ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ДЕСКРИПЦИЯ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВ
|
Введение
1 Теоретико-методологические подходы к исследованию государственно-гражданской идентичности 12
1.1 Понятие «идентичность»: основные направления исследований 12
1.2 Государственно-гражданская идентичность: условия
формирования и структурные компоненты 18
1.3 Государственно-гражданская идентификация в молодежной
среде 26
2 Специфика государственно-гражданской идентичности современного
российского общества 30
2.1 Формирование государственно-гражданской идентичности в
России: историко-культурные и политические основания 30
2.2 Дескрипция образов и символов государственно-гражданской
идентичности: эмпирический анализ (на примере Республики Мордовия) 36
2.3 Основные направления по укреплению значимости
государственных символов России в сознании молодежи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретико-методологические подходы к исследованию государственно-гражданской идентичности 12
1.1 Понятие «идентичность»: основные направления исследований 12
1.2 Государственно-гражданская идентичность: условия
формирования и структурные компоненты 18
1.3 Государственно-гражданская идентификация в молодежной
среде 26
2 Специфика государственно-гражданской идентичности современного
российского общества 30
2.1 Формирование государственно-гражданской идентичности в
России: историко-культурные и политические основания 30
2.2 Дескрипция образов и символов государственно-гражданской
идентичности: эмпирический анализ (на примере Республики Мордовия) 36
2.3 Основные направления по укреплению значимости
государственных символов России в сознании молодежи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Игнорирование многих традиционных общественных и духовных ценностей оказывает значительное воздействие на идентичность современного человека. В связи с процессами глобализации одной из первостепенных задач для России является поиск источника национального единства. С давних пор ведутся дискуссии о том, что могло бы выступить в качестве национальной идеи страны. К сожалению, из-за детрадиционализации идентичность все больше проблематизируется, становится менее определенной и устойчивой. В условиях современного миропорядка вычленение её составляющих необходимо для формирования наиболее эффективных мер, способствующих установлению общественного согласия.
Государственно-гражданская идентичность российского общества привлекает внимание благодаря тому, что вмещает в себя культурные, исторические и государственно-правовые аспекты. Часто общественные изменения находят свой след в социальных константах, поэтому по модификации идентичности можно отслеживать тенденции изменения самого общества.
Следует отметить, что положительные образы гражданской идентичности, первоначальные сведения о ней, способны, равным образом, стать импульсом преодоления внутренней дисгармонии разобщенного и, к тому же, мультикультурного общества. Став краеугольным камнем взаимодействия населения и власти идентичность способна побудить к здоровой трудовой, общественно-политической, культурной жизни. Поликультурное общество ортодоксально для России, но сегодня энергичное слияние населения приводит к выстраиванию тонких связующих линий интерактивного взаимодействия, к политкорректности и самоидентификации социума.
Задача совершенствования государственно-гражданской идентичности повлекла за собой потребность в построении гражданского общества.
Социальное, экономическое, политическое реформирование должно начинаться с активизации гражданской позиции всех членов общества. Без активного гражданского участия каждого человека невозможно развитие нашей страны. Для этого необходимо развивать новый тип взаимодействия общественности и власти: тесное сотрудничество, реальное и конструктивное влияние населения на управленческие решения всех уровней.
Становление гражданской идентичности обеспечит единство и целостность личности, интеграцию гражданин поликультурного общества на основе свободы его самовыражения, а также учета плюрализма социальных установок, норм и ценностей. Таким образом, очевидно, что перед исследователями возникает задача выбора и выработке моделей формирования новой идентичности, что имеет колоссальное значение для успешного будущего российской государственности.
Степень изученности темы. Изучение идентичности является актуальной темой как в зарубежной, так и отечественной исследовательской практике. Среди зарубежных исследователей можно выделить работы Г.Тешфела [111] и Дж.Тернера [112], Дж. Берри [106], А. Айер [110], А. Адлер [2], А. Фрейд [93], Э. Эриксона [100, 101, 108] и М. Кастельса [107], И. Гофман [27], С. Лурье [54] К. Ясперс [105] и др.
Государственно-гражданская идентичность, в том числе политическая, является предметным полем анализа у И. М. Вакула [16], Р. А. Данакари [31], Т. В. Евгеньева [39], А. М. Багрий [9], М. К. Горшкова[23, 24], С. Г. Максимовой [56].
Вопросам национальной идентичности повещены работы Е. Н. Савельева [77], В. А. Ачкасов [8], А. Д. Гаврилов [20], О. М Малахиева [57], Е. С. Задворная [41], И. В. Малыгина [60].
Вопросам становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации посвящены исследования С. Э. Аршинской [6], О. А. Борисовой [12], М. К. Горшкова [23, 24], Р. Р. Фахрутдинова [92] и др. Исследования С. М. Дробижевой [35, 36], О. А. Коряковцевой [51],
Особенности российской государственно-гражданской идентичности, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в ее формировании исследуют Е. С. Задворная [41], И. В. Малыгина [60], Е. Г. Маклашова [58], М. М. Шахбанов [87].
Специфика формирования идентичности у различных социальных и возрастных групп представлена в публикациях Е. С. Павленко [65], И. Б. Бритвиной [14], А. А. Оносова [64], М. А. Абрамовой [1], К. Г. Сохадзе [74], С. А. Мудровым [63], Н. П. Кириленко [46].
Различные аспекты формирования идентичности россиян представлены в рамках прикладных исследований. Так, например, изучение региональной идентичности выделяется масштабным исследованием М. П. Крылова и А. А. Гриценко. Для фиксации особенностей восприятия жителями российских регионов своей малой родины авторы организовали несколько экспедиций и массовых опросов: 2002 - 2003 гг. (Вологодская, Воронежская, Ярославская и Костромская области); 2001 - 2004 гг. (Ярославская, Костромская, Вологодская, Нижегородская, Тамбовская области); 2008 г. (Самарская, Воронежская и Саратовская области); 2009 г. (Белгородская, Воронежская области) и др. На основе полученных данных ученые выделили транстрадиционную, традиционалистскую, надтрадиционную идентичности, составили карту культурных различий регионов Европейской России [52].
Н. Петров [68] эмпирически изучал территориальную идентичность России в привязке к брендам и символам каждого ее уровня. Автор выявил и описал множество подобных проявлений: названия городов, поселков и деревень, природно-географических объектов, газет, магазинов, фирменных поездов, марок производства продуктов и напитков и пр. Анализируя результаты исследования, он пришел к выводу, что территориальная
Многие труды Л. М. Дробижевой [36] по изучению формирования государственной и этнической идентичности и национально-патриотического дискурса посвящены анализу данных эмпирических исследований, в том числе опросам. Последнее из прикладных исследований автора было осуществлено в рамках проекта «Ресурс межэтнического согласия в консолидации российского общества: общее и особенное в региональном разнообразии» 2014 - 2016 гг. Опросы проведены в Москве, Московской области, Калининградской, Пермской, Астраханской области и республике Карелия и пр. Обобщив результаты данных, коллектив Л. М. Дробижевой делает вывод о корреляции между уровнем региональной идентичности и развитостью системы межэтнических отношений.
Несмотря на значительное количество работ по различным аспектам государственно-гражданской идентичности, отсутствуют комплексные междисциплинарные труды, также тема не теряет свою исследовательскую актуальность вследствие подвижности ценностных оснований базовых образов.
Объектом исследования является государственно-гражданская идентичность как чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее действовать в качестве коллективного субъекта.
Предмет исследования - специфика государственно-гражданской идентичности современного российского общества.
Цель исследования состоит в выделении в массовом сознании образов и концептуальных конструкций государственно-гражданской идентичности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть определение понятия «идентичность» и выделить основные направления ее исследований;
- проанализировать условия формирования и структурные компоненты
государственно-гражданской идентичности;
- определить специфику государственно-гражданской идентификации в молодежной среде;
- исследовать историко-культурные и политические основания формирования государственно-гражданской идентичности в России;
- описать образы и символы государственно-гражданской идентичности на примере Республики Мордовия;
- выделить основные направления по укреплению значимости государственных символов России в сознании молодежи.
Источниковая база исследования. В работе использован широкий спектр опубликованных источников, которые можно условно разделить на несколько групп:
- во-первых, монографии, сборники научных статей, посвященные вопросам идентичности, ее видам, способам формирования [38, 44, 72, 73, 76, 100, 101 и др.];
- во-вторых, статьи из периодических изданий научного характера, конкретизирующие основные образы, символы и технологии формирования государственно-гражданской идентичности [16, 19, 38, 55, 82 и др.];
- в-третьих, учебники, учебные пособия [21, 30 и др.];
- в-четвертых, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвященные рассматриваемой проблематике [10, 26, 28, 47, 61, 67, 69, 70 и др.];
- в-пятых, нормативно-правовые акты [85, 86, 91].
Методы исследования. В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в работе применяется совокупность методов, позволяющих реализовать сформулированную цель и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов.
В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, описание и др.
В качестве специальных методов, парадигм и подходов применялись:
структурно-функциональный подход, позволивший структурные элементы идентичности;
- системный анализ, средствами которого государственно-гражданская идентичность рассмотрена как система субъективно-объективных элементов;
- герменевтическая парадигма, рассматривающая государственно-гражданскую идентичность через призму политической коммуникации;
- культурологическая парадигма, благодаря которой рассмотрена государственно-гражданская идентичность в зависимости от ценностных установок общества, групп или субъектов;
- аналитический метод, позволил выделить основные тенденции и направления изменения по изучаемой проблематике.
В числе прикладных методов были использованы:
- case-study (исследование отдельного случая), что позволило изучить государственно-гражданскую идентичность как уникальный объект в совокупности его взаимосвязей;
- фокус-групповое исследование «Формирование территориальных идентичностей россиян: символы и бренды, образы, концепты и мифы» - для изучения образов и символов государственно-гражданской идентичности, реализуемое в рамках грантового проекта «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» (РФФИ № 18-011-00364 А, руководитель профессор О. В. Бахлова).
Территориальные рамки: Республика Мордовия. Специфика формирования групп: гомогенные (по месту проживания). Социально-демографические и количественные характеристики: число фокус-групп - 1; число участников в фокус-группе - 11 человек, возрастной состав - от 18 до 46 лет (средний возраст 27 лет), гендерный состав - 7 женщин, 4 мужчины. Стимульный материал: презентация. Фиксация результатов: видеозапись. Сценарий фокус-группы был разработан соответственно стадиям её проведения и основным этапам групповой дискуссии. Элементами символьной системы для фокус-групп выступили различные символы государственной и гражданской
Научная новизна исследования состоит в теоретико-методологическом исследовании государственно-гражданской идентичности, а также выделении в массовом сознании ее образов и концептуальных конструкций на основании эмпирического анализа.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть применены в дальнейшей исследовательской работе, в образовательной практике студентов направлений подготовки «Политология», «Социология», «Культурология» и др., а также для выработки рекомендаций для органов государственной власти и управления по повешению эффективности деятельности в области укрепления государственно-гражданской идентичности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования были представлены в виде доклада на научной конференции «Молодежь XXI» (2018 г., Саранск). По результатам прикладного исследования опубликована научная статья «Образы и символы государственно-гражданской идентичности: эмпирический анализ (на примере Республики Мордовия)» (Мещерякова Д. И. // Контентус: электронный научный журнал. - 2019 - № 6. - Режим доступа: http://kontentus.ru/?m=201906).
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Государственно-гражданская идентичность российского общества привлекает внимание благодаря тому, что вмещает в себя культурные, исторические и государственно-правовые аспекты. Часто общественные изменения находят свой след в социальных константах, поэтому по модификации идентичности можно отслеживать тенденции изменения самого общества.
Следует отметить, что положительные образы гражданской идентичности, первоначальные сведения о ней, способны, равным образом, стать импульсом преодоления внутренней дисгармонии разобщенного и, к тому же, мультикультурного общества. Став краеугольным камнем взаимодействия населения и власти идентичность способна побудить к здоровой трудовой, общественно-политической, культурной жизни. Поликультурное общество ортодоксально для России, но сегодня энергичное слияние населения приводит к выстраиванию тонких связующих линий интерактивного взаимодействия, к политкорректности и самоидентификации социума.
Задача совершенствования государственно-гражданской идентичности повлекла за собой потребность в построении гражданского общества.
Социальное, экономическое, политическое реформирование должно начинаться с активизации гражданской позиции всех членов общества. Без активного гражданского участия каждого человека невозможно развитие нашей страны. Для этого необходимо развивать новый тип взаимодействия общественности и власти: тесное сотрудничество, реальное и конструктивное влияние населения на управленческие решения всех уровней.
Становление гражданской идентичности обеспечит единство и целостность личности, интеграцию гражданин поликультурного общества на основе свободы его самовыражения, а также учета плюрализма социальных установок, норм и ценностей. Таким образом, очевидно, что перед исследователями возникает задача выбора и выработке моделей формирования новой идентичности, что имеет колоссальное значение для успешного будущего российской государственности.
Степень изученности темы. Изучение идентичности является актуальной темой как в зарубежной, так и отечественной исследовательской практике. Среди зарубежных исследователей можно выделить работы Г.Тешфела [111] и Дж.Тернера [112], Дж. Берри [106], А. Айер [110], А. Адлер [2], А. Фрейд [93], Э. Эриксона [100, 101, 108] и М. Кастельса [107], И. Гофман [27], С. Лурье [54] К. Ясперс [105] и др.
Государственно-гражданская идентичность, в том числе политическая, является предметным полем анализа у И. М. Вакула [16], Р. А. Данакари [31], Т. В. Евгеньева [39], А. М. Багрий [9], М. К. Горшкова[23, 24], С. Г. Максимовой [56].
Вопросам национальной идентичности повещены работы Е. Н. Савельева [77], В. А. Ачкасов [8], А. Д. Гаврилов [20], О. М Малахиева [57], Е. С. Задворная [41], И. В. Малыгина [60].
Вопросам становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации посвящены исследования С. Э. Аршинской [6], О. А. Борисовой [12], М. К. Горшкова [23, 24], Р. Р. Фахрутдинова [92] и др. Исследования С. М. Дробижевой [35, 36], О. А. Коряковцевой [51],
Особенности российской государственно-гражданской идентичности, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в ее формировании исследуют Е. С. Задворная [41], И. В. Малыгина [60], Е. Г. Маклашова [58], М. М. Шахбанов [87].
Специфика формирования идентичности у различных социальных и возрастных групп представлена в публикациях Е. С. Павленко [65], И. Б. Бритвиной [14], А. А. Оносова [64], М. А. Абрамовой [1], К. Г. Сохадзе [74], С. А. Мудровым [63], Н. П. Кириленко [46].
Различные аспекты формирования идентичности россиян представлены в рамках прикладных исследований. Так, например, изучение региональной идентичности выделяется масштабным исследованием М. П. Крылова и А. А. Гриценко. Для фиксации особенностей восприятия жителями российских регионов своей малой родины авторы организовали несколько экспедиций и массовых опросов: 2002 - 2003 гг. (Вологодская, Воронежская, Ярославская и Костромская области); 2001 - 2004 гг. (Ярославская, Костромская, Вологодская, Нижегородская, Тамбовская области); 2008 г. (Самарская, Воронежская и Саратовская области); 2009 г. (Белгородская, Воронежская области) и др. На основе полученных данных ученые выделили транстрадиционную, традиционалистскую, надтрадиционную идентичности, составили карту культурных различий регионов Европейской России [52].
Н. Петров [68] эмпирически изучал территориальную идентичность России в привязке к брендам и символам каждого ее уровня. Автор выявил и описал множество подобных проявлений: названия городов, поселков и деревень, природно-географических объектов, газет, магазинов, фирменных поездов, марок производства продуктов и напитков и пр. Анализируя результаты исследования, он пришел к выводу, что территориальная
Многие труды Л. М. Дробижевой [36] по изучению формирования государственной и этнической идентичности и национально-патриотического дискурса посвящены анализу данных эмпирических исследований, в том числе опросам. Последнее из прикладных исследований автора было осуществлено в рамках проекта «Ресурс межэтнического согласия в консолидации российского общества: общее и особенное в региональном разнообразии» 2014 - 2016 гг. Опросы проведены в Москве, Московской области, Калининградской, Пермской, Астраханской области и республике Карелия и пр. Обобщив результаты данных, коллектив Л. М. Дробижевой делает вывод о корреляции между уровнем региональной идентичности и развитостью системы межэтнических отношений.
Несмотря на значительное количество работ по различным аспектам государственно-гражданской идентичности, отсутствуют комплексные междисциплинарные труды, также тема не теряет свою исследовательскую актуальность вследствие подвижности ценностных оснований базовых образов.
Объектом исследования является государственно-гражданская идентичность как чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее действовать в качестве коллективного субъекта.
Предмет исследования - специфика государственно-гражданской идентичности современного российского общества.
Цель исследования состоит в выделении в массовом сознании образов и концептуальных конструкций государственно-гражданской идентичности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть определение понятия «идентичность» и выделить основные направления ее исследований;
- проанализировать условия формирования и структурные компоненты
государственно-гражданской идентичности;
- определить специфику государственно-гражданской идентификации в молодежной среде;
- исследовать историко-культурные и политические основания формирования государственно-гражданской идентичности в России;
- описать образы и символы государственно-гражданской идентичности на примере Республики Мордовия;
- выделить основные направления по укреплению значимости государственных символов России в сознании молодежи.
Источниковая база исследования. В работе использован широкий спектр опубликованных источников, которые можно условно разделить на несколько групп:
- во-первых, монографии, сборники научных статей, посвященные вопросам идентичности, ее видам, способам формирования [38, 44, 72, 73, 76, 100, 101 и др.];
- во-вторых, статьи из периодических изданий научного характера, конкретизирующие основные образы, символы и технологии формирования государственно-гражданской идентичности [16, 19, 38, 55, 82 и др.];
- в-третьих, учебники, учебные пособия [21, 30 и др.];
- в-четвертых, электронные ресурсы и Интернет-издания, посвященные рассматриваемой проблематике [10, 26, 28, 47, 61, 67, 69, 70 и др.];
- в-пятых, нормативно-правовые акты [85, 86, 91].
Методы исследования. В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в работе применяется совокупность методов, позволяющих реализовать сформулированную цель и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов.
В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, описание и др.
В качестве специальных методов, парадигм и подходов применялись:
структурно-функциональный подход, позволивший структурные элементы идентичности;
- системный анализ, средствами которого государственно-гражданская идентичность рассмотрена как система субъективно-объективных элементов;
- герменевтическая парадигма, рассматривающая государственно-гражданскую идентичность через призму политической коммуникации;
- культурологическая парадигма, благодаря которой рассмотрена государственно-гражданская идентичность в зависимости от ценностных установок общества, групп или субъектов;
- аналитический метод, позволил выделить основные тенденции и направления изменения по изучаемой проблематике.
В числе прикладных методов были использованы:
- case-study (исследование отдельного случая), что позволило изучить государственно-гражданскую идентичность как уникальный объект в совокупности его взаимосвязей;
- фокус-групповое исследование «Формирование территориальных идентичностей россиян: символы и бренды, образы, концепты и мифы» - для изучения образов и символов государственно-гражданской идентичности, реализуемое в рамках грантового проекта «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» (РФФИ № 18-011-00364 А, руководитель профессор О. В. Бахлова).
Территориальные рамки: Республика Мордовия. Специфика формирования групп: гомогенные (по месту проживания). Социально-демографические и количественные характеристики: число фокус-групп - 1; число участников в фокус-группе - 11 человек, возрастной состав - от 18 до 46 лет (средний возраст 27 лет), гендерный состав - 7 женщин, 4 мужчины. Стимульный материал: презентация. Фиксация результатов: видеозапись. Сценарий фокус-группы был разработан соответственно стадиям её проведения и основным этапам групповой дискуссии. Элементами символьной системы для фокус-групп выступили различные символы государственной и гражданской
Научная новизна исследования состоит в теоретико-методологическом исследовании государственно-гражданской идентичности, а также выделении в массовом сознании ее образов и концептуальных конструкций на основании эмпирического анализа.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть применены в дальнейшей исследовательской работе, в образовательной практике студентов направлений подготовки «Политология», «Социология», «Культурология» и др., а также для выработки рекомендаций для органов государственной власти и управления по повешению эффективности деятельности в области укрепления государственно-гражданской идентичности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования были представлены в виде доклада на научной конференции «Молодежь XXI» (2018 г., Саранск). По результатам прикладного исследования опубликована научная статья «Образы и символы государственно-гражданской идентичности: эмпирический анализ (на примере Республики Мордовия)» (Мещерякова Д. И. // Контентус: электронный научный журнал. - 2019 - № 6. - Режим доступа: http://kontentus.ru/?m=201906).
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В понятии идентичности выражается способность человека с позиции ответственного выбора конструировать свое бытие в соотнесении с «другими», что предполагает его свободное самоопределение (обретение собственной формы бытия) и самоутверждение вовне (получение социального признания). В одних случаях идентификация строится через поиск общих признаков с объектом взаимодействия, в других - через дифференциацию, то есть подчеркивание особенностей, отличающих субъекта от всего другого. Этот процесс связан с выявлением отношения субъекта к своему окружению и формируется через сравнение и даже противопоставление себя ему.
Анализируя работы, посвящённые проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что данное понятие трактуется исследователями неоднозначно и отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления, анализируются различные аспекты изучения гражданской идентичности в соответствии с кругом научных интересов исследователей. Научные подходы к толкованию данного термина предпринимались в основном в социологии и политологии, и психологии.
К наиболее распространенным технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:
- коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты»);
- игровые (ролевая игра, деловая игра);
- социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).
Российская гражданская идентичность - это неотъемлемый атрибут воспроизводства России в качестве суверенной и самодостаточной цивилизации, обеспечивающей достойные условия существования и саморазвития сообщества, выступающего в качестве суверенного и целостного организма. Гражданская идентичность становится важным инструментом воздействия на развитие (направление, ход) социальных процессов и механизмом формирования и сохранения национального самосознания.
Анализ показывает, что главным инструментом патриотического воспитания и популяризатором символов России является на сегодняшний день государство, соответственно все меры, которые предпринимаются в рамках символической политики, носят характер «коммуникации сверху». Государственная политика является в Российской Федерации основным агентом, дающим толчок к формированию и высвобождению социальной энергии в части выражения патриотических чувств населения.
Подводя итог, можно определить основные направления политики по укреплению государственных символов России в сознании молодежи:
- повышение информационной грамотности молодежи в отношении символов государства;
- создание положительного социального опыта молодежи, связанного с символикой государства;
- конструирование в СМИ стойкой позитивной образной связи между молодежью и государственными символами России;
- снятие барьеров, связанных с законодательными ограничениями в частном применении государственных символов;
- обеспечение символикой государства системы образования и других сфер, в которые включено студенчество;
- формирование каналов социального поощрения применения символов в студенческой среде;
- конструирование идейно-символической модели интерпретации государственной символики в рамках национальной идеи;
- улучшение социально-экономических условий жизни молодежи
России.
Анализируя работы, посвящённые проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что данное понятие трактуется исследователями неоднозначно и отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления, анализируются различные аспекты изучения гражданской идентичности в соответствии с кругом научных интересов исследователей. Научные подходы к толкованию данного термина предпринимались в основном в социологии и политологии, и психологии.
К наиболее распространенным технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:
- коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты»);
- игровые (ролевая игра, деловая игра);
- социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).
Российская гражданская идентичность - это неотъемлемый атрибут воспроизводства России в качестве суверенной и самодостаточной цивилизации, обеспечивающей достойные условия существования и саморазвития сообщества, выступающего в качестве суверенного и целостного организма. Гражданская идентичность становится важным инструментом воздействия на развитие (направление, ход) социальных процессов и механизмом формирования и сохранения национального самосознания.
Анализ показывает, что главным инструментом патриотического воспитания и популяризатором символов России является на сегодняшний день государство, соответственно все меры, которые предпринимаются в рамках символической политики, носят характер «коммуникации сверху». Государственная политика является в Российской Федерации основным агентом, дающим толчок к формированию и высвобождению социальной энергии в части выражения патриотических чувств населения.
Подводя итог, можно определить основные направления политики по укреплению государственных символов России в сознании молодежи:
- повышение информационной грамотности молодежи в отношении символов государства;
- создание положительного социального опыта молодежи, связанного с символикой государства;
- конструирование в СМИ стойкой позитивной образной связи между молодежью и государственными символами России;
- снятие барьеров, связанных с законодательными ограничениями в частном применении государственных символов;
- обеспечение символикой государства системы образования и других сфер, в которые включено студенчество;
- формирование каналов социального поощрения применения символов в студенческой среде;
- конструирование идейно-символической модели интерпретации государственной символики в рамках национальной идеи;
- улучшение социально-экономических условий жизни молодежи
России.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА И РЕДАКТИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНИКОВ, ВОШЕДШИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НА 2020-2021 гг.)
Бакалаврская работа, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



