ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже
1.1. Методологические подходы к изучению внеучебной воспитательной деятельности учащихся педагогического
колледжа 14
1.2. Система воспитательной деятельности колледжа: сущность, цели, задачи, основные компоненты 28
1.3. Содержание внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже 36
ГЛАВА 2. Моделирование внеучебной воспитательной деятельности учащихся в педагогическом колледже
2.1. Организация работы творческих мастерских в педагогическом колледже 46
2.2. Социально-образовательное пространство с развитыми формами самоуправления 49
2.3. Прогнозирование системы внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа 52
ГЛАВА 3. Нормативно-правовое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа
3.1. Практико-ориентированный подход в содержании внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа 79
3.2. Совместная деятельность педагогов и учащихся в
2
педагогическом колледже 83
3.3. Анализ и оценка опытно-экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа ..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 152 ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность и постановка проблемы исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер труда, духовно-нравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему ценностей общества и личности. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, переориентация государственно-хозяйственного механизма на рыночные отношения, смена правовой основы государства, утверждение в качестве приоритетных социальных ценностей прав и свободы личности потребовали серьезных изменений в области подготовки педагогических кадров. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования. [90, 132, 162].
Российской школе нужен не узкий специалист-предметник, а личность, способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Для выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных образовательных стандартов образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития
4
личностного ресурса будущих учителей, для наиболее полного проявления разносторонних возможностей учащихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность учащихся педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего учителя. Только на основе применения новейших образовательно-воспитательных технологий, разработке современных форм и методов внеурочной воспитательной деятельности можно добиться определенных результатов.
Однако, решение поставленных целей и задач в подготовке педагогических кадров, повышения социального статуса воспитания в учреждениях высшего и среднего профессионального образования затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия учащихся и преподавателей в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем.
Начало теоретического осмысления проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якоб¬сон, о роли деятельности во всестороннем развитии личности - Г.С. Абрамова, Л.Н. Коган, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин; формирование опыта самоорганизации личности достаточно исследована в работах Е.В. Бондаревской, Е.Н. Князевой, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронина.
Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам
5
создания системы воспитания в образовательных учреждениях - Е.В. Бондаревской, А. А. Грекова, И. А. Зимней, В. А. Караковского,
А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Сорочинской,
Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой.
К настоящему времени выполнен ряд исследований по внеучебной деятельности учащихся как факторе профессионально-личностного становления учителя (Г.В. Балахничева, А.В. Бодак, Б.А. Вахонина, С.Р. Ва- ниева, Г.В. Звездунова, Н.А. Патунина, И.С. Ройтштейн, Н.М. Скребная, С.В. Сердюк, А.Н. Чиж).
Однако, подходы, оценки и выводы, изложенные в вышеуказанных работах, в большинстве своем даются по высшей школе и не дают объективного и всестороннего представления о содержательных и структурно-функциональных характеристиках внеучебной воспитательной деятельности, ее роли в профессиональном становлении учащихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Возникают противоречия:
• между состоянием организации внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа и потребностью практики в создании целостной системы внеучебной деятельности, которая бы существенно влияла на уровень профессиональной компетентности педагога.
• между содержанием внеучебной воспитательной деятельности обучающихся педагогического колледжа и его личностной направленностью, а также уровнем развития потребностно- мотивационной сферы будущих учителей.
Отмеченные противоречия определяют актуальность диссертационного исследования по проблеме организации внеучебной воспитательной работы в системе среднего профессионального образования.
6
Выявленная проблема позволяет определить тему исследования: «Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже».
Объект исследования: система внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже как важнейший компонент профессиональной подготовки будущего учителя.
Предмет исследования: процесс организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже.
Цель исследования: выявление и реализация комплекса организационно-педагогических условий и приемов, обеспечивающих эффективность внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что внеучебная воспитательная деятельность педагогического колледжа может стать важнейшим фактором развития личности и компонентом профессиональной подготовки будущего учителя при следующих условиях:
• системного построения и функционирования внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса;
• диагностирования разнонаправленных интересов, мотивов, творческого потенциала обучающихся, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции;
• изучения опыта развития педагогических колледжей в России с целью прогнозирования опытно-экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности;
• создания педагогических условий для ориентирования педагогического коллектива и учащихся на реализацию системы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже;
7
• всемерной поддержки и развития самоуправления учащихся как формы практической подготовки будущего учителя к проявлению своей социальной и профессиональной компетентности.
В процессе работы над темой диссертации нами выявлено, что в контексте выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных образовательных стандартов большое знание отводится организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся педагогического учебного заведения, как одной из форм профессиональной социализации и самореализации личности будущего учителя.
Общую методологию исследования составляют современные фило¬софские концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская,
В.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [6, 29, 48, 115, 171]. В своих трудах О.В. Белоусова, Г.В. Звездунова, Л.В. Ильченко, показали закономерности подготовки учительских кадров [14, 74, 79,], а А.С. Ко- согова, Н.А. Патунина, Н.И. Савушкин, Е.В. Фирстова раскрыли проблемы воспитания и развития личности учащихся педагогического колледжа [88,
147, 174, 208]. Продолжение исследования в данном направлении обусловлено потребностью практики средних специальных учебных заведений педагогического профиля в новых эффективных технологиях организации внеучебной воспитательной деятельности, направленных на развитие личности учащегося, повышение социального статуса воспитания и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории.
Анализ предоставленных материалов позволяет заключить, что поставленные в исследовании задачи решены:
• выявлены и обоснована совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки иссле¬дования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
146
• определены сущностные и структурно-содержательные характе¬ристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в контексте формирования и развития личности;
• выявлена дифференциация воспитательных мероприятий по отношению к различным группам учащихся;
• разработаны методические рекомендации по организации воспи-тательной работы в педагогическом колледже в условиях модернизации образования.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что внеучебная воспитательная деятельность в педагогическом колледже является важной и неотъемлемой составной частью современной подготовки специалиста. Внеучебная воспитательная деятельность создает благоприятные условия для формирования потребностно-мотивационной сферы личности выпускника педагогического колледжа, прежде всего познавательных и социальных мотивов общения и взаимодействия с другими людьми, группами, объединениями, коллективами. Учащийся, включаясь в многообразные виды внеучебной воспитательной деятельности не только «входит» в свою профессиональную деятельность, но и вступает в «новую ситуацию развития» (Л.С. Выготский), поднимается на новые ступени своего духовного совершенствования [48]
Внеучебная сфера жизнедеятельности среднего профессионального учебного заведения рассматривается нами как система, так как обладает всеми ее признаками: подчиненностью всей организации определенной цели, структурированностью, взаимосвязанностью и взаимодействием элементов.
В ходе исследования нами установлено, что создание и функци¬онирование системы внеучебной воспитательной деятельности педаго¬гического колледжа зависит, конечно же, от точности понимания сути ее взаимоотношений с процессом воспитания, знания основных ее системных компонентов и признаков, однако, в большей степени детерминировано
147
особенностями и традициями учебных заведений, его культуры и характером социума.
Исследование направлений и технологий внеучебной воспитательной деятельности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования Ставрополья показало, что в каждом педагогическом колледже создана своя уникальная модель организации внеучебной воспитательной работы, которая позволяет успешно решать задачи подготовки специалистов и стать основой для профессионального совершенствования выпускников педагогических колледжей Ставропольского края.
Для построения системы внеучебной воспитательной деятельности нами было использовано проектирование, в ходе которого разработана концепция и программа внеучебной деятельности ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж» как часть воспитательного процесса. В ходе создания Концепции мы определили ее основные блоки: правовое обеспечение, организационно-управленческое обеспечение программно-целевое обеспечение, финансово-правовое и материально¬техническое обеспечение. На основании результатов, полученных в процессе проектирования можно заключить, что внеучебная воспитательная деятельность может давать результаты, если организация, содержание, формы работы с учащимися будут учитывать их потребности, интересы и способствовать социальной, творческой и профессиональной самореализа¬ции.
Проведенное исследование привело нас к выводу, что эффективность внеучебной воспитательной работы в колледже обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий и приемов, выделяя которые мы исходили из требований актуализации мотивов внеучебной воспитательной деятельности, управления процессом овладения внеучебной воспитательной деятельностью, управления процессом овладения внеучебной воспита¬тельной деятельностью.
148
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем были определены критерии мониторинга дидактико-корректировочных детерминант, позволяющих предвидеть наиболее вероятную педагогическую и психологическую траекторию учащихся; уточнены содержательные компоненты и особенности организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже; раскрыты педагогические условия (совершенствование организации управленческой структуры внеучебной воспитательной деятельности; введение дополнительного числа специальностей; постоянное совершенствование форм внеучебной воспитательной деятельности; учет социальных, культурных и национальных традиций; развитие финансового и материального технического обеспечения), позволяющие корректировать внеучебную педагогическую деятельность в системе колледжа как универсального учебного заведения; разработаны «Программа развития воспитания в педагогическом колледже», тематический план спецкурса «Особенности внеучебной воспитательной работы в современных условиях», план воспитательной работы с учащимися педагогического колледжа; представлен опыт организации внеучебной воспитательной работы в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Светлоградский педагогический колледж», Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Педагогический колледж» г. Ессентуки, Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Педагогический колледж» г. Буденновска.
В ходе опытно-экспериментальной работы важно было определить возможности внеучебной воспитательной деятельности и ее влияние на формирование личности будущего учителя. Результаты проведенного мони¬торинга показали, что внеучебная воспитательная деятельность располагает возможностями для развития способностей, реализации интересов, фор¬мирования положительного отношения к воспитанию, побуждению внутрен¬них мотивов воспитательной деятельности, позволяет интегрировать воспитательную деятельность с профессиональной.
149
В ходе формирующего эксперимента нами были получены данные о позитивных изменениях, которые произошли в экспериментальных группах под воздействием предлагаемого инструментария, где заметно выросло число учащихся, обладающих более высоким уровнем воспитанности, занятостью внеучебной деятельностью по сравнению с конкретной группой.
Результаты позволяют сделать вывод о достижении цели исследования
- выявлении и реализации комплекса организационно-педагогических условий и приемов организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже, эффективно влияющих на процесс воспитания и социализацию личности обучающихся.
В достижении этой цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования: внеучебная воспитательная деятельность может стать важнейшим фактором развития личности и компонентов профессиональной подготовки будущего учителя при реализации комплекса выделенных нами педагогических условий: системном построении и функционировании внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса; диагностировании разнонаправленных интересов, мотивов, творческого потенциала обучающихся, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции; изучении опыта развития педагогических колледжей в России с целью прогнозирования опытно¬экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности; создании педагогических условий для ориентирования педагогического коллектива и учащихся на реализацию системы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже; всемерной поддержки и развитии самоуправления учащихся как формы практической подготовки к проявлению своей социальной и профессиональной компетентности.
Резюмируя результаты исследования, правомерно заключить, что в нем получены факты, анализ которых приводит к следующим обобщениям:
150
1. В педагогической теории проблема организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся педагогического колледжа остается недостаточно разработанной.
2. Внеучебная воспитательная деятельность колледжа представляет собой систему, которая состоит из множества компонентов и решает задачи профессионально-личностного развития и саморазвития будущего учителя на основе индивидуально-творческого подхода, свободного выбора форм и видов внеучебной деятельности.
3. В результате проведения опытно-экспериментальной работы в настоящее время в ГОУ СПО «Светлоградский педагогический колледж» сложилась четкая организация внеучебной воспитательной деятельности, которая предстает пространством для творческой самореализации учащихся, способствует их личностному развитию и является важнейшей сферой профессионального становления будущего учителя.
4. Опыт организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся, накопленный учреждениями среднего педагогического образования Ставропольского края заслуживает внимания, тща¬тельного изучения и творческого использования в современных условиях модернизации педагогического образования.
5. К ведущим тенденциям организации внеучебной воспитательной деятельности учащихся педагогического колледжа относятся профессионально-педагогическая направленность, решение задач воспитания молодежи, демократизация и гуманизация.
6. Диссертационная работа расширяет объективное и предметное поле обобщающих исследований в области теории и практики среднего профессионального педагогического образования.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань, 1988 - 200 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань, 1988 - 624 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.-255с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., ЛГУ, 1968.-339 с.
6. Ананьев Б. Т. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978.-64с.
9. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т.1
- С.533.
10. Афанасьев Б.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977.- 382 с.
11. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. - М., 1982 - 192 с.
12. Байденко В. И. О концепции воспитания в Российской образовательной системе /изложение авторского подхода. - М., ИЦКПС, 1997.
13. Бадий В.Н. О соотношении аудиторных и внеаудиторных занятий в системе профессиональной подготовки будущего учителя // ХХУ11 Герценовские чтения. - Л., 1974. - № 1. - С. 3-7.
14. Белоусова О.В. Среда педагогического колледжа как фактор подготовки учителя начальных классов к воспитательной деятельности. Автореф. дис. канд. пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 23 с.
15. Беляев А.В. Воспитание гражданина в демократический России: Пособие для самостоятельной работы / Министерство образования РФ СГУ. - Ставрополь: СГУ, 2000. - 25 с.
153
16. Беляев А.В. Концептуальные основы воспитательной работы в СГУ. Личность: культура и образование: мат. 44-й научно-практической конференции - Ставрополь: СГУ, - 1999.
17. Беляев А.В. Воспитательная работа в СГУ: Концепция, технология реализации. Ставрополь: СГУ, 2000.
18. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. - М., 1986
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190 с.
20. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации. / Педагогика. 1996. - №1, с. 3-8.
21. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. - М.: РОУ, 1993. - 37 с.
22. Битинас Б.Л., Бочарова В. Г. Социальное воспитание учащихся /основные теоретические положения. - М.,1997.
23. Бландова О.М. Студенческий педагогический кружок//Вопросы обучения и воспитания учащихся. - Куйбышев, 1974. - С. 104-112.
24. Блонский П.П. Избран.пед. и психолог.сочинения. В 2-х т. - М., 1979. - Т.1. - 211 с.
25. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1961.
26. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дисс. ... док.псих.наук. - М., 1995.
- 49 с.
27. Божович Л.И. Этапы формирования личности//Вопросы психологии.- 1979. - № 2. - С. 50-56.
28. Болдырев Н.И. О подготовке учащихся педагогических вузов к воспитательной работе в школе//Сов.педагогика. - 1972. - № 5.
29. Бондаревкая Е.В., С.В. Кульневич. Педагогика.- Москва - Ростов-на- Дону, 1999.
154
30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬ориентированного образования. // Инновационная школа. 1997. № 1. С. 37 - 45.
31. Бондаревская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1992. - 22 с.
32. Бодалев А.А. Личность и общение - М., 1983. - 273 с.
33. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер - 2001. - 304 с.
34. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - 216 с.
35. Буткевич В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960-1990): Автореф. дисс. док.пед.наук. - М., 1994. - 31 с.
36. Бухалов Ю.Ф., Якуба Е.А. Общественная активность, ее содержание и критерии// Философские науки. - 1968. - № 4.
37. Вахтеров В. П. Основы общей педагогики. // Избр. пед. соч. - М., 1987.
38. Власова Т.П. Внеаудиторная работа куратора академической группы как фактор подготовки учащихся к воспитанию школьников//Подготовка учащихся к воспитательной работе в школе. - Минск, 1973. - С. 338-344.
39. Внеаудиторная работа по дисциплинам педагогического цикла в системе профессиональной подготовки будущего учителя: Метод. реком. - Таганрог. - ТГПИ, 1990. - 40 с.
40. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей / Ред. А.И. Пискунов. - М., 1972. - 259 с.
41. Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеурочной работе / Ред. Э.Г. Костяшкин. - М., 1974. - 332 с.
42. Воронов В. В. Основы технологии воспитания: конспект - пособие для учащихся и учителей. - М., 1999.
43. Воспитательная работа со студентами во внеучебное время. - Л., 1971. - 107 с.
155
44. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно¬методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней - М., 2002. - 384.
45. Воспитание и развитие личности учащегося в условиях современного вуза./Тезисы докладов. Сообщения Всероссийской научно
- практической конференции 2-4 марта 1999г. - Москва, 2000.
46. Воспитательная система школы: аспект моделирования / Учебно - методическое пособие. - Псков, 1994.
47. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности - М., 1983. - 207 с.
48. Выготский Л.С. Избран. психолог. исследования. - М., 1965 . - 240 с.
49. Газман О.С. От авторитарного воспитания к педагогике свободы // Содержание гуманистического образования. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1995. С. 16-45.
50. Голянская Н. М. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации будущего учителя в системе школа - педагогическое училище (колледж) - вуз: Дисс. ... канд. пед. наук. - М.,
1994. - 192 с.
51. Горелова Г. Г. Внеаудиторная творческая познавательная деятельность учащихся как средство формирования их активной жизненной позиции // Формирование активной жизненной позиции. - Челябинск, 1981. - С. 140-149.
52. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской педагогической деятельности. - М.: Илекса: Ставрополь: Ставрополь- сервисшкола 2002. - 128 с.
53. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 160 с.
156
54. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 821. (с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования России от 21.11.2001г., 04.02.02)
55. Григорьев С.И., Немировский В.В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. - Барнаул,
1995.
56. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Новое педагогическое мышление. - М.,1989.
57. Данильчук В. И. Гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования./ Развитие личности в образовательных системах южно - российского региона. - Ростов-на-Дону, 1998.
58. Данюков В.Н., Н.М. Оглоблина, Н.А. Петрова. Внеучебная воспитатель¬ная работа в вузе: организация и управление. - Комсомольск-на-Амуре,
1998.
59. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. - Ижевск, 1999 .
60. Деркач Т.С. Педагогический кружок - средство повышения профессиональной подготовки учащихся//Пути оптимизации преподавания психолого-педагогической деятельности в высшей школе.
- М., 1979. - С. 137-143.
61. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. - 336 с.
62. Дмитриева Н.М. Кружковая работа как одна из форм познания и воспитания учащихся//Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе. - Саратов, 1975. - С. 28-250.
63. Добрынина В.И., Суслова Е.А., Юркин М.И. Самостоятельные инициативные организации: проблемы и перспективы развития. - М., 1990. - 48 с.
157
64. Единство обучения и воспитания. - Казань, 1989. - 160 с.
65. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб пособие для учащихся пед. ин-тов. М., 1989.-189 с.
66. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1985. - 14 с.
67. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно - воспитательном процессе: Автореф. кан.пед. наук. - Екатеринбург, 1994.
68. Ефремов А.Ю. Нравственная самоорганизация личности в педагогическом сообществе/ Учебное пособие. - Воронеж, 1999.
69. Жданова Л. С. Использование в учебно-воспитательном процессе результатов научных исследований и новых педагогических технологий. // Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях: Сб. материалов НМЦ СПО - М., 2000. с. 82 - 100.
70. Забкова Т.А. Формирование готовности учащихся и молодых специалистов внеучебной воспитательной работе. Дисс. ... канд. пед. наук.
- Тюмень, 2001. - 172 с.