МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
«КУЛИНАРИЯ» НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ
ДОМА» УЧАЩИМИСЯ 5-8 КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ
«ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЛАДКИХ БЛЮД»
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА» 9
1.1. МЕСТО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В
СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 9
1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «КУЛИНАРИЯ» «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА» ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ
(РАЗЛИЧНЫМ АВТОРСКИМ ЛИНИЯМ) 20
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИГОТОВЛЕНИЯ СЛАДКИХ БЛЮД И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 33
2.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
ПРИГОТОВЛЕНИИ СЛАДКИХ БЛЮД 33
2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ПРИГОТОВЛЕНИЯ СЛАДКИХ БЛЮД С УЧАЩИМИСЯ 5-8 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ КУЛИНАРИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 44
2.3. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДАЧА СОВРЕМЕННЫХ СЛАДКИХ
БЛЮД 52
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Предметная область технология - это одна из практикоориентированных образовательных областей знаний в школе, где интегрируются и реализуются знания, а так же формируются навыки и умения практической проектной работы. Предметная область «Технология» является составной частью общего образования с 1993 года.
Данная предметная область представлена учащимся по факту на реальных видах труда, так как по программе изучаются конкретные технологические операции, процессы, приспособления и инструменты, а так же станки и технические устройства.
Мы же из предметной области «Технология » рассмотрим конкретный раздел «Кулинария», направление «Технология ведения дома». Изучая его, невольно напрашивается вопрос: «Для чего вообще изучается данный раздел в школьной программе? Ведь к основам кулинарии учащиеся приступают уже с 5 класса». Все это связано с тем, что курс направлен на воспитание у девочек рационального, экономного и бережного отношения к продовольственным товарам и продуктам питания. При изучении школьного курса кулинарии, учащиеся получают первоначальные знания и опыт в приготовлении полезной, вкусной пищи.
На уроках технологии, в процессе трудовой деятельности, у девочек четко формируется коллективное взаимодействие, так как практические занятия по кулинарии построены на групповой работе, где каждая из девочек применяет свои умения и навыки.
Трудовая деятельность - это рациональная деятельность человека, которая нацелена на преобразование и приспособление предметов внешнего мира, для удовлетворения своих потребностей.
Трудовое воспитание - это привлечение учащихся к разнообразному виду деятельности, которое является полезным для общества. В процессе трудового воспитания у учеников вырабатываются трудовые навыки, происходит развитие творческого мышления и прививается любовь к труду.
Еда - это часы в нашем организме и все работает согласно им. Поэтому очень важно разбираться в том, что мы кушаем, так как производительность труда и наше настроение в полной мере зависит от пищи. Чтобы сохранить все необходимые питательные вещества в продуктах, нужно знать, как правильно их приготовить, так же основные знания химического состава их калорийность, пищевая ценность позволяет верно, проводить тепловую обработку в процессе приготовления пищи.
В данной работе рассматривается технология изготовления сладких блюд при изучении раздела «Кулинария» направления «Технологии ведения дома» с учащимися 5-8 классов.
Хорошо приготовленные блюда всегда доставляют удовольствие, а сладкие блюда же изобретены исключительно для удовольствия. Продукты, входящие в состав рецептуры десертов и сладких блюд, представляют нам большую возможность создавать различные композиции как по форме, так по цвету. Главным компонентом абсолютно всех сладостных блюд считается быстроусвояемый сахарный песок, за счет которого организм человека употребляет одну треть всех углеводов. Сладкие блюда не только вкусны, но и питательны, именно по этой причине они являются богатейшим источником витаминов. В многочисленные кулинарные рецепты сладких блюд входят такие продукты, как фрукты и ягоды в свежем, сушеном и консервированном виде, молоко, сливки, яйца, крупы, сметана, ароматизирующие вещества. Большое изобилие используемого сырья дает возможность готовить блюда различной калорийности, с неодинаковым содержанием белков, жиров, углеводов, витаминов и хорошо совмещать их с другими блюдами меню в соответствии с требованиями рационального и оптимального питания.
Сладкие вкусные блюда, десерты в составе которых преобладают натурально - свежие фрукты, ягоды, представляют собой ценность, так как они являются источником минеральных солей, органических кислот (яблочной, винной, лимонной), витаминов С, А, В, РР.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по обучению учащихся 5-8 классов технологии приготовления сладких блюд в ходе изучения раздела «Кулинария» направления «Технологии ведения дома».
Объект исследования: процесс обучения технологии приготовления и оформления сладких блюд на уроках технологии
Предмет исследования: технологический процесс приготовления и оформления сладких блюд на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» учащимися 5¬8 классов
Задачи исследования:
1) Проанализировать место предметной области «Технология» в системе ФГОС.
2) Разработать методические рекомендации при изучении раздела «Кулинария» «Технология ведения дома» по различным образовательным траекториям.
3) Рассмотреть технологические операции изготовления сладких блюд.
4) Определить технологическую последовательность приготовления сладких блюд с учащимися 5-8 классов по разделу «Кулинария» на уроках технологии.
5) Рассмотреть особенности и подачу современных сладких блюд.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, методы анализа и систематизации.
Теоретическая значимость: разработаны
методические рекомендации при изучении раздела «Кулинария» «Технологии ведения дома», и теоретически обоснована их эффективность применения на уроках.
Практическая значимость:
Заключается в том, что разработанные методические рекомендации можно использовать в школьном курсе по предмету «Технология», они помогут учителю четко спланировать план урока, заинтересовать и привлечь внимание учеников.
База исследования: Мезенская ООШ, филиал Черемшанская СОШ
Учитель технологии: Максимова Оксана Александровна. Студент-практикант: Винниченко Мария Ивановна. Дата регистрации: 10 октября 2019 года.
Авторы: Костов А.Н, Винниченко М.И, Юрченко Л.Н, Козуб Л.В.
Апробация материалов: прошла в рамках научно-практической конференции.
Разработано «Электронное учебное пособие по Кулинарии», на которое получено свидетельство о регистрации электронного образовательного ресурса №, выданного 10 октября 2019 г. авторам Костов А.Н., Винниченко М.И., Юрченко Л.Н., Козуб Л.В. ФГБУН Институт программных систем им. А.К.Айламазяна РАН Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование».
Предметная область «Технология» вошла в основную часть общего образования в 1993 году и с того момента заметно изменилась. Эта область каждый раз совершенствовалась, становилось более усложненной, отражая технический труд в школьной программе.
В системе обучения предмету Технология важно, чтобы учащиеся были заинтересованы в изучении данной области, а для этого необходимо выстроить учебный процесс и подготовить методический материал таким образом, чтобы он соответствовал современным технологическим требованиям, был интересен для познания учащимися. Помимо разработки методического материала, необходимо так же особое внимание уделять практическим занятиям и использовать в работе компьютерное сопровождение, так как с помощью их, у школьников есть возможность более четко и доступно изучить определенные технологические процессы.
Изучая конкретный раздел «Кулинария» «Технология изготовления сладких блюд», учащиеся на занятиях приобретают огромный опыт, знания, умения в приготовлении блюд. Школьники получают определенные навыки в работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием. Главная уникальность изучения этого раздела заключается в проведении лабораторно - практических работ по изготовлению блюд, а так же их дегустации и оценки качества приготовления, определения ошибок и недостатков.
Изучив сущность данного раздела предметной области «Технология», в рамках данной выпускной квалификационной работы, теоретически мы обосновали важность этой тематики, которая заключается в правильной организации рабочего места и времени, приобретении общетрудовых навыков, воспитании к труду, развитии коллективизма и эстетического вкуса.
Так же в работе были разработаны методические рекомендации при изучении раздела «Кулинария» «Технологии ведения дома» по разным образовательным траекториям (различным авторским линиям). В методических рекомендациях были описаны формы, методы и основной план построения теоретического материала, разработка практических и лабораторных работ. В первой главе параграфа 1.2 так же представлена формальная часть технологической части урока и содержательная часть технологической карты урока, которая наглядно отражает необходимые пункты плана конспекта урока.
Во второй главе выпускной квалификационной работы представлен технологический процесс приготовления сладких блюд и их классификация, так же описаны технологические операции, используемые в приготовлении сладких блюд.
Таким образом, все вышепоставленные задачи полностью выполнены, а значит, цель достигнута.