Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурная обусловленность этнической идентичности молдаван, проживающих в Республике Молдова и Санкт-Петербурге: сравнительное исследование

Работа №74764

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Часть 1. Теоретико-методологические основы исследования 11
§1. Основные теоретические подходы к изучению этнической идентичности 11
§2. Об особенностях межкультурного взаимодействия 28
§3. История возникновения этнического конфликта в республике
Молдова 36
§4. Молдавский государственный кризис в контексте этничности 40
Часть 2. Эмпирическое исследование особенностей этнической
идентичности молдаван в Санкт-Петербурге и Молдавии. 42
§1. Анкетирование респондентов и сравнение полученных данных 42
Заключение 71
Список использованной литературы. 74
Приложение №1 79


Россия на сегодняшний день является государством, на территории которого происходит взаимодействия множества различных национальностей и культур. Такие взаимодействия приобретают системный характер. Межкультурные, этнические, экономические взаимодействия между представителями различных национальностей являются привычной современной практикой. Таким образом, особенно актуальным становится знание особенностей этнической идентичности и ее трансформации в социокультурном пространстве Социальная и культурная среда становится ключевым фактором, влияющим на формирование, развитие и трансформацию этнической идентичности и личности, жизнедеятельность которой заключена в данной среде.
Исследования этнической идентичности как особой формы идентичности, а именно осознания себя частью определенной этнической группы за последние годы приобретают особую значимость на фоне обсуждений проблем взаимоотношений с мигрантами, которые активно пытаются защитить свою идентичность, регулярно поднимая национальный вопрос. Специфика этнической идентичности состоит в том, что в условиях изменения социокультурной среды, на фоне стремительно увеличивающегося межэтнического взаимодействия, она в большой степени подвергается множественным влияниям и трансформациям. А это в определенных кризисных ситуациях, таких как политическая или экономическая нестабильность в стране исхода, может привести как к желанию индивида, с одной стороны, сохранить и транслировать ее, а, с другой стороны, подвергнуть полной трансформации.
В процессе формирования этнической идентичности на различных этапах ее установления индивид производит регулярную рефлексию по отношению к своей идентичности ввиду осознания собственных этносоциальных отличий от представителей титульной нации. Иными словами, пребывание в инокультурной среде подталкивает индивида к регулярному соотнесению своих норм, ценностей и паттернов поведения с нормами и ценностями инокультурной среды, производя постоянную переоценку своей деятельности, включая те случаи, когда он хочет причислить себя к отличной от своей этнической общности.
Данное исследование является прямым продолжением исследования социокультурной адаптации представителей молдавской диаспоры в Санкт- Петербурге, выполненной автором в 2014-2015 учебном году.
Прошедший 2015-й год отметился в истории Республики Молдова как политически неспокойный год, что связано с желанием различных либеральных и демократических партий вступить в Европейский союз, а также слиться с соседним государством - Румынией на условиях, которые посчитали неприемлемыми 98% избирателей, посетивших референдум в Гагаузии 2 февраля 2014 г.
На фоне волнений социокультурной среды республики, автор заинтересован в сравнении особенностей идентичности граждан Республики Молдова, проживающих на родине, и их соотечественников, мигрировавших в Российскую Федерацию.
Его целью является выявление и сравнение этнической и национальной идентичности граждан Молдовы в двух различных социокультурных контекстах - в стране основного проживания и в диаспоральном состоянии (Санкт-Петербург).
Для достижения этой цели автор прибегает к методу кейс-стади, исследуя социальное и межкультурное взаимодействие молдаван в республике Молдова и Санкт-Петербурге.
Исходя из поставленной цели работы, я могу выделить следующие задачи:
1. Определить понятия этнической идентичности, национальной идентичности, межкультурного взаимодействия, этнического и социального конфликта
2. Выявить особенности этнической идентичности Молдаван, проживающих в республике Молдова в контексте политической и социальной нестабильности государства, а также их соотечественников, проживающих в Санкт-Петербурге
3. Составить демографический портрет молдаван, проживающих на территории республики Молдова и в Санкт-Петербурге и сравнить особенности их этнической идентичности, уровень политической и национальной активности, а также факторы на них влияющие.
4. Интерпретировать полученные результаты
Объектом исследования автор выделяет граждан Молдавии, проживающих на территории Республики Молдова и Санкт-Петербурга.
Предметом исследования является этническая идентичность молдаван в различном этносоциальном контексте.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что этническая идентичность граждан Республики Молдова, проживающих на территории Санкт-Петербурга в незначительной степени трансформирована под влиянием различных социокультурных факторов, в виду общего культурного и исторического прошлого народов Молдавии и России.
Новизна исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день количество исследований и литературы, посвященных сравнительному анализу формирования этнической идентичности определенных этнических групп в рамках различных социокультурных пространств не были предметом направленных исследований. По крайней мере, на мой взгляд, их слишком мало (в основном касаются стран Азии с ближнего востока)
Необходимость исследования проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:
• Недостаток знаний относительно формирования и трансформации
этнической идентичности и одновременно ее выраженность на фоне попыток поддержания диаспорами этнической идентичности;
• С одной стороны, нежелание современной молодежи обременять
себя ненужным в «чужой» стране культурным капиталом, а, с другой стороны, - успешное сохранение, и распространение традиций, норм и ценностей на Родине.
Идея выбора Республики Молдова в качестве поля для исследования обусловлена обострением национального вопроса в политическом и гражданском правовом поле зимой 2015-2016 года. Молдавское гражданское общество претерпевает раскол, связанный с желанием парламента республики слиться с соседним государством - Румынией, не признавая права населения на политическую и национальную самоидентификацию, отрицая факт существования молдавского языка, чем ущемляют права граждан на этническую самоидентификацию.
Актуальность исследования заключается в том, что мировая национально-политическая арена переживает сегодня точно такие-же проблемы, которые не смог пережить Советский Союз - взаимодействие двух взаимоисключающих направлений политики. А именно - стремление создания и поддержания общей «европейской» идентичности (ЕС), скажем «европейский человек» (аналог «советского человека») и в тоже время желание поддерживать уникальную этническую идентичность каждой национальности. Но Республика Молдова уже не первое десятилетие стоит перед несколько иным выбором, путь её евроинтеграции лежит через тернии левополитических и унионистских настроений и маленькое государство сможет вступить в Европейский союз, только объединившись с Румынией, поступившись своим историческим прошлым и признав право Румынии на свои земли, собственный быт, стереть из памяти свою национальную идентичность.
Становится интересно что же думают об этом сами граждане республики Молдова, как они относятся к идее объединения с чуждым им обществом. Более того, как к этому относятся их соотечественники, проживающие в России, стране, с которой они делят общее культурное, социальное и историческое прошлое.
Методы исследования:
Кейс-стади
Данное исследование выполнено в рамках кейс-стади - методологического подхода, заключающегося в изучении отдельного локального случая, произошедшего в конкретном месте, в конкретное время и имеющего четко определенные социальные и временные границы. Кейс- стади в отличии от количественного исследования позволяет объяснить, как и почему происходят данные явления.
Обоснование выбора автором исследования метода «кейс-стади» заключается в том, что характерным признаком такого исследования является детальное описание случая, исследование особенностей явления или института при помощи обширного качественного и количественного инструментария, включающего наблюдение, разного рода интервью, анкетирование, работы с документами, фото-, видеоматериалами. Использование данного инструментария в рамках кейс-стади подразумевает глубокий анализ случая со всех сторон. Важным отличием такого подхода является сужение границ между исследователем и исследуемым им «миром», базой для установления положительных взаимоотношений между исследователем и информантами, так как исследование строится на изучении определенного общества, в данном случае гражданах Республики Молдова, и определенном случае, которым является вопрос об их этнической идентичности в рамках сложившейся различных культурных контекстов.
В свою очередь среди множества стратегий кейс-стади, автор останавливается на объяснительном кейс-стади, которая «призвана найти ответ, на вопрос «почему» осуществить поиск причин и факторов,
оказывающих влияние на ситуацию. В этом случае кейс-стади не просто позволяет уточнить факты и упорядочить массу деталей, но способствует формулированию теории.» Изучение выбранного автором явления подразумевает исследование определенного временного промежутка, в результате которого можно будет получить определенное представление о социальных, экономических, политических положениях граждан Молдовы как в республике Молдова, так и в Санкт-Петербурге, на фоне нестабильной этнополитической ситуации в республике.
Так, Б.О.Фливберг утверждает, что при разработке кейс-стади очень важно дать исторический срез проблемы. Тот факт, что выбранный момент времени обусловлен историческим прошлым, который непосредственно влияет на текущее положение дел, а также на будущее развитие ситуации, по той причине, что в нем заключены как прошлый опыт и знания граждан, что является немаловажным.
Также особую роль в исследовании подобного рода является географическое положение выбранного случая. Так как в зависимости от местоположения культурный контекст явления может в значительной степени различаться. По этой причине социально-политическая ситуация сильно зависит от политического и экономического интереса граждан или государства. Жизненные стратегии этнических групп могут сильно различаться в разных городах, селах и государствах, в нашем случае - государствах.
Анкетный опрос
В рамках кейс-стади исследования автор использует метод анкетирования. Основой построения выборочной совокупности является квотная выборка, заключающаяся в делении генеральной совокупности на демографические подгруппы по следующим критериям:
30% - молодёжь в возрасте от 18 до 29 лет, среди них по 15% граждан обоих полов
30% - граждане в возрасте от 30 до 45 лет, среди них по 15% граждан обоих полов
30% - граждане в возрасте от 45 и более лет, среди них по 15% граждан обоих полов
Одним из ключевых обоснований выбора данной методики является недостаток времени и средств для осуществления отбора по другим критериям. Преимуществом квотной выборки является простота, дешевизна, гарантия анонимности респондентов.
Так, автор получил анкеты от 92 респондентов, проживающих на территории республики Молдова и 90 от проживающих в Санкт-Петербурге.
Наблюдение
Использование метода наблюдения позволяет автору фиксировать социальное взаимодействие интересующих его людей, групп и специфику сложившуюся специфику условий, иными словами видеть ситуацию «такой какая она есть», избегая возможного сопротивления человека/групп людей.
Метод наблюдения силён тем, что теоретическая конструкция по мере получения фактов может и должна видоизменяться, позволяя автору фиксировать новые гипотезы, по мере их появления.
Метод наблюдения подразумевает фиксирование данных на карточках, протоколах, дневниках исследования. Автор прибегает к методу ведения «дневников».
Наблюдение планируется по процедуре, обозначенной в программе исследования. Данные фиксируются на карточках. Протоколах, дневниках исследования по определённой схеме.
Наблюдение в социологии традиционно понимается как метод сбора информации путём непосредственного изучения явления в его естественных условиях. Под наблюдением, как правило, подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем (наблюдателем). Это принято называть прямым наблюдением.
И.Ф.Девятко представляет метод наблюдения как целостную исследовательскую стратегию. «Причина заключается в том, что за более широкой трактовкой наблюдения стоит значительно большее количество явных и неявных теоретических предпосылок, и предположений»
Таким образом автор активно пользовался неструктурированным свободным наблюдением, не имея подробного плана, а результаты наблюдения фиксировал в неформализованной форме в виде дневниковых записей и фотографий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе автор хотел исследовать национальную идентичность молдавского народа, то, как они воспринимают сложившуюся в республике социальную ситуацию и на её фоне сравнить идентичности людей, находящихся в различных социокультурных контекстах. Объектом исследования выступали не только молдаване, проживающие на родине, но и их соотечественники, находящиеся в данный момент в Санкт-Петербурге.
В ходе данного исследования автор попытался соединить три разных теоретических подхода к рассмотрению феномена этничности, так как, по его мнению, каждый из них способен объяснить причины, по которым социальный конфликт, охвативший Молдавию, уже на протяжении двадцати пяти лет никак не может разрешиться. Причина кроется в том, что устоявшаяся самобытность молдавского народа, рассматриваемая через призму примордиалистского подхода, столкнулась с жестким европейским взглядом на природу этничности. С точки зрения Европейского Союза, такому маленькому государству, являющемуся одним из самых бедных в Европе, достаточно предложить вступить в свои ряды, на, казалось бы, выгодных условиях, и еще одной страной-должником станет больше. Так, Молдавия стала объектом методичной социокультурной обработки, в процессе которой в государстве образовалось унионистское движение, ратующее за соединение с Румынией, в результате которой Молдавия потеряет свой суверенитет, язык, национальную идентичность и вообще любые культурные черты, благодаря которым, они имеются Молдаванами. Процесс, запущенный четверть века назад медленно, но верно разъедает самую суть государства - народ.
В процессе изучения истории Молдавии за последние десятилетия, автор прослеживал непрерывную борьбу «молдавскости и румынскости», ведущуюся с переменным успехом. В конце концов эта борьба перетекла в политическую борьбу демократически и либералистических сил против социалистических и коммунистических. В результате этой борьбы, в 2009 году
коммунистическая партия республики, которую можно назвать последним рубежом, охранявшим самобытность молдаван, выиграв парламентские выборы, во время попытки государственного переворота потеряла свой политически авторитет и была смещена партией Альянса «За европейскую интеграцию». Таким образом Этнический конфликт внутри маленького государства в конце концов перерос в настоящую борьбу за национальный суверенитет.
Сравнительный анализ данных, полученных посредству социологического опроса показывает, что уровень доверия граждан, проживающих как на территории республики, так и в Санкт-Петербурге, политическим силам, находящимся в данным момент у государственного аппарата, крайне низок. С другой стороны, нерешительность, выказанная информантами участвовать в демонстрациях оппозиции, наводит на мысль о том, что развязка данного конфликта может затянуться еще на несколько лет.
Среди всей выборочной совокупности молдаван вопросы, касающиеся румынской идентичности, румынского народа и перспектив сближения Румынией находят резко отрицательный ответ. Молдаване не признают румынский язык официальным государственным языком, изъявляя желание видеть в качестве оного молдавский и русский языки. Единственной группой молдаван, выбравшей в 17% случаев румынский язык в качестве основного языка общения в повседневной жизни это граждане старше 45 лет, эмигрировавшие в Россию в период расцвета унионистского движения в Молдове в конце 1980-х. Русский язык, напротив пользуется большой популярностью среди молдавской молодежи, которая в 94% выбирает именно его в качестве языка общения как дома и с близкими людьми, так и в повседневной жизни, а также строящей свои перспективы на будущее вокруг перспектив уехать в Россию. Но в тоже время язык является одним из нескольких сильных различий идентичности молдаван, проживающих в Молдавии и России, в чем автор не видит ничего необычного. Молдаване всех половозрастных групп приезжающие в Петербург осознанно выбирают русский язык в качестве основного языка для общения дома и в повседневной жизни по двум простым причинам. Первая причина это общее культурное прошлое объединяющее народы Молдавии и России, а вторая это осознанный выбор стратегии аккультурации, при которой выбор языка титульной нации способствует сокращению культурной дистанции между этногруппами и позволяющая более эффективно взаимодействовать в инокультурной среде.
Также немаловажным является тот факт, что среди Молдаван, живущих как в России, так и за рубежом на схожем уровне сохраняется набор ценностей, объединяющих как они считают, их с представителями своего народа. А именно родная земля, язык и культурные традиции и обычаи.
С другой стороны, несмотря на негативный опыт Приднестровского конфликта, связывающего Молдавию и Россию, результаты опроса показывают одинаково сильное желание всей выборочной совокупности молдаван вступить в Таможенный Союз с Россией, а также высокий уровень симпатии молдаван к России и Русским.
В целом, сравнительный анализ этнической идентичности молдаван, проживающих как на территории Санкт-Петербурга, так и республики Молдова не выявил каких-либо сильных различий между указанными группами. В связи с чем, автор приходит к выводу, что нестабильная национальная и политическая ситуация, сложившаяся на территории Молдавии, сплотила как молдаван, находящихся в данный момент на родине, так и тех, кто проживает в Санкт-Петербурге.



1. А.В.Яркеев Этническая идентичность в дискурсе социального мифа. Ижевск, 2009. С. 10
2. Авксентьев, В.А. Этнические конфликты: история и типология
3. Агеев, B.C. Психология межгрупповых отношений / В.С.Агеев. М.: Изд-воМГУ, 1983.- 144 с.
4. Аклаев, А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов /А.Р.Аклаев // Духовная культура и этническое самосознание наций. М.: Просвещение, 1990.-Вып. 1. - С. 12-38.
5. Александренков, Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" / Э.Г.Александренков // Этнографическое обозрение. 1996. - № 3.1. C. 13-22.
6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. С.28
7. Арутюнов, С.А. Диаспора — это процесс / С.А.Арутюнов // Этнографическое обозрение. 2001. - № 2. - С. 12-23.
8. Арутюнян, Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю.В.Арутюнян // Социол. исслед. 1990. - № 7. - С. 42-49.
9. Ачкасов, В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора / В.А.Ачкасов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. —1. Т.2.-№ 1.-С. 36-44.
10. Бромлей Ю.В.Очерки теории этноса. М., 1983. С. 57-58
11. Варганова Г.В. Кейс-Стадис как метод научного исследования. Спб., 2006. С. 36
12. Геллнер Э. От родства к этничности // Цивилизации. М., 1997. С. 95.
13. Геллнер, Э. Нации и национализм // под общ. ред. И.И. Крупник. М.: Прогресс, 1991.-320 с.
14. Гофман, Э. Представление себя другим / Э.Гофман // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 188-197.
15. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2003
16. Дашдамиров, А.Ф. Национальная идея и этничность / А.Ф.Дашдамиров. -М.: Прогресс, 1996. 329 с.
17. Девятко И.Ф. Методы Социологического исследования. Екатеринбург, 1998. С.123
18. Донцов, А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А.И.Донцов, Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиева // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 75-86.
19. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей М., 1997, 492 с.
20. Кагарлицкий, Б. Этнические проблемы и национальный вопрос в современном российском обществе / Б.Кагарлицкий. М.: Альпина Паблишер, 2003. -384 с.
21. Кант, И. Критика чистого разума / И.Кант. М.: Наука, 1994. - 638 с.
22. Кара-Мурза С.Г. Теория и практика конструирования народов. Онлайн публикация. 2006. С. 2
23. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
24. Лебедева, Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н.М.Лебедева // Психологический журнал. 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 48 - 58.
25. Марченко, Г.И. Методологические подходы к исследованию этнополи-тических явлений / Г.И.Марченко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. - 1995. - № 2. - С. 52-60.
26. Науменко, Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформаций в постсоветский период / Л.И.Науменко // Этническая психология и общество. -М.: Старый сад, 1997. -С.16- 88.
27. Романов П.В. Социальная антропология организаций. Саратов, 1999. С. 37
28. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. М., 1996, 208 с.
29. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Учебное пособие. СПб., 1999, 203 с.
30. Смелзер, Н. Социология / Н.Смелзер. М.: Феникс, 1998. - 688 с.
31. Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности / Т.Г.Стефаненко // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. - С. 97 - 103.
32. Там же - С. 230.
33. Там же. - С. 93.
34. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткомунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1. с. 4.
35. Тишков В.А. Этнология и политика. М.,2001. С. 229.
36. Тишков, В. А. О нации и национализме. Политические заметки // Свободная мысль. - 1996. - № 3. - Там же.
37. Тишков, В.А. Забыть о нации (Пост-националистическое понимание национализма) / В.А.Тишков // Вопросы философии.- 1998. № 9. - С. 25-37.
38. Тишков, В.А. О нации и национализме / В.А.Тишков // Свободная мысль. 1996. - № 3. - С. 69-83.
39. Тишков, В.А. О феномене этничности / В.А.Тишков // Этнографическое обозрение. 1997. - № 3. - С. 3-21.
40. Тишков, В.А. Общество в вооруженном конфликте / В.А.Тишков. М.: Наука, 2001.-552 с.
41. Тишков, В.А. Этнология и политика / В.А.Тишков. М.: Наука, 2001. -240 с.
42. Фливберг Б.О. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики// Журнал "Социологические исследования", № 0, 2004.
43. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1995. С.31
44. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. Санкт-Петербург.,2000. С. 109.
45. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / под общ.ред. Л.М.Дробижева. М.: ИЭА РАН, 1994. — 236 с.
46. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). - Майкоп, 1996 - С. 78-79.
47. Шадже А.Ю.Этнические ценности как философская проблема. Майкоп.,2005. С.76.
48. Штомпка, П. Социология социальных изменений / под общ.ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
49. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я.Щепаньский. -М.: Просвещение, 1969. 113 с.
50. Элез, А.Й. Критика этнологии / А.Й.Элез. М.: Наука, 2001. - 304 с.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1990. С. 7
52. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. СПб.: Ленато, ACT, Университетская книга, 1996. - 592 с.
53. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / под общ.ред.
A. В.Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
54. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты
исследования / под общ.ред. Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева,
B. С.Кондратьев, А.А.Суслов. -М.: Наука, 1984.-255 с.
55. Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу. Социологические исследования, № 5, 2007, С.76
56. Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // Политические исследования. №2. М., 1991. С. 66
57. Янг К. Этничность и власть в полиэтнических государствах». М., Наука. 1994. С. 17
58. Benedict R. 1945, Р. 13
59. Krisberg L. Social Conflicts. Prentic Hall, 2-nd, 1982. P. 17
60. Kroeber А., Kluckhohn CCulture: A Critical Review of Concepts and Definitions 1952, Р. 58.
61. Smelser N. J. Theory of Collective Behavior. N. Y., 1962, P. 86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ