Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

Работа №74542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4305 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 7
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Особенности стилей семейного воспитания 13
1.3. Ценностные ориентации старших подростков 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации, направленные на развитие иерархии ценностных
ориентаций старших подростков 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Актуальность темы исследования. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, ведь именно семья формирует и развивает личность человека, а также именно в семье происходит овладение ребенком социальных ролей, которые необходимы ему для адаптации в обществе. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок сохраняет и ощущает связь на протяжении всей своей жизни.
Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляет собой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров, Эйнсуорт и др.).
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер).
Учеными в области психологии и педагогики достаточно глубоко исследуется вопрос представления о стиле семейного воспитания детьми разного возраста. На это влияет ряд факторов, среди которых можно выделить индивидуальные, психологические, возрастные и др. особенности ребенка. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованным является проблема представления о стиле семейного воспитания у старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы представления о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: представления о стиле семейного воспитания старших подростков.
Предмет исследования: представления о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Гипотеза исследования: существуют различия в умении дифференцировать терминальные и инструментальные ценностные ориентации в зависимости от представлений старших подростков о стилях семейного воспитания.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) изучить разработанность в психологической литературе проблемы представлений о стиле семейного воспитания старших
подростков с разными ценностными ориентациями;
2) проанализировать психологические особенности
подросткового возраста, особенности стилей семейного воспитания и ценностные ориентации старших подростков;
3) выявить особенности стилей семейного воспитания в представлении старших подростков;
4) выявить ценностные ориентации старших подростков;
5) определить особенности представлений о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями;
6) разработать рекомендации, направленные на развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования включает идеи таких отечественных и зарубежных ученых как: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, Л.Б.Шнейдер, А.В. Петровский, В. М. Минияров, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Г. Здравомыслов, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Э. Шпрангер, А. Маслоу, М. Рокич, В.П. Тугаринов, П.И. Смирнов, Н.Н. Ушакова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» U-критерий Манна-Уитни);
4) методы анализа и интерпретации данных.
В качестве диагностического инструментария использовались: Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С.
Круглов, методика «Родителей оценивают дети (РОД)», направленная на выявление представлений детей о стилях семейного воспитания.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 60 детей старшего подросткового возраста.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением методов, адекватных цели, задачам и логике, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал, выводы и рекомендации развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков могут использоваться педагогами с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы, приложения. Библиографический список включает 47 наименований. Общий объем дипломной работы составляет 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было изучены различия в представлениях о стиле семейного воспитания старших подростков с разными ценностными ориентациями.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте идет бурная перестройка всей личности, ее психологических, социальных и физиологических компонентов. Этот возрастной период характеризуется гормональными изменениями, формированием нравственных ценностей, осознанием самого себя, тягой к общению со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью, а на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. В силу сложности и противоречивости особенностей растущего организма возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности в этом возрасте.
Стиль семейного воспитания играет существенную роль в формировании личности ребенка. Под стилем семейного воспитания подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания. Выбор родителями стиля семейного воспитания обуславливается влиянием типа темперамента, традициями, в которых воспитывались сами родители. Родители используют различные методы воспитания, в зависимости от возникающих ситуаций, от самого ребенка и его поведения в этот момент.
А.Г. Здравомыслов определял ценностные ориентации равно как сравнительно стойкое общественно предопределенное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, и эталонов, которые рассматривают цели и средства достижения необходимых потребностей жизнедеятельности личности. Сформированные ценностные ориентации - это критерий зрелости личности. Устойчивость и непротиворечивость структуру ценностных ориентаций определяет развитие таких качеств личности, как надёжность, верность принципам и идеалам. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Несформированность ценностных ориентаций - это признак инфантилизма, что хорошо просматривается у молодого поколения.
С помощью U-критерий Манна-Уитни нами были получены статистически значимые различия (на уровне статистической тенденции) в таких стилях, как гиперпротекция, потворствование, минимальность санкций и неразвитость родительских чувств(р < 0,1). По показателям гипопротекции, игнорирования потребностей ребенка, чрезмерности требований- обязанностей, недостаточности требований-обязанностей, чрезмерности требований-запретов, недостаточности требований-запретов, чрезмерности санкций, неустойчивости стиля воспитания, расширения сферы родительских чувств, предпочтения в подростке детских качеств, фобии утраты ребенка, проекции на ребенке собственных нежелательных качеств и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания статистически значимых различий не обнаружилось (р > 0,05).
Таким образом, согласно полученным результатам проведенного эмпирического исследования при помощи U-критерия Манна-Уитни можно говорить о частичном подтверждении гипотезы, выдвинутой в начале исследования - существуют различия в умении дифференцировать терминальные и инструментальные ценностные ориентации в зависимости от представлений старших подростков о стилях семейного воспитания.
Нами также были разработаны рекомендации для педагогов-психологов, направленные на развитие иерархии ценностных ориентаций старших подростков. Разработки могут быть использованы педагогами и воспитателями образовательных организаций, работающими с подростками с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994. - 237 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. - 344 с.
3. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. Горький, 1982. - С. 116 - 129.
4. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. -1999. - №4. - С. 176-185.
5. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. - СПб.: Наука, 2005. - с.132.
6. Баранова В.А. Повышение компетентности родителей в социальном воспитании подростков и гармонизации внутрисемейных отношений: программа и учеб.-метод. пособие по профессиональной подготовке родителей / В.А. Баранова, Г.И. Репринцива. - М.: Изд-во ФГНУ "Ин-т социал. педагогики" РАО, 2012. - 97 с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. - 570 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. - 375 с.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. - 388с.
12. Выготский, Л.С. Психология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.:Владос, 2005. - 209с.
13. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., «Медицина», 1977 г. 272 с.
14. Голенкова Л.А. Роль семейных отношений в процессе выбора профессии // Вестн. ун-та (Гос. ун-т управления). - 2011. - №6. -С.28-29
15. Г оленкова Л.А. Роль социокультурной среды семьи в выборе профессии подростками // Социал. политика и социология. - 2010. - №11. - С. 81-93
16. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 118-122.
17. Добсон Д. Правильное воспитание подростка. - СПб.: Христианская Миссия, 2011. - 114 с.
18. Драгунова Т. В. Подросток. - М.: Знание, 1976. - 96 с.
19. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки
формирования ценностных ориентаций у подростков. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
20. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
21. Здравомыслов, А.Г. Потребность. Интересы. Ценности [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. уч. завед. / А.Г. Здравомыслов. - М.: Мысль, 2005. - 365 с.
22. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 122 с.
23. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50-52.
24. Китаева М.Ю., Русинова С.И. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет // Вестник ТГГПУ. 2008. №15 С.77-80.
25. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 2006. - 172 с.
26. Ковалев, Л.Г. Психология личности подростка / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. - 322с.
27. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
28. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - .147-165.
29. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 987с.
30. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.
31. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. - М.: МПСИ, 2000. - 256с.
32. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. - 2000. - №3. - С. 117-120.
33. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.
34. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин, Е.И. Николаева. - СПб.: Питер, 2010. - 812 с.
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. - 656 с.
37. Сабанина В.Н. Роль семьи в профессиональном становлении личности// Учен. зап. Альмет. гос. нефт. ин-та. - 2012. - Т. 10, №2. - С.223-226
38. Селиванова, О.А. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] / О.А. Селиванова // Воспитание школьников.- 2008. - № 10.-С. 21-23.
39. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
40. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2004. - 160 с.
41. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека. - 2006. - № 6. - С. 9-11.
42. Федотенко, И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе [Текст]/ И.Л. Федотенко. - Тула: Гриф и К., 1998. - 301с.
43. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. - 2001. - №8. - С.10-13.
44. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2003. - 322 с.
45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
46. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учеб. пособие. - 2-е изд., Москва - Воронеж, 2005. - 928 с.
47. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и
психотерапия семьи. - СПб.: Изд-во Питер», 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ