ОПЫТ ГЕРМАНИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСКРИМИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
|
Введение 6
Глава 1. Дискриминация как острая международная социальная проблема: понятие, виды, классификации 11
Глава 2. Комплексный анализ случаев нарушения прав человека в современной Германии: предпосылки, кризис, последствия 17
2.1. Нарушение прав людей с нетрадиционной сексуальной
ориентацией 17
2.1.1. Дискриминация представителей ЛГБТ-сообщества, служащих в
армии, по признаку сексуальной ориентации 17
2.1.2. Уголовное преследование гомосексуальных мужчин 20
2.1.3. Запрет на донорство 24
2.2. Трудовая дискриминация женщин 28
2.3. Трудовая дискриминация людей с миграционным фоном 34
2.4. Дискриминация людей с инвалидностью 42
2.5. Дискриминация синти и рома 46
Глава 3. Практическое применение немецкого опыта в борьбе с дискриминацией
3.1. Критика антидискриминационного курса ФРГ местным
населением 51
3.1.1. Миграционный вопрос 52
3.1.2. Равноправие по гендерному признаку и сексуальной ориентации 56
3.2. Рекомендации по преодолению дискриминации 59
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Дискриминация как острая международная социальная проблема: понятие, виды, классификации 11
Глава 2. Комплексный анализ случаев нарушения прав человека в современной Германии: предпосылки, кризис, последствия 17
2.1. Нарушение прав людей с нетрадиционной сексуальной
ориентацией 17
2.1.1. Дискриминация представителей ЛГБТ-сообщества, служащих в
армии, по признаку сексуальной ориентации 17
2.1.2. Уголовное преследование гомосексуальных мужчин 20
2.1.3. Запрет на донорство 24
2.2. Трудовая дискриминация женщин 28
2.3. Трудовая дискриминация людей с миграционным фоном 34
2.4. Дискриминация людей с инвалидностью 42
2.5. Дискриминация синти и рома 46
Глава 3. Практическое применение немецкого опыта в борьбе с дискриминацией
3.1. Критика антидискриминационного курса ФРГ местным
населением 51
3.1.1. Миграционный вопрос 52
3.1.2. Равноправие по гендерному признаку и сексуальной ориентации 56
3.2. Рекомендации по преодолению дискриминации 59
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Начало XXI века по праву является не только временем глобальных вызовов для человечества, но также периодом сосредоточения общества на личности - её проблемах, особенностях, стремлениях и возможностях. Всё больше стран мира в последние годы прилагают усилия для того, чтобы расширить распространение идей, связанных с гуманным и этичным отношением к человеку, установлением равенства в правах между различными категориями граждан, искоренением ненависти и нетерпимости членов общества друг к другу. Так называемые демократические ценности выходят за рамки официальных документов и приобретают подлинную значимость в обществе XXI века, становясь международным трендом современности.
Федеративная Республика Германия (ФРГ), которая, по мнению некоторых исследователей, является «локомотивом» Европейского союза 1, относится к демократическим государствам и ассоциируется с европейскими демократическими ценностями не только благодаря Статье 20 Основного закона Германии («Die Bundesrepublik Deutschland ist ein demokratischer und sozialer Bundesstaat»), но и по независимым экспертным оценкам. Так, например, британская аналитическая компания «The Economist Intelligence Unit» в 2019 году в своем ежегодном отчете поместила Германию на 13 место в мире, согласно индексу демократии, основывающемуся на показателях, классифицированных в пять основных категорий: избирательный процесс и плюрализм, деятельность правительства, политическое участие, политическая культура и гражданские свободы.
Как следует из предыдущего абзаца, современное понимание демократии является комплексным и включает, помимо прочего, соблюдение прав и свобод человека. При этом немецкий термин «Demokratie» аналогичен русскому «демократия», следовательно, возможные неточности понимания в работе, связанные с неверным толкованием этого термина, исключаются.
Возвращаясь к рассмотрению базовых принципов демократии, необходимо отметить, что значимое место в вопросе равенства граждан любого демократического государства занимает антидискриминационная повестка. Дискриминация, исключающая предоставление равных прав и свобод всем людям без исключения, не может быть частью демократического политического режима, так как противоречит основным его принципам.
Отчет «The Economist Intelligence Unit» об уровне демократичности государств мира, упомянутый в работе ранее, содержит в себе не только общий рейтинг стран, но и оценки по отдельным категориям, согласно которым гражданские свободы в Германии соблюдаются на 9.41 из 10 баллов 7. Несмотря на то, что показатель очень высок, он не достигает максимума. В связи с этим интерес для исследования начинают представлять успехи немецкого правительства по обеспечению граждан Германии равными правами и свободами, а также недоработки, не позволяющие ФРГ получить максимальную экспертную оценку в данной области.
Растущая демократизация мирового сообщества ставит перед специалистами из разных стран злободневные вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод человека, решение которых представляет сложность в связи со спецификой темы, а также недостаточным опытом государств, перешедших в недавнем прошлом к демократическим политическим режимам или получившим независимость от других держав.
Поэтому актуальность темы обусловлена прежде всего увеличением количества демократических государств в мире, которые, опираясь на практику Германии, как ведущей страны Европейского союза, смогут установить и поддерживать демократические принципы, затрагивающие гражданские свободы, внутри своих границ.
Объектом исследования таким образом является система прав и свобод человека и гражданина в Германии. Предметом - практика Германии по преодолению дискриминации в обществе XXI века на государственном уровне.
Цель работы заключается в том, чтобы составить перечень рекомендаций по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в государстве, переходящем к демократическому политическому режиму или же стремящемся к полной его реализации, на основе выявленных в ходе исследования прецедентов в Германии, связанных с дискриминацией и повлекших внесение изменений в Федеральные законы ФРГ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть основные теоретические понятия по выбранной теме, а также выявить единообразие или различия в их толковании российскими и немецкими специалистами;
2. проанализировать законодательную базу ФРГ в области прав человека, в том числе в соотношении с международными правовыми нормами;
3. выделить актуальные случаи нарушения прав человека в Германии;
4. охарактеризовать совокупность мероприятий по предотвращению дискриминации в Германии;
5. выявить степень удовлетворенности жителей ФРГ принимаемыми антидискриминационными законами;
6. разработать комплекс рекомендаций по борьбе с дискриминацией в обществе для условного государства, стремящегося к установлению и поддержанию демократического режима в своих границах.
К методам, использованным в ходе проведения исследования, относятся сравнительный анализ и структурно-функциональный анализ. При характеристике развития социальных традиций в немецком обществе в работе также применялся институциональный подход.
Учитывая новизну рассматриваемых вопросов, можно сказать, что степень научной разработанности проблемы на сегодняшний день невысока. Комплексные исследования на анализируемую тематику у отечественных и зарубежных авторов отсутствуют. Поэтому теоретическую основу данной выпускной квалификационной работы составили научные труды , статьи , статистические данные и материалы интернет-ресурсов11, освещающие определенные вопросы, которые последовательно рассматриваются в ходе исследования. Особенную значимость для раскрытия выбранной темы имеют нормативно-правовые документы Федеративной Республики Германия, среди которых отдельно можно выделить Основной закон и закон «О равном обращении» .
Научная новизна работы состоит в изучении влияния случаев нарушения прав человека и гражданина на законодательную базу государства.
Практическая значимость данной ВКР заключается в возможности публикации и использования рекомендаций по преодолению дискриминации, данных автором в главе III.
Структура работы включает в себя введение, три главы - теоретической, аналитической и практической направленностей, первая из которых посвящена рассмотрению ключевых понятий в рамках исследования, вторая - анализу конфликтных ситуаций, связанных с нарушением прав человека и гражданина, и способов их разрешения, а третья - выявлению уровня согласия жителей Германии с государственными антидискриминационными мерами и разработке в результате исследования комплекса рекомендаций по борьбе с дискриминацией; заключение, а также список использованных источников и литературы.
Федеративная Республика Германия (ФРГ), которая, по мнению некоторых исследователей, является «локомотивом» Европейского союза 1, относится к демократическим государствам и ассоциируется с европейскими демократическими ценностями не только благодаря Статье 20 Основного закона Германии («Die Bundesrepublik Deutschland ist ein demokratischer und sozialer Bundesstaat»), но и по независимым экспертным оценкам. Так, например, британская аналитическая компания «The Economist Intelligence Unit» в 2019 году в своем ежегодном отчете поместила Германию на 13 место в мире, согласно индексу демократии, основывающемуся на показателях, классифицированных в пять основных категорий: избирательный процесс и плюрализм, деятельность правительства, политическое участие, политическая культура и гражданские свободы.
Как следует из предыдущего абзаца, современное понимание демократии является комплексным и включает, помимо прочего, соблюдение прав и свобод человека. При этом немецкий термин «Demokratie» аналогичен русскому «демократия», следовательно, возможные неточности понимания в работе, связанные с неверным толкованием этого термина, исключаются.
Возвращаясь к рассмотрению базовых принципов демократии, необходимо отметить, что значимое место в вопросе равенства граждан любого демократического государства занимает антидискриминационная повестка. Дискриминация, исключающая предоставление равных прав и свобод всем людям без исключения, не может быть частью демократического политического режима, так как противоречит основным его принципам.
Отчет «The Economist Intelligence Unit» об уровне демократичности государств мира, упомянутый в работе ранее, содержит в себе не только общий рейтинг стран, но и оценки по отдельным категориям, согласно которым гражданские свободы в Германии соблюдаются на 9.41 из 10 баллов 7. Несмотря на то, что показатель очень высок, он не достигает максимума. В связи с этим интерес для исследования начинают представлять успехи немецкого правительства по обеспечению граждан Германии равными правами и свободами, а также недоработки, не позволяющие ФРГ получить максимальную экспертную оценку в данной области.
Растущая демократизация мирового сообщества ставит перед специалистами из разных стран злободневные вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод человека, решение которых представляет сложность в связи со спецификой темы, а также недостаточным опытом государств, перешедших в недавнем прошлом к демократическим политическим режимам или получившим независимость от других держав.
Поэтому актуальность темы обусловлена прежде всего увеличением количества демократических государств в мире, которые, опираясь на практику Германии, как ведущей страны Европейского союза, смогут установить и поддерживать демократические принципы, затрагивающие гражданские свободы, внутри своих границ.
Объектом исследования таким образом является система прав и свобод человека и гражданина в Германии. Предметом - практика Германии по преодолению дискриминации в обществе XXI века на государственном уровне.
Цель работы заключается в том, чтобы составить перечень рекомендаций по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в государстве, переходящем к демократическому политическому режиму или же стремящемся к полной его реализации, на основе выявленных в ходе исследования прецедентов в Германии, связанных с дискриминацией и повлекших внесение изменений в Федеральные законы ФРГ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть основные теоретические понятия по выбранной теме, а также выявить единообразие или различия в их толковании российскими и немецкими специалистами;
2. проанализировать законодательную базу ФРГ в области прав человека, в том числе в соотношении с международными правовыми нормами;
3. выделить актуальные случаи нарушения прав человека в Германии;
4. охарактеризовать совокупность мероприятий по предотвращению дискриминации в Германии;
5. выявить степень удовлетворенности жителей ФРГ принимаемыми антидискриминационными законами;
6. разработать комплекс рекомендаций по борьбе с дискриминацией в обществе для условного государства, стремящегося к установлению и поддержанию демократического режима в своих границах.
К методам, использованным в ходе проведения исследования, относятся сравнительный анализ и структурно-функциональный анализ. При характеристике развития социальных традиций в немецком обществе в работе также применялся институциональный подход.
Учитывая новизну рассматриваемых вопросов, можно сказать, что степень научной разработанности проблемы на сегодняшний день невысока. Комплексные исследования на анализируемую тематику у отечественных и зарубежных авторов отсутствуют. Поэтому теоретическую основу данной выпускной квалификационной работы составили научные труды , статьи , статистические данные и материалы интернет-ресурсов11, освещающие определенные вопросы, которые последовательно рассматриваются в ходе исследования. Особенную значимость для раскрытия выбранной темы имеют нормативно-правовые документы Федеративной Республики Германия, среди которых отдельно можно выделить Основной закон и закон «О равном обращении» .
Научная новизна работы состоит в изучении влияния случаев нарушения прав человека и гражданина на законодательную базу государства.
Практическая значимость данной ВКР заключается в возможности публикации и использования рекомендаций по преодолению дискриминации, данных автором в главе III.
Структура работы включает в себя введение, три главы - теоретической, аналитической и практической направленностей, первая из которых посвящена рассмотрению ключевых понятий в рамках исследования, вторая - анализу конфликтных ситуаций, связанных с нарушением прав человека и гражданина, и способов их разрешения, а третья - выявлению уровня согласия жителей Германии с государственными антидискриминационными мерами и разработке в результате исследования комплекса рекомендаций по борьбе с дискриминацией; заключение, а также список использованных источников и литературы.
В первой главе ВКР были рассмотрены основные теоретические понятия, связанные с темой «дискриминация». Также, что немаловажно, были приведены различные трактовки данного термина отечественными и зарубежными специалистами, выявлены сходства и отличия в его понимании. На основании описанных в работе подходов было предложено авторское определение понятия «дискриминация», которое легло в основу всей дальнейшей работы.
Во второй главе работы была проанализирована и соотнесена с международными правовыми нормами законодательная база Германии в области защиты прав человека и гражданина. В ходе исследования также выявлены правовые лакуны, с которыми во многом были связаны описанные в работе случаи дискриминации в немецком обществе. Несмотря на то, что Германия, чьё правовое поле по антидискриминационной повестке уже международного, является участницей межгосударственных соглашений по вопросам соблюдения прав человека, в условиях отсутствия соответствующих федеральных законов, международные нормы могут не соблюдаться, что было показано, в частности, на примере кейса о дискриминации людей с инвалидностью.
Одним из наиболее значимых аспектов ВКР является то, что, в соответствии с поставленными задачами, были комплексно изучены случаи нарушения прав человека и гражданина в Германии XXI века. В работе был проведен анализ следующих случаев дискриминации: ущемление прав представителей ЛГБТ-сообщества по нескольким параметрам (гомофобия в армии, запрет на донорство крови, уголовное преследование гомосексуальных мужчин), трудовая дискриминация женщин, трудовая дискриминация лиц с миграционным фоном, нарушение прав людей с инвалидностью, а также дискриминация народностей синти и рома.
Помимо рассмотрения самих кейсов, были охарактеризованы государственные меры по противодействию дискриминации в стране. В качестве основных выявленных мероприятий можно назвать ведение просветительской работы среди населения; создание государственных органов помощи лицам, подвергшимся дискриминации; поддержка руководством страны общественных инициатив и активистов, отстаивающих права человека и гражданина в Германии; содействие совместной работе официальных органов и негосударственных правозащитных объединений по антидискриминационным вопросам; создание, укрепление или же обновление законодательной базы в области прав человека и гражданина; а также мониторинг уровня социальной напряженности путем изучения общественного мнения с целью профилактики возникновения новых конфликтных ситуаций, связанных с дискриминацией.
Следует учесть, что, как было выявлено в работе, немецкое правительство заинтересовано в разрешении дискриминационных кейсов не только ради, собственно, обеспечения равноправия граждан в стране, но и по причине наличия политических, экономических и других интересов, для удовлетворения которых необходима поддержка дискриминируемых социальных групп. В качестве примера можно привести растущую инклюзивность Бундесвера: на фоне недостаточной укомплектованности армии личным составом, гомо- и транссексуалы в Германии стали желанными лицами для поступления на военную службу.
Как было отмечено в третьей главе, а также в ходе исследования в целом, на сегодняшний день большая часть населения ФРГ поддерживает антидискриминационные меры, принимаемые государством. Однако по данному вопросу существует и другое мнение, коллективно выраженное посредством поддержки оппозиционной политической партии «Альтернатива для Германии», деятельность которой идет вразрез с основными антидискриминационными шагами, предпринимаемыми государством. Популярность «Альтернативы для Германии», полученная на волне миграционного кризиса 2015 года, сейчас начинает снижаться. Прогнозируемое число голосов за АдГ на выборах в Бундестаг 2021 года на 3,6% ниже показателя выборов 2017 года. Из этого можно сделать вывод о том, что уровень доверия избирателей к позиции «Альтернативы для Германии» и лояльность к её деятельности также могли уменьшиться. Следовательно, уменьшился и уровень солидарности населения с оппозиционным политическим курсом. Таким образом, можно заключить, что государственные антидискриминационные мероприятия, в том числе и законы, принятые в данной области, находят значительную поддержку среди жителей Германии.
Результаты, полученные в ходе исследования, в совокупности помогли составить список рекомендаций по преодолению дискриминации в современном обществе, которые могут быть опубликованы и использованы на практике.
Во второй главе работы была проанализирована и соотнесена с международными правовыми нормами законодательная база Германии в области защиты прав человека и гражданина. В ходе исследования также выявлены правовые лакуны, с которыми во многом были связаны описанные в работе случаи дискриминации в немецком обществе. Несмотря на то, что Германия, чьё правовое поле по антидискриминационной повестке уже международного, является участницей межгосударственных соглашений по вопросам соблюдения прав человека, в условиях отсутствия соответствующих федеральных законов, международные нормы могут не соблюдаться, что было показано, в частности, на примере кейса о дискриминации людей с инвалидностью.
Одним из наиболее значимых аспектов ВКР является то, что, в соответствии с поставленными задачами, были комплексно изучены случаи нарушения прав человека и гражданина в Германии XXI века. В работе был проведен анализ следующих случаев дискриминации: ущемление прав представителей ЛГБТ-сообщества по нескольким параметрам (гомофобия в армии, запрет на донорство крови, уголовное преследование гомосексуальных мужчин), трудовая дискриминация женщин, трудовая дискриминация лиц с миграционным фоном, нарушение прав людей с инвалидностью, а также дискриминация народностей синти и рома.
Помимо рассмотрения самих кейсов, были охарактеризованы государственные меры по противодействию дискриминации в стране. В качестве основных выявленных мероприятий можно назвать ведение просветительской работы среди населения; создание государственных органов помощи лицам, подвергшимся дискриминации; поддержка руководством страны общественных инициатив и активистов, отстаивающих права человека и гражданина в Германии; содействие совместной работе официальных органов и негосударственных правозащитных объединений по антидискриминационным вопросам; создание, укрепление или же обновление законодательной базы в области прав человека и гражданина; а также мониторинг уровня социальной напряженности путем изучения общественного мнения с целью профилактики возникновения новых конфликтных ситуаций, связанных с дискриминацией.
Следует учесть, что, как было выявлено в работе, немецкое правительство заинтересовано в разрешении дискриминационных кейсов не только ради, собственно, обеспечения равноправия граждан в стране, но и по причине наличия политических, экономических и других интересов, для удовлетворения которых необходима поддержка дискриминируемых социальных групп. В качестве примера можно привести растущую инклюзивность Бундесвера: на фоне недостаточной укомплектованности армии личным составом, гомо- и транссексуалы в Германии стали желанными лицами для поступления на военную службу.
Как было отмечено в третьей главе, а также в ходе исследования в целом, на сегодняшний день большая часть населения ФРГ поддерживает антидискриминационные меры, принимаемые государством. Однако по данному вопросу существует и другое мнение, коллективно выраженное посредством поддержки оппозиционной политической партии «Альтернатива для Германии», деятельность которой идет вразрез с основными антидискриминационными шагами, предпринимаемыми государством. Популярность «Альтернативы для Германии», полученная на волне миграционного кризиса 2015 года, сейчас начинает снижаться. Прогнозируемое число голосов за АдГ на выборах в Бундестаг 2021 года на 3,6% ниже показателя выборов 2017 года. Из этого можно сделать вывод о том, что уровень доверия избирателей к позиции «Альтернативы для Германии» и лояльность к её деятельности также могли уменьшиться. Следовательно, уменьшился и уровень солидарности населения с оппозиционным политическим курсом. Таким образом, можно заключить, что государственные антидискриминационные мероприятия, в том числе и законы, принятые в данной области, находят значительную поддержку среди жителей Германии.
Результаты, полученные в ходе исследования, в совокупности помогли составить список рекомендаций по преодолению дискриминации в современном обществе, которые могут быть опубликованы и использованы на практике.
Подобные работы
- МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС 2015-2016 ГГ. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Гендерное разнообразие в профессии бухгалтера и аудитора в современном обществе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Социально-экономические механизмы регулирования рынка труда (08.00.07)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКИХ СМИ (на примере концепта «мигрант» в 2011 - 2017 гг.)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести и российская специфика их реализации
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ ЖЕНСКОГО ЛИДЕРСТВА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



