КЛИШЕ И ШТАМПЫ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧАТНЫХ И ДИКТОРСКИХ ТЕКСТОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Штамп и клише: основные свойства, функционирование 8
1.1 Речевой штамп и клише: проблема разграничения 8
1.2 Причины возникновения и сферы распространения 12
1.3 Медийный дискурс как среда штампов и клише 19
2 Разновидности штампов в медийном дискурсе 24
2.1 Метафоры-штампы в текстах СМИ 24
2.2 Фразеология как источник штампов 33
2.3 Универсальные слова и слова-спутники 35
3 Функционирование клише в СМИ 40
3.1 Клишированные сочетания в публицистике 40
3.2 Клише разных стилей в СМИ 46
3.3 Тематические клише в медиадискурсе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Штамп и клише: основные свойства, функционирование 8
1.1 Речевой штамп и клише: проблема разграничения 8
1.2 Причины возникновения и сферы распространения 12
1.3 Медийный дискурс как среда штампов и клише 19
2 Разновидности штампов в медийном дискурсе 24
2.1 Метафоры-штампы в текстах СМИ 24
2.2 Фразеология как источник штампов 33
2.3 Универсальные слова и слова-спутники 35
3 Функционирование клише в СМИ 40
3.1 Клишированные сочетания в публицистике 40
3.2 Клише разных стилей в СМИ 46
3.3 Тематические клише в медиадискурсе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современные СМИ не только отражают культурные ценности общества, его мировоззрение, нравственные и эстетические предпочтения, но и сами формируют собственные традиции. Лексика публицистического стиля отличается разнообразием, в ней происходят постоянные процессы стандартизации, изменения и обновления. Язык СМИ обладает своими константными характеристиками, в частности, он должен быть доступен для восприятия и руководствоваться принципом экономии. Обе названные тенденции воплощаются в употреблении клишированных конструкций. При этом употребление штампов и клише может быть оправданным и неоправданным.
Актуальность работы обусловлена необходимостью установления надежных критериев, позволяющих разграничить штампы и клише, обосновать мотивацию устойчивого употребления стандартизированных выражений, наметить способы устранения немотивированных штампов в СМИ и дикторской речи.
Научная новизна работы заключается в анализе не только печатных текстов, но и дикторской речи, а также в рассмотрении неоднозначно понимаемого специфического образования: клише.
Целью дипломной работы является анализ и сравнение речевых штампов и клише в медийном дискурсе.
Задачи исследования:
- изучить теоретические работы по теме дипломного сочинения;
- сформировать список использованных источников;
- рассмотреть понятия «речевой штамп» и «клише»;
- проанализировать причины и источники штампов и клише;
- выявить особенности медийного дискурса как среды штампов и клише;
- отобрать и классифицировать лингвистический материал;
проанализировать функционирование речевых штампов и клише в
СМИ.
В структурном плане настоящая дипломная работа представлена Введением, тремя основными разделами и соответствующими им подразделами, Заключением, Списком использованных источников.
В первом разделе мы рассматриваем понятия «речевой штамп» и «клише», их характерные особенности, причины и источники, проблему разграничения. Также мы анализируем медиадискурс как среду распространения штампов и клише.
В. В. Красных считает источником клише и речевых штампов прецедентное высказывание. Ученый предлагает термин «ассоциация-штамп» - это ассоциация по слову из фиксированной речевой формулы. Кроме того, В. В. Красных рассматривает понятие «стереотип», отделяя его от штампов.
В. Г. Костомаров выделяет «универсализированные обороты»: это сочетания универсальных слов со «словесными спутниками», либо двух универсальных слов.
В. М. Богуславский предлагает классификацию газетных конструкций, в частности выделяя общепублицистические штампы и штампы -предложения.
М. Н. Кожина рассматривает характерные особенности публицистики как условия возникновения штампов. При этом одной из основных причин она называет стремление к экспрессивности высказывания.
Самым используемым выразительным средством в публицистике является метафора. В своей диссертации О. Г. Ананченко предлагает собственную классификацию газетных метафор: неометафоры, метафоры - штампы и переходные метафоры. Метафоры -штампы, в свою очередь, ученый делит на группы с низким, средним и высоким уровнем востребованности.
А. П. Сковородников, Т. В. Матвеева, В. В. Красных, Е. В. Гринкевич и другие ученые различают понятия штамп и клише (речевой стандарт). При этом клише оценивается как положительное явление, а штампы - негативное.
Т. М. Николаева и И. А. Седакова рассматривают клише как инкрустацию, вставку, не относящуюся к свободно порождаемой речи. Клишированными, по их мнению, являются и фразеологизмы.
Г .В. Беликова определяет клише как сверхсловные языковые знаки образного или неидиоматического характера, с закрепленным сигнификативно - денотативным значением. Исследователь относит фразеологизмы к клише, поскольку они обладают одинаковыми признаками: устойчивость,
воспроизводимость, закрепленность значения. Исследователь выделяет разные типа клише на основе их контекстно-коммуникативной соотнесенности:
1) литературно-разговорные;
2) поэтические;
3) идеологические;
4) научные;
5) клише официально-делового стиля;
6) публицистические клише.
Особое внимание Г. В. Беликова обращает на политические клише.
Е. В. Алдонина говорит о процессе семантической экспансии, когда слово или словосочетание, используемое с несвойственным оценочным оттенком, употребляется в публицистическом тексте. В результате слова закрепляется в несвойственных ему синонимических рядах.
Среди последних исследований значимой является диссертация Е. В. Гринкевич «Речевые штампы: динамика их экспрессивности». Автор выделяет особенности речевых штампов, сопоставляет штампы со смежными явлениями, а также выявляет динамику экспрессных свойств речевых штампов.
Во втором разделе нашей работы мы анализируем различные речевые штампы и их функционирование в текстах современных СМИ. По природе возникновения мы выделяем штампы-метафоры и штампы-фразеологизмы. Также, вслед за В. Г. Костомаровым, мы рассматриваем универсальные слова и слова-спутники.
В третьем разделе работы мы останавливаемся на рассмотрении клише в медийном дискурсе. Мы анализируем клишированные сочетания, характерные для публицистики. Также рассматриваем клише разных стилей и тематик, встречающиеся в СМИ.
В Заключении приводятся основные итоги исследования.
Актуальность работы обусловлена необходимостью установления надежных критериев, позволяющих разграничить штампы и клише, обосновать мотивацию устойчивого употребления стандартизированных выражений, наметить способы устранения немотивированных штампов в СМИ и дикторской речи.
Научная новизна работы заключается в анализе не только печатных текстов, но и дикторской речи, а также в рассмотрении неоднозначно понимаемого специфического образования: клише.
Целью дипломной работы является анализ и сравнение речевых штампов и клише в медийном дискурсе.
Задачи исследования:
- изучить теоретические работы по теме дипломного сочинения;
- сформировать список использованных источников;
- рассмотреть понятия «речевой штамп» и «клише»;
- проанализировать причины и источники штампов и клише;
- выявить особенности медийного дискурса как среды штампов и клише;
- отобрать и классифицировать лингвистический материал;
проанализировать функционирование речевых штампов и клише в
СМИ.
В структурном плане настоящая дипломная работа представлена Введением, тремя основными разделами и соответствующими им подразделами, Заключением, Списком использованных источников.
В первом разделе мы рассматриваем понятия «речевой штамп» и «клише», их характерные особенности, причины и источники, проблему разграничения. Также мы анализируем медиадискурс как среду распространения штампов и клише.
В. В. Красных считает источником клише и речевых штампов прецедентное высказывание. Ученый предлагает термин «ассоциация-штамп» - это ассоциация по слову из фиксированной речевой формулы. Кроме того, В. В. Красных рассматривает понятие «стереотип», отделяя его от штампов.
В. Г. Костомаров выделяет «универсализированные обороты»: это сочетания универсальных слов со «словесными спутниками», либо двух универсальных слов.
В. М. Богуславский предлагает классификацию газетных конструкций, в частности выделяя общепублицистические штампы и штампы -предложения.
М. Н. Кожина рассматривает характерные особенности публицистики как условия возникновения штампов. При этом одной из основных причин она называет стремление к экспрессивности высказывания.
Самым используемым выразительным средством в публицистике является метафора. В своей диссертации О. Г. Ананченко предлагает собственную классификацию газетных метафор: неометафоры, метафоры - штампы и переходные метафоры. Метафоры -штампы, в свою очередь, ученый делит на группы с низким, средним и высоким уровнем востребованности.
А. П. Сковородников, Т. В. Матвеева, В. В. Красных, Е. В. Гринкевич и другие ученые различают понятия штамп и клише (речевой стандарт). При этом клише оценивается как положительное явление, а штампы - негативное.
Т. М. Николаева и И. А. Седакова рассматривают клише как инкрустацию, вставку, не относящуюся к свободно порождаемой речи. Клишированными, по их мнению, являются и фразеологизмы.
Г .В. Беликова определяет клише как сверхсловные языковые знаки образного или неидиоматического характера, с закрепленным сигнификативно - денотативным значением. Исследователь относит фразеологизмы к клише, поскольку они обладают одинаковыми признаками: устойчивость,
воспроизводимость, закрепленность значения. Исследователь выделяет разные типа клише на основе их контекстно-коммуникативной соотнесенности:
1) литературно-разговорные;
2) поэтические;
3) идеологические;
4) научные;
5) клише официально-делового стиля;
6) публицистические клише.
Особое внимание Г. В. Беликова обращает на политические клише.
Е. В. Алдонина говорит о процессе семантической экспансии, когда слово или словосочетание, используемое с несвойственным оценочным оттенком, употребляется в публицистическом тексте. В результате слова закрепляется в несвойственных ему синонимических рядах.
Среди последних исследований значимой является диссертация Е. В. Гринкевич «Речевые штампы: динамика их экспрессивности». Автор выделяет особенности речевых штампов, сопоставляет штампы со смежными явлениями, а также выявляет динамику экспрессных свойств речевых штампов.
Во втором разделе нашей работы мы анализируем различные речевые штампы и их функционирование в текстах современных СМИ. По природе возникновения мы выделяем штампы-метафоры и штампы-фразеологизмы. Также, вслед за В. Г. Костомаровым, мы рассматриваем универсальные слова и слова-спутники.
В третьем разделе работы мы останавливаемся на рассмотрении клише в медийном дискурсе. Мы анализируем клишированные сочетания, характерные для публицистики. Также рассматриваем клише разных стилей и тематик, встречающиеся в СМИ.
В Заключении приводятся основные итоги исследования.
Тексты массмедиа передают информацию на актуальные и востребованные темы, при этом нужным образом воздействуя на читателя. Медийный дискурс не только отражает существующую картину мира, но способен формировать определенные взгляды и ценности.
Старейшим видом массмедиа стали газетные издания. Постепенно они уступают свое место телевизионном дискурсу. Он имеет больше способов воздействия на аудиторию: визуальные, звуковые, вербальные средства. Также популярны Интернет-СМИ, которые отличаются анонимностью, обновляемостью, общением в режиме реального времени.
Повторяемость тематики текстов массмедиа, важность оперативной передачи информации приводят к употреблению готовых сочетаний: речевых штампов и клише.
В научной среде существуют различные определения штампов и клише. Большинство исследователей четко разграничивают данные понятия, некоторые считают их аналогичными.
Мы придерживаемся мнения, что клише и штампы представляют собой разные явления, которые различаются по своей функции, значению, характеру воздействия. Однако в некоторых случаях возникает проблема четкого определения. Неуместное употребление клише преобразует его в штамп, а штамп, ставший общеупотребительным настолько, что совсем потерял экспрессию, может перейти в разряд клише.
Изучив теоретические источники, мы предложили свое определение речевого штампа - это устойчивая, регулярно воспроизводимая единица, которая в силу своего частого и / или немотивированного употребления теряет экспрессивность либо воспринимается, как вставка.
Мы считаем, что клише не являются штампом, поскольку их употребление мотивированно, и они не имеют экспрессивной функции. Их употребление позволяется точно и лаконично выразить мысль, при этом экономя усилия.
Штампом и клише может стать любая единица языка: слово, словосочетание, предложение. Источниками являются, например, заимствования из другого языка, прецедентное высказывание, образцы - эталоны.
Крупными источниками возникновения штампов являются метафоры и фразеология. Также частотно употребление сочетаний с универсальными словами и словами-спутниками. В связи с этим мы выделяем следующие типы штампов:
1) штампы-метафоры;
2) штампы-фразеологизмы;
3) слова-спутники и конструкции с универсальными словами;
4) канцеляризмы.
Для исследования были отобраны примеры из газетных текстов и речи телевизионных дикторов. Выяснилось, что речевые штампы в данных СМИ имеют мало отличий. Яркие образы быстро переходят из устной речи в письменную и наоборот. Клишированные конструкции так же во многом похожи, однако имеют нюансы употребления в зависимости от вида массмедиа.
Среди публицистических метафор преобладают негативные метафоры. Популярны образы стихийных бедствий, войны, болезней, преступных действия. Данные темы быстро привлекают внимание, легко запоминаются и вызывают желание поделиться сообщением с другими. Частое их использование приводит к потере экспрессивности и выразительности и превращению в штамп.
По отношению к неодушевленным предметам и абстрактным явлениям часто используется прием олицетворения. Основой метафор становятся образы, связанные с различными сферами человеческой деятельности: медициной, спортом, культурой и т.д. Можно заметить, что особенно широко используются спортивные метафоры. Это объясняется заложенной в них идеей борьбы, состязания, привлекающей внимание, а также актуальностью темы в связи с крупными спортивными событиями последних лет.
Значения большинства публицистических метафор закреплены в толковых словарях. Это является признаком метафор-штампов, поскольку указывает на длительность их использования.
Яркие метафоры быстро распространяются, многозначность их использования увеличивается, а тематическое пространство употребления расширяется. Частое употребление одних и тех же метафор приводит к снижению их экспрессивности, утрате образности, превращению в штампы.
Как средство выразительности также используются фразеологизмы. Они делают текст ярким благодаря метафоричности и экспрессивности. Но некоторые фразеологизмы широко употребляются в различных тематических контекстах. В результате форма этих сочетаний подвергается изменениям, предметная отнесенность расширяется, и фразеологизмы становятся штампами.
Для публицистики характерно употребление универсальных слов сочетаний со словами-спутниками. Их цель - выделить новость из ряда подобных, привлечь внимание, усилить воздействующий эффект. Однако частое их использование ведет к потере выразительности. Любая новость становится важной, тема - главной, событие - масштабным, победа - абсолютной. Теряется оригинальность, функция выразительности больше не выполняется. Подобные слова и сочетания становятся излишними, мешают восприятию текста.
Важным для массмедиа является точное отражение фактов. Основными характеристиками, отраженными в новостных сообщениях, становятся время и место события, а также ссылка на источник информации. В связи с этим формируются соответствующие клише:
1) клише - обстоятельства времени;
2) клише - обстоятельства места;
3) клише - указание на источник информации.
Клише времени по большей части используются для рассказа о уже прошедших событиях. Они разнообразны по своей форме и зависят от цели автора и тематики статьи.
Настоящее время не требуют особых средств выражения. Поэтому устойчивые сочетания, подчеркивающие его, относят к так называемым «паразитам времени».
Клише - обстоятельства места менее разнообразны. Они используются для создания заголовка либо употребляются в начале статьи. После них обязательна конкретизация. Можно заметить, что в телевизионной речи они встречаются чаще, чем в печатных СМИ.
По многим причинам СМИ стремятся скрыть свой источник информации. В связи с этим используются расплывчатые клише. Они различаются по форме в зависимости от того, насколько точна информация и будет ли она изменяться в ближайшее время.
Кроме публицистических штампов и клише, в медийном дискурсе употребляются клише различных типов: официально-деловые, научные, этикетные. При уместном использовании они сохраняют свои функции: точная передача информации, логичное и убедительное рассуждение, установление контакта с аудиторией.
Перегруженность текста канцелярскими клише отталкивает, затрудняет понимание. Особенно трудными для восприятия текста являются сложные конструкции, например, нанизывание существительных в родительном падеже. В подобных случаях клише воспринимается как ставка, становится штампом.
Широкий круг тем и их повторяемость приводят к появлению особых тематических клише. Это могут быть, например, политические, экономические, юридические, спортивные клише. Можно сделать вывод, что специальная лексика с помощью публицистики переходит в разряд общеупотребительной. Особую роль играет политическая и финансово-экономическая лексика. Это обусловлено актуальностью и популярностью общественно -политических проблем.
Также следует отметить, что телевизионная речь и печатные СМИ имеют отличия в выборе и формах клише. Это можно объяснить особенностями данны массмедиа. Телевидение имеет преимущество в скорости освещения событий, а также воздействует на аудиторию не только с помощью вербальных средств, но и благодаря использованию визуального ряда, звука, интонации. Кроме того, отличительная особенность телевидения - возможность проводить прямые трансляции.
Таким образом, употребление штампов является одной из характерных черт публицистического стиля. Использование готовых моделей и выражений позволяет быстро создать текст, что является важным в сфере средств массовой информации. Однако стремление к минимизации коммуникативных усилий приводит к засорению штампами большого числа текстов, к потере их выразительности.
Практическая ценность проведенного исследования состоит в возможности использования полученных теоретических и практических данных в курсах стилистики и культуры речи при чтении лекций, проведении практических занятий, спецкурсов.
Старейшим видом массмедиа стали газетные издания. Постепенно они уступают свое место телевизионном дискурсу. Он имеет больше способов воздействия на аудиторию: визуальные, звуковые, вербальные средства. Также популярны Интернет-СМИ, которые отличаются анонимностью, обновляемостью, общением в режиме реального времени.
Повторяемость тематики текстов массмедиа, важность оперативной передачи информации приводят к употреблению готовых сочетаний: речевых штампов и клише.
В научной среде существуют различные определения штампов и клише. Большинство исследователей четко разграничивают данные понятия, некоторые считают их аналогичными.
Мы придерживаемся мнения, что клише и штампы представляют собой разные явления, которые различаются по своей функции, значению, характеру воздействия. Однако в некоторых случаях возникает проблема четкого определения. Неуместное употребление клише преобразует его в штамп, а штамп, ставший общеупотребительным настолько, что совсем потерял экспрессию, может перейти в разряд клише.
Изучив теоретические источники, мы предложили свое определение речевого штампа - это устойчивая, регулярно воспроизводимая единица, которая в силу своего частого и / или немотивированного употребления теряет экспрессивность либо воспринимается, как вставка.
Мы считаем, что клише не являются штампом, поскольку их употребление мотивированно, и они не имеют экспрессивной функции. Их употребление позволяется точно и лаконично выразить мысль, при этом экономя усилия.
Штампом и клише может стать любая единица языка: слово, словосочетание, предложение. Источниками являются, например, заимствования из другого языка, прецедентное высказывание, образцы - эталоны.
Крупными источниками возникновения штампов являются метафоры и фразеология. Также частотно употребление сочетаний с универсальными словами и словами-спутниками. В связи с этим мы выделяем следующие типы штампов:
1) штампы-метафоры;
2) штампы-фразеологизмы;
3) слова-спутники и конструкции с универсальными словами;
4) канцеляризмы.
Для исследования были отобраны примеры из газетных текстов и речи телевизионных дикторов. Выяснилось, что речевые штампы в данных СМИ имеют мало отличий. Яркие образы быстро переходят из устной речи в письменную и наоборот. Клишированные конструкции так же во многом похожи, однако имеют нюансы употребления в зависимости от вида массмедиа.
Среди публицистических метафор преобладают негативные метафоры. Популярны образы стихийных бедствий, войны, болезней, преступных действия. Данные темы быстро привлекают внимание, легко запоминаются и вызывают желание поделиться сообщением с другими. Частое их использование приводит к потере экспрессивности и выразительности и превращению в штамп.
По отношению к неодушевленным предметам и абстрактным явлениям часто используется прием олицетворения. Основой метафор становятся образы, связанные с различными сферами человеческой деятельности: медициной, спортом, культурой и т.д. Можно заметить, что особенно широко используются спортивные метафоры. Это объясняется заложенной в них идеей борьбы, состязания, привлекающей внимание, а также актуальностью темы в связи с крупными спортивными событиями последних лет.
Значения большинства публицистических метафор закреплены в толковых словарях. Это является признаком метафор-штампов, поскольку указывает на длительность их использования.
Яркие метафоры быстро распространяются, многозначность их использования увеличивается, а тематическое пространство употребления расширяется. Частое употребление одних и тех же метафор приводит к снижению их экспрессивности, утрате образности, превращению в штампы.
Как средство выразительности также используются фразеологизмы. Они делают текст ярким благодаря метафоричности и экспрессивности. Но некоторые фразеологизмы широко употребляются в различных тематических контекстах. В результате форма этих сочетаний подвергается изменениям, предметная отнесенность расширяется, и фразеологизмы становятся штампами.
Для публицистики характерно употребление универсальных слов сочетаний со словами-спутниками. Их цель - выделить новость из ряда подобных, привлечь внимание, усилить воздействующий эффект. Однако частое их использование ведет к потере выразительности. Любая новость становится важной, тема - главной, событие - масштабным, победа - абсолютной. Теряется оригинальность, функция выразительности больше не выполняется. Подобные слова и сочетания становятся излишними, мешают восприятию текста.
Важным для массмедиа является точное отражение фактов. Основными характеристиками, отраженными в новостных сообщениях, становятся время и место события, а также ссылка на источник информации. В связи с этим формируются соответствующие клише:
1) клише - обстоятельства времени;
2) клише - обстоятельства места;
3) клише - указание на источник информации.
Клише времени по большей части используются для рассказа о уже прошедших событиях. Они разнообразны по своей форме и зависят от цели автора и тематики статьи.
Настоящее время не требуют особых средств выражения. Поэтому устойчивые сочетания, подчеркивающие его, относят к так называемым «паразитам времени».
Клише - обстоятельства места менее разнообразны. Они используются для создания заголовка либо употребляются в начале статьи. После них обязательна конкретизация. Можно заметить, что в телевизионной речи они встречаются чаще, чем в печатных СМИ.
По многим причинам СМИ стремятся скрыть свой источник информации. В связи с этим используются расплывчатые клише. Они различаются по форме в зависимости от того, насколько точна информация и будет ли она изменяться в ближайшее время.
Кроме публицистических штампов и клише, в медийном дискурсе употребляются клише различных типов: официально-деловые, научные, этикетные. При уместном использовании они сохраняют свои функции: точная передача информации, логичное и убедительное рассуждение, установление контакта с аудиторией.
Перегруженность текста канцелярскими клише отталкивает, затрудняет понимание. Особенно трудными для восприятия текста являются сложные конструкции, например, нанизывание существительных в родительном падеже. В подобных случаях клише воспринимается как ставка, становится штампом.
Широкий круг тем и их повторяемость приводят к появлению особых тематических клише. Это могут быть, например, политические, экономические, юридические, спортивные клише. Можно сделать вывод, что специальная лексика с помощью публицистики переходит в разряд общеупотребительной. Особую роль играет политическая и финансово-экономическая лексика. Это обусловлено актуальностью и популярностью общественно -политических проблем.
Также следует отметить, что телевизионная речь и печатные СМИ имеют отличия в выборе и формах клише. Это можно объяснить особенностями данны массмедиа. Телевидение имеет преимущество в скорости освещения событий, а также воздействует на аудиторию не только с помощью вербальных средств, но и благодаря использованию визуального ряда, звука, интонации. Кроме того, отличительная особенность телевидения - возможность проводить прямые трансляции.
Таким образом, употребление штампов является одной из характерных черт публицистического стиля. Использование готовых моделей и выражений позволяет быстро создать текст, что является важным в сфере средств массовой информации. Однако стремление к минимизации коммуникативных усилий приводит к засорению штампами большого числа текстов, к потере их выразительности.
Практическая ценность проведенного исследования состоит в возможности использования полученных теоретических и практических данных в курсах стилистики и культуры речи при чтении лекций, проведении практических занятий, спецкурсов.
Подобные работы
- ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕВОДА КАНЦЕЛЯРИЗМОВ И ШТАМПОВ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВ С ИСПАНСКОГО НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



