ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ОЛИМПИАД В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 5
1.1. Олимпиада как форма активации учебной деятельности студентов 5
1.2. Особенности организации и проведения олимпиад в высших учебных
заведениях 12
1.3. Анализ информационных систем для проведения олимпиад 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ 30
2.1. Проектирование базы данных автоматизированной системы 30
2.2. Разработка алгоритмов работы автоматизированной системы 35
2.3. Выбор средств разработки автоматизированной системы организации
и проведения олимпиад 36
ГЛАВА 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД 38
3.1. Создание модулей автоматизированной системы 38
3.2. Организация внешнего вида страниц веб-приложения 40
3.3. Организация учета статистики тестирования пользователей 41
3.4. Проверка функций веб-приложения 43
3.5. Проверка функций компьютерного приложения для администратора 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Необходимость реализации инновационной политики предопределяет ключевое требование работодателей к конкурентоспособному специалисту - готовность к творческой реализации профессиональных знаний и умений. Ограниченность времени контактной работы, необходимость ориентироваться на среднестатистического студента и затрудненность реализации принципа индивидуализации обучения актуализируют поиск способов интенсификации самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Одним из эффективных способов развития творческих способностей студентов в соответствии с их интеллектуальными возможностями и внутренней мотивацией является олимпиадное движение, которое наряду с соревновательным блоком - олимпиадами, включает и подготовительные этапы [1, 2]. С учетом
возрастающей роли информационных технологий актуализируется поиск результативных технологий включения олимпиадного движения в образовательный процесс через деятельность обучающихся в информационной среде.
Процесс проведения олимпиады и конкурса состоит из ряда этапов, для каждого из которых описаны соответствующие организационные требования проведения дистанционных олимпиад и конкурсов. Педагогические требования предлагаются в зависимости от содержательного компонента олимпиад и конкурсов и рассматриваются на примере таких форм проведения, как тестирование, обучающие и эвристические олимпиады. Также выделяются общие педагогические требования, которым должна отвечать любая олимпиада и конкурс, проводимый в глобальной сети.
Цель работы: разработка авторизированной системы организации и проведения олимпиад в высших учебных заведения.
Задачи работы:
4 раскрыть аспекты организации и проведения олимпиад в высших
учебных заведениях;
- спроектировать автоматизированную систему организации и проведения олимпиад в высших учебных заведениях;
- создать автоматизированную систему организации и проведения олимпиад;
- проверить работоспособность разработанной системы организации и проведения олимпиад.
Объект исследования: олимпиады в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: автоматизированная информационная система организации и проведения олимпиад в высших учебных заведениях.
Технологии дистанционных конкурсов и олимпиад в настоящее время весьма востребованы и обладают рядом серьезных преимуществ. При их организации, однако, требуется вести работу над организационными моментами, стремиться к созданию автоматизированных систем регистрации участников и проведения олимпиады, подведения итогов. При этом, по своей сути, дистанционные конкурсы и олимпиады для учащихся в сети Интернет должны быть открытыми, результаты выполнения заданий учащимися должны предполагать подготовку своего образовательного продукта. В этом случае конкурсы и олимпиады способствуют формированию новых знаний и личностных качеств учащихся.
В ходе выпускной квалификационной работы мной были выполнены следующие задачи:
- раскрыты аспекты организации и проведения олимпиад в высших учебных заведениях;
- спроектирована автоматизированная система организации и проведения олимпиад в высших учебных заведениях;
- создана автоматизированная система организации и проведения олимпиад;
- протестирована разработанная система организации и проведения олимпиад.
В результате работы над проектом, была разработана информационная система для тестирования, которая позволяет проводить тестирования и записывать его результаты в базу данных, из которой отображать, как на страницы веб-приложения, так и в окна компьютерного приложения.
1. Афанасьева Ю. Л. Дистанционная эвристическая олимпиада как инновационная форма образовательного процесса [Электронный ресурс] / Ю. Л. Афанасьева, А. Д. Афанасьев // Образование. Инновации. Качество: Материалы IV международной научно-методической конференции. - Курск: Курская образовательная сельскохозяйственная академия, 2010. - С. 177-182.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/139698 (дата обращения 14.03.2018).
3. Борисова Н. В. Технологизация проектирования и методического
обеспечения компетентностно-ориентированных учебных программ
дисциплин/модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / В. Б. Кузов, Н. В. Борисова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2010. - 52 с.
4. Васильева Т. Н Дистанционные олимпиады и конкурсы в работе педагога [Электронный ресурс] / Т. Н. Васильева // Интернет-технологии в образовании: Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Чебоксары: КЛИО, 2015. - С. 325-328.
5. Ващенко Л. В. Образовательные конкурсы и олимпиады [Электронный ресурс] / Л. В. Ващенко, А. А. Челак // Педагогическое обозрение. - 2011 (112). - №4. - С. 2 - 4. - Режим доступа: http://gcro2. nios.ru/DswMedia/po_112.Pdf (дата обращения: 03.09.2018).
6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие / А. А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
7. Дистанционный конкурс как возможность развития познавательной и
творческой деятельности обучающихся // Pandia - 2017. - URL:
http://pandia.ru/text/79/148/71225.php (дата обращения: 03.09.2018).
8. Ежова Г. Л. Информационное взаимодействие при организации обучающих сетевых олимпиад [Электронный ресурс] / Г. Л. Ежова, О. А. Мудракова, Д. А. Ростовых // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2008. - №5. - С. 51-52.
9. Иванов С. О. Имитационное моделирование средств защиты информации, соответствующих общим критериям международного стандарта I БОЛЕС 15408 / С. О. Иванов и др. // Вестник Чувашского университета. 2016. № 3. С. 194-200.
10. Иванов С. О. Методика анализа риска с использованием модели последствий / С. О. Иванов, Д. В. Ильин, Л. А. Ильина // Вестник Чувашского университета. 2015. №3. С. 149-153.
11. Ильин Д. В. Разработка аппаратного устройства шифрования / Д. В. Ильин, В. Б. Антонов // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 78-79.
12. Макарова О. Н. Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики [Электронный ресурс] / О. Н. Макарова // Научный электронный архив. Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/4936 (дата обращения: 03.09.2018).
13. Миндеева С. В. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов / С. В. Миндеева, О. Д. Толстых // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. - №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/olimpiadnoe-dvizhenie-kak-forma- aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 09.04.2018).
14. Монахов В. В. Интернет-олимпиады как способ развития творческих способностей школьников / В. В. Монахов, Н. К. Ханнанов, А. В. Кожедуб, С. В. Монахова // Физика в школе. - 2012. - №2. - С. 27 - 40.
15. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учебно-методическое пособие / Н. П. Пучков, А. И. Попов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 180 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. 528 с.
17. Пиюкова Н. А. Организационные и педагогические требования к
проведению конкурсов и олимпиад для обучающихся в сети Интернет / Н. А. Пиюкова // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - Режим доступа: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18037 (дата
обращения: 09.04.2018).
18. Попов А. И. Дистанционные олимпиады по компьютерной физике [Электронный ресурс] / А. И. Попов, А.И. Г ончаров, Ю.А. Никулин // Открытое образование. - 2006. - №2. - С. 17-23.
19. Попов А. И. Олимпиады как инструмент формирования творческих общекультурных компетенций специалистов и оценивания уровня их сформированности / А. И. Попов, Е. А. Ракитина // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2016 - №1. - С. 71-75.
20. Попов А. И. От студенческих олимпиад - к олимпиадному движению / А. И. Попов // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 2. - С. 13-16.
21. Попов А. И. Включение олимпиадного движения в самостоятельную работу студентов в естественнонаучной и математической предметных областях / А. И. Попов, Н. П. Пучков // Научно-педагогическое обозрение. -
2015. - № 4(10). - С. 69-74.
22. Попов А. И. Теоретическая механика. Сборник задач для творческого саморазвития личности студента: учебное пособие / А.И. Попов. - Тамбов: Изд- во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 188 с.
23. Пчелов А. К. Обеспечение информационной безопасности в организациях / А. К. Пчелов, Д. Я. Борисов, Л. А. Ильина // Информатика и вычислительная техника сборник научных трудов. Чебоксары. 2016. С. 152-153.
24. Рукшин С. Е. Сравнительные достоинства и недостатки дистанционных и традиционных олимпиад и их влияние на архитектуру автоматизированных систем поддержки дистанционных научных соревнований [Электронный ресурс] / С. Е. Рукшин // Образовательные технологии и общество. - 2010. - №3. - С. 347-359.
25. Соснин Н. В. Геометрическая и графическая подготовка в структуре содержания компетентностной модели высшего технического образования / Н. В. Соснин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО. - 2012 - С. 47 - 60.
26. Сулейманов В. З. Интернет-олимпиады в современном информационно-образовательном пространстве / В.З. Сулейманов // Биология в школе. - 2011. - №6. - С. 62-69.
27. Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. М.: Азбуковник. 1997. - С. 288.
28. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс] / Большой словарь русского языка. ЦБЬ: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov. (дата обращения: 07.07.2016).
29. Цыганкова А. В. Олимпиада как форма активизации учебно¬
познавательной деятельности студентов / А. В. Цыганкова // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html (дата
обращения: 03.09.2018).
30. Чурина Т. Г. Требования к автоматической системе тестирования знаний / Т. Г. Чурина, Д. В. Иртегов // Тр. VI Междунар. конф. «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении». Воронеж, 2009.