РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 9
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1 Теоретико-методологический анализ проблем спортивного отбора
в системе подготовки спортивного резерва 12
1.2 Концепция развития системы спортивного отбора как необходимое
условие многолетней подготовки спортсменов 19
1.3 Спортивный отбор на первых этапах подготовки как важный
элемент системы многолетней тренировки спортивного резерва 20
Выводы по первой главе 26
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 28
Выводы по второй главе 30
3. АНАЛИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА 32
3.1 Характеристика Комитета по физической культуре и спорту Санкт-
Петербурга 32
3.2 Организации, занимающиеся подготовкой спортивного резерва 35
3.3 Инфраструктура системы подготовки спортивного резерва в Санкт-
Петербурге 42
Выводы по третьей главе 45
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 47
4.1 Методические подходы к исследованию системы поэтапной
многоаспектной подготовки спортивного резерва 47
4.2 Анализ спортивного отбора одаренных детей на первых этапах
подготовки в регионах России 52
4.3 Влияние отбора спортсменов на их спортивное будущее в Санкт -
Петербурге 61
4.4 Разработка методических решений по улучшению системы
подготовки спортивного резерва 65
Выводы по четвертой главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Сведения об участии автора в научной работе 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1 Теоретико-методологический анализ проблем спортивного отбора
в системе подготовки спортивного резерва 12
1.2 Концепция развития системы спортивного отбора как необходимое
условие многолетней подготовки спортсменов 19
1.3 Спортивный отбор на первых этапах подготовки как важный
элемент системы многолетней тренировки спортивного резерва 20
Выводы по первой главе 26
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 28
Выводы по второй главе 30
3. АНАЛИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА 32
3.1 Характеристика Комитета по физической культуре и спорту Санкт-
Петербурга 32
3.2 Организации, занимающиеся подготовкой спортивного резерва 35
3.3 Инфраструктура системы подготовки спортивного резерва в Санкт-
Петербурге 42
Выводы по третьей главе 45
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 47
4.1 Методические подходы к исследованию системы поэтапной
многоаспектной подготовки спортивного резерва 47
4.2 Анализ спортивного отбора одаренных детей на первых этапах
подготовки в регионах России 52
4.3 Влияние отбора спортсменов на их спортивное будущее в Санкт -
Петербурге 61
4.4 Разработка методических решений по улучшению системы
подготовки спортивного резерва 65
Выводы по четвертой главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Сведения об участии автора в научной работе 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж
Актуальность работы. Спорт высших достижений в современном мире предъявляется достаточно высокие требования в вопросе подготовки спортивных резервов сборных команд нашей страны. С годами данная тенденция с большей вероятностью сохранится, поэтому возникает необходимость в развитии и совершенствовании сложившейся системы подготовки спортивного резерва страны, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Все необходимые цели и задачи для решения данного вопроса обозначены в Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года.
Целями данной концепции является «повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене и повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия».
В рамках концепции обозначены следующие приоритетные задачи, решение которых помогут в достижении вышеупомянутых целей: «совершенствование системы спортивного отбора одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки; развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва; совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения» [39] и др.
За последние годы в Российской Федерации принято множество мер, которые позволяют развивать и делать систему подготовки спортивного резерва страны более эффективной. Они так же предусмотрены в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 302. На сегодняшний день разработана и вынесена на рассмотрение «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
Цель работы - разработать рекомендации по реформированию системы подготовки спортивного резерва в Санкт- Петербурге, рассмотрев имеющиеся проблемы и возможные перспективы.
Объект работы - система подготовки спортивного резерва в Санкт-Петербурге.
Предмет работы - спортивный отбор талантливых детей на первых этапах спортивной подготовки резервов сборных команд.
Гипотеза работы:
Выявление проблем и разработка рекомендаций по улучшению процесса спортивного отбора одаренных детей в системе подготовки спортивного резерва даст возможность усовершенствовать данную систему в Санкт-Петербурге, а также впоследствии позволит повысить результативность спортсменов Санкт-Петербурга.
Задачи работы:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблем системы подготовки спортивного резерва и спортивного отбора в данной системе.
2. Провести анализ учреждений, занимающихся подготовкой спортивного резерва.
3. Проанализировать деятельность и взаимодействие учреждений, действующих в системе подготовки спортивного резерва в Санкт-Петербурге.
4. Определить актуальные проблемы для тренеров и специалистов в вопросе отбора одаренных спортсменов на всех этапах подготовки.
5. Разработать рекомендации по улучшению системы подготовки спортивного резерва Санкт-Петербурга через улучшение процесса спортивного отбора.
Теоретико-методологическая база работы: законодательные и нормативные акты РФ в сфере физической культуры и спорта; исследования и научные публикации по вопросу спортивного отбора одаренных детей (Бальсевич В.К.; Бриль М.С.; Губа В.П.; Запорожанов В.А.; Мелихова Т.М.; Платонов В.Н.; Староста В.; Суслов Ф.П.; Филин В.П.; Холодов Ж.К.; Шварц В.Б. и др.).
Научно-информационная база работы:
- нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие физической культуры и спорта, а так же деятельность учреждений, осуществляющих ее;
- статистические источники, в том числе данные Федеральной службы государственной статистики;
- различные Интернет-ресурсы.
Методы исследования. В течение всего исследования по данной работе использовались следующие методы:
- теоретико-методологический анализ и анализ полученных данных в ходе изучения литературных источников и источников сети Интернет;
- анализ нормативно-правовых документов;
- некоторые разновидности опросов (анкетирование, беседа и интервьюирование);
- метод самооценки достаточности профессиональных навыков и умений;
- сравнительный анализ полученных данных.
Все необходимые цели и задачи для решения данного вопроса обозначены в Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года.
Целями данной концепции является «повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене и повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия».
В рамках концепции обозначены следующие приоритетные задачи, решение которых помогут в достижении вышеупомянутых целей: «совершенствование системы спортивного отбора одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки; развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва; совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения» [39] и др.
За последние годы в Российской Федерации принято множество мер, которые позволяют развивать и делать систему подготовки спортивного резерва страны более эффективной. Они так же предусмотрены в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 302. На сегодняшний день разработана и вынесена на рассмотрение «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
Цель работы - разработать рекомендации по реформированию системы подготовки спортивного резерва в Санкт- Петербурге, рассмотрев имеющиеся проблемы и возможные перспективы.
Объект работы - система подготовки спортивного резерва в Санкт-Петербурге.
Предмет работы - спортивный отбор талантливых детей на первых этапах спортивной подготовки резервов сборных команд.
Гипотеза работы:
Выявление проблем и разработка рекомендаций по улучшению процесса спортивного отбора одаренных детей в системе подготовки спортивного резерва даст возможность усовершенствовать данную систему в Санкт-Петербурге, а также впоследствии позволит повысить результативность спортсменов Санкт-Петербурга.
Задачи работы:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблем системы подготовки спортивного резерва и спортивного отбора в данной системе.
2. Провести анализ учреждений, занимающихся подготовкой спортивного резерва.
3. Проанализировать деятельность и взаимодействие учреждений, действующих в системе подготовки спортивного резерва в Санкт-Петербурге.
4. Определить актуальные проблемы для тренеров и специалистов в вопросе отбора одаренных спортсменов на всех этапах подготовки.
5. Разработать рекомендации по улучшению системы подготовки спортивного резерва Санкт-Петербурга через улучшение процесса спортивного отбора.
Теоретико-методологическая база работы: законодательные и нормативные акты РФ в сфере физической культуры и спорта; исследования и научные публикации по вопросу спортивного отбора одаренных детей (Бальсевич В.К.; Бриль М.С.; Губа В.П.; Запорожанов В.А.; Мелихова Т.М.; Платонов В.Н.; Староста В.; Суслов Ф.П.; Филин В.П.; Холодов Ж.К.; Шварц В.Б. и др.).
Научно-информационная база работы:
- нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие физической культуры и спорта, а так же деятельность учреждений, осуществляющих ее;
- статистические источники, в том числе данные Федеральной службы государственной статистики;
- различные Интернет-ресурсы.
Методы исследования. В течение всего исследования по данной работе использовались следующие методы:
- теоретико-методологический анализ и анализ полученных данных в ходе изучения литературных источников и источников сети Интернет;
- анализ нормативно-правовых документов;
- некоторые разновидности опросов (анкетирование, беседа и интервьюирование);
- метод самооценки достаточности профессиональных навыков и умений;
- сравнительный анализ полученных данных.
Результаты выполненного теоретико-методологического исследования проблем спортивного отбора как важного элемента системы подготовки спортивного резерва в современных условиях позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Необходимость корректировки и изменений системы подготовки спортивного резерва на сегодняшний день обусловлена предъявляемыми в современном мире высокими требованиями к подготовке спортсменов, выступающих на международной арене. Особое внимание уделяется заложенной базе на первых этапах подготовки юных спортсменов.
2. На современном этапе в системе государственного управления создаются возможные условия для эффективной подготовки спортсменов, однако существует сложность в вопросе дифференцированного подхода к методическому обеспечению для поэтапной многоаспектной подготовки спортивного резерва, включая процесс отбора спортивно талантливых детей на всех этапах подготовки. Также отсутствуют четко выстроенные критерии и методики отбора и выявления талантливых детей на первых этапах подготовки.
3. Рассмотрены задействованные в системе подготовки спортивного резерва Санкт-Петербурга органы исполнительной власти и подведомственные учреждения. В результате исследования выяснилось, какие петербургские учреждения задействованы на том или ином этапе спортивной подготовки и резерва, а также взаимодействия этих организаций. На сегодняшний день создана качественная инфраструктура, позволяющая осуществлять все этапы подготовки спортсменов, создавая все для этого условия.
4. В ходе проведенного анкетного опроса специалистов из трех регионов страны (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург) для определения более приоритетных и необходимых составных элементов системы подготовки спортивного резерва выяснились наиболее важные из 8 предложенных вариантов, первостепенно влияющих на подготовку спортсменов. Респонденты выбрали в качестве основных 5 элементов: учебно-тренировочный, кадровый, финансовый, научно-методический, материально-технический.
5. Для того чтобы понять необходимость первых этапов системы подготовки спортивного резерва, важность спортивного отбора талантливых и спортивно одаренных детей на ранних этапах подготовки, а также влияние спортивного отбора на дальнейшие спортивные результаты юных талантов, было проведено анкетирование тех же специалистов из регионов трех России. Выяснилось, что практикующие специалисты уверены в важности спортивно-оздоровительной подготовке и начальной. Большую значимость играет и спортивный отбор на всех этапах, позволяя набрать лучших спортсменов в сборные команды регионов и страны, при этом отбор на первых этапах подготовки позволит лучше подготовить юных талантов к многолетней и разносторонней подготовке.
6. Для полной картины важности и влияния спортивного отбора на будущее спортсменов было проведение анкетирования петербургских спортсменов. Респондентами стали действующие и выбывшие спортсмены на том или ином этапе подготовки из Санкт- Петербурга по 50 человек каждой категории. Опрос и анализ полученных ответов говорит о том, что для спортсменов Санкт- Петербурга основными причинами ухода из спорта стали провал отбора, высокая конкуренция в конкретном виде спорта и травмоопасность спорта. При этом провал спортивного отбора на том или ином этапе подготовки повлек за собой полный отказ от занятия спортом. Что в свою очередь является одной из причин потерей для региона ряда талантливых спортсменов.
7. Опираясь на важные составные элементы эффективной подготовки спортсменов, избранные ранее специалистами в ходе опроса, проводились беседы с петербургскими специалистами (40 чел. из 120), в результате которых удалось выявить ряд актуальных проблем, негативно влияющих на подготовку спортсменов. Рассмотрены возможные варианты решения проблем.
8. Исходя из результатов опроса специалистов Петербурга о текущих проблемах, были предложены мероприятия относительного процесса спортивного отбора, решающие эти проблемы. При этом предложенные мероприятия должны положительно повлиять на всю систему подготовки спортивного резерва. Мероприятия:
- разработка четких рекомендаций, методик и критериев спортивного отбора юных талантов;
- процесс отбора талантливых спортсменов должен учитывать всю многоаспектность отбора;
- отбор одаренных детей необходимо проводить с первых этапов спортивной подготовки;
- делегирование обязанностей тренеров, занятых на первых этапах подготовки спортсменов, спортивным менеджерам;
- внедрение скаутов в систему спортивной подготовки на первых ее этапах;
- увеличение региональных мероприятий, позволяющих осуществлять поиск и отбор талантливых юных спортсменов;
- создание региональной электронной базы спортсменов, отражающей физические показатели, антропометрию, динамику развития и совершенствования навыков и пр.;
- привлечение негосударственных компаний в качестве спонсоров.
1. Необходимость корректировки и изменений системы подготовки спортивного резерва на сегодняшний день обусловлена предъявляемыми в современном мире высокими требованиями к подготовке спортсменов, выступающих на международной арене. Особое внимание уделяется заложенной базе на первых этапах подготовки юных спортсменов.
2. На современном этапе в системе государственного управления создаются возможные условия для эффективной подготовки спортсменов, однако существует сложность в вопросе дифференцированного подхода к методическому обеспечению для поэтапной многоаспектной подготовки спортивного резерва, включая процесс отбора спортивно талантливых детей на всех этапах подготовки. Также отсутствуют четко выстроенные критерии и методики отбора и выявления талантливых детей на первых этапах подготовки.
3. Рассмотрены задействованные в системе подготовки спортивного резерва Санкт-Петербурга органы исполнительной власти и подведомственные учреждения. В результате исследования выяснилось, какие петербургские учреждения задействованы на том или ином этапе спортивной подготовки и резерва, а также взаимодействия этих организаций. На сегодняшний день создана качественная инфраструктура, позволяющая осуществлять все этапы подготовки спортсменов, создавая все для этого условия.
4. В ходе проведенного анкетного опроса специалистов из трех регионов страны (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург) для определения более приоритетных и необходимых составных элементов системы подготовки спортивного резерва выяснились наиболее важные из 8 предложенных вариантов, первостепенно влияющих на подготовку спортсменов. Респонденты выбрали в качестве основных 5 элементов: учебно-тренировочный, кадровый, финансовый, научно-методический, материально-технический.
5. Для того чтобы понять необходимость первых этапов системы подготовки спортивного резерва, важность спортивного отбора талантливых и спортивно одаренных детей на ранних этапах подготовки, а также влияние спортивного отбора на дальнейшие спортивные результаты юных талантов, было проведено анкетирование тех же специалистов из регионов трех России. Выяснилось, что практикующие специалисты уверены в важности спортивно-оздоровительной подготовке и начальной. Большую значимость играет и спортивный отбор на всех этапах, позволяя набрать лучших спортсменов в сборные команды регионов и страны, при этом отбор на первых этапах подготовки позволит лучше подготовить юных талантов к многолетней и разносторонней подготовке.
6. Для полной картины важности и влияния спортивного отбора на будущее спортсменов было проведение анкетирования петербургских спортсменов. Респондентами стали действующие и выбывшие спортсмены на том или ином этапе подготовки из Санкт- Петербурга по 50 человек каждой категории. Опрос и анализ полученных ответов говорит о том, что для спортсменов Санкт- Петербурга основными причинами ухода из спорта стали провал отбора, высокая конкуренция в конкретном виде спорта и травмоопасность спорта. При этом провал спортивного отбора на том или ином этапе подготовки повлек за собой полный отказ от занятия спортом. Что в свою очередь является одной из причин потерей для региона ряда талантливых спортсменов.
7. Опираясь на важные составные элементы эффективной подготовки спортсменов, избранные ранее специалистами в ходе опроса, проводились беседы с петербургскими специалистами (40 чел. из 120), в результате которых удалось выявить ряд актуальных проблем, негативно влияющих на подготовку спортсменов. Рассмотрены возможные варианты решения проблем.
8. Исходя из результатов опроса специалистов Петербурга о текущих проблемах, были предложены мероприятия относительного процесса спортивного отбора, решающие эти проблемы. При этом предложенные мероприятия должны положительно повлиять на всю систему подготовки спортивного резерва. Мероприятия:
- разработка четких рекомендаций, методик и критериев спортивного отбора юных талантов;
- процесс отбора талантливых спортсменов должен учитывать всю многоаспектность отбора;
- отбор одаренных детей необходимо проводить с первых этапов спортивной подготовки;
- делегирование обязанностей тренеров, занятых на первых этапах подготовки спортсменов, спортивным менеджерам;
- внедрение скаутов в систему спортивной подготовки на первых ее этапах;
- увеличение региональных мероприятий, позволяющих осуществлять поиск и отбор талантливых юных спортсменов;
- создание региональной электронной базы спортсменов, отражающей физические показатели, антропометрию, динамику развития и совершенствования навыков и пр.;
- привлечение негосударственных компаний в качестве спонсоров.
Подобные работы
- Организационно-правовая система управления физической культурой и спортом
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Развитие вестибулярной устойчивости юных баскетболистов на начальном этапе спортивной подготовки
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2924 - Медицинское обеспечение массовых международных спортивных мероприятий (г.Казань)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «АКАДЕМИЯ БИАТЛОНА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАССОВОГО БИАТЛОНА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Многофункциональный спортивный комплекс «Радуга» как центр развития лыжных гонок
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация обучения фигурному катанию разновозрастных групп детей в системе СШОР
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Методическое сопровождение обучающихся 11 классов игре в баскетбол на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



