Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 10
1.1. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современные подходы при их решении 10
1.2. Физическое состояние и состояние здоровья студенческой
молодежи 21
1.3 Мотивация студентов к физкультурно- спортивной
деятельности и физическому совершенству 28
1.3.1 Уровень физической подготовленности абитуриентов 36
1.4. Президентские тесты физической подготовленности (ПТФП) -
как нормативная база физического совершенствования молодёжи
Казахстана 40
Резюме 44
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 46
2.1. Задачи исследования 46
2.2. Методы исследования 46
2.2.1 Анализ научно - методической литературы 46
2.2.2. Опрос, анкетирование 47
2.2.3. Педагогические наблюдения 47
2.2.4. Методы оценки физического развития и функциональной подготовленности 48
2.2.5. Педагогическое тестирование 52
2.2.6. Анализ документов 53
2.2.7. Педагогический эксперимент 53
2.2.8. Методы математической статистики 54
2.3. Организация и ход исследований 54
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕН¬НОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАИНТЕРЕСОВАН¬НОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.. 5 7
3.1. Результаты исследования физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов СКГУ 57
3.1.1. Результаты исследования физической подготовленности студентов СКГУ 57
3
3.1.2. Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов СКГУ с показателями обязательных контрольных нормативов типовой программы и нормативами ПТФП 58
3.2. Результаты исследования физического развития студентов СКГУ 63
3.3. Анализ показателей заинтересованности студентов в занятиях физической культурой 70
3.4. Обоснование необходимости разработки методики для дифференцированной оценки физической подготовленности студентов 78
3.5. Эффективность методики дифференцированного оценивания результатов физической подготовленности студентов на занятиях
физической культурой (по данным социологического опроса) 85
Резюме 91
Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 94
4.1. Организация и ход исследования 94
4.1.1. Рабочая концепция исследования 94
4.2. Обоснование методики развития у студентов, отстающих
физических качеств на занятиях физической культурой 100
4.2.1 .Методика развития скоростных способностей у студентов 100
4.2.2. Методика развития скоростно-силовых способностей 102
4.2.3. Методика развития силовых способностей у студентов 103
4.2.4 Методика совершенствования выносливости у студентов в беге
на 1000 и 3000м 105
4.3. Результаты основного педагогического эксперимента 109
Резюме 121
ВЫВОДЫ 123
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 136
Приложения 157
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 10
1.1. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современные подходы при их решении 10
1.2. Физическое состояние и состояние здоровья студенческой
молодежи 21
1.3 Мотивация студентов к физкультурно- спортивной
деятельности и физическому совершенству 28
1.3.1 Уровень физической подготовленности абитуриентов 36
1.4. Президентские тесты физической подготовленности (ПТФП) -
как нормативная база физического совершенствования молодёжи
Казахстана 40
Резюме 44
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 46
2.1. Задачи исследования 46
2.2. Методы исследования 46
2.2.1 Анализ научно - методической литературы 46
2.2.2. Опрос, анкетирование 47
2.2.3. Педагогические наблюдения 47
2.2.4. Методы оценки физического развития и функциональной подготовленности 48
2.2.5. Педагогическое тестирование 52
2.2.6. Анализ документов 53
2.2.7. Педагогический эксперимент 53
2.2.8. Методы математической статистики 54
2.3. Организация и ход исследований 54
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕН¬НОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАИНТЕРЕСОВАН¬НОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.. 5 7
3.1. Результаты исследования физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов СКГУ 57
3.1.1. Результаты исследования физической подготовленности студентов СКГУ 57
3
3.1.2. Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов СКГУ с показателями обязательных контрольных нормативов типовой программы и нормативами ПТФП 58
3.2. Результаты исследования физического развития студентов СКГУ 63
3.3. Анализ показателей заинтересованности студентов в занятиях физической культурой 70
3.4. Обоснование необходимости разработки методики для дифференцированной оценки физической подготовленности студентов 78
3.5. Эффективность методики дифференцированного оценивания результатов физической подготовленности студентов на занятиях
физической культурой (по данным социологического опроса) 85
Резюме 91
Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 94
4.1. Организация и ход исследования 94
4.1.1. Рабочая концепция исследования 94
4.2. Обоснование методики развития у студентов, отстающих
физических качеств на занятиях физической культурой 100
4.2.1 .Методика развития скоростных способностей у студентов 100
4.2.2. Методика развития скоростно-силовых способностей 102
4.2.3. Методика развития силовых способностей у студентов 103
4.2.4 Методика совершенствования выносливости у студентов в беге
на 1000 и 3000м 105
4.3. Результаты основного педагогического эксперимента 109
Резюме 121
ВЫВОДЫ 123
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 136
Приложения 157
Социально-экономические преобразования в условиях рыночных отношений предъявляют требования к совершенствованию форм, средств и методов физкультурно-оздоровительной работы среди студенческой молодежи (61, 78). Многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания студентов показывают, что современная молодёжь становится физически слабее, а развитие двигательных способностей молодых людей не соответствует уровню современных требований (3,15,77,160,181,182). Одним из факторов, способствующих формированию подобной картины, является низкий уровень интереса студентов к занятиям физической культурой.
В целом проблемная ситуация, сложившаяся в физическом воспитании в вузах, определяется недостатком адекватных приемов мотивирования студентов к занятиям физическим совершенствованием с учетом их интересов и отсутствием организационных решений использования ПТФП как нормативной базы в процессе физического воспитания в вузе
В связи с этим проблемой настоящего исследования является проблема привлечения студентов к занятиям физической культурой. Она периодически привлекает внимание многих исследователей и решается с помощью различных подходов (Л.И.Лубышева, 107; У.С. Марчибаева, 120; Г.Д.Иванов, 77-80; В.Б.Мандриков, 113,115,116; В.Г.Шилько, 187, 188). В том числе и с помощью организации рейтингового контроля (В.М. Наскалов, 134; А.А.Полозов, 151; В.А.Михайлов, 128) и формирования мотивации и потребности в физической культуре (А.Ф. Тараненко,1992; А.В.Лотоненко, 1998; Е.А.Руденко,2003;)
В 1995-1996 учебном году в Северо-Казахстанском государственном университете начато введение рейтинговой системы контроля знаний студентов (текущий, рубежный, итоговый, аттестация по фундаментальным дисциплинам и аттестация выпускника). Целью внедрения этой системы
6
явилось повышение эффективности результатов образовательного процесса: Достижение этого предполагается за счёт объективизации оценки знаний,
ф при условии систематичности в работе студентов, а также за счёт повышения
качества преподавания всех дисциплин, включая физическую культуру. При этом методика оценки показателей текущего и рубежного контроля по дисциплине «физическая культура» представляет собой оценку достижений студентов того или иного уровня.
Вместе с тем 24 июня 1996 года вышло в свет Постановление Правительства Республики Казахстан № 774 о введении президентских тестов физической подготовленности (ПТФП) для оценки уровня физической
* подготовленности и здоровья населения Республики Казахстан на различных этапах жизни (137). В настоящее время они признаны нормативной базой государственного стандарта физической подготовленности.
Однако, нормативы президентских тестов по всем видам испытаний могли выполнить не более 20% абитуриентов СКГУ, в связи с этим большинство студентов не могли получить высокий рейтинговый балл по дисциплине «физическая культура», что в конечном итоге отрицательно сказывалось на показателях их заинтересованности в занятиях физической культурой и самостоятельным физическим совершенствованием. Фактически возникал порочный круг, который замыкался всякий раз, когда студент не
* имел изначально высокого или среднего уровня физической подготовленности.
Объектом исследования выбран процесс привлечения студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Предметом исследования является рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов вуза к занятиям физической культурой.
ф В связи с этим целью нашего исследования стало выявление
эффективности использования рейтингового оценивания физкультурно-
спортивной деятельности студентов вуза в комплексе мероприятий по привлечению студентов к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования состоит в том, что привлечь студентов вуза к занятиям физической культурой можно используя рейтинговое оценивание результатов освоения данной дисциплины, которое должно быть дифференцированным; при этом должны оцениваться: индивидуальная динамика показателей физической подготовленности, посещаемость занятий, участие в соревнованиях, научных конференциях, результаты самостоятельной работы, в том числе на факультативах и в спортивных секциях; получение высокого рейтингового балла и последующее моральное и материальное стимулирование в свою очередь позволит повысить заинтересованность студентов в физкультурно- оздоровительной деятельности.
Методологическую основу исследования составили концепции физического воспитания Л.И.Лубышевой (106,107); В.К.Бальсевича (18-22); современные представления организации спортивной тренировки Ю.В. Верхошанского (35-37); Л.П.Матвеева (123,124); В.Е.Борилкевич (44), В.М.Зациорский (71,72,74,75); основные положения оздоровительной физической культуры Л.И.Орехова (146,147); Г.Д. Иванова (77-80); А.А.Виру (38,39), основные положения валеологии И.И.Брехмана (29); Г.Л.Апанасенко (8-12); теория функциональных систем П.К.Анохина (6,7).
Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса мероприятий по привлечению студентов к занятиям физической культурой, стимулирующим фактором, в котором выступает рейтинговая оценка индивидуальных достижений студентов в каждом из мероприятий с последующим моральным и материальным поощрением. При этом:
1. Разработана методика рейтинговой оценки совершенствования физической подготовленности студентов на основе нормативной базы президентских тестов физической подготовленности (ПТФП),
предусматривающая назначение баллов за превышение в последующих тестированиях исходных показателей физической подготовленности.
2. Выявлено, что методика совершенствования у студентов, отстающих физических качеств в малогрупповой форме организации занятий физической культурой, используемая в условиях рейтинговой оценки успешности деятельности студентов, наиболее эффективна для совершенствования их физической подготовленности.
3. Доказано, что использование рейтингового оценивания деятельности студентов в рамках дисциплины «физическая культура», состоящей в физкультурно-спортивной, научной, учебно-исследовательской и самостоятельной работе по физическому совершенствованию действительно способствует повышению заинтересованности студентов в занятиях физической культурой.
4. Обоснован подход использования ПТФП как нормативной базы в процесс физического воспитания студентов вуза в условиях реформирования системы высшего образования.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории физического воспитания сведениями о приёмах повышения мотивации студентов вузов к занятиям физической культурой, реализация которых предусматривает использование комплекса мероприятий, основным в котором является рейтинговое оценивание индивидуальной динамики результатов физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Пр ак тическая значимость. Разработанная в результате исследований методика рейтингового оценивания физической подготовленности студентов в комплексе с самостоятельной физкультурно¬спортивной, научной и учебно-исследовательской работой может быть использована в вузах, готовящих специалистов различного профиля. Причём наибольшую эффективность рейтинговое оценивание имеет в сочетании с работой по совершенствованию отстающих физических качеств студентов. В
целом это способствует повышению посещаемости, успеваемости и заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, мотивирует их к самостоятельным занятиям по физическому совершенствованию.
В целом проблемная ситуация, сложившаяся в физическом воспитании в вузах, определяется недостатком адекватных приемов мотивирования студентов к занятиям физическим совершенствованием с учетом их интересов и отсутствием организационных решений использования ПТФП как нормативной базы в процессе физического воспитания в вузе
В связи с этим проблемой настоящего исследования является проблема привлечения студентов к занятиям физической культурой. Она периодически привлекает внимание многих исследователей и решается с помощью различных подходов (Л.И.Лубышева, 107; У.С. Марчибаева, 120; Г.Д.Иванов, 77-80; В.Б.Мандриков, 113,115,116; В.Г.Шилько, 187, 188). В том числе и с помощью организации рейтингового контроля (В.М. Наскалов, 134; А.А.Полозов, 151; В.А.Михайлов, 128) и формирования мотивации и потребности в физической культуре (А.Ф. Тараненко,1992; А.В.Лотоненко, 1998; Е.А.Руденко,2003;)
В 1995-1996 учебном году в Северо-Казахстанском государственном университете начато введение рейтинговой системы контроля знаний студентов (текущий, рубежный, итоговый, аттестация по фундаментальным дисциплинам и аттестация выпускника). Целью внедрения этой системы
6
явилось повышение эффективности результатов образовательного процесса: Достижение этого предполагается за счёт объективизации оценки знаний,
ф при условии систематичности в работе студентов, а также за счёт повышения
качества преподавания всех дисциплин, включая физическую культуру. При этом методика оценки показателей текущего и рубежного контроля по дисциплине «физическая культура» представляет собой оценку достижений студентов того или иного уровня.
Вместе с тем 24 июня 1996 года вышло в свет Постановление Правительства Республики Казахстан № 774 о введении президентских тестов физической подготовленности (ПТФП) для оценки уровня физической
* подготовленности и здоровья населения Республики Казахстан на различных этапах жизни (137). В настоящее время они признаны нормативной базой государственного стандарта физической подготовленности.
Однако, нормативы президентских тестов по всем видам испытаний могли выполнить не более 20% абитуриентов СКГУ, в связи с этим большинство студентов не могли получить высокий рейтинговый балл по дисциплине «физическая культура», что в конечном итоге отрицательно сказывалось на показателях их заинтересованности в занятиях физической культурой и самостоятельным физическим совершенствованием. Фактически возникал порочный круг, который замыкался всякий раз, когда студент не
* имел изначально высокого или среднего уровня физической подготовленности.
Объектом исследования выбран процесс привлечения студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Предметом исследования является рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов вуза к занятиям физической культурой.
ф В связи с этим целью нашего исследования стало выявление
эффективности использования рейтингового оценивания физкультурно-
спортивной деятельности студентов вуза в комплексе мероприятий по привлечению студентов к занятиям физической культурой.
Гипотеза исследования состоит в том, что привлечь студентов вуза к занятиям физической культурой можно используя рейтинговое оценивание результатов освоения данной дисциплины, которое должно быть дифференцированным; при этом должны оцениваться: индивидуальная динамика показателей физической подготовленности, посещаемость занятий, участие в соревнованиях, научных конференциях, результаты самостоятельной работы, в том числе на факультативах и в спортивных секциях; получение высокого рейтингового балла и последующее моральное и материальное стимулирование в свою очередь позволит повысить заинтересованность студентов в физкультурно- оздоровительной деятельности.
Методологическую основу исследования составили концепции физического воспитания Л.И.Лубышевой (106,107); В.К.Бальсевича (18-22); современные представления организации спортивной тренировки Ю.В. Верхошанского (35-37); Л.П.Матвеева (123,124); В.Е.Борилкевич (44), В.М.Зациорский (71,72,74,75); основные положения оздоровительной физической культуры Л.И.Орехова (146,147); Г.Д. Иванова (77-80); А.А.Виру (38,39), основные положения валеологии И.И.Брехмана (29); Г.Л.Апанасенко (8-12); теория функциональных систем П.К.Анохина (6,7).
Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса мероприятий по привлечению студентов к занятиям физической культурой, стимулирующим фактором, в котором выступает рейтинговая оценка индивидуальных достижений студентов в каждом из мероприятий с последующим моральным и материальным поощрением. При этом:
1. Разработана методика рейтинговой оценки совершенствования физической подготовленности студентов на основе нормативной базы президентских тестов физической подготовленности (ПТФП),
предусматривающая назначение баллов за превышение в последующих тестированиях исходных показателей физической подготовленности.
2. Выявлено, что методика совершенствования у студентов, отстающих физических качеств в малогрупповой форме организации занятий физической культурой, используемая в условиях рейтинговой оценки успешности деятельности студентов, наиболее эффективна для совершенствования их физической подготовленности.
3. Доказано, что использование рейтингового оценивания деятельности студентов в рамках дисциплины «физическая культура», состоящей в физкультурно-спортивной, научной, учебно-исследовательской и самостоятельной работе по физическому совершенствованию действительно способствует повышению заинтересованности студентов в занятиях физической культурой.
4. Обоснован подход использования ПТФП как нормативной базы в процесс физического воспитания студентов вуза в условиях реформирования системы высшего образования.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории физического воспитания сведениями о приёмах повышения мотивации студентов вузов к занятиям физической культурой, реализация которых предусматривает использование комплекса мероприятий, основным в котором является рейтинговое оценивание индивидуальной динамики результатов физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Пр ак тическая значимость. Разработанная в результате исследований методика рейтингового оценивания физической подготовленности студентов в комплексе с самостоятельной физкультурно¬спортивной, научной и учебно-исследовательской работой может быть использована в вузах, готовящих специалистов различного профиля. Причём наибольшую эффективность рейтинговое оценивание имеет в сочетании с работой по совершенствованию отстающих физических качеств студентов. В
целом это способствует повышению посещаемости, успеваемости и заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, мотивирует их к самостоятельным занятиям по физическому совершенствованию.
1. Физическая подготовленность студентов, оцениваемая по нормативам
*
типовой программы по физической культуре для вузов, соответствует в среднем «удовлетворительному» уровню и достоверно не изменяется при обучении с 1 по 3 курсы: удовлетворительный уровень показывают студенты в тестах, отражающих состояние быстроты, силы и скоростно¬силовых качеств, хороший - в тестах, отражающих развитие общей выносливости; почти четверть студентов не справляются с контрольными нормативами; при этом физическое развитие студентов, поступивших на
* первый курс, соответствует возрастным нормам.
2. Выявлено, что наиболее значимыми мотивами для занятий физической культурой у студентов являются мотивы улучшения внешнего вида, что соответствует психологическим особенностям их возраста, значимыми также являются мотивы улучшения здоровья, избегания конфликтов с преподавателями, профилактики развития стрессовых состояний, но заниматься физической культурой студенты готовы в основном из-за необходимости получения академического зачета, а самостоятельно занимаются физическим совершенствованием не более 10% студентов, в чем состоит противоречие желаемого, вербализуемого и реализуемого
* студентами отношенйя к физической культуре.
3. Для изменения мотивации студентов к занятиям физической культурой эффективно опираться на значимый мотив получения аттестации по дисциплине «физическая культура» и использовать рейтинговое оценивание, в котором оцениваются индивидуальные достижения студентов в физической подготовке, посещаемость занятий, участие в соревнованиях, научных конференциях, а также самостоятельная учебно-
* исследовательская работа, посещение занятий факультативов и спортивных секций по разработанной таблице оценок.
4. Методика рейтинговой оценки физической подготовленности студентов состоит в следующем: в качестве нормативных требований использованы
нормативы президентских тестов физической подготовленности; в случае выполнения студентами нормативов национального или президентского уровня подготовленности они получают 15%-20% баллов от индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ) в текущем семестре, и оцениваются по разработанной таблице; в случае не выполнения - балльная оценка снижается до 5% от ИКИ; у студентов, имеющих низкую физическую подготовленность, оцениваются индивидуальные достижения в сравнении с исходным уровнем по разработанной прогрессивной шкале, что позволяет стимулировать их к физическому совершенствованию.
5. Разработанная методика рейтингового оценивания имеет более высокую эффективность в сравнении с принятой в университете методикой, основанной на оценивании физической подготовленности студентов по типовой программе по физической культуре для вузов, это доказано в экспериментальном исследовании, где выявлены положительные изменения мотивации студентов к занятиям физической культурой.
6. Рейтинговое оценивание деятельности студентов в рамках освоения дисциплины «физическая культура» имеет наибольшую эффективность в комплексе с использованием методики развития отстающих физических качеств при малогрупповой форме организации занятий физической подготовкой, в частности способствует достоверно большему приросту показателей физической подготовленности и улучшению показателей функционального состояния студентов в сравнении с использованием методики рейтинговой оценки и традиционной методики занятий физической подготовкой.
7. Использование разработанной методики рейтинговой оценки деятельности студентов в рамках дисциплины «ФК» стимулирует их самостоятельно физически совершенствоваться, дает возможность, постепенно повышая успеваемость, увеличивать свой индивидуальный кумулятивный индекс; при этом сокращается количество пропусков занятий без уважительных причин; и изменяется отношение студентов к
дисциплине в целом: так доля студентов, занимающихся физической культурой самостоятельно, после эксперимента составила у юношей 27% против 7%, у девушек 31% против 5% исходных. Также увеличилось количество студентов изредка занимающихся самостоятельно - на 30% у юношей и на 31% у девушек, уменьшилось количество студентов, не занимающихся самостоятельно физической культурой, у юношей на 57%, у девушек на 50%.
*
типовой программы по физической культуре для вузов, соответствует в среднем «удовлетворительному» уровню и достоверно не изменяется при обучении с 1 по 3 курсы: удовлетворительный уровень показывают студенты в тестах, отражающих состояние быстроты, силы и скоростно¬силовых качеств, хороший - в тестах, отражающих развитие общей выносливости; почти четверть студентов не справляются с контрольными нормативами; при этом физическое развитие студентов, поступивших на
* первый курс, соответствует возрастным нормам.
2. Выявлено, что наиболее значимыми мотивами для занятий физической культурой у студентов являются мотивы улучшения внешнего вида, что соответствует психологическим особенностям их возраста, значимыми также являются мотивы улучшения здоровья, избегания конфликтов с преподавателями, профилактики развития стрессовых состояний, но заниматься физической культурой студенты готовы в основном из-за необходимости получения академического зачета, а самостоятельно занимаются физическим совершенствованием не более 10% студентов, в чем состоит противоречие желаемого, вербализуемого и реализуемого
* студентами отношенйя к физической культуре.
3. Для изменения мотивации студентов к занятиям физической культурой эффективно опираться на значимый мотив получения аттестации по дисциплине «физическая культура» и использовать рейтинговое оценивание, в котором оцениваются индивидуальные достижения студентов в физической подготовке, посещаемость занятий, участие в соревнованиях, научных конференциях, а также самостоятельная учебно-
* исследовательская работа, посещение занятий факультативов и спортивных секций по разработанной таблице оценок.
4. Методика рейтинговой оценки физической подготовленности студентов состоит в следующем: в качестве нормативных требований использованы
нормативы президентских тестов физической подготовленности; в случае выполнения студентами нормативов национального или президентского уровня подготовленности они получают 15%-20% баллов от индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ) в текущем семестре, и оцениваются по разработанной таблице; в случае не выполнения - балльная оценка снижается до 5% от ИКИ; у студентов, имеющих низкую физическую подготовленность, оцениваются индивидуальные достижения в сравнении с исходным уровнем по разработанной прогрессивной шкале, что позволяет стимулировать их к физическому совершенствованию.
5. Разработанная методика рейтингового оценивания имеет более высокую эффективность в сравнении с принятой в университете методикой, основанной на оценивании физической подготовленности студентов по типовой программе по физической культуре для вузов, это доказано в экспериментальном исследовании, где выявлены положительные изменения мотивации студентов к занятиям физической культурой.
6. Рейтинговое оценивание деятельности студентов в рамках освоения дисциплины «физическая культура» имеет наибольшую эффективность в комплексе с использованием методики развития отстающих физических качеств при малогрупповой форме организации занятий физической подготовкой, в частности способствует достоверно большему приросту показателей физической подготовленности и улучшению показателей функционального состояния студентов в сравнении с использованием методики рейтинговой оценки и традиционной методики занятий физической подготовкой.
7. Использование разработанной методики рейтинговой оценки деятельности студентов в рамках дисциплины «ФК» стимулирует их самостоятельно физически совершенствоваться, дает возможность, постепенно повышая успеваемость, увеличивать свой индивидуальный кумулятивный индекс; при этом сокращается количество пропусков занятий без уважительных причин; и изменяется отношение студентов к
дисциплине в целом: так доля студентов, занимающихся физической культурой самостоятельно, после эксперимента составила у юношей 27% против 7%, у девушек 31% против 5% исходных. Также увеличилось количество студентов изредка занимающихся самостоятельно - на 30% у юношей и на 31% у девушек, уменьшилось количество студентов, не занимающихся самостоятельно физической культурой, у юношей на 57%, у девушек на 50%.
Подобные работы
- РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2023 - РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ТГУ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения рекреационной программы по горнолыжному туризму для студентов (Спортивно-педагогическое совершенствование, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2008 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПЛАВАНИЮ, ПОСВЯЩЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ВИДЕОЛЕКЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КУРСОВ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
(БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



