ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 10
1.1. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современные подходы при их решении 10
1.2. Физическое состояние и состояние здоровья студенческой
молодежи 21
1.3 Мотивация студентов к физкультурно- спортивной
деятельности и физическому совершенству 28
1.3.1 Уровень физической подготовленности абитуриентов 36
1.4. Президентские тесты физической подготовленности (ПТФП) -
как нормативная база физического совершенствования молодёжи
Казахстана 40
Резюме 44
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 46
2.1. Задачи исследования 46
2.2. Методы исследования 46
2.2.1 Анализ научно - методической литературы 46
2.2.2. Опрос, анкетирование 47
2.2.3. Педагогические наблюдения 47
2.2.4. Методы оценки физического развития и функциональной подготовленности 48
2.2.5. Педагогическое тестирование 52
2.2.6. Анализ документов 53
2.2.7. Педагогический эксперимент 53
2.2.8. Методы математической статистики 54
2.3. Организация и ход исследований 54
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕН¬НОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАИНТЕРЕСОВАН¬НОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.. 5 7
3.1. Результаты исследования физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов СКГУ 57
3.1.1. Результаты исследования физической подготовленности студентов СКГУ 57
3
3.1.2. Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов СКГУ с показателями обязательных контрольных нормативов типовой программы и нормативами ПТФП 58
3.2. Результаты исследования физического развития студентов СКГУ 63
3.3. Анализ показателей заинтересованности студентов в занятиях физической культурой 70
3.4. Обоснование необходимости разработки методики для дифференцированной оценки физической подготовленности студентов 78
3.5. Эффективность методики дифференцированного оценивания результатов физической подготовленности студентов на занятиях
физической культурой (по данным социологического опроса) 85
Резюме 91
Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 94
4.1. Организация и ход исследования 94
4.1.1. Рабочая концепция исследования 94
4.2. Обоснование методики развития у студентов, отстающих
физических качеств на занятиях физической культурой 100
4.2.1 .Методика развития скоростных способностей у студентов 100
4.2.2. Методика развития скоростно-силовых способностей 102
4.2.3. Методика развития силовых способностей у студентов 103
4.2.4 Методика совершенствования выносливости у студентов в беге
на 1000 и 3000м 105
4.3. Результаты основного педагогического эксперимента 109
Резюме 121
ВЫВОДЫ 123
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 136
Приложения 157
Социально-экономические преобразования в условиях рыночных отношений предъявляют требования к совершенствованию форм, средств и методов физкультурно-оздоровительной работы среди студенческой молодежи (61, 78). Многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания студентов показывают, что современная молодёжь становится физически слабее, а развитие двигательных способностей молодых людей не соответствует уровню современных требований (3,15,77,160,181,182). Одним из факторов, способствующих формированию подобной картины, является низкий уровень интереса студентов к занятиям физической культурой.
В целом проблемная ситуация, сложившаяся в физическом воспитании в вузах, определяется недостатком адекватных приемов мотивирования студентов к занятиям физическим совершенствованием с учетом их интересов и отсутствием организационных решений использования ПТФП как нормативной базы в процессе физического воспитания в вузе
В связи с этим проблемой настоящего исследования является проблема привлечения студентов к занятиям физической культурой. Она периодически привлекает внимание многих исследователей и решается с помощью различных подходов (Л.И.Лубышева, 107; У.С. Марчибаева, 120; Г.Д.Иванов, 77-80; В.Б.Мандриков, 113,115,116; В.Г.Шилько, 187, 188). В том числе и с помощью организации рейтингового контроля (В.М. Наскалов, 134; А.А.Полозов, 151; В.А.Михайлов, 128) и формирования мотивации и потребности в физической культуре (А.Ф. Тараненко,1992; А.В.Лотоненко, 1998; Е.А.Руденко,2003;)
В 1995-1996 учебном году в Северо-Казахстанском государственном университете начато введение рейтинговой системы контроля знаний студентов (текущий, рубежный, итоговый, аттестация по фундаментальным дисциплинам и аттестация выпускника). Целью внедрения этой системы
6
явилось повышение эффективности результатов образовательного процесса: Достижение этого предполагается за счёт объективизации оценки знаний,
ф при условии систематичности в работе студентов, а также за счёт повышения
качества преподавания всех дисциплин, включая физическую культуру. При этом методика оценки показателей текущего и рубежного контроля по дисциплине «физическая культура» представляет собой оценку достижений студентов того или иного уровня.
Вместе с тем 24 июня 1996 года вышло в свет Постановление Правительства Республики Казахстан № 774 о введении президентских тестов физической подготовленности (ПТФП) для оценки уровня физической
* подготовленности и здоровья населения Республики Казахстан на различных этапах жизни (137). В настоящее время они признаны нормативной базой государственного стандарта физической подготовленности.
Однако, нормативы президентских тестов по всем видам испытаний могли выполнить не более 20% абитуриентов СКГУ, в связи с этим большинство студентов не могли получить высокий рейтинговый балл по дисциплине «физическая культура», что в конечном итоге отрицательно сказывалось на показателях их заинтересованности в занятиях физической культурой и самостоятельным физическим совершенствованием. Фактически возникал порочный круг, который замыкался всякий раз, когда студент не
* имел изначально высокого или среднего уровня физической подготовленности.
Объектом исследования выбран процесс привлечения студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Предметом исследования является рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов вуза к занятиям физической культурой.
ф В связи с этим целью нашего исследования стало выявление
эффективности использования рейтингового оценивания физкультурно-
спортивной деятельности студентов вуза в комплексе мероприятий по привлечению студентов к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования состоит в том, что привлечь студентов вуза к занятиям физической культурой можно используя рейтинговое оценивание результатов освоения данной дисциплины, которое должно быть дифференцированным; при этом должны оцениваться: индивидуальная динамика показателей физической подготовленности, посещаемость занятий, участие в соревнованиях, научных конференциях, результаты самостоятельной работы, в том числе на факультативах и в спортивных секциях; получение высокого рейтингового балла и последующее моральное и материальное стимулирование в свою очередь позволит повысить заинтересованность студентов в физкультурно- оздоровительной деятельности.
Методологическую основу исследования составили концепции физического воспитания Л.И.Лубышевой (106,107); В.К.Бальсевича (18-22); современные представления организации спортивной тренировки Ю.В. Верхошанского (35-37); Л.П.Матвеева (123,124); В.Е.Борилкевич (44), В.М.Зациорский (71,72,74,75); основные положения оздоровительной физической культуры Л.И.Орехова (146,147); Г.Д. Иванова (77-80); А.А.Виру (38,39), основные положения валеологии И.И.Брехмана (29); Г.Л.Апанасенко (8-12); теория функциональных систем П.К.Анохина (6,7).
Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса мероприятий по привлечению студентов к занятиям физической культурой, стимулирующим фактором, в котором выступает рейтинговая оценка индивидуальных достижений студентов в каждом из мероприятий с последующим моральным и материальным поощрением. При этом:
1. Разработана методика рейтинговой оценки совершенствования физической подготовленности студентов на основе нормативной базы президентских тестов физической подготовленности (ПТФП),
предусматривающая назначение баллов за превышение в последующих тестированиях исходных показателей физической подготовленности.
2. Выявлено, что методика совершенствования у студентов, отстающих физических качеств в малогрупповой форме организации занятий физической культурой, используемая в условиях рейтинговой оценки успешности деятельности студентов, наиболее эффективна для совершенствования их физической подготовленности.
3. Доказано, что использование рейтингового оценивания деятельности студентов в рамках дисциплины «физическая культура», состоящей в физкультурно-спортивной, научной, учебно-исследовательской и самостоятельной работе по физическому совершенствованию действительно способствует повышению заинтересованности студентов в занятиях физической культурой.
4. Обоснован подход использования ПТФП как нормативной базы в процесс физического воспитания студентов вуза в условиях реформирования системы высшего образования.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории физического воспитания сведениями о приёмах повышения мотивации студентов вузов к занятиям физической культурой, реализация которых предусматривает использование комплекса мероприятий, основным в котором является рейтинговое оценивание индивидуальной динамики результатов физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Пр ак тическая значимость. Разработанная в результате исследований методика рейтингового оценивания физической подготовленности студентов в комплексе с самостоятельной физкультурно¬спортивной, научной и учебно-исследовательской работой может быть использована в вузах, готовящих специалистов различного профиля. Причём наибольшую эффективность рейтинговое оценивание имеет в сочетании с работой по совершенствованию отстающих физических качеств студентов. В
целом это способствует повышению посещаемости, успеваемости и заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, мотивирует их к самостоятельным занятиям по физическому совершенствованию.
1. Физическая подготовленность студентов, оцениваемая по нормативам
*
типовой программы по физической культуре для вузов, соответствует в среднем «удовлетворительному» уровню и достоверно не изменяется при обучении с 1 по 3 курсы: удовлетворительный уровень показывают студенты в тестах, отражающих состояние быстроты, силы и скоростно¬силовых качеств, хороший - в тестах, отражающих развитие общей выносливости; почти четверть студентов не справляются с контрольными нормативами; при этом физическое развитие студентов, поступивших на
* первый курс, соответствует возрастным нормам.
2. Выявлено, что наиболее значимыми мотивами для занятий физической культурой у студентов являются мотивы улучшения внешнего вида, что соответствует психологическим особенностям их возраста, значимыми также являются мотивы улучшения здоровья, избегания конфликтов с преподавателями, профилактики развития стрессовых состояний, но заниматься физической культурой студенты готовы в основном из-за необходимости получения академического зачета, а самостоятельно занимаются физическим совершенствованием не более 10% студентов, в чем состоит противоречие желаемого, вербализуемого и реализуемого
* студентами отношенйя к физической культуре.
3. Для изменения мотивации студентов к занятиям физической культурой эффективно опираться на значимый мотив получения аттестации по дисциплине «физическая культура» и использовать рейтинговое оценивание, в котором оцениваются индивидуальные достижения студентов в физической подготовке, посещаемость занятий, участие в соревнованиях, научных конференциях, а также самостоятельная учебно-
* исследовательская работа, посещение занятий факультативов и спортивных секций по разработанной таблице оценок.
4. Методика рейтинговой оценки физической подготовленности студентов состоит в следующем: в качестве нормативных требований использованы
нормативы президентских тестов физической подготовленности; в случае выполнения студентами нормативов национального или президентского уровня подготовленности они получают 15%-20% баллов от индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ) в текущем семестре, и оцениваются по разработанной таблице; в случае не выполнения - балльная оценка снижается до 5% от ИКИ; у студентов, имеющих низкую физическую подготовленность, оцениваются индивидуальные достижения в сравнении с исходным уровнем по разработанной прогрессивной шкале, что позволяет стимулировать их к физическому совершенствованию.
5. Разработанная методика рейтингового оценивания имеет более высокую эффективность в сравнении с принятой в университете методикой, основанной на оценивании физической подготовленности студентов по типовой программе по физической культуре для вузов, это доказано в экспериментальном исследовании, где выявлены положительные изменения мотивации студентов к занятиям физической культурой.
6. Рейтинговое оценивание деятельности студентов в рамках освоения дисциплины «физическая культура» имеет наибольшую эффективность в комплексе с использованием методики развития отстающих физических качеств при малогрупповой форме организации занятий физической подготовкой, в частности способствует достоверно большему приросту показателей физической подготовленности и улучшению показателей функционального состояния студентов в сравнении с использованием методики рейтинговой оценки и традиционной методики занятий физической подготовкой.
7. Использование разработанной методики рейтинговой оценки деятельности студентов в рамках дисциплины «ФК» стимулирует их самостоятельно физически совершенствоваться, дает возможность, постепенно повышая успеваемость, увеличивать свой индивидуальный кумулятивный индекс; при этом сокращается количество пропусков занятий без уважительных причин; и изменяется отношение студентов к
дисциплине в целом: так доля студентов, занимающихся физической культурой самостоятельно, после эксперимента составила у юношей 27% против 7%, у девушек 31% против 5% исходных. Также увеличилось количество студентов изредка занимающихся самостоятельно - на 30% у юношей и на 31% у девушек, уменьшилось количество студентов, не занимающихся самостоятельно физической культурой, у юношей на 57%, у девушек на 50%.
Абдрасилов, Б. Виды испытаний и нормативы для молодежи в возрасте 18
- 23 лет: информационное письмо № 5 - 4 / 539 /Б.Абдрасилов. - Алматы: [б.и.], 2002. - 1 с.
Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов /Н.А.Агаджанян. - М.: РУДН, 1997.
- 199 с.
//Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи /И.В. Ефимова, Т.А.Булавина. - Минск: [б.и.], 1995— 4.2- С. 77-78.
Анализ работы областного управления туризма и спорта СКО за 1997- 1999 гг. - Петропавловск: [б.и.], 1999. - 12 с.
Анализ работы областного управления туризма и спорта СКО за 2000- 2002 гг. - Петропавловск: [б.и.], 2002. - 10 с.
Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К.Анохин. -М.: Медицина, 1975. -477 с.
Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы /П.К.Анохин. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология /Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова.
- Ростов н/Д : Феникс; 2000. - 245 с.
Апанасенко, Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека /Г.Л.Апанасенко // Гигиена и санитария. - 1985. - № 6. - С. 55-
58.
Апанасенко, Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида /Г.Л.Апанасенко, Р. Г.Науменко //Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 4. - С. 29-31.
Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида /Г.Л.Апанасенко, Р.Г.Науменко //Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 4. - С. 29-32.
137
12. Апанасенко, Г.JI. Физическое здоровье индивида: методологические аспекты /Г.Л. Апанасенко // Бюллетень СО АМН СССР. — 1988. — № 2. - С. 9-11.
13. Аскарова, 3. А. Изменение показателей гемодинамики у студентов I-IV курсов до и после физической нагрузки /З.А.Аскарова, С. С.Маркеева, Г. Т.Сраилова // Материалы V съезда физиологов Казахстана. - Алматы: [б. и.], 2003.-С. 304-306.
14. Асмолова, Л. А. Роль президентских тестов в повышении уровня физической подготовленности и познавательной активности студентов /Л.А.Асмолова //Углубление реформ и проблемы научно-технического прогресса: тезисы докладов XXXYII НТК, 30 марта - 3 апреля 1999 г. - Усть-Каменогорск: [б. и.], 1999. - Ч.З. - С. 82.
15. Асмолова, Л. А. Управление физическим воспитанием студентов на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Л.А.Асмолова. - Алматы: [б. и.], 1999. - 31 с.
16. Аулик, И. В. Как определить тренированность спортсмена /И.В.Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 102 с.
17. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (пособие для студ., аспирантов и преп. ин - тов физ.культ.) /Б.А.Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
18. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры /В.К.Бальсевич //Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - 236 с.
19. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека /В.КБальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. - 274 с.
20. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема /В.К.Бальсевич // Вопросы философии. - 1981. - № 8.-С. 41-45.
138
21. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
22. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека /В.К.Бальсевич,
B. А.Запорожанов. - Киев: Здоровье, 1987. - 223 с.
23. Батясов, Ю.И. Здоровье студентов финансового института / Ю. И.Батясов, Р. А.Хайруллин, В. Ю.Батясов //Казанский медицинский журнал. - 1997. - Т. 78, № 4. - С. 298.
24. Беренштейн, Г.Ф. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов /Г.Ф.Беренштейн, Д. А.Полевой, М. Н.Нурбаева // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 11/12.-С. 29-30
25. Биологические и педагогические аспекты выносливости: (по материалам Всесоюз. симпоз.) //Теория и практика физической культуры. - 1972.-№
8. -С. 29-33.
26. Бондаренко, В.А. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом /В.А.Бондаренко. - Петропавловск: изд - во, 2001. - 33 с.
27. Богатырев, B.C. Снижение уровня физической подготовленности выпускниц средних школ /В.С.Богатырев, В.И.Циркин, С.А. Дворянский //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №
2. -С. 14- 16.
28. Бравая, Д.Ю. Сравнительный анализ эффектов статической (изометрической) и динамической (изокинетической) силовых тренировок /Д.Ю. Бравая //Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 2. -
C. 18-19.
29. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье /И.И.Брехман. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
139
30. Бутенко, М В. Формирование культуры здорового образа жизни личности студента в процессе занятий атлетической гимнастикой: автореф. дис. ... канд. пед. наук /М.Ф.Бутенко. - Барнаул: [б.и.], 2004. - 23с.
31. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников /Я.С.Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 65 с.
32. Вайцеховский, С.М. Пульсометрия как критерий интенсивности тренировочной нагрузки /С.М.Вайцеховский //Теория и практика физической культуры. - 1996. - №1. - С. 45.
33. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием /И.А.Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: изд - во, 1991. -144 с.
34. Вербицкий, А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе /А.А.Вербицкий //Советская педагогика. - 1986. - № 8. - С. 75-78.
35. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки /Ю.В. Верхошанский //Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 41-54.
36. Верхошанский, Ю.В. Долговременный отставленный тренировочный эффект силовых нагрузок /Ю.В.Верхошанский //Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 5. - С. 5.
37. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте /Ю.В. Верхошанский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
38. Виру, А.А. Аэробные упражнения /А.А.Виру, Т.А.Юримяэ, Т. А.Смирнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.
39. Виру, Л.А. Физическая работоспособность у студенток под влиянием упражнений на выносливость /Л.А.Виру //Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов: материалы Всесоюз. науч. конф. - М.: [б.и.], 1989. - Ч. 1. - С. 62- 63.
40. Виленский, М.Я. Социально-психологические и педагогические основы участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности: метод.
140
разраб. для слушателей фак. повышения квалиф. ГЦОЛИФКа /М.Я.Виленский, Ю.Г.Травин, С.А.Гудыма. — М.: [б.и.], 1992. -38 с.
41. Волжин, А.И. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления /А.И.Волжин, Ю.К.Субботин. - М.: изд - во, 1987.-92 с.
42. Волков, Н. И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки: учеб. пособие для слушателей высш. шк. тренеров ГЦОЛИФКа, /Н.И.Волков. - М.: [б.и.], 1986. — 63 с.
43. Волков, Ю. Г. Человек как космопланетарный феномен /Ю. Г.Волков, В. С. Поликарпов. -Ростов-н/Д: [б.и.], 1993. - 127 с.
44. Вопросы физического воспитания студентов: межвуз. сб. ст. /отв. ред. В.Е. Борилкевич. - Л.: Изд - во Ленингр. ун - та, 1989. - 120 с.
45. Газенко, О. Г. Физиология адаптационных процессов /О. Г.Газенко, Ф. 3. Меерсон. - М.: [б.и.], 1986. - 254 с.
46. Генявичюс, Ю. А. Исследование эффективности легкоатлетических упражнений, развивающих выносливость, в целях подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО/ Ю. А.Генявичюс, В. П.Стакионене, И. П. Скернявичюс //Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов: материалы Всерос. науч. конф.-М.: [б.и.], 1980.-С. 11-13.
47. Глебова, Н. Н. Подростки на пороге XXI века /Н.Н.Глебова [и др.] //Актуальные вопросы детской и подростковой гинекологии: материалы и тезисы докл. III Всерос. науч.- практ. конф. - Новосибирск; СПб., 1998. - С. 26-28.
48. Годик, М. А. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы /М.А.Годик, В.Н.Тимошин //Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 2. - С. 32-33.
49. Горанько, М.И. Здоровье студентов - огромное достояние государства /М.И. Горанько. - Алматы: Арыс, 1999. - С. 18-21.
50.
#
51.
52.
• 53.
54.
55.
*
56.
57.
* 58.
141
Горанько, М.И. Социальная значимость физического воспитания как учебно-педагогической дисциплины в вузе /М.И.Горанько // ФК и здоровый образ жизни студентов: материалы 28 — й науч.— метод, конф. Физическая культура. — Алматы: [б.и.], 1998. -108 с.
Горанько, М.И. Президентские тесты физической подготовленности / М.И. Горанько, А.К. Кульназаров, Е.Б. Канагатов. - Алматы: Эл-Фараби, 1997.-95 с.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 03.11.00 «Физическая культура и спорт» — Астана:[б.и.], 1999. - 47 с.
Гук, Е. П. Роль спорта в укреплении здоровья студентов и повышении их успеваемости /Е.П.Гук, Р.Л.Капелиович // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 3. - С. 46.
Данияров, С.Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации студентов /С. Б. Данияров, В.В. Соломенкин, И. Г.Крынов //Психологический журнал. — 1989. - № 8. — 24 с.
Данияров, С.Б. Некоторые показатели адаптации студентов к условиям обучения в вузе /С.Б.Данияров, В.В.Соложенкин, И.Г.Краснов // Здравоохранение. - 1985. - № 3. - С. 18-22.