и социологические.
К общероссийским исследованиям относится книга Иоанна (Снычева)«Русь СоборнаяОчерки христианской государственности» , котораярассказывает, как обрести смысл жизни, как отличить истинную соборность от ложной.Составлено много словарей и энциклопедий, рассказывающих о государственно-церковных отношениях, таких как, «Церковь о нашем времени», «Православная энциклопедия» .А.В.Еремин в своей диссертации рассматривает формирование социальной концепции РПЦ в контексте государственно-церковных отношений. О.Л.Церпицкая в диссертации рассматривает международную деятельность церкви в условиях глобализации в контексте внешней политики Российской Федерации.
Митрополит Илларион (Алфеев) в книге«Возрождение Русской Православной Церкви», а такжев книгах священника Сергея Мансурова «Очерки из истории церкви» рассказывается об истории церквиХХ века.В статье К.Н.Костюк рассказывает о возникновении социальной доктрины Русской православной церкви.Книга С.В. Перевезенцева «Россия. Великая судьба» является попыткой осмысления исторического развития России и русского народа. Книга Л.Юззелла «Проблемы свободы религии в современной России» представляет собой очерки религиозной жизни современной России.В книге М.Н.Свистунова «Православные основы Российской цивилизации» рассматривается диалектика взаимоотношений Российская цивилизации и православия, а также перспективы развития.
К общероссийским исследованиям также относятся книги М.И. Одинцова «Русская православная церковь в XX веке» и Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» , которые описывают историю, взаимоотношения общества и государства.Е.П. Г аранова в своей диссертации рассматривает церковное право в правовой системе российского общества: теоретический и исторический аспекты .В сборнике
А.А.Корникова«Государство, Общество, Церковь в Истории России ХХ-ХХ1 веков» анализируются различные проблемы истории Русской Православной Церкви в контексте истории российского государства и общества. СборникС.
В.Джораевой,где в научных статьях, проанализированы государственно-церковные отношения в России .В 1996 году специалисты Российской Академии при президенте РФ подготовили монографию, в которой проанализировали взаимоотношения государства с
конфессиями . КнигаВ.И.Баделина«Золото церкви» представляет собой
очерки религиозной жизни России.В диссертациях А.В.Беляеваи Л.В. Тюрина рассмотрели эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви с 1917 по 2000 год. М.И.Кодин рассматривает теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце ХХ века: 1990- 2000 гг .В книгах священника Тимофея «О церкви, православном царстве и последнем времени» рассказывается об истории церкви.
К региональным исследованиям относятся материалы Всероссийской научной конференции проходившей в Белгороде 6-7 октября 2004 года , на которой было рассмотрено светско-религиозное взаимодействие в
изменяющейся России, взаимоотношения в области воспитания и культуры, проблемы социального исследования. Е.А.Беляева в своей диссертации рассматривает формы социокультурного взаимодействия церкви и государства, а В.В. Реутов социальное служение Церкви в XX веке (на материалах Курской епархии) :
В краеведческой литературе рассмотрены отдельные аспекты религиозно-просветительской деятельности православного духовенства Белгородчины в сфере образования, описан исторический очерк о Белгородской епархии русской православной церкви.
В книге «Белгородская энциклопедия: страницы истории Отечества, Русской Православной Церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев» собрана информация об исторических событиях; о развитии науки и культуры на Белгородчине; о достопримечательностях города Белгорода и других населенных пунктов области. Книга О.Кобец «История Белгородской епархии» содержит исторический очерк о Белгородской епархии Русской Православной Церкви, сведения об архиереях, управлявших епархией на протяжении ее существования.
Л.М.Белогуровав сборнике «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества» , а также С.Н. Калашникова в статье «Православная культура в системе образования» рассматривают проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания и образования. Т.А.Караповская, В.В. Калмыкова «Духовное краеведение для малышей» , а также С.С.Чернова «Духовное краеведение
Белгородчины» предлагают практическое применение знаний об истории своего края на уроках и во внеурочной деятельности.Пособие «Очерки краеведения Белгородчины» включает разнообразный материал по истории и культуре Белгородской области.
К педагогическимисследованиямотносится «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» автор Данилюк А.Я.В подготовке данного исследования мы опирались на книгу Лебедева С.Д. «Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX-XXI веков» , в которой автор пытается анализировать проблемы религии в ключе взаимодействия между культурами в современном российском обществе.
По данной тематике составлены различные учебные пособия, такие как «Государство. Общество. Церковь. XX век», «История образования и Русская Православная Церковь», «История Православной Христианской Церкви», «Отечественное законодательство XI-XX веков», «Традиционная духовность России: история и современность», «Государственно-церковные отношения в политической истории России. 1Х-ХХ вв» .Материалы секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений , а также сборник научных трудов рассматривают православную Церковь и культуру.
К социологическим исследованиям относятся материалы I Международной научной конференции, посвященной памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
рассматривают государство и церковь в истории России, а также других православных стран. Также материалы Международной научно-практической конференции в Нижнем Новгороде рассматривающие Церковь и проблемы современной коммуникации.
В сборнике Л.М. Белогуровой рассматриваются современные тенденции развития гуманитарного образования в социокультурном пространстве региона . В статье М.Е.Добрускина рассказывает о социальных функциях церкви . В своей диссертации Н.И. Махоткина рассматривает Русскую Православную Церковь: проблемы социального
функционирования .
Были рассмотрены сборники статей материалов Епархиальных Рождественских образовательных чтений в Алексеевке и в Губкине, рассказывающих об отношениях между церковью и школой.М.В. Баранова в статье «Государство и церковь» рассматривает проблемы политико-правовых взаимоотношений в государстве.
Были рассмотрены сборники статей, такие как, «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь?» патриарха Кирилла (Гундяева) , «Церковь и государство» , «Церковь и мир: сборник статей» Г.Кочеткова, «Церковь и общество», «Российская
государственность: от истоков до современности». Эти статьи, касающиеся актуальных вопросов современности, были раньше разбросаны по различным
Также были рассмотрены отдельные статьи С.А.Бурьянова, А.М.Иванова и других, в которых говориться о проблемы политико-правовых взаимоотношений государства и церкви, свобода совести, о социальных функциях церкви и возникновении социальной доктрины Русской православной церкви.
Методологию исследования составляют общепринятые принципы объективности и историзма, предусматривающие беспристрастный и объективный анализ собранной информации в контексте конкретной исторической обстановки, широкий охват всех доступных исследователю источников и литературы. В процессе исследования были использованы историко-генетический метод, при рассмотрении государственной и церковной политики в сфере образования и сравнительно-исторический метод, при рассмотрении региональной политики в сфере образования Белгородской области.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые в исторической литературе дано:
во-первых, наиболее полное и систематическое освещение государственно-церковных отношений в сфере образования в Российской Федерации в 1991-2016 гг. на материале Яковлевского района Белгородской области;
во-вторых, комплексно раскрываются события, которые привели к формированию государственной и церковной политики в сфере образования в РФ в 1991-2016 годах;
в-третьих, была проанализирована система православного образования и воспитанияв Яковлевском районе;
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании данной работы для изучения государственно-церковных отношений в РФ в сфере образования в 1991-2016 гг.
Данная работа может быть использована при разработке программ по духовно-нравственному воспитанию. Также опыт работы Яковлевского района по православному воспитанию и образованию, может взять на вооружение любой другой район области, или даже страны. Возможно использование исследования при планировании работы православного класса, православного клуба, работы православного детского сада, воскресной школы и духовно-православного центра.А также результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшего исследования данной темы.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены на секции учителей православной культуры 24 августа 2016 года; на областных образовательных Покровских чтениях (14 октября 2016 г.); на IV Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия» (2 ноября 2016 г.); на заседании методического объединения учителей культурологического направления в МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Грайворонского района (13 января 2017 г.); на
районном методическом объединении учителей православной культуры Яковлевского района (31 марта 2017 г.).
Материалы исследования опубликованы в сборнике «Традиция и новация: Культура, общество, личность» (2015 г.); в сборнике IV
Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия» (2016 г.); сборнике статей«История православия на Белгородчине
в XVII - XXI веках» (2017 г.); сборнике научных трудов открытой научной конференции начинающих учёных и исследователей «Живая память - 2017» ; сетевой методическом сборнике «Механизмы организации проектной деятельности обучающихся» (2017 г.);научно-методическом
сборнике«Проблемы использования и хранения архивных документов в современных условиях» (2017 г.); II Всероссийской научной конференции «Карамзинские Чтения»(2017 г.).
В 2013 году была издана программа «Духовное краеведение для малышей» . Данная программа была составлена для учащихся начальной школы Караповской Татьяной Акимовной и Калмыковой Викторией Викторовной. Программа была рассмотрена на муниципальном координационно-методическом совете Управления образования
Яковлевского района и рекомендована для использование при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждения района.
Структура работы:Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Таким образом, изучив государственно-церковные отношения в сфере образования в Российской Федерации в 1991-2016 гг. (на материале Яковлевского района Белгородской области) можно сделать следующие выводы:
Законы о свободе совести регламентировали светский характер государства. Конституция регулирует светский характер образования, обучение религии вне рамок образовательной программы, отдается приоритет науки. В соответствии с «Законом об образовании», каждый имеет право на образование, вне зависимости от его вероисповедания. По закону о свободе совести, церковь отделилась от государства, но не от общества. Все решения о религиозном воспитании ребенка ложатся на родителей или законных представителей, только после их согласия образовательное учреждение может обучать религии детей вне рамок образовательной программы. В качестве определяющего направления деятельности системы образования выдвигалась идея превращения образования в важнейший фактор конкурентоспособности России. В концепции модернизации российского образования одной из важнейших задач воспитания было определено формирование у школьников духовности и культуры.
Проследив по документам соборов церковную политику, можно сделать вывод, что Церковь активно сотрудничала с властью во многих сферах, в том числе и в образовании. Согласно документам Поместного собора 1990 года церковь приобрела правоспособность юридического лица. На соборе в 1994 году была задана ориентация на создание системы православного образования. На Архиерейском Соборе в 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».В 2004 году были рассмотрены вопросы, касающиеся создания группы «Молодежное служение и религиозное образование». В 2008 года были приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», в которых рассматривается право на 71
образование. В 2015 году был принят проект документа «Образовательная концепция Русской Православной Церкви».По нашему мнению, в соответствии с Образовательной концепцией РПЦ, одним из важнейших социальных институтов является церковь. Церковь осуществляет свою образовательную деятельность при любых формах общественного и государственного устройства, поскольку духовно-нравственное образование и просвещение являются неотъемлемой частью ее миссии в мире.
В целом, следует отметить, что и государство и церковь были настроены на конструктивный диалог. И государство, и церковь имели одинаковые цели: воспитать конкурентно способную, гармоничную, духовную личность. В концепции модернизации российского образования одной из важнейших задач воспитания было определено формирование у школьников духовности и культуры.Развитие социального партнерства органов государственной власти,церкви и общественных организаций является важным фактором решения церковью задач в сфере образования, воспитания и духовно-нравственного просвещения.
Таким образом, в настоящее время в Белгородской области преподавание православной культуры осуществляется в соответствии с региональными нормативно-правовыми документами, которые не противоречат федеральному законодательству РФ.Православная культура с 2006 года изучались в рамках регионального образовательного компонента со 2 по 11 классы в объеме 1 часа в неделю. С введением ФГОС 2 поколения изучение православной культуры переходит во внеурочную деятельность со 2 по 6 класс, на 2016-2017 учебный год «Православная культура» как предмет изучается в Яковлевском районе Белгородской области с 7 по 11 класс. Модуль ОРКСЭ федеральный компонент изучается в 4-м классе с 2012 года по настоящее время.
Таким образом, в разделе система православного воспитания были рассмотрены православные классы, православные клубы, православные детские сады и воскресные школы. В предыдущем разделе была рассмотрена урочная форма деятельности, а в данном разделе: внеурочная - православные классы, дополнительное образование - православные клубы, дошкольное образование - православные детские сады. Объединены они были из-за их общей цели - воспитании ребенка в лоне православия. В Яковлевском районе было открыто 4 православных класса и 12 православных клубов, которые активно работают, по сей день. В Яковлевском районе в 2016 году работают 2 православных детских сада. В районе функционируют воскресные школы при 9 храмах.Говоря о православном воспитании, здесь во многом помогает семья, родители, в частности. Намного проще объяснить православные истины во церковленному ребенку, который все это видит дома. Хотя в настоящее время, очень интересная тенденция, некоторые дети, после занятий в православных клубах или классах, сами приводят родителей на службу.
Таким образом, начав свою работу 2007 году, Православный духовно¬просветительский центр объединил в себе все то, что функционировало, разрознено до этого момента. Изменений в структуре с 2007 года не произошло. Центр функционирует в настоящее время. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что перед Православным Центром стоят большие задачи и разворачиваются широкие перспективы работы на территории района.
Анализ источников позволил сделать вывод, что в постсоветский период Белгородская область обратилась к духовно-нравственным категориям православия, как исторически обусловленной, традиционной и самой массовой религии жителей, в качестве ориентиров построения образовательного пространства региона. Важными факторами формирования системы духовно-нравственного образования и воспитания в регионе стали реализуемые формы и методы работы по духовному просвещению школьников, становление практики преподавания православной культуры, целенаправленная деятельность по организации воспитательной работы в общеобразовательной школе, тесное сотрудничество Русской православной церкви с региональной системой образования.
На наш взгляд, уже сегодня опыт Белгородской области по созданию региональной системы преподавания предметов духовно-нравственного содержания в общеобразовательных школах Белгородской области может быть положен в основу православно-ориентированной модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и тиражирован в масштабах нашей страны.
Законы о свободе совести регламентировали светский характер государства. Конституция регулирует светский характер образования, обучение религии вне рамок образовательной программы, отдается приоритет науки. В соответствии с «Законом об образовании», каждый имеет право на образование, вне зависимости от его вероисповедания. По закону о свободе совести, церковь отделилась от государства, но не от общества. Все решения о религиозном воспитании ребенка ложатся на родителей или законных представителей, только после их согласия образовательное учреждение может обучать религии детей вне рамок образовательной программы. В качестве определяющего направления деятельности системы образования выдвигалась идея превращения образования в важнейший фактор конкурентоспособности России. В концепции модернизации российского образования одной из важнейших задач воспитания было определено формирование у школьников духовности и культуры.
Проследив по документам соборов церковную политику, можно сделать вывод, что Церковь активно сотрудничала с властью во многих сферах, в том числе и в образовании. Согласно документам Поместного собора 1990 года церковь приобрела правоспособность юридического лица. На соборе в 1994 году была задана ориентация на создание системы православного образования. На Архиерейском Соборе в 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».В 2004 году были рассмотрены вопросы, касающиеся создания группы «Молодежное служение и религиозное образование». В 2008 года были приняты «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», в которых рассматривается право на 71
образование. В 2015 году был принят проект документа «Образовательная концепция Русской Православной Церкви».По нашему мнению, в соответствии с Образовательной концепцией РПЦ, одним из важнейших социальных институтов является церковь. Церковь осуществляет свою образовательную деятельность при любых формах общественного и государственного устройства, поскольку духовно-нравственное образование и просвещение являются неотъемлемой частью ее миссии в мире.
В целом, следует отметить, что и государство и церковь были настроены на конструктивный диалог. И государство, и церковь имели одинаковые цели: воспитать конкурентно способную, гармоничную, духовную личность. В концепции модернизации российского образования одной из важнейших задач воспитания было определено формирование у школьников духовности и культуры.Развитие социального партнерства органов государственной власти,церкви и общественных организаций является важным фактором решения церковью задач в сфере образования, воспитания и духовно-нравственного просвещения.
Таким образом, в настоящее время в Белгородской области преподавание православной культуры осуществляется в соответствии с региональными нормативно-правовыми документами, которые не противоречат федеральному законодательству РФ.Православная культура с 2006 года изучались в рамках регионального образовательного компонента со 2 по 11 классы в объеме 1 часа в неделю. С введением ФГОС 2 поколения изучение православной культуры переходит во внеурочную деятельность со 2 по 6 класс, на 2016-2017 учебный год «Православная культура» как предмет изучается в Яковлевском районе Белгородской области с 7 по 11 класс. Модуль ОРКСЭ федеральный компонент изучается в 4-м классе с 2012 года по настоящее время.
Таким образом, в разделе система православного воспитания были рассмотрены православные классы, православные клубы, православные детские сады и воскресные школы. В предыдущем разделе была рассмотрена урочная форма деятельности, а в данном разделе: внеурочная - православные классы, дополнительное образование - православные клубы, дошкольное образование - православные детские сады. Объединены они были из-за их общей цели - воспитании ребенка в лоне православия. В Яковлевском районе было открыто 4 православных класса и 12 православных клубов, которые активно работают, по сей день. В Яковлевском районе в 2016 году работают 2 православных детских сада. В районе функционируют воскресные школы при 9 храмах.Говоря о православном воспитании, здесь во многом помогает семья, родители, в частности. Намного проще объяснить православные истины во церковленному ребенку, который все это видит дома. Хотя в настоящее время, очень интересная тенденция, некоторые дети, после занятий в православных клубах или классах, сами приводят родителей на службу.
Таким образом, начав свою работу 2007 году, Православный духовно¬просветительский центр объединил в себе все то, что функционировало, разрознено до этого момента. Изменений в структуре с 2007 года не произошло. Центр функционирует в настоящее время. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что перед Православным Центром стоят большие задачи и разворачиваются широкие перспективы работы на территории района.
Анализ источников позволил сделать вывод, что в постсоветский период Белгородская область обратилась к духовно-нравственным категориям православия, как исторически обусловленной, традиционной и самой массовой религии жителей, в качестве ориентиров построения образовательного пространства региона. Важными факторами формирования системы духовно-нравственного образования и воспитания в регионе стали реализуемые формы и методы работы по духовному просвещению школьников, становление практики преподавания православной культуры, целенаправленная деятельность по организации воспитательной работы в общеобразовательной школе, тесное сотрудничество Русской православной церкви с региональной системой образования.
На наш взгляд, уже сегодня опыт Белгородской области по созданию региональной системы преподавания предметов духовно-нравственного содержания в общеобразовательных школах Белгородской области может быть положен в основу православно-ориентированной модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и тиражирован в масштабах нашей страны.



