Введение 3
Глава 1. Брендинговый подход к управлению продвижением территорий 5
1.1 Понятие и сущность бренда 5
1.2 Брендинг территорий 7
1.3 Бренд-платформа 10
1.4 Имиджевая политика России 11
1.5 Ценности места 13
Глава 2. Анализ туристско-рекреационного потенциала Курильских островов и выявление знаковых особенностей территории 16
2.1 Географическое положение и природные условия островов 16
2.2 История Курильских островов 21
2.3 История народа айны и их особенности 23
2.4 Туристская инфраструктура Курильских островов 26
Глава 3. Формирование бренда Курильских островов 31
3.1 Обоснование необходимости брендинга Курильских островов 31
3.2 Выявление природных, этнических и политических предпосылок для формирования брендов 34
3.3 Бренды Курильских островов 38
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Приложения 49
Актуальность темы исследования определяется возросшим значением брендинга для успешного развития территорий. Брендинг территории является современным инструментом привлечения к ней внимания. Влияние бренда является в значительной степени широким и распространяется на всех потенциальных потребителей территории: от государственных деятелей до инвесторов, от менеджеров крупных предприятий до мигрантов. Однако наиболее актуальной для нас категорией потребителя бренда являются туристы.
Созданные в конце 20 века эффективные бренды (например, Нью-Йорка или Амстердама) дают нам всеобъемлющее представление о значимости и ценности бренда, поскольку после его успешного продвижения туристский поток значительно увеличился. Ко всему тому, в начале 21 века российский регион, наконец, стал предметом интереса и исследования как географическая, административная, экономическая, культурно-историческая и этнокультурная единица. Потенциал развития этого направления довольно высок, поскольку страны и регионы, подобно продуктам и компаниям, обладают свойственными именно им особенностями. Успешный бренд играет важную роль в развитии экономики, культуры и туристской инфраструктуры территории.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются Курильские острова. Предметом - знаковые особенности Курильских островов. Цель исследования заключается в формировании туристских брендов Курильских островов на основе выявленных ресурсов и возможностей. Достичь заданной цели является возможным посредством решения следующих задач:
• исследовать брендинговый подход к управлению территорией;
• выявить особенности имиджевой политики России;
• описать туристский потенциал Курильских островов;
• проанализировать, для кого и с какой целью продвигать территорию;
• определить предпосылки формирования успешного туристского бренда.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 12 разделов, заключения, списка литературы из 41 наименования, 24 приложений. В тексте работы содержится 9 таблиц и 7 рисунков.
В первой главе дается общее представление о бренде территории и процессе его формирования, выделяются ценности места.
Во второй главе описывается страноведческая характеристика Курильских островов, которая включает в себя природные условия, историческое прошлое, этнические особенности территории и туристскую инфраструктуру. Кроме этого, в главе анализируются эти аспекты и выделяются знаковые особенности, присущие Курильским островам.
В третьей главе обосновывается необходимость брендинга и представляются возможные варианты брендов Курильских островов.
В ходе написания работы были использованы следующие методы: географический, статистический, исторический, а также методы описания, сравнения и анализа полученных данных. Из информационных источников автор работы использовал справочники, энциклопедии, атласы, учебные пособия, научно-популярные фильмы, а также статьи и данные с сайтов сети Интернет.
Тематика данной выпускной квалификационной работы посвящена одному из наиболее успешных направлений развития территорий - брендингу. Эффективный бренд сможет повысить уровень конкурентоспособности региона в борьбе за туристов, а также улучшить экономические показатели, культуру и инфраструктуру.
В работе было проведено исследование страноведческих характеристик Курильских островов с целью их использования для создания бренда территории.
Было выявлено, что Курильские острова имеют довольно высокий потенциал для создания бренда, который сможет стать известным не только на уровне России, но и во всем мире. Однако успешному развитию мешают несколько факторов: практически полное отсутствие инфраструктуры (особенно туристской) и слабая информированность об островах.
Курильские острова являются перспективной территорией - они обладают богатыми природными и этническими условиями и ресурсами. Помимо того, создано значительное количество федеральных программ по поддержке и развитию региона. Примерно, лет через 10 Курилы смогут стать относительно популярным направлением для туристов при условии успешного продвижения бренда и выполнения программ развития.
Автор сделал вывод о том, что создание бренда территории положительно скажется на развитии туризма Курильских островов и, безусловно, вызовет интерес к их изучению. Поэтому, путем решения поставленных в начале работы задач и применения креативного подхода, автором была достигнута цель - сформированы бренды Курильских островов.
1. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. М.: Кудиц-образ, 2004, 174 с.
2. Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писаревский Е.Л., Чудновский А.Д. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма. М.: Федеральное агенство по туризму, 2014, 192 с.
3. Василенко И.А., Василенко Е.В., Ляпоров В.Н., Люлько А.Н. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга. М.: Экономика, 2012, 222 с.
4. Визгалов Д.В Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011, 160 с.
5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: Айрис-Пресс, 2005, 317 с.
6. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. М.: МИФ, 2013, 336 с.
7. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. М.: Мысль, 1985, 350 с.
8. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб., 2003, 330 с.
9. Зиланов В.К., Кошкин А.А., Латышев И.А., Плотников А.Ю., Сенченко И.А. Русские Курилы: история и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. М.: Алгоритм, 2002, 256 с.
10. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005, 382 с.
11. Таксами Ч.М, Косарев В.Д. Кто вы айны? М.: Мысль, 1990, 251 с.
12. Храбовченко В.В. Экологический туризм: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2004, 208 с.
13. Anholt S. Brand New Justice: The Upside of Global Branding. Oxford: Butterworth- Heinemann, 2008, 177 p.
14. Kotler P., Haider D., Rein I. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States, and Nations. New York: Free Press, 1993, 891 p.
Статьи в сборниках:
1. Бердяев Н.А. О власти пространства над русской душой // Судьба России. М., 1990. С. 62-64.
2. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. Библиогр., 2006. С. 82-98.
3. Визгалов Д.В. Маркетинг города: практики в поисках теории // Маркетинг в России и за рубежом. Библиогр., 2008. С. 78-85.
Статьи в журналах:
1. Акулов А.Ю. История языка айну: первое приближение // Вестник СПбГУ! Сер. 9. 2007. №2. С. 117-122.
2. Исаченко Т.Е., Постникова Е.А. Географический подход при создании бренда региона и проектировании туристических кластеров // Вестник СПбГУ! Сер. 7. 2015. №4. С. 124-135.
3. Козлов Д.Н., Рашидов В.А., Коротеев И.Г. Морфология бухты Броутона (о. Симушир, Курильские острова) // Вестник КРАУНЦ. Науки о Земле. 2012. №2. С. 71-77.
4. Левковская А.Ю. История народа айну и их современное положение // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник областного государственного учреждения культуры «Сахалинский государственный областной краеведческий музей». №17. Южно-Сахалинск, 2012. С. 195-202.
5. Пикулёва О. К вопросу о маркетинге и брендинге территорий // Телескоп. 2012. №6 (96). С. 33-37.
Ресурсы сети Интернет:
1. http://avivas.ru/img/topic/8101/0.jpg - фотография медведя.
2. http://brains-brands.com/ - Управление брендом.
3. http://climatebase.ru/ - Архив климатических данных.
4. http://data.worldbank.org/ - Всемирный банк (на англ. яз.).
5. http://government.ru/ - Постановления Правительства Российской Федерации.
6. http://orenburg.bezformata.ru/listnews/predstavili-rukovoditelyam- inostrannih/793104/ - Главные новости Оренбурга.
7. http://rus-atlas.ru/ - Атлас РФ.
8. http://sakhalinstat.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики по Сахалинской области.
9. http://www.admsakhalin.ru/ - Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области.
10. http://www.advlab.ru/ - Лаборатория рекламы, маркетинга и PR.
11. http://www.business-gazeta.ru/ - Деловая информационная газета Татарстана.
12. http://www.hobobo.ru/ - Сказочная библиотека.
13. http://www.nbenegroup.com/ - Молодежная исследовательская группа «Nota Bene».
14. http://www.prdesign.ru/ - Информационный портал Павла Родькина.
15. http://www.sakhalin.ru/ - Информационный портал о Сахалине и Курилах.
16. http://www.usc.edu/ - Университет Южной Калифорнии (на англ. яз.).
17. http://www.zapoved.ru/ - ООПТ РФ.
18. https://www.sakhalin.info - Новости Сахалина и Курил.
19. https://www.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия.