Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОГЛИФОВ СИКАЧИ-АЛЯН)

Работа №74782

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ ХУДОЖНИКОВ 14
1.2 Понятие мифа, его функции и основные черты 14
1.2 Мифология как ключевой способ познания мира древним человеком 26
1.3 Мировоззренческая функция религии 34
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И СЮЖЕТОВ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАЛЬНЕГО
ВОСТОКА 39
2. 1 Наскальная живопись на реке Лене (Якутия) 39
2. 2 Пегтымельские петроглифы (Чукотка) 44
2. 3 Амурская группа петроглифов (Хабаровский край и Амурская область).... 50
ГЛАВА 3. ОСБЕННОСТИ ПЕТРОГЛИФОВ СИКАЧИ-АЛЯН И ОТРАЖЕНИЕ В
НИХ МИФОЛОГИЧСКОГО СОЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ... 62
3. 1 Репертуар петроглифов Сикачи-Алян: основные образы и элементы
типологии 62
3. 2 Стилистические признаки петроглифов Сикачи-Алян 65
3. 3 Отражение мифов и поверий в петроглифах Сикачи-Алян 71
3.4 Аналогии между сюжетами в петроглифах Сикачи-Алян и в памятниках
первобытного искусства других стран 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 102

Актуальность исследования. В искусстве любой эпохи находит отражение определенное мировоззрение. Оскар Уайльд сказал: «искусство - это не зеркало, отражающее действительность, это зеркало, которое отражает того, кто в него смотрится», и с ним нельзя не согласиться. Писатель затронул ключевую для всех исследователей искусства проблему: насколько вообще возможно беспристрастное изучение творчества, если по преимуществу в рассматриваемых произведениях искусства мы увидим по большей части то, что мы сами можем увидеть, но не то, что хотел нам сказать автор. Это во многом относится и к восприятию первобытного искусства - при работе с ним часто возникают трудности с его интерпретацией, поскольку современные люди являются носителями другой картины мира.
Каким было мышление первобытных людей на Дальнем Востоке? К сожалению, точно это установить невозможно, но с помощью сохранившихся памятников наскального искусства мы можем представить себе приблизительную картину мира аборигенов. Для этого недостаточно просто взглянуть на результат их творчества - необходимо выработать определенный подход, который позволит отказаться от привычных установок и мысленно оказаться на месте носителя мифологического сознания.
Во что они верили, на какие вопросы не могли ответить и как объясняли загадочные явления? Существует гипотеза о том, что в сознании аборигенов фантастическое и иррациональное было объединено с материальным и реальным. Мир в нем представлялся как единое целое, а фантазии стали частью реального мира - ведь с их помощью люди объясняли действительность.
Древние рисунки можно трактовать как просто своеобразный способ «фотографирования» сцен охоты, шаманских ритуалов и первых социальных отношений. Однако все гораздо сложнее. Первобытные художники проецировали на наскальные изображения коллективное сознание: они показывали не просто объекты охоты, а животных, которым поклонялись, поскольку от них зависело выживание всего рода. Со временем на смену животным приходят антропоморфные фигуры, и это говорит нам о новом повороте в сознании человека - теперь он верит, что все зависит от богов, которые похожи на человека, но имеют власть над природными силами. Первобытные люди думали, что раз у них есть душа, значит, она должна быть и во всем остальном в мире, и в этом проявляется особенность мировосприятия, утраченное многими современными людьми.
Связь человека и природы в силу разных причин прервалась. Но отголоски такой философии и сейчас можно обнаружить у многих этносов; например, у современных аборигенов Дальнего Востока - орочей, нивхов, нанайцев и др. Это позволяет сделать вывод о том, что к мировоззрению предков необходимо обращаться, чтобы понимать современную духовную культуру потомков аборигенов - коренных народов Амура.
Чтобы подойти к изучению первобытного наскального искусства с позиций носителя архаической картины мира, автор данной работы привел описание известных современной науке концепций о первобытном мышлении, гипотез об интерпретации образов древних дальневосточных памятников и показал на примере петроглифов Сикачи-Алян в Хабаровском крае, с помощью каких художественных средств и сюжетов в наскальных изображениях реализуется мифологическое сознание его создателей. В работе дается краткое описание дальневосточных «картинных галерей» на Чукотке и Якутии, в Хабаровском крае и в Амурской области, но больше всего внимания уделено группе петроглифов Сикачи-Алян, которые являются наиболее типологически многосторонним памятником.
Выбитые на валунах рисунки Сикачи-Аляна могут перенести современного человека на тысячи лет назад и рассказать, как охотились, во что верили и чего боялись наши предки. В петроглифах исследователи обнаружили мифы, отражающие верования аборигенов о природных катаклизмах, смерти и зарождении новой жизни. Стоит отметить, что сейчас они находятся под угрозой - валуны с петроглифами разрушают вандалы и естественные природные факторы, что также является аргументом в пользу актуальности данной работы.
Актуальность темы также обусловлена отсутствием свежих монографий и публикаций о том, с помощью каких художественных средств отражаются верования первобытных художников петроглифов Сикачи-Алян с точки зрения мифологического сознания. Также автору не удалось найти новейшие исследования о петроглифах, включающие описание других подобных изображений на Дальнем Востоке, аналогии с другими подобными изображениями в мире, где рассматривалось бы первобытное сознание жителей Дальнего Востока в контексте всего древнего искусства. Петроглифы были досконально изучены А.П. Окладниковым в советское время, но после его смерти считались памятником, который изучен полностью. Однако это не так - и сейчас петроглифы могут представлять интерес для исследователей. Это необходимо, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранности памятника Сикачи-Алян с акцентированием на его уникальности.
Целью данной работы является характеристика художественных средств, с помощью которых отражается мифологическое сознание первобытных художников, создавших петроглифы Сикачи-Алян.
Для разрешения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Систематизировать сведения об основных концепциях характера первобытного мышления.
2. Охарактеризовать главные памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока и на примере самой типологически многосторонней из них - петроглифов Сикачи-Алян - рассмотреть отражение мифологического сознания в первобытных рисунках.
3. Проанализировать художественные элементы, с помощью которых в наскальных рисунках отразилось мифологическое сознание первобытных художников.
4. Найти сюжетные и стилистические аналогии между петроглифами Сикачи-Алян и памятниками первобытного искусства других стран.
Объектом исследования выступает первобытное искусство на Дальнем Востоке. Предметом исследования является отражение мифологического сознания в первобытном искусстве на примере петроглифов Сикачи-Алян.
Методология и методы исследования построены на комплексном изучении и сопоставлении различных видов источников и исследовании конкретного художественного материала. Эмпирические методы применялись автором в полевых условиях. Специальные методы исследования связаны с рассмотрением памятников древнейшей культуры Дальнего Востока России. При изучении конкретных памятников применялись конкретные методы искусствоведения: метод описания и анализа памятников, сравнительно-исторический, иконографический. Семантический подход реализован через семиотические методы исследования, которые необходимы при рассмотрении символических и знаковых плоскостей в изобразительных памятниках культуры. Сравнительный анализ мифологического содержания также необходим для выявления уникальных свойств петроглифов.
Степень разработанности темы. Первым петроглифы Сикачи-Аляна обнаружил в 19 в. штабс-капитан П.И. Ветлицын. Исследователь сразу обнаружил связь между ними и мифологией коренных народов. Он записал нанайский миф о трех солнцах и предание о битвах с одноглазыми людьми. Его заметка появилась в 1895 г. в «Приамурских ведомостях» . Спустя 20 лет в Сикачи-Алян приехал подполковник В.Л. Альфтан, который также записал несколько нанайских легенд.
В 1897 - 1903гг. на русском Дальнем Востоке и, в частности, в низовьях Амура проводила исследования Джезуповская Северо - Тихоокеанская комплексная экспедиция Музея естественной истории (Нью-Йорк). Один из ее участников, Бертольд Лауфер, изучая декоративно - прикладное искусство аборигенов, заинтересовался рисунками на камнях. Он опубликовал в США в 1899 г. заметку «О петроглифах Амура», где описал расположение, состояние сохранности рисунков. Публикация считается первым научным описанием памятника. В 1902 г. Б. Лауфер опубликовал монографию по результатам изучения искусства племен Амура. В типологии амурских орнаментов Б. Лауфера ведущее место занимает «петушиный», в нём заключается его основной аргумент в пользу китайского влияния на приамурское искусство. Он отрицает самодостаточность символа спирали, утверждая, что изображение петуха и рыбы в виде спирали есть отражение их проявлений в естественной среде. Американский антрополог вынес общее суждение о древностях и о декоративно 3
- прикладном искусстве туземцев как производном от японского.
Этот вывод не отличался от первоначальных суждений российских академиков на предмет декоративно-прикладного искусства обитателей низовьев Амура. А.Ф. Миддендорф работал в Сибири и на Дальнем Востоке в 40-х годах Х1Х, он первым высказал предположение о своеобразии амурских орнаментов: их отличие от сибирских тунгусских он увидел в близости крупных цивилизаций - Китая и Японии. Л.И. Шренк работал здесь в 1854-1957 гг., он писал: «... гиляцкая орнаментика развивалась значительно под влиянием древнекитайских, а отчасти и древнеяпонских образцов », хотя и не отрицал ее неповторимость по мере отдаления от этих центров. Характер подобных заключений объясняется практической неизученностью первобытной культуры территории.
В 1908 году краткое научное описание петроглифов, их расположение у с. Сикачи-Алян сделаны В. К. Арсеньевым во время экспедиции в горы Сихотэ- Алиня . Он описал несколько рисунков, при этом выделил изображения копытных, человека, обратил внимание на специфику подачи рисунка (контурность изображения), отметил фантастический облик одного из них. В том же году выходит крупная научная работа Буссе Ф.Ф. и Кропоткина Л.А., где представлены все сведения об открытии рисунков на Амуре . В 1910 г. Штернберг делает тщетную попытку увидеть камни Сикачи-Аляна, они были затоплены водой. Не увидев петроглифы, он записал легенды об их происхождении. Первая легенда о трех солнцах и расплавленных камнях, а вторая о народе «ха», которому принадлежали, по мнению местных нанайцев, петроглифы.
В начале второго десятилетия ХХ в. этнограф И.А. Лопатин, изучая культуру нанайцев, обследовал рисунки на камнях и записал связанные с ними легенды о трех солнцах и начале смерти на земле . В 1919 году во время своего путешествия по Сибири сикачиалянские рисунки осмотрел японский путешественник, этнограф и археолог Тории Рюдзо . Он увидел в рисунках аналогию японским глиняным фигуркам догу, относящимся к каменному веку. Общими элементами были солярные знаки на личинах в виде круга или магатамы. Эти наблюдения становятся важными для науки после системного археологического исследования низовьев Амура и обнаружения артефактов, сходных с керамикой и скульптурками догу культуры дзёмон Японского архипелага.
В 30-х годах ХХ века специальные исследования провел археолог Н. Г. Харламов. Он описал местонахождение петроглифов, сделал их фотографии и эстампажи, собрал в селе и окрестностях коллекцию археологических предметов: каменные орудия труда и фрагменты керамики. Потрясенный увиденным, он «обнаружил» остатки древнего города «Гальбу» со всеми признаками: нагромождения каменных глыб представлялись ему руинами древнего города с остатками набережной, высоких стен, защитных рвов и валов, а магические рисунки на камнях - религиозным центром. Собранные им археологические древности не соответствовали в его представлениях уровню наскального искусства, поэтому петроглифы он сопоставлял с остатками руин средневековья. Этнограф А. М. Золотарев работал на Амуре в 30 - х годах, он осматривал валуны Сикачи-Аляна, камень Калиновки. Ученый делает попытку сопоставить время появления рисунков с эпохой ранних государственных объединений, связывает их с культурой государства Бохай. В контексте данных исследований представляет интерес семантическая расшифровка А.М. Золотарёвым концентрических кругов на сикачи-алянских петроглифах. Он увидел в них солярную символику. В целом его заключения о древних рисунках носят характер предположений. Он опирался на современную ему базу сведений. К сожалению, более к теме древнего искусства Приамурья он не возвращался.
Системное и целенаправленное исследование петроглифов сел Малышево и Сикачи - Алян начинается в 1935 г. Нижне - Амурской археологической экспедицией Института этнографии АН СССР во главе с А.П. Окладниковым. Это было первое знакомство с остатками древностей Амура, в том числе и с памятниками искусства. В дальнейшем отряды археологов ИАиЭ СОАН СССР, позднее СОРАН под его руководством подготовили самую важную часть источникового фонда для изучения древнего искусства территории. В 1958 г., 1963 г., 1969 г. они проводили научные полевые работы: картографировали местонахождение каждого валуна или плиты с рисунками, нумеровали, калькировали все изображения, занимались поиском древностей в окрестностях. В целом зафиксировано и описано около 300 рисунков.
С течением времени и утратой многих из этих артефактов все большую ценность представляет полевая работа археологов, подготовивших материалы для публикации. А.П. Окладникову помогали в 1958 г. И.В. Жалковский, Ю.А. Полумисков, В.А. Тимохин, М.Я. Роменский, в 1963 г. - Б.А. Фролов, А.П. Деревянко, Б.С. Сапунов, в 1969 г. - С.Г. Глинский, Б.С. Сапунов, Ю.А. Полумисков, Е.Ф Сидякина. Итогом научных изысканий стали два издания: «Лики древнего Амура»(1967 г.) и «Петроглифы Нижнего Амура» (1971 г.). Эти книги составляют единый цикл публикаций обширных материалов по наскальному искусству юга Дальнего Востока.
В них А.П. Окладниковым аргументирована автохтонность изображений на плитах и валунах, показана ранняя граница их появления в каменном веке и дальнейшее развитие во времени; дано подробное описание каждого рисунка, классификация и интерпретация изображений, очерчены географические пределы культурных взаимовлияний. Он отделил рисунки Амура и Уссури от огромного массива сибирского наскального искусства по тематическому содержанию и отсутствию динамики в композициях, определив их место в пространстве Северной Евразии как особой локальной провинции.
Академик А.П.Окладников на широком вещественном археологическом материале показал древние истоки искусства аборигенов Амура. Благодаря этим заключениям, ушло в прошлое толкование искусства Амура как вторичного по отношению к сопредельным цивилизациям.
Особое место он уделяет происхождению орнаментов. Им установлено, что в неолите на Нижнем Амуре развивалась сложная и высокоразвитая культура оседлых рыболовов и охотников, оставившая потомкам своеобразное искусство с криволинейными мотивами. Ученый делает принципиально важное заключение о культурной преемственности и непрерывности существования на Амуре в каменном веке определенного этнического субстрата. В этих работах показано сходство нижнеамурского искусства с отдельными группами образцов искусства древних и этнографических культур бассейна Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Австралии и Полинезии .
В дальнейшем и сибирские, и дальневосточные исследователи использовали в своих работах выводы и суждения академика А.П. Окладникова, они служили базой для атрибуции новых находок, их культурной идентификации .
В конце 70-х годов проблема связей древнего искусства Амура и Северо¬Западного побережья Северной Америки изучалась Е.А.Окладниковой. Ею установлены определенные совпадения между сюжетами и мотивами петроглифов двух культурных центров бассейна Тихого океана как следствие этнокультурных взаимосвязей. А.К. Конопацкий, анализируя коллекцию мелкой пластики изучаемого им поселения Малая Гавань, соотносит внешний облик изображенного зверя с известными наскальными рисунками. На одном из фрагментов сосуда он обнаружил личину, типологически сопоставляемую с личинами - масками петроглифов. Им поднята проблема единства тематики неолитического искусства в петроглифах и мелкой пластике, показано соотношение сюжетов и тем на материале ряда памятников.
В 80-90 годах ХХ в. в нижнеамурской археологии активно пересматривалась картина бытования осиповской культуры в связи с обнаружением новых памятников, новыми радиоуглеродными датировками комплексов, открытием древнейшей керамики в слоях этой культуры.
В 2000- 2005 году группой исследователей во главе с А.Р. Ласкиным были найдены новые изображения, не зафиксированные Окладниковым.
В разные годы теорию А.П. Окладникова дополняли работы З.С. Лапшиной, М.А. Дэвлета, М.И. Горновой, А.П.Деревянко, Ю.Н. Есина, А.И.Мартынова, Е.А.Миклашевича, В.И.Молодина и многих других. Серьезным недостатком исследований петроглифов после эпохи академика А.П. Окладникова (с 80-х годов ХХ в.) является отсутствие целенаправленной работы. При этом богатейший по содержанию источников памятник оставался вне поля зрения ученых в плане продолжения исследования семантического содержания не отдельных рисунков, а тематических взаимосвязанных категорий.
Научная новизна. Автору не удалось найти свежие монографии и публикации о том, с помощью каких художественных средств отражается мифологическое сознание первобытных художников петроглифов Сикачи-Алян. Кроме того, отсутствуют исследования, где были бы систематизированы основные концепции о первобытном сознании, описывалось несколько ключевых памятников наскального искусства Дальнего Востока и на примере одного из них были бы показаны особенности мировосприятия древних людей. Подобную работу с искусствоведческой точки зрения еще никто не делал. Также автором внесены предложения о классификации петроглифов на основе орнаментализма и дополнен список стилистических особенностей изображений возле села Сикачи-Алян.
Теоретическое значение работы. Представленное исследование содержит в себе структурированную характеристику основных концепций о сущности первобытного сознания, связи мифа и религии, отношения первобытных художников к творчеству и характеристику художественных средств, которые использовали первобытные художники. Кроме того предпринята попытка автора актуализировать тему петроглифов Сикачи-Алян, которые считаются изученными полностью, но на самом деле таковыми не являются. Подтверждением этому служат изображения, которые были обнаружены после тщательной разработки темы А.П. Окладниковым.
Практическая значимость. Автор критически переработал большое количество литературы, сопоставляя различные точки зрения. Этот обстоятельный обзор может быть полезен другим исследователям, работающими над темами о первобытном искусстве. Систематизированный фактологический материал и полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в научной работе и вузовской практике: при разработке проблем истории первобытного искусства региона, подготовке спецкурсов о памятниках первобытного искусства. Содержание магистерской диссертации может оказаться полезным для искусствоведов, историков, антропологов и этнографов, а также других специалистов, исследующих первобытные культуры. Кроме того, материалы диссертации, касающиеся гипотез о мифах, зашифрованных в петроглифах Сикачи-Алян, могут быть интересны специалистам туристической отрасли.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех самостоятельных глав, заключения, приложений. Каждая глава разделена на 3-4 параграфа.
Материалом исследования стали изображения, сделанные первобытными людьми на берегах реки Амур. Во время исследования были также рассмотрены аналогичные изображения на Чукотке, в Республике Саха (Якутия), Японии, Корее, Америке и др.
Хронологические рамки исследования обусловлены историей возникновения памятника Сикачи-Алян и других аналогичных памятников первобытного искусства. Большая часть деятельности первобытных художников, создавших рисунки Сикачи-Аляна, отнесены, предположительно, к палеолиту и неолиту. Кроме того, в работе дается характеристика древнего творчества из других локаций, которое было создано в более поздний период. Автор счел возможным говорить о таком хронологическом периоде как Х1 тыс. до н.э - VIII тыс. лет нашей эры.
Географические рамки исследования определяются основным очагом локализации первобытного искусства на Дальнем Востоке: в частности, это петроглифы в Хабаровском крае, расположенные на берегу реки Амур возле поселка Сикачи-Алян. Также автор косвенно касается Амурских петроглифов, расположенных в других местах Хабаровского края, Амурской области, республике Саха(Якутия), Сахалинской области, а также за пределами России - в Корее, Японии и Америке.
Положения, выносимые на защиту:
1. На Дальнем Востоке существует множество памятников первобытного искусства, в которых можно увидеть отражение мифологического сознания древних людей. Самой типологически многосторонней среди дальневосточных наскальных рисунков является сикачи-алянская группа петроглифов, где художники отобразили мифы о природных катаклизмах, свинье-прародительнице, боге ветра и др.
2. Петроглифы Приамурья разделены на группы в зависимости от возраста, географии, типа изображенных персонажей. На сегодняшний день необходим пересмотр типологии первобытного искусства. Автором внесены некоторые предложения, обусловленные стилистикой языка наскальной живописи.
3. Мифологическое сознание древних художников в наскальной живописи Сикачи-Алян отразилось в передаче особых художественных элементов: концентрические фигуры на теле животных и лучевидные элементы (космогонические мифы), наложение изображений друг на друга(уход в иной мир и зарождение жизни), появление линий объема и света на орнаментальных раскрасках черепообразных личин(миф о живом черепе), волнообразные линии за контуром изображений(миф о боге ветра), двойная личина ( миф о двойном боге- сэвене) и др.
4. Петроглифы Сикачи-Алян имеют сюжетные и стилистические аналогии с памятниками первобытного искусства в других странах, что доказывает универсальность мировоззренческих процессов, происходивших на Дальнем Востоке.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. По теме магистерской диссертации автором опубликованы следующие статьи:
1. Миколайчук Д.О. Миф как инструмент самовыражения первобытных художников Сикачи-Аляна // Znanstvena misel journal. Slovenia. № 19. 2018. (в печати)
2. Миколайчук Д.О. Где живет небесный лось? Хабаровская студентка разработала проект по спасению петроглифов // Молодой Дальневосточник. - 2014.- № 10 от 5 февраля. - с. 7-8.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Автором работы было проведено исследование, которое выявило художественные средства, используемые первобытными художниками петроглифов Сикачи-Алян для иллюстрации своих мифических представлений. При рассмотрении этой темы важно отметить, что первобытные люди имели специфичное мировоззрение, что не могло не отразиться на их творчестве. На стилистику наскальных изображений локальной провинции влияли общемировые психологические процессы.
Именно поэтому в первой главе автором работы были рассмотрены основные концепции о сущности первобытной картины мира. На основе большого количества материалов была сформирована предполагаемая картина мировоззрения древних художников.
Древние жители Приамурья считали, что все вокруг обладает душой. Это определило их отношение к действительности и искусству: первые художники поклонялись животным, на которых охотились, и поэтому искусство ранних периодов имеет анималистический характер. Позже их творчество становится более антропоморфным, и это также связано с изменением картины мира - в процессе эволюции люди стали осознавать, что человек может иметь власть над природой. Это выразилось в мифах о человекоподобных божествах, которые контролируют мир, а, соответственно, и в сюжетах наскального искусства. Силы природы выступали в этих мифических историях в очеловеченном виде, природа представлялась антропоморфной. С помощью изображения мифов люди объясняли действительность и избавляли себя от страха перед неизвестным. Таким образом мифы помогали объяснить природу социальных и природных явлений.
Коллективное сознание древних жителей Дальнего Востока создавало мифы, которые переносились на базальтовые валуны в качестве выбитых на скале рисунков - петроглифов. Так миф стал инструментом для самовыражения первобытных художников Сикачи-Аляна.
Во второй главе дается характеристика наскальных изображений Якутии, Чукотки, Хабаровского края и Амурской области - ключевых памятников первобытного искусства Дальнего Востока. Глава отражает результаты исследовательской работы о стилистике памятников, которые позволили выявить проблему типологизации Амурских петроглифов, самой крупной на Дальнем Востоке группы изображений. По мнению автора данной работы, существующие классификации на основании возраста петроглифов, по типу предмета изображения и по географическому признаку недостаточно учитывают художественные характеристики рисунков. Автором внесены предложения, обусловленные стилистикой языка наскальной живописи.
В частности, предлагается разделить петроглифы на несколько категории по признаку, который определяет их своеобразие - по степени развития орнаментальности. Первая группа может включать примитивные изображения, которые являются типичными для всего архаического искусства - изображения фигур людей и животных, обозначенные контуром или заливкой в общем, без деталей. Ко второй группе можно отнести фигуративные абстрактные изображения (спирали, геометрические фигуры, солярные знаки), которые не представляют собой изображение сюжета или персонажа, но которые по отдельности являются элементами для самобытного Приамурского орнамента. И в третью группу объединить изображения, где соединены тенденции из первых двух - контурные фигуры, заполненные внутри отдельными линиями и фигурами - животные «в рентгеновском стиле» и с «линиями-ребрами» на крупе, личины, где обозначены объемные «дуги-морщины» и т.д.
В целом, рассмотрев ключевые центры наскального искусства региона можно сделать вывод о том, что племена Дальнего Востока имели самобытное первобытное искусство. Однако наиболее типически многосторонний среди всех является группа рисунков Сикачи-Алян. Наиболее подробно памятник рассмотрен в третьей главе исследования. В ней перечислены художественные элементы, которые отражают мифологическое сознание первобытных художников: это концентрические фигуры на теле животных и лучевидные элементы, иллюстрирующие космогонические мифы; наложение изображений друг на друга, символизирующие уход в иной мир и зарождение жизни; появление линий объема и света на орнаментальных раскрасках черепообразных личин, с помощью которых художники рассказали историю, предположительно, о живом черепе; волнообразные линии за контуром изображений, которые позволяют интерпретировать личину как изображение бога ветра и другие.
Также автор работы дополнил список стилистических признаков петроглифов, в которых заключается их уникальность, такими характеристиками как детальность изображения, стремление к абстракции и стилизации, наличие двойных изображений и наслоение рисунков, проявление линий объема и света на орнаментальных раскрасках личин. В третьей главе также перечислены мифы, с помощью которых исследователи интерпретировали петроглифы. Кроме того, проведены сюжетные и стилистические аналогии с памятниками первобытного искусства в Америке, Корее и Японии, что доказывает универсальность мировоззренческих процессов, происходящих на Дальнем Востоке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что своеобразная «картинная галерея» на Амуре иллюстрирует глобальные мировоззренческие процессы, происходившие с древними людьми по всему миру, но в то же время она отличается своими уникальными художественными характеристиками, с помощью которых первобытные художники смогли самовыражаться.
Изложенный материал и полученный информационный результат проведенного исследования могут послужить справочным материалом в научной работе. Работа может быть полезной для искусствоведов, этнографов и историков исследующих первобытное искусство. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть полезны для специалистов туристической отрасли, поскольку петроглифы Сикачи-Алян внесены в список семи чудес Хабаровского края и являются востребованными среди туристов.
По итогам проведенного исследования и структуризации информации о мифологическом сознании первобытных художников Сикачи-Аляна и его связи со стилистикой изображений автор пришел к выводу о необходимости проведения дальнейшей работы в указанной области, подготовки более полного анализа изображений. Памятник считается изученным до конца со времен А.П.Окладникова, однако это, по мнению автора данной работы, является ошибочным суждением. С момента детального изучения памятника прошло более 40 лет, за это время появились новейшие технические средства, а также открыто и описано 17 новых изображений, которые требуют анализа стилистики и интерпретации сюжетов.
Кроме того, современным исследователям необходимо акцентировать внимание на уникальности петроглифов Сикачи-Алян, поскольку памятник постепенно разрушается из-за антропогенных и природных факторов. Его изучением необходимо заниматься в ближайшие годы, поскольку валуны с рисунками перемещаются в реке во время приливов и отливов. Существует вероятность, что некоторые петроглифы Сикачи-Алян вскоре могут исчезнуть. Сейчас проводится работа по включению петроглифов в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


1. Абабкова Н.Н., Дементьева В.В. Вклад этнокультурного центра
Хабаровского края с. Сикачи-Алян в сохранение культуры коренных малочисленных народов российского Дальнего Востока // Развитие современного социально-гуманитарного знания: отечественный и
зарубежный опыт: сборник научных трудов по мат. межд. научно-практической конференции в 4 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород: АПНИ, 2018. - Часть II. - 148 с.
2. Агаджанян, Н. А. Человек в условиях Севера / Н. А. Агаджанян, П. Г. Петрова. - М. : Круг, 1996. - 207с.
3. Алексеев В.П., Першиц Ф.И. История первобытного общества./ Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е. - М.: АСТ, Астрель, 2007. — 350 с.
4. Альфтан В.Л. Общий очерк движения пяти охотничьих команд 2-й стрелковой бригады во время экспедиции по исследованию Уссурийского края летом 1894г., генерального штаба подполковник Альфтан. / В.Л. Альфтан / /Труды Приамурского отдела Русского Географического общества. - Хабаровск, 1896.
5. Арсеньев В. К. Избранные произведения: В 2-х т. - Т. 2. В горах Сихотэ- Алиня; Сквозь тайгу./В.К. Арсеньев. - М.: Сов. Россия, 1986. - 416 с.
6. Арсеньев В. К. Сведения об экспедициях капитана Арсеньева (В. К.) (Путешествия по Уссурийскому краю). 1900—1910 гг. // «Записки Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества». — Хабаровск, 1912. Т. VIII, вып. 2. С. 1-36.
7. Березкин Ю.Е. Об универсалиях в мифологии // Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики», 1996-2012 гг. / Сост. и отв. ред. М.Ф. Альбедиль, Д.Г. Савинов. — СПб.: МАЭ РАН, 2014. — С. 237-252.
8. Березкин, Ю.Е. Об универсалиях в мифологии. // Актуальные проблемы изучения архаики: материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики», Спб - 2014 - вып. 4. С. 237-252
9. Бродянский Д. Л. Свинья, черепаха и олень в дальневосточной археологии и мифологии (памяти Никитиной)/ Д.Л. Бродянский // Традиционная культура Востока Азии. Вып.3 - Благовещенск: АмГу, 2001.
10. Буссе Ф.Ф, Кропоткин Л.А. Древности Амурского края/ Ф.Ф. Буссе, Л.А. Кропоткин // Записки общества изучения Амурского края. - Том Х11. - Владивосток, 1908.
11. Ветлицын П.И.Заметка о древних гольдских памятниках близ селения Малышевского / П.И. Ветлицын // Приамурские ведомости. — Хабаровск, 1895 — 22 января.
12. Вико.Дж. Основания новой науки об общей природе наций. / Перев. с итал. А.А.Губера — М.—К.: REFL-book, ИСА, 1994. — 656 с.
13. Гельб Дж. История письменности. / пер. с англ. Шуликова Т.М. под редакцией Шведовой Т.Л. - М., Центрполиграф, 2017. 287 с.
14. Голан А. Миф и символ. / А. Голан. - М.:Русслит,1993г. - 376 с.
15. Голубев Д.Г. Религиозные представления о творце мира в традиционной этнической культуре нивхов и нанайцев// Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства. Матер. международн. научно-практ. конфер., посвящён. 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры /научн. ред. и сот. Е.В. Савелова. - Хабаровск: ХГИИК, 2013. С.336 - 342.
16. Диков Н.Н. История Чукотки/ Н.Н.Диков. - М.:Мысль,1989. - 492 с.
17. Диков Н.Н. Наскальные загадки Древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. / Н.Н. Диков. - М.: Наука, 1971. - 132 с.
18. Древности Приморья и Приамурья в контексте Тихоокеанской археологии / ред. Д. Л. Бродянский. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. - вып.
13. 236 с.
19. Дружинина Н.И. Проблемы сельского поселения село «Сикачи-Алян». Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства. Матер. международн. научно-практ. конфер., посвящён. 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры /научн. ред. и сот. Е.В. Савелова. - Хабаровск: ХГИИК, 2013. С.321 - 324.
20. Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н. Новейшие полевые исследования петроглифов Чукотки//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 3(56). - М.,2009. С. 213-223.
21. Дэвлет Е.Г. Петроглифы Пегтымеля: застывший миф.Чукотка в прошлом и настоящем // Наследие народов Российской Федерации. Вып. 11. - М: НИИЦентр, 2009. С. 258-267.
22. Дэвлет М.А., Дэвлет Е.Г. Антропоморфные личины как маркеры путей древних миграций // Окуневский сборник. Культура и ее окружение. СПб., 2006. С. 325-329.
23. Емельянов Н. В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Аар Тойон» и «Баай барыылаах - дух хозяин черного леса» / Н.В.Емельянов // Мифология народов Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1980. - 210 с.
24. Жукова Л.Н. Языческое миропонимание и XXI век / Общественная академия "Шаг в будущее". - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. - 55 с.
25. Захарова А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха. / А.Е. Захарова. - Новосибирск: Наука, 2004. — 312 с.
26.Захарова А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха. /А.Е.Захарова. - Новосибирск: Наука, 2004. — 312 с.
27.Золотарев А.М. Родовой строй и религия ульчей. /А.М.Золотарев. - Хабаровск: Дальгиз, 1939. - 205с.
28. Зорина.Е.В. Миф и мифологическое сознание. Философия-Культура- Педагогика (лекции). /Е.В.Зорина. - М.: РГМУ, 1999
29. Кассирер, Э. Философия символических форм: в 3 т. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.- СПб.: Университетская книга, 2011. — Т. 1. — 271 с.
30. Константинов И. В. Происхождение якутского народа и его культуры / И. В. Константинов. - Якутск : Бичик, 2003. - 92 с.
31. Кочмар Н.Н. Сравнительный анализ петроглифов Якутии и Чукотки.// археология Северной Пасифики. Под ред. И.С. Жущиховской, Ивлиева А.Л. , Крадина Н.Н. - Владивосток: Наука, 1995, с. 256 - 261.
32. Кун. Н.А. Легенды и мифы древней Греции./ под ред. Перевезенцевой И.А. - М.: Мартин, 2014. - 384 с.
33. Лапшина З. С. Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури. / / Отв. Ред. д.и.н., проф. С.Н. Скоринов. - Хабаровск: ХГИИК, 2012.
- 212 с.
34. Лапшина З. С. Ритуальные стружки «инау» в наскальном искусстве Нижнего Приамурья // Научное обозрение: теория и практика.. - 2013.- № 3. С. 112¬120.
35. Лапшина З.С. Образ змея-дракона в монументальном жанре древнего искусства Амура / З.С.Лапшина // Вестник Тогу. №2(16), 2010. С. 32.
36. Лапшина З.С. Явление парности в личинах амуро-уссурийского петроглифического комплекса. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. Т. 99. № 1. С. 95-107.
37. Ласкин А.Р. , Дыминский С.А. Новые петроглифы Сикачи - Аляна. // - Амур
- дорога тысячелетий. Пятые Гродековские чтения. Материалы межрегиональной научно - практической конференции. 30 мая - 4 июня 2016г. Хабаровск.Часть1. - Хабаровск: ХККМ им. Н.И. Гродекова, 2016 - 346 с.
38. Ласкин А.Р. Новые результаты исследований памятников древнего наскального искусства в бассейне рек Амура и Уссури в Хабаровском крае: проблемы сохранения и использования / Ласкин А.Р. // Труды IV(XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. - Т. IV. - Казань: Отечество, - 2014. - С. 62-65.
39. Ласкин А.Р. Перспективы дальнейшего изучения и сохранения петроглифов Сикачи-Аляна /Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 2. С. 136-142.
40. Леви-Брюль Л. Л 36 Сверхъестественное в первобытном мышлении. / пер. под ред. В.К. Никольского и А.В.Кисина. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
41. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. / Перевод с франц. Е.Кальщикова. - СПб.: Европейский Дом, 2002, -400 с..
42. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Леви-Стросс / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.
43. Легенда о трёх солнцах //детский журнал «Расти с Хабаровском». - 2013. - № 9 (25). С.6-7.
44. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений/ Алексей Федорович Лосев.- М.: Правда,1990.- 655с.
45. Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. / А.И.Мазин. - Новосибирск: Наука, 1994. -241 с.
46. Маков Б.В. Философия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Б.В. Марков. - СПБ., 2017. 464 с.
47. Малиновский Б. Научная теория культуры. / Пер. с англ. И. В. Утехина; сост. и вступ. ст. А К Байбурина. - М.: ОГИ, 2005. — 184 с.
48. Медведев В.Е. Из истории организационно-охранных мероприятий на петроглифах Сакачи-Аляна/ Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы). Мат-лы межд. науч. конф. Т. 1. Вып. VIII. Кемерово., 2013. С. 179-183.
49. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч.2. Север и восток Сибири в естественно - историческом отношении. / А.Ф. Миддендорф. - СПб. : изд-во Имп. акад. Наук, 1877. - 618 с.
50. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч.2. Север и восток Сибири в естественно - историческом отношении. / А.Ф. Мидлендорф. - СПб.: изд. Иимп. Акад. наук, 1877. - 618 с.
51. Миколайчук Д.О. Где живет небесный лось? Хабаровская студентка разработала проект по спасению петроглифов // Молодой Дальневосточник. - 2014.- № 10 от 5 февраля. - с. 7-8.
52. Миколайчук Д.О. Магия огненной воды. Почему в Хабаровском крае исчезли шаманы? //Молодой Дальневосточник. - 2013.-№ 32 от 7 августа. - с. 19.
53. Миколайчук Д.О. Миф как инструмент самовыражения первобытных художников Сикачи-Аляна // Znanstvena misel journal. Slovenia. № 19. 2018. (в печати)
54. Мириманов В. Б., Чернова Г. А. Искусство Африки / Под ред. Б. В.
Веймарн, А. И. Зотов, Ю. Д. Колпинский, О. И.
Сопоцинский. — М.: Искусство, 1964. — 88 с.
55. Никитина М. И. Об одной из разновидностей ритуала в связи с проблемой общности мифологических представлений в культурах стран Дальнего Востока // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения), 1985 г. С. 122—126.
56. Никитина М. И. Об одной из разновидностей ритуала в связи с проблемой общности мифологических представлений в культурах стран Дальнего Востока / М.И.Никитина// Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985 г. С. 34-57.
57. Николаев- Сомоготто С.И. Два язычества народа Саха. / С.И. Николаев- Самоготто. - Якутск: "Якутский край", 2017.- 61 с.
58.Окладников А. П. Ленские древности : материалы по древней истории Якутии = Лена былыргылара / под ред. А.Н. Бернштам. - М - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 100 с.
59.Окладников А. П. Лики древнего Амура (петроглифы Сакачи-Аляна). / А.П. Окладников. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 238 с.
60.Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. / А.П. Окладников. - Л.: Наука, 1971. - 335 с.
61.Окладников А. П. Шишкинские писаницы: памятник древней культуры Прибайкалья./ А.П. Окладников. - Иркутск: Иркут. кн. изд-во, 1959. - 210 с.
62.Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. / А.П. Окладников,
В.Д. Запорожская. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. -155.
63.Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан./
A. П.Окладников, А.И.Мазин. - Новосибирск: Наука,1979. -152 с.
64.Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. /А.П. Окладников, А.И. Мазин. - Новосибирск: Наука, 1976. -189 с.
65.Окладников А.П. Взаимодействие древних культур Тихого океана (на материалах петроглифов). Проблемы археологии Евразии и Северной Америки./А.П.Окладников. - М., 1977. - 467 с.
66. Окладников А.П. Неолитические памятники как источники
по этногонии Сибири и Дальнего Востока / А.П. Окладников // КСИИМК, 1941. - Вып. 9. - 514 с.
Окладников А.П. Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. / А.П.Окладников. - Л-М., 1964. - 240 с.
67. Окладников А.П. О палеолитической традиции в искусстве неолитических племён Сибири. Первобытное искусство. / А.П. Окладников. - Новосибирск: Наука, 1971. - 245 с.
68. Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки./ Е.А.Окладникова. - Новосибирск: Наука, 1989. - 168с.
69. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / А.И. Першиц, А.П. Монгайт,
B. П.Алексеев. — М.: Высш. школа, 1982.— 223 с.
70. Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать её сегодня. / Пер с англ. Г.Бородина. - М., 2018. - 350 с.
71. Пономарева И. А. Неопубликованные изображения и разночтения в копиях петроглифов Нижнего Амура: по материалам Ф. № 1099 Санкт- Петербургского филиала архива Российской академии наук // Проблемы
истории, филологии, культуры. Новые материалы и методы
археологического исследования. - 2013. - №4. С. 224-226
72. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта./ И.В.Рак. - СПб.: Нева, 1997. - 179 с.
73. Розвадовский А. Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика // Теория и практика археологических исследований. - 2014.
- №2(10). - С.57-71.
74. Семёнов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век./В. А. Семенов. - СПб.: Азбука-классика, 2013. — 592 с.
75. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. / Пер. С англ. Д.А. Коропчевского. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
76. Уайт Л. Теория эволюции в культурной антропологии. / Пер. с англ.под ред.
С.Я. Левит. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1064 с.
77. Федосеева С.А. Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества. Очерки по дописьм. истории Якутии/ С.А.Фелосеева // Тр. Приленск. археол. Экспедиции. -Якутск, 1999.
- 97 с.
78. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / З. Фрейд. - СПб. : Алетейя СПб, 2000. - 224 с.
79. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. М. Рыклина. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. - 528 с.
80. Харламов Н.Г. Руины Гальбу. / Н.Г. Харламов// Проблемы истории материальной культуры. - № 1-2 - 1933.
81. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края.Т.2. Ч.3. Этнографическая часть. Первая половина: главные условия и явления внешнего быта. / Л.И. Шренк.
- СПб.: Академия наук, 1899. - 314с.
82. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края.Т.2. Ч.3. Этнографическая часть. Первая половина: главные условия и явления внешнего быта./ Л.И.Шренк. - СПб.: Изд. Импер. акад. наук, 1903. - 145 с.
83. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и
материалы. / Под ред. и с предисловием Я.П. Кошкина. -
Хабаровск: Дальгиз, 1933. - 778с.
84. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в сфере этнографии. Исследования, статьи, лекции./ Л.Я. Штернберг. - Л.: Изд-во Института народов Севера, 1936. - 745.
85. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии./ Пер. с англ.
A. А.Казанкова, А.А.Белика. - М.: ОГИ, 2004. - 142 с.
86.Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий. / Перевод Н.Н.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н. Стефанова. - М.: Критерион, 2002. - 678.
87. Этнография: Учебник / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М.: Высш. школа, 1982. — 320 с.
88. Юнг К. Г. Психология бессознательного. / Пер. с англ. под общей редакцией
B. В. Зеленского - Издание 2-е. - М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с.
89. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное/ Пер. с нем. В. Бакусаева. - М.: Академический проект, 2009. -188с.
90. Bahn Paul, Lorblanchet Michel. The First Artists: In Search of the World's Oldest Art// NY: Thames & Hudson, 2017. — 240 p.
91. Laufer B. Petrogliphs on the Amoor // American Antropologist, № 5,I,1899.
92. Laufer B. The decorative art of the Amur tvibes.// Jn: Memorts of the American Museum of Natural Historie. New York. 1902, Vol. VII. 156 p.
93. Lopatin А. Tungusishe Volksdichtung. Anthropos. - B. 60. - 1965. - 440 p.
94. Тории Рюдзо. Тории Рюдзо Дзинруи гаку сюби дзинсю гаку дзё ёри митару хокуто адзиа. Северо - Восточная Азия с точки зрения антропологии и этнографии. Сибирь, Северная Маньчжурия, Сахалин. - Токио, 1920.
Электронные ресурсы
95. Гайнутдинова О. Костер тревоги над Амуром.[электронный ресурс]
//Словесница Искусств № 12, 2003. Режим доступа:
www.slovoart.ru/node/1573 [дата обращения 1.03.18]
96. Горнова М.И. Корейские мифы родились в Сикачи-Аляне? [электронный
ресурс]//Словесница искусств, №2(18),2006. Режим доступа:
www.slovoart.ru/node/1731 [дата обращения 2.03.18]
97. Казаков Е.Ф.Душа первобытного человека [электронный ресурс]//Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013.- №4. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/dusha-pervobytnogo-cheloveka [дата обращения 27.05.18]
98. Кузьмина Л.А. Наскальное искусство как культурное наследие.
[электронный ресурс] // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Выпуск 3 (9). 2007. Режим доступа: http:// analiculturolog.ru [дата обращения 3.05.2018]
99. Лапшина З. С. Архаический стиль анималистических рисунков петроглифов
Сикачи-Аляна ( Нижнее Приамурье) [электронный ресурс]// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. No 10 (36): в 2-х ч. Ч. I. C. 125-129. Режим доступа:
www.gramota.net/materials/3/2013/10-1/30.html [дата обращения 12.05.18]
100. Лапшина З.С. Знаки культуры в первобытном искусстве нижнего Амура.[электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. No 6 (44): в 2-х ч. Ч. II. C. 123-129. Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2014/6-2/31.html [дата обращения 13.04.18]
101. Ласкин А.Р. Петроглифы Сикачи-Аляна: историко-культурный
контекст и состояние сохранности: автореф.дис. на соиск. ученой степени канд. ист. Наук: 07.00.06 / А.Р. Ласкин, 2015. [электронный ресурс] Точка доступа: www.archaeolog.ru/media/dissovet/LaskinAvtoref.pdf [дата
обращения: 19.05.2018.]
102. Онлайн-энциклопедия мифологии google sites [электронный ресурс] - 2017. Режим доступа: https://sites.google.com/site/enciklopediamifologii/the- types [дата обращения: 13.05.2018]
103. Попов В.Феномены Древней культуры Северной Азии(Нижнего Амура)[электронный ресурс]//Электронное издание «Неформат»,2014.С.346- 348. Режим доступа: www.trinitas.ru/rus/doc/0211/009a/02111014.htm [дата обращения 21.05.18]
104. Попов.В. Поэма о каменных лосях Сикачи-Аляна.[электронный ресурс] - 2017 // Сетевое издание эссе-клуба. Режим доступа: omskmark.moy.su/publ/essayclub/izbornik_ru/2012_v_v_popov.../56-1-0-468 [дата обращения 26.04.18]
105. Семенов Ю.И. Основные этапы эволюции первобытной религии. [электронный ресурс] // Научно-просветительский журнал «Скепсис». - 2003, №2. Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_372.html [дата обращения: 27.03.2018]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ