Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников

Работа №74576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Теоретический анализ научных подходов к проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация и типология традиционных методов
профориентации 10
1.3 Социальные особенности и изменения профориентационной работы в
современных условиях 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Сравнение исследований профессионального самоопределения
старшеклассников в 2010 и 2020 г 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
У СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 32
3.1 Содержание программы и организация формирующего
эксперимента 32
3.2 Результаты формирующего эксперимента 41
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования: в последние годы в российском обществе наблюдается снижение интереса к традиционным профессия, это связано с появлением новых профессий.
Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
Старшеклассники, осуществившие выбор под влиянием внешних факторов в процессе обучения, проявляют недостаточный интерес к процессу обучения, испытывают неудовлетворенность профессиональной деятельностью. Данный факт свидетельствует о важности профессионального самоопределения обучающихся.
Согласно Н.С. Пряжникову, профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Методологическую основу исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте составили работы таких отечественных психологов как Г.С. Абрамовой, Б.Г. Ананьева, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Пряжникова, И.В. Шаповаленко и др., которые рассматривали личностный аспект профессионального самоопределения.
Проблема: существуют противоречия между личностным выбором профессий старшеклассниками и социальным запросом.
Цель исследования: выявить особенности профессионального
самоопределения современных старшеклассников.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: особенности профессионального самоопределения
современных старшеклассников.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существуют особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
При этом мы исходим из следующих допущений:
1. Форма, содержание организации профессионального самоопределения современных старшеклассников имеет особенности.
2. Путем проведения формирующего эксперимента, учитывающего особенности профессионального самоопределения на современном этапе, можно существенно повысить уровень профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
1. Выявить научные подходы к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе.
2. Провести эмпирическое исследование профессионального
самоопределения обучающихся.
3. Установить особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
4. Разработать и апробировать программу «Мой профессиональный выбор». Методы исследования:
1. Формирующий эксперимент.
2. Анкетирование.
3. Метод обработки данных: полученные данные обрабатывались с помощью метода математической статистики: Т-критерия Вилкоксона.
Методики исследования:
1. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский).
2. Карта интересов (А.Е. Голомшток).
3. Модифицированный дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
База и этапы исследования: Исследование проводилось с 2019 по 2020 год на базе «МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП». В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса, 20 детей в возрасте 16-17 лет, 14 девочек и 6 мальчиков. Профиль обучения: естественнонаучный.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ научных подходов к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе. На втором этапе выявлялись особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников. Проводился анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе реализовывался формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа профессионального самоопределения современных старшеклассников, учитывающее их
особенности. Качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы, формулировались научные выводы, оформлялись результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на общенаучные принципы и основные положения психологической науки, репрезентативностью выборки испытуемых, комплексным применением надежных и валидных психодиагностических методик, использованием методов математической статистики, соотнесением полученных результатов с данными исследований других авторов, а также апробацией разработанной развивающей программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявленные отличия в профессиональном самоопределении обучающихся 2020 г. по сравнению с 2010 г. дополняют научное понимание проблемы профессионального самоопределения.
2. Полученные результаты могут способствовать теоретическому
обоснованию дальнейших исследований по проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную программу «Мой профессиональный выбор» могут использовать в своей профориентационной работе педагоги-психологи и другие работники общеобразовательного учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников. Полученные результаты позволяют заключить, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и исходные допущения. Общие итоги выполненной работы сформулированы в следующих выводах:
1. Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
2. Для эффективного результата необходимо получать полную информацию о профессиях и путях ее получения. Поэтому старшеклассники должны полностью погружаться в этот процесс и пробовать профессии через собственную деятельность.
3. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.
4. Нами был модифицирован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова для современных старшеклассников с учетом изменений профессий. Дополнительное исследование подтвердило эффективность методики.
5. Исследование показало, что современные старшеклассники проявляют интерес к новым профессиям. С годами приоритет профессий меняется. 10 лет назад были популярны одни профессии, а сейчас на первый план выступают другие. Это связанно с изменением условий жизни, появлением новых технологий.
6. С развитием современных технологий появляется возможность проводить исследования профессиональных интересов учащихся с помощью компьютера. Это вызывает интерес у старшеклассников и сокращает время обработки результатов.
7. После проведения формирующего эксперимента у
старшеклассников появились интересы к новым сферам деятельности. Это связано с тем, что школьники попробовали себя в разных видах профессиональной деятельности.
8. Старшеклассники в анкетах отмечают, что задания в дневнике по профориентации им интересны и способствуют повышению способности принимать осознанный выбор.
9. Разработанная и апробированная с учетом изменений профессий, появлением новых программа профессионального самоопределения современных старшеклассников оказалась достаточно эффективной и ее можно рекомендовать к использованию педагогам-психологам, учителям и работникам общеобразовательных учреждений.
10. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и исходные допущения.
11. Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы. Представляет интерес дальнейшее изучения профессионального самоопределения испытуемых на всех этапах их профессионального становления.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт,
2016. - 350 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 228 с.
3. Анциферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. - 2016. - № 2. - С. 52-60.
4. Арендачук, И.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению / И.В. Арендачук // Известия. - 2018. - №3. - С. 204-211.
5. Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников / Н.В. Афанасьева. - СПб.: Речь, 2017. - 365 с.
6. Бардакова, Н.М. Профессиональное самоопределение школьников / Н.М. Бардакова // Современное образование. - 2018. - №17. - С. 64-67.
7. Блинов, В.И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков / В.И. Блинов // Профессиональное образование. - 2015. - №42. - С. 14-17.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2016. - 345 с.
9. Буров, К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К.С. Буров // Вестник. - 2017. - №4. - С. 57-67.
10. Варламова, В.Д. Атлас новых профессий / В.Д. Варламова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.
11. Веселкова, Е.А. Готовность к профессиональному самоопределению / Е.А. Веселкова // Интерэкспо. - 2016. - №12. С. 54-58.
12. Волегов, В.С. Подходы к определению пространства профессионального самоопределения / В.С. Волегов // Вестник. - 2016. - №1. - С. 53-61.
13. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2017. - 331 с.
14. Гарькин, И.Н. Профориентация: первый этап построения карьеры / И.Н. Гарькин // Вестник. - 2018. - №4. - С. 133-138.
15. Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 2018. - № 3. - С. 43-52.
16. Глузман, А.В. Профессиональное самоопределение и дополнительное образование обучающихся / А.В. Глузман // Наука. - 2016. - №2. - С. 2-4.
17. Грецов, А.Г. Выбираем профессию / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2015. - 214 с.
18. Григорян, Ф.Ф. Образовательная биржа как условие эффективного профессионального самоопределения обучающихся / Ф.Ф. Григорян // Мир науки. - 2019. - №74. - С. 87-90.
19. Грицкевич, Н.К. Развитие профессионального самоопределения обучающихся в условиях современной образовательной среды / Н.К. Грицкевич // Научное обозрение. - 2019. - №15. - С. 142-151.
20. Гудкова, Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования / Е.В. Гудкова. - М.: Академия, 2016. - 125 с.
21. Деркач, А.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание / А.А. Деркач // Акмеология. - 2018. - №2. - С. 5-8.
22. Джумалиева, Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника / Д.М. Джумалиева // Наука и образование. - 2016. - №4. - С. 21-24.
23. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2017. - 368 с.
24. Ефимова, Н.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в проектной деятельности: Автореф. ... кандидата психологических наук: 19.00.08 / Ин-т пед. и психол. профес. образ. - Санкт-Петербург, 2010. - 135 с.
25.Забродин, Ю.М. Психодиагностика / Ю.М. Забродин. - М.: Эскимо, 2010.
- 448 с.
26. Зайцева, Т.И. Повышение мотивации к профориентации / Т.И. Зайцева // Профессиональная ориентация. - 2017. - №9. - С. 87-90.
27. Залыгаева, С.А. Психологическая подготовка к ЕГЭ / С.А. Залыгаева // Мир науки. - 2019. - №8. - С. 26-36.
28. Землянухина, Н.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников / Н.С. Землянухина // Профессиональная ориентация. - 2015.
- №2. - С. 110-116.
29. Иванов, В.Н. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников / В.Н. Иванов // Вестник. - 2018. - №3. С. 201¬207.
30. Кадеева, О.Е. Анализ профессионального самоопределения старшеклассников / О.Е. Кадеева // Инновационная наука. - 2016. - №4. - С. 92-96.
31. Килина, И.А. Содействие профориентации и карьерному устремлению подростков и молодежи / И.А. Килина // Территория науки. - 2017. - №2.
- С. 52-58.
32. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
33. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.
34. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2019. - № 2. - С. 51-59.
35. Кулагина, И.Ю Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 2014. - 176 с.
36. Куницына, С.М. Основания и принципы конструирования организационной модели среды профессионального самоопределения школьников / С.М. Куницина // Вестник. - 2018. - №20. - С. 90-116.
37. Лунина, Ю.В. Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации / Ю.В. Лунина // Педагогика и психология. - 2017. - №2. - С. 89-92.
38. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: Рефлбук, 2017. - 300 с.
39. Минеев, В.Е. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков / В.Е. Минеев // Профессиональное образование. - 2018. - №4. - С. 70-75.
40. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2015. - 334 с.
41. Мухаметшин, А.Г. Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников / А.Г. Мухаметшин // Педагогический журнал. - 2016. - №5. - С. 103-108.
42. Нечаев, М.П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся / М.П. Нечаев // Гаудеамус. - 2017. - №16. - С. 25-33.
43. Николаева, Э.Ф. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков / Э.Ф. Николаева // Ковалевские исследования. - 2019. - №3. - С. 40-43.
44. Нуреева, М.А. Проблема профориентации выпускника в системе основного общего образования / М.А. Нуреева // Инновационная наука. -
2017. - №11. С. 128-131.
45. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - М.: Сфера, 2016. 118 с.
46. Постнова, М.В. История формирования системы профориентации на основе психофизиологии / М.В. Постнова // Вестник. - 2016. - №11. - С. 68-72.
47. Пряжников, Н.С. Профориентация: гармонизация точек зрения / Н.С. Пряжников // Научный диалог. - 2018. - №3. - С. 289-303.
48. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ, 2002. 400 с.
49. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение / Н.С. Пряжников.
- М.: Академия, 2008. - 320 с.
50. Ревякина, В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина // Вестник. - 2015. - №5. - С. 244-248.
51. Самсоненко, Л.С. Изучение жизненных планов у современных старшеклассников / Л.С. Самсоненко // Научное обозрение. - 2019. - №3.
- С. 58-61.
52. Севрюкова, А.А. Развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся / А.А. Севрюкова // Вестник. - 2018. - №12. - С. 102-110.
53. Семеняка, О.Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала / О.Н. Семеняка // Психологический журнал. - 2017. - № 3. - С.57-67.
54. Степанский, В.И. Психологические факторы выбора профессии / В.И. Степанский. - М.: Владос, 2016. - 108 с.
55. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация / Л.Д. Столяренко. - М.: Академия, 2020. - 383 с.
56. Тарлавский, В.И. Профессиональная ориентация в России: вчера и сегодня / В.И. Тарлавский // Образование и педагогика. - 2012. - №1. - С. 135-140.
57. Темякова, О.С. Ресурсы основного и дополнительного образования в профориентации школьников / О.С. Темякова // Профессиональная ориентация. - 2017. - №8. - С. 111-113.
58. Товарищева, Ф.Д. Профессиональная направленность старшеклассника в современных условиях / Ф.Д. Товарищева // Вестник. - 2018. - №6. - С. 28¬34.
59. Третьяков, С.А. Основы профессионального самоопределения старшеклассников / С.А. Третьяков // Союз Ученых. - 2016. - №22. - С. 89¬91.
60. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю.В. Тюшев. - СПб.: Питер, 2007. - 160 с.
61. Умаев, А.У. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся / А.У. Умаев // Мир науки. - 2017. - №3. - С. 164-166.
62. Умарова, Д.З. Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности / Д.З. Умарова // Вопросы науки и образования.
- 2018. №4. - С. 45-51.
63. Федорова, Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников / Л.Д. Федорова // Образование. - 2015. - №3. - С. 19-23.
64. Хакимова, М.Б. Роль самооценки в профессиональном самоопределении подростков / М.Б. Хакимова // Наука. - 2017. - №50. - С. 203-207.
65. Хуторянская, Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников / Т.В. Хуторянская // Мир науки. -
2018. - №6. - С. 62-70.
66. Чекменева, О.Ю. Социально-исторические аспекты становления проблемы профориентации молодежи / О.Ю. Чекменева // Вестник. - 2017.
- №2. - С. 102-106.
67. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2017. - 252 с.
68. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по
профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос, 2019. - 95 с.
69. Чупина, В.Б. Возможности формирования жизненных перспектив старшеклассников / В.Б. Чупина // Азимут. - 2019. - №2. - С. 403-405.
70. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Академия, 2016. - 349 с.
71. Швачко, Е.В. Профессиональные праздники как элемент профессиональной ориентации / Е.В. Швачко // Инновационное развитие.
- 2019. - №7. - С. 103-107.
72. Шмидт, В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников / В.Р. Шмидт. - М.: Сфера, 2017. - 119 с.
73. Щедровицкий, Г.П. Психология и методология / Г.П. Щедровицкий. - М.: Путь, 2019. - 260 с.
74. Ярлыкова, О.В. Комплексные подходы к изучению проблем профориентации / О.В. Ярлыкова // Профессиональная ориентация. -2017.
- №6. - С. 226-231.
75. Ярлыкова, О.В. Специфика профориентации подростков / О.В. Ярлыкова // Профессиональная ориентация. - 2017. - №5. - С. 245-249.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ