ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 7
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Особенности стилей семейного воспитания 13
1.3. Ценностные ориентации старших подростков 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации, направленные на развитие иерархии ценностных
ориентаций старших подростков 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 7
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Особенности стилей семейного воспитания 13
1.3. Ценностные ориентации старших подростков 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации, направленные на развитие иерархии ценностных
ориентаций старших подростков 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность темы исследования. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, ведь именно семья формирует и развивает личность человека, а также именно в семье происходит овладение ребенком социальных ролей, которые необходимы ему для адаптации в обществе. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок сохраняет и ощущает связь на протяжении всей своей жизни.
Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт и др.).
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер).
Учеными в области психологии и педагогики достаточно глубоко исследуется вопрос представления о стиле семейного воспитания детьми разного возраста. На это влияет ряд факторов, среди которых можно выделить индивидуальные, психологические, возрастные и др. особенности ребенка. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованным является проблема представления о стиле семейного воспитания у старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы представления о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: представления о стиле семейного воспитания старших подростков.
Предмет исследования: представления о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Гипотеза исследования: существуют различия в умении дифференцировать терминальные и инструментальные ценностные ориентации в зависимости от представлений старших подростков о стилях семейного воспитания.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы представлений о стиле семейного воспитания старших
подростков с разными ценностными ориентациями;
2) проанализировать психологические особенности
подросткового возраста, особенности стилей семейного воспитания и ценностные ориентации старших подростков;
3) выявить особенности стилей семейного воспитания в представлении старших подростков;
4) выявить ценностные ориентации старших подростков;
5) определить особенности представлений о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями;
6) разработать рекомендации, направленные на развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования включает идеи таких отечественных и зарубежных ученых как: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, Л.Б.Шнейдер, А.В. Петровский, В. М. Минияров, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Г. Здравомыслов, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Э. Шпрангер, А. Маслоу, М. Рокич, В.П. Тугаринов, П.И. Смирнов, Н.Н. Ушакова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» U-критерий Манна-Уитни);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались: Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С.
Круглов, методика «Родителей оценивают дети (РОД)», направленная на выявление представлений детей о стилях семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 60 детей старшего подросткового возраста.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов, адекватных цели, задачам и логике, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал, выводы и рекомендации развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков могут использоваться педагогами с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы, приложения. Библиографический список включает 47 наименований. Общий объем дипломной работы составляет 50 страниц.
Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт и др.).
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер).
Учеными в области психологии и педагогики достаточно глубоко исследуется вопрос представления о стиле семейного воспитания детьми разного возраста. На это влияет ряд факторов, среди которых можно выделить индивидуальные, психологические, возрастные и др. особенности ребенка. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованным является проблема представления о стиле семейного воспитания у старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы представления о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: представления о стиле семейного воспитания старших подростков.
Предмет исследования: представления о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Гипотеза исследования: существуют различия в умении дифференцировать терминальные и инструментальные ценностные ориентации в зависимости от представлений старших подростков о стилях семейного воспитания.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы представлений о стиле семейного воспитания старших
подростков с разными ценностными ориентациями;
2) проанализировать психологические особенности
подросткового возраста, особенности стилей семейного воспитания и ценностные ориентации старших подростков;
3) выявить особенности стилей семейного воспитания в представлении старших подростков;
4) выявить ценностные ориентации старших подростков;
5) определить особенности представлений о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями;
6) разработать рекомендации, направленные на развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования включает идеи таких отечественных и зарубежных ученых как: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, Л.Б.Шнейдер, А.В. Петровский, В. М. Минияров, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Г. Здравомыслов, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Э. Шпрангер, А. Маслоу, М. Рокич, В.П. Тугаринов, П.И. Смирнов, Н.Н. Ушакова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» U-критерий Манна-Уитни);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались: Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С.
Круглов, методика «Родителей оценивают дети (РОД)», направленная на выявление представлений детей о стилях семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 60 детей старшего подросткового возраста.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов, адекватных цели, задачам и логике, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал, выводы и рекомендации развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков могут использоваться педагогами с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы, приложения. Библиографический список включает 47 наименований. Общий объем дипломной работы составляет 50 страниц.
В данной работе было изучены различия в представлениях о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте идет бурная перестройка всей личности, ее психологических, социальных и физиологических компонентов. Этот возрастной период характеризуется гормональными изменениями, формированием нравственных ценностей, осознанием самого себя, тягой к общению со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью, а на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. В силу сложности и противоречивости особенностей растущего организма возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности в этом возрасте.
Стиль семейного воспитания играет существенную роль в формировании личности ребенка. Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания. Выбор родителями стиля семейного воспитания обуславливается влиянием типа темперамента, традициями, в которых воспитывались сами родители. Родители используют различные методы воспитания, в зависимости от возникающих ситуаций, от самого ребенка и его поведения в этот момент.
А.Г. Здравомыслов определял ценностные ориентации равно как сравнительно стойкое общественно предопределенное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, и эталонов, которые рассматривают цели и средства достижения необходимых потребностей жизнедеятельности личности. Сформированные ценностные ориентации - это критерий зрелости личности. Устойчивость и непротиворечивость структуру ценностных ориентаций определяет развитие таких качеств личности, как надёжность, верность принципам и идеалам. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Несформированность ценностных ориентаций - это признак инфантилизма, что хорошо просматривается у молодого поколения.
С помощью U-критерий Манна-Уитни нами были получены статистически значимые различия (на уровне статистической тенденции) в таких стилях, как гиперпротекция, потворствование, минимальность санкций и неразвитость родительских чувств(р < 0,1). По показателям гипопротекции, игнорирования потребностей ребенка, чрезмерности требований- обязанностей, недостаточности требований-обязанностей, чрезмерности требований-запретов, недостаточности требований-запретов, чрезмерности санкций, неустойчивости стиля воспитания, расширения сферы родительских чувств, предпочтения в подростке детских качеств, фобии утраты ребенка, проекции на ребенке собственных нежелательных качеств и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания статистически значимых различий не обнаружилось (р > 0,05).
Таким образом, согласно полученным результатам проведенного эмпирического исследования при помощи U-критерия Манна-Уитни можно говорить о частичном подтверждении гипотезы, выдвинутой в начале исследования - существуют различия в умении дифференцировать терминальные и инструментальные ценностные ориентации в зависимости от представлений старших подростков о стилях семейного воспитания.
Нами также были разработаны рекомендации для педагогов-психологов, направленные на развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков. Разработки могут быть использованы педагогами и воспитателями образовательных организаций, работающими с подростками с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте идет бурная перестройка всей личности, ее психологических, социальных и физиологических компонентов. Этот возрастной период характеризуется гормональными изменениями, формированием нравственных ценностей, осознанием самого себя, тягой к общению со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью, а на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. В силу сложности и противоречивости особенностей растущего организма возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности в этом возрасте.
Стиль семейного воспитания играет существенную роль в формировании личности ребенка. Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания. Выбор родителями стиля семейного воспитания обуславливается влиянием типа темперамента, традициями, в которых воспитывались сами родители. Родители используют различные методы воспитания, в зависимости от возникающих ситуаций, от самого ребенка и его поведения в этот момент.
А.Г. Здравомыслов определял ценностные ориентации равно как сравнительно стойкое общественно предопределенное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, и эталонов, которые рассматривают цели и средства достижения необходимых потребностей жизнедеятельности личности. Сформированные ценностные ориентации - это критерий зрелости личности. Устойчивость и непротиворечивость структуру ценностных ориентаций определяет развитие таких качеств личности, как надёжность, верность принципам и идеалам. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Несформированность ценностных ориентаций - это признак инфантилизма, что хорошо просматривается у молодого поколения.
С помощью U-критерий Манна-Уитни нами были получены статистически значимые различия (на уровне статистической тенденции) в таких стилях, как гиперпротекция, потворствование, минимальность санкций и неразвитость родительских чувств(р < 0,1). По показателям гипопротекции, игнорирования потребностей ребенка, чрезмерности требований- обязанностей, недостаточности требований-обязанностей, чрезмерности требований-запретов, недостаточности требований-запретов, чрезмерности санкций, неустойчивости стиля воспитания, расширения сферы родительских чувств, предпочтения в подростке детских качеств, фобии утраты ребенка, проекции на ребенке собственных нежелательных качеств и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания статистически значимых различий не обнаружилось (р > 0,05).
Таким образом, согласно полученным результатам проведенного эмпирического исследования при помощи U-критерия Манна-Уитни можно говорить о частичном подтверждении гипотезы, выдвинутой в начале исследования - существуют различия в умении дифференцировать терминальные и инструментальные ценностные ориентации в зависимости от представлений старших подростков о стилях семейного воспитания.
Нами также были разработаны рекомендации для педагогов-психологов, направленные на развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков. Разработки могут быть использованы педагогами и воспитателями образовательных организаций, работающими с подростками с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.
Подобные работы
- Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Особенности межэтнических отношений у старших подростков разных национальностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ К ОТЦУ И МАТЕРИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь религиозности родителей и типа семейного воспитания (без заключения)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - «Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными
стилями детско-родительских отношений»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - «Различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Различия в родительском стиле воспитания в нуклеарных и полинуклеарных семьях
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Социальные представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



