Введение
Теоретические вопросы исследования автобиографической памяти 8
1.1 Феномен автобиографической памяти 8
1.2 «Монопараметрический» подход к исследованию автобиографической
памяти 18
1.3 Функциональный подход к исследованию автобиографической памяти 28
2 Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на
функционирование автобиографической памяти 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Методика «Свободное воспроизведение событий» 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Результаты исследования
Актуальность исследования. Память является одним из традиционных объектов изучения в психологии. Ее экспериментальное изучение продолжается свыше ста лет. За это время была создана определенная теоретическая база, накоплен огромный фактический материал. Однако, как показывает анализ научной литературы, до сих пор остаются некоторые нерешенные проблемы, связанные с функционированием памяти человека.
В настоящее время наибольший интерес исследователей прикован к проблематике автобиографической памяти человека как специфической мнемической подсистеме. На сегодняшний день определено место автобиографической памяти как одной из подсистем долговременной памяти (наряду с эпизодической и семантической памятью), описана ее уникальная феноменология, выявлен функциональный репертуар, установлены основные закономерности ее работы. Однако остается открытым вопрос об индивидуальных особенностях автобиографической памяти, ее объеме и границах его вариативности. Кроме того, неизученным в научной литературе является вопрос влияния личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти.
Актуальность проблемы определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов конструктивного развития и функционирования личности, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области - с другой.
Объект исследования: автобиографическая память личности.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей зрелого возраста.
Цель исследования: изучить влияние личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей зрелого возраста.
Задачи исследования:
1 Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
3 Определить влияние личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей зрелого возраста.
Степень разработанности проблемы. Теоретические положения, раскрывающие закономерности развития и функционирования процессов памяти (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Т. П. Зинченко, С. П. Бочарова и др.), научные идеи и факты У. Найссера, М. Конвея, Б. Росса, Дж. Робинсона, Дж. Кулика, Э. Тульвинга, касающиеся феноменологии, функций и закономерностей функционирования автобиографической памяти, концепция автобиографической памяти как высшей психической функции В. В. Нурковой, индивидуальные особенности автобиографической памяти (Ю. А. Немова, Г. Ю. Масолова, Д. Рубин, Д. Пиллмер).
Методы исследования - теоретический анализ исследований по изучаемой проблеме, констатирующий эксперимент, направленный на изучение влияния личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти (методика свободного воспроизведения событий, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Маскулинность - Феминность» С. Бем), методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ). При обработке данных использовался программный пакет статистического анализа данных SPSS 16.0.0.
В качестве испытуемых в исследовании выступили 41 человек (22 мужчины и 19 женщин) в возрасте от 30 до 50 лет.
Научная новизна исследования - выявлены личностные особенности функционирования автобиографической памяти; особенности функционирования автобиографической памяти людей зрелого возраста.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования, полученных в ходе эксперимента результатов в консультативной работе психолога: работа с автобиографическими
воспоминаниями пациентов (возрастно-психологическое консультирование), формирование целостной стратегии жизни, субъективная оценка изменений личности на протяжении жизненного пути, оптимизация автобиографических воспоминаний с целью гармонизации личности. Исследование поддержано грантом РГНФ («Автобиографическая память: возрастные, гендерные и личностные особенности»), проект № 16-36-01038.
Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на Международных, Всероссийских и межвузовских конференциях: «Дружининские чтения» (Сочи, 2016), «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2016), «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности» (Владивосток, 2017), конференциях молодых ученых, аспирантов, студентов «МГУ имени Н.П.Огарева» (Саранск, 2016, 2017), Огаревских чтениях «МГУ имени Н.П. Огарева» (Саранск, 2015, 2016).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 2,1 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 статья.
Результаты проведенного нами теоретического и эмпирического исследования влияния личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей зрелого возраста позволяют сформулировать следующие выводы:
1 Автобиографическая память - это подсистема долговременной памяти,
оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. В качестве системы отличительных характеристик, выделяющих автобиографическую память из ряда других видов памяти, предлагаются следующие: уникальность, неповторимость событий жизни, запечатленных в автобиографической памяти; яркость, системность, целостность автобиографических воспоминаний; наличие временного пространства организации автобиографической памяти, характеризующегося системой «опорных, ключевых точек»; специфика произвольной регуляции автобиографической памяти; социально-культурная детерминация формирования автобиографической памяти, путем включения в ее организацию парадигмы «судьбы» и др.
2 Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: связанные с жизнью человека как члена социума (интерсубъективные), связанные с саморегуляцией личности (интрасубъективные) и экзистенциальные функции, которые необходимы личности для переживания и понимания своей уникальности. К группе интерсубъективных функций относятся, например, такие функции, как достижение социальной солидарности или отторжения, передача опыта новому поколению или предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни. К группе интрасубъективных функций относятся, такие функции, как построение и выбор целей и тактик поведения или управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить радостный эпизод прошлого и развеселиться).
3 На настоящий момент можно встретить значительное количество исследований, касающихся индивидуальных особенностей автобиографической памяти. Исторически первые исследования концентрировались вокруг попыток найти прямую связь между характеристиками автобиографической памяти и некоторой другой переменной. Данный подход можно условно назвать «монопараметрическим». Исследования в рамках этого подхода можно разделить на три группы, в зависимости от факторов, которые вносят вклад в индивидуальное своеобразие автобиографической памяти: 1) индивидные свойства (пол, возраст); 2) личностные свойства; 3) социокультурное влияние.
4 Новая волна исследований, теперь уже в русле «экологического», или функционального подхода, наглядно продемонстрировала возможность нахождения внятных и осмысленных индивидуальных различий в автобиографической памяти. Функции автобиографической памяти - это те задачи, для решения которых субъект обращается к своим воспоминаниям. Функциональный подход, провозглашенный Найссером, получил в наши дни широкое распространение. Наиболее известная классификация функций автобиографической памяти в данном подходе была предложена Дэвидом Пиллемером: личностные, коммуникативные и директивные функции.
5 Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что «пик воспоминаний» для испытуемых приходится на возраст средняя взрослость, поскольку большая часть событий, актуализированных ими, относится к этому периоду (26,2 %). На наш взгляд, данный факт отражает наибольшую значимость этого периода жизни для людей данного возраста. Эта особенность характерна как для мужчин, так и для женщин (25,9 % и 26,8 % соответственно). Далее по убыванию следуют: ранняя взрослость - 24,2 % актуализированных событий, ранний юношеский возраст - 17,4 % воспроизведенных событий, поздний юношеский - 13,8 % событий, подростковый возраст - 7,1 % событий, младший и средний дошкольный возраст - 6,3 % событий, младший школьный возраст - 4,3 % актуализированных событий. На последнем месте находится ранний дошкольный возраст. Испытуемые вспомнили 0,7 % событий, относящегося к этому периоду.
6 Анализ событий по признаку субъективной значимости (оценка с точки
зрения настоящего времени) показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (72,1 %), чем отрицательных (24,8 %), а доля нейтральных событий составляет 3,1 %. Математическая обработка полученных данных приводит нас к выводу об отсутствии различий между мужчинами и женщинами в данной выборке по количеству положительных, отрицательных и нейтральных событий с точки зрения настоящего и прошлого времени.
7 Результаты проведенного исследования позволили выявить также динамику автобиографической памяти людей зрелого возраста. Оказалось, что различия в оценке событий (с точки зрения настоящего и с точки зрения прошлого) у испытуемых составляют 6,2 %. Наибольших изменений в оценке (положительное отношение меняется на отрицательное и наоборот) подверглись события, относящиеся к раннему юношескому возрасту - 12,1 %, подростковому возрасту - 9,4 %, позднему юношескому - 7,7 %, ранней взрослости и младшему школьному возрасту соответственно 6,2 % и 6,0 %. Наименьшие изменения коснулись событий, принадлежащих к средней взрослости и младшему и среднему дошкольному возрасту - 4,7 % и 4,1 %.
Математическая обработка полученных данных позволила выявить половые различия распределения воспоминаний в зависимости от возраста события. Сравнивая воспоминания испытуемых по возрастам
8 Анализ автобиографических воспоминаний позволил обнаружить средний возраст испытуемых на момент свершения событий. Так было установлено, что средний возраст испытуемых на момент, когда произошло с ними событие, воспроизведенное в отчетах под номером один, составляет 11,0 лет, под номером два - 11,5 лет, под номером три - 14,6 лет и т.д. Средний возраст испытуемых на момент, когда произошло с ними событие, воспроизведенное в отчетах под номерами двадцать восемь, двадцать девять и тридцать, составляет соответственно 35,7 лет, 37,1 лет и 37,9 лет. Другими словами, очевидна тенденция, что события, актуализированные испытуемыми в самом начале эксперимента, принадлежат к относительно далекому прошлому, а события, воспроизведенные последними - к относительно недавнему прошлому.
9 Кроме того, полученные данные, позволяют распределить
автобиографические воспоминания по сферам жизни. Наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых является семейная и досуг. Сюда относятся соответственно 22,3 % и 15,1 % событий, актуализированных участниками эксперимента. Далее по уменьшению значимости следуют: учебная деятельность (10,6 %), бытовая (8,2 %), материально-экономическая (7,9 %), профессиональная деятельность и межличностные отношения ( 7,7 % и 7,2 % соответственно) и др. Замыкают список вредные привычки - 0,3 %, сексуальная - 0,3 %, пищевая/кулинарная - 0,1 % от общего числа воспроизведенных событий.
Обращает на себя внимание тот факт, что по целому ряду позиций у мужчин и женщин, принимавших участие в исследовании, наблюдаются
10 Для выявления личностных особенностей автобиографической памяти был проведен корреляционный анализ, результаты которого говорят о следующих связях:
• Люди общительные, открытые (А+), меньше воспроизводят нейтральных событий (оценка с позиции настоящего времени) и больше называют событий относящихся к сфере «внешний вид». Можно предположить, что чем общительней человек, тем он больше беспокоится о том, как он выглядит перед другими людьми и тем самым уделяет большее внимание своему внешнему виду.
• Испытуемые, которые могут быть охарактеризованы как интеллектуально развитые (В+), больше вспоминают событий относящихся к младшему и среднему дошкольному возрасту и к возрасту младший школьный, а также больше событий, относящихся к сфере «личностные достижения» и «правонарушения». Данная связь говорит о том, что они стремятся к саморазвитию и достижению каких-либо вершин.
• Более эмоционально устойчивые испытуемые (С+) меньше воспроизводят отрицательных событий (оценка с позиции настоящего времени) и больше вспоминают событий, относящихся к «учебной деятельности». У таких испытуемых высокая работоспособность, выдержанность, поэтому они достигают значимых результатов в данной сфере.
• Люди властные, независимые, самоуверенные (Е+) больше воспроизводят положительных событий и меньше отрицательных (оценка с позиции настоящего и прошедшего времени), а также меньше воспроизводят событий, относящихся к подростковому возрасту, а застенчивые люди, которые
• Импульсивные, разговорчивые, подвижные люди (F+) больше вспоминают и воспроизводят событий, относящихся к сфере «межличностных отношений», так как они легко взаимодействуют и находят контакт с другими людьми.
• Люди, ответственные и дисциплинированные (G+) больше воспроизводят событий, относящихся к сфере «учебная деятельность» и меньше вспоминают событий в сферах - «межличностные отношения», «правонарушения», «сексуальная». Так как такие испытуемые характеризуются тщательным соблюдением норм и правил поведения, ответственностью, дисциплинированностью, то воспроизведение событий в этих сферах несвойственно данным испытуемым.
• Смелые, активные люди (H+) больше вспоминают событий, относящихся к младшему и среднему дошкольному возрасту и к сфере «здоровье другого человека», и меньше событий воспроизводят в возрасте ранней взрослости.
• Испытуемые, имеющие развитое воображение (М+) больше воспроизводят нейтральных событий (оценка с позиции прошедшего времени) и больше воспроизводят событий относящихся к возрасту поздней взрослости.
• Прямолинейные, наивные люди (N-) больше вспоминают событий относящихся к младшему и среднему дошкольному возрасту и меньше событий, относящихся к позднему юношескому возрасту. Дипломатичные, разумные люди (N+) вспоминают меньше событий, относящихся к сфере «отношение к животным».
• Тревожные люди (О+) больше воспроизводят событий, относящихся к сфере «здоровье другого человека» и меньше к «религиозной сфере».
• Люди, самостоятельные в принятии решения (Q2+) меньше воспроизводят событий в сфере «учебная деятельность».
• Напряженные, взвинченные испытуемые (Q4+) меньше
воспроизводят положительных и больше отрицательных событий (оценка с позиции настоящего времени), а также меньше событий относящихся к раннему юношескому возрасту и больше событий, относящихся к сфере «здоровье собственное», а спокойные (Q4-) наоборот.
• Испытуемые с завышенной самооценкой (MD+) вспоминают больше событий, относящихся к сфере «профессиональная деятельность». Это может свидетельствовать о том, что люди с завышенной самооценкой больше достигают успеха в данной сфере, так как ставят перед собой трудные задачи, а первые неудачи игнорируют.
11 Результаты исследования влияния личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти позволяют определить сферы ее практического применения: работа психотерапевта с автобиографическими воспоминаниями пациентов (история болезни - история здоровья); коррекция автобиографической памяти; построение и выбор целей и тактик поведения; управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить радостный эпизод прошлого и развеселиться); устранение внутриличностных конфликтов; налаживание отношений с родителями и другими членами семьи; коррекция самооценки; регулирование эмоциональных состояний (у детей с нарушенной эмоциональной саморегуляцией существуют проблемы с воспоминаниями, вплоть до того, что у них очень сильно сдвинут возраст воспоминаний о детстве); преодоление стрессов; борьба с депрессией и др.
1 Анастази А. Психологическое тестирование. 7-е изд. / А. Анастази, С. Урбина Пер. с англ. - СПб. : Питер, 2007. - 688 с.
2 Ануфриев А. Ф. Психодиагностика: основы решения
диагностических задач / А. Ф. Ануфриев. - М : Ось - 89, 2012. - 144 с.
3 Батаршев А. В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла / А.В. Батаршев. - М. : Сфера, 2002. - 96 с.
4 Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140 - 146.
5 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах / П. П. Блонский. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 2. - 400 с.
6 Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М., 1983. - 272 с.
7 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлучак. - СПб. : Питер, 2012 - 384 с.
8 Василевская К. Н. Автобиографическая память и перелом судьбы: разрушение или формирование? / К. Н. Василевская // Материалы секции Психология Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М.: СНПО факультета психологии МГУ, 2002. - с. 155-156
9 Василевская К. Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К. Н. Василевская. - М., 2008. - 26 с.
10 Василевская К. Н. К проблеме создания типологии автобиографической памяти личности / К. Н. Василевская // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической
11 Василевская К. Н. Перспективы исследования автобиографической памяти в рамках дифференциальной психологии / К. Н. Василевская // Ежегодник Российского психологического общества. - М : Эслан, 2004. - С. 175-178.
12 Василевская К. Н. Трансформация автобиографической памяти в трудной жизненной ситуации / К. Н. Василевская // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003г. и 8 декабря 2004г. / Под ред. Е.А. Петровой - М., 2004. - С. 202¬204.
13 Василевская К.Н. Разработка и апробация диагностического опросника «Функции автобиографической памяти личности» / К. Н. Василевская // Психологическая наука и образование. - 2008. - №4. - С. 101-110.
14 Глоссарий психологических терминов / под. ред. Н. В. Губина. - М. : Наука, 1999. - 512 с.
15 Глуханюк Н. С. Психодиагностика: Учебно-методический комплекс / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова. - М. : Издательство Академия, 2006. - 314 с.
16 Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна : «Феникс+», 2005. - 512 с.
17 Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. - М. : Планета детей, 1997. - 328 с.
18 Зинченко В.П. Размышления о живой памяти / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. 2001. № 3. С. 5-34.
19 Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. - СПб : Питер, 2001. - 320 с.
20 Зинько Е.В. Особенности межличностного общения при различных формах сочетания самооценки и притязаний по параметру адекватности / Е.В.
21 Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003 - 544 с.
22 Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. - СПб. : Речь, 2004. - 104 с.
23 Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев. Автореф. . канд.психол.наук. - М., 1979. - 25 с.
24 Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 5-12.
25 Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов Н/Д: Феникс - 2000 - 544 с.
26 Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека //
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. 336 с. С. 156-176.
27 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - Спб. : Евразия 1997. - 430 с.
28 Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб. : Евразия, 2001. - 478 с.
29 Масолова Г. Ю. Воспоминания о детстве и психологические характеристики личности / Г. Ю. Масолова // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 2. - М., 2005. - С. 256-257.
30 Менегетти А. Система и личность / А. Менегетти ; пер. с итал. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Онтопсихология, 2003. - 328 с.
31 Моуди Р. Жизнь после смерти / Р. Моуди. - М. : Олма-Пресс, 1991. - 305 с.
32 Найссер У. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера,
А. Хаймена. - СПб.; М., 2005. - 639 с.
33 Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. - М. : Прогресс, 1981. - 81 с.
34 Найссер У. Память день за днем // Когнитивная психология памяти. 2-е международное издание. / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен. - СПб: Прайм- еврознак, 2005. - С. 157-164.
35 Никишов С. Н. Автобиографическая память финно-угорской молодежи как предмет исследования / С. Н. Никишов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2013. - № 7. - С. 128-132.
36 Никишов С. Н. Автобиографическая память: речевые способы выражения воспоминаний / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Академическая психология. 2016. №3. С. 38-41
37 Никишов С. Н. Вербальное выражение автобиографических воспоминаний в юношеском возрасте / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Ананьевские чтения - 2016. Психология: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции, 25-29 октября 2016 г., в 2-х томах // отв. ред. А. В. Шаболтас, Н. В. Гришина, С. В. Медников, Д. Н. Волков - СПб. : Айсинг, 2016. Том 2. - С. 163-164.
38 Никишов С. Н. К вопросу о функционировании автобиографической памяти людей пожилого возраста / С. Н. Никишов, И. С. Осипова // Российский научный журнал. - 2014. - № 3 (41). - С. 119-124.
39 Никишов С. Н. Невербальные формы выражения эмоций в межкультурной коммуникации / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Актуальные проблемы исследования массового сознания:
40 Никишов С. Н. Особенности автобиографической памяти людей зрелого возраста (на материале мордовского народа) / С. Н. Никишов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 53. - С. 58-61.
41 Никишов С. Н. Особенности автобиографической памяти подростков (на материале мордовского народа) / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Дружининские чтения : материалы XV Всерос. науч-практ. конф., г. Сочи, 26—28 мая 2016 г. / под ред. И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, С.А. Барановой, Ю.Э. Макаревской. - Сочи : РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. - С. 146-150.
42 Никишов С. Н. Память в представлениях французских и английских мыслителей XVIII века / С. Н. Никишов // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2014. - С. 215-217.
43 Никишов С. Н. Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Инновационная наука. 2016. №7-8. С. 197-200.
44 Николаева В. В. Телесный опыт в контексте личной биографии /
В. В. Николаева, Г. А. Арина, Н. Н. Каюкова // Ежегодник Российского психологического общества : Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. : В 8 т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - Том VI, С. 72-75.
45 Нуркова В. В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены / В. В. Нуркова, К. Н. Василевская // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - с. 93-102.
46 Нуркова В. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования / В.В. Нуркова // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 2. С. 16-29.
47 Нуркова В. В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования /
B. В. Нуркова // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. -2011. - № 1. С. 79-91.
48 Нуркова В. В. Автобиографическая память: «Сгущения» в субъективной картине прошлого / В. В. Нуркова, О. В. Митина, Е. В. Янченко // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 22-32.
49 Нуркова В. В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода / В. В. Нуркова // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 1. - С. 17-25.
50 Нуркова В. В. Доверчивая память: Как информация включается в систему автобиографических знаний / В. В. Нуркова // Когнитивные исследования: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Д. Соловьева, Т.В. Черниговской. М., 2008. С. 87-102.
51 Нуркова В. В. Корресподентный подход в изучении памяти и проблема истинности воспоминаний / В. В. Нуркова, Д. М. Бернштейн // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Выпуск 2 / Под общ. ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2006. -C. 160-177.
52 Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти : автореф. дис. ... докт. психол. наук / В. В. Нуркова. - М., 2009. - 50 с.
53 Нуркова В. В. Методы исследования автобиографической памяти / В. В. Нуркова // Вестник Университета Российской Академии Образования. -
1999. - № 2. - С. 11-31.
54 Нуркова В. В. Общая психология. Память. Под редакцией Б. С. Братуся. Т. 3. М.: Академия, 2006. - 320 с.
55 Нуркова В. В. Проблема истинности автобиографических воспоминаний в процессе судопроизводства / В.В. Нуркова // Психологический журнал - 1998 -том 19, №5, С. 15-30.
56 Нуркова В. В. Психология : Учебник / В. В. Нуркова,
Н. Б. Березанская. - М. : Юрайт-Издат, 2004. - 310 с.
57 Нуркова В. В. Роль автобиографической памяти в структуре
идентичности личности / В. В. Нуркова // Мир психологии. - 2004. - № 2 - С. 77-87.
58 Нуркова В. В. Свершенное продолжается : Психология
автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. - М. : Изд-во УРАО,
2000. - 320 с.
59 Нуркова В. В. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) / В. В. Нуркова, Д. М. Бернштейн, Э. Ф. Лофтус // Психологический журнал - 2003 - том 24, №1-2, С. 67 - 74.
60 Пронькина Е. Г. Влияние психологического благополучия на функционирование автобиографической памяти / Е.Г. Пронькина // Тенденции и перспективы развития науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - Уфа : Омега Сайнс, 2015. - С. 239-243.
61 Райгородский Д. Я. Практическая психология / Д. Я. Райгородский // Методики и тесты. - М. : Бахрах-М, 2011. - 672 с.
62 Ратанова Т. А. Методы изучения и психодиагностика личности / Т. А. Ратанова, Л. И. Золоторева, Н. Ф. Шляхта. - М., 1997. - 219 с.
63 Реан А. А. Практическая психодиагностика личности : Учебное пособие / А. А. Реан. - СПб., 2001. - 224 с.
64 Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. - М. : Михайлов, 1999. - 288 с.
65 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога /
Е. И. Рогов. - М. : Владос, 1996. - 384 с.
66 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 720 с.
67 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
68 Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла /
A. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - СПб., 1995. - 90 с.
69 Сапогова Е. Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии / Е. Е. Сапогова // Культурно¬историческая психология. - 2005. - № 2. - С. 63-72
70 Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов / А. Е. Созонтов // Вестник Моск. ун-та Сер. 14. Психология. - 2003. - № 3. - С. 15-23.
71 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 672 с.
72 Теплов Б. М. Психологическая характеристика личности / Б. М. Теплов // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. - Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - С. 139-159.
73 Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
74 Фрейд З. Психоанализ детских неврозов / З. Фрейд. - М. : Алгоритм, 2003. - 234 с.
75 Хорни К. Самоанализ / К. Хорни ; пер. с англ. - М. : ЭКСМО-Пресс,
2001. - 448 с.
76 Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий /
B. Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 768 с.
77 Baddeley A. But what the hell it is for? // M.M. Gruneberg, P.E. Morris & R.N. Sykes (Eds.) Practical aspects of memory: Current research and issues (pp.3- п 18). Chichester, UK: Wiley, 1987.
78 Barclay C.R. Autobiographical' remembering: Narrative constrains on objectified selves // D.D. Rubin D. (Ed.), Remembering in our past: Studies in autobiographical'memory. Cambridge: Cambridge University Press, 1996 - pp.94¬125.
79 Bluck S. A Tale of three functions: the self-reported uses of autobiographical memory// Social Cognition. - 2005. Vol.23. - №1. - p. 91-117.
80 Bluck S. Autobiographical memory: Exploring its functions in everyday life // Memory. 2003. - 11 (2). - pp. 113-123.
81 Bruce D. Functional explanations of memory // L.W. Poon, D.C. Rubin & B.A. Wilson (Eds.) Everyday cognition in adulthood and late life. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. - pp. 44-58.
82 Conway M.A. Autobiographical knowledge and autobiographical memories // D.C. Rubin (Ed.), Remembering in our past: Studies in autobiographical' memory. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996 pp.67-93.
83 Fivush R. The function of event memory: Some comments on Nelson and Barsalou// U. Neisser & E. Winograd (Eds.), Remembering reconsidered: Ecological and traditional approaches to the study of memory. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
84 Fivush R., Berlin L.J., Cassidy J. Functions of parent-child reminiscing about emotionally negative events // Memory. 2003. - №11. - pp. 179-192.
85 Habermas Т., Bluck S. Getting a life: The emergence of the life story in adolescence // Psychological bulletin. 2000. - 176. - pp.748-769.
86 Nelson K. Self and social functions: Individual autobiographical memory and collective narrative // Memory. 2003. - 11. - pp. 125-136.
87 Niesser U. Memory: What are the important questions? // M. M. Greeneberg, P. E. Morris & R.N. Sykes (Eds.) Practical aspects of memory. London, ;England: Academic Press, 1978. - p.3-19.
88 Pasupathi M. Emotion regulation during social remembering: Differences between emotions elicited during an event and emotions elicited when talking about it //Memory.-2003. -№ 11. - pp. 151-163.
89 Pillemer D., Wink P., DiDonato Т., Sanborn R. Gender differences in autobiographical memory styles of older adults // Memory. Nov 2003, Vol. 11 Issue 6. - p. 525-533.
90 Pillemer D.B. Remembering personal circumstances: A functional analysis // E. Winograd & U. Niesser (Eds.), Affect and accuracy in recall: Studies of "flashbulb" memories. New York, Cambridge University Press, 1992.
91 Schacter D.L. Searching for memory: The brain, the mind and the past. New York: Basicbooks, Inc., 1996.
92 Wilson A. E. & Ross M. The identity function of autobiographical memory: Time is on our side // Memory. 2003, 11 (2). - pp. 137-149.