Введение
Глава 1. Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН.
1.1. История Ботанического сада УрО РАН 6
1.2. Характеристика коллекции лекарственных растений
Ботанического сада УрО РАН 12
Глава 2. Учебно-методическое обеспечение школьного курса внеурочной деятельности.
2.1. Сущность учебно-методического обеспечения в
педагогической теории
2.2. Элективные курсы по биологии и их место во внеурочной
деятельности в школьном плане 23
Глава 3. Разработка и реализация УМК «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН».
3.1. Рабочая учебная программа школьного элективного курса
«Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» 33
3.2. Урок - презентация по лекарственным растениям 50
3.3. Разработка экскурсии, посвященной лекарственным
растениям 54
3.4. Методические рекомендации для учителя 59
Заключение
Список источников и литературы 63
Приложение 1 67
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Особое место в системе естественнонаучных дисциплин занимает биологическое образование. Изучая биологию, мы приходим к осознанию того, что сохранность биосферы - это не только условие существования, но и развития человечества.
Следовательно, отбор учебного материала является наиболее важной задачей методики обучения биологии, она решается при активном участии ученых и учителей - биологов и педагогов. Поэтому учебно-методическое обеспечение курса биологии, которая предусматривает освоение технологий обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, а также разработку учебно-методических комплектов дисциплин, должно давать возможность использования разных методических систем и образовательных технологий и осуществления самообразования учащегося [1].
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день становится очевидной необходимость в педагоге, который создаст необходимые условия для подготовки выпускника, соответствующего высоким требованиям, предъявляемым к нему современным обществом и жизнью в целом. Из этого следует, что педагог должен обладать соответствующей базой для научно-методической и научно-исследовательской работы, обеспечивающих организацию познавательной деятельности учащихся, созданию качественного учебно-методического обеспечения и владению приемами научно обоснованной организации умственного труда. В связи с этим особо значима и актуальна в системе общего образования проблема разработки методов и средств обучения, которые будут способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности у обучающихся, а также помогут им лучше понять вопросы, связанные с изучением и охраной представителей региональной флоры и флоры лекарственных интродуцентов [1].
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка содержания учебно-методического обеспечения школьного курса внеурочной деятельности «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» для обучающихся в 6 классе.
В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач выпускной квалификационной работы:
1) ознакомиться с историей Ботанического сада УрО РАН;
2) разработать содержание экскурсии по знакомству с лекарственными растениями;
3) охарактеризовать ассортимент лекарственных растений открытого грунта Ботанического сада УрО РАН;
4) рассмотреть сущность учебно-методического обеспечения в педагогической теории;
5) определить место внеурочной деятельности в школьном плане;
6) представить разработку УМК (включающего рабочую учебную программу школьного курса «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН»; презентацию по лекарственным растениям; разработку экскурсии, посвященную лекарственным растениям; методические рекомендации для учителя).
7) апробировать фрагменты УМК в 6 классе.
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение содержательной линии для школьников по теме «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» в курсе биологии во внеурочной деятельности.
Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности применения информации о лекарственных интродуцентах в школьном курсе и отсутствии разработок учебно-методического характера для обеспечения обучения по содержательной линии «Лекарственные растения» в рамках ФГОС второго поколения.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили теоретический анализ научно-методической литературы, эксперимент и диагностический метод.
Методы исследования: анализ методических пособий, синтез теоретического материала, дедукция, индукция, обобщение, а также анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в знакомстве обучающихся с ассортиментом лекарственных растений Урала, представленных в коллекции Ботанического сада УрО РАН.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке структуры и содержания учебно-методического комплекса, включающего систему проблемных заданий, для обучения по теме «Лекарственные растения Ботанического сада УрО РАН» курса внеурочной деятельности по биологии в школе; в создании презентации, посвященной лекарственным растениям - интродуцентам; в написании методических указаний для учителей биологии по использованию разработанного для учебного процесса УМК.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы, содержащий 51 источников, и приложение.
Тенденции развития среднего общего образования в современных социокультурных условиях требуют такого методического обеспечения процесса обучения, который включает в себя разработку компетентностного подхода в рамках учебной деятельности. Учебные программы внеклассной деятельности, сопутствующие преподаванию традиционных школьных дисциплин должны содержать в себе инновационные подходы. Построение программ должно осуществляться на основе разных форм образовательной деятельности, с оценкой результативности обучения по бально - рейтинговой системе.
Подводя итог выпускной квалификационной работы нужно сказать, что для эффективной профессиональной подготовки обучающихся в современных условиях преподавателям необходимо разрабатывать новое содержание элективных курсов и использовать нетрадиционные подходы.
Нами разработано учебно-методическое обеспечение внеклассной деятельности обучающихся 6 класса в целях их знакомства с флорой лекарственных растений интродуцированных на участках Ботанического сада УрО РАН. Учебно-методическое обеспечение - определяющее качество образования, представляет собой совокупность средств обучения и технологий их использования, которая проектируется учителем в целях продвижения обучающихся в образовательной и учебно-исследовательской деятельности. В состав учебно-методического обеспечения нашего курса входят: программа факультатива, материалы для экскурсии; тестовые материалы; рекомендации для учителя. Следует отметить, что практическая работа осуществлялась нами непосредственно в условиях Учреждения «Ботанический сад Уральского отделения Российской академии наук».
Перед началом нашей деятельности мы отметили отсутствие аналогов подобного учебно-методического обеспечения, что существенным образом затруднило проведение настоящего исследования. До разработки программы в лицее № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбурга нами был осуществлен констатирующий эксперимент по оценке уровня знаний обучающихся в 6 классе на предмет владения информацией о лекарственных растениях региона. Этот эксперимент отобразил невысокое качество знаний школьников, получаемых в ходе образовательного процесса с использованием действующего учебно-методического обеспечения в курсе ботаники. Указанный фактор актуализировал необходимость в разработке нашей рабочей учебной программы. В результате ее внедрения и последующей проверки уровня знаний, обучающихся путем проведения тестирования, на формирующем этапе, было выявлено повышение качества полученных знаний школьниками. В остальных главах работы, кроме программы элективного курса, предназначенную для организации внеклассной деятельности обучающихся в 6 классе, мы познакомились с историей Ботанического сада УрО РАН и особенностями его коллекций. Рассмотрели материалы, посвященные растениям открытого грунта, растущих в Ботаническом саду УрО РАН. Осуществили работу по профориентационной деятельности школьников, познакомив их с такой специальностью, как фармацевт. Таким образом, можно отметить, что поставленная цель настоящего исследования была достигнута, а задачи выполнены. Также мы пришли к выводу, что структурные связи качества педагогической деятельности и методического обеспечения обучения несомненны.
Абдильдина Р. Ж. Методические рекомендации по разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин [Текст] / Р. Ж. Абдильдина. - Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2014.
Акопов И. Э. Кровоостанавливающие растения. - 2-е изд. - Ташкент: Медицина, 1981.
Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.];— М.: Просвещение, 2010.
Атлас лекарственных растений РФ. - М.: Медгиз, 1962.
Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
Болотина А. Ю. Словарь лекарственных растений (латинский, английский, немецкий, русский). - М.: ABBY Press, 2008.
Васфилова Е. С., Воробьева Т. А. Лекарственные растения Среднего Урала/ Справочник-определитель.
Сократ/Екатеринбург/2008.
Волынский В. Г. и др. Лекарственные растения в научной и народной медицине. - 2-е. изд. - Саратов: Изд-во
Саратовского университета, 1968.
Гаммерман А. Ф., Кадаев Г. Н., Яценко-Хмелевский А. А. Лекарственные растения: растения-исцелители. - 3-е. изд. - М.: Высшая школа, 1984.
Григорьев Д. В, Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
Дикорастущие полезные растения России. - СПб.: Издательство СПХФА, 2001.
Долгова А.А. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии / А.А. Долгова, Е.Я. Ладыгина.- М.: Медицина, 1977.
Дудченко Л. Г., Кривенко В. В. Пищевые растения- целители. / 2-е изд., доп. и перераб. - Киев: Наукова думка, 1988.
Иващенко Н.В., Самылина И.А., Нестерова О.В., Сорокина А.А., Зорин Е.Б. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла и горечи (учебно-методическое пособие), М., «Чародей», 2001
Илиева С. Лекарственные культуры. - София: Земиздат, 1971.
Ковалева Н. Г. Лечение растениями. - М.: Медицина, 1973.
Кондакова А. М., Кузнецова А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) - М: Просвещение, 2011.
Крылова Г. В. Травы жизни и их искатели. - 2-е. изд. - Новосибирск: Зап. - Сиб. изд-во, 1972.
Кузнецова М. А. Лекарственное растительное сырье - М.: Высш. шк., 1984.
Куркин, В.А. Фармакогнозия / В.А. Куркин. - Самара: Офорт, 2004.
Лекарственное сырье растительного и животного происхождения. Фармакогнозия: учебное пособие / Под ред. Г. П. Яковлева. - СПб.: Спецлит, 2006.
Лекарственные средства растительного происхождения: Справочное пособие / А.С. Васильев, Г.И. Калинкина, В.Н. Тихонов.- Томск, 2007.
Лекарственные средства из растений: Указатель. - Хабаровск, 2005.
Мазнев Н. И. Лекарственные растения. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», ООО ИД «РИПОЛ классик», «Издательский дом XXI век», 2006.
Мазнев Н. И. Новейшая энциклопедия лекарственных растений. - М.: «Издательский дом XXI век», ИД «РИПОЛ классик», 2008.
Мамаев С. А. Ботаническому саду Уральского отделения РАН - 70 лет (История развития и краткое описание коллекций). Екатеринбург: УрО РАН, 2006. ISBN 5-7691-1732¬X.
Мамаев С. А. Полвека в Ботаническом раю. Екатеринбург: Ривьера, 2005. 352 с.
Мамаев С. А. Ботанические сады и дендрарии Урала и Поволжья. Екатеринбург: 2002. 64 с.
Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. - 2-е. изд. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1967.
Мацку Я., Крейча И. Атлас лекарственных растений. - Братислава: Изд-во Словацкой академии наук «Веда», 1972.
Машковский М. Д. Лекарственные растения. / Ч. 1 и 2. - 10¬е изд. - М.: Медицина, 1986.
Муравьева Д. А. Фармакогнозия. - 2-е. изд. - М.: Медицина, 1981.
Новая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2001.
Носаль М. А., Носаль И. М. Лекарственные растения и способы их применения в народе. - Киев: Госмедиздат УССР, 1961.
Попов А. П. Лекарственные растения в народной медицине. - Киев: Здоровья, 1968.
Рабинович А. М. Лекарственные растения на приусадебном участке. - М.: Росагропромиздат, 1989.
Растительные ресурсы РФ / Под ред. П. Д Соколова. - Л.: Наука, 1986.
Рева М. Л., Липовецкий В. М Растения в быту. - Донецк: Донбасс, 1972.
Регистр лекарственных средств России РЛМ. Энциклопедия лекарств. - 19-й вып. - М.: РЛС-МЕДИА, 2011.
Рубцов В. В., Марголис А. А. Роль и задачи психолого¬педагогической диагностики в определении качества образования // Психологическая наука и образование. - 2007- №4.
Рябкова К. А., Таршис Г. И.. Лекарственные растения Урала и их применение в научной и народной медицине. Екатеринбург, 1992.
Семенова Н. А. Стевия - растение XXI века. - СПб.: Диля,
2004.
Скляревский Л. Я., Губанов И. А Лекарственные растения в быту. - М.: Россельхозиздат, 1986.
Соколов С. Я. Фитотерапия и фитофармакология: Руководство для врачей. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000.
Ботанический сад УрО РАН [Электронный ресурс]. URL: ЕШэБ://ги.ш1к1рес11а.огд/ш1к1/Ботанический сад Уральского отделения Российской академии наук(дата обращения: 05. 09. 2018).
Ботанический сад является учредителем и издателем международного электронного журнала "Скворцовия. Международный журнал по саликологии и биологии растений" [Электронный ресурс]. URL:
http://botgard.uran.ru/index.php/ob-institute/obshchie(дата обращения: 08. 09. 2018).
Сайт "Дачные советы" [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestgardener.ru/literature/(дата обращения: 01. 11. 2018).
Коллекция оранжерейных растений [Электронный ресурс]. URL:http://botgard.uran.ru/index.php/kollekcii/oranzherejnye-rasteniya(дата обращения: 04. 02. 2019).
Методическое обеспечение учебного процесса [Электронный ресурс]. URL:
https://studfiles.net/preview/2899601/page:6/(дата обращения: 04. 02. 2019). Разведение цветов в закрытом грунте [Электронный ресурс]. URL:indasad.ru(дата обращения: 09. 03. 2019).
Статья "Роль элективных курсов в биологическом образовании" [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/staya-rol-elektivnih-kursov-v-biologicheskom-obrazovnii-1252971.html(дата обращения: 01. 05. 2019).