Педагогические аспекты преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 12
1.1 Анализ понятия и сущности риска в научной литературе 12
1.2 Современные научные подходы к выделению факторов риска в образовательном процессе 40
1.3 Педагогические подходы в выявлении негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа 62
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 82
2.1 Изучение взаимосвязи учебных факторов риска и состояния здоровья учащихся 82
2.2 Содержание и формы деятельности по преодолению негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся в колледже 104
2.3 Анализ результатов изучения педагогических подходов к преодолению учебных факторов риска в образовательном процессе колледжа 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
ЛИТЕРАТУРА 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 182
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 12
1.1 Анализ понятия и сущности риска в научной литературе 12
1.2 Современные научные подходы к выделению факторов риска в образовательном процессе 40
1.3 Педагогические подходы в выявлении негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа 62
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 82
2.1 Изучение взаимосвязи учебных факторов риска и состояния здоровья учащихся 82
2.2 Содержание и формы деятельности по преодолению негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся в колледже 104
2.3 Анализ результатов изучения педагогических подходов к преодолению учебных факторов риска в образовательном процессе колледжа 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
ЛИТЕРАТУРА 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 182
Актуальность исследования. Необходимость исследования учебных факторов риска в педагогике обусловлена новыми подходами в изучении взаимосвязи человека с социальной средой, изменениями, происходящими в настоящее время в понимании роли здоровья человека в решении глобальной задачи - выживания человечества на планете. Эти процессы заставили по-иному взглянуть на проблему соотнесения результатов обучения и здоровья учащихся, учителей, родителей, задуматься о гармонии личности в системе «Человек - Общество - Природа - Техника», особенно в период интенсивных перемен в сфере образования.
Учебные факторы риска возникают в условиях децентрализации, многочисленных инноваций в сфере образования при выборе стратегии воспитания, образовательных программ, технологий, индивидуального стиля профессиональной деятельности и т.д.
По данным Всемирной организации здравоохранения в России 10% детей страдают пограничными формами интеллектуальной недостаточности, ещё около 13% отстают в интеллектуальном развитии от среднего уровня, примерно 25% испытывают различные затруднения в учёбе, не могут полностью освоить программу общеобразовательной средней школы.
Целевое назначение гуманистической педагогической системы детерми-нировано требованиями, связанными со здоровьем обучающихся, изложенными в «Конвенции о правах ребенка». По данным Минздравмедпрома, из 6 млн. под-ростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94 % были заре-гистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний - ограничи¬вают выбор будущей профессии.
Актуальность темы исследования характеризуют и документы Министерства образования Российской Федерации (Федеральные целевые
4
программы: «Дети России», «Молодёжь России», «Образование и здоровье», в которых отмечается то, что радикальные перемены в государственно¬политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества, что повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья учащихся.
Ряд законодательных и нормативно-правовых документов Правительства Российской Федерации: «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005г», «Положение о социально гигиеническом мониторинге», «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей подростков и молодежи», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» ориентирует учёных на исследования проблемы влияния образовательного процесса на здоровье учащихся.
Образовательная система, с одной стороны, объективно может выступать источником факторов риска, негативно влияющих на здоровье учащихся, с другой, - при правильно организованной работе - образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для преодоления последствий такого влияния факторов риска. На социальном уровне это противоречие выражается в значительном разрыве между сложностью задач, вставших перед образованием и его способностью к их разрешению, между двумя главными образовательными ценностями - получение всеми детьми полноценной, отвечающей требованиям времени образовательной подготовки и сохранением при этом их здоровья.
В современной научной литературе прочно укрепилось понятие о факторах риска. Так называют доказанные или предполагаемые причины, предрасполагающие к какому-либо заболеванию или предболезни. В рамках такого подхода здоровье не рассматривается как медицинская категория.
5
Медицинская категория - это болезнь, а здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания человека в семье, обучения его в образовательных учреждениях, и поэтому это уже область педагогики. Отсюда следует, что здоровье - категория педагогическая (В.Ф. Базарный).
Научное исследование социального риска в жизни человека производится представителями многих общественных наук: психологии, педагогики, социологии, политологии, философии, экономической теории. Авторы анализируют данное явление под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. Наиболее глубокие исследования риска осуществили И.Г.Абрамова,
А.П.Альгин, С.О.Беляев, И.Ю.Борисов, В.С.Жеребин, А.В.Зозулюк, Ю.Козелецкий, Т.В.Корнилова, С.М.Никитин, М.Н.Романов, Р.И.Тумасянц, К.Штайльман и другие.
Учебные факторы риска возникают в условиях децентрализации, многочисленных инноваций в сфере образования при выборе стратегии воспитания, образовательных программ, технологий, индивидуального стиля профессиональной деятельности и т.д.
По данным Всемирной организации здравоохранения в России 10% детей страдают пограничными формами интеллектуальной недостаточности, ещё около 13% отстают в интеллектуальном развитии от среднего уровня, примерно 25% испытывают различные затруднения в учёбе, не могут полностью освоить программу общеобразовательной средней школы.
Целевое назначение гуманистической педагогической системы детерми-нировано требованиями, связанными со здоровьем обучающихся, изложенными в «Конвенции о правах ребенка». По данным Минздравмедпрома, из 6 млн. под-ростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94 % были заре-гистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний - ограничи¬вают выбор будущей профессии.
Актуальность темы исследования характеризуют и документы Министерства образования Российской Федерации (Федеральные целевые
4
программы: «Дети России», «Молодёжь России», «Образование и здоровье», в которых отмечается то, что радикальные перемены в государственно¬политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества, что повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья учащихся.
Ряд законодательных и нормативно-правовых документов Правительства Российской Федерации: «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005г», «Положение о социально гигиеническом мониторинге», «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей подростков и молодежи», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» ориентирует учёных на исследования проблемы влияния образовательного процесса на здоровье учащихся.
Образовательная система, с одной стороны, объективно может выступать источником факторов риска, негативно влияющих на здоровье учащихся, с другой, - при правильно организованной работе - образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для преодоления последствий такого влияния факторов риска. На социальном уровне это противоречие выражается в значительном разрыве между сложностью задач, вставших перед образованием и его способностью к их разрешению, между двумя главными образовательными ценностями - получение всеми детьми полноценной, отвечающей требованиям времени образовательной подготовки и сохранением при этом их здоровья.
В современной научной литературе прочно укрепилось понятие о факторах риска. Так называют доказанные или предполагаемые причины, предрасполагающие к какому-либо заболеванию или предболезни. В рамках такого подхода здоровье не рассматривается как медицинская категория.
5
Медицинская категория - это болезнь, а здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания человека в семье, обучения его в образовательных учреждениях, и поэтому это уже область педагогики. Отсюда следует, что здоровье - категория педагогическая (В.Ф. Базарный).
Научное исследование социального риска в жизни человека производится представителями многих общественных наук: психологии, педагогики, социологии, политологии, философии, экономической теории. Авторы анализируют данное явление под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности. Наиболее глубокие исследования риска осуществили И.Г.Абрамова,
А.П.Альгин, С.О.Беляев, И.Ю.Борисов, В.С.Жеребин, А.В.Зозулюк, Ю.Козелецкий, Т.В.Корнилова, С.М.Никитин, М.Н.Романов, Р.И.Тумасянц, К.Штайльман и другие.
1. Под учебными факторами риска мы понимаем возможные причины наступления отрицательных последствий в развитии и здоровье учащихся в процессе усвоения новых знаний и форм поведения, необходимых для их образовательной деятельности. Риск возникает в результате неадекватной оценки педагогом собственных личностно-профессиональных возможностей или используемых технологий, либо в результате неадекватной оценки возможностей обучающегося (уровень подготовки, здоровья индивидуальных особенностей и т.д.).
2. Учебными факторами риска, негативно отражающимися на здоровье учащихся колледжа, являются: смена образовательного учреждения - при переходе от школьной к колледжной системе; нерациональная организация учебного процесса; несоответствие учебной нагрузки психофизиологическим, возрастным возможностям учащихся; низкий уровень владения инженерно¬
159
педагогическими работниками комплексом практических мер по созданию здоровьесохраняющей среды в учебно-воспитательном процессе.
3. Разработанный комплекс средств: изменение формы организации учебного процесса; организация оптимального режима учёбы и отдыха; организация горячего питания в условиях колледжа; работа психолого¬педагогической службы; повышение двигательной активности учащихся способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
4. Создание психолого-педагогической службы способствует эффективному решению проблемы преодоления негативных последствий учебных факторов риска, созданию благоприятных социально-психологических условий для успешного профессионального обучения и развития личности специалиста при сохранении его здоровья. Такие службы могут стать центром по пропаганде здорового образа жизни и психолого-педагогических знаний среди преподавателей, родителей и учащихся.
5. Внедрение факультативных курсов, направленных на преодоление учебных факторов риска, способствует повышению знаний учащихся о ведении здорового образа жизни, об укреплении общего состояния здоровья с помощью правильного питания и полноценного отдыха, о приемах саморегуляции.
2. Учебными факторами риска, негативно отражающимися на здоровье учащихся колледжа, являются: смена образовательного учреждения - при переходе от школьной к колледжной системе; нерациональная организация учебного процесса; несоответствие учебной нагрузки психофизиологическим, возрастным возможностям учащихся; низкий уровень владения инженерно¬
159
педагогическими работниками комплексом практических мер по созданию здоровьесохраняющей среды в учебно-воспитательном процессе.
3. Разработанный комплекс средств: изменение формы организации учебного процесса; организация оптимального режима учёбы и отдыха; организация горячего питания в условиях колледжа; работа психолого¬педагогической службы; повышение двигательной активности учащихся способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
4. Создание психолого-педагогической службы способствует эффективному решению проблемы преодоления негативных последствий учебных факторов риска, созданию благоприятных социально-психологических условий для успешного профессионального обучения и развития личности специалиста при сохранении его здоровья. Такие службы могут стать центром по пропаганде здорового образа жизни и психолого-педагогических знаний среди преподавателей, родителей и учащихся.
5. Внедрение факультативных курсов, направленных на преодоление учебных факторов риска, способствует повышению знаний учащихся о ведении здорового образа жизни, об укреплении общего состояния здоровья с помощью правильного питания и полноценного отдыха, о приемах саморегуляции.



