Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанр «письма вождю» в тоталитарную эпоху (1920-е - 50-е годы)

Работа №7466

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы202стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
858
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. «Письмо вождю» в русле мировой и русской
эпистолярной традиции. Жанровая специфика.
Причины актуализации 7
Глава II. «Письмо вождю»: жанровые разновидности.
Образ адресанта 49
§ 1. Письмо-инвектива 53
§ 2. Письмо-декларация 69
§ 3. Письмо-памфлет 81
§ 4. Письмо-жалоба 92
§ 5. Письмо-дифирамб 122
Глава III. «Письмо вождю»: образ адресата 140
Заключение 179
Библиография 182




Изучение литературного наследия писателя, равно как и социокультурной ситуации эпохи невозможно без обращения к эпистолярным материалам, в которых запечатлены личные, частные, деловые аспекты жизни отдельного человека, но вместе с тем содержатся черты, передающие дух времени. Особенно это касается, на наш взгляд, переписки людей культуры с представителями власти, переписки, которая дает представление о мере свободы и гласности в обществе в определенную эпоху его развития, о приоритетах и системе ценностей, принятых в нем, наконец, о формах сосуществования и взаимодействия культуры и власти. Ведь они во многом определяют пути развития искусства, судьбы его деятелей и их творений, возможности выхода художника к читательской и зрительской аудитории, отношения искусства и действительности. В истории нашей страны, особенно в советский период, когда власть стремилась к жесткому контролю над всеми областями человеческой деятельности, и искусством в частности, эти формы взаимодействия имели отчетливо иерархический характер. Анализ широкого круга писем деятелей культуры и искусства советским и партийным чиновникам высокого уровня, относящихся к 1920-м - 1950-м годам, дает богатый материал для изучения проблем развития искусства в тоталитарную эпоху. Эти проблемы сами по себе не потеряли актуальности для современной науки, и данное диссертационное исследование разрабатывает их на материале писем сталинской эпохи.
Используя термин А. Солженицына1, мы сделали предметом анализа в работе именно «письма вождям», особый эпистолярный жанр,
1 «Письмо вождям Советского Союза» написано А. Солженицыным в 1973 г. и в 1974 г. опубликовано издательством «YMCA-Press». Термин Солженицына показался нам очень удачно и ёмко отражающим суть явления.
2

актуализировавшийся в России в 1920-е - 1950-е годы прошлого века, но сформировавшийся и функционировавший задолго до этого времени.
Мы не задействовали всякого рода служебные записки и официальные документы, исходившие от писателей, занимавших ответственные посты в Союзе писателей или других советских органах (например, Луначарского - Ленину, Фадеева, возглавлявшего ССП в 1946¬1953 гг., партийным руководителям и т. п.), равно как и официальные здравицы (стихотворные и прозаические), рапорты о достижениях или поздравления. В работе рассматриваются лишь собственно личные письма
- образцы эпистолярного жанра и те бумаги официального свойства (например, заявления на имя ответственных лиц), которые тематически и стилистически выходят за рамки официального канона, больше напоминая творческую декларацию или оправдательную речь (например, заявление Богданова на имя Дзержинского). Конечно, проанализировать весь имеющийся материал на эту тему затруднительно в рамках одной работы, но мы постарались выделить наиболее характерные тексты, рассмотрев их как литературный факт сталинской эпохи. Дело в том, что при знакомстве с материалом становится очевидна его жанровая неоднородность: нетрудно выделить тексты обличительной или конструктивно критической направленности, тексты, содержащие разъяснение идейно-политических и творческих позиций автора, наконец, письменные жалобы и просьбы, вызванные сложными, порой безвыходными ситуациями в жизни адресанта.
Возмущение действиями властей и репрессиями; отчаяние из-за невозможности публиковать произведения и нищеты; попытки достучаться до властей и прояснить свои идейные и художественные позиции; лесть с целью «смягчить» тирана и бескомпромиссные заявления вплоть до готовности разорвать все связи с отечеством; мольбы о близких, опасное заигрывание с властью, хлесткие насмешки из недосягаемого «далека» -
3

таков спектр настроений, отраженных в письмах к вождям. За каждым из них личная судьба незаурядной личности, а шире - судьба русской интеллигенции и русской культуры XX века.
Цели и задачи работы заключаются в исследовании документов, относящихся к сфере отношений писателя и власти, во-первых, в социокультурном контексте, во-вторых, в контексте развития эпистолярного жанра с присущими ему жанровыми особенностями.
В соответствии с этим в работе определяется жанровая специфика «письма вождю» рядом с другими типами эпистолярных жанров, прослеживается его бытование в России в указанный исторический период, когда наблюдался своего рода эпистолярный «бум»; делается попытка классифицировать жанровые разновидности этого феномена.
Мы выделили несколько жанровых разновидностей «письма вождю» и в соответствии с этой логикой построили анализ материала. Кроме того, в работе рассмотрен важнейший, как нам кажется, аспект темы - образ адресата, каким он предстает в этих письмах, тем более что они принадлежат авторам-литераторам.
Методологической основой диссертации послужили исследования М.Е. Грабарь-Пассек, Д.С. Лихачева, Я.С. Лурье по истории развития эпистолярных жанров в античности и в России на разных исторических этапах, работы Ю.М. Лотмана, посвященные быту и формам поведения человека декабристской эпохи, книги, в которых исследуется советская идеомифология («Соцреалистический канон», работы В. Паперного, Е.Б. Скороспеловой, М.М. Голубкова и др.).
Научная новизна работы состоит в выдвижении в качестве предмета исследования писем русских писателей руководителям партии и правительства, относящихся к 1920 - 1950-м годам, в стремлении рассматривать эти тексты как литературный факт, определив специфику «писем вождю» в русле эпистолярного жанра и охарактеризовав
4

сформировавшиеся в этом контексте жанровые разновидности, а также образы адресата и адресанта.
Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью применения ее положений в учебном процессе в связи с изучением литературного процесса ХХ века, а также творчества В. Короленко, А. Богданова, М. Булгакова, Евг. Замятина, М. Зощенко, М. Шолохова, А. Фадеева и др.
Композиционная структура данной диссертации такова: кроме введения, в ней три главы, заключение и список использованной литературы, включающий более 200 наименований.
Во введении определяется предмет исследования, объясняется актуальность темы, формулируются основные задачи работы, описывается ее структура.
В первой главе предпринимается краткий экскурс в историю мировой и русской литературы с целью проследить формирование и развитие эпистолярной традиции, выявить бытование жанров и жанровых разновидностей писем, чтобы в дальнейшем показать их модификацию в исследуемый период развития русской истории и культуры. Здесь же дается обзор работ по вопросам эпистолографии. В этой главе определяется жанровая специфика «письма вождю», объясняются причины его актуализации в советскую эпоху, в связи с чем характеризуется социокультурная ситуация 1920-х - начала 1950-х годов, объясняются причины и комментируются обстоятельства, способствовавшие уникальному народно-государственному эпистолярному «буму».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диалог художника и власти - тема неисчерпаемая в российском контексте на протяжении всей истории существования русской литературы. Мудрая меценатствующая власть пыталась приблизить к себе «властителя дум», сделать максимально лояльным, превратить по возможности в своего летописца и даже одописца, нередко терпела «уроки царям», преподносимые великими писателями и мыслителями, слава и авторитет которых порой, действительно, «возносились выше. Александрийского столпа». В то же время российское самодержавие, а вслед за ним и тоталитарный советский режим старались пресечь проявления инакомыслия, в особенности публичного, и поэтому многие писатели, решившиеся выразить недоверие власти и критику в ее адрес, а в советское время - и те, что просто не вписались в рамки официального соцреалистического канона, - подвергались опале, гонениям и репрессиям вплоть до физического уничтожения. Эпистолярный аспект темы позволяет выявить эту напряженность взаимоотношений художника и власти в наиболее прямых, не опосредованных художественной обработкой формах, в «химически чистом виде», по словам Замятина.
В рамках одной темы речь шла о самых разных писателях с разной судьбой, с несхожими эстетическими установками и, наконец, с разным отношением к новой власти и к новой идеологии. Среди тех, кто поступил на службу советской власти, были крупные художники слова, такие как Горький, Маяковский, Шолохов, Фадеев, хотя проявлялось несогласие, расхождение этих литераторов с властью, даже разочарование в ней или ее представителях (в том числе самых высоких). Решительно отстаивали свою позицию инакомыслящих Короленко и Богданов. Почти примирились с советской властью Булгаков и Пастернак. Не представляли своего существования в СССР Замятин и Аверченко; большинство же упомянутых в работе писателей (Зощенко, Платонов, Эренбург, Асеев,
179

Пильняк) не собирались противопоставлять себя советскому строю, искали свое место «в рабочем строю» и потому недоуменно восприняли репрессии в свой адрес, пытались оправдаться перед властями.
Письма, обращенные к вождям Советской России (позже Советского Союза) вписываются в определенную эпистолярную традицию, кратко нами охарактеризованную, и очень разнообразны по своей тематике. Это бесценные документы, в которых отразилась трагическая эпоха нашей истории и которые свидетельствуют о драматических судьбах и гуманизме их авторов, о точках их «несоприкосновения» с новой властью как в области политики и идеологии, так и в области культуры и искусства. Это разноплановый материал с точки зрения жанра и стиля, что позволило нам рассмотреть его в данной работе как литературный факт эпохи. Освоение эпистолярного наследия писателя, в том числе той его части, которая актуализируется в диссертации, значительно расширяет общее представление о его личности и творчестве.
Писателей, письма которых мы здесь анализируем, объединила необходимость обратиться «наверх», появившаяся в результате тотального контроля государства над всеми отраслями человеческой деятельности, ограничившего свободу слова и творчества.
В работе представлен не весь материал такого рода: за рамками ее остались тексты многих других писателей, обращавшихся к представителям советской власти по тем или иным причинам, а также аналогичные по жанру письма представителей иных слоев русской интеллигенции: ученых, политиков, деятелей православной церкви и др. Эти документы заслуживают самостоятельного вдумчивого изучения.
Интересно также более подробно, чем это сделано в рамках данной работы, исследовать ту эпистолярную трапецию, в которую мы вписали исследуемый материал: она богата и разнообразна.
180

Наконец, перспективно было бы проследить бытование жанра «письма вождю» в постсталинскую эпоху (начиная с периода «оттепели»). Она отмечена многими значительными фактами того же типологического ряда: письма представителям власти, в том числе и первым лицам государства, направляли в этот период А.Солженицын, М.Шолохов,
В.Войнович, Е.Евтушенко и др.; были коллективные послания с тем же адресатом, подписанные группами писателей и литературных критиков. Этот материал также представляет большой интерес для исследователя. Продолжением темы было бы выявление причин актуализации жанра на новом этапе и анализ современных модификаций образа адресата и адресанта.



Письма вождям. Русская интеллигенция и советская власть. Составители Е. Скороспелова, Е.Суровцева. М. Русская энциклопедия (в печати).
II.
Публикация писем
1. Аверченко А. Т. - Ленину В. И. // Столица. 1990. № 1. С. 20 - 21.
2. Асеев Н. Н. - Молотову В. М. // «Литературный фронт»: История политической цензуры. 1932 - 1946 г.г. Сб. документов. Сост. Д. Л. Бабиченко. М., 1994. С. 55 - 57, 87 - 88.
3. Ахматова А. А. - Сталину И. В. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 662.
4. Бабель И. Э. - Кагановичу Л. М. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 180; Берия Л. П., Верховному прокурору и в Прокуратуру, в Верховную коллегию Верховного суда - приводится в: Шенталинский В. «Прошу меня выслушать .» (Последние дни Бабеля) // Возвращение. В 2 вып. Сост. Е. И. Осетров, О. А. Салынский. М., 1989. Вып. 1. С. 437, 438, 439 - 440; Пирожкова А. Н. - Генеральному прокурору СССР Руденко Р. А. - приводится в: Шенталинский В. «Прошу меня выслушать .» (Последние дни Бабеля) // Возвращение. В 2 вып. Сост. Е. И. Осетров, О. А. Салынский. М., 1989. Вып. 1. С. 440.
5. Бедный Д. - Сталину И. В. И ответ Сталина И. В. Бедному Д. // Власть и
художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК
- ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост.
182

А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 132 - 137; в Секретариат ЦК ВКП(б) // «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 - 1938. Документы. М., 1997. С. 117 - 118.
6. Белый А. - В коллегию ОГПУ СССР // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 150 - 153.
7. Богданов А.А. - Луначарскому А.В. // Богданов А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 352-355; письма Бухарину Н.И., Дзержинскому Ф.Э., Ярославскому Е. // Письма вождям. Русская интеллигенция и советская власть. Составители Е. Скороспелова и Е.Суровцева. М.: Русская энциклопедия (в печати).
8. Булгаков М. А. - Сталину И. В. и Правительству СССР // Булгаков М. А. собрание сочинений в 5 томах. Том 5. М., 1990. С. 431 - 433, 434 - 435, 443 - 450, 454 - 457, 508 - 511, 559.
9. Вишневский Вс. В. - Ставскому В. П. // «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 - 1938. Документы. М., 1997. С. 256 - 263.
10. Герасимов М. П. - Ежову Н. И.; Герасимова Н. П. - Берия Л. П. // Растерзанные тени. Избранные страницы «дел» 20 - 30-х годов ВЧК - ОГПУ - НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина. Составители Ст. Куняев, С. Куняев. М., 1995. С. 430 - 438.
11. Горький А.М. - Рыкову А.И. // Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская - Хьюз О. Русский Берлин. 1921 - 1928. Париж, 1983. С. 345.
12. Грин А. С. - в правление Всероссийского Союза Советских писателей и управляющему делами Союза Григоровичу // Воспоминания об Александре Грине. Автобиографическая повесть. Воспоминания. Вокруг Александра Грина. Л., 1972. С. 560 - 561, 564 - 565.
13. Замятин Е.И. - Сталину И.В. // Замятин Е.И. Лица. Нью-Йорк, 1955. С.
183

276 - 282.
14. Зощенко М.М. - Сталину И.В.; в ЦК; Маленкову Г.М. // Дружба народов. 1988. № 3. С. 169, 173 - 174; а также: «Литературный фронт»: История политической цензуры. 1932 - 1946 г.г. Сб. документов. Сост. Д. Л. Бабиченко. М., 1994. С. 105 - 106, 252 - 253; а также: Письма вождям. Русская интеллигенция и советская власть. Составители Е. Скороспелова и Е. Суровцева. М.: Русская энциклопедия (в печати).
15. Киршон В. М. - Сталину И. В. И Кагановичу Л. М.; Сталину И. В. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 177 - 179, 373 - 374.
16. Клычков С. А. - Ежову Н.И. // Растерзанные тени. Избранные страницы «дел» 20 - 30-х годов ВЧК - ОГПУ - НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина. Составители Ст. Куняев, С. Куняев. М., 1995. С. 341 - 346.
17. Кольцов М. Е. - [ССП СССР] // «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 - 1938. Документы. М., 1997. С. 189 - 193.
18. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М. 1997.
19. Корнейчук А. Е. и Сталин И. В. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 466, 479 - 480.
20. Короленко В. Г. - Луначарскому А. В. // Негретов П. И. В. Г. Короленко: летопись жизни и творчества. 1917 - 1921. Под ред. А. В. Храбровицкого. М., 1990. С. 232 - 268.
21. Ларри Я. Л. - Сталину И. В. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С.
184

468.
22. Маяковский В.В. - Луначарскому А.В. // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 12. М., 1959. С. 14 - 15, 17 - 20.
23. Наседкин В Ф. - Ежову Н. И.; Есенина Е. А. - Ежову Н.И. // Растерзанные тени. Избранные страницы «дел» 20 - 30-х годов ВЧК - ОГПУ - НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина. Составители Ст. Куняев, С. Куняев. М., 1995. С. 379 - 381, 422
- 423.
24. Орешин П.В. - Ежову Н.И. // Растерзанные тени. Избранные страницы «дел» 20 - 30-х годов ВЧК - ОГПУ - НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина. Составители Ст. Куняев, С. Куняев. М., 1995. С. 406 - 410.
25. Пастернак Б. Л. - Сталину И.В. и ЦК // Шнейберг Л. Я., Кондаков И.
В. От Горького до Солженицына. Пособие для поступающих в вузы. М., 1995. С. 203; а также: «Литературный фронт»: История политической цензуры. 1932 - 1946 г.г. Сб. документов. Сост. Д.Л. Бабиченко. М., 1994. С. 78 - 80, 131 - 132.
26. Пильняк Б. - Микояну А.И. // «Литературный фронт»: История политической цензуры. 1932 - 1946 г.г. Сб. документов. Сост. Д.Л. Бабиченко. М., 1994. С. 15 - 16; Сталину И.В. [и ответ И. В. Сталина] и в ЦК ВКП(б) // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 139 - 141, 209.
27. Письмо группы поэтов секретарям ЦК ВКП(б) // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК
- ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 173 - 174.
185

28. Письмо Н.С. Тихонова, И.Г. Эренбурга и С.Я. Маршака наркому внутренних дел Л. П. Берия // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 534.
29. Платонов А.П. - <Письмо к А.М. Горькому> и в ЦК // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994. С. 279 - 280, 484.
30. Приблудный И. - Агранову, Фельдману // Растерзанные тени. Избранные страницы «дел» 1920-1930-х годов ВЧК - ОГПУ - НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина. Составители Ст. Куняев, С. Куняев. М., 1995. С. 237 - 239.
31. Раскольников Ф.Ф. - Сталину И.В. // Осмыслим культ Сталина. М., 1989. С. 609 - 611.
32. Сельвинский И.Л. - Молотову В.М. // «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 - 1938. Документы. М., 1997. С. 263 - 265.
33. Серафимович А.С. - Сталину И.В. // «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 - 1938. Документы. М., 1997. С. 26 - 27.
34. Толстой А. Н. - Сталину И. В. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 486 - 487, 500, 501.
35. Фадеев А. А. - Сталину И.В. И ЦК // «Литературный фронт»: История политической цензуры. 1932 - 1946 г.г. Сб. документов. Сост. Д. Л. Бабиченко. М., 1994. С. 38, 64 - 66; а также Литературная газета. 1990. 10 октября. № 41. С. 6; Кагановичу Л.М. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов.
186

М., 2002. С. 176-177.
36. Шагинян М.С. - Орджоникидзе Г.К. // «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925-1938. Документы. М., 1997. С. 211 - 213.
37. Шолохов М. А. и Сталин И. В. // Писатель и вождь: Переписка М. А. Шолохова с И.В. Сталиным. 1931 - 1950 годы. Сб. документов из личного архива И.В. Сталина. Сост. Ю. Мурин. М., 1997. С. 22-69, 74¬106, 127-130, 136, 138 - 140.
38. Эренбург И.Г. - Сталину И.В. // «Литературный фронт»: История политической цензуры. 1932 - 1946 г.г. Сб. документов. Сост. Д.Л. Бабиченко. М., 1994. С. 156 - 157; а также: Сталин и Каганович. Переписка.1931 - 1936 гг. М., 2001. С. 718 - 719.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ