ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Посредническая деятельность
Швейцарии в Европе и Азии 17
§ 1. «Добрые услуги» Швейцарии в осуществлении
внешней политики Ирана 18
§2. Посредническая деятельность Швейцарии
на Корейском полуострове 33
§3. «Добрые услуги» Швейцарии в Индо-Пакистанском конфликте 35
§4. «Добрые услуги» Швейцарии на Европейском континенте 42
ГЛАВА II. Посредническая деятельность Швейцарии на Ближнем Востоке 46
§1. «Добрые услуги» во время Суэцкого кризиса 1956 г 46
§2. «Добрые услуги» в осуществлении внешней политики Израиля 50
§3. Прочие «защитные мандаты»,
осуществленные Швейцарией на Ближнем Востоке 54
ГЛАВА III. Посредническая деятельность Швейцарии в Африке 56
§1. Роль «добрых услуг» Швейцарии в постколониальной Африке 56
§2. Прочие «защитные мандаты»,
осуществленные Швейцарией в Африке 59
ГЛАВА IV. Посредническая деятельность Швейцарии
в Латинской Америке 63
§1. Представление Швейцарией интересов США на Кубе (1961-2015 гг.) 63
§2. Посредничество Швейцарии в англо-аргентинском конфликте 77
§3. Прочие «защитные мандаты» Швейцарии в Латинской Америке 83
ГЛАВА V. Швейцария как международный центр
миростроительства 86
§1. Швейцария как место пребывания международных организаций 86
§2. Международные мирные конференции в Швейцарии
в период Холодной Войны 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 124
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 130
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИМЕН 132
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
Несмотря на небольшие размеры своей территории, Швейцарская Кон-федерация является одной из ведущих «дипломатических держав» мира. На наш взгляд, подобный результат швейцарская дипломатия достигла в том числе благодаря своей посреднической деятельности. Эта альпийская страна имеет не только богатую историю посредничества, но и вот уже более ста лет является дипломатическим центром мира. Говоря о посреднической деятельности Берна, в большинстве случаев имеется в виду оказание им «добрых услуг». В дипломатическом словаре даются следующие определения этих терминов:
«Посредничество - одно из средств мирного разрешения возникающих между государствами споров. Посредничество заключается в том, что какое-либо государство, не являющееся стороной в споре, по соглашению спорящих государств выступает в качестве посредника: оно организует и непосредственно участвует в переговорах между конфликтующими государствами, содействуя достижению ими согласованного решения по вопросу, вызвавшему спор. Необходимо отметить, что рекомендации, которые выносятся при этом государством-посредником, не обязательны для спорящих государств. Таким образом, посредничество не может превращаться в навязывание спорящим сторонам каких-либо условий...».
««Добрые услуги» (французское bonsoffices, английское goodoffices) - международно-правовая процедура, относящаяся к праву войны. В случае конфликта или войны между двумя державами, когда каждая из них по соображениям престижа или по другим мотивам избегает продолжения или возобновления переговоров, либо когда переговоры не сулят перспектив и способны лишь обострить положение, одна или несколько третьих держав вправе предложить свои услуги с целью стать связующим звеном между спорящими сторонами, чтобы облегчить урегулирование спора или наладить мирные переговоры. Такая акция называется продолжением «добрых
На первый взгляд, может показаться, что это два одинаковых понятия. Однако, это не так. В отличие от содействия «добрых услуг», посредник может выдвинуть определенные предложения как базу для переговоров и урегулирования споров. К тому же важно отметить, что государство, оказывающее «добрые услуги», может не принимать участия в самих переговорах.
Ярким примером посредничества швейцарской дипломатии служит посредничество в переговорном процессе между Арменией и Турцией в 2008-2009 гг., завершившееся в октябре 2009 г. подписанием так называемых «Цюрихских протоколов» («Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений») .
Другим таким примером могут служить «добрые услуги» Швейцарии в российско-грузинских отношениях. После войны в Южной Осетии в 2008 г. Россия признает государственную независимость и суверенитет на сегодняшний день не признанных мировым сообществом двух республик - Абхазии и Южной Осетии. В ответ на подобный шаг Кремля, 3 сентября 2008 г. грузинская сторона принимает решение разорвать дипломатические отношения с РФ. После чего, Москва попросила Швейцарию представлять собственные интересы в Грузии (2008 г.). Аналогичным образом поступил и Тбилиси (2009 г.). Помимо этого, Альпийская Конфедерация выступила посредником в российско-грузинских переговорах по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (2011 г.).
У всех на слуху какие-нибудь дипломатические переговоры, проходящие на территории Швейцарии. Думаем, нет смысла перечислять все эти встречи, ограничившись упоминанием одного из последних событий - переговоров по Сирии, проходящих в Женеве. Кстати, предоставление своей территории в качестве платформы для проведения переговоров является одним из инструментов «добрых услуг» Альпийской Конфедерации.
Еще одним из инструментов ее «добрых услуг» является осуществление «защитных мандатов» (англ. «Protecting power mandates»).Под защитным мандатом понимается выполнение консульских и дипломатических функций одного государства в третьем государстве, тем самым способствуя поддержанию отношения между этими государствами. Для этого необходимо получить согласие не только представляемого государства, но и принимающего государства.
Действительно, защита интересов других стран является особенностью внешней политики Швейцарской Конфедерации. К тому же эта страна имеет очень богатый опыт в этом деле. В первый раз в такой роли Швейцария опробовала себя во время Франко-германской войны в 1870-1871 гг., когда Берн, в лице выдающегося дипломата Иоганна Конрада Керна, взялся представлять интересы Великого герцогства Баден и Баварского королевства во Франции.
На данный момент в руках Швейцарии находятся шесть защитных
мандатов:
1. Ирана в Египте (с 1979 г.);
2. США в Иране (с 1980 г.);
3. России в Грузии (с 2008 г.);
4. Грузии в России (с 2009 г.);
5. Ирана в Саудовской Аравии (с 2016 г.);
6. Саудовской Аравии в Иране (с 2016 г.).
Хоть многие страны продолжают доверять Берну представление своих интересов в третьем государстве, сегодня численность «защитных мандатов», осуществляемые Швейцарией меньше, чем во времена Холодной войны. Пик популярности «защитных мандатов» Швейцарии пришелся на 1973 г., когда швейцарской дипломатии приходилось осуществлять 24 подобных мандата.
Актуальность и новизна темы исследования. Как уже было отмечено, посреднические услуги Швейцарии сегодня продолжают пользоваться спросом у других государств. Невзирая на это не изученной остается не только посредническая деятельность Швейцарии, но и других стран в целом. Кроме того, с сожалением приходится отмечать, что современные исследователи в большинстве случаев обходят стороной внешнеполитическую деятельность Швейцарии. И это невзирая на то, что посреднический опыт альпийской страны может быть применен в разрешении множества конфликтов, царящих сегодня в мире. Чтобы наиболее сильно продемонстрировать значение посредничества и «добрых услуг» Швейцарии мы решили изучить деятельность Берна в этих сферах в период Холодной войны. С другой стороны, Холодная война стала периодом, когда подобные дипломатические услуги швейцарцев пользовались повышенным спросом. Кроме того, на сегодняшний день нет новейших комплексных трудов, касательно оказания посреднических услуг Швейцарии в целом, что придает значимость нашему исследованию.
• Рассмотреть все «защитные мандаты» Швейцарии по представлению интересов других государств в третьих странах в период Холодной войны;
• Изучить причины, по которым Швейцария избиралась в качестве «протежирующей силы», а иногда посредника;
• Выяснить причины разрыва дипломатических отношений между государствами, после которых появилась необходимость «добрых услуг» Швейцарии;
• Проследить эволюцию посреднических услуг Швейцарии после Второй Мировой войны;
• Выявить особенности посреднической деятельности Швейцарии;
• Рассмотреть Швейцарию в качестве международного дипломатического центра;
• Обозначить значимые мирные конференции, приходившие на территории Швейцарии в период Холодной войны.
Предмет и объект исследования. Объектом нашего исследования является посредническая деятельность Швейцарии в период Холодной войны. Предметом исследования - посредничество и «добрые услуги», оказанные Альпийской Конфедерации в период Холодной войны.
Хронологические и территориальные рамки исследования. В качестве хронологических рамок мы решили взять период с 1950 по 1991 гг. Касательно нижней хорологической рамки, то следует отметить, что и по сей день не утихают споры касательно даты начала Холодной войны. По нашему глубокому убеждению, в 1950 г. стало очевидным, что идет противостояние между двумя сверхдержавами. Ярким свидетельством раскола мира на два лагеря служит и раскол Германии на ФРГ и ГДР в 1949 г. К тому же, в 1950 г. началась Корейская война, по завершению которой, Швейцарии пришлось опробовать силы своей дипломатии в урегулировании конфликта между КНДР и Республикой Корея. Верхней хронологической рамкой для нас служит 1991 г. - год распада СССР как одной из сверхдержав существовавшего миропорядка и окончания Холодной войны.
Историографический обзор (степень изученности темы). Говоря об отечественной историографии, приходится констатировать тот факт, что в русскоязычной историографии отсутствуют труды, посвященные посреднической деятельности Швейцарии. Монография Драгунова Г.П. «Швейцария: история и современность (очерки новейшей истории)», изданная в 1978 г. является в отечественной историографии первой книгой, посвященной Швейцарии в целом. Однако автор не затрагивает тему посредничества Швейцарии. По достоинству следует отметить фундаментальный труд по истории Альпийской Конфедерации российского историка Игоря Петрова «Очерки истории Швейцарии» (2006 г.). И. Петров на сегодняшний день является крупнейшим специалистом по истории Швейцарии в целом. Вместе с тем в 920 страничной книге «добрым услугам» Швейцарии уделен лишь один параграф в одной из глав (очерков). В них автор не говорит обо всех «защитных мандатах», которые осуществляла Швейцария. И те случаи, где Швейцария сыграла посредническую роль, описаны поверхностно.
При поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» с немецкого на русский язык была переведена книга швейцарского историка Фолькера Райнхардта «История Швейцарии»(Geschichte der Schweiz). В книге изложена история Швейцарской Конфедерации, но в ней не нашли отражение «добрые услуги» альпийской страны.
О посреднической деятельности Швейцарии на русском языке можно исчерпать информацию из страниц русской версии международной информационной службы Швейцарской национальной теле- и радиокомпании «swissinfo.ch»и ежедневной русскоязычной интернет - газеты Швейцарии «Наша Газета». Так, в «swissinfo.ch»были опубликована статья Рене Кенселя «Швейцария в разделенной Корее: 60 лет спустя » и Марселы Агилы Рубин «Швейцарское посредничество на Кубе стало историей». Из статей «Нашей Газеты» для нас полезным была статьи Бывшего советского и российского дипломата Ю. К. Назаркина «Шестидесятилетие "духа Женевы"» и «Женева и окончание "холодной войны"», а также статья Лейлы Бабаевой «Франкоязычные швейцарцы в Федеральном совете».
Из зарубежной историографии первым делом стоит упомянуть книгу легендарного швейцарского дипломата Раймонда Пробста «"Добрые услуги" в свете швейцарской международной практики и опыта », вышедшую в свет в 1989 г., т.е. еще до завершения Холодной войны. Однако в ней основной акцент смещен в сторону теории «добрых услуг» Швейцарии. Помимо этого, стоит отметить, что в работе не освещены обстоятельства, по которым Швейцария принимала на себя «защитные мандаты» в период Холодной войны. В большей степени, в работе нашло, отражение посреднической деятельности Швейцарии в последней трети XIX в. и в первой половине ХХ в.
Из зарубежных авторов следует упомянуть Швейцарского историка Томаса Фишера, являющегося крупнейшим специалистом по истории внешней политики Швейцарии в ХХ в. Среди его трудов необходимо упомянуть монографию на немецком языке «Роль Швейцарии в кризисе с заложниками в Иране 1979-1981». В монографии нашло место отражение переговорного процесса по освобождению американских дипломатов из иранского плена в 1979-1981 гг. и роли Швейцарии в них. Помимо этого, в этом же труде в качестве предисловия освещается деятельность Швейцарии во время событий Корейской войны, в Иране 1952-1953 гг., Суэцкого кризиса 1956 г., Карибского кризиса 1962 г. и в переговорах между Фронтом национального освобождения Алжира и Францией в 1961-1962 гг. Без внимания не следует оставлять и его другой труд, изданный на английском языке «Добрые услуги Швейцарии: изменение концепции », где помимо теории «добрых услуг» рассмотрено несколько практических ролей Швейцарии в этом деле. Еще одной значимой работой этого швейцарского ученого является «Разговор с бородатым мужчиной: швейцарский мандат по представлению интересов США на Кубе, 1961-1977», где подробно описывается деятельность Швейцарии по представлению интересов Соединенных Штатов на Кубе в период с 1961 по 1977 гг.
Другим видным исследователем «добрых услуг» Швейцарии является Даниэль Тракслер, сотрудник Центра исследования проблем безопасности при Высшей технической школе Цюриха.
«Добрым услугам» Швейцарии были посвящены два номера журнала «Politorbis»№40 (2006 г.) и №56 (2014 г.), который издается Федеральным департаментом иностранных дел Швейцарии, где публикуются статьи специалистов по внешней политике Швейцарии. В этих журналах были опубликованы полезные статья уже упоминавшегося Т. Фишера «Представление иностранных интересов как отправная точка для дальнейших мирных инициатив». Именно на страницах журнала опубликована статья швейцарского историка Николя Риона «Рискованная возможность для швейцарской дипломатии: защита иностранных интересов и Добрые услуги в Индии и Пакистане (1971-1976)», которые полезной для нас при изучении «добрых услуг» Швейцарии в период индо-пакистанского конфликта. Особо ценным является приложение журнала №40, где были приведены все «защитные мандаты» Швейцарии в период Холодной войны.
Вышеперечисленная литература является той, которая отражает практическую деятельность швейцарской дипломатии в посредничестве и оказании «добрых услуг». Конечно, можно встретить статьи о посреднической деятельности Швейцарии, но они носят исключительно теоретический характер, где отражаются общеизвестные факты. Туда можно отнести статью Саймона Масона и Дэвида Ланца «Опыт Швейцарии в мирном посредничестве», Дамиано Сгуаитаматти и Саймона Масона «Посредники в сравнении: значения Швейцарии в качестве посредника», Невилла Уайли «Защитные полномочия в меняющемся мире»
Помимо специальной литературы по истории Швейцарии мы использовали также и дипломатическую литературу, а именно «Дипломатический словарь » под редакторством А. Я. Вышинсккого и С. А. Лозовского, и трёхтомный «Дипломатический словарь » под редакторством Министра иностранных дел СССР А.А. Громыко. В словарях приведен научно-справочный материал по дипломатии и международным отношениям. Кроме того, там имеются сведения не только о международных конгрессах и конференциях, но также излагается содержание различных дипломатических актов. Помимо всего этого в словарях объясняются основные понятия из области международного права, имеющие непосредственное отношение к вопросам внешней политики и дипломатии.
Исходя из скудной историографии вопроса, становится понятным не- изученность такой актуальной темы как посредническая деятельность Швейцарии не только в период Холодной войны. К тому же, как уже было сказано, в отечественной историографии недостаточно трудов, посвященных истории дипломатии Швейцарской Конфедерации.
Обзор источников. В своем исследовании мы опирались на электронные версии документов швейцарского внешнеполитического ведомства с 1848 по 1972 гг., доступные на сайте
Другим ценным ресурсом, где хранятся официальные дипломатические документы США, является сайт исторического отдела Государственного департамента США (URL:https://history.state.gov). Стоит признать, что сайт исторического отдела американского внешнеполитического ведомства удобен в использовании. Первоначально сайт разделен по срокам пребывания президентов США на своем посту. Далее идут тематические рубрикаторы отдельно по странам. Некоторые разделы по странам делятся еще на несколько тематических рубрик. Безусловно, все это облегчил нам работу. Вместе с тем, многие из его архивных фондов еще не рассекречены, среди них - архивный фонд, связанный с кризисом с заложниками в Иране (1979-1981 гг.).
Еще одним преимуществом сайта исторического отдела Государственного департамента является тот факт, что в нем, в отличие от их швейцарского аналога, документы полностью оцифрованы, что существенно облегчает процесс поиска и изучения документа. Одновременно с этим читатель может и ознакомиться с отсканированным оригиналом документа, представленный в формате PDF.
Следующим превосходством данного американского сайта является и то, что в нем есть разделы, посвященные двусторонним отношениям Соединенных Штатов с каждым государством по отдельности, где довольно подробно описано развитие двусторонних отношений официального Вашингтона с определённым государством.
При написании работы нам был очень полезен официальный сайт Федерального департамента иностранных дел Швейцарии (URL:https://www.fdfa.admin.ch). Кроме того, мы использовали данные и факты, приведенные на официальном сайте ООН (URL:http://www.un.org),
При написании магистерской диссертации мы использовали следующие методы исторического исследования:
• Историзма;
• Описательный (дескриптивный);
• Повествовательный;
• Историко-типологический.
Описание структуры работы. Работа состоит из пяти глав. Работу мы разделили на главе не по хронологическому порядку, а по региональному. Первые четыре главы мы посвятили посредническим услугам Швейцарии в определённом регионе, а пятая - роли Швейцарии как места расположения международных организации и места проведения международных мирных конференции.
Подробнее объясним свою градацию первых четырех глав. В первой главе речь идет о посреднической деятельности Швейцарии в Европе и Азии. Сюда мы включили страны Европы, и ряд азиатских стран, как Иран, Индия, Пакистан, Северную и Южную Корею. Во второй главе мы исследовали посредническую деятельность Швейцарии на Ближнем Востоке. В страны Ближнего Востока мы решили включить Израиль, Ирак, Сирию, Иорданию а также Египет, но лишь до 1978 г. С одной стороны, Египет географический распложен в Африке. С другой стороны, это арабская страна. Кроме того, од-на из главных причин противоречий на Ближнем Востоке является отношение к государству Израиль со стороны арабских государств. Как мы знаем, Египет до 1978 г., т.е. до подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, не только не признавал еврейское государство, но и воевал против Тель-Авива в коалиции с другими арабскими странами. После подписания соглашений с Израилем, Египет потерял уважение среди арабских стран, которые поспешили разорвать свои дипломатические связи с Каиром. Таким образом, Каир, который прежде претендовал на роль лидера в арабском мире, после 1978 г. автоматически распрощался с этой мечтой. Поэтому, после этого события мы от-носим Египет к африканским странам, т.е. в третью главу. Сюда же мы относим и другие арабские страны, на северной части африканского континента (страны Магриба) - Алжир, Тунис и Марокко. В четвертой главе речь пойдет о странах Латинской Америки, где Швейцария вела свою посредническую деятельность.
1) По представлению интересов Сальвадора на Кубе (с 10 февраля 1962 г. по 19 октября 1962 г.). Мандат осуществлялся по предварительному ордеру. Официального запроса от правительства Сальвадора Швейцария не получила;
2) По представлению интересов Израиля в Гвинеи (с 13 июня по 31 декабря 1973 г.). Правительство Гвинеи не дало своего согласия в письменной форме.
Однако в своей работе мы опирались на официальные документы, поэтому мы рассмотрели лишь официальные «защитные мандаты» Альпийской Конфедерации.
Рассуждая о причинах, по которым Швейцарии доверяли оказывать «добрые услуги», первой следует отметить нейтралитет Швейцарии. Именно благодаря нейтралитету страна сумела выстроить хорошие, или хотя бы бесконфликтные отношения со всеми государствами мира. Следует помнить, что Швейцария имеет больше опыта в деле оказания «добрых услуг», чем другие страны мира. С уверенностью можно сказать, что никакая другая страна не может соперничать с Альпийской Конфедерацией в оказании «добрых услуг».
Сравним «защитные мандаты» осуществленные основным конкурентом Швейцарии, другой европейской страной, которая имеет также давнюю традицию нейтралитета, правда не такую как Швейцария - Швецией. Начнем со Второй Мировой: так к 1943 г. Швейцария осуществляла 219 «защитных мандатов» для 35 стран мира, а Швеция - 114 мандатов для стран. И в период Холодной войны добрые услуги Швейцарии пользовались большим спросом, чем шведские. Количество защитных мандатов Берна равнялось 70 (в период между 1950 и 1991 гг.), когда у Стокгольма было 21 (В период между 1952 и 1991 гг.; см. приложение 3). На данный момент численность текущих «защитных мандатов» Королевства равняется трем (Швеция представляет интересы Австралии, Канады и США в КНДР), т.е. в два раза меньше, чем Швейцария. Таким образом, и сегодня роль швейцарской дипломатии значительнее шведской.
В период между 1950 и 1991 гг. многие государства не раз прибегали к дипломатическим услугам швейцарцев. Среди них выделяется Великобритания, интересы который альпийцам пришлось защищать семь раз, второе место разделяют Израиль и Франция - пять раз, США и Иран - четыре раза, Новая Зеландия и ЮАР - три раза. Среди этих стран считаем необходимым выделить Иран и Израиль. На самом деле количество швейцарских мандатов, связанных с Тегераном и Тель-Авивом оказалось больше, так как Берн представлял интересы двух других государств в Иране девять раз, в Израиле - два раза. Мы также освятили ситуацию с международным признанием еврейского государства, когда многие арабские страны разрывали свои дипломатически связи с теми странами, которые признали государство Израиль. При всем при этом следует учитывать, что протежирующую сторону должна утвердить и страна, где будет осуществляться «защитный мандат». В этом плане у Берна не возникало никаких проблем, ввиду ее дружелюбной политики по отношению к другим странам. Нам хотелось бы подчеркнуть отсутствие колониального прошлого этого альпийского народа, из-за которого ни у кого не существовало исторических обид или претензий к Швейцарии и её народу. Помимо всего перечисленного, государства доверявшие защиту своих интересов Швейцарии понимали, что Берн не преследует своих интересов, и подходит к делу беспристрастно. Мы бы хотели обратить внимание на финансовую возможность Швейцарии осуществлять свои безвозмездные «добрые услуги».
В ходе нашего исследования нами были выяснены причины разрыва дипломатических связей между странами, и политическая обстановка, где были оказаны «добрые услуги» Швейцарии. Главным образом, это было связано со сменой правительств в различных государствах, после которого менялся внешнеполитический курс страны (например Военный переворот в Чили в 1973 г., Исламская революция в Иране в 1979 г.), а также вооруженные конфликты между странами (например Шестидневная война 1967 г., Третья Индо-пакистанская война 1971 г., Фолклендская война 1982 г.).
Вместе с тем подчеркнем и некоторые особенности осуществления «защитных мандатов» Швейцарии. Во-первых, Швейцарию в качестве представителя интересов должна была утвердить и страна, где предполагалось осуществлять «защитный мандат». Швейцарцы внимательно оговаривали с другими странами конкретные цели и задачи мандата. Альпийцы брались за осуществление тех мандатов, которые они могли выполнить, отсюда и успешный результат их деятельности. Рассматривая финансовую возможность Швейцарии осуществлять «защитный мандат», нужно отметить, что Берн, перед тем как дать согласие на представление интересов другого государства, планировал и финансовую составляющую предстоящего мандата. Для Берна все-таки было важным, чтобы мандат был ему по карману. Швейцарцы реализовывали мандат в тех странах, где они могли заменить собою дипломатический персонал, представляемой ими страны. Кроме того необходимо было провести инвентаризацию имущества посольства другой страны. Для выполнения взятых на себя обязательств, Берн направлял в эти государства дополнительное число работников, как например, для замены американского посольства в Кубе или для обеспечения интересов Великобритании и Франции в Ираке, Иордании, Египте и Сирии. В случае с Фолклендской войной 1982 г., Аргентина позволила остаться части британского персонала, что облегчило работу альпийским дипломатам, ведь помимо посольства в Буэнос-Айресе в латиноамериканской республике имелось еще три консульства. Так, говоря о представлении интересов Лондона и Парижа в странах Ближнего Востоке в период Суэцкого кризиса и после него, можно отметить что, Швейцария не смогла заменить собою дипломатические представительства Соединённого Королевства и Четвертой Республики в Алеппо (Сирия), Аммане и Иерусалиме (Иордания), Басре (Ирак), т.к. не имела своих представительств в этих городах. Поэтому вначале швейцарцы осведомили англичан и французов что не могут представлять их интересы в Алеппо, Аммане и Иерусалиме, Басре.
Как известно, швейцарцы очень дорожат своим нейтралитетом. По этой причине Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации, при одобрении запроса на осуществление «защитного мандата» в первую очередь принимал во внимание, чтобы данный мандат не нанес вреда швейцарскому многовековому нейтралитету. Так, в начале Холодной войны, из-за возможной опасности нарушения собственного нейтралитета, Швейцария с большой насторожённостью согласилась на участие в работе на Корейском полуострове в составе Комиссии нейтральных стран по репатриации и Наблюдательной комиссии нейтральных стран. Лишь после получения особого подтверждения нейтрального статуса швейцарских военных наблюдателей, Берн приступил к выполнению миссии на границе между двумя Кореями. Однако в дальнейшем М. Птипьер реализует новую политику швейцарского нейтралитета, именуемую как «нейтралитет и солидарность» или «активный нейтралитет». Тогда швейцарцы заявят о необходимости своего содействия переговорным процессам в мире. Ведь уже в 1956 г., во время разгара Суэцкого кризиса, М. Птипьер предложил конфликтующим странам собраться вместе на территории Конфедерации и обсудить возможности урегулирования конфликта. Индо-Пакистанский конфликт примечателен и тем, что это был первый случай, когда Швейцария, без официального запроса со стороны Дели и Исламабада, сама вызвалась оказывать «добрые услуги». Данный смелый шаг Берна, остался незамеченным в Дели и Исламабаде, доверивших «защитные мандаты» Швейцарии. Это же был первый случай за период Холодной войны, когда обе стороны одновременно доверили Швейцарии обеспечивать «защитный мандат» для них. Лишь к концу Холодной войны - в 1984 г. Швейцарии пришлось быть посредником в классическом смысле этого слова, когда она пыталась помирить Лондон и Буэнос-Айрес. К сожалению, швейцарская данная попытка оказалась неудачной. Все-таки этот «горький опыт» пошел швейцарцам на пользу, ведь в последующем альпийцы в роли посредника сумеют примерить другие конфликтующие между собой страны.
Стоит признать, что швейцарской дипломатии пришлось действовать довольно в нелегких условиях, а иногда и когда мир был близок к новой мировой войне. Впервые такая ситуация возникла во время Суэцкого кризиса 1956 г., когда М. Птипьер предложил мировому сообществу созвать мирную конференцию. Серьезной закалкой для швейцарской дипломатии стало представление интересов США на Кубе. Действительно, усилиям швейцарской дипломатии повлияли на положительный исход не только ряда кризисов в американо-кубинских отношениях, но и Карибского кризиса 1962 г., когда мир стоял в шаге от ядерной войны. Крайне опасным было военное противостояния между Индией и Пакистаном (1971 г.), чье совокупное население превышало миллиард людей.
Как показала история, альпийским дипломатам приходилось заниматься и эвакуацией дипломатического персонала, которого они заменяли. Ярким тому примером служит эвакуация семей сотрудников американского посольства из Кубы, бельгийского из ОАР или индийского из Пакистана, и пакистанского из Индии. Следует подчеркнуть и содействие швейцарцев в решении кризиса с американскими заложниками в Иране в 1979-1981 гг.
Благодаря усилиям швейцарцев по окончании войны в Корее на родину вернулись многие военнопленные. Большим испытанием на прочность для швейцарских дипломатов была третья Индо-Пакистанская война. Во время этой войны швейцарцам пришлось контролировать условия содержания
Но и не стоит забывать, что Швейцария была задействована в разрешении противоречий между государствами не только в лице своих дипломатов, но и посредством другого швейцарского бренда - МККК. Красного Крест со-действовал интернированию военнослужащих Ограниченного контингента советских войск в Афганистане попавших в плен к афганским моджахедам. На этом сотрудничество швейцарских властей с Красным Крестом не заканчивается. Вспомним, какую большую гуманитарную помощь населению раз-личных стран через МККК оказала Швейцария. Не обошли мы стороной и прием швейцарцами беженцев у себя в стране.
Формирование Швейцарии в качестве «гавани мира» начинает происходить в последней трети XIX в., когда в Берне расположились первые международные организации. Однако в начале ХХ в. инициативу у швейцарской столицы начинает перехватывать Женева, где после Первой Мировой войны расположилась штаб-квартира Лиги Нации, а после Второй Мировой войны на берегу Женевского озера распахнули двери некоторые специализированные учреждения ООН. Причиной такой популярности Швейцарии является та же, по которой Альпийская Конфедерация популярна своими «добрыми услугами», которые мы уже перечислили. Однако в данном случае важно указать на выгодное географическое расположение Швейцарии. По нашему глубокому убеждению, немаловажным является тот факт, что Швейцария является одной из наиболее безопасных стран мира. Было бы ошибкой, если бы мы обошли и национальную особенность швейцарского этноса - многоязычие. Как известно, в Альпийской Конфедерации четыре официальных языка. Вряд ли еще какая-либо страна Западного мира в вопросе полиязычия может померяться со швейцарцами. Интернационализм у швейцарцев «заложен в
крови». В становлении Швейцарии, особенно франкоязычной Женевы, в качестве международного центра заслуга принадлежит выходцу из франко-язычной части Конфедерации М. Птипьеру.
Если затрагивать вопрос о мирных конференциях, проходивших на склоне швейцарских Альп в прошлом столетии, то простой обыватель хорошо знаком с крупными дипломатическими встречами: Конференция по Индокитаю (1954 г.); встреча «Большой четверки» (1955 г.); Второй этап СБСЕ (1973-1975 гг.); встречу Горбачева и Рейгана (1985 г.). В своей работе мы постарались осветить и другие менее значимые мирные дипломатические встречи, такие как франко-алжирские переговоры (1962 г.), Конференция по Родезии (1976 г.), Всемирные экономические форумы в Давосе. Кроме того, мы осветили роль Швейцарии в подготовке данных встреч.
В эпоху Холодной войны Швейцария окончательно оформилась как дипломатическая держава и дипломатический центр мира. Как нам думается, в таком успехе Швейцарии роль принадлежит таким талантливым дипломатам как Макс Птипьер, Раймонд Пробст, Эдуард Бруннер, Эмиль Штадель- хофер, Эрик Ланг, Пьер Обер. Однако это не значит, что швейцарская дипломатия держалась исключительно на определенных личностях. Ведь Холодная война вслед за Второй Мировой войной подтвердила, что Швейцария является крупнейшей в мире в деле оказания «добрых услуг».
Исследователи склонны полагать, что после распада Биполярной системы, «добрые услуги» Швейцарии оказались никому не нужны. Однако сегодня не велик спрос не на «добрые услуги» Швейцарии отдельно, а на «добрые услуги» в целом. Первой причиной является то, что после Холодной войны, множество стран восстановили между собой дипломатические отношения. Вторая причина кроется в том, что современные конфликты в мире носят внутригражданский характер. Но вместе с тем, на сегодняшний день Альпийская Конфедерация, осуществляя шесть «защитных мандатов» является лидером в мире по осуществлению «добрых услуг», тем самым способствую укреплению мира на всей планете.
1. The Diplomatic Documents of Switzerland (URL:http://dodis.ch);
2. The U.S. Department of State Office of the Historian (URL:
https: //history.state.gov).
Источники
1. Официальный сайт Историко-документального департамента МИД РФ (URL:http: //www.idd.mid.ru);
2. Официальный сайт МИД РФ (URL:http://www.mid.ru);
3. Официальный сайт ООН (URL:http://www.un.org);
4. Официальный сайт Совета Безопасности ООН (URL:
http: //www.un.org/ru/sc/)
5. Official website of the International Committee of the Red Cross (URL: https: //www.icrc. org)
6. Official website of the Department of Foreign Affairs of Republic of South Af-rica (URL:http://www.dirco.gov.za);
7. Official website of the Federal Department of Foreign Affairs of Switzerland (URL:https://www.fdfa.admin.ch);
8. Official website of the Jimmy Carter Presidential Library and Museum (URL: http: //www.j immycarterlibrary.gov);
9. Official website of the Swiss Armed Forces (URL:http://www.vtg.admin.ch);
10. Official website of the U.S. Coast Guard (URL:http://www.uscg.mil).
Литература
1. Бабаева Л. Франкоязычные швейцарцы в Федеральном совете [Электрон-ный ресурс] // Наша газета: ежедневное интернет-издание. 16.11.2015. URL:http: //www.nashagazeta.ch/news/politique/20706;
2. Белиз / Колониальный период [Электронный ресурс] // Политический ат¬лас современности: сайт. URL:http: //www. hyno. ru/tom3/148. html;
3. Вдовин А. Пропаганда космополитизма и мирового правительства в СССР и РФ [Электронный ресурс] // Народные ведомости "Россия навсегда": сайт. 26.04.2014. URL:http://rossiyanavsegda.ru/read/1926/;
4. ВЭФ [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет: универсальная
научно-популярная онлайн-энциклопедия. URL:
http: //www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye nauki/ekonomika i pravo/VSEMIRNI EKONOMICHESKI FORUM VEF.html;
5. Дипломатический словарь: в 2 т. М., 1948 . Т.1;
6. Дипломатический словарь: в 3 т. М., 1971 . Т.2;
7. Дмитриева Д. ЕАСТ в общеевропейском интеграционном процессе и по-зиция Швейцарии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Ло-бачевского. Международные отношения. Политология. Регионоведение. - 2008. - № 4;
8. Домбровский Ю. Роль международных договоров в либерализации правового и политического пространств // Власть . 2008. №11;
9. Дунаевский И. В США будут судить за угон самолета 30-летней давности
[Электронный ресурс] // Российская газета: интернет-портал. 07.11.2013. URL:http://www.rg.ru/2013/11/07/potts-site.html;
10. Женевские соглашения по Лаосу [Электронный ресурс] // Мегаэнцикло-педия Кирилла и Мефодия: энциклопедический мультимедийный интер¬нет-ресурс.
URL:http://megabook.ru/article/Женевские%20соглашения%20по%Лаосу;
11. Июньская война 1967 [Электронный ресурс] // Кругосвет: универсальная
научно-популярная онлайн-энциклопедия . URL:
http: //www. krugosvet. ru/enc/istoriya/iyunskaya-voina-1967;
12. Кеснель Р. Швейцария в разделенной Корее: 60 лет спустя [Электронный ресурс] // swissinfo.ch: международная информационная служба Швейцар-ской национальной теле- и радиокомпании. 26.07.2013. URL:http://www.swissinfo.ch/rus/на-линии-огня швейцария-в-разделенной-корее--60-лет-спустя/36528364;
13. Корниенко Г. «Холодная война». Свидетельство ее участника. - М.: ОЛ- МА-ПРЕСС, 2001;
14. Михневич С. «115 вопросов о многосторонней торговой системе
ГАТТ/ВТО. Минск, 2009;
15. Многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ [Электронный ре-сурс] // Всероссийская академия внешней торговли: официальный сайт. URL:http: //www.vavt.ru/wto/wto/GATTMTN;
16. Мугабе, Роберт: Президент Зимбабве [Электронный ресурс] Лента.Ру: интернет-газета. URL :http://lenta.ru/lib/14188616/full/;
17. Назаркин Ю. Женева и окончание «холодной войны» [Электронный ре-сурс] // Наша газета: ежедневное интернет-издание. 19.11.2015. URL: http://nashagazeta. ch/news/politique/20721;
18. Назаркин Ю. Шестидесятилетие «духа Женевы» [Электронный ресурс] //
Наша газета: ежедневное интернет-издание. 23.07.2015. URL:
http://nashagazeta.ch/news/politique/20004;
19. Петров И. Дисбат с видом на Цугское озеро [Электронный ресурс] //
swissinfo.ch: международная информационная служба Швейцарской наци-ональной теле- и радиокомпании. 25.01.2013.
URL:http://www.swissinfo.ch/rus/история дисбат-с-видом-на-цугское-озеро/34811524;
20. Петров И. Очерки истории Швейцарии. - Екатеринбург: Циркон, 2006;
21. Полынов М. Советско-американские отношения во внешней политике М.С. Горбачева. 1985-1988 гг. // Труды Исторического факультета Санкт- Петербургского университета. 2013. № 14;
22. Прутцков Г. Горбачев и Рейган: Первые шаги [Электронный ресурс] //
Татьянин день: интернет-журнал. 18.11.2012. URL:
http: //www.taday.ru/text/1916999.html;
23. Рубин М.А. Швейцарское посредничество на Кубе стало историей [Элек-тронный ресурс] // swissinfo.ch: международная информационная служба Швейцарской национальной теле- и радиокомпании. 20.07.2015. URL: http://www.swissinfo.ch/rus/entre-cuba-y-eeuu--hora-de-arriar-la-bandera-suiza-y—reabrir-bancos-/41554216;
24. Хасанов А. Посредничество Швейцарии в подписании «Цюрихских про-токолов» // Сб. ст. шестой международной науч.-практической конф. «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики, геоэкономики, международных отношений, государственной безопасности. США, НАТО и Евросоюз - проблемы безопасности стран СНГ, Европы, Азии и Афри¬ки» под ред. А.П. Кудинова. СПб, 2012;
25. ЦЕРН отмечает юбилей [Электронный ресурс] // swissinfo.ch: междуна¬
родная информационная служба Швейцарской национальной теле- и ра-диокомпании. URL: http://www.swissinfo.ch/rus/видео церн-отмечает-
юбилей/40969002;
26. Штефенс Т. Швейцария модернизирует свои "добрые услуги" [Элек-тронный ресурс] // swissinfo.ch: международная информационная служба Швейцарской национальной теле- и радиокомпании. 25.01.2013. URL: http: //www. swissinfo. ch/rus/швейцария-модернизирует-свои--добрые-услуги-/34796134;
27. Bekes C., Nagy L.J. and Vekony D. Bittersweet Friendships: Relations between Hungary and the Middle East, 1953-1988 [Electronic recourse] // The Wood¬row Wilson International Center for Scholars: website. 05.11.2015. URL: https://www.wilsoncenter.org/publication/bittersweet-friendships-relations-between-hungary-and-the-middle-east-1953-1988;
28. Brecher M. Crises in World Politics: Theory and Reality. Oxford: Pergamon Press, 1993;
29. Brenchley F. Britain, the Six-day War and Its Aftermath. - London-New York: I.B. Tauris, 2005;
30. Corbacho A. Prenegotiation and Mediation: the Anglo-Argentine diplomacy
after the Falklands/Malvinas War (1983-1989) [Electronic resource] // Univer-sity of CEMA: official website. URL:
http: //www.ucema.edu.ar/publicaciones/download/documento s/269.pdf;
31. Harvey Parada H.Chile-Israel Relations 1973-1990. The Hidden Connection. Santiago, 2011;
32. History [Electronic resource] // World Federalist Movement - Institute for
Global Policy: official website. URL:http://www.wfm-igp.org/our-
movement/history;
33. Hungary Re-establishe Full Ties with Israel, Ending 22-year Breach [Electron¬ic recourse] // The Jewish Telegraphic Agency. 10.09.1989. URL: http://www.jta. org/1989/09/19/archive/hungary-re-establishe-full-ties-with-israel-ending-22-year-breach;
34. Iran agrees to release GIs' bodies in a few days // The Chicago Tribune. - 1980. - 4th May;
35. Jaberg S. Swiss played "crucial" role in Evian talks [Electronic recourse] // swissinfo.ch: the international service of the Swiss Broadcasting Corporation. 17.03.2012. URL:http://www.swissinfo.ch/eng/swiss-played--crucial--role-in-evian-talks/32310154;
36. Faure M., Lane J-E. South Africa: Designing New Political Institutions. -London, 1996;
37. Fischer T. Die Rolle der Schweiz in der Iran-Geiselkrise 1979-1981 [Elektro¬
nische Quelle] // Forschungsstelle fur Sicherheitspolitik der ETH Zurich: offizi- elle Website. Eine Studie zur Politik der Guten Dienste im Kalten Krieg. - 2004. - №73. URL:http://e-collection.library.ethz.ch/eserv/eth:27411/eth-
27411-01.pdf;
38. Fischer T. Die Vertretung fremder Interessen als Ausgangspunkt fur weiterge- hende Friedensinitiativen [Elektronische Quelle] // Politorbis. - 2006. - №40.
- URL:https://www.eda.admin.ch/etc/medialib/downloads/edazen/doc/publi.Par.0017.File.tmp/Politorbis 0106.pdf;
39. Fischer T. Switzerland’s Good Offices: A Changing Concept, 1945-2002
[Elektronische Quelle] // Forschungsstelle fur Internationale Beziehungen Eid- genossische Technische Hochschule. - 2002. - №37. URL:http://e-
collection.library.ethz.ch/eserv/eth:25944/eth-25944-01.pdf;
40. Fischer T. Talking to the Bearded Man: The Swiss mandate to represent US Interests in Cuba, 1961-1977 [Electronic resource] // The Graduate Institute of Geneva: official website. Working Papers in International History and Politics.
- 2010. - №5.- URL:
http://graduateinstitute.ch/files/live/sites/iheid/files/sites/international history politics/shared/working papers/WPIHP-Fischer.pdf;
41. Fisher T. The birth of N+NA: Austrian and Swiss Foreign Policy in the CSCE.
- The Changing Austrian Voter. Contemporary Austrian Studies, Vol. XVI. New Brunswick: Transaction Publishers, 2008;
42. Frequently Asked Questions [Electronic resource] // International Geneva: website. URL:http://www.geneve-int.ch/faq;
43. Geneva-Based International Organizations [Electronic resource] // Geneva
Graduate School of Governance: official website.
URL:http://www.genevagsg.com/living-in-geneva/geneva-based-international-organizations/;
44. Liste des interets etrangers representes par la Suisse depuis la fin de la Seconde
Guerre mondiale [Elektronische Quelle] // Politorbis. - 2006. - №40. URL:https: //www. eda. admin. ch/etc/medialib/downloads/edazen/doc/publi.Par. 0017.File.tmp/Politorbis 0106.pdf;
45. New Zealand Leader Sees Libya Making Move in S. Pacific [Electronic re-course] // The Los Angeles Times: daily newspaper. 10.03.1987. URL: http://articles.latimes.com/1987-03-10/news/mn-5957 1 libya;
46. Perrenoud M. La Suisse et les accords d'Evian: La politique de la Confedera¬
tion a la fin de la guerre d'Algerie (1959-1962) [Ressource electronique] // Politorbis. - 2002. - № 31.
URL: https: //www. eda. admin. ch/content/dam/eda/fr/documents/publications/Politorbis/politorbis-31 FR.pdf;
47. Prof. Dietrich Kappeler on Great lesson in mediation by Swiss diplomat (Alge¬
ria negotiations 1961-1962) [Electronic recourse] // DiploFoundation: web¬space. 29.06.2012. URL: http://www.diplomacy.edu/blog/prof-dietrich-
kappeler-great-lesson-mediation-swiss-diplomat-algeria-negotiations-1961-1962;
48. Refugee remembers Hungarian uprising [Electronic recourse] // swissinfo.ch:
the international service of the Swiss Broadcasting Corporation. 22.10.2006. URL: http://www.swissinfo.ch/eng/refugee-remembers-hungarian-
uprising/5501560;
49. Rion N. Une occasion risquee pour la diplomatie suisse. Protection des interets
etrangers et bons offices en Inde et au Pakistan (1971-1976) [Elektronische Quelle] // Politorbis. - 2006. - №40. URL:
https: //www. eda. admin. ch/etc/medialib/downloads/edazen/doc/publi.Par. 0017.File.tmp/Politorbis 0106.pdf;
50. Schelbert L. Historical Dictionary of Switzerland. - Lanham / Boulder/ New York/ Toronto/ Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, 2014.
51. Schirmer A. 50 Jahre diplomatische Beziehungen Deutschland Israel [Elektro¬
nische Quelle] Die Ludwig-Erhard-Stiftung e.V.: offizielle Website. 12.05.2015. URL: http://www. ludwig-erhard-stiftung. de/erhard-
aktuell/standpunkt/50-jahre-diplomatische-beziehungen-zwischen-deutschland-und-israel/;
52. Swedish Leader Olof Palme, 59, Assassinated [Electronic recourse] // The Los
Angeles Times: daily newspaper. 02.03.1986. URL:
http://articles.latimes.com/1986-03-02/news/mn-1347 1 swedish-leader-olof-palme;
53. Switzerland reflects on the death of Pinochet [Electronic recourse] // swissin-
fo.ch: the international service of the Swiss Broadcasting Corporation. 11.12.2006. URL: http://www.swissinfo. ch/eng/switzerland-reflects-on-the-
death-of-pinochet/5619848;
54. Syed M. H. Encyclopaedia of SAARC nations. - Delhi: Kalpaz Publications / Gyan Books Pvt Ltd, 2002;
55. The World Economic Forum: A Partner in Shaping History - The First 40 Years [Electronic resource] // World Economic Forum: official website. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF First40Years Book 2010.pdf;
56. Trachsler D. Gute Dienste - Mythen, Fakten, Perspektiven[Elektronische
Quelle] // Die im «Bulletin 2004 zur schweizerischen Sicherheitspolitik». - 2004. URL: http://www.css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-
interest/gess/cis/center-for-securities-studies/pdfs/Bulletin 2004.pdf;
57. Trachsler D. Schutzmacht Schweiz: Renaissance einer Tradition? [Elektroni¬sche Quelle] // Das Center for Security Studies (CSS) der ETH Zurich. - 2012.
- №108. URL: http://www.css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-
interest/gess/cis/center-for-securities-studies/pdfs/CSS-Analysen-108-DE.pdf
58. Wenger A., Mastny V., Nuenlist C. Origins of the European Security System: The Helsinki Process Revisited 1965-75. - London: Routledge, 2008;
59. Wuthrich W .Switzerland’s Good Offices paved the way for the 1962 Evian
Accords [Electronic recourse] // Current Concerns. 24.09. 2012. URL:
http: //www.voltairenet.org/IMG/pdf/CC-20122409 40 2. pdf;
60. Yasser Arafat, Speech at UN General Assembly [Electronic resource] //Le
Monde diplomatique: monthly newspaper.
URL:http://mondediplo.com/focus/mideast/arafat88-en.