ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 12
1.1 Анализ понятия и сущности риска в научной литературе 12
1.2 Современные научные подходы к выделению факторов риска в образовательном процессе 40
1.3 Педагогические подходы в выявлении негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа 62
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 82
2.1 Изучение взаимосвязи учебных факторов риска и состояния здоровья учащихся 82
2.2 Содержание и формы деятельности по преодолению негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся в колледже 104
2.3 Анализ результатов изучения педагогических подходов к преодолению учебных факторов риска в образовательном процессе колледжа 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
ЛИТЕРАТУРА 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 182
Актуальность исследования. Необходимость исследования учебных факторов риска в педагогике обусловлена новыми подходами в изучении взаимосвязи человека с социальной средой, изменениями, происходящими в настоящее время в понимании роли здоровья человека в решении глобальной задачи - выживания человечества на планете. Эти процессы заставили по-иному взглянуть на проблему соотнесения результатов обучения и здоровья учащихся, учителей, родителей, задуматься о гармонии личности в системе «Человек - Общество - Природа - Техника», особенно в период интенсивных перемен в сфере образования.
Учебные факторы риска возникают в условиях децентрализации, многочисленных инноваций в сфере образования при выборе стратегии воспитания, образовательных программ, технологий, индивидуального стиля профессиональной деятельности и т.д.
По данным Всемирной организации здравоохранения в России 10% детей страдают пограничными формами интеллектуальной недостаточности, ещё около 13% отстают в интеллектуальном развитии от среднего уровня, примерно 25% испытывают различные затруднения в учёбе, не могут полностью освоить программу общеобразовательной средней школы.
Целевое назначение гуманистической педагогической системы детерми-нировано требованиями, связанными со здоровьем обучающихся, изложенными в «Конвенции о правах ребенка». По данным Минздравмедпрома, из 6 млн. под-ростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94 % были заре-гистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний - ограничи¬вают выбор будущей профессии.
Актуальность темы исследования характеризуют и документы Министерства образования Российской Федерации (Федеральные целевые
4
программы: «Дети России», «Молодёжь России», «Образование и здоровье», в которых отмечается то, что радикальные перемены в государственно¬политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества, что повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья учащихся.
Ряд законодательных и нормативно-правовых документов Правительства Российской Федерации: «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005г», «Положение о социально гигиеническом мониторинге», «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей подростков и молодежи», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» ориентирует учёных на исследования проблемы влияния образовательного процесса на здоровье учащихся.
Образовательная система, с одной стороны, объективно может выступать источником факторов риска, негативно влияющих на здоровье учащихся, с другой, - при правильно организованной работе - образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для преодоления последствий такого влияния факторов риска. На социальном уровне это противоречие выражается в значительном разрыве между сложностью задач, вставших перед образованием и его способностью к их разрешению, между двумя главными образовательными ценностями - получение всеми детьми полноценной, отвечающей требованиям времени образовательной подготовки и сохранением при этом их здоровья.
В современной научной литературе прочно укрепилось понятие о факторах риска. Так называют доказанные или предполагаемые причины, предрасполагающие к какому-либо заболеванию или предболезни. В рамках такого подхода здоровье не рассматривается как медицинская категория.
5
Медицинская категория - это болезнь, а здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания человека в семье, обучения его в образовательных учреждениях, и поэтому это уже область педагогики. Отсюда следует, что здоровье - категория педагогическая (В.Ф. Базарный).
Научное исследование социального риска в жизни человека производится представителями многих общественных наук: психологии, педагогики, социологии, политологии, философии, экономической теории. Авторы анализируют данное явление под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. Наиболее глубокие исследования риска осуществили И.Г.Абрамова,
А.П.Альгин, С.О.Беляев, И.Ю.Борисов, В.С.Жеребин, А.В.Зозулюк, Ю.Козелецкий, Т.В.Корнилова, С.М.Никитин, М.Н.Романов, Р.И.Тумасянц, К.Штайльман и другие.
1. Под учебными факторами риска мы понимаем возможные причины наступления отрицательных последствий в развитии и здоровье учащихся в процессе усвоения новых знаний и форм поведения, необходимых для их образовательной деятельности. Риск возникает в результате неадекватной оценки педагогом собственных личностно-профессиональных возможностей или используемых технологий, либо в результате неадекватной оценки возможностей обучающегося (уровень подготовки, здоровья индивидуальных особенностей и т.д.).
2. Учебными факторами риска, негативно отражающимися на здоровье учащихся колледжа, являются: смена образовательного учреждения - при переходе от школьной к колледжной системе; нерациональная организация учебного процесса; несоответствие учебной нагрузки психофизиологическим, возрастным возможностям учащихся; низкий уровень владения инженерно¬
159
педагогическими работниками комплексом практических мер по созданию здоровьесохраняющей среды в учебно-воспитательном процессе.
3. Разработанный комплекс средств: изменение формы организации учебного процесса; организация оптимального режима учёбы и отдыха; организация горячего питания в условиях колледжа; работа психолого¬педагогической службы; повышение двигательной активности учащихся способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
4. Создание психолого-педагогической службы способствует эффективному решению проблемы преодоления негативных последствий учебных факторов риска, созданию благоприятных социально-психологических условий для успешного профессионального обучения и развития личности специалиста при сохранении его здоровья. Такие службы могут стать центром по пропаганде здорового образа жизни и психолого-педагогических знаний среди преподавателей, родителей и учащихся.
5. Внедрение факультативных курсов, направленных на преодоление учебных факторов риска, способствует повышению знаний учащихся о ведении здорового образа жизни, об укреплении общего состояния здоровья с помощью правильного питания и полноценного отдыха, о приемах саморегуляции.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998.
3. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб.: РГПУ, 1996.
4. Абрамова И.Г. Риск - источник самодвижения // Классный журнал.- 2001.- №2.
5. Абрамова И. Г. Педагогическая рискология. - СПб.: Образование,
1995.
6. Абрамова И.Г. Риск в профессии учителя.- СПб.: Образование, 1994.
7. Абчук В. А. Теория риска в морской практике. - Л.: Судостроение,
1983.
8. Абчук В. А. Директорский «хлеб». Занимательное об управлении. Л.: Лениздат, 1991.
9. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. Пер. с англ. М.,
1998.
10. Агеев В. В. Психология создания или образования как шанс стать самим собой. - Волгодонск, 1994.
11. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.
12. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.,
1995.
13. Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы. // Высшее образование в России. - 1999.- №3.
14. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. Перевод с английского. / Под ред. И. А. Ушакова.- М.: Прогресс, 1974.
15. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Перевод с
161
английского. / Под ред. В.И. Данилова-Даниеляна.- М.: Прогресс, 1985.
16. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении: Учебное пособие. / Под ред. Г.И.Щукиной. - М., 1984.
17. Актуальные гигиенические проблемы в высшей школе. Тезисы докладов Всесоюзной научной технической конференции.- М.,1975.
18. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи / Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993.
19. Альгин А.П. Новаторство, инициатива, риск. - Л., 1987.
20. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни.- М., 1989.
21. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Флинта, 1997.
22. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьников: Эксперементально-педагогическое исследование. - М.,
1984.
23. Амонашвили Ш.А Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
24. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.
25. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика,
1980.
26. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. - М.,1982.
27. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань,
1996.
28. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М., 1977.
29. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983.
30. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
31. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Новая ценность образования, № 6. - М., 1996.
162
32. Анцыферова Л. И. Психология лчности как развивающейся системы. Психология и развитие личности. / Под ред. Л.И. Анцыферовой.- М.: Наука,
1981.
33. Артуров П.Р. Технология и современное образование.- Педагогика. - 1966.- № 2.
34. Архиреева Т.В., Ломакина С.С. и др. Тренинг «Знакомство» как средство эффективной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. // Вестник психосоциальной и кррекционной работы.- 2000.- №4.
35. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1995.
36. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.,
1976.
37. Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М., 1962.
38. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие для ВУЗов. - Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.
39. Ащепков В.Т. Адаптация как педагогический и социальный феномен: синергетический подход // Материалы Международной научно¬практической конференции «Ценностные приоритеты общего и профессионального образования» - Часть I. - М.: МОРФРАО - МАНПО - МПГУ, 2000.
40. Бабанский Ю.К. Методология и методика научного поиска // Избр. пед. труды. - М., 1989.
41. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. - М., 1977.
42. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Части I-VI. - Сергиев Посад, 1995 - 1996.
163
43. Балакиреева Э.В. Производственные технологии и их влияние на интенсификацию профессионального обучения. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения. Сб. Научных трудов.- СПб., 1992.
44. Барышников А. С. Факторы финансового риска иностранного инвестирования применительно к условиям российской экономики.- Вестник С.-Петербургского университета. Сер. 5., 1992.- № 4.
45. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - М., 1999.
46. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт. Поиск. Задачи. Пути реализации. - М.: Вш., 1987.
47. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.,
1991.
48. Безрукова В.С. Педагогика. Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996.
49. Беляев С.О. Политический риск. Автореф. дис... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1996.
50. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. - М., 1991.
51. Беляева А.П. Теоретические проблемы развития профессионально-технического образования. - Л., 1991.
52. Берне Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988
53. Бернер.Г., Л.Юнссон. Теория социально-психологической работы.- М., 1992.
54. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс,
1986.
55. Берулова М.Н. Гуманизация образования: направление и проблемы. М.: Педагогика, 1996.- № 4.
56. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж,
164
1977.
57. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
- М., 1995.
58. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
59. Библер В. С. Мышление как творчество. - М., 1975.
60. Битюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство. М.: Педагогика, 1996.
61. Бобырь А. Берегите спину. // Учительская газета.- 2003. - № 11-12.
62. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
63. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - Москва - Воронеж, 2002.
64. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азриеляна. Справочное издание. - М.: Институт новой экономики, 1998.
65. Бондеренко С. М. Учите детей сравнивать. - М.,1981.
66. Борисов И.Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - № 3;
67. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
68. Бордовсккая И.В. Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.
69. Братусь Б.С. К проблеме навственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии.-1993.-№1.
70. Братусь С.Н., Садиков О.Н. Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР. М.: Юридическая литература, 1982.