ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 10
§ 1. Стратегическая компетенция в модели коммуникативной компетенции в овладении иностранным языком 10
§ 2. Проблема соотношения психолингвистического и интерактивного подходов к рассмотрению стратегической компетенции 46
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 70
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА 73
§ 1. Теоретические основы опытного обучения коммуникативными стратегиями словоупотребления 73
§ 2. Организация опытного обучения по формированию стратегической компетенции 91 § 3. Анализ особенностей формирования иноязычной стратеги ческой компетенции у студентов экономического факультета 106 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 138
Социальный заказ состоит в подготовке людей, способных к общению на иностранном языке, для чего требуется более глубокий анализ общения как сферы человеческой деятельности; соответственно коммуникативность стала теоретически ведущим принципом обучения. В зарубежной методике цель коммуникативного подхода в обучении иностранному языку определяется как овладение коммуникативной компетенцией. Данное понятие рассматривается в трудах целого ряда исследователей (D. Hymes, J. Munby, М. Canale, М. Swain,
Н. Widdowson, J.Munby, S.Blum-Kulka и др.). Стратегической компетенции, рассматриваемой как один из компонентов коммуникативной компетенции (G.Kasper, E.Tarone, M.Smith, N.Poulisse, C.Faerch, B.Rampton, E.Kellerman и др.), к сожалению, не было уделено достаточно внимания в отечественных исследованиях. Понятие «стратегия» используется в различных областях и его точное значение трудно установить. Тем не менее, понятие заключает в себе мысль о планировании следующего действия. Исходя из того, что все языковое использование стратегично, для узнавания коммуникативных интенций и их реализаций необходимо наличие совместной системы суждений и замечаний, которые функционируют в действии в виде коммуникативных стратегий (Е. Tarone, G. Yule). Кроме того, особый интерес учёных вызывает воздействие психолингвистических факторов на сущность коммуникативных стратегий (E.Kellerman, E.Bialystok, N.Poulisse, T.Bongaerts, C.Faerch, G.Kasper и др.). Подобные стратегии способствуют наиболее эффективной организации высказываний для передачи задуманного смысла определенному слушателю. Коммуникативные стратегии также считаются частью способности самоуправления и компенсации «разрыва» в коммуникации при недостаточной компетенции говорящего. Данное свойство стратегической компетенции представляется наиболее важным для неязыкового вуза, где объективные условия (малое количество часов, разная языковая подготовка) не позволяют развить коммуникативную компетенцию в достаточной мере. Студент неязыкового вуза, говорящий на иностранном языке, чаще всего испытывает затруднения из-за того, что не знает слов. Усваивая определённый слой терминологической лексики, учащийся, тем не менее, не всегда может избежать коммуникативных неудач как в повседневном общении на иностранном языке, так и при общении на специальную тему. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным обучение коммуникативным стратегиям словоупотребления как способам снижения количества коммуникативных неудач. Обучение коммуникативным стратегиям словоупотребления отвечает современным требованиям методики, в соответствии с которыми учебные материалы должны способствовать расширению языкового опыта учащихся в русле значимой коммуникации. Анализ современных учебных пособий для неязыковых вузов показывает, что стратегическому компоненту обучения языку уделяется в них очень мало внимания. Обычно содержание обучения, которое предлагает современное учебное пособие для неязыкового вуза, сводится к обучению чтению, переводу и пересказу. Задания в учебных пособиях в большинстве случаев нацелены на проверку понимания прочитанного и на формирование лексических навыков, а не на развитие способности решать проблемы в коммуникации.
Итак, основным содержанием работы «Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза (на материале английского языка» явилось исследование теоретических и практических проблем стратегического компонента коммуникативной компетенции с целью дальнейшего усовершенствования процесса обучения иноязычному общению в неязыковом вузе посредством включения данного компонента в структуру обучения.
В первой главе диссертации была предпринята попытка системного анализа подходов к рассмотрению понятия «стратегическая компетенция», определения статуса стратегической компетенции в структуре коммуникативной компетенции и в целом коммуникации. Для этого в первом параграфе главы была затронута проблема компонентного состава коммуникативной компетенции, вопрос о которой был рассмотрен в работах таких авторов как D. Hymes, М. Canale, М. Swain, Н. Widdowson и др. Признавая иерархическую сложность и многоуровневость данного понятия, представляется целесообразным выделить пять основных компетенций — сфер, которые взаимодействуют:
1) лингвистическая (или грамматическая) компетенция (знание правил грамматики, фонологии, морфологии, синтаксиса);
2) прагматическая компетенция (выражение и интерпретация содержания);
3) социолингвистическая компетенция (знание правил социальной приемлемости, этикета и т.д.);
4) компетенция дискурса (способность к использованию языка в реальных ситуациях и, наконец:
5) стратегическая компетенция (способ выполнения недостаточной компетенции говорящего).
1. Абросимова, Л.М. Методика обучения английскому языку в неязыковом вузе на начальном этапе /Л.М. Абросимова: Дис... канд.пед.наук. - М., 1980.-186 с.
2. Артемьева, О.А. Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе /О.А. Артемьева //Преподавание общегуманитарных и социаль¬но-экономических дисциплин в вузе: опыт, проблемы: Материалы межрегион. науч.-пракг. конф. 22-23 мая 1997 г. / ТГТУ. - Тамбов, 1997. - С. 133-135.
3. Артемьева, С.С. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / С.С. Артемьева, Е.В. Дождикова Л.Ю. Денискина,: Пособие для учителя; Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. - М.: Просвеще¬ние, 1993. —127 с.
4. Бгажноков, Б.Х. Психолингвистические проблемы речевого общения: Личностное и социально ориентированное речевое общение /Б.Х. Бгажноков: Автореф. дис. ...канд. филолог, наук. — М., 1973. — 26 с.
5. Беляева, А.С. Методика построения аудиторных занятий по анг¬лийскому языку в неязыковом вузе (с учетом преемственности со школой) / А.С. Беляева: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 18 с.
6. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. / И.М. Берман. - М.: Высш. шк., 1970. — 229 с.
7. Богацкий, И.С. Бизнес-курс английского языка / И.С.Богацкий, Н.М Дюканова.: Словарь-справочник /Под общ. ред. И.С. Богацкого. - 5-е изд., пе- рераб. - Киев: Логос; М.: Рольф, 2000. - 352 с.: ил.
8. Богданова, О.С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию/ О.С. Богданова // Ин. яз. в школе. - 1988. - №6.-С. 35-43.
9. Боголюбов, М.Д. Обучение разговорной речи по моделям (на вечер¬нем факультете) /М.Д. Боголюбов //Сб. ст. по методике преподавания ин. яз. и филологии. - 1965. Вып.2. - С. 15-21.
139
10. Бутенко, И А. Организация прикладного социологического исследо¬вания / И.А. Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с. ил.
11. Венделанд, А.Э. Влияние способа изложения мыслей в иноязыч¬ном научно-техническом тексте на понимание при беспереводном чтении/ А.Э. Венделанд //Метод, материалы по преподаванию языков в с.-х. вузах: Сб. ст.-1971.-С. 75-81.
12. Винер, Н. Кибернетика и общество /Н. Винер. - М.: Ин. лит-ра, 1958.
- 199 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский: Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
14. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. Учеб. - М.: Высш. школа, 1982. -373 с.
15. Глушенкова, Е.В. /Е.В. Глушенкова, И.Г. Золотых, Е.Н. Комарова English for Students of Economics (для экономических ф-тов с/х вузов). М.: МСХА им. К.А. Тимирязева, 2000. В 2-х ч-х. Ч. 1. - 110 с.
16. Глушенкова, Е.В. /Е.В. Глушенкова, И.Г. Золотых, Е.Н. Комарова English for Students of Economics (для экономических ф-тов с/х вузов). М.: МСХА им. К.А. Тимирязева, 2000. В 2-х ч-х. Ч. 2. - 91 с.
17. Гришина, И.М. Некоторые особенности обучения устной речи на английском языке в техническом вузе /И.М. Гришина: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 23 с.
18. Гурвич, П.Б. Грамматические умения, обусловливающие говоре¬ние на иностранном языке, и основные линии их развития / П.Б. Гурвич, Ю.А. Кудряшов //Общая методика обучения ин. яз. - М.: Рус. яз., 1991. - С. 282 -295.
19. Гурвич, П.Б. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке и основные линии их развития / П.Б. Гурвич, Ю.А. Кудря¬шов//Общая методика обучения ин. яз. - М.: Рус. яз., 1991. - С. 327-344.
20. Давыдова, М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам /М.А. Давыдова. - М.: Высш. шк., 1990. — 171 с.
21. Давыдов, О.В. Объект научного открытия /О.В. Давыдов. - Минск.: Высш. шк., 1986. — 143 с.
22. Деркач, А.А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения ино¬странным языком /А.А. Деркач, С.Ф. Щербак - М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
23. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его ор¬ганизации /Н.В. Елухина. //Ин. яз. в школе, 1995. - № 2. - С. 4-7.
24. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на ино¬странном языке /И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 159 с.
25. Зимняя, И.А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления /И.А. Зимняя, И.И. Китросская, К.А. Мичурина. //Общая методика обучения ин. яз. - М.: Рус.яз., 1991. - С. 144-152.
26. Иностранный язык: Программа для высш. с.-х. учеб. заведений.- М.: Изд-во МСХА, 1999. - 15 с.
27. Каган, М.С. Общение как философская проблема /М.С. Каган //Филос. науки. - 1975. - № 5. - С. 40-51.
28. Казанцева, JI.B. Профессиональная речевая компетенция языковой личности учителя иностранного языка /Л.В. Казанцева. - Тамбов: Изд-во ИПК РО, 2000. - 293 с.
29. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку /Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева: Учеб.пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 264 с.
30. Китайгородская, Г.А. Интенсивная методика обучения иностранным языкам /Г.А. Китайгородская. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 175 с.
31. Коптев, В.В. Основа научных исследований и патентоведения /В.В. Коптев, В.А. Богомягких, М.Ф. Трифонова. - М.: Колос, 1993. - 143 с.
32. Коростелев, B.C. Сущность процесса формирования лексических на¬выков при коммуникативном методе обучения говорению /В.С. Коростелев //Общая методика обучения ин.яз. - М.: Рус.яз., 1991. — С. 344-349.
141
33. Крутов, В.И. Основы научных исследований / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов: Учеб. для техн. Вузов; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попо¬ва. - М.: Высш.шк., 1989. — 400 с.: ил.
34. Кузнецова, Р.А. Изучение иностранных языков в неязыковом вузе /Р.А. Кузнецова. — Казань: Изд-во КГУ, 1979. — 112 с.
35. Кушнир, А. Природосообразная модель обучения иностранному язы¬ку /А. Кушнир //Народное образование. -2001. - № 5. - С. 119-128.
36. Кушнир, А. Иностранный язык: шаг следующий /А. Кушнир. //Народное образование. - 2001.- № 6. - С. 97-105.
37. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев: Учеб. пособие для вузов. - М.: Смысл, 1999. — 365 с.
38. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
39. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 596 с.
40. Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам = Livingstone С. Role Play in Language Learning/ К. Ливингстоун; Предисл. и прил. Н.И. Гез. — М.: Высш.ппс., 1988. — 127 с.: ил. — (Б-ка преподавания). — На англ.яз.
41. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии. — М., 1981. — С. 3-23.
42. Лукашенко, И.Н. Лингвистические способности и их формирование у студентов неязыкового вуза /И.Н. Лукашенко: Автореф. дис. .. канд. психол. наук. — Киев, 1983. — 22 с.
43. Мильруд, Р.П. Некоторые пути обучения самостоятельному ино¬язычному высказыванию /Р.П. Мильруд //Ин. яз. в школе. - 1985. - № 2. — С. 29-34.
44. Мильруд, Р.П. Организация ролевой игры на уроке /Р.П. Мильруд //Ин. яз. в школе. - 1987. - № 3. - С. 8-13.
45. Мильруд, Р.П. Проблема развития школьников средствами ино¬странного языка /Р.П. Мильруд //Ин. яз. в школе. 1989. - № 3. - С. 20-26.
142
46. Пассов, Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи /Е.И. Пассов. - Воронеж: Воронеж, гос. пед. инст-т, 1974. - 164 с.
47. Пассов, Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам /Е.И. Пассов. - Воронеж: Воронеж, гос. пед. инст-т, 1975. - 283 с.
48. Пассов, Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи /Е.И. Пассов. Учеб. Пособие. - Воронеж: Воронеж, гос. пед. инст-т, 1976. - Ч. 2.
-163 с.
49. Пассов, Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говоре¬нию /Е.И. Пассов. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1983. — 199 с.
50. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе /Е.И. Пассов.
- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с. - (Б-ка учителя ин. яз.).
51. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному гово¬рению /Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. - (Б-ка учителя ин. яз.).
52. Педанова, М.А. Трудность усвоения слов как один из факторов, обу-словливающих выбор того или иного методического приема в обучении лекси¬ке /М.А. Педанова //Вопр. методики преподавания ин. яз. в техн. вузе: Сб. на- учн. трудов. - Пермь: Изд-во ППИ, 1974. — № 137. - С. 65-72.
53. Пойменова, А.А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком /А.А. Пойменова. - Автореф. дис.... канд. филолог, наук. - Тверь, 1999. - 15 с.
54. Приходько, П.Т. Тропой науки: советы молодому исследователю /П.Т. Приходько. - 3-е изд., перераб. - М.: Знание, 1969. - 117 с.
55. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1979.-93 с.
56. Ряузов, Н.Н. Общая теория статистики /Н.Н. Ряузов: Учебник для студ. экон. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1984. — 343 с.: ил.
57. Самуэльсон, П. Экономика. В 2-х т. Т. 1. — М.: НПО «Алгон», 1994. -
333 с.
143
58. Теплякова, Е.К. Коммуникативные неудачи при реализации речевых актов побуждения в диалогическом дискурсе: на материале современного не¬мецкого языка. — Автореф. дис... канд. филолог.наук. — Тамбов, 1998. — 17 с.
59. Трифонова, М.Ф. Основы научных исследований /М.Ф. Трифонова, П.М. Заика, А.П. Устюжанин. - М.: Колос, 1993. - 238 с.
60. Фастовец, Р.В. Управление иноязычным общением в учебных ус¬ловиях / Р.В. Фастовец //Общая методика обучения ин. яз. - М.: Рус.яз., 1991. - С. 187-192.
61. Харлов, Г.А. Психологические основы методики преподавания ино¬странных языков /Г.А. Харлов. - Днепропетровск, 1973. — 76 с.
62. Шахова, Н.И. Лексическое значение слова и его перевод на другой язык /Н.И. Шахова //Теоретические и практические вопр. преподавания ин. яз. - М.: Наука, 1970. - С.138-147.
63. Ярошевский, М.Г. Переживание и драма развития личности: послед¬нее слово Л.С. Выготского //Вопр. философии». - 1993.- № 3. - С. 82-92.