СВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ОБРАЗОМ Я И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ДВФУ)
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения связи стратегий поведения в конфликте с образом Я и
эмоциональным интеллектом 7
1.1 Представление о стратегиях поведения в конфликте с точки зрения психологии 7
1.2 Представление об образе Я с точки зрения психологии 15
1.3 Представление об эмоциональном интеллекте с точки зрения психологии 21
2 Методическое обеспечение эмпирического исследования связи стратегий поведения
в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом 33
2.1 Опросник описания поведения в конфликте К. Томаса 33
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 35
2.3 Опросник на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина 36
2.4 Тест на социальный интеллект Дж. Гилфорда 37
3 Эмпирическое исследование связи стратегий поведения в конфликте с образом Я и
эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 40
3.1 Структура эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте
с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 40
3.2 Организация эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте
с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 42
3.3 Результаты эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте
с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 50
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение
1 Теоретические аспекты изучения связи стратегий поведения в конфликте с образом Я и
эмоциональным интеллектом 7
1.1 Представление о стратегиях поведения в конфликте с точки зрения психологии 7
1.2 Представление об образе Я с точки зрения психологии 15
1.3 Представление об эмоциональном интеллекте с точки зрения психологии 21
2 Методическое обеспечение эмпирического исследования связи стратегий поведения
в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом 33
2.1 Опросник описания поведения в конфликте К. Томаса 33
2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 35
2.3 Опросник на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина 36
2.4 Тест на социальный интеллект Дж. Гилфорда 37
3 Эмпирическое исследование связи стратегий поведения в конфликте с образом Я и
эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 40
3.1 Структура эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте
с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 40
3.2 Организация эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте
с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 42
3.3 Результаты эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте
с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов ДВФУ 50
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение
Проблема выбора стратегии поведения в конфликте становится все более привлекательным объектом для проведения психологических исследований в контексте современной социально-политической ситуации в мире: количество и напряженность конфликтов в различных сферах общественного взаимодействия продолжают расти , а обеспечение социального согласия лежит в построении конструктивного диалога культур, государств, социальных групп и отдельных личностей . В этих условиях личность, обладая тем или иным образом себя, выбирает некоторую стратегию поведения в конфликтной ситуации, руководствуясь в том числе способностью понимать и управлять эмоциями. Неотрывность представления человека о самом себе и способности обрабатывать эмоциональную информацию от паттернов его поведения неизбежно приводит к идее необходимости более детального изучения связи специфики образа Я и уровня эмоционального интеллекта с выбором стратегий поведения в конфликте.
В этом исследовании была поставлена цель проанализировать и описать связь стратегий поведения в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов Дальневосточного федерального университета. Достижение поставленной цели обеспечивалось выполнением следующих задач:
1) проведение поиска и анализа материалов современных академических психологических исследований по темам: явление конфликта, эмоциональный и познавательный компоненты конфликтоустойчивости, стратегии поведения в конфликте, конфликтная компетентность, имплицитная теория межличностного конфликта; категория «Образ», образ Я, самоотношение и самооценка, образ Я-реального; эмоциональный интеллект, источники активации эмоционального интеллекта; сходные черты эмоционального и социального интеллекта, природа социального интеллекта, информационный подход к социальному интеллекту, функции социального интеллекта,
2) подготовка рабочей гипотезы исследования на основе результатов теоретического анализа,
3) осуществление эмпирической части работы (поиска и описания корреляций выбора стратегии поведения в конфликте, специфики образа Я и показателей эмоционального и социального интеллекта) с опорой на рабочую гипотезу,
4) формулировка вывода о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы и подведение итогов дипломного исследования.
Теоретический объект исследования: стратегии поведения в конфликте. Эмпирический объект исследования: студенты ДВФУ.
Предмет исследования: связь стратегий поведения в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом у студентов ДВФУ.
Гипотеза: существует связь между выбором стратегии уклонения,
уровнем эмоционального интеллекта и выраженностью тенденции к доминированию и авторитарности в образе Я.
Источниковая база исследования состоит из материалов актуальных гуманитарных разработок (преимущественно психологических), базовых научных трудов, раскрывающих сущность изучаемых явлений, а также данных справочной психодиагностической литературы.
Психодиагностический инструментарий: опросник описания поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик), опросник на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой).
Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные выводы могут быть полезны практикующим психологам, создающим и применяющим индивидуальные и групповые коррекционные программы; к тому же эмпирически обнаруженные корреляционные связи способны обогатить конфликтологию новыми научно обоснованными сведениями о выборе личностью определенных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Апробация основных результатов была выполнена посредством подготовки статьи «Связь стратегий поведения в конфликте с тенденциями образа Я и эмоциональным интеллектом» для публикации в июньском номере № 06(72) Международного научно-исследовательского журнала .
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении изложена актуальность проведенного исследования, его цели, задачи, теоретический и эмпирический объекты, предмет, рабочая гипотеза; дано краткое описание источниковой базы, методов, практической значимости исследования, апробации результатов и общей структуры работы.
В первой главе работы раскрыты представления о стратегиях поведения в конфликте, образе Я, эмоциональном и социальном интеллекте, сформировавшие базу для эмпирического исследования.
Во второй главе приведен подробный анализ содержания задействованного в эмпирическом исследовании инструментария.
В третьей главе работы описаны организация и реализация, а также анализ результатов эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте, образа Я и эмоционального интеллекта студентов Дальневосточного федерального университета.
В заключении подведены итоги и представлены основные выводы проведенного исследования.
В этом исследовании была поставлена цель проанализировать и описать связь стратегий поведения в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом студентов Дальневосточного федерального университета. Достижение поставленной цели обеспечивалось выполнением следующих задач:
1) проведение поиска и анализа материалов современных академических психологических исследований по темам: явление конфликта, эмоциональный и познавательный компоненты конфликтоустойчивости, стратегии поведения в конфликте, конфликтная компетентность, имплицитная теория межличностного конфликта; категория «Образ», образ Я, самоотношение и самооценка, образ Я-реального; эмоциональный интеллект, источники активации эмоционального интеллекта; сходные черты эмоционального и социального интеллекта, природа социального интеллекта, информационный подход к социальному интеллекту, функции социального интеллекта,
2) подготовка рабочей гипотезы исследования на основе результатов теоретического анализа,
3) осуществление эмпирической части работы (поиска и описания корреляций выбора стратегии поведения в конфликте, специфики образа Я и показателей эмоционального и социального интеллекта) с опорой на рабочую гипотезу,
4) формулировка вывода о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы и подведение итогов дипломного исследования.
Теоретический объект исследования: стратегии поведения в конфликте. Эмпирический объект исследования: студенты ДВФУ.
Предмет исследования: связь стратегий поведения в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом у студентов ДВФУ.
Гипотеза: существует связь между выбором стратегии уклонения,
уровнем эмоционального интеллекта и выраженностью тенденции к доминированию и авторитарности в образе Я.
Источниковая база исследования состоит из материалов актуальных гуманитарных разработок (преимущественно психологических), базовых научных трудов, раскрывающих сущность изучаемых явлений, а также данных справочной психодиагностической литературы.
Психодиагностический инструментарий: опросник описания поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик), опросник на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой).
Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные выводы могут быть полезны практикующим психологам, создающим и применяющим индивидуальные и групповые коррекционные программы; к тому же эмпирически обнаруженные корреляционные связи способны обогатить конфликтологию новыми научно обоснованными сведениями о выборе личностью определенных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Апробация основных результатов была выполнена посредством подготовки статьи «Связь стратегий поведения в конфликте с тенденциями образа Я и эмоциональным интеллектом» для публикации в июньском номере № 06(72) Международного научно-исследовательского журнала .
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении изложена актуальность проведенного исследования, его цели, задачи, теоретический и эмпирический объекты, предмет, рабочая гипотеза; дано краткое описание источниковой базы, методов, практической значимости исследования, апробации результатов и общей структуры работы.
В первой главе работы раскрыты представления о стратегиях поведения в конфликте, образе Я, эмоциональном и социальном интеллекте, сформировавшие базу для эмпирического исследования.
Во второй главе приведен подробный анализ содержания задействованного в эмпирическом исследовании инструментария.
В третьей главе работы описаны организация и реализация, а также анализ результатов эмпирического исследования связи стратегий поведения в конфликте, образа Я и эмоционального интеллекта студентов Дальневосточного федерального университета.
В заключении подведены итоги и представлены основные выводы проведенного исследования.
Современное состояние общества требует от психолога понимания особенностей протекания социальных процессов различного уровня, в том числе ситуаций межличностного конфликта. Личность как единица социума представляет собой один из наиболее привлекательных предметов исследования, в частности выбор ею стратегии поведения в конфликте, специфика ее образа Я и эмоциональный интеллект. Открытие феномена стратегий поведения в конфликте явилось результатом углубления представлений о природе возникновения, эскалации и урегулирования конфликта. В основе указанных стадий развития конфликтной ситуации, безусловно, лежат когнитивные и аффективные процессы различного рода в их взаимосвязи.
Каким бы разрушительным внешне не выглядело противостояние интересов людей - конфликт - оно является функционально необходимым и позитивным элементом динамики социальных отношений. Конфликт рассматривается некоторыми отечественными исследователями как один из типов трудных ситуаций деятельности (ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека). А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский делят поведение в трудной ситуации на активное и пассивное по критерию степени преобразования среды. Указанные типы поведения далее дифференцируются на виды: активная конструктивная стратегия, активная деструктивная стратегия, пассивная стратегия приспособления, пассивная стратегия ухода от ситуации. Вышеназванные виды поведения в трудной ситуации могут быть соотнесены со стратегиями поведения в конфликте концепции Томаса-Киллмена: активная конструктивная стратегия с сотрудничеством, активная деструктивная стратегия с соперничеством, пассивная стратегия приспособления со стратегией уступки, пассивная стратегия ухода от ситуации со стратегией уклонения.
С понятием «стратегии поведения в конфликте» также плотно связаны такие понятия, как «предполагаемая общая платформа» конфликтной ситуации (сокр. ПОП, оценка стороной конфликта вероятности нахождения альтернативы, удовлетворяющей притязаниям обеих сторон; отражение воспринимаемого конфликта; образ конфликтной ситуации, сложившийся у ее субъекта) и «имплицитная теория межличностного конфликта» (сокр. ИТМК, фрагмент образа мира личности, моделирующий образ конфликта в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара). Сопоставив защищенные положения диссертации и представление о предполагаемой общей платформе, мы предполагаем, что ПОП входит в состав ИТМК.
Целостный акт психического отражения есть единство когнитивных и аффективных компонентов, а знание механизмов такой взаимообусловленности позволяет в практической деятельности повышать интеллектуальную продуктивность . Образ «Я-реального» есть образ себя такого, «какой личность считает себя «на самом деле». Этот образ является результатом психического отражения, формирующегося под влиянием наличествующей самооценки, самоуважения и самоотношения.
Собственно эмоциональный интеллект рассматривается современной психологией с двух позиций: с позиции «модели способности», структура которой констатирует наличие исключительно когнитивно-аффективных связей в явлении эмоционального интеллекта; и с позиции «смешанной модели», сущность которой может быть описана как характеризующая эмоциональный интеллект в качестве комплекса проявлений индивидуальных личностных черт. Содержательно определения эмоционального интеллекта варьируются от одной
концепции к другой, однако общей остается такая функциональная
характеристика, как интеллектуальная обработка эмоциональной информации.
Единство социального и эмоционального видов интеллекта состоит в их функционировании в сфере пересечения когнитивного и аффективного аспектов деятельности человека. Оба этих вида могут быть отнесены к такой категории психических функций, как интеллект, по причине наличия необходимого видового признака - социальный интеллект, как и эмоциональный, характеризуется в качестве познавательной способности. Социальный интеллект связан с фактически существующими объектами - людьми (в противоположность абстрактному интеллекту) - и его отличительной особенностью называют возможность обращения ко внутреннему опыту (базе накопленных в памяти взаимодействий в социальных ситуациях). Важным условием функционирования социального интеллекта является взаимопонимание партнеров по социальному взаимодействию.
Таким образом, в ходе теоретического анализа были обнаружены многочисленные связи категорий «интеллект», «эмоции», «социальное взаимодействие», «образ», «конфликт» посредством содержания понятий «эмоциональный интеллект», «социальный интеллект», «образ Я», «стратегии поведения в конфликте».
Использование такого психодиагностического инструментария, как опросники и тесты (в целях определения степеней предпочитаемости стратегий поведения в конфликте, специфики образа Я, а также измерения уровня эмоционального и социального видов интеллекта) оказалось эффективным ввиду природы изучаемых явлений, предопределяющей необходимость заданий, основанных на самоотчете. Тип статистического критерия, применённого при обработке данных эмпирического исследования, был подобран в соответствии с особенностями групп данных и задач теоретического исследования.
Подводя итоги, можно сказать следующее:
а) цель дипломной работы достигнута посредством выполнения поставленных задач;
б) гипотеза работы подтверждена анализом эмпирически полученных данных - обнаружены статистически значимые данные связи выбора стратегии поведения в конфликте «Уклонение», степени выраженности доминирования и авторитарности в образе Я, и уровня эмоционального интеллекта по результатам анализа данных, полученных испытуемыми по психодиагностическим методикам;
в) учитывая содержание конструкта «стратегии поведения в конфликте», мы можем предположить, что отрицательная корреляционная связь, выявленная в ходе эмпирического исследования, выражается в следующем: личность, обладающая высоким уровнем эмоционального интеллекта, образом Я с выраженной тенденцией к доминированию и авторитарности, не отдает предпочтение стратегии уклонения от конфликта, поскольку последняя предполагает реализацию пассивных паттернов поведения;
г) в качестве практических рекомендаций может быть внесено предложение при наличии у клиента высокой предпочитаемости стратегии поведения в конфликте «Уклонение» проводить коррекционные мероприятия, направленные на повышение уровня эмоционального интеллекта и поощрять умеренный рост выраженности тенденций к доминированию и авторитарности.
Каким бы разрушительным внешне не выглядело противостояние интересов людей - конфликт - оно является функционально необходимым и позитивным элементом динамики социальных отношений. Конфликт рассматривается некоторыми отечественными исследователями как один из типов трудных ситуаций деятельности (ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека). А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский делят поведение в трудной ситуации на активное и пассивное по критерию степени преобразования среды. Указанные типы поведения далее дифференцируются на виды: активная конструктивная стратегия, активная деструктивная стратегия, пассивная стратегия приспособления, пассивная стратегия ухода от ситуации. Вышеназванные виды поведения в трудной ситуации могут быть соотнесены со стратегиями поведения в конфликте концепции Томаса-Киллмена: активная конструктивная стратегия с сотрудничеством, активная деструктивная стратегия с соперничеством, пассивная стратегия приспособления со стратегией уступки, пассивная стратегия ухода от ситуации со стратегией уклонения.
С понятием «стратегии поведения в конфликте» также плотно связаны такие понятия, как «предполагаемая общая платформа» конфликтной ситуации (сокр. ПОП, оценка стороной конфликта вероятности нахождения альтернативы, удовлетворяющей притязаниям обеих сторон; отражение воспринимаемого конфликта; образ конфликтной ситуации, сложившийся у ее субъекта) и «имплицитная теория межличностного конфликта» (сокр. ИТМК, фрагмент образа мира личности, моделирующий образ конфликта в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара). Сопоставив защищенные положения диссертации и представление о предполагаемой общей платформе, мы предполагаем, что ПОП входит в состав ИТМК.
Целостный акт психического отражения есть единство когнитивных и аффективных компонентов, а знание механизмов такой взаимообусловленности позволяет в практической деятельности повышать интеллектуальную продуктивность . Образ «Я-реального» есть образ себя такого, «какой личность считает себя «на самом деле». Этот образ является результатом психического отражения, формирующегося под влиянием наличествующей самооценки, самоуважения и самоотношения.
Собственно эмоциональный интеллект рассматривается современной психологией с двух позиций: с позиции «модели способности», структура которой констатирует наличие исключительно когнитивно-аффективных связей в явлении эмоционального интеллекта; и с позиции «смешанной модели», сущность которой может быть описана как характеризующая эмоциональный интеллект в качестве комплекса проявлений индивидуальных личностных черт. Содержательно определения эмоционального интеллекта варьируются от одной
концепции к другой, однако общей остается такая функциональная
характеристика, как интеллектуальная обработка эмоциональной информации.
Единство социального и эмоционального видов интеллекта состоит в их функционировании в сфере пересечения когнитивного и аффективного аспектов деятельности человека. Оба этих вида могут быть отнесены к такой категории психических функций, как интеллект, по причине наличия необходимого видового признака - социальный интеллект, как и эмоциональный, характеризуется в качестве познавательной способности. Социальный интеллект связан с фактически существующими объектами - людьми (в противоположность абстрактному интеллекту) - и его отличительной особенностью называют возможность обращения ко внутреннему опыту (базе накопленных в памяти взаимодействий в социальных ситуациях). Важным условием функционирования социального интеллекта является взаимопонимание партнеров по социальному взаимодействию.
Таким образом, в ходе теоретического анализа были обнаружены многочисленные связи категорий «интеллект», «эмоции», «социальное взаимодействие», «образ», «конфликт» посредством содержания понятий «эмоциональный интеллект», «социальный интеллект», «образ Я», «стратегии поведения в конфликте».
Использование такого психодиагностического инструментария, как опросники и тесты (в целях определения степеней предпочитаемости стратегий поведения в конфликте, специфики образа Я, а также измерения уровня эмоционального и социального видов интеллекта) оказалось эффективным ввиду природы изучаемых явлений, предопределяющей необходимость заданий, основанных на самоотчете. Тип статистического критерия, применённого при обработке данных эмпирического исследования, был подобран в соответствии с особенностями групп данных и задач теоретического исследования.
Подводя итоги, можно сказать следующее:
а) цель дипломной работы достигнута посредством выполнения поставленных задач;
б) гипотеза работы подтверждена анализом эмпирически полученных данных - обнаружены статистически значимые данные связи выбора стратегии поведения в конфликте «Уклонение», степени выраженности доминирования и авторитарности в образе Я, и уровня эмоционального интеллекта по результатам анализа данных, полученных испытуемыми по психодиагностическим методикам;
в) учитывая содержание конструкта «стратегии поведения в конфликте», мы можем предположить, что отрицательная корреляционная связь, выявленная в ходе эмпирического исследования, выражается в следующем: личность, обладающая высоким уровнем эмоционального интеллекта, образом Я с выраженной тенденцией к доминированию и авторитарности, не отдает предпочтение стратегии уклонения от конфликта, поскольку последняя предполагает реализацию пассивных паттернов поведения;
г) в качестве практических рекомендаций может быть внесено предложение при наличии у клиента высокой предпочитаемости стратегии поведения в конфликте «Уклонение» проводить коррекционные мероприятия, направленные на повышение уровня эмоционального интеллекта и поощрять умеренный рост выраженности тенденций к доминированию и авторитарности.



