Введение 3
1 Некрополь православный как археологический источник 10
1.1 Траурная церемония, особенности погребальной практики русских в Сибири
конца XVI-XVIII вв. 12
1.2 Отступления от «православных канонов» в похоронном обряде, дискуссионные
вопросы 20
1.3 Православные некрополи Сибири. Характеристика погребальных комплексов 26
1.4 Археологические исследования русского некрополя Илимского острога 27
1.5 Археологические исследования русских некрополей города Иркутска 28
1.6 Русский некрополь на территории двора Умревинского острога 30
1.7 Археологические исследования православных некрополей в городе Красноярске 33
1.8 Томские некрополи и их археологические исследования 36
2 Морфология и классификация нательных крестов русских православных некрополей
XVI-XVIII вв. Сибири 39
2.1 Морфология нательных крестов по критерию формы изделия 39
2.2 Половозрастная принадлежность крестов-тельников 52
2.3 Конфессиональная принадлежность крестов-тельников. Дискуссионные вопросы 54
2.4 Материал изготовления нательных крестов 57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность темы заключается в необходимости познания жизни обывателей позднего средневековья. Крайне важно рассматривать не только письменные источники, но и изучить весь материальный комплекс, а именно археологический материал раскопок погребальных памятников. Погребальные памятники несут важную информацию о разнообразных сторонах жизнедеятельности носителей русской культуры наряду с поселенческими комплексами. Повсеместное распространение некрополей является показателем прочного освоения территорий. Сибирь становилась своей землей и держала не только повседневными нуждами, но и могилами предков, земляков: при постоянных поселениях формировались и кладбища, а это отражало круговорот жизни и смерти.
Археологические коллекции Сибирских городов богаты вещественными источниками позднего средневековья от бытовых, до статусных вещей. В этом ряду особый интерес вызывают культовые предметы, а именно нательные кресты. Ставрографический материал представленный в данной работе получен с различных некрополей и поселенческих памятников русской археологии в Сибири.
Считается, что первые русские-христиане пришли в Сибирь вместе с отрядами Ермака. Этот процесс шел под патронажем Русской православной церкви. Стоит отметить, что покоритель Сибири Ермак Тимофеевич «имел при себе трех священников и монаха, совершавших Богослужение в подвижной часовне. Особо почитаемой святыней были у них образ святителя Николая Чудотворца, с которой ... отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири» . В результате колонизации Сибири в регионе возникают поселения и остроги, а рядом с ними и некрополи. Наиболее широкий обзор археологических изысканий и предметов материальной культуры, связанные с похоронным обрядом русских на памятниках освоения Западной Сибири дан в монографии В.И. Молодина «Кресты-тельники Илимского острога» . Целый ряд трудов И. М. Бердникова посвящен археологическим изысканиям на некрополях города Иркутска, основным и обобщающим из которых является его диссертация «Сибирский православный некрополь XVIII-XIX веков как археологический источник: по материалам исследований в Иркутске» . Археологические исследования Умревинского острога продолжаются под руководством А. П. Бородовского . Исследованиями православных некрополей в городе Красноярске занимаются А.Ю. Тарасов и ряд других исследователей . Все вышеперечисленные археологические исследования погребальных памятников Сибири дали богатейший ставрографический материал. Кроме того, обзор археологических изысканий и предметов материальной культуры связанные с похоронным обрядом русских на памятниках освоения Западной Сибири дан в статье Г.П. Визгалова и С.Г. Пархимовича . Так же предметы культа были обнаружены при раскопках Лозьвинского городка , при исследовании Томской крепости обнаружены медные кресты-тельники . Стоит отметить, что в настоящее время проводятся археологические изыскания на Томском некрополе, результаты которых пока не опубликованы, поэтому использовать их в написании своего исследования у меня нет возможности. Кроме того, и в Омском Прииртышье при раскопках поселения Изюк-1 вскрыто 174 захоронения русских XVII в. содержащих восхитительный набор нательных 7 крестов.
Существенные результаты, в том числе и по ставрографии, были получены при исследовании Мангазеи. Проникновение русских в Сибирь, происходило по Северному Ледовитому океану и возникновение «Златокипящей Мангазеи» , первого русского города за полярным кругом, основанного в 1601 г., связано с этим путем. При раскопках города были обнаружены и кресты-тельники . Последующее возобновление раскопок в Мангазее в 2000 г. пополнило коллекцию этого уникального материала. С расширением масштабов археологических исследований в Сибири накоплен существенный ставрографический материал, нуждающийся в исследовании и каталогизации. Особенно важно, что эти материалы получены в результате научных раскопок, проведенных специалистами и задокументированы. Информативность всех этих источников, полученных на археологических объектах, позволяет датировать время бытования крестов с точностью до года. К таким памятникам относятся, например, последняя стоянка командора Беринга с найденным там оригинальным нательным крестом . Захоронение защитников Албазинского острога ; погребение лейтенанта В.В. Прончищева начальника отряда Великой Северной экспедиции и его жены Татьяны , совершение погребений которых известно с точностью до года. Кроме того, появляется возможность учитывать место изготовления изучаемого предмета.
Активная миссионерская деятельность приводила к тому, что кресты тельники встречаются в позднесредневековых некрополях аборигенного населения Сибири. У аборигенного населения Сибири было особое отношение к крестам-тельникам, связанное с языческими представлениями о загробном мире, стремлении обезопасить живых от вредного влияния умерших. Стоит отметить, что и сам материал изготовления креста (металл) был сакрален для аборигена-язычника .
В захоронениях XVII-XVIII вв. погребальный вещевой комплекс немногочислен. Его можно разделить на несколько категорий: предметы личного благочестия, одежда, обувь, украшения. Нательные кресты присутствуют как в русских, так и в инородческих некрополях Западной Сибири. Стоит обратить особое внимание на то, что, судя по материалам аборигенных памятников, в XVIII в. кресты воспринимались местным населением в качестве оберега, отношение к новой вере было формальным. При этом принятие христианства давало коренному населению возможность поступить на военную службу, приблизиться по статусу к русским, обеспечить лучшие условия по сравнению с некрещеным населением . Также, в Сибири возникают и собственные центры по изготовлению христианской культовой атрибутики, продолжающие традиции русских художественных школ .
Сегодня огромное значение и актуальность имеет работа по составлению научных каталогов крестов-тельников. По сравнению с европейской Россией, где такая работа ведется уже с начала ХХ в., в Сибири она только начинается. Следует выделить каталог Н.Н. Исаевой по коллекции Красноярского краеведческого музея 1, а также коллекцию крестов Илимского острога, изданную в 2007 г. Кроме каталогизации, формируется музейный фонд ставрографического материала. Сегодня, собрание крестов в музеях сибирских городов насчитывает сотни единиц хранения. Фонды получены как при археологических исследованиях, так и из частных коллекций.
В контексте темы исследования считаю необходимым коснуться вопросов православного ритуала, связанного с захоронением умерших. Траурный ритуал относится к числу самых консервативных традиций. Он трудно подвержен различным нововведениям, но, в то же время, является отражением культурных, религиозных и этических норм, принятых конкретным обществом в определенную историческую эпоху. Ни одна обрядность не знает такого разнообразия традиций, как похороны. Более того, это единственный современный обряд, до сих пор не утративший своего сакрального смысла . Все, связанное со смертью, манипуляциями с телом покойного, подготовкой к переходу в иную реальность, окружение покойного, собственно похороны и траурные мероприятия, отрабатывалось в традиции любого народа и цивилизации на протяжении многих лет и становилось одним из самых консервативных. По тому, как относились к телу умершего, и тому, что сопровождало покойного в иной мир, ученые сегодня судят об уровне жизни и культурных приоритетах ушедших эпох. Исследование некрополей - один из важнейших аспектов исторического знания, не менее важным является изучение ритуалов, связанных с уходом из жизни и проводами усопших.
Проблема заключается в недостаточной изученности темы, прежде всего потому, что археологическое изучение поздних памятников конца XVI-XVIII вв., пройдя сложный путь от случайного, эпизодического, едва ли не маргинального занятия, лишь в последние десятилетия обрела статус полноправного и полноценного направления в сибиреведении . Дополнительная сложность и вообще возможность археологических исследований связана с современной застройкой городского пространства. Именно по этому, исследования носят эпизодический характер и связан с аварийно-спасательными работами. Установлено, что обрядовых отличий и характере захоронений в сельских и городских некрополях Сибири конца XVI-XVIII вв. нет, но археологические исследования некрополей сельских поселений проводятся в еще меньшем объеме, чем городские. Это связано с тем, что о местоположении сельских кладбищах практически нет информации в письменных источниках, локализовать их на местности очень сложно и происходит это зачастую случайно. Кроме того, период археологических исследований православных некрополей в Сибири очень мал! Исследования проводятся планомерно лишь с 1980-годов с перерывом на «лихие девяностые». Таким образом, полученная в результате раскопок информация требует осмысления и введения в научный оборот. Она погружает нас в подлинный материальный мир эпохи освоения нашими предками Сибири, являясь остросовременной и в высшей степени актуальной!
Объектом исследования являются погребальные комплексы и археологические коллекции ставрографического материала Илимского острога, Иркутска, Умревинского острога, ряда сельских поселений последней трети XVI - середины XVIII в.
Предметом исследования является погребальная практика, информационный потенциал предметов православного культа для изучения процесса колонизации и адаптации русского населения Сибири, его социально-культурного контекста.
Цель и задачи исследования:
Цель ВКР - Выявление особенностей русских погребальных комплексов Сибири конца XVI-XVIII вв. как исторического источника и культурно -типологическая характеристика крестов-тельников как атрибута погребальной практики.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- Определение значения археологических исследований русских некрополей конца XVI-XVIII вв. в Сибири.
- Выявление особенностей погребальной практики русских сибиряков конца XVI-XVIII вв. по материалам русских некрополей, изученным по археологическим данным.
- Выявление морфологических и стилистических особенностей крестов-тельников.
- Анализ дискуссионных моментов в интерпретации православного обряда погребения и крестов-тельников конца XVI-XVIII вв.
Хронологические рамки исследования. Конец XVI-XVIII в. охватывает период первоначального этапа освоения Сибири русскими. Экскурсы в более раннее или позднее время относительно указанных рамок связаны с необходимостью прослеживания динамики обряда и проведения сравнительного анализа материалов погребальных комплексов из Европейской России, поскольку русские переселенцы адаптировали на новых землях традиции, усвоенные на исторической родине.
Территориальные рамки исследования. Широкие территориальные рамки, охватывающие весь Сибирский регион, обусловлены историческим контекстом: распространением погребальной практики по всему региону в ходе освоения новых пространств, а так же степенью изученности погребальных комплексов археологически и их представленностью в литературе.
Методологические основы. Принцип историзма и системный подход являются основополагающими. Применяется сравнительно-типологический метод как одна из форм сравнительно-исторического метода, что позволяет раскрыть информационный потенциал археологической коллекции, связанных с культурой и бытом населения средневекового города. Использован метод аналогий, позволяющий сопоставить коллекции разных сибирских городов и некрополей, а также древнерусских памятников. Анализ материалов в сравнительном ключе дает возможность проследить динамику общерусских культурных традиций в контексте колонизации Сибири.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для дальнейшего изучения быта и культуры русских городов Сибири в период освоения.
Историю археологических исследований русских некрополей в Сибири в представленной работе составили труды по изучению истории и археологии Илимского острога , Иркутска , Умревинского острога , Красноярска как наиболее представительные, с точки зрения вещественных источников, и наиболее изученные в историко-археологическом контексте. В настоящее время, группой молодых ученых проводятся археологические исследования некрополя Томска, к сожалению, результаты этих исследований пока не опубликованы. Хронологически эти погребальные памятники сопоставимы, и датируются примерно теми же временными рамками. Важнейшими из используемых источников являются труды по ставрографии. Классификация В.И. Молодина, которую он приводит в своей монографии «Кресты тельники Илимского осторога», вышедшая в 2007 г. и являющаяся единственной в своем роде! Кроме вышеуказанных трудов использованы различные статьи по тематике. При подготовке работы использовалась литература как новейшего периода, так и более ранних лет издания, а также ресурсы сети Интернет.
В данной работе рассмотрены результаты археологических исследований ряда погребальных памятников русских сибиряков. Изучение православных погребальных памятников Сибири является важнейшим направлением русской археологии в сибиреведении. Распространение некрополей является показателем прочного освоения территорий. Сибирь становилась своей землей и держала не только повседневными нуждами, но и могилами предков. Несмотря на ограниченный, на сегодняшний день, объём раскопок православных некрополей XVII-XVIII вв., археологические материалы показали свой высокий информационный потенциал, что особенно важно, учитывая недостаточность и противоречивость письменных сведений.
По итогам данного исследования получен ряд важнейших выводов. Выявлены особенности погребальной практики русских сибиряков.
Археология показала отсутствие унификации в таких значимых элементах погребального обряда, как глубина и ориентация могил, вместилища для покойного, положение тела и рук умершего наличие «канонического» креста-тельника в захоронении, т.д. Зафиксированы отступления от «жестких канонов православного похоронного обряда». Вероятнее всего, их до XVIII в. просто не существовало, они только начинали складываться.
Изучение морфологических и стилистических особенностей крестов-тельников из русских памятников Сибири XVI-XVIII вв. показало, что они не имеют принципиальных отличий от крестов с территории Европейской России. Разделение типов и размеров крестов- тельников по половозрастному критерию не зафиксировано, выбор креста определяли индивидуальные эстетические предпочтения и возможности конкретного индивидуума. Археологические исследования показали практически полное отсутствие т.н. «никонианских» типов тельников, что говорит об использовании крестов сибиряками вне зависимости от принадлежности к расколу либо официальному православию. Основная масса населения, продолжала носить тельники, которые изготавливалась согласно традициям, сложившимся еще до раскола.
Необходимо продолжение и расширение раскопок русских православных некрополей, особенно на фоне недостатка письменной информации, чтобы полнее и шире представить особенности погребальной практики и динамику погребального обряда в конце XVI - XVIII в., получить новую информацию для изучения мировоззрения носителей православной культуры.
1. Отчет о научно исследовательской работе «Спасательные археологические полевые работы в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Богородице-Алексеевский мужской монастырь» по адресу: ул. Крылова, 12 в г. Томске», 2012 // Архив ОГАУК ТОКМ им. М. Б. Шатилова. - Ф. 1. - ОП. 4. - Д. 1025. - 98 л.
2. Артемьев, А. Р. Останки непогребенных защитников Албазинского острога // Российская археология. - 1996. - № 1. - С. 185-196.
3. Балюнов, И. В. Археологи открывают тайны Софийского собора / И. В. Балюнов, П. Г. Данилов // Наследие Тюменской области. - Тюмень, 2013. - Вып. 1. - С. 50-53.
4. Белобородов, С. А. Старообрядческая иконописная традиция и меднолитейный промысел в Зауралье в XVII - начале ХХ в / С. А. Белобородов, Ю. А. Гончаров // Сибирская икона. - Омск, 1999. - С. 207-212.
5. Белов, М. И. Мангазея / М. И. Белов, О. В. Овсянников, В. Ф. Старков. - М. : Наука, 1981. - Ч. 2 : Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. - 147 с.
6. Беляев, Л. А. Русское средневековое надгробие: белокаменные плиты Москвы и
Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. [Электронный ресурс] / Л. А. Беляев. - М. : Модус- Гаффити, 2006. - 563 с. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://trof-
av.livejournal.com/106395.html (дата обращения: 01.05.2020).
7. Бердников, И. М. Археологические исследования православных некрополей XVIII
- начала XIX вв. в Иркутске // Труды III (ХБХ)Всероссийского археологического съезда. - М. ; Великий Новгород, 2011. - Т. 2. - С. 213-214.
8. Бердников, И. М. Археологические исследования православных некрополей XVIII
- начала XIX вв. в Иркутске // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб., 2011. - Т. 2. - С. 213-214.
9. Бердников, И. М. Деревянный нательный крест из захоронения на Спасском некрополе XVIII века в Иркутске // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2011.
- № 3. - С. 113-119.
10. Бердников, И. М. Заключительный этап археологических исследований у Спасской церкви в Иркутске / И. М. Бердников, Н. Е. Бердникова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2011 г. - Новосибирск, 2011. - Т. 17. - С. 134-138.
11. Бердников, И. М. К вопросу о времени первых захоронений на территории Иркутского острога / И. М. Бердников, Н. Е. Бердникова // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2008. - С. 233-237.
12. Бердников, И. М. Кресты-тельники из раскопок некрополя Спасской церкви города Иркутска // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2012. - Т. 11, вып. 7. - С. 164-178.
13. Бердников, И. М. Некрополи Иркутска XVIII-XIX вв. Результаты археологических исследований // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. - Омск, 2011. - С. 275-282.
14. Бердников, И. М. Раскопки у Крестовоздвиженской церкви в Иркутске / И. М. Бердников, Н. Е. Бердникова, Н. А. Батракова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2010 г. - Новосибирск, 2010. - Т. 16. - С. 145-148.
15. Бердников, И. М. Сибирский православный некрополь XVIII-XIX веков как археологический источник : (по материалам исследований в Иркутске) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06 / И. М. Бердников. - Иркутск, 2012. - 200 с.
16. Бердникова, Н. Е. Раскопки Владимирского некрополя в Иркутске / Н. Е. Бердникова, И. М. Бердников, Н. А. Батракова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : материалы итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН 2009 г. - Новосибирск, 2009. - Т. 15. - С. 204-208.
17. Бережнова, М. Л. Логистический анализ одного построения: как историки создают мифы / М. Л. Бережнова, С. Н. Корусенко, А. А. Новоселова // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. - Нальчик ; Омск, 2001. - С. 48-56.
18. Боброва, А. И. Нательные кресты с Тискинского могильника // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2004. - № 4. - С. 107-115.
19. Богомолов, В. Б. Погребальная кожаная обувь русских Омского Прииртышья XVII-XVIII вв. / В. Б. Богомолов, Л. В. Татаурова // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск ; Тюмень ; Екатеринбург, 2014. - Т. 2. - С. 7-18.
20. Богомолов, В. Б. Реконструкция костюма русских Западной Сибири по археологическим материалам XVII-XVIII вв. / В. Б. Богомолов, Л. В. Татаурова, Е. В. Кравец // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам. - 2013. - № 12. - С. 28-35.
21. Бородовский, А. П. Археологические исследования Умревинского острога // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2002. - С. 258-266.
22. Бородовский, А. П. Умревинский острог (археологические исследования 2002-2009 гг.) : [монография] / А. П. Бордовский, С. В. Горохов - Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. - 242 с.
23. Бородовский, А. П. Умревинский острог. Археологические исследования 2002-2009 гг. / А. П. Бородовский, С. В. Горохов. - Новосибирск : ИАЭТ СО РАН, НГПУ, 2009. - 242 с.
24. Буцинский, П. Н. К истории Сибири. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645)
[Электронный ресурс] // Записки Харьковского университета. - 1893. - Кн. 1. - С. 33-98. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
й11р8://еошшоп8.’Мк1шей1а.огд/’Мк1/Г11е:Буцинский_П._Н._- _К_истории_Сибири_(Записки_ИХУ,_1893,_выпуск_1).фуи (дата обращения: 26.05.2020).
25. Визгалов, Г. П. Археологическое наследие русского населения Западной Сибири / Г. П. Визгалов, С. Г. Пархимович // II Северный археологический конгресс : доклады. - Екатеринбург ; Ханты-Мансийск, 2006. - С. 58-97.
26. Визгалов, Г. П. Мангазея: новые археологические исследования (материалы 2001¬2004 гг.) / Г. П. Визгалов, С. Г. Пархимович. - Екатеринбург ; Нефтеюганск : Магеллан, 2008. - 296 с.
27. Визгалов, Г. П. Поиск Ляпинского острога (по результатам археологических исследований 2007-2008 гг.) / Г. П. Визгалов, Ю. В. Балуева // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. - Томск ; Ханты-Мансийск, 2009. - Вып. 7. - С. 276-285.
28. Винокурова, Э. П. Металлические литые крест-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы XVII в. - М., 1999. - С. 326-360.
29. Воробьёв-Исаев, А. А. Духовная сторона православного обряда погребения по археологическим источникам // Культура Русских в археологических исследованиях : сб. науч. ст. - Омск, 2008. - С. 192-201.
30. Глушкова, Т. Н. Текстиль XVIII-XIX вв. (по материалам могильника Горноправдинский) / Т. Н. Глушкова, Е. А. Зайцева // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. - Омск, 2011. - С. 283-290.
31. Глушкова, Т. Н. Ткани XVII века из русских могильников Изюк-I и Ананьино-I // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2008. - С. 326-333.
32. Гнутова, С. В. Крест в России / С. В. Гнутова. - М. : Даниловский благовестник, 2006. -284 с.
33. Горохов, С. В. Нательные кресты Умревинского острога / С. В. Горохов, А. П. Бородовский // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2017. - Т. 16, № 3 : Археология и этнография. - С. 98-107.
34. Горохов, С. В. Натурная реконструкция тына Умревинского острога // Археология и этнография азиатской части России. - Кемерово, 2009. - Ч. 2. - С. 23-25.
35. Даберна, А. Палеопатологическое исследование населения г. Красноярска (Покровский и Воскресенско-Преображенский некрополи XVII - начала XX века) / А. Даберна, Т. М. Рейс, А. Ю. Тарасов // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2013. - № 3. - С. 140-150.
36. Данилов, П. Г. Некрополи XVII-XVIII вв. в структуре городской застройки Тобольска в свете археологических и исторических материалов // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск ; Тюмень ; Екатеринбург. - 2014. - Т. 2. - С. 19-21.
37. Дулов, А. В. Городские некрополи // Памятники истории и культуры Иркутска. - Иркутск, 1993. - С. 94-117.
38. Дульзон, А. П. Археологические памятники Томской области // Труды Томского областного краеведческого музея. - 1956. - Т. 5. - С. 89-316.
39. Зайцева, Е. А. Погребальная обрядность русского старожильческого населения Нижнего Прииртышья XVIII-XIX вв. (по материалам раскопок могильника Горноправдинский) / Е. А. Зайцева, А. В. Кениг // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск ; Тюмень ; Екатеринбург, 2014. - Т. 2. - С. 23-27.
40. Захарова, О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XIX вв. / О. Ю. Захарова. - М. : Центрполиграф, 2003. - 349 с.
41. Зольникова, Н. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI-XIX вв. // Сибирская икона. - Омск, 1999. - С. 10-34.
42. Исаева, Н. Н. Из опыта каталогизации коллекции медного литья Красноярского музея // Русское медное литье. - М., 1993. - Вып. 2. - С. 93-103.
43. Исторические памятники Второй Камчатской экспедиции / В. Ф. Старков [и др.]. - М. : Науч. мир, 2002. - 216 с.
44. Кашкаров, А. П. Похоронные обряды и традиции / А. П. Кашкаров. - М. : РадиоСофт, 2009. - 144 с.
45. Коренюк, С. И. Ильинский некрополь - христианское кладбище с языческими традициями в Перми Великой (вторая половина XVI - вторая половина XVII вв.) / С. И. Коренюк, А. Ф. Мельничук // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - 2003. - Вып. 3. - С. 164-182.
46. Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. - СПб. : тип. К. Вульфа, 1860. - 214 с.
47. Кромм, И. Д. Наперсный крест из русского погребального комплекса Изюк I // Археология, этнография, палеоэкология Северной Евразии. - Красноярск, 2011. - С. 232¬234.
48. Леньков, В. Д. Командорский лагерь экспедиции Беринга / В. Д. Леньков, А. К. Силантьев, А. К. Станюкович. - М. : Наука, 1988. - 125 с.
49. Люцидарская, А. А. Вещный мир сибирского горожанина XVII века // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2005. - № 1. - С. 141-145.
50. Молодин, В. И. Кресты-тельники Илимского острога / В. И. Молодин. - Новосибирск : Инфолио, 2007. - 248 с.
51. Молодин В. И. Кресты-тельники с изображением распятого Иисуса в Илимской коллекции // Теория и практика археологических исследований. - 2005. - Вып. 1. - C. 148¬153.
52. Нестор (Анисимов) Православие в Сибири: исторический очерк // Свет Христов просвещает всех! : сб. тр выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви. - Новосибирск, 2000. - С. 460-527.
53. Николаева, И. Б. Раскопки на территории бывшего Красноярского острога // Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края. - Красноярск, 1963. - С. 115-121.
54. Организация похоронного дела в России [Электронный ресурс] // Реквием. Ru. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://www.requiem.ru/law/doc30/ (дата обращения: 02.05.2020).
55. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири / под общ. ред. Н. В. Лукиной. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. - Т. 2. - 475 с.
56. Пархимович, С. Г. Некоторые итоги изучения памятников русской колонизации Восточного Урала и Западной Сибири (XVI-XVII вв.) // Проблемы Урало-Сибирской археологии. - Свердловск, 1986. - С. 138-143.
57. Погорелов, С. Н. Захоронения первопоселенцев г. Верхотурья и г. Каменска- Уральского / С. Н. Погорелов, В. Н. Святов // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2002. - С. 118-121.
58. Русское средневековое надгробие XIII-XVII века / отв. ред. и сост. Л. А. Беляев. - М. : Наука, 2006. - 359 c.
59. Саввинов, А. И. Традиционные металлические украшения якутов XIX - начало ХХ века / А. И. Саввинов. - Новосибирск : Наука, 2001.- 125 с.
60. Самигулов, Г. Х. Еще раз о литых крестах-тельниках конца XVII - середины XIX в. (к вопросу о старообрядческих крестах) // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2008. - С. 202-221.
61. Самигулов, Г. Х. К вопросу о погребальном обряде русских Урала и Сибири XVIII в. // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2005. - С. 154-168.
62. Самигулов, Г. Х. Первое Челябинское кладбище (по итогам археологических раскопок) // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. тр. / под ред. Л. В. Татауровой. - Омск, 2002. - С. 133-136.
63. Самигулов, Г. Х. Православные кресты из культурного слоя XVIII века («старообрядческие» кресты) // Этнические взаимодействия на Южном Урале : материалы II региональной науч.-практ. конф. - Челябинск, 2004. - С. 190-193.
64. Сапоги из Томского кремля и могильника Мигалка / Л. А. Чиндина, М. П. Чёрная, В. С. Володина, М. А. Капитонова // Археолого-этнографические исследования в южнотаежной зоне Западной Сибири. - Томск, 2003. - С. 68-72.
65. Тарасов, А. Ю. Археологическое изучение исторических некрополей г. Красноярска // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб., 2011. - Т. 2. - С. 262-263.
66. Тарасов, А. Ю. Исторические некрополи Красноярска XVII-XVIII вв. // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Владивосток ; Омск, 2000. - С. 192-194.
67. Татауров, Ф. С. Русские погребальные комплексы Западной Сибири XVII - первой половины XIX в. как источник для реконструкции социально-культурного облика русского сибиряка // Вестник Томского государственного университета. История. - 2018. - № 56. - C. 151-157.
68. Татаурова, Л. В. Археология о культуре русских Омского Прииртышья // Русские старожилы : материалы III Сибирского симпозиума «Культурное население народов Западной Сибири». - Тобольск ; Омск, 2000. - С. 418-420.
69. Татаурова, Л. В. Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья XVII-XIX вв. По материалам комплекса Изюк I / Л. В. Татаурова. - Омск : Апельсин, 2010. - 284 с.
70. Татаурова, Л. В. Результаты рентгенофлюоресцентного анализа предметов культового литья из коллекций археологических памятников XVII -XVIII вв. русского населения Омского Прииртышья / Л. В. Татаурова, А. А. Тишкин // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2018. - № 1. - С. 220-231.
71. Татаурова, Л. В. Этнокультурные аспекты погребального обряда русских Среднего Прииртышья в XVII-XVIII вв. по данным археологии // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2005. - С. 221-234.
72. Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века : кол. монография / А. Е. Леонтьев [и др.]. - Ижевск : Удмуртский ин-т истории, языка и летературы Уро РАН, 1999. - 387 с.
73. Чёрная, М. П. Методико-источниковедческие подходы к решению проблемы локализации исторических объектов // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - № 3. - С. 81-90.
74. Чёрная, М. П. Роль христианизации в русской колонизации (XVII-XIX вв.) // Американские исследования в Сибири. - Томск, 1997. - Вып. 2 : Американский и сибирский фронтир. - С. 115-124.
75. Чёрная, М. П. Русская археология как новое направление в сибиреведении // Московская Русь: проблемы археологии и истории архитектуры. - М., 2008. - С. 482-515.
76. Чёрная, М. П. Сибирский город конца XVI - начала XVIII в. в историко-археологическом отражении (историографический аспект) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2009. - № 3. - C. 95-112.
77. Чёрная, М. П. Сибирский опыт освоения пространств в историко-археологическом контексте // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI-XVIII вв. : материалы науч. конф. - Москва ; Вологда, 2016. - С. 14-23.
78. Чёрная, М. П. Томская крепость XVII в. по археологическим источникам // Вопросы этнокультурной истории народов Западной Сибири. - Томск, 1992. - С. 57-76.
79. Чёрная, М. П. Этнокультурное взаимодействие в эпоху колонизации Сибири: от археологического контекста к исторической интерпретации // Вестник Томского государственного университета. История. - 2017. - № 49. - С. 71-76.
80. Чугунов, С. М. Антропологический состав населения города Томска по данным пяти старинных православных кладбищ / С. М. Чугунов. - Томск : Паровая тип. Н. И. Орловой, 1905. - Ч. 1. - 264 с. - (Материалы для антропологии Сибири ; 15).
81. Ширин, Ю. В. Погребальный обряд христианских кладбищ Притомья XVII-XVIII вв. // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. - Омск, 2011. - С. 416-422.
82. Шокарев, С. Ю. Некрополь как исторический источник // Источниковедение и краеведение в культуре России. - М., 2000. - С. 21-26.
83. Этнография русского крестьянства Сибири, XVII - середина XIX в. / отв. ред. В. А. Александров. - М. : Наука, 1981. - 270 с.