Введение 4
ГЛАВА 1. Роль иллюстраций в печатных СМИ и их влияние на читателя с помощью фотографий. История возникновения манипуляций в качестве пропаганды 10
ГЛАВА 2. Примеры манипуляций в фотожурналистике. Их цели и последствия 17
2.1 Примеры манипуляций в американской фотожурналистике 17
2.2 Примеры манипуляций в европейской фотожурналистике 38
2.3 Корейские СМИ как пример пропаганды в фотожурналистике 41
2.4 Примеры манипуляций в российской фотожурналистике 52
2.5 Другие примеры 55
2.6 Анализ степени влияния цифровой обработки фотографий на
общественность в зависимости от уровня издания, важности события и произведенных изменений 57
ГЛАВА 3. Существующие кодексы профессиональной этики журналиста и
пути регулирования в фотожурналистике 63
ГЛАВА 4. Опрос читателей как способ установления этических норм
обработки фотографий 69
Заключение 76
Библиографический список 79
С открытием фотографии в начале XIX века и развитием средств и техник фотографирования вплоть до начала XX века человек получил возможность, о которой его предшественники могли только мечтать: теперь вести хронику семейных событий, путешествий и просто повседневной жизни могут не только люди с достатком, имеющие возможность заказать работу художника, но и простые обыватели. А с появлением первой общедоступной камеры магия фотографии стала доступна даже детям.
Чем отличается фотография от живописи и рисунка? На первый взгляд ответ очевиден: на фото действительность изображена “как есть”, а художник, напротив, может приукрасить, добавить несуществующих черт или, наоборот: “убрать лишнее”. Но так ли все просто, как кажется? Ведь художник не заявляет нам, что его произведение - истина в последней инстанции, а совсем наоборот - мы хотим увидеть красоту на картине, причем красоту, написанную именно этим художником, а красота в понимании каждого человека своя.
Глядя на фотографию, мы привыкли принимать изображенное на ней за чистую монету. В 1909 году известный фотожурналист Льюис Хайн сказал: “Фотография не лжет, но лжецы умеют фотографировать”. Портретный и документальный фотограф Ричард Аведон: “Все фотографии точны, но ни одна не является истиной”. В своей книге “О фотографии”. Сьюзан Сонтаг пишет: “Фотография предоставляет свидетельства. О чем-то мы слышали, однако сомневаемся - но, если нам покажут фотографию, это и будет подтверждением”.
Беря в руки любой журнал или газету, читатель в первую очередь обращает внимание на иллюстрации с подписями и на заголовок статьи. Часто, пролистывая новостное издание, мы останавливаем внимание на какой-либо статье только если она снабжена иллюстрациями, зачастую так и не дочитав текст, а лишь изучив фотографии. Жизнь современного человека переполнена информацией, мы не успеванием прочесть и понять все, что предлагают нам современные СМИ, а потому главным источником становится визуальная информация - самый простой для усвоения в новостном потоке материал. Зачастую это играет злую шутку с читателем: он не успевает вникнуть, проанализировать материал, и “заглатывает” информацию в том виде, в котором получает. Документальная природа фотографии убеждает читателя в том, что событие произошло и выглядело именно так, как изображено. Документальные фотографии вызывают доверие у читателя, поэтому не удивительно, что именно это свойство фотографии неоднократно использовалось для управления общественным сознанием. В XX веке фотография стала неотъемлемым атрибутом различных пропагандистских систем, эксплуатировавших ее документальность для создания образов вождей, идеологий, героических символов и моделей поведения. Для этого активно использовались постановочные снимки, а с совершенствованием техники обработки изображений все проще становилось изменить и содержание снимка.
В век пленочной фотографии принципы обработки фотографий были известны лишь тем, кто непосредственно с этой пленкой работал, и было довольно непросто изменить содержание снимка, не оставив при этом следов. К тому же оригинал изображения был “вещественным”, то есть оставался на слайде или пленке таким, каким был снят.
С наступлением цифровой эпохи технологии обработки фотографий стали доступны каждому, у кого есть компьютер и программа обработки изображений, например, Photoshop, о существовании которого сейчас не знает разве что младенец. Использование цифровой обработки теперь встречается на каждом шагу всемирной паутины: в блогах, на личных страничках социальных сетей, в таких коммьюнити изображений, как Instagram, и для качественной обработки не нужно обладать абсолютно никакими специальными знаниями.
Проблема в том, что цифровая манипуляция существует не только в сети Интернет и в массовых периодических изданиях, но даже в флагманах мировых СМИ, которые всегда уделяли особое внимание качеству публикуемых материалов и следовали высоким стандартам и этическим нормам при публикации материалов. Речь идет о таких крупных изданиях, как журналы “Time”, “Newsweek”, “New York Times”, “Los Angeles Times”, “National Geographic” и другие.
Естественно, случаи манипуляций в этих изданиях не столь часты, чтобы принять это за правило. Этические стандарты по-прежнему высоки и остаются одинаковыми для всего фотожурналистского общества. Но даже те редкие случаи изменения содержания фотографий, которые стали достоянием гласности, способны подорвать веру читателя в получаемый из таких заслуженных источников материал. Возникает вопрос - кому же тогда можно верить?
Ослабление веры в достоверность фотографий может подорвать доверие к визуальной журналистике во всех ее формах: газетах, журналах, телевидении и Интернет-изданиях.
Актуальность работы заключается в назревающем вопросе о возможном кризисе доверия аудитории к фотожурналистике и профессии фотожурналиста как таковой. По мнению экспертов, проблема заключается именно в том, что получившая широкое распространение возможность изменять фотографии с помощью программ цифровой обработки, стала одной из причин уменьшения общественного доверия к СМИ в целом.
В российской фотожурналистике вопрос этичности обработки фотографий в ведущих мировых СМИ еще не изучается на профессиональном уровне, и существуют лишь отдельные труды на эту тему, в том числе статья кандидата исторических наук О. А. Бакулина
Новизна дипломной работы в том, что было проведено комплексное исследование истории случаев манипуляции в журналистике всего мира, включая азиатский регион на примере Кореи и Ирана.
В процессе написания дипломной работы сделаны очень важные для фотожурналистики выводы, которые могут быть использованы не только в дальнейшем изучении проблемы в России, но и в деле регулирования обучения и работы представителей профессиональной среды.
Автором проведен опрос читателей с целью сбора мнений по многим важным аспектам изучаемого вопроса. Результаты проведенного опроса могут быть интересны как для будущих исследователей, так и для журналистской среды и аудитории, взаимодействующей с ней.
Целью работы является исследование этической проблемы, связанной с цифровой обработкой фотографий мировыми СМИ, выявление причин и степени недоверия читателей, а также нахождение возможных путей регулирования проблемы манипуляций в фотожурналистике.
Задачи, поставленные при написании: разобрать случаи манипуляций в фотожурналистике XIX-XXI вв., вызвавшие наибольший общественный резонанс, выявить их причины и проанализировать степень влияния цифровой обработки фотографий на общественность в зависимости от уровня издания, важности события и произведенных изменений; исследовать существующие кодексы фотожурналисткой и журналистской этики, проанализировать их недостатки и возможные пути изменения ситуации; провести опрос среди читателей новостных изданий.
В первой главе проводится анализ роли фотографии в СМИ, появление фотоманипуляций, а также причины этого явления.
Во второй главе рассматриваются наиболее известные случаи манипуляции с фотографиями в СМИ, уделяется внимание как американским, так и европейским, российским и азиатским изданиям. В заключении главы проводится анализ влияния этих манипуляций на читателя, последствий для автора и издания, иногда для страны в целом.
В третьей главе рассматриваются существующие кодексы и соглашения фотожурналистской этики, хартии и законы, в которых уделяется внимание работе фотожурналиста, а также национальные и международные ассоциации, осуществляющие контроль за этической составляющей работы СМИ.
В четвертой главе описывается работа над опросом читателей, производится анализ результатов и сравнение с работами исследователей в области проблемы манипуляций в фотографии.
При написании дипломного проекта было изучено большое количество научных публикаций, монографий и коллективных исследований, статей в печатном и онлайн виде, в том числе на иностранных языках. Найдено и проанализировано более пятидесяти случаев аналоговой и цифровой обработки фотографий в ведущих мировых СМИ и агентствах.
Автор выражает благодарность своим соученикам по программе переподготовки «Фотожурналистика» и преподавателям факультета журналистики МГУ за участие в опросе и предоставление полезных для исследования данных.
Подводя итог, стоит отметить, что развитие профессиональной фотожурналистской этики: появление кодексов этики, хартий, образование национальных и международных ассоциаций пресс-фотографов, несомненно, помогает фотожурналистике сохранить веру читателей в правдивость информации. Но все возрастающие возможности нынешних цифровых технологий ставят под вопрос эффективность лишь этих мер.
Сокращение бюджетов и череда закрытий и реорганизаций газет и агентств, с одной стороны, вызывают обеспокоенность профессиональных фотожурналистов относительно будущего соблюдения этических норм. Эти опасения, в частности, связаны с развитием гражданской журналистики, где большинство авторов не знакомы с положениями Кодекса “Национальной ассоциации фотографов прессы”. Но, с другой стороны, увеличение потенциальных конкурентов на рынке СМИ должен заставить профессионалов с большей ответственностью подходить к соблюдению этических норм.
Несомненно, в образовательный процесс журналистов должен быть включен предмет “Этические нормы в фотожурналистике”, и преподаваться должен на высоком профессиональном уровне, с привлечением профессионалов в этой области, таких как Кеннет Кобре, Томас Вилер, Шила Ривз, Ш. Хуанг и др.
Еще одним фактором, защищающим современную фотожурналистику от манипуляций, становится само по себе развитие информационных и коммуникационных технологий. В наши дни цифровой фотоаппарат есть практически у каждого, а у большинства даже не один: смартфон, планшет, компактная цифровая, зеркальная или беззеркальная фотокамера. Благодаря распространению цифровой фототехники теперь свидетелями исторических событий оказываются не только репортеры, но и обычные люди, которые снимают их с помощью подручных камер. Возможность воспользоваться интернетом “на ходу” практически в любой точке мира позволяет выкладывать в “сеть” фотоснимки практически моментально, социальные сети, блоги, фотообменники. Возможности этого коммуникативного пространства позволяют оперативно разоблачать попытки фальсификации, что является действенным фактором в борьбе с желанием некоторых представителей прессы исказить реальную картину действительности. Сюда же можно отнести сферу блогеров, которые уже на протяжении нескольких лет довольно успешно разоблачают попытки фальсификации фотографий в мировых СМИ. Полагается необходимым попытаться найти универсальный способ использования этого пространства с целью борьбы с фото-фальсификацией. Возможно, тогда в сети Интернет начнет работать механизм саморегулирования и контроля качества информации, в том числе фотографической.
В ведущих мировых средствах массовой информации помимо основного высшего образования предлагается необходимость обязательного дополнительного фотожурналистского образования как для фотографов, освещающих важные новости, так и для фоторедакторов, а также для всех представителей новостных медиа, занимающихся непосредственно постобработкой и контролем за публикацией важных статей и фотографий в фотоагентствах.
В совместной работе фотожурналиста и фоторедактора необходимо наличие абсолютного взаимопонимания. Фотограф, принимая решение о той или иной обработке фотографии, должен понимать, что в случае неинформирования редактора о произведенных изменениях в фотографии, автор не только рискует собственной работой, но и ставит под угрозу репутацию всего агентства, и в последствии может оказаться без работы в
области фотожурналистики вообще.
Редактор же, в свою очередь, должен понимать, что, редактируя фотографию без ведома ее автора, он может лишить агентство или новостное издание доверия не только читателей, но и авторов.
Лишь наличие прочной взаимной ответственности между фотографами и редакторами может служить базой для честной и правдивой подачи информации в СМИ.
По результатам проведенных опросов сделан вывод о том, что и читатели, и представители профессии фотожурналиста в России считают необходимым уведомление читателя о любых изменениях в фотографии - будь то мягкая ретушь или изменение контента. Предлагается более тщательное изучение этого вопроса на мировом уровне.
Необоснованное использование цифровых технологий некоторыми представителями профессии разрушает власть фотографии в принципе.
Если представители фотожурналистики не хотят, чтобы наступило время, когда потребители печатных СМИ будут воспринимать любую фотографию как не более чем иллюстрацию, они должны понять, что издательство газет и журналов, производство новостей и фотографий для фотоагентств - это не только ежедневная рутина журналистики, но и база взаимоотношений с согражданами, с сообществами и со всем миром.
1. Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики. - М., 1987.
2. Акчурин Д.Г. Основы современной фотожурналистики : учеб. пособие. - Казань : Казан. ун-т., 2012.
3. Бакулин О.А. «К вопросу об этических аспектах цифровой обработки фотографий», сборник «Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности» ф-та журналистики МГУ, 2012 г.
4. Березин В.М. Фотожурналистика : учеб. пособие / В.М. Березин. - М. : Изд-во РУДН, 2006.
5. Ворон Н.И. Фотожурналистика в системе печати и тенденции ее развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Журналистика. - М., 1978.
6. Ворон Н.И. Функции советской фотожурналистики // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. - М., 1990.
7. Голуб В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. - 2012.
8. Дудников В.М. Журналистская фотография как средство
пропагандистского воздействия на массовую аудиторию. - М., 1987.
9. Захаркин Д. Место фотографии в современной прессе / Д. Захаркин.
10. Ким Чжон Им. Этика фотожурналистики // Коммуникации в современном мире. - Воронеж, 2002.
11. Киреева, И.В. Этические регуляторы СМИ. Английский вариант и российские реалии/ И.В. Киреева// Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И.
Лобачевского, 2003.
12. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003.
13. Маслов А.С. О проблемных областях профессиональной этики фотожурналистики // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. - 2012. - № 1.
14. Маслов А.С. Профессиональные и этические стандарты в
фотожурналистике : практика применения // Там же. - 2010. - № 1.
15. Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
16. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты) // Автореф. дисс. / В.В. Тулупов. - Краснодар, 2000.
17. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. - 1998.
18. Фактор Л. Фотожурналистика сегодня : Интервью с Арпадом Гереши, директором Фонда World Press Photo / Л. Фактор.
19. Юрков А.А. Этика журналистского творчества /А.А. Юрков. - СПб. : Изд- во С.-Петерб. Ун-та, 2003.
Литература литература на английском языке:
1. Black, J. , Steele, B. & Barney, R. Doing ethics in journalism (2nd ed.). Boston: Allyn & Bacon, 1995.
2. Boyle, P. Standards for photography’s cutting edge. Washington Journalism Review, 1992, November.
3. Cobanoglu, C., Warde, B., Moreo, P.J. A comparison of mail, fax and web-based survey methods. International Journal of Market Research, 2001.
4. Andrews, M. "Mathew Brady's Portrait of Dickens: 'a fraud and imposition on the public'?" History of Photography., 2004.
5. Coleman, S. Digital Photo Manipulation: A Descriptive Analysis of Codes of Ethics and Ethical Decisions of Photo Editors, ProQuest, 2007.
6. Cooper, T. Between the Summits: What Americans think about media ethics. Journal Of Mass Media Ethics, 23(1), 2008.
7. Davis, N. Electronic photo manipulation. Presstime, 1992, February.
8. Fahmy, S. & Smith, C.Z. Photographers Note Digital’s Advantages, Disadvantages. Newspaper Research Journal, 2003.
9. Fahmy Shahira, Scott B. Fosdick, Thomas J. Johnson. Is Seeing Believing? A Survey of Magazine Professionals' Practices and Attitudes Toward Ethical Standards for Photographs. San Jose State University, 2005.
10. Fosdick, J. Stylistic Correlates of Prescribed Intent in a Photographic Encoding Task (Doctoral dissertation, The University of Wisconsin, 1963).
11. Fosdick, S. & Fahmy, S. Punctuation and Epistemic Honesty: Do Photos Need What Words Have? Paper presented to the Association for Education in Journalism and Mass Communication, Kansas City, 2003.
12. Gladney, G. & Erlich, M.C. Cross-media response to digital manipulation of still and moving images. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 1996.
13. Greer, J. D. & Gosen, J. D. How much is too much? Assessing levels of digital alteration as factors in public perception of news media credibility. Photo Illustration in U.S. Newsmagazines During the Past Three Decades, Ohio University, 2008.
14. : Gustavson T. Camera: a history of photography from daguerreotype to digital. New York, 2009.
15. Hoffman, R. Image Manipulation: Photoshop as a Data-measurement Tool Tracilee, University of Nevada, Las Vegas, 2008.
16. Huang, Edgar Shaohua. Reader’s Perception of Digital Alteration in Photojournalism. Association for Education in Journalism and Mass Communication, 2001.
17. Kepes, G. Language of Vision. Chicago: P. Theobold. 1944.
18. King, D. The commissar vanishes: the falsification of photographs and art in Stalin's Russia; New York: Metropolitan Books, 1997.
19. Kobre, K. Photojournalism: The Professionals' Approach 2008.
20. Kobre, K. “The Long Tradition of Doctoring Photos.” Visual Communication Quarterly, 1995.
21. Lester, P. Photojournalism: An Ethical Approach, Erlbaum, 1991.
22. Lester, P. The Ethics of photojournalism: a special report, National Press Photographers Association ,National Press Photographers Association, 1990.
23. Lowrey, W. Normative conflict in the newsroom: The case of digital photo manipulation. Journal of Mass Media Ethics, 2003.
24. .MacDougall, C. Digital alteration of photographs in consumer magazines. Hoaxes. Dover Publications, 1958, 2nd ed.
25. Martin, E. On photographic manipulation. Journal of Mass Media Ethics, 1991.
26. Mitchell, W.J. The Reconfigured Eye. MIT Press, 1992.
27. Newton, J. The Burden of Visual Truth: The Role of Photojournalism in Mediating Reality, Lawrence Erlbaum Associates, 2001.
28. Pritchard, D. The Impact of Newspaper Ombudsmen on Journalists’ Attitudes. Journalism Quarterly, 1993.
29. Reaves, S. Digital Alteration of Photographs in Magazines: An Examination of the Ethics”, Journal of Mass Media Ethics, №3, 1991.
30. Reaves, S. Digital retouching: Is there a place for it in newspaper photography? Journal of Mass Media Ethics, 2, 1987.
31. Reaves, S. The vulnerable image: Categories of photos as predictor of digital manipulation. Journalism & Mass Communication Quarterly, 72(3), 1995.
32. Rosler M. Image simulations, computer manipulations: some considerations // Digital Dialogues. 1991.
33. Sklaroff S., “The Timeless Moment”, U.S. News & World Report, 2001.
34. Tannenbaum, P. & Fosdick, J. The Effect of Lighting Angle on the Judgment of Photographed Subjects. Audio-Visual Communication Review, 1960.
35. Urban, C. D. Examining Our Credibility: Perspectives of the Public and Press, Reston, VA: ASNE Foundation, 1999.
36. Weaver, D.H., Wilhoit, G.C. The American journalist in the 1990s: U.S. news people at the end of an era. New Jersey: Lawrence Erlbaum, 1996.
37. Weaver, D.H. & Wilhoit, G.C. The American Journalist: A portrait of U.S. Newspeople and their work (1st ed.). Bloomington: Indiana University Press, 1986.
38. Wheeler Thomas H. Phototruth Or Photofiction?: Ethics and Media Imagery in the Digital Age // Routledge, Jan 1, 2002.
1. Ганюшин А.А. Восприятие и манипуляции в цифровой фотографии в 1990-2000 гг. // Медиаскоп : электрон. науч. журн. - 2014. - № 1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1491 (16.05.2014).
2. Захаркин Д. Место фотографии в современной прессе / Д. Захаркин. - URL: http://foto-moment.narod.ru/foto.html 15.05.2014
3. Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике. -
URL: http://www.km.ru/referats/85A6669C4AF54D54A1807DEFA5C4A210
13.06.2014
4. Михаил Денисов для русской службы BBC “АиФ” отрицает причастность
к фальшивому фото Навального» 9 января 2012 г. - URL:
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/01/120109 navalny false picture.shtml 03.06.2014
5. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. - 1999. - URL: http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756-khartiya- teleradioveshchatelej 13.06.2014
Электронные ресурсы на английском языке
1. Barribeau, Tim. Award Winning Swedish Wildlife Photographer Admits to
Faking Images With Stock Photos, 6th September, 2011 - URL:
http://www.northkoreatech.org/2011/07/18/ap-kills-kcna-photo-says-it-was-altered/ 13.06.2014
2. Comley, P. Pop-up Surveys - What works, what doesn't work and what will work in the future, 2000. - URL: http://www.virtualsurveys.com.
3. Glater, Jonathan D. для онлайн-версии The New York Times “Martha Stewart Gets New Body in Newsweek» 3th March 2005 - URL: http://www.nytimes.com/2005/03/03/business/media/03mag.html 10.06.2014
4. Goodman, D. and David Furst “From North Korea, an Altered Procession” 28th
December 2011 - URL: http://blogs.wsj.com/korearealtime/2014/05/12/news-
channel-alters-photo-to-show-kim-jong-un-with-drone/ 13.06.2014
5. Greenslade R. “New York Daily News doctored picture of Boston bombing
victim” на сайте “The Guardian», 18th April 2013 - URL:
http://www.theguardian.com/media/greenslade/2013/apr/18/colin-myler-boston- marathon-explosions 10.06.2014
6. Irby, K. F. Beyond Taste: Editing Truth. Poynteronline, 2004 - URL:
http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=63131&sid=29
7. Irby, Kenneth. Photojournalistic Confession, 20th August, 2003 - URL:
http://www.poynter.org/uncategorized/14840/a-photojournalistic-confession/ 13.06.2014
8. Irby, K. L.A. Times Photographer Fired Over Altered Image. Poynter Online. Poynter Center for the Study of Ethics and American Institutions. - URL: http://www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/9289/l-a-times- photographer-fired-over-altered-image/ 11.06.2014
9. Linde, J. Nature snapper admits to pasting in lynx, 5th September, 2011 - URL: http://www.thelocal.se/20110905/35964 05.06.2014
10. Winslow, Donald R. 2007 News Photographer Magazine “Detrich Resigns
Over Digitally Altered Page One Photo”, April 2007 - URL:
http://www.nytimes.com/2006/08/09/technology/09photo.html? r=1&oref=slogin 11.06.2014
11. Myers, Steve for “Poynter”, 4th February, 2012 - URL:
http://www.poynter.org/latest-news/mediawire/161983/sacramento-bee-fires-bryan- patrick-for-photo-manipulation/ 11.06.2014
12. Meyer, Pedro. “In defense of photographer Patrick Schneider and the fictions of
a “Code of Ethics”, Mexico, October 2003 - URL:
http://v1. zonezero.com/editorial/octubre03/ october.html 13.06.2014
13. NPPA “Code of Ethics”, 1991 - URL: https://nppa.org/code of ethics 13.06.2014
14. Russia’s Patriarch Kirill in furor over luxury watch” BBC News Europe, 5th
April 2012 - URL:
http://www.km.ru/referats/85A6669C4AF54D54A1807DEFA5C4A210 29.05.2014
15. Sneider, D. Korean story of Olympic gold, 15th September 1988 - URL: http://www.northkoreatech.org/2011/12/30/kcna-again-caught-altering-photo/ 13.06.2014
16. Wall Street Journal Asia’s article “News Channel Alters Photo to Show Kim
Jong Un With Drone”, 12th May 2014 - URL: http://www.bbc.com/news/world-
europe-17622820 13.06.2014
17. Williams, M. AP kills KCNA photo, says it was altered, 18th July 2011 -
URL: http://lens.blogs.nytimes.com/2011/12/28/from-north-korea-an-altered-
procession/ 13.06.2014
18. Williams, M. KCNA again caught altering photo, 30th December 2011 - URL: http://www.museumofhoaxes.com/hoax/weblog/comments/evidence of extraterrestri als in north korea 13.06.2014
19. Williams, M. North Korea’s drones: Made in China? 20th April 2014 - URL: http://www.northkoreatech.org/2014/04/20/north-koreas-drones-made-in-china/ 13.06.2014
20. Winslow, Donald R. “Manipulated Photos End With Firing”, March 2012 - URL: https://nppa.org/page/8528 10.06.2014.