Концепция «Психологии отношения личности» В.Н.Мясищева, и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-псхологическая значимость
|
Введение 3
Глава 1. Социально-психологические воззрения
В.Н. Мясищева 8
Глава 2. Персонологические воззрения В.Н. Мясищева; персонология -
ветвь социальной психологии 22
Глава 3. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности по
В.Н. Мясищеву 41
Глава 4. Взгляды В.Н. Мясищева на делинквентность и перевоспитание правонарушителей в свете психологии отноше¬ний 53
Глава 5. Концепция В.Н. Мясищева - теоретико-методологическая основа психологической коррекции и
рефлексотерапии 70
Заключение и выводы 101
Библиографический список 104
Приложение 119
Глава 1. Социально-психологические воззрения
В.Н. Мясищева 8
Глава 2. Персонологические воззрения В.Н. Мясищева; персонология -
ветвь социальной психологии 22
Глава 3. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности по
В.Н. Мясищеву 41
Глава 4. Взгляды В.Н. Мясищева на делинквентность и перевоспитание правонарушителей в свете психологии отноше¬ний 53
Глава 5. Концепция В.Н. Мясищева - теоретико-методологическая основа психологической коррекции и
рефлексотерапии 70
Заключение и выводы 101
Библиографический список 104
Приложение 119
Кардинальные перемены в экономической, социально-политической и духовной сферах российского государства и общества вызвали смену основных приоритетов и в отечественной социальной психологии. Углубляются и уточняются подходы к изучению личности и социально-психологических процессов и явлений в разных социальных группах. В связи со сменой ориентиров в методологических основах психологии сегодня как никогда актуально вдумчивое обращение к отечественному социально-психологическому наследию, имеющему свои традиции прежде всего в историко-эволюционном понимании личности, её фило- и онтогенетического развития, в приоритетности исследований психологических основ воспитания, обучения, развития детей и подростков. В этой связи представляется актуальным глубокое изучение и систематизация социально-психологических персонологических воззрений выдающегося отечественного психолога и психиатра В.Н. Мясищева с учётом отмечаемой им самим тесной взаимосвязи психологии с медициной, педагогикой, управлением.
Обращение к социально-психологическому наследию выдающихся отечественных психологов, в том числе В.Н. Мясищева (1893-1973), обусловлено острой востребованностью в современных условиях психологического воздействия на подрастающее поколение в целях его духовно-нравственного воспитания, профилактики дезадаптированности, психических болезней и отклоняющегося поведения. Тем более, что научное социально¬психологическое наследие крупнейшего учёного оказалось сегодня почти забытым, невостребованным. Достаточно сказать, что даже в современной лечебной практике Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева теоретически безупречная и практически плодотворная концепция
В.Н. Мясищева не используется в полной мере. Вызывает недоумение и тот печальный факт, что в отечественных учебниках социальной психологии, равно и в преподавании этого курса в высших учебных заведениях, отсутствует и соответствующая тематика, и имя учёного.
Цель исследования: раскрытие места концепции «психологии отношений личности» в социальной психологии и её роли в разностороннем теоретическом и практическом человековедении.
Объект исследования: социально-психологическая и персонологическая проблематика в трудах В.Н. Мясищева.
Предмет: концепция «психологии отношений личности» В.Н. Мясищева, её значение для педагогической и медицинской практики.
Гипотеза исследования. Концепция «психологии отношений личности»
B. Н. Мясищева, базирующаяся на историко-эволюционном подходе к формированию личности при ведущей роли её деятельности, общения и отношений, является одной из методологических основ теоретического и практического решения ряда социально-психологических проблем.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в диссертации решались следующие задачи:
- на основе анализа трудов В.Н. Мясищева систематизировать его социально-психологические и персонологические воззрения;
- раскрыть сформулированные В.Н. Мясищевым социально-психологические основы научной организации труда и трудового воспитания;
- раскрыть научные взгляды В.Н. Мясищева на делинквентность, её причины, а также условия и пути перевоспитания правонарушителей;
- обосновать концепцию В.Н. Мясищева в качестве теоретико-методологической основы психологической коррекции и рефлексотерапии.
Методологическую основу исследования составляет историко-эволюционный подход к исследованию онтогенетического развития и формирования личности Л.С. Выготского, конкретизированный А.Р. Лурией,
C. Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым и др. в положениях: о единстве социального и биологического в человеке как личности при определяющем влиянии окружающей среды (социума);
- в концепции нервизма, разработанной в отечественной науке
Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, И.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым и др.;
а также в концепциях.
Обращение к социально-психологическому наследию выдающихся отечественных психологов, в том числе В.Н. Мясищева (1893-1973), обусловлено острой востребованностью в современных условиях психологического воздействия на подрастающее поколение в целях его духовно-нравственного воспитания, профилактики дезадаптированности, психических болезней и отклоняющегося поведения. Тем более, что научное социально¬психологическое наследие крупнейшего учёного оказалось сегодня почти забытым, невостребованным. Достаточно сказать, что даже в современной лечебной практике Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева теоретически безупречная и практически плодотворная концепция
В.Н. Мясищева не используется в полной мере. Вызывает недоумение и тот печальный факт, что в отечественных учебниках социальной психологии, равно и в преподавании этого курса в высших учебных заведениях, отсутствует и соответствующая тематика, и имя учёного.
Цель исследования: раскрытие места концепции «психологии отношений личности» в социальной психологии и её роли в разностороннем теоретическом и практическом человековедении.
Объект исследования: социально-психологическая и персонологическая проблематика в трудах В.Н. Мясищева.
Предмет: концепция «психологии отношений личности» В.Н. Мясищева, её значение для педагогической и медицинской практики.
Гипотеза исследования. Концепция «психологии отношений личности»
B. Н. Мясищева, базирующаяся на историко-эволюционном подходе к формированию личности при ведущей роли её деятельности, общения и отношений, является одной из методологических основ теоретического и практического решения ряда социально-психологических проблем.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в диссертации решались следующие задачи:
- на основе анализа трудов В.Н. Мясищева систематизировать его социально-психологические и персонологические воззрения;
- раскрыть сформулированные В.Н. Мясищевым социально-психологические основы научной организации труда и трудового воспитания;
- раскрыть научные взгляды В.Н. Мясищева на делинквентность, её причины, а также условия и пути перевоспитания правонарушителей;
- обосновать концепцию В.Н. Мясищева в качестве теоретико-методологической основы психологической коррекции и рефлексотерапии.
Методологическую основу исследования составляет историко-эволюционный подход к исследованию онтогенетического развития и формирования личности Л.С. Выготского, конкретизированный А.Р. Лурией,
C. Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым и др. в положениях: о единстве социального и биологического в человеке как личности при определяющем влиянии окружающей среды (социума);
- в концепции нервизма, разработанной в отечественной науке
Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, И.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым и др.;
а также в концепциях.
Результаты диссертационного исследования подтвердили его гипотезы:
1. Концепция «психологии отношений личности» В.Н. Мясищева, базирующаяся на историко-эволюционном подходе к формированию личности при ведущей роли её деятельности, общения и отношений, является одной из методологических основ теоретического и практического решения ряда социально-психологических проблем.
2. Выявленные в исследованиях лица с олигофреноподобными расстройствами разных уровней требуют различного к себе подхода: одних необходимо серьёзно лечить в психиатрическом отделении, а по отношению к другим достаточно психологической коррекции, основанной на восстановлении нарушенного тонуса коркового звена динамических церебральных систем посредством рефлексотерапии, а также конкретных адекватных отклонениям в поведении воспитательных мер, применяемых в системе. Это, возможно, объясняется тем, что различные патологические нарушения в рамках психогений связаны с различными корковыми полями, а также с изменением тонуса определённых корковых звеньев динамических церебральных систем.
Анализ и обобщение результатов диссертационного исследования позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Теоретическое и социально-психологическое наследие В.Н. Мясищева позволяет считать его одним из выдающихся отечественных социальных психологов, сумевших ещё в первой половине XX столетия поставить и решить в интересах личности и общества ряд важнейших насущных социальных и социально-психологических проблем. Как никто из психологов, он сумел сблизить позиции социально-психологической науки и практики.
2. Социально-психологические воззрения В.Н. Мясищева и особенно его концепция «психологии отношений личности» имеют непреходящую теоретическую и научно-практическую ценность, представляя собой теоретико¬методологическую основу совершенствования деятельности субъектов врачевания, образования и управления.
3. Концепция «психологии отношений личности», базирующаяся на историко-эволюционном подходе к пониманию проблем природы, развития и формирования личности при ведущей роли деятельности, взаимодействий, общения и взаимоотношений является также одной из теоретико¬методологических основ научных исследований социально-психологических, медицинских, педагогических и управленческих проблем.
4. В. Н. Мясищев является одним из основоположников отечественной персонологии как ветви социально-психологической науки, развившим и углубившим общепринятое в гуманистической мировой психологии положение о ведущей роли воспитания в становлении личности; он аргументированно обосновал тезис о формировании личности как синтезе социогенеза и положительного, заинтересованного самоотношения, самопринятия, самореализации; о том, что успех воспитания зависит также от отношений личности к своей трудовой (учебной и др.) деятельности и от социально¬психологического климата в семье, школьном, производственном и т.п. коллективе, пронизанного устойчивыми благоприятными отношениями.
5. Научно-теоретическое и социально-психологическое наследие В.Н. Мясищева позволяет успешно решать сложные практические медико-психологические проблемы; полученные в нашем исследовании базирующие¬ся на концепции В. Н. Мясищева научные данные доказывают коррекционную возможность строго направленного, дозированного, физиологически свое-временного (благодаря постоянной нейропсихологической обратной связи) воздействия на различные звенья патогенеза нарушений: реперкуссивно - че¬рез кожные зоны Захарьина-Геда на задействованные в патологическом про¬цессом определённые динамические церебральные системы, и психокоррек¬
102
ционно - как на специфически патогенные радикалы личности, так и на спе-цифически патогенные элементы системы её отношений.
6. Проявив непосредственную государственную заинтересованность к теоретическому наследию крупнейшего современного учёного-социального психолога - В.Н. Мясищева - к результатам его исследований, а также к ре-зультатам, основанным на них исследований его учеников и последователей, соответствующие властные структуры избавят государство от вынужденного наращивания количества вспомогательных школ и коррекционно¬развивающих классов в общеобразовательных школах, от увеличения числа психоневрологических учреждений для умственно отсталых пациентов, в том числе и особенно детей и подростков, которые, вырастая, остаются в этих уч¬реждениях пожизненно; тем самым не только пополняется отрицательный ге¬нофонд, но и теряется рабочая сила и нередко талантливые люди, побеждён¬ные личностными деформациями или недугом.
7. Многогранность и многомерность творческого социально-психологического наследия В.Н. Мясищева обеспечивает перспективность исследований в сфере научной организации трудовых процессов, формирова¬ния оптимального социально-психологического климата как потенциала кол¬лектива, реконструкции социально-бытовых условий на началах высокой нравственности и духовности как залога психического и соматического здо¬ровья, нормального социогенеза, эффективного воспитания психически пол¬ноценной, активной, деятельной личности.
1. Концепция «психологии отношений личности» В.Н. Мясищева, базирующаяся на историко-эволюционном подходе к формированию личности при ведущей роли её деятельности, общения и отношений, является одной из методологических основ теоретического и практического решения ряда социально-психологических проблем.
2. Выявленные в исследованиях лица с олигофреноподобными расстройствами разных уровней требуют различного к себе подхода: одних необходимо серьёзно лечить в психиатрическом отделении, а по отношению к другим достаточно психологической коррекции, основанной на восстановлении нарушенного тонуса коркового звена динамических церебральных систем посредством рефлексотерапии, а также конкретных адекватных отклонениям в поведении воспитательных мер, применяемых в системе. Это, возможно, объясняется тем, что различные патологические нарушения в рамках психогений связаны с различными корковыми полями, а также с изменением тонуса определённых корковых звеньев динамических церебральных систем.
Анализ и обобщение результатов диссертационного исследования позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Теоретическое и социально-психологическое наследие В.Н. Мясищева позволяет считать его одним из выдающихся отечественных социальных психологов, сумевших ещё в первой половине XX столетия поставить и решить в интересах личности и общества ряд важнейших насущных социальных и социально-психологических проблем. Как никто из психологов, он сумел сблизить позиции социально-психологической науки и практики.
2. Социально-психологические воззрения В.Н. Мясищева и особенно его концепция «психологии отношений личности» имеют непреходящую теоретическую и научно-практическую ценность, представляя собой теоретико¬методологическую основу совершенствования деятельности субъектов врачевания, образования и управления.
3. Концепция «психологии отношений личности», базирующаяся на историко-эволюционном подходе к пониманию проблем природы, развития и формирования личности при ведущей роли деятельности, взаимодействий, общения и взаимоотношений является также одной из теоретико¬методологических основ научных исследований социально-психологических, медицинских, педагогических и управленческих проблем.
4. В. Н. Мясищев является одним из основоположников отечественной персонологии как ветви социально-психологической науки, развившим и углубившим общепринятое в гуманистической мировой психологии положение о ведущей роли воспитания в становлении личности; он аргументированно обосновал тезис о формировании личности как синтезе социогенеза и положительного, заинтересованного самоотношения, самопринятия, самореализации; о том, что успех воспитания зависит также от отношений личности к своей трудовой (учебной и др.) деятельности и от социально¬психологического климата в семье, школьном, производственном и т.п. коллективе, пронизанного устойчивыми благоприятными отношениями.
5. Научно-теоретическое и социально-психологическое наследие В.Н. Мясищева позволяет успешно решать сложные практические медико-психологические проблемы; полученные в нашем исследовании базирующие¬ся на концепции В. Н. Мясищева научные данные доказывают коррекционную возможность строго направленного, дозированного, физиологически свое-временного (благодаря постоянной нейропсихологической обратной связи) воздействия на различные звенья патогенеза нарушений: реперкуссивно - че¬рез кожные зоны Захарьина-Геда на задействованные в патологическом про¬цессом определённые динамические церебральные системы, и психокоррек¬
102
ционно - как на специфически патогенные радикалы личности, так и на спе-цифически патогенные элементы системы её отношений.
6. Проявив непосредственную государственную заинтересованность к теоретическому наследию крупнейшего современного учёного-социального психолога - В.Н. Мясищева - к результатам его исследований, а также к ре-зультатам, основанным на них исследований его учеников и последователей, соответствующие властные структуры избавят государство от вынужденного наращивания количества вспомогательных школ и коррекционно¬развивающих классов в общеобразовательных школах, от увеличения числа психоневрологических учреждений для умственно отсталых пациентов, в том числе и особенно детей и подростков, которые, вырастая, остаются в этих уч¬реждениях пожизненно; тем самым не только пополняется отрицательный ге¬нофонд, но и теряется рабочая сила и нередко талантливые люди, побеждён¬ные личностными деформациями или недугом.
7. Многогранность и многомерность творческого социально-психологического наследия В.Н. Мясищева обеспечивает перспективность исследований в сфере научной организации трудовых процессов, формирова¬ния оптимального социально-психологического климата как потенциала кол¬лектива, реконструкции социально-бытовых условий на началах высокой нравственности и духовности как залога психического и соматического здо¬ровья, нормального социогенеза, эффективного воспитания психически пол¬ноценной, активной, деятельной личности.



