Введения 4
1. Теоретические основы управления компаниями 8
1.1 Обзор значимых для теории управления российскими и китайскими компаниями
теорий фирмы 8
1.2 Cyщнocть, цели, зaдaчи и модели управления компаниями 18
1.3 Влияние нaциoнaльнo-иcтopичecкиx фaктopoв на paзвитиe модели управления
компаниями 31
1.4 Анализ основных моделей менеджмента 35
2. Анализ моделей управления китайскими российскими компаниями 43
2.1 Анализ модели управления китайскими компаниями 43
2.2 Модели управления на предприятиях России 57
2.3 Сравнение моделей управления предприятиями Китая и России 75
3. Проблемы и перспективы развития управления на предприятиях в Китае и в России. ..83
3.1 Проблемы использования китайской системы менеджмента на российских
предприятиях 83
3.2 Проблемы использования российской системы менеджмента на китайских
предприятиях 99
3.3 Перспективы перенятия опыта в области управления предприятиями Китая и
России 105
Заключение 114
Списки использованных источников
Сейчас Россия как региональная цивилизация переживает непростое время. Особенно важен тот факт, что в экономике страны все большее внимание стало уделяться, наряду с большим компаниями, среднему и малому бизнесу, который должен способствовать удовлетворению спроса небольших, специфических секторов экономики в тех услугах и товарах, которые не требуют массовых объемов продаж. Несмотря на достаточно большой промежуток времени от начала развития предпринимательства до настоящего времени, в России все еще не сформировался крепкий и достойный слой людей, способных квалифицированно и профессионально представлять этот вид экономики.
Многие механизмы, способствующие активизации бизнес- процессов в предпринимательстве, еще до конца не проработаны, особенно это касается формирования источников финансирования на федеральном, региональном и местном уровне. Все это накладывает определенный отпечаток на формирование прослойки предприимчивых людей, способных организовать свой бизнес, принося не только собственный доход, или доход в казну государства, а также обеспечивающих занятость населения, особенно в период экономического кризиса.
Не смотря на кризис внешнеторговый оборот между Россией и Китаем вырос. Это обеспечивается внутренними факторами.
В России созданы территории опережающего развития и Свободный порт «Владивосток», резидентами которых могут быть и китайские фирмы, в связи с этим нужно знать, как управлять китайскими фирмами, а также как российскими фирмами, и каким образом управлять взаимодействием китайских и российских предприятий в рамках Территорий опережающего развития и «Свободного порта «Владивосток».
Отправной точкой в истории создания ТОРов стало Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором он объявил развитие Сибири и Дальнего Востока «абсолютным приоритетом» и выразил уверенность, что «разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех восточных территорий откроет новые возможности в экономике и новые горизонты».
Согласно закону, создание ТОР необходимо для формирования благоприятной бизнес-среды, для привлечения инвестиций и организации новых производств товаров, предназначенных в том числе для поставок на экспорт. Ключевой идеей закона является обеспечение на данных территориях привлекательных конкурентоспособных условий деятельности резидентов, аналогичных условиям, созданным уже давно на особых территориях в Китае, Южной Корее, Сингапуре. То есть, другими словами, Дальний Восток решено развивать по образу и подобию этих стран, а затем задачу распространить на всю страну.
Всего на Дальнем Востоке резидентами ТОР и СПВ стали 29 компаний с китайскими инвестициями. Они инвестируют средства в создание перерабатывающих производств, в агропромышленный сектор и развитие аквакультуры, в строительство жилой и коммерческой недвижимости, в энергетический сектор и транспортно-логистические проекты. Среди компаний можно выделить FAW (производитель большегрузной техники), Чжундин Дайри Фармин (производитель молока), China Huaxin Group, Universal Medical Financial & Technical Advisory Services Company, Sunac China (Beijing), China Chengtong International Investment, China National Culture & Art Company и пр.
В Китае по решению Си Цзиньпина с 2013 по 2017 годы создаются экспериментальные зоны свободной торговли, где могут участвовать и российские предприятия.
Экспериментальные зоны свободной торговли в Китае - феномен молодой. Поэтому давать развернутую оценку достигнутых ими результатов, детально прогнозировать ход их дальнейшего развития - дело явно преждевременное. Важной отличительной особенностью экспериментальных ЗСТ стало внедрение в их управленческую практику принципа «негативного перечня» (negative list, фумянь циндань) при привлечении в ЗСТ иностранных инвестиций. Если прежние Справочные каталоги производств по привлечению зарубежных инвестиций в Китае информировали о том, что можно делать, то «негативный перечень», напротив, уведомляет о том, чего делать нельзя. Соответственно, все сферы и производства, отсутствующие в таком каталоге, доступны для иностранных инвесторов.
Также Китай и Россия договорились создать трансграничную территорию опережающего развития в районе пунктов пропуска Пограничный в Приморье и Суйфэньхэ в КНР. Такое заявление было сделано в Харбине, на церемонии открытия Г одов межрегионального сотрудничества России и Китая. Проработкой проекта занимается рабочая группа, образованная в составе межправительственной российско-китайской комиссии по развитию регионов. Общие инвестиции в проект могут составить около 2 млрд долларов.
Развитие взаимного сотрудничества для обеих стран в области участия в современных особых экономических зонах предполагает необходимость исследования особенностей управленческих моделей на предприятиях обеих стран, что и определяет актуальность исследования.
Целью работы является - понять факторы и причины формирования модели управления в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теории фирмы управления российскими и китайскими компаниями, изучив фундаментальные и прикладные теории;
2) выделить сущность, цели, задачи и модели управления компаниями (фасетная классификация, модели управления);
3) определить влияние национально-исторических факторов на развитие модели управления компаниями;
4) представить анализ основных моделей менеджмента;
5) проанализировать модели управления предприятиями в Китае, представим основные характеристики китайское модели управления, а также анализ моделей управления на крупных, малых и средних предприятиях;
6) сравнить модели управления предприятиями Китая и России, выделив общие черты и различия на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса стран.
Объектом исследования в выпускной работе выступают системы управления компаниями, а предметом исследования - национальные особенности управления фирмами.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов как Гэлбрейт Дж. К., Веблен Т., Норт Д.С., Попов Е.В., Кочетова Н.В., Корякин И.Д., Абакумов В.В., Джексон К. младший рейсон, Доллан Э.Гапоненко А.Л. и др.
Основные методы исследования: анализ, синтез, контент-анализ, статистический анализ, обобщение, сравнение, наблюдение др.
Исследования, проведенные в первой главе показали, что в России принципы в области менеджмента для достижения устойчивого успеха организации включают в себя ориентацию на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; эффективные отношения с контрагентами. [1,2].
При этом выделяются самостоятельные вариации менеджмента в европейских странах, где все представленные черты каким-либо образом опосредуются через специфику национальной деловой культуры: «британская модель прагматичного управления», «немецкая модель профессионального управления», «централизованная модель французского менеджмента», «итальянская модель семейного управления», «шведская модель ангажированного управления» и т.п. [28].
Кроме того, в каждой из этих моделей сегодня проявляются целый ряд тенденций, подводящих их к универсализации в силу необходимости функционировать в условиях интернационализированной и
глобализированной экономики, когда стремление сохранить национальные традиции менеджмента, скорее, недостаток, чем фактор
конкурентоспособности. Современный этап развития европейского менеджмента демонстрирует ряд новых качественных трансформаций, обусловленных влияниям интернационализации и, главное, глобализации мировой экономики. К ним относятся:
- рост управленческого персонала, что обуславливается необходимостью постоянного реагирования на возмущения и неопределённости внешней среды, в большей мере это характерно для крупных компаний, которые активно используют транснациональное экономическое пространство;
- активно внедряются новые технологии, методы, концепции менеджмента, тогда как национальные модели европейских стран значительно проявляют местные, традиционные особенности управленческого подхода.
Таким образом, в рамках данных характеристик евроменеджмент характерен, прежде всего, для крупного бизнеса, поскольку малый и средний в силу территориальной специфики своего функционирования и масштабов деятельности не нуждается в таких значительных способностях адаптации к требованиям мировой экономики, что позволяет этому уровню предпринимательства реализовывать в своем управлении национальные подходы к менеджменту.
В современном экономическом пространстве по-прежнему основную роль, роль ключевого звена всех хозяйственно-экономических отношений играет организация. Организацию, согласно методологии системного подхода, представляют, как систему, а именно совокупность элементов и наличие связей между ними.
Аналитическая часть диссертации была посвящена изучению моделей управления, характерных для предприятий России и Китая.
Последние несколько десятилетий Россия и Китай являются быстро развивающимися странами не только в экономической сфере, но и в управленческой науке. В национальных моделях России и Китая есть свои национально-культурные особенности, а также постепенно прививаются признаки и особенности западной школы менеджмента.
Основным отличием России и Китая традиционно является культурный фон, поэтому в китайской модели менеджмента человек играет первостепенную роль, менеджмент понимается как система управления, в которой на первом месте стоит человек. Российский же менеджмент является сторонником краткосрочного найма на работу, что является тенденцией в
американском и европейском менеджменте.
В целом исследование показывает, что в настоящий момент в Китае применяют в крупных автомобильных компаниях в первую очередь технологическую теорию фирмы, которая прогрессивна и имеет высокий потенциал. Также для крупного Китайского предпринимательства характерно использование поведенческих теорий управления фирмой и инновационной модели управления.
Для России в первую очередь применимо использование институциональной теории фирмы для крупных предприятий (ПАО «Камаз», и первоочередно управленческих теорий. Также для крупных российских предприятий характерна бюрократическая модель управления.
На предприятиях среднего и малого бизнеса Китая также стараются максимально использовать технологическую теорию фирмы, которая завязана на развитие человеческого потенциала, в то время как в России малый и средний бизнес использует институциональную теорию фирмы, направленный на формирование капитала и развитие производства.
Для предприятий малого и среднего бизнеса Китая присущи процессные системы управления, которые характеризуются получение оплаты труда по результатам. Для России данная модель управления в настоящий момент достаточно редка на предприятиях малого и среднего бизнеса и чаще всего используется предпринимательская модель управления, где собственник максимально принимает все решения.
Исследования возможностей использования опыта применения моделей управления китайскими и российскими компаниями показало, что перенятие опыта российскими компаниями возможно в силу больших возможностей для китайских предприятий в особых экономических зонах России и Дальнего Востока, в частности. Китайские компании достаточно развиты и могут использовать на своих предприятиях только незначительную долю опыта управления и отдельных отраслях.
1. Лукичев П.М. Рациональность и эволюция фирмы в современной экономической теории / П.М. Лукичев, А.В. Затевахина // Ученые записки международного банковского института. - 2017. - №3 (21). - С. 31-41.
2. Лукичёв П.М., Лашов Б.В. Теория потребительского выбора: генезис и современные тенденции//Известия СПбГАУ. - 2014. - № 35. - С. 206-210.
3. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. -19-е издание. - М.: «Вильямс», 2014. - 1360 с.
4. Smith A. The Wealth of Nations. - Simon&Brown. - 2012.
5. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision u nder Risk//Econometrica, Vol. 47, No. 2. (Mar., 1979), pp. 263-292.
6. Arrow K. J. Economic theory and the hypothesis of rationality //Utility and Probability. - Palgrave Macmillan UK, 1990. - P. 25-37.
7. Simon H. Models of Man. - New York: Wiley. - 1957. Ch. 14,15.
8. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1976. - 408 с.
9. Chandler A.D. The Visible Hand. The Managerial Revolution in American Business. - The Belknap Press of Harvard University Press. Camb ridge, Massachusetts, 1999. - 621 p.
10. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: 1984. - С. 6
11. Норт Д.С. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis. 1993. Весна, -Т. 1. Выпуск 2. - С. 73.
12. Попов Е. В. Приоритеты развития фундаментальной теории фирмы // Журнал экономической теории. 2004. №1.
13. Кочеткова Н. В., Корякин И. Д. Сравнительная характеристика бизнес-этикета в Японии и Южной Корее // Вестник современных исследований. 2016. № 3-2 (3). С. 47-53.
14. Федоренко Е. А. Сравнение культурных особенностей ведения бизнеса в РФ и США на основе модели Герта Хофстеде // Электронный периодический научный журнал «SCIARTICLE.RU». 2017. № 48. С. 15-20.
15. Харитонов М. В., Авруцкая С. Г. Использование японской модели менеджмента для повышения эффективности деятельности российских предприятий // Успехи в химии и химической технологии. 2016. № 8. С. 113-115.
16. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. Сравнительный менеджмент. Изд. 2-е. СПб. : Питер, 2008. 480 с.
17. Кисилева Ю.А. Сравнительный анализ моделей управления / Ю.А. Кисилева, А.Р. Кужабергенова //Наука без границ. - 2017. - №11(16). - С. 25-28.
18. Стецюра А.Г. Особенности национального управления: характеристика и отличия /
A. Г. Стецюра, Р.М. Рахматуллина // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С. 70-73.
19. Провоторина В.В. К вопросу сравнительной характеристики моделей менеджмента Америки, Европы и Японии / В.В. Провоторирна, А.С. Дробязин // Главные характеристики современного этапа развития образования. Организация исследовательской деятельности в России и за рубежом. - 2017. - С. 96-99.
20. Абакумов В.В. Менеджмент: электронный учебник / В.В. Абакумов, А.А. Голубев,
B. П. Кустарев, В.И. Подлесных, Ю.К. Прохоров, Л.В. Тюленев [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra /page.php?tutindex=3&index=11
21. Джексон, К. младший Грейсон, Карла, О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века / - М.: Экономика, 1991. - 320с.
22. Провоторина В.В. Гостиничный менеджмент: учебно-методическое пособие / В.В. Провоторина. - Ростов-на-Дону, РТИСТ, 2012. - 36с.
23. Куцивол, В.А. Японский опыт управления персоналом / В.А. Куцивол // Управление персоналом. 2005. - №7. - С.47-50.
24. Гулюк, Н.В. Сравнительный анализ моделей менеджмента: изменение ценностей сотрудников с личностных на корпоративные // Бизнес-образование в экономике. - 2016. - № 3. С. 10-12.
25. Лицарева, Е.Ю. Европейский опыт руководства человеческими ресурсами организации на примере Великобритании, Нидерландов и Дании // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 397. С. 136-146.
26. Свидин, Н.А. Управление организационными отношениями в симбиозных моделях менеджмента (на примере европейских моделей) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета - 2007. - № 3-4. С. 230-234.
27. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. — СПб: Питер, 2008. 480 с.
28. Силова, Е.А. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 34. - 2011. № 32 (247). С. 104-107.
29. Доллан Э. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Доллан, Д. Линдсей. - СПб., 1992
30. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д. Хайман. - М.,1992. - Т. 2.
31. Сухарев О. Теория экономической дисфункции (проблемы эволюции экономики и промышленности): монография / О. Сухарев. - М.: Машиностроение-1, 2001. - 212 с.
32. Олейник А. Институциональная экономика / А. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416 с.
33. Чунаева О.А. Институциональная теория фирмы и специфика функционирования совместных предприятий / О.А. Чунаева //Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - №22-1. - С.73-77.
34. Терещенко Н. Г. Понятие «управленческая деятельность» в ряду сходных категорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ 10. - С. 1-9.
35. Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб. / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - Москва: РАГС, 2008. - 560 с.
36. Бубнов, С.А. Процессное управление компанией [Электронный ресурс] // Цикл «Процессное управление, или как научиться управлять компанией горизонтально». URL: http://www.cfm.ru/management/strategy/proc_business_model.shtml.
37. Долгая, А.А. Система управления организацией: понятие и модель / А.А. Долгая // Современная экономика: проблемы и решения. - №3. - 2014. - С. 98-108.
38. Управление персоналом: учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 560 с.
39. Филиппов А. В. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. - М.: Наука, 1981. - С. 96-109.
40. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999. - 800 с.
41. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://kamaz. ru/about/development/missi on/
42. Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2017 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/quarterly-reports/
43. Стратегия развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2025 года. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
https://kamaz.ru/upload/import_texts/KAMAZ%20Strategy%202025_Public_rus.pdf
44. Кадровая политик ПАО «КАМАЗ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kamaz.ru/about/policy/personnel-policy/
45. Официальный сайт гостиницы «Гавань». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gavan.ru/
46. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
47. Официальный сайт Taishan lvsheng food co. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lvshengfood.com/guanyulvsheng-en.html
48. Baxyp A. Б. Ocoбeннocти нaциoнaльнoгo мeнeджмeнтa // Meнeджмeнт в Poccии и зapyбeжoм, 2012. № 5. C. 75-80.
49. Гpeйcoн Д., O'Дeлл К. Aмepикaнcкий мeнeджмeнт wa пopoгe XXI вeкa. M.: Экoнoмикa, 2011. 521 c.
50. Ван Л. Особенности управления персоналом в Китае // Молодой ученый. — 2016. —
№28. — С. 378-380. — URL https://moluch.ru/archive/132/37073/ (дата обращения:
04.04.2018).
51. Официальный сайт JinJiang International Hotels. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hotels.jinjiang.com/
52. Официальный сайт предприятия DFMC. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dongfengrus.ru/about/history.php
53. Сайт человеческих ресурсов сети отелей JinJiang International Hotels. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jinjiang.com/career/
54. Россия - Китай: проекты сотрудничества - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// expert-nii-kpu.ru>.. .Россия_Китай.. .сотрудничества.рбГ
55. Пресс-Релиз компании Холдинг «Евроцемент» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://.www.eurocement.ru/cntnt/rus/press/rus_news/n11274.html
56. Крапчина Л. Н., Фролов Д. В. О крупнейших проектах российско-китайского внешнеэкономического сотрудничества // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 351-353.
57. Официальный сайт предприятия Haier- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.haier.com/ru/news/news/201604/t20160423_305987.shtml
58. Синенко О.А. Проблемы оценка эффективности бюджетных расходов на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока / О.А. Синенко // Вестник УРФК. Серия Экономика и управление. - 2017. - №5. - Т. 16. - С. 803-826.
59. Малахов В.И. Современные технологии управления проектами в строительстве / В.И. Малахов. - М.: Современные технологии генподрядного менеджмента. - 2018. - 80 с.
60. В Китае заработала третья группа экспериментальных зон свободной торговли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.cri.cn/3060/2017/04/02/1s600817.htm
61. Шанхайская ЗСТ - эксперимент в успехе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.corporationchina.com/shanghais-ftz-experiment-success/
62. Ряд китайских промпредприятий могут перенести в РФ на Дальний Восток . -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://khabkrai.ru/TOSER/Novosti-
TOSER/151250?special_fontsize=big&version=special
63. Ляонинская экспериментальная зона свободной торговли создает условия для углубления сотрудничества между Китаем и Россией. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-12/29/content_50175409.htm
64. Быкова А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период внешнеэкономических ограничений / А.В. Быкова // Молодой ученый. — 2016. — №22. —
С. 157-160.
65. Китай и Россия: непримиримые противоречия на Дальнем Востоке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/45862-kitay-i-rossiya-- neprimirimye-protivorechiya-na-dalnem-vostoke.html
66. Как управляют персоналом в Китае: особенности китайского менталитета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/2819-red-kak- upravlyayut-personalom-v-kitae-osobennosti-kitayskogo-mentaliteta