Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Теоретический анализ научных подходов к проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация и типология традиционных методов
профориентации 10
1.3 Социальные особенности и изменения профориентационной работы в
современных условиях 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Сравнение исследований профессионального самоопределения
старшеклассников в 2010 и 2020 г 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
У СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 32
3.1 Содержание программы и организация формирующего
эксперимента 32
3.2 Результаты формирующего эксперимента 41
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Теоретический анализ научных подходов к проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация и типология традиционных методов
профориентации 10
1.3 Социальные особенности и изменения профориентационной работы в
современных условиях 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Сравнение исследований профессионального самоопределения
старшеклассников в 2010 и 2020 г 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
У СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 32
3.1 Содержание программы и организация формирующего
эксперимента 32
3.2 Результаты формирующего эксперимента 41
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: в последние годы в российском обществе наблюдается снижение интереса к традиционным профессия, это связано с появлением новых профессий.
Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
Старшеклассники, осуществившие выбор под влиянием внешних факторов в процессе обучения, проявляют недостаточный интерес к процессу обучения, испытывают неудовлетворенность профессиональной деятельностью. Данный факт свидетельствует о важности профессионального самоопределения обучающихся.
Согласно Н.С. Пряжникову, профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Методологическую основу исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте составили работы таких отечественных психологов как Г.С. Абрамовой, Б.Г. Ананьева, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Пряжникова, И.В. Шаповаленко и др., которые рассматривали личностный аспект профессионального самоопределения.
Проблема: существуют противоречия между личностным выбором профессий старшеклассниками и социальным запросом.
Цель исследования: выявить особенности профессионального
самоопределения современных старшеклассников.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: особенности профессионального самоопределения
современных старшеклассников.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существуют особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
При этом мы исходим из следующих допущений:
1. Форма, содержание организации профессионального самоопределения современных старшеклассников имеет особенности.
2. Путем проведения формирующего эксперимента, учитывающего особенности профессионального самоопределения на современном этапе, можно существенно повысить уровень профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
1. Выявить научные подходы к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе.
2. Провести эмпирическое исследование профессионального
самоопределения обучающихся.
3. Установить особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
4. Разработать и апробировать программу «Мой профессиональный выбор». Методы исследования:
1. Формирующий эксперимент.
2. Анкетирование.
3. Метод обработки данных: полученные данные обрабатывались с помощью метода математической статистики: Т-критерия Вилкоксона.
Методики исследования:
1. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский).
2. Карта интересов (А.Е. Голомшток).
3. Модифицированный дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
База и этапы исследования: Исследование проводилось с 2019 по 2020 год на базе «МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП». В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса, 20 детей в возрасте 16-17 лет, 14 девочек и 6 мальчиков. Профиль обучения: естественнонаучный.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ научных подходов к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе. На втором этапе выявлялись особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников. Проводился анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе реализовывался формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа профессионального самоопределения современных старшеклассников, учитывающее их
особенности. Качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы, формулировались научные выводы, оформлялись результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на общенаучные принципы и основные положения психологической науки, репрезентативностью выборки испытуемых, комплексным применением надежных и валидных психодиагностических методик, использованием методов математической статистики, соотнесением полученных результатов с данными исследований других авторов, а также апробацией разработанной развивающей программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявленные отличия в профессиональном самоопределении обучающихся 2020 г. по сравнению с 2010 г. дополняют научное понимание проблемы профессионального самоопределения.
2. Полученные результаты могут способствовать теоретическому
обоснованию дальнейших исследований по проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную программу «Мой профессиональный выбор» могут использовать в своей профориентационной работе педагоги-психологи и другие работники общеобразовательного учреждения.
Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
Старшеклассники, осуществившие выбор под влиянием внешних факторов в процессе обучения, проявляют недостаточный интерес к процессу обучения, испытывают неудовлетворенность профессиональной деятельностью. Данный факт свидетельствует о важности профессионального самоопределения обучающихся.
Согласно Н.С. Пряжникову, профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Методологическую основу исследования профессионального
самоопределения в юношеском возрасте составили работы таких отечественных психологов как Г.С. Абрамовой, Б.Г. Ананьева, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Пряжникова, И.В. Шаповаленко и др., которые рассматривали личностный аспект профессионального самоопределения.
Проблема: существуют противоречия между личностным выбором профессий старшеклассниками и социальным запросом.
Цель исследования: выявить особенности профессионального
самоопределения современных старшеклассников.
Объект: профессиональное самоопределение.
Предмет: особенности профессионального самоопределения
современных старшеклассников.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существуют особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
При этом мы исходим из следующих допущений:
1. Форма, содержание организации профессионального самоопределения современных старшеклассников имеет особенности.
2. Путем проведения формирующего эксперимента, учитывающего особенности профессионального самоопределения на современном этапе, можно существенно повысить уровень профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
1. Выявить научные подходы к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе.
2. Провести эмпирическое исследование профессионального
самоопределения обучающихся.
3. Установить особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.
4. Разработать и апробировать программу «Мой профессиональный выбор». Методы исследования:
1. Формирующий эксперимент.
2. Анкетирование.
3. Метод обработки данных: полученные данные обрабатывались с помощью метода математической статистики: Т-критерия Вилкоксона.
Методики исследования:
1. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенский).
2. Карта интересов (А.Е. Голомшток).
3. Модифицированный дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
База и этапы исследования: Исследование проводилось с 2019 по 2020 год на базе «МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП». В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса, 20 детей в возрасте 16-17 лет, 14 девочек и 6 мальчиков. Профиль обучения: естественнонаучный.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ научных подходов к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе. На втором этапе выявлялись особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников. Проводился анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе реализовывался формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа профессионального самоопределения современных старшеклассников, учитывающее их
особенности. Качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы, формулировались научные выводы, оформлялись результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на общенаучные принципы и основные положения психологической науки, репрезентативностью выборки испытуемых, комплексным применением надежных и валидных психодиагностических методик, использованием методов математической статистики, соотнесением полученных результатов с данными исследований других авторов, а также апробацией разработанной развивающей программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявленные отличия в профессиональном самоопределении обучающихся 2020 г. по сравнению с 2010 г. дополняют научное понимание проблемы профессионального самоопределения.
2. Полученные результаты могут способствовать теоретическому
обоснованию дальнейших исследований по проблеме
профессионального самоопределения старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную программу «Мой профессиональный выбор» могут использовать в своей профориентационной работе педагоги-психологи и другие работники общеобразовательного учреждения.
Наше исследование было посвящено изучению особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников. Полученные результаты позволяют заключить, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и исходные допущения. Общие итоги выполненной работы сформулированы в следующих выводах:
1. Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
2. Для эффективного результата необходимо получать полную информацию о профессиях и путях ее получения. Поэтому старшеклассники должны полностью погружаться в этот процесс и пробовать профессии через собственную деятельность.
3. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.
4. Нами был модифицирован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова для современных старшеклассников с учетом изменений профессий. Дополнительное исследование подтвердило эффективность методики.
5. Исследование показало, что современные старшеклассники проявляют интерес к новым профессиям. С годами приоритет профессий меняется. 10 лет назад были популярны одни профессии, а сейчас на первый план выступают другие. Это связанно с изменением условий жизни, появлением новых технологий.
6. С развитием современных технологий появляется возможность проводить исследования профессиональных интересов учащихся с помощью компьютера. Это вызывает интерес у старшеклассников и сокращает время обработки результатов.
7. После проведения формирующего эксперимента у
старшеклассников появились интересы к новым сферам деятельности. Это связано с тем, что школьники попробовали себя в разных видах профессиональной деятельности.
8. Старшеклассники в анкетах отмечают, что задания в дневнике по профориентации им интересны и способствуют повышению способности принимать осознанный выбор.
9. Разработанная и апробированная с учетом изменений профессий, появлением новых программа профессионального самоопределения современных старшеклассников оказалась достаточно эффективной и ее можно рекомендовать к использованию педагогам-психологам, учителям и работникам общеобразовательных учреждений.
10. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и исходные допущения.
11. Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы. Представляет интерес дальнейшее изучения профессионального самоопределения испытуемых на всех этапах их профессионального становления.
1. Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
2. Для эффективного результата необходимо получать полную информацию о профессиях и путях ее получения. Поэтому старшеклассники должны полностью погружаться в этот процесс и пробовать профессии через собственную деятельность.
3. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.
4. Нами был модифицирован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова для современных старшеклассников с учетом изменений профессий. Дополнительное исследование подтвердило эффективность методики.
5. Исследование показало, что современные старшеклассники проявляют интерес к новым профессиям. С годами приоритет профессий меняется. 10 лет назад были популярны одни профессии, а сейчас на первый план выступают другие. Это связанно с изменением условий жизни, появлением новых технологий.
6. С развитием современных технологий появляется возможность проводить исследования профессиональных интересов учащихся с помощью компьютера. Это вызывает интерес у старшеклассников и сокращает время обработки результатов.
7. После проведения формирующего эксперимента у
старшеклассников появились интересы к новым сферам деятельности. Это связано с тем, что школьники попробовали себя в разных видах профессиональной деятельности.
8. Старшеклассники в анкетах отмечают, что задания в дневнике по профориентации им интересны и способствуют повышению способности принимать осознанный выбор.
9. Разработанная и апробированная с учетом изменений профессий, появлением новых программа профессионального самоопределения современных старшеклассников оказалась достаточно эффективной и ее можно рекомендовать к использованию педагогам-психологам, учителям и работникам общеобразовательных учреждений.
10. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и исходные допущения.
11. Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы. Представляет интерес дальнейшее изучения профессионального самоопределения испытуемых на всех этапах их профессионального становления.
Подобные работы
- Гендерные особенности профессионального самоопределения современных подростков (Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2015 - АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в колледже (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь целостных ориентаций и профессионального самоопределения у старшеклассников (Благовещенский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности профессионального самоопределения личности (Новосибирский Государственный Технический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



