СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛЕКТНЫХ
ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ В РУССКИХ ГОВОРАХ МОРДОВИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ «СЛОВАРЯ РУССКИХ ГОВОРОВ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»)
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы исследования 10
1.1 Общая характеристика лексико-семантической группы глаголов
движения в современном русском языке 10
1.2 Структурно-морфологические особенности глаголов движения
в современном русском языке 18
1.3 Семантические связи в диалектной системе 25
2 Семантический анализ глаголов движения в русских
говорах Мордовии 29
2.1 Семантическая классификация диалектных глаголов движения 29
2.2 Виды парадигматических связей между диалектными
глаголами движения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Семантика представляет собой одну из самых актуальных и перспективных областей современного языкознания, что обусловлено прежде всего тем, что без разработки семантического аспекта языка невозможно глубокое понимание его природы, закономерностей функционирования и развития, его связи с мышлением и поведением человека. «Без знания семантической системы языка невозможно ни научно обоснованное его преподавание, ни сознательная, целенаправленная борьба за культуру речи, культуру мышления», - полагает Е. В. Ярема [49, с. 6].
Исследование словарного состава современного русского языка идет в основном по двум направлениям - по линии установления общих закономерностей и тенденций его развития и по линии углубленного изучения отдельных его звеньев - семантических групп. Оба эти направления научного поиска тесно между собой связаны и взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Одной из наиболее интересных, но наименее изученных в современном русском языке лексико-семантических групп является группа глаголов движения, осмысление которой с теоретической и методической точек зрения представляется важным и актуальным прежде всего потому, что семантические отношения и основанные на них различного рода семантические объединения слов в меньшей мере изучены именно на материале глагольной лексики, которая всегда представляла дополнительные трудности для учащихся в связи со сложностью семантики и разветвленности системы морфологических категорий русского глагола. Обращение на уроках русского языка к изучению глаголов движения как особого семантического разряда слов позволяет также сформировать представления об их структурно-морфологических особенностях, расширяя таким образом знания о глагольной лексике в целом.
Между тем, как показал анализ научной и научно-методической литературы, глаголы движения остаются практически неисследованными как в теоретическом, так и в методическом аспектах. Например, они совсем не упоминаются в работах Г. А. Анисимова [2], Н. Д. Глизериной [12],
B. Н. Сидорова [36], Н. В. Суворовой [43], В. А. Шадриной [46], Н. Шапиро,
C. Гиндина [47] и др., касающихся проблем методики работы с глагольной лексикой на уроках русского языка в классах среднего звена. Публикации ученых, в которых затрагиваются вопросы, связанные с глаголами движения, единичны.
Еще меньше работ посвящено глаголам движения, функционирующим в русских народных говорах. Так, исследованием проблемы семантики глаголов движения, парадигматических отношений между ними занимались такие ученые, как В. Г. Маслов, Л. В. Надеина, Н. А. Красовская, Н. И. Ершова и др. Между тем именно диалектный материал позволит существенно расширить представление о глаголах движения в русском языке, разработать классификацию данных глаголов по семантическому критерию, лучше понять их парадигматические связи. Сказанным определяется актуальность избранной нами темы исследования.
Объектом исследования послужили диалектные глаголы со значением движения, функционирующие в русских говорах Мордовии. Картотека составляет около 200 слов.
Предмет исследования - семантические особенности глаголов
движения в рассматриваемых говорах.
Целью работы является анализ диалектных глаголов движения с семантической точки зрения.
Данной целеустановке соответствуют следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Описать основные понятия изучаемого вопроса (лексико-семантическая, тематическая группа, семантическое поле,
парадигматические связи, диалектный синоним и др.).
3. Представить семантическую классификацию диалектных глаголов движения.
4. Охарактеризовать парадигматические связи наименований-глаголов движения в русских говорах Мордовии.
В решении поставленных задач используются разные методы исследования, основным из которых является описательный. Кроме того, применяются элементы метода компонентного анализа.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые дана комплексная семантическая характеристика диалектных глаголов в русских говорах Мордовии; представлена семантическая классификация анализируемых наименований; рассмотрено многообразие связей и отношений диалектных глаголов движения; выявлен список слов, составляющих рассматриваемую группу, которые зафиксированы в «Словаре русских говоров на территории Мордовской АССР / Республики Мордовия» (8 выпусков).
Теоретическая значимость работы состоит в актуальности и недостаточной разработанности некоторых аспектов рассматриваемой проблемы.
Бакалаврское сочинение имеет и практическое значение, так как его результаты могут быть использованы при написании учебно-методических пособий по русской диалектологии, в практике преподавания курса «Русская диалектология» и соответствующих спецкурсов.
Поставленные задачи определили структуру бакалаврской работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, практическая значимость, определяются цель и задачи работы, методы анализа фактического материала.
В первой главе содержится аналитический обзор литературы по теме исследования.
Вторая глава посвящена семантическому анализу диалектных глаголов движения, функционирующих в русских говорах Мордовии.
В Заключении подведены итоги работы.
Проведенное исследование глаголов движения в современном русском языке в теоретическом и методическом аспектах позволило сделать следующие выводы.
Глаголы движения в современном русском языке представляют собой замкнутый и весьма немногочисленный разряд слов, недостаточно исследованных как с теоретической, так и с методической точек зрения. Как правило, под «глаголами движения» в русистике понимают глаголы несовершенного вида, обозначающие передвижение денотата в пространстве в определенном и неопределенном направлении, составляющие при этом соотносительные пары, которые содержат в своей морфологической структуре идею однонаправленности / ненаправленности и однократности / многократности. Способность иметь соотносительные пары отличает глаголы движения от смежных с ними в языке явлений, в частности от глаголов перемещения, включающих и глаголы движения, и другие глаголы со значением перемещения в пространстве, не образующие соотносительные пары в современном русском языке.
Данный разряд отличается высокой степенью структурированности в современном русском языке, что позволяет говорить о лексико-семантической группе глаголов движения, объединяющей ограниченный класс слов общей частеречной принадлежности с интегральной семой «движение» и дальнейшей семантической дифференциацией за счет сем-конкретизаторов базового семантического компонента.
Несмотря на принадлежность к одной семантической области, глаголы движения дифференцированы семантически и различаются своими структурно¬морфологическими особенностями, среди которых возможность образовывать видовую пару, а также иметь при себе прямое дополнение, которые по-разному проявляются у глаголов движения. Кроме того, не все глаголы движения принадлежат к продуктивным классам: к ним относятся лишь глаголы
ненаправленного движения, тогда как к непродуктивным однонаправленные, кроме глаголов тащить, катить.
Немаловажной остается проблема вида глагола, в частности глаголов движения, так как: а) семантика вида влияет на семантику глагола в целом; б) образование вида у глаголов перемещения имеет свою специфику и свои способы образования.
В трудах многих исследователей мы обнаружили высокую степень изученности синонимии и антонимии как разных видов парадигматических отношений. Менее всего внимания уделяется явлению омонимии в связи с трудностью разграничения данного явления и полисемии.
Подробное исследование глаголов движения, функционирующих в русских говорах Мордовии, позволило установить, что с точки зрения семантики данный класс слов обладает еще большей дифференциацией по сравнению с литературным языком, весьма сложной, разветвленной системой, которая не описана подробно в работах ученых.
В рассматриваемых говорах фактически нет глаголов движения с компонентами ‘лететь’ - ‘летать’, ‘катить’ - ‘катать’, ‘плыть’ - ‘плавать’, однако превалируют слова с компонентами ‘бежать’ - ‘бегать’, ‘ехать’ - ‘ездить’, ‘идти’ - ‘ходить’, ‘нести’ - ‘носить’, ‘тащить’ - ‘таскать’.
В исследовании мы наметили 18 групп глаголов движения, исходя из семантических компонентов, объединяющих глаголы в каждой группе. В диалектную систему входит неограниченное количество лексем, не имеющих фиксированного состава.
Глаголы движения, функционирующие в русских говорах Мордовии, составляют ядерную и периферийную зону. Следует подчеркнуть тот факт, что чем дальше от ядерной зоны диалектные глаголы, тем более они узуальны в плане употребления. Ядро концентрирует наиболее общие по своим значениям лексемы, тогда как периферия демонстрирует наличие дополнительных оттенков значений в лексической семантике глаголов движения.
Синонимия как в теоретическом, так и в практическом аспектах остается наиболее изученной и наиболее представленной. Анализ глаголов движения показывает: а) наличие большого количества глаголов, которые могут замещать друг друга, говорит о том, что в говорах Мордовии развито явление абсолютной синонимии; б) семантическая синонимия есть результат повышенной конкретизации значений; в) в говорах Мордовии наличествует стилевая дифференциация, с которой связана определенная трудность в отнесении некоторых слов к группе абсолютных или стилистических синонимов; г) семантико-стилистические синонимы характеризуются, как и в литературном языке, дополнительным значением и наложением стилистической окраски; д) представлены эмоционально-экспрессивные пары синонимов, в семантике которых содержатся компоненты ‘бежать’, ‘бегать’, ‘ездить’, ‘идти’, ‘носить’.
Явление антонимии в сфере диалектных глаголов движения практически не представлено. Однако при анализе рассматриваемых глаголов установлено, что противопоставление может существовать как на базе целых групп, так и отдельных слов в целом.
Менее всего в говорах Мордовии развиты такие явления, как омонимия и полисемия, практически не представленные на материале глаголов движения.
Анализируя диалектный материал, мы обнаружили явление энантиосемии, входящее в круг сразу проблем двух видов парадигматических отношений - антонимических и полисемических, которое может представлять интерес для других ученых, занимающихся глаголами движения не только говоров Мордовии, но и диалектным материалом в целом.
В ходе исследования диалектных глаголов движения, функционирующих в русских говорах Мордовии, намечены дальнейшие перспективы исследования. Они касаются изучения явлений синонимии, антонимии, омонимии, полисемии, а также такого явления, как энантиосемия, которая касается проблем сразу двух видов парадигматических отношений - антонимических и полисемических.
1 Алексеева Т. Н. Глагол как часть речи / Т. Н. Алексеева // Русский язык в школе. - 2010. - № 9. - С. 8-12.
2 Анисимов Г. А. О способах глагольного действия в русском языке / Г. А. Анисимов // Русский язык в школе. - 2014. - № 2. - С. 88-93.
3 Ахмадуллина С. В. Системно-функциональный подход к изучению глаголов движения студентами-мари в практическом курсе русского языка : дис. ... канд. пед. наук / С. В. Ахмадуллина. - Казань, 2002. - 254 с.
4 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 606 с.
5 Балли Ш. Французская стилистика. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1961. - 394 с.
6 Биалиева К. К. Лексико-семантические особенности глаголов движения в современном русском языке [Электронный ресурс] / К. К. Биалиева, Б. Е. Шагимгереева. - Режим доступа : library.wksu.kz.
7 Бондарко А. В. Русский глагол / А. В. Бондарко, Л. Л. Буланин ; под ред. Ю. С. Маслова. - М. : Просвещение, 1977. - 190 с.
8 Важнова Е. Ю. О глаголе (систематизация изученного с привлечением фольклора, VI класс) / Е. Ю. Важнова // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2015. - № 1. - С. 2.
9 Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - М. : Логос, 2011. - 528 с.
10 Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. - М. : Рус. яз., 2009. - 784 с.
11 Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола : автореф. дис. канд. филол. наук / Н. В. Гагарина. - СПб., 2009. - 26 с.
12 Глизерина Н. Д. Историке-методический аспект изучения глагола в школьном курсе русского языка / Н. Д. Глизерина // Вестник Марийского государственного университета. - 2014. - № 1 (13). - С. 112-116.
13 Гловинская М. Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола / М. Я. Гловинская. - М. : Наука, 1982. - 156 с.
14 Гречко В. А. О лексической синонимии в русском языке // Филологические науки. - 1963. - № 2. - С. 29-37.
15 Еремина С. А. Историко-культурный и литературный комментарий на уроках русского языка : глагол и глагольные формы / С. А. Еремина // Филологический класс. - 2012. - № 2. - С. 84-89.
16 Ершова Н. И. Структура семантического поля глаголов движения в русских говорах Мордовии / Н. И. Ершова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017.- №3(69). - С. 88-91.
17 Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким: Морфология. - 2-ое изд. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 880 с.
18 Короткова Т. В. Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме : «Глагол в языке и речи» по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Электронный ресурс] / Т. В. Короткова. - Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/502955/
19 Корчик Л. С. Глаголы движения в русском языке и особенности их преподавания в китайской аудитории / Л. С. Корчик // Вестник РУДН. Сер. : Вопросы образования : языки и специальность. - 2012. - № 1. - С. 84-91.
20 Красовская Н. А. Глаголы движения в тульских говорах / Н. А. Красовская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - № 11 (75). - 2012. - С. 108-111.
21 Лебедева Т. Е. Полисемия в русских народных говорах (на материале имен существительных) [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. фил. наук (10.02.01) / Татьяна Евгеньевна Лебедева ; Институт Лингвистических Исследований РАН. - Санкт-Петербург. - Режим доступа: http://netess.ru/3jazykoznanie/505430-1-polisemiya-russkih-narodnih-govorah-na- materiale-imen-suschestvitelnih.php
22 Львова С. И. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. - М. : Мнемозина, 2012. - Ч. 1.
- 178 с.
23 Львова С. И. Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 3-х ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. - М. : Мнемозина, 2012. - Ч. 1.
- 160 с.
24 Маслов В. Г. Системные отношения в диалектной лексике (на материале говора Добринки Урюпинского района Волгоградской области): Монография / В.Г.Маслов. - Тула : Изд-во Тульск. гос. ун-та, 2007.
25 Маслов Ю. С. Омонимы в словарях и омонимы в языке (к постановке вопроса) // Вопросы теории и истории языка: сборник в честь проф. Б. А. Ларина. - Л., 1963. - С. 198-202.
26 Макарова Н. В. Интегрированный урок в 6-м классе по теме «Употребление глаголов в речи» [Электронный ресурс] / Н. В. Макарова. - Режим доступа : http://festival.1 september.ru/articles/525236/
27 Методика преподавания русского языка в школе : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова. - М. : Академия, 2001. - 368 с.
28 Мишакова Т. Н. Видовременные формы глаголов движения в практическом курсе русского языка [Электронный ресурс] / Т. Н. Мишакова, О. О. Величко. - Режим доступа: http: //knutd.com.ua/publications/ pdf/Ukrainian editions/ Mishakova2015052902.pdf
29 Мордес Е. М. Искать, пробовать, обучать : нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе : 5-11 классы / Е. М. Мордес. - Волгоград : Учитель-АСТ, 2002. - 220 с.
30 Надеина Л. В. Образное осмысление движения в русском языке (на материале глаголов движения в русских народных говорах) / Л. В. Надеина // Известия Томского политехнического университета. -№5. - 2006. - С. 217-222.
31 Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 13-е изд. - М. : АЙРИС-пресс, 2014. - 448 с. - (От А до Я).
32 Русский язык : учеб. для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; под ред. Н. М. Шанского. - М. : Просвещение, 2013. - 188 с.
33 Русский язык : учеб. для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; под ред. Н. М. Шанского. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.
34 Сайкиева С. М. Глаголы движения-перемещения в современном русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. М. Сайкиева. - Алма- Ата, 1970. - 26 с.
35 Серебрякова Л. А. Функционирование глагольных категорий в современном русском литературном языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. А. Серебрякова. - Н. Новгород, 2004. - 28 с.
36 Сидоров В. Н. Морфология русского литературного языка / В. Н.Сидоров // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2002. - № 1. - С. 2.
37 Силаева Л. А. Всесильная власть слова (5-й класс) [Электронный
ресурс] / Л. А. Силаева. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/
articles/585490/
38 Современный русский литературный язык : учеб.для филол. спец. пед. ин-тов / под ред. П. А. Леканта. - М. : Высш. шк., 1988. - 416 с.
39 Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : учеб. для студ. высш. учеб. завед. : в 2-х ч. / под ред. Е. И. Дибровой. - М. : Академия, 2002. - Ч. 1. - 544 с.
40 Современный русский язык : учебник : Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под ред. Л. А. Новикова. - СПб. : Лань, 2001. - 864 с.
41 Сороколетов Ф. П. Диалектная лексика как система // Восточнославянское и общее языкознание. - М., 1978. - С. 84-89.
42 Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1664809/
43 Суворова Н. В. Категория глагольного вида в курсе школьной грамматики / Н. В. Суворова // Современная педагогика. - 2014. - № 6. - С. 29¬
36.
44 Филин Д. П. Современная теоретическая русистика и преподавание русского языка нерусским / Д. П. Филин, В. В. Иванов // Русский язык за рубежом. - 1982. - № 3. - С. 137-142.
45 Чубарых С. А. Урок русского языка в 6-м классе «Глагол. Повторение изученного в 5-м классе» [Электронный ресурс] / С. А. Чубарых. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/578888/
46 Шадрина В. А. Глаголы совершенного и несовершенного вида /
B. А. Шадрина // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2013. - № 17. - С. 5.
47 Шапиро Н. Начинаем разговор об учебниках / Н. Шапиро,
C. Гиндин // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2010. - № 1. - С. 3.
48 Якубинский Л. П. О диалогической речи. [Электронный ресурс] / Л. П. Якубинский. - Режим доступа: http: //www.ruthenia.ru/apr/textes/j acub/j acub 1 a. htm
49 Ярема Е. В. Функционально-семантические особенности глаголов движения (на материале разносистемных языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Ярема. - Майкоп, 2008. - 22 с.