ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ СТУДИИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ 9
1.1. СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЦИРКОВЫХ АРТИСТОВ 9
1.2. ГИБКОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ СТУДИИ 14
1.3. СИЛА И ВИДЫ СИЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, И ИХ МЕСТО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ СТУДИИ 17
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ СТУДИИ 26
3.1. АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ СТУДИИ 26
3.2. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ СТУДИИ 30
3.3. СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЦИРКОВОЙ
СТУДИИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Современный уровень развития гимнастики на сегодняшний день «бросает вызов» физической подготовленности гимнасток, как одному из важнейших компонентов в развитии и становлении человека в данном виде спорта, в том числе и в особенности детей. Не вызывает никаких сомнений, что уровень физической подготовленности, необходимый для развития специфических физических качеств (реализация индивидуальных возможностей, степень физического развития и пр.), ставится «во главу угла». Усложнение конкретных гимнастических элементов, трудности в их реализации и необходимость безукоризненного исполнения, вызывают все более нарастающую потребность в увеличении тренировочной нагрузки, в том числе и по её продолжительности и интенсивности, особенно с учетом специфики применения гимнастики у детей, занимающихся в цирковой студии [Абрашина, Попова, Солдатова, с. 20].
Многие преподаватели, занятые в цирковой студии и осуществляющие подготовку гимнасток, отмечают неактуальность и вследствие чего неэффективность разработанной более двадцати лет назад учеными и педагогами методической базы для подготовки гимнасток [Бальсевич, 2000. с. 60]. Те критерии гибкости, силы и выносливости, положенные в основу методик, не актуальны в применении современных средств гимнастики.
Тренеры и учителя зачастую прибегают к самостоятельным «корректировкам» тренировочного процесса, для усиления и повышения уровня развития специфических физических качеств гимнасток, что особенно актуально во взаимосвязи с выполнением гимнастических упражнений детьми в цирковых студиях [Бальсевич, 1990. с. 24]. При этом опираясь только на «интуитивные» подходы в усилении и улучшении физических качеств детей, не всегда удается достичь ожидаемых результатов повышения качества выполнения гимнастических элементов, в связи с чем невозможно не отметить необходимость и важность разработки современной и актуальной обоснованной научной методики комплексного развития специфических физических качеств у детей с использованием средств гимнастики.
Речь идет о введении системы комплекса гимнастических упражнений в тренировочный процесс, которая позволит, в совокупности с применением педагогических средств других видов спорта и физкультурной деятельности, направленно развивать двигательные умения учащихся цирковой студии. Это внесет в процесс преподавания определенную вариативность, положительно скажется на состоянии здоровья и развитии специфических физических качеств гимнасток.
Противоречие нашего исследования заключается в том, что имеющаяся научно-методическая база неспособна в настоящее время обеспечить эффективное развитие специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии, в связи с чем ряд тренеров и педагогов, для повышения развития специфических физических качеств, прибегают к собственным методикам.
Учитывая изложенное, на лицо проблема устаревания научно-методической базы, а также её неконкурентоспособность наряду с индивидуальными методиками педагогов. Считаем, что в первую очередь это обусловлено в отсутствии должного внимания к развитию таких ключевых физических качеств в цирковом искусстве как гибкость и сила, в связи с чем видим необходимость в разработке собственной методики.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику комплексного развития специфических физических качеств у детей цирковой студии с использованием средств гимнастики.
Объект исследования: процесс специальной физической подготовки детей, занимающихся в цирковой студии.
Предмет исследования: формирование и развитие специфических физических качеств с использованием средств гимнастики у детей, занимающихся в цирковой студии.
Гипотеза исследования состоит в том, что комплексное развитие специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии, будет эффективным, если:
- будут теоретически обоснованы методические и физиологические особенности развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии;
- будет проанализирована профессиональная деятельность гимнастов и артистов цирка в целях определения специфических физических качеств, требующих особого внимания при подготовке;
- будут определены исходные показатели развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии, и наличие ресурсов в их развитии;
- будет разработана, теоретически и практически обоснована методика комплексного развития специфических физических качеств с использованием средств гимнастики у детей, занимающихся в цирковой студии.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические и методические основы развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии.
2. Изучить исходные показатели развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии.
3. Проанализировать профессиональную деятельность гимнастов и артистов цирка в целях определения специфических физических качеств, требующих особого внимания при подготовке.
4. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику комплексного развития специфических физических качеств с использованием средств гимнастики у детей, занимающихся в цирковой студии.
Научная новизна результатов исследования:
1. Определены особенности развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии.
2. Выявлена степень влияния развития специфических физических качеств на мастерство и качество исполнения гимнастических элементов у детей, занимающихся в цирковой студии.
3. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена комплексная методика развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Анализ и обобщение данных специальной литературы.
- Педагогические наблюдения.
- Метод контрольных упражнений.
- Метод математической статистики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов:
- по теории и методике физического воспитания и спорта (Бальсевич В.К. 1990, Верхошанский Ю.В. 1988, Захаров В.Н. 1994, Курамшин Ю.Ф. 2010, Лагутин А.Б. 1998, Матвеев Л.П. 1977, Шауро С.Н. 2008);
- по теории и методике художественной, спортивной гимнастики, аэробики (Белокопытова Ж.А., 1981; Говорова М.А. 2001, Карпенко Л.А. 2003, Менхин Ю.В. 2003, Новиков А.А. 2003, Орлов Л.П. 1973, Плешкань А.В. 2001);
- по анатомии и физиологии (Бальсевич В.К. 2000, Спивак Г.А. 1988);
- по цирковому искусству (Макарова С.М. 2006).
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексной методики развития специфических физических качеств у детей, повышающих эффективность урочных занятий гимнастикой, а также способствующей развитию специфических физических качеств, положительным образом влияющих на общий уровень физической подготовки. Результаты работы могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации педагогических работников и тренеров.
Выпускная квалификационная работа включает: титульный лист, оглавление, введение, три главы, девять параграфов, заключение, библиографический список из 33 источников, 3 приложения, 21 таблицу и 2 рисунка; выполнена на 68 страницах машинописного текста.
1. Проанализировав ряд учебной и научно-методической литературы, посвященной физической подготовленности гимнасток, мы пришли к однозначному выводу о необходимости совершенствования методической базы, разработанной учеными и педагогами порядка двух десятилетий назад.
Действительно, по истечении двух десятилетий в ходе нашего исследования мы констатировали существенное усложнение ряда гимнастических элементов, в связи с чем выявили объективно нарастающую потребность в увеличении тренировочной нагрузки с учетом специфики применения гимнастики у детей, занимающихся в цирковой студии.
2. В ходе изучения проявления детьми, занимающимися в цирковой студии, двигательных действий и специфических физических качеств, нам удалось установить, что такие специфические физические качества как гибкость и сила - являются ведущими физическими качествами циркового артиста, в связи с чем особое внимание при разработке комплекса методики комплексного развития специфических физических качеств нами было уделено именно проработке этих указанных физических качеств.
3. Изучение профессиональной деятельности циркового артиста в сравнении с профессиональной деятельностью спортсмена, позволило нам сделать вывод о наличии определенной специфики в двигательной активности и проявлении специфических физических качеств у артистов цирка. При этом, несмотря на некоторую разницу в профессиональной деятельности спортсменов и артистов цирка, мы приходим к выводу о необходимости развития гибкости и силы - ведущих специфических физических качеств, которые, на наш взгляд, напрямую влияют на техническую подготовленность циркового артиста.
4. Благодаря анализу профессиональной деятельности цирковых артистов, в ходе проведенного исследования с применением разработанной методики, нами экспериментально подтверждено улучшение показателей по всей системе контрольных упражнений.
В частности, по контрольным тестам «Левый шпагат» и «Угол на руках из положения сидя» показатели после применения методики улучшились на 123,3% и 155,5% соответственно. Уверенную динамику продемонстрировали результаты по контрольным тестам «Правый шпагат» (показатель улучшился на 134,6 %), «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» - на 69,6%, а также по упражнениям «Подъём по канату удерживая уголок» и «Отжимание в стойке на руках» улучшения составили 58,3% и 71,4% соответственно.
В целом, мы можем констатировать существенное улучшение групп контрольных тестов по гибкости и силовым показателям (сравнение показателей представлено на рис. 1 и рис. 2 в приложении 3).
Таким образом, результат нашего педагогического эксперимента доказал эффективность воздействия разработанной нами методики на уровень развития специфических физических качеств у детей, занимающихся в цирковой студии.
1. Абрашина И.В., Попова Е.В., Солдатова М.А. Особенности решения воспитательной задачи на уроке физической культуры // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №1. С. 19-24.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие. 2-е изд. Ленинград: Искусство, 1983. 207 с.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: теория и практика физической культуры. 2000. 275 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1990. №1. С. 22-26.
5. Белокопытова Ж.А. Комплексная оценка специальных способностей девочек на начальном этапе обучения упражнениям художественной гимнастики (в зависимости от типа нервной системы): автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев: [б.и.], 1981. 22 с.
6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Санкт-Петербург: изд- во Лань, 2001. 192 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготов-ленности спортсменов. Москва: Физкультура и спорт, 1988. 330 с.
8. Гимнастика и методика её преподавания: учебник для фак. физ. культуры / Н.К. Меньшиков, М.Л. Журавлин, Н.В. Казакевич [и др.]. Москва: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 462 с.
9. Говорова, М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учебное пособие. Москва: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2001. 52 с.
10. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: справочник. Москва: Медицина, 2001. 592 с.
11. Загвязинскии В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
12. Захаров В.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. Москва: Лентос, 1994. 368 с.
13. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студ. ин-тов физ. культуры. Москва: [б.и.], 2003. 381 с.
14. Кривенцов А.Л. Специальные способности - интегральные свойства индивидуальности и тенденции их развития в системе спортивной подготовки: современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы совмест. науч. прак. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. Москва: [б.и.], 2001. С. 51-55.
15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высш. учеб. Заведений. Москва: Советский спорт, 2010. 320 с.
16. Лагутин А.Б. Методика тестирования физической
подготовленности детей 4-7 лет: научно-методическая разработка для студентов и слушателей РГАФК. Москва: РГАФК, 1998. 46 с.
17. Макаров С.М. Театр, эстрада, цирк. Москва: УРСС, 2006. 272 с.
18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Москва: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.
19. Матвеев Л.П. Проблемы изучения структуры тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1970. №4. С. 5-10.
20. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учебное пособие для институтов физ. культуры. Москва: СпортАкадем пресс, 2003. 303 с.
21. Михалина Г.М. Содержание и методика занятий общей гимнастикой в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук. Москва [б.и.], 2005. 207 с.
22. Никоноров В.Т., Файзрахманов И.И. Использование подвижных игр с нестандартными заданиями при проведении уроков физической культуры: Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. С. 84-88.
23. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. Москва: Всесоюз. науч.- иследоват. институт физ. культуры, 2003. 197 с.
24. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. Москва: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.
25. Орлов Л.П. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физ. культуры. Москва: Физкультура и спорт, 1973. 193 с.
26. Сироткина Б.А. Анализ урока физической культуры в
общеобразовательной школе: методическое пособие для студентов-
практикантов 3 курса: ГЦОЛИФК. Москва: [б.и.], 1990. 21 с.
27. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания: учебник для
институтов физ. культуры. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Физическая
культура и спорт, 1987. 336 с.
28. Соловьева, Е.Б. Исследование факторов, определяющих уровень физи¬ческой подготовленности спортсменок, и обоснование методики ее оценки (на примере художественной гимнастики): дисс. канд. пед. наук. Москва: [б.и.], 1975. 237 с.
29. Спивак Г.А. Эффективность применения метода биомеханической стимуляции мышечной деятельности в процессе специальной силовой тренировки гимнастов: автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск: [б.и.], 1988. 23 с.
30. Шауро С.Н. Развитие физических качеств у детей 6-7 летнего возраста с преимущественным использованием средств гимнастики: автореф. дисс. канд. пед. наук. Малаховка: [б.и.], 2008. 26 с.
31. Alter, J. The Science of Flexibility: Human Kinetics. Champaign: [b.i.], 1998. 422 p.
32. Beauliau, J.E. Stretching for all sports. Panadena, CA: The athletic Press, 1980. 212 p.
33. SzekeresJozsef- SzilagyiGyorgy. CIRCUS. Budapest: [b.i.], 1979. 165-167 p.