ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БОГОСЛОВСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАЛМУДА 13
§ 1. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ТАЛМУД И ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД 13
§ 2. ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ И ПОКОЛЕНИЯ 41
ГЛАВА 2. ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ В РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ПАЛЕСТИНЕ 57
§1. ОТРАЖЕНИЕ ГАЛИЛЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА В ТАЛМУДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 57
§ 2. ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ КЕСАРИИ ПАЛЕСТИНСКОЙ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ИСТОЧНИКИ 88
ИССЛЕДОВАНИЯ 89
Актуальность. История еврейского народа неразрывно связана с талмудическими школами. Подробное рассмотрение истории и становлении этих школ способствует лучшему пониманию всех аспектов развития еврейской общины.
Поэтому целесообразно начать рассмотрение проблемы с прослеживания истории развития и складывания талмудических школ. Интересным для нас является и момент разделения талмудических школ на два основных на-правления, а именно на Вавилонскую талмудическую школу и на Иеруса-лимскую талмудическую школу. Мы в общих чертах рассмотрим становление каждой из этих школ, что ему способствовало, что подтолкнуло к тому или иному пути развития. Не лишним будет выявление специфических черт, характерных для каждой из школ в отдельности, а также отражение черт общего сходства в рассматриваемые в школах.
Актуальность темы выражена и в том, что разработке вопроса еврейской общины в ранневизантийской Палестине уделено достаточно мало внимания как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Феномен так называемой еврейской общины существует на протяжении весьма длительного периода: едва ли не с библейских времён и по сей день. На протяжении времени она претерпевала различного рода изменения в религиозной, общественной, культурной, политической и т.д. сферах. Связано это в первую очередь было с тем, что евреи, можно сказать, постоянно меняли место своего обитания, своего жительства. Если мы посмотрим на их жизнь в исторической ретроспективе, то увидим, что еврейский народ постоянно был вынужден сменять место жительства. Связано это было, как правила с какими- либо политическими трениями с местными властями. Меняя города и страны, они перенимали веяния общественной и культурной жизни тех мест, где ненадолго оседали. Перенимали культурные особенности, включали в свои традиции элементы традиционного быта других, местных, жителей. То есть, мы можем сделать вывод, что по итогу получился весьма своеобразный, имеющий множество своих особенностей народ, в культуре и традициях которого переплелось великое множество обычаев и веяний других народов. При всем при этом, еврейский народ сохранил и бережно охранял свое собственное наследие, свои традиции, свою культуру, и, что самое главное, религиозные верования
Тем не менее, не смотря на столь интересный, в какой-то мере, не имеющий аналогов исторический путь, еврейские общины практически не подвергают детальному изучению. С одной стороны, это связанно со спецификой источниковой базы, которая вытекает из раввинских текстов, что в ка-кой-то мере отожествляет еврейскую историю с раввинской, хоть это и не вполне так. С другой стороны, так же на лицо не большая заинтересованность исследователей в данной проблематике, которая так же вытекает из проблем с источниковой базой.
Актуальность проведения исследования по данной проблематике, с од-ной стороны, заключается в том, что имеется сравнительно небольшая историографическая база, в особенности, это ярко видно в отечественной историографии. В связи с этим, существует множество неизученных областей в затронутом вопросе, изучение которых поможет пролить свет на некоторые особенности жизни еврейской общины в затронутый период.
Рассматривая работы различных авторов, посвящённые данной проблематике, мы можем найти сведения, отражающие аспект конкретизировано. Каждое из рассматриваемых в работе историографических исследований включает в себя всестороннее освещение какой-то одной конкретной общины или общин объединённых весьма узкими, чаще всего географическими рамками, включающими в себя, в основном, один палестинский город или район ранневизантийского периода. Узкая направленность работ ограничивает скорость проведения исследований по данной проблематике.
В данной же работе, мы объединяем все эти фрагментарные исследования в одно. Что в последующем может помочь в исследовательской деятельности, облегчая поиск информации, а соответственно, увеличивая и скорость проведения исследования. Что так же позволит в последующем увеличить площадь исследования.
Объектом исследования являются общины Палестинского региона в ранневизантийский период.
Предмет исследования - еврейская община ранневизантийской Палестины.
Цель работы заключается в изучении особенности жизнедеятельности еврейской общины в ранневизантийской Палестине.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
С Рассмотреть основные талмудические школы.
С Изучить развития Еврейской общины ранневизантийской Палелестины в I-III вв.
Хронологические рамки: первые века н.э.
Территориально-географические рамки: территория Палестины в ранневизантийский период.
Методологическая основа.Палестина ранневизантийского периода- рассматривается нами с точки зрения теории локальных цивилизаций, как государство, в рамках которого идут ему присущие принципы и закономерно¬сти развития.
Методы.При проведении исследования мы используем общенаучные и специальные исторические методы. Общенаучные: логический и метод диалектики; специальные исторические: историко-биографический и метод кон- тент-анализа.
Научно-практическая значимость исследования практическая значимость заключается в облегчении поиска информации по данной тематики, заключением основных сведений в одной работе.
Источники. Основными источниками, которые помогут нам разобраться в затронутой тематике, являются:
Ветхий Завет, а точнее 2 его книги: Третья и Пятая книги Пятикнижия Моисея.
Левит является третьей книгой Пятикнижия (Торы). Название происходит от священнического колена Левия (ивр.: Леви - лер анещявсоП .(религиозной стороне жизни иудеев. В талмудической литературе чаще встречается название «Торат коханим» («священнический устав»). Состоит из 27 глав. Большая часть книги - это предписания священникам, переданные Богом через Моисея на горе Синай. Впрочем, лишь немногие предписания относятся исключительно ко священникам (Лев. 7-10; 16:1-28; 21:1-22:16), подавляющее большинство заповедей касается всего иудейского народа. Большинство предписаний носят универсальный характер, меньшая часть исполнима лишь в условиях жизни в Эрец-Исраэль. Можно сказать, что Левит служит продолжением книги Исход: там подробно изложена история сооружения Скинии, здесь речь идёт об отправлении культа в ней.
Левит включает в себя практически только законодательное содержание, она посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля, в особенности системы жертвоприношений. Содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во второй части книги Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещённого с Синая Откровения.
Главная идея или цель книги состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном нравственном общении с Богом Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа.
Второзаконие является пятой книгой Пятикнижия (Торы). В еврейских источниках эта книга также называется «Мишне Тора» (букв. «повторение Закона»), так как является повторным изложением всех предыдущих книг. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением не-многочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.
Основное содержание Второзакония - это воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройдённого сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.
Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги.
Нам интересна и Иудейская Война Иосифа Флавия, еврейского историка и военачальника. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами - «Иудейская война» и «Иудейские древности». Иудейская война одно из значительнейших произведений не только античной, но и вообще мировой историографии, созданное автором, в равной степени впитавшим в себя как иудейскую, так и римскую культуру.
Флавий писал свой труд буквально по следам «Иудейской войны» — Великого восстания евреев против римского владычества, в котором он сам участвовал, и представил эту войну во всей её яркости и многогранности, поместив её в широкий контекст еврейской истории.
Талмудические тексты: Конкретно нас интересует Иерусалимский и Вавилонский Талмуды и Трактаты в них заключённые. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то имеются два Талмуда: Иерусалимский Талмуд (Талмуд Иерушалми) и Вавилонский Талмуд (Тал-муд Бавли). Интересная деталь: Вавилонский Талмуд создан именно в Вави-лонии, а вот название «иерусалимский» принялось потому, что с Иерусалимом ассоциировался весь ЭрецИсраэль, а записи создавались на северо- востоке Палестины в городе Тверия, поскольку это был главнейший духовный центр иудеев после изгнания их из Иерусалима. Разница между Иеруса-лимским и Вавилонским талмудами очень большая. Главное различие заключается в том, что работы по созданию Иерусалимского Талмуда не были завершены. А за последующие два столетия, уже в Вавилонии, все тексты были ещё раз проверены, появились недостающие дополнения и трактовки. Вавилонские Учителя полностью завершили редакцию того текста, что теперь называется Вавилонским Талмудом. Следует отметить, что в Иерусалимском Талмуде есть целые трактаты Мишны, обсуждение которых в Вавилонском Талмуде отсутствует. Это показывает, с каким уважением и трепетом относились Учителя в Вавилонии к «словам Торы», исходившим из Эрец Исра- эля. Поэтому и не видели необходимости в том, чтобы составить отдельный трактат там, где их добавления были незначительными (эти добавления разбросаны по другим трактатам Вавилонского Талмуда). Поэтому в обоих Талмудах различные подходы к определённым законам, разные трактовки и объяснения, различное количество комментариев к различным статьям Мишны и пр. Когда в обоих Талмудах содержатся отличающиеся друг от друга версии или трактовки одного понятия или различающиеся решения одной проблемы, принято в качестве основной и окончательной считать версию, трактовку или решение из Вавилонского Талмуда.
В нашей работе мы будем пользоваться Талмудом в переводе и с комментариями Н.А. Переферковича .
Все упомянутые источники в той или иной мере отражают интересую-щий нас вопрос. Таким образом, мы имеем достаточную источниковую базу для изучения затронутой в целях и задачах проблематики.
Степень научной разработанности проблемы достаточно невысокая. Мы встречаем лишь узкий круг авторов, занимавшихся разработкой данной проблематики. В отечественной историографии имеется лишь несколько авторов, затрагивавших данную тему, и среди них всего две объёмных монографий.
В зарубежной историографии вопросы разработаны несколько подробнее. Но, тем не менее, работы в основном представлены исследованиями прошлого века.
В зарубежной историографии, интересующие нас вопросы представлены в работах таких авторов, как: C. Albeck13, P.S. Alexander14,W. G. Braude15, A Chester16 T Finkelstein17 P Fleischer18 S Frevne19 IVT А ГпеИтяп20 !/Г . ester , . n e ste n , . e sc er , . reyne , . . r e man , .
21 22 23 24 25 26
Goodman , J. Heinemann. , I.J. Kapsteni , ivi.L.Kleni , , Y. Komilosn , E. Le- vrne ,L. Levrne , ,S. Liebermai , M. Margulies , A. Oppeiheimer , Z.M. Ra- n-i T3rvwii’,7 яПро 1 IH1 ^г*Т1’хт'ят*1'г7 A Qh 1 nям Tr TH T ТтТзяr*Ti СТ) TT Т^"гзтттт
umovnz ,S. sanai , C.F. scnwartz , A. simian , E.E. uwacn , , Ф. Ч. КОПЛ- стон , Г. М. Лившиц , Л. Шифман .
Ознакомившись с зарубежной историографией, мы можем сделать вы-вод, что по затронутой нами проблематике существует достаточное количество работ, для проведения общего исследования. В то же время, для более глубокого изучения вопроса остаётся простор для исследователя.
Отечественная историография насчитывает ещё меньший список ис-следователей. В их число входят: Г. Грец38 * 40 * , А.Г. Грушевой , А.П. ко ,И. И. Семенов ,И. Г. Троицкий .
Ознакомившись с отечественной историографией, мы делаем вывод, что она весьма малочисленна. Её количества недостаточно для проведения серьёзного исследования, поэтому надо в большей степени привлекать работы зарубежных авторов.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что как отечественная, так и зарубежная историография представлена небольшим количеством работ по интересующей нас тематике. Это, в свою очередь, открывает большое поле для исследования проблематики.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась на заседаниях проблемной группы «Классическая и византийская традиция» кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ», а также в рамках докладов на конференциях «Белгородский диалог - 2017», «Классическая и византийская традиция - 2017», «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие - 2017». Статьи опубликованы в сборниках «Белгородский диалог-2017. Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: сборник материалов IX Международного молодёжного научного форума, г. Белгород, 19-21 апреля 2017 г.» , «Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции», «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие - 2017» .
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и исследований.
Таким образом, мы рассмотрели Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, ознакомились с их кратким содержанием, историей создания, а также поговорили об отличительных особенностях каждого из них.
Опираясь на все вышеперечисленное, мы можем сделать вывод о том, что Талмуд — это фундаментальное произведение еврейских законоучителей и толкователей. За исключением некоторых аспектов, труд имеет прикладное значение в регламентации жизни и деятельности иудеев. Ознакомление с этими аспектами мы провели для того, чтобы в последующем более глубоко понимать явление еврейской общины в ранневизантийской Палестине.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что изучение Талмудической традиции, включающей в себя достаточно обширный пласт результатов литературной, законотворческой, разъясняющей деятельности, в достаточно большой мере способствует пониманию еврейского общества. Богословская иудейская традиция раскрывает не только проблемы еврейской общины, но и особенности её повседневной и религиозной жизни. Позволяет более глубоко погрузиться в изучение данного феномена.
Мы отметили, что немало учёных толкователей и законоучителей трудилось над созданием Талмуда. Все они были неотрывно связаны с еврейским обществом, изнутри видя его особенности и проблемы. С помощью своего положения, они старались разрешить все противоречия внутри еврейского общества. Жизнь еврейского общества, регламентировалась, как правило, с помощью деятелей двух рассмотренных школ. Их основатели сильно отличались друг от друга. Принятые ими решения как бы разделяли целостное еврейское общество на два различных лагеря, исполнение Законов в которых осуществлялось различными методами. Что так же, несомненно, по¬влияло на общую картину жизни еврейских общин.
Так же, не лишним будет отметить, что иудейское направление в философии — это достаточно интересное явление в истории средневековой философии. Развиваясь в условиях исламского и христианского миров, она по-черпнула оттуда многое, впоследствии сформировавшись в самостоятельную сферу философской мысли.
Говоря о таргумических текстах, мы сталкиваемся с одной из самых сложных проблем в исследованиях таргумического характера: датирования каждой таргумической традиции индивидуально. Факт, что в таргумические тексты были внесены всевозможные изменения и исправления в процессе передачи, препятствие перед исследователем, желающим установить какую- либо таргумическую традицию в определённое время или в определённом месте. Однако учёные согласны с тем, что эти тексты использовались всё же перед тем, как арабский заменил арамейский язык, как народный процесс, проходивший в Палестине в течение VII и VIII веков. Более того, нет оснований для датирования каких-либо таргумических текстов раньше четвёртого века, главным образом из-за датировки источников, используемых Таргума-ми. Поэтому основное ядро текстов Таргума может быть датировано между IV и VIIIстолетиями. Поскольку палестинское происхождение этих текстов неоспоримо, так как доказано их языком и другими внутренними особенностями, нет никаких сомнений в том, что они были составлены в Галилее - единственном регионе в Палестине в то время, когда процветающая еврейская община могла создавать такие тексты.
Если все вышеупомянутые предположения верны, т.е. что эти тексты являются отголосками деятельности в галилейских синагогах поздней античности, предназначенных главным образом для еврейской общины в целом, тогда тексты Таргума могут способствовать получению знаний о жизни еврейской общины Галилеи.
Изучая, в частности, еврейскую общину в Кесарии Палестинской, мы делаем вывод, о том, что изучение Кесарийской еврейской общины ведёт за собой необходимость для исследования в города в целом, его происхождения, изменения в его политическом статусе и его экономическую и социальную жизнь. Только в пределах такого контекста может быть рассмотрена природа и уникальность кесарийского еврейства, правильно выделена уникальность по отношению к другим Кесарийским общинам, а также еврейским общинам в других местах.После 70 г.еврейская община Палестины была разрушена, а возродилась только на рубеже III в. Хотяеврейская община и продолжала существовать в Кесарии и на протяжении II века, но за этот период она ни разу не становилась важным центром еврейской жизни. И только на рубеже III века, Кесарийское еврейское сообщество начинает быстро расширяться, а затем занимает центральное место в жизни Палестинской еврейской общины.
1. Вавилонский Талмуд/ Библиотека Руслана Хазарзара [Электронный ресурс]: режим доступа http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tj/index.htm (Д.О. 25.04. 2018)
2. Ветхий Завет. Пятая Книга Моисеева. Второзаконие/ Библиотека Моя Библия Онлайн [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.my- bible.info/biblio/biblija/vtorozak.html#g14 (Д.О. 24.03.2018).
3. Ветхий Завет. Третья Книга Моисеева. Левит/ Библиотека Моя Биб¬лия Онлайн [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.my-
bible.info/biblio/biblija/levit.html#g2 (Д.О. 23.03.2018)
4. Иерусалимский Талмуд/ Библиотека Руслана Хазарзара [Электрон¬ный ресурс]: режим доступа http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tj/index.htm (Д.О. 25.04. 2018)
5. Зосим. Новая история. - Белгород, 2010. - 322 с.
6. Иоанн Малала. Хронография. В 3 ч. - Белгород, 2014-2016.
7. Иосиф Флавий. Иудейская Война/ Подгот. текста, предисл. и при- меч. К. А. Ревяко, В. А. Федосика. — Минск: Беларусь, 1991. — 511 с.
8. Марцеллин Комит. Хроника. - Белгород, 2010. - 280 с.
9. Прокопий Кесарийский. История войн Юстиниана. - СПб.: Але- тейя, 1996. - 512 с.
10. Талмуд. БК. 55 а/ Вавилонский Талмуд. Бава Камма [Электронный
ресурс]: режим доступа
http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/baba_qam.htm (Д.О. 25.01.2018)
11. Талмуд. Мен. 69 б/ Вавилонский Талмуд. Менахот [Электронный
ресурс]: режим доступа
http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/tb ru/mnachoth.htm (Д.О. 25.01.2018)
12. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 1 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович. - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1902. - 416 с.
13. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 2 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович. - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1903. - 537 с.
14. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 3 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович. - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1905. - 431 с.
15. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 4 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович. - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1906. - 564 с.
16. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 5 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович. - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1907. - 423 с.
17. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 6 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович. - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1904. - 644 с.
18. Талмуд. Мишна и Тосефта в 7 томах. Том 7 /пер. и ком. Н.А. Пере¬феркович, - СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1904. - 513 с.