ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (ДВФУ)
|
Введение 4
1 Теоретические основы формирования и развития предпринимательских
экосистем 8
1.1 Исследование базы данных научных публикаций и разработка
наукометрической таблицы 8
1.2 Понятие «предпринимательская экосистема» и его сущность 18
1.3 Элементы предпринимательской экосистемы: университет 29
1.4 Институциональная теория: предпринимательская экосистема университета 33
2 Элементы предпринимательской экосистемы ДВФУ 41
2.1 Исследование предпринимательской экосистемы Массачусетского
технологического института (MIT) 41
2.2 Изучение предпринимательской экосистемы Дальневосточного
федерального университета (ДВФУ) 73
2.3 Формирование карты предпринимательской экосистемы Дальневосточного
федерального университета (ДВФУ) 86
Заключение 96
Список использованных источников 103
Приложения 109
1 Теоретические основы формирования и развития предпринимательских
экосистем 8
1.1 Исследование базы данных научных публикаций и разработка
наукометрической таблицы 8
1.2 Понятие «предпринимательская экосистема» и его сущность 18
1.3 Элементы предпринимательской экосистемы: университет 29
1.4 Институциональная теория: предпринимательская экосистема университета 33
2 Элементы предпринимательской экосистемы ДВФУ 41
2.1 Исследование предпринимательской экосистемы Массачусетского
технологического института (MIT) 41
2.2 Изучение предпринимательской экосистемы Дальневосточного
федерального университета (ДВФУ) 73
2.3 Формирование карты предпринимательской экосистемы Дальневосточного
федерального университета (ДВФУ) 86
Заключение 96
Список использованных источников 103
Приложения 109
Актуальность данной работы обусловлена тем, что век экономики знаний ознаменовался изменением статуса и роли университетов в общем преобразовании социально-экономической деятельности каждой страны. Общество знаний подразумевает эффективное управление знаниями, как полноценным товаром, который имеет спрос, формируя тенденцию к увеличению значения сферы образования. Однако, экономика знаний преобразовывает основное содержание данной сферы и накладывает отпечаток современных тенденций, тем самым «заставляя» систему адаптироваться к изменчивой конъюнктуре рынка, вводить новые образовательные программы, разрабатывать политики и дорожные карты, которые бы отвечали потребностям инновационного общества, и способствовали формированию предпринимательской экосистемы и осуществлению экономических задач. Предпринимательские университеты, как основой ресурс человеческого капитала и благоприятной инновационной культуры, должны внести свой вклад в региональную специализацию и выступать в качестве промежуточных станций для создания и реализации инновационных продуктов, формируя экосистему, основной целью которой стало бы формирование ценностный предложений, отвечающих запросам экономики, промышленности, предпринимателей и других заинтересованных сторон [38].
Исследование в рамках данной работы является значимым так, как дает определение предпринимательской экосистемы, ее значения для социально-экономического развития страны, определение предпринимательского университета и элементов его экосистемы, а также формулирует ценностные предложения, которые предоставляет университет всем заинтересованным сторонам, включая предпринимателей, правительство и промышленность.
Результаты исследования применимы как на уровне ДВФУ, так и на уровне других университетов Дальневосточного региона в качестве «ролевой модели». Однако, использование карты предпринимательской экосистемы ДВФУ университетами других регионов страны может быть неэффективным ввиду того, что карта будет составлена с учетом особенностей именно Дальневосточного региона, где весьма ощутимо воздействие стран АТР.
Разработанная интерактивная карта является попыткой создания ресурса, который бы в качестве инфраструктуры, объединил все элементы предпринимательской экосистемы, так как на данный момент экосистема представлена как отдельные друг от друга элементы, что затрудняет процесс поиска необходимого отдела, проекта, клуба и затрудняет понимание того, какие ценностные предложения представлены ДВФУ в качестве предпринимательского университета.
Также, исследование может оказывать воздействие на уровне заинтересованных сторон, которые включают предпринимателей, местное управление, промышленность, бизнес-ангелов и венчурных капиталистов. Карта предпринимательской экосистемы четко определит ценностные предложения, которые формирует каждый из ее элементов. Так, для венчурных капиталистов будет определено количество инновационных проектов для вложений; для предпринимателей - количество студентов и преподавателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и заинтересованных в наставничестве и дальнейшей работе на предприятии; для промышленности - это способ эффективно вычленять необходимые технологии, создаваемые в рамках университета, и внедрять их в производство для достижения экономического роста; для органов местного управления - это платформа для заказа проектов и формирования команд молодых специалистов, которые оживляют местные предприятия и учитывают другие потребности местного развития.
Основная цель заключается в исследовании элементов предпринимательской экосистемы Дальневосточного федерального университета.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать базу данных научных публикаций и разработать наукометрическую таблицу;
- раскрыть сущность понятия «предпринимательская экосистема»;
- рассмотреть университет с точки зрения элемента предпринимательской экосистемы: университет;
- рассмотреть предпринимательскую экосистему университета в контексте институциональной теории;
- исследовать предпринимательскую экосистему Массачусетского технологического института (MIT);
- изучить предпринимательскую экосистему Дальневосточного федерального университета (ДВФУ);
- сформировать карту предпринимательской экосистемы
Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
Объект исследования - Дальневосточный федеральный университет.
Предмет исследования -предпринимательская экосистема Дальневосточного федерального университета.
В работе применяются такие методы исследования, как метод структурного анализа для того, чтобы раскрыть теоретические основы формирования и развития предпринимательской экосистемы, метод синтеза, чтобы охарактеризовать отдельные элементы предпринимательской экосистемы, в частности университет. Также был применен метод интервьюирования, чтобы выявить основные пробелы в предпринимательской экосистеме ДВФУ и сформулировать намеченные пути их преодоления.
Работа содержит введение, две основные главы, заключение и список использованных источников. Во Введении обоснована актуальность исследования темы диссертационной работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, выделена теоретико-методологическая основа исследования. В первой главе рассмотрена теоретическая основа предпринимательской экосистемы, выявлены ее основные элементы и рассмотрен ряд институтов, которые активно влияют на развитие экосистемы .
Вторая глава посвящена исследованию предпринимательской экосистемы Массачусетского технологического института (MIT), изучению предпринимательской экосистемы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и формированию карты предпринимательской экосистемы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). В Заключении подведены общие итоги диссертационной работы, изложены основные выводы и намеченные решения.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции, изложенные в трудах зарубежных ученых таких как, Audretsch D.B., AcsZ. J., AoyamaY., CohenB., CoaseR.H., DacinT.M., Falck O., Feldman M.P.,FrancisJ.L., IsenbergD. J., MasonC., StamE., SpillingO.R., SpigelB., WolfeD., HouserC.,Roberts E., и Eesley C., и отечественных авторов - Гамильтона У.Х., Иншаков О.В.
Исследование в рамках данной работы является значимым так, как дает определение предпринимательской экосистемы, ее значения для социально-экономического развития страны, определение предпринимательского университета и элементов его экосистемы, а также формулирует ценностные предложения, которые предоставляет университет всем заинтересованным сторонам, включая предпринимателей, правительство и промышленность.
Результаты исследования применимы как на уровне ДВФУ, так и на уровне других университетов Дальневосточного региона в качестве «ролевой модели». Однако, использование карты предпринимательской экосистемы ДВФУ университетами других регионов страны может быть неэффективным ввиду того, что карта будет составлена с учетом особенностей именно Дальневосточного региона, где весьма ощутимо воздействие стран АТР.
Разработанная интерактивная карта является попыткой создания ресурса, который бы в качестве инфраструктуры, объединил все элементы предпринимательской экосистемы, так как на данный момент экосистема представлена как отдельные друг от друга элементы, что затрудняет процесс поиска необходимого отдела, проекта, клуба и затрудняет понимание того, какие ценностные предложения представлены ДВФУ в качестве предпринимательского университета.
Также, исследование может оказывать воздействие на уровне заинтересованных сторон, которые включают предпринимателей, местное управление, промышленность, бизнес-ангелов и венчурных капиталистов. Карта предпринимательской экосистемы четко определит ценностные предложения, которые формирует каждый из ее элементов. Так, для венчурных капиталистов будет определено количество инновационных проектов для вложений; для предпринимателей - количество студентов и преподавателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и заинтересованных в наставничестве и дальнейшей работе на предприятии; для промышленности - это способ эффективно вычленять необходимые технологии, создаваемые в рамках университета, и внедрять их в производство для достижения экономического роста; для органов местного управления - это платформа для заказа проектов и формирования команд молодых специалистов, которые оживляют местные предприятия и учитывают другие потребности местного развития.
Основная цель заключается в исследовании элементов предпринимательской экосистемы Дальневосточного федерального университета.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать базу данных научных публикаций и разработать наукометрическую таблицу;
- раскрыть сущность понятия «предпринимательская экосистема»;
- рассмотреть университет с точки зрения элемента предпринимательской экосистемы: университет;
- рассмотреть предпринимательскую экосистему университета в контексте институциональной теории;
- исследовать предпринимательскую экосистему Массачусетского технологического института (MIT);
- изучить предпринимательскую экосистему Дальневосточного федерального университета (ДВФУ);
- сформировать карту предпринимательской экосистемы
Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
Объект исследования - Дальневосточный федеральный университет.
Предмет исследования -предпринимательская экосистема Дальневосточного федерального университета.
В работе применяются такие методы исследования, как метод структурного анализа для того, чтобы раскрыть теоретические основы формирования и развития предпринимательской экосистемы, метод синтеза, чтобы охарактеризовать отдельные элементы предпринимательской экосистемы, в частности университет. Также был применен метод интервьюирования, чтобы выявить основные пробелы в предпринимательской экосистеме ДВФУ и сформулировать намеченные пути их преодоления.
Работа содержит введение, две основные главы, заключение и список использованных источников. Во Введении обоснована актуальность исследования темы диссертационной работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, выделена теоретико-методологическая основа исследования. В первой главе рассмотрена теоретическая основа предпринимательской экосистемы, выявлены ее основные элементы и рассмотрен ряд институтов, которые активно влияют на развитие экосистемы .
Вторая глава посвящена исследованию предпринимательской экосистемы Массачусетского технологического института (MIT), изучению предпринимательской экосистемы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и формированию карты предпринимательской экосистемы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). В Заключении подведены общие итоги диссертационной работы, изложены основные выводы и намеченные решения.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции, изложенные в трудах зарубежных ученых таких как, Audretsch D.B., AcsZ. J., AoyamaY., CohenB., CoaseR.H., DacinT.M., Falck O., Feldman M.P.,FrancisJ.L., IsenbergD. J., MasonC., StamE., SpillingO.R., SpigelB., WolfeD., HouserC.,Roberts E., и Eesley C., и отечественных авторов - Гамильтона У.Х., Иншаков О.В.
Биологическая категория «экосистема» нашла широкое применение в деловой среде. Веденное Джеймсом Муром определение, которое звучит, как динамичная сеть взаимосвязанных практик, ценностей, технологий, компаний, регулирующих органов, «организмов» деловой среды, которые взаимодействуют друг с другом, в первую очередь, дополняя или поставляя ключевые компоненты ценностных предложений в рамках конкретной среды, послужило началом для смены акцентов в предпринимательском мире от индивидуалистического подхода к более широкой перспективе, которая раскрывает роль социальных, культурных и экономических сил в процессе предпринимательства^ есть теперь успех лежит за пределами возможностей любого отдельного агента, организации или группы.
Как биологическая экосистема состоит из организмов, так и предпринимательская экосистема включает в себя «организмы» или элементы деловой среды. Их можно разделить на социальные, политические, экономические и культурные, характерные для региона и которые поддерживают развитие и рост инновационных стартапов, и поощряют предпринимателей и других участников брать на себя риск по открытию или финансированию рисковых предприятий.
К материальным элементам экосистемы относятся те, которые имеют материальное присутствие в регионе: университеты, службы поддержки, государство, инфраструктура, а также открытые рынки. Культурные атрибуты - это основные убеждения и взгляды на предпринимательство в регионе. Существуют два основных культурных атрибута
предпринимательских экосистем: культурные установки и истории предпринимательства. Социальные элементы - это ресурсы, созданные или приобретенные через социальные сети внутри региона: сами сети, инвестиционный капитал, а также рабочая сила.
Элементы экосистемы не существуют изолированно, они скорее развиваются в тандеме, поддерживают и воспроизводят друг друга. Например, культурные установки сообщества о социальном статусе предпринимательства влияют на желание субъектов поддержать предпринимательские начинания других людей. Политика и управление, предлагает разработку поддерживающих предпринимательство программ, однако ни одна из них не будет работать эффективно без участия социальных и культурных атрибутов
Важность того или иного элемента в экосистеме неоспорима и доказана, однако есть элементы, без которых ПЭ может функционировать, но делать это неэффективно, и элементы, без которых ПЭ прекратит свое существование. Общепризнано, что одним из таких элементов является университет.
Согласно нашему исследованию, процветание предпринимательской экосистемы зависит от трех категорий, и в каждой их них фигурирует университет: развитие инноваций, создание предпринимательской культуры, и обеспечение устойчивого финансирования новых предприятий. Университеты считаются центральным элементом региональных стратегий экономического развития, поскольку они являются основными источниками инноваций, так как формируют группы талантов и рабочей силы и могут подключать различных участников для достижения общей цели. Также, университеты стремятся к культурным изменениям, это включает в себя все: от целевого обучения предпринимательству до более тесных связей с местной промышленностью. И наконец, предпринимательские университеты обеспечивают грантовую и инвестиционную поддержку начинающих предпринимателей.
В качестве шаблона для создания карты предпринимательской экосистемы Дальневосточного университета, мы взяли предпринимательскую экосистему Массачусетского технологического института, само существование которого привело к значительным результатам: если активные компании, основанные выпускниками MIT, образуют независимую страну, то по оценкам их доходы сделают экономику этой страны, по меньшей мере, семнадцатой по величине в мире.
Влияние MIT в области воспитания успешных предпринимателей и содействия в создании прибыльных предприятий неоспоримо. Институт предлагает уникальные и необычные программы по формированию предпринимательских компетенций, в его стенах царит исторически сложившаяся культура, которая делает MIT эталоном для других учреждений. Предпринимательская экосистема MIT представляет собой модель успеха, поэтому многие университеты, по всему миру, активно применяют существующий шаблон к своим экосистемам, чтобы повысить уровень предпринимательского развития в конкретном регионе.
Выстроенная на основе проведенного исследования предпринимательской экосистемы MIT работа позволила нам сформировать модель предпринимательской экосистемы ДВФУ.
По нашему мнению, основа экосистемы ДВФУ представлена центрами технологического предпринимательства, отделом интеллектуальной собственности, лабораторным комплексом, Советом молодых ученых (СМУ), технопарком «Русский» и бизнес инкубатором STARTUPOLIS.
Предпринимательская экосистема ДВФУ довольно молода, поэтому в ней существуют разрывы, которые не позволяют ей процветать. С целью выявления этих пробелов и намеченных путей их преодоления, было проведено интервью с руководителями некоторых элементов предпринимательской экосистемы.
На основе интервью можно сделать следующие выводы:
- Несмотря на заявленную в дорожной карте университета цель поддержания предпринимательской деятельности во всех ее проявлениях, существует конфликт между традиционной моделью университета и предпринимательской активностью (социальная роль учащегося - студент);
- Многие проекты не доходят до стадии коммерциализации из-за бюрократических проволочек;
- Не хватает включенности проектной деятельности в учебные программы;
- Не хватает поддержки грамотных специалистов, наставников в вопросе коммерциализации, что не позволяет увеличить число «живых» проектов;
- Часто научно-исследовательская деятельность ограничивается участием в конференциях или написанием статей и перестает быть практико - направленной, что в свою очередь приводило к смене траектории в сторону общественной деятельности;
- «Незрелость» студентов, выраженная в непонимании того, какой продукт они хотят получить на выходе, отсутствии внутренней мотивации, неуверенность в своих знаниях и компетенциях, страх начать свой бизнес;
- Трудоемкий процесс получения финансовой поддержки на реализацию студенческого проекта, как результат, многие студенты отказываются от участия еще на первых этапах, предпочитая получить финансирование извне;
- Отсутствуют учебные программы (не считая, Школы экономики и менеджмента), которые бы формировали необходимый пул знаний у студентов по вопросу коммерциализации проектов и предпринимательства, в целом;
- Происходит агрегирование научной деятельности внутри школ;
- Стать резидентом Технопарка могут лидеры, удовлетворяющие следующие условия: первые продажи, технологический проект и наличие MVP - что уменьшает количество поданных заявок на резидентство;
- Отсутствуют горизонтальные связи между школами;
- Несовершенство инфраструктуры; часто студенты могут не знать о спектре доступных им ресурсов и услуг.
Намеченные пути преодоления заявленных пробелов включают:
Включенность проектной деятельности в образовательную программу;
- Создание ресурса, который бы в качестве инфраструктуры, объединил все элементы предпринимательской экосистемы;
- В рамках всех школ, разработка и запуск образовательных программ, экспресс курсов и других инициатив, основные задачи которых включают формирование у студентов практико-направленных навыков в области предпринимательства, коммерциализации, защиты прав собственности и т.д.;
- Одним из решений по увеличению количества подданных заявок на получения патентов на изобретения и полезные модели является введение данной позиции в рейтинговую систему университета;
- Налаживание горизонтальных связей между школами;
- Университет не всегда готов к работе в предпринимательской среде, некоторые вопросы согласовываются по полгода, что в свою очередь, не позволяет заручиться поддержкой инвесторов или предпринимателей, поэтому очень важно, по возможности, устранять бюрократические проволочки;
- Создание площадки для активизации системы отношений
«молодой ученый-наставник-инвестор»;
- Разработка и внедрение конкурсов и программ, которые предоставляют различного рода финансовую поддержку для создания или поддержки МИПов;
- Развитие системы наставничества;
- Формирование «разношерстных» команд, участниками которых выступают представители различных школ, для разработки междисциплинарных проектов.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что хотя ДВФУ сталкивается с некоторыми проблемами, его предпринимательская экосистема обладает всеми необходимыми ресурсами и способна оказывать положительное влияние на развитие успешных и устойчивых предприятий.
В ДВФУ царит предпринимательская среда, которая помогает студентам формировать инновационные идеи и предпринимательские намерения. Университет разрабатывает и внедряет уникальные курсы по предпринимательству, образовательные программы, связанные с предпринимательством и различного вида инициативы: конференции, форумы, коворкинг-центры и проекты.
Безусловно, несмотря на положительную тенденцию, данное направление требует дальнейшего развития. Так, как в результате интервью было выявлено, что студенты не готовы становиться предпринимателями, так как считают себя «незрелыми», т.е. неуверенными в своих компетенциях и количестве освоенных навыков и знаний о предпринимательстве.
Для того, чтобы стимулировать студентов к переходу от предпринимательских намерений к действиям по созданию бизнеса, ДВФУ оказывает всестороннюю поддержку. Инфраструктура, внедренные учебные программы и курсы по предпринимательству обеспечивают студентам доступ к такому предпринимательскому ресурсу как человеческий капитал, т.е. набору знаний, умений и навыков, необходимых в процессе создания и развития бизнеса, а также повышение предпринимательской самоэффективности, т.е. веры в собственные силы и возможности.
ДВФУ на этом не останавливается и оказывает всяческую грантовую и инвестиционную поддержку начинающим предпринимателям, которые с помощью участия в конкурсах бизнес-планов, бизнес-инкубаторах, могут бы получить конструктивную обратную связь от опытных предпринимателей, а также стартовое финансирование.
Наконец, еще одним намеченным решением для процветания университетской предпринимательской экосистемы служит развитие программ менторства и наставничества, которые могут реализовывать приглашенные предприниматели в виде встреч, семинаров, «клуба практиков», что позволит сформировать позитивный имидж предпринимателя в глазах студентов, а также будет способствовать формированию социального капитала. Проведение образовательных курсов, круглых столов, деловых игр, организация семинаров с предпринимателями и венчурными инвесторами помогают укрепить предпринимательский дух студентов, поэтому, по нашему мнению, этому вопросу должно быть уделено дополнительное внимание.
Как биологическая экосистема состоит из организмов, так и предпринимательская экосистема включает в себя «организмы» или элементы деловой среды. Их можно разделить на социальные, политические, экономические и культурные, характерные для региона и которые поддерживают развитие и рост инновационных стартапов, и поощряют предпринимателей и других участников брать на себя риск по открытию или финансированию рисковых предприятий.
К материальным элементам экосистемы относятся те, которые имеют материальное присутствие в регионе: университеты, службы поддержки, государство, инфраструктура, а также открытые рынки. Культурные атрибуты - это основные убеждения и взгляды на предпринимательство в регионе. Существуют два основных культурных атрибута
предпринимательских экосистем: культурные установки и истории предпринимательства. Социальные элементы - это ресурсы, созданные или приобретенные через социальные сети внутри региона: сами сети, инвестиционный капитал, а также рабочая сила.
Элементы экосистемы не существуют изолированно, они скорее развиваются в тандеме, поддерживают и воспроизводят друг друга. Например, культурные установки сообщества о социальном статусе предпринимательства влияют на желание субъектов поддержать предпринимательские начинания других людей. Политика и управление, предлагает разработку поддерживающих предпринимательство программ, однако ни одна из них не будет работать эффективно без участия социальных и культурных атрибутов
Важность того или иного элемента в экосистеме неоспорима и доказана, однако есть элементы, без которых ПЭ может функционировать, но делать это неэффективно, и элементы, без которых ПЭ прекратит свое существование. Общепризнано, что одним из таких элементов является университет.
Согласно нашему исследованию, процветание предпринимательской экосистемы зависит от трех категорий, и в каждой их них фигурирует университет: развитие инноваций, создание предпринимательской культуры, и обеспечение устойчивого финансирования новых предприятий. Университеты считаются центральным элементом региональных стратегий экономического развития, поскольку они являются основными источниками инноваций, так как формируют группы талантов и рабочей силы и могут подключать различных участников для достижения общей цели. Также, университеты стремятся к культурным изменениям, это включает в себя все: от целевого обучения предпринимательству до более тесных связей с местной промышленностью. И наконец, предпринимательские университеты обеспечивают грантовую и инвестиционную поддержку начинающих предпринимателей.
В качестве шаблона для создания карты предпринимательской экосистемы Дальневосточного университета, мы взяли предпринимательскую экосистему Массачусетского технологического института, само существование которого привело к значительным результатам: если активные компании, основанные выпускниками MIT, образуют независимую страну, то по оценкам их доходы сделают экономику этой страны, по меньшей мере, семнадцатой по величине в мире.
Влияние MIT в области воспитания успешных предпринимателей и содействия в создании прибыльных предприятий неоспоримо. Институт предлагает уникальные и необычные программы по формированию предпринимательских компетенций, в его стенах царит исторически сложившаяся культура, которая делает MIT эталоном для других учреждений. Предпринимательская экосистема MIT представляет собой модель успеха, поэтому многие университеты, по всему миру, активно применяют существующий шаблон к своим экосистемам, чтобы повысить уровень предпринимательского развития в конкретном регионе.
Выстроенная на основе проведенного исследования предпринимательской экосистемы MIT работа позволила нам сформировать модель предпринимательской экосистемы ДВФУ.
По нашему мнению, основа экосистемы ДВФУ представлена центрами технологического предпринимательства, отделом интеллектуальной собственности, лабораторным комплексом, Советом молодых ученых (СМУ), технопарком «Русский» и бизнес инкубатором STARTUPOLIS.
Предпринимательская экосистема ДВФУ довольно молода, поэтому в ней существуют разрывы, которые не позволяют ей процветать. С целью выявления этих пробелов и намеченных путей их преодоления, было проведено интервью с руководителями некоторых элементов предпринимательской экосистемы.
На основе интервью можно сделать следующие выводы:
- Несмотря на заявленную в дорожной карте университета цель поддержания предпринимательской деятельности во всех ее проявлениях, существует конфликт между традиционной моделью университета и предпринимательской активностью (социальная роль учащегося - студент);
- Многие проекты не доходят до стадии коммерциализации из-за бюрократических проволочек;
- Не хватает включенности проектной деятельности в учебные программы;
- Не хватает поддержки грамотных специалистов, наставников в вопросе коммерциализации, что не позволяет увеличить число «живых» проектов;
- Часто научно-исследовательская деятельность ограничивается участием в конференциях или написанием статей и перестает быть практико - направленной, что в свою очередь приводило к смене траектории в сторону общественной деятельности;
- «Незрелость» студентов, выраженная в непонимании того, какой продукт они хотят получить на выходе, отсутствии внутренней мотивации, неуверенность в своих знаниях и компетенциях, страх начать свой бизнес;
- Трудоемкий процесс получения финансовой поддержки на реализацию студенческого проекта, как результат, многие студенты отказываются от участия еще на первых этапах, предпочитая получить финансирование извне;
- Отсутствуют учебные программы (не считая, Школы экономики и менеджмента), которые бы формировали необходимый пул знаний у студентов по вопросу коммерциализации проектов и предпринимательства, в целом;
- Происходит агрегирование научной деятельности внутри школ;
- Стать резидентом Технопарка могут лидеры, удовлетворяющие следующие условия: первые продажи, технологический проект и наличие MVP - что уменьшает количество поданных заявок на резидентство;
- Отсутствуют горизонтальные связи между школами;
- Несовершенство инфраструктуры; часто студенты могут не знать о спектре доступных им ресурсов и услуг.
Намеченные пути преодоления заявленных пробелов включают:
Включенность проектной деятельности в образовательную программу;
- Создание ресурса, который бы в качестве инфраструктуры, объединил все элементы предпринимательской экосистемы;
- В рамках всех школ, разработка и запуск образовательных программ, экспресс курсов и других инициатив, основные задачи которых включают формирование у студентов практико-направленных навыков в области предпринимательства, коммерциализации, защиты прав собственности и т.д.;
- Одним из решений по увеличению количества подданных заявок на получения патентов на изобретения и полезные модели является введение данной позиции в рейтинговую систему университета;
- Налаживание горизонтальных связей между школами;
- Университет не всегда готов к работе в предпринимательской среде, некоторые вопросы согласовываются по полгода, что в свою очередь, не позволяет заручиться поддержкой инвесторов или предпринимателей, поэтому очень важно, по возможности, устранять бюрократические проволочки;
- Создание площадки для активизации системы отношений
«молодой ученый-наставник-инвестор»;
- Разработка и внедрение конкурсов и программ, которые предоставляют различного рода финансовую поддержку для создания или поддержки МИПов;
- Развитие системы наставничества;
- Формирование «разношерстных» команд, участниками которых выступают представители различных школ, для разработки междисциплинарных проектов.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что хотя ДВФУ сталкивается с некоторыми проблемами, его предпринимательская экосистема обладает всеми необходимыми ресурсами и способна оказывать положительное влияние на развитие успешных и устойчивых предприятий.
В ДВФУ царит предпринимательская среда, которая помогает студентам формировать инновационные идеи и предпринимательские намерения. Университет разрабатывает и внедряет уникальные курсы по предпринимательству, образовательные программы, связанные с предпринимательством и различного вида инициативы: конференции, форумы, коворкинг-центры и проекты.
Безусловно, несмотря на положительную тенденцию, данное направление требует дальнейшего развития. Так, как в результате интервью было выявлено, что студенты не готовы становиться предпринимателями, так как считают себя «незрелыми», т.е. неуверенными в своих компетенциях и количестве освоенных навыков и знаний о предпринимательстве.
Для того, чтобы стимулировать студентов к переходу от предпринимательских намерений к действиям по созданию бизнеса, ДВФУ оказывает всестороннюю поддержку. Инфраструктура, внедренные учебные программы и курсы по предпринимательству обеспечивают студентам доступ к такому предпринимательскому ресурсу как человеческий капитал, т.е. набору знаний, умений и навыков, необходимых в процессе создания и развития бизнеса, а также повышение предпринимательской самоэффективности, т.е. веры в собственные силы и возможности.
ДВФУ на этом не останавливается и оказывает всяческую грантовую и инвестиционную поддержку начинающим предпринимателям, которые с помощью участия в конкурсах бизнес-планов, бизнес-инкубаторах, могут бы получить конструктивную обратную связь от опытных предпринимателей, а также стартовое финансирование.
Наконец, еще одним намеченным решением для процветания университетской предпринимательской экосистемы служит развитие программ менторства и наставничества, которые могут реализовывать приглашенные предприниматели в виде встреч, семинаров, «клуба практиков», что позволит сформировать позитивный имидж предпринимателя в глазах студентов, а также будет способствовать формированию социального капитала. Проведение образовательных курсов, круглых столов, деловых игр, организация семинаров с предпринимателями и венчурными инвесторами помогают укрепить предпринимательский дух студентов, поэтому, по нашему мнению, этому вопросу должно быть уделено дополнительное внимание.



