Введение 4
1 Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Эффект «переобученности» как проявление избыточности образования
трудовых мигрантов 7
1.2 Анализ причин трудовой миграции 12
1.3 Рынки труда стран АТР, принимающих трудовых мигрантов 22
2 Анализ эффекта «переобученности» российских трудовых мигрантов в Республике Корея и США
2.1 Анализ социально-демографических и образовательных характеристик
российских мигрантов, работающих в странах АТР 30
2.2 Стратегии адаптации мигрантов на рынках труда стран АТР 38
2.3 Выявление соответствия уровня образования и квалификации
российских мигрантов сложности выполняемой работы в странах АТР 51
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложение
В современных условиях глобализации развитие цивилизации имеет не
только объективный, но и противоречивый характер. Интенсивный процесс
интеграции носит качественно новый уровень, совокупность мирохозяйственных связей имеет неоднозначный характер, так как процесс сближения национальных экономических систем происходит с разной скоростью включения в
этот процесс экономик разных стран.
С появлением и развитием мировой экономической системы, международных отношений появилось глобальное рыночное пространство, в котором
существует международный рынок труда. С каждым годом все больше людей
стремится изменить свое рабочее место, обеспечить себя лучшими условиями
для труда и проживания, переехав в другую страну и получив статус трудового
мигранта, но не всем это удается. Согласно теории G.J. Borjas, вероятность
трудовой миграции повышается, если доходы в принимающей стране выше,
чем в стране-доноре. Однако в реальности часто имеет место ситуация, когда
мигранты занимают в стране-реципиенте должности, которые не соответствуют
их ожиданиям от работы по уровню дохода и/или предлагаемым условиям,
и/или в части содержания труда. S. Visintin, K. Tijdens и M. van Klaveren
выявили, что уровень полученного мигрантом образования часто оказывается
выше, чем уровень образования, требуемый для работы, которую он выполняет
в стране-реципиенте. Так, мигранты, в отличие от коренных жителей странреципиентов, занимают те вакансии и должности, которые требуют более низкий уровень квалификации. В связи с этим и проявляется актуальность изучения феномена избыточности образования.
Целью работы является исследование эффекта «переобученности» российских трудовых мигрантов в странах АТР.
Гипотеза исследования состоит в следующем: основной причиной проявления феномена избыточности образования у мигрантов из России является
денежная мотивация. То есть, мигранты согласны на работу, которая не требует
использования собственных профессиональных навыков и образования, из-за
высокой заработной платы в стране-реципиенте.
Для выявления эффекта «переобученности» была использована методологическая триангуляция, а именно: контент-анализ, анкетирование и интервью. Контент-анализ информации, представленной в блогах, на сайтах и личных страницах мигрантов, был необходим для создания списка электронных
адресов неповторяющихся персоналий, работающих в странах АТР на момент
исследования. Анкетирование представляло собой рассылку по адресам, выявленным при помощи контент-анализа, разработанной анкеты для выявления
избыточности образования как при помощи субъективного подхода, так и
объективного. Интервью заключалось в использовании всех возможностей сети
Интернет для общения с трудовыми мигрантами, разделенными на группы, для
подтверждения феномена «переобученности», а также для выявления причин
отказа использования навыков и образования в стране-реципиенте.
Практическая значимость заключается в том, что мигранты могут использовать результаты исследования при выборе страны для трудовой миграции, стратегии адаптации, а также понимать, из-за чего проявляется эффект
«переобученности» и как его минимизировать.6
Данными для исследования послужили нормативно-законодательная база
Российской Федерации, русскоязычная и зарубежная литература, а также результаты опроса мигрантов-россиян, которые работают в странах АТР.
Среди исследований российских и зарубежных авторов в области избыточности образования и трудовой миграции следует выделить работы G. J.
Borjas, S. Visintin, K. Tijdens, M. van Klaveren, Т.М. Мельник, О.В. Соболевской,
И.В. Сосниной, Т.М. Безбородовой, А.А. Андреевой.
В данной работе были изучены теоретические основы предмета исследования и степень разработанности исследовательского вопроса с использованием
русскоязычных и зарубежных источников, разработана анкета для исследования эффекта «переобученности» у российских трудовых мигрантов, работающих в странах АТР, а также организован опрос респондентов. Анализ социально-демографических и образовательных характеристик российских трудовых мигрантов, выявление соответствия уровня образования и квалификации
российских мигрантов сложности работы, которую они выполняют в странах
АТР, помогли выявить эффект «переобученности» у российских трудовых
мигрантов в странах АТР.
Анализ теоретических основ исследования (1 глава) позволил сделать
следующие выводы. Избыточность образования (overeducation) предполагает не
только разницу между имеющимся и требуемым для работы образованием, но и
несоответствие навыков (skill mismatch), полученных в ходе профессиональной
подготовки, и навыков, необходимых для выполнения должностных
обязанностей на рабочем месте. Для выявления феномена избыточности образования, применяется 3 метода: субъективный, объективный и эмпирический,
при использовании смешанной методики, возможно получить наиболее достоверные результаты об избыточности образования мигрантов. Было выявлено,
что существует 5 кейсов с проявлением феномена избыточности образования.
Это работники, прошедшие через период безработицы; молодые сотрудники;
этнические меньшинства; люди, заинтересованные в карьерном росте; и те, кто
разговаривает на языке, отличном от языка страны.
Можно сказать, что профессиональное несоответствие всегда подчеркивает некоторую неэффективность образовательной системы страны и рынка
труда. В случае несоответствия образования, работники приобретают знания,
которые впоследствии не превращаются в навыки, необходимые для определенной работы, однако, в случае несоответствия навыков у рабочих есть резерв,
который может быть использован в дальнейшем. Избыточность образования61
имеет и последствия, так на индивидуальном уровне, у работника может
появиться психологический стресс, происходит неполная отдача от инвестиций
в образование. На уровне фирм снижается производительность и эффективность труда, появляется текучесть кадров, и как следствие, происходит потеря
инвестиций, потраченных на поиск новых сотрудников. На макроуровне
происходит растрата бюджетных средств, неполное использование человеческого капитала.
В исследовании была использована методологическая триангуляция (контент-анализ, анкетирование, интервью). Анализ результатов практической
части исследования показал, что респонденты в большинстве имеют возраст до
35 лет (в Америке это 42 респондента из 51, в Республике Корея – 54 из 60 ответивших). Это связано с тем, что на старшее поколение влияют факторы семьи
и работы, поэтому они в меньшем количестве мигрируют из страны. Так,
например, в Корее в возрасте старше 50 лет нет ни одного ответившего респондента.
Более половины опрошенных российских мигрантов имеют высшее
образование (73,9% мужчин и 82,14% женщин в США, 76,47% мужчин и 54%
женщин в Республике Корея). А следовательно, из-за утечки трудовых ресурсов
из Российской Федерации с данным уровнем образования, происходит нерациональная растрата бюджетных средств, которые выделяются для вузов и в
последствии чего не происходит отдача от вложенных инвестиций. Часть опрошенных российских трудовых мигрантов, иммигрировавших в страны АТР,
имеет только общее среднее или среднее профессиональное образование, но
таковых малая доля.
Большая часть опрошенных респондентов мигрировала из Сибирского
федерального округа (12 и 26 респондентов в США и в Корее). Также многие
мигрируют из Дальневосточного федерального округа (19 ответивших на анкету по Республике Корея). Если Россию разделить на две части – европейскую
и азиатскую, то в США большинство респондентов уезжает с западной части
страны, в то время как в Республику Корея наоборот иммигрируют с восточной62
части страны. Это может быть связано с расположением стран – так как Корея
ближе находится к Дальнему Востоку. А также с тем, что консульства, которые
необходимы для получения визы в США находятся в Москве, Екатеринбурге и
Владивостоке, что становится неудобным для жителей некоторой части Сибирского федерального округа.
1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : [Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017)]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //base.consultant.ru.
2. Об установлении ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2017 году : [постановление Правительства Российской Федерации №1315: принято 8 декабря 2016]. - Г арант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
3. Адаптация в эмиграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.doctorvlad.com/russkieamerikancy/index.php/2016/02/adaptaciya-v- emigracii/comment-page-1/.
4. Андреева, А. А. Определение понятий «внешняя трудовая миграция» и «внутренняя трудовая миграция» в рамках социологического исследования / А. А. Андреева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №8. - С. 18-20.
5. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А. Б. Барихин. - М. : Книжный мир. -2010. - 960 с.
6. Безбородова, Т. М. Экономическая составляющая международной трудовой миграции / Т. М. Безбородова // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - №16. - С. 12-16.
7. Берри, Дж.У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы (пер. с англ. И. Шолохова) // Развитие личности. - 2001. - № 3. - С. 183-193.
8. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева // НПО МОДЭК. -2004. - 296 с.
9. Воробьёва, О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики / О. Д. Воробьева // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации.- 2003. - № 9 (202). - 35 с.
10. Воробьева, О.Д. Трудовая миграция: организация выборочных наблюдений (методологические подходы) / О.Д. Воробьева, А.В. Топилин, А.А. Гребенюк, Т.В. Лебедева. - 2015. - 83 с.
11. Жуковская, Ю. О. К вопросу о социальной адаптации трудовых мигрантов в российской среде / Ю. О. Жуковская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. -№ 1. - С. 179-186.
12. Кресова, Н. С. Основные характеристики трудовой миграции населения в современной России / Н. С. Кресова // Общество вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №1. - С. 22-30.
13. Кузнецова, Н. О. Некоторые аспекты трудовой миграции в Республике Корея / Н. О. Кузнецова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №3(45). - С. 157-160.
14. Максимова, Л.В. Разработка анкеты для исследования стратегий
адаптации мигрантов на рынке труда / Л.В. Максимова, Е.М. Чамбайшин, И.С. Максимов // Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования. - 2016. - № 5 (15). - С. 87-92.
15. Мелконян, В. А. Миграция рабочей силы в Соединенные Штаты Америки на современном этапе / В. А. Мелконян // Науковедение. - 2016. - № 5. - С. 1-10.
16. Мельник, Т. М. Международная трудовая миграция: влияние на развитие мирового и национального хозяйства / Т. М. Рывкина // Terra Economicus. - 2013. - №4. - С. 225-227.
17. Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока: сборник трудов II Междунар. научно-практич. конф.- Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та. - 2018. - 266 с.
18. Ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //ro smintrud .ru/employment/mi gration/5 7 3
19. Понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета
международно-правового регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //lawbook. online/pravovoe-re gulirovanie-mej dunarodnoe/ponyatie-
trudovoy-migratsii-suschnost-14950.html
20. Потемкина, Т. В. Миграционные процессы в современной системе международных отношений / Т. В. Потемкина // Знание.Понимание.Умение. - 2013. - №3. - С. 116-122.
21. Почему работодатели выбирают мигрантов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://zashtatom.ru/novosti/pochemu-rabotodateli-vybirayut-
migrantov/
22. Приток мозгов. Кто преуспевает в США [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://deyerler.org/ru/15437-pritok-mozgov.-kto-preuspevaet-v-
ssha.html
23. Русские эмигранты в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //visasam.ru/emigration/canadausa
24. Рывкина, А. Н. Международная трудовая миграция как фактор влияния на функционирование рынка квалифицированного труда в условиях глобализации / А. Н. Рывкина // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - №7. - С. 113-119.
25. Сводка по миграционной ситуации в России за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //yami grant.ru/svodka-po- migratsionnoj-situatsii-v-rossii-za-2016-god.html
26. Соболевская, О. В. Рынку труда не нужны образованные мигранты [Электронный ресурс] / О. В. Соболевская // Научно-образовательный портал IQ. - 2014. - Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177666416.html
27. Соснина, И. В. Адаптационный потенциал мигрантов и принимающего населения: выбор стратегии / И. В. Соснина // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - №1. - С. 262-267.
28. Статистика миграции: откуда и куда переселяются люди. - 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theworldonly.org/statistika- migratsii/
29. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко // Москва: ИП РАН, Академический проект. - 2000. - 320 с.
30. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc 1140096034906
31. Юдина, Т. Н. О социологическом анализе миграционных процессов
[Электронный ресурс] / Т. Н. Юдина. -2016. - Режим доступа:
https://refdb.ru/look/2316789.html
32. Burris, V. The social and political consequences of overeducation / V. Burris // American Sociological Review. - 1983. - P. 454-467.
33. Chevalier, A. Measuring overeducation / A. Chevalier // Economica. - 2003. - P. 509-531.
34. Chiswick, B. The international transferability of immigrants’ human capital / B. Chiswick, P. Miller // Economics of Education Review. - 2009. - P. 162-169.
35. Denzin, N.K. The Research Act: A Theoretical Introduction to Sociological Methods / Norman K. Denzin. - London : Aldine Transaction, 2009. - 368 p.
36. Department of Economic and Social Affairs International Migration Report, 2017. - 38 p.
37. Flisi, S. Measuring Occupational Mismatch: Overeducation and Overskill in Europe—Evidence from PIAAC / S. Flisi, V. Goglio, E. Claudia-Meroni, M. Rodrigues. - 2017. - Vol. 131. - P. 1211-1249.
38. Immigration policies: The United States and Canada [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/Resources/258598- 1284061150155/7383639-1323888814015/8319788-1324485944855/12jus canadapdf
39. International migrant stock: The 2017 revision [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://www.un.org/en/development/desa/population/migiation/data/estimates2/estimates17.shtml
40. International monetary fund [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.imf.org/external/index. htm
41. Mattoo, A. Brain waste? Educated immigrants in the US labor market / A. Mattoo, I. Neagu, C. Ozden // Journal of Development Economics. - 2008. - P. 255¬269.
42. McGuinness, S. Skills mismatch: concepts, measurement and policy approaches / Seamus McGuinness, Konstantinos Pouliakas, Paul Redmond // Journal of Economic Surveys, 2017. - P. 1-31
43. Michael Chertoff. Office of Immigration Statistics. Immigration Statistics, 2012. - 204 p.
44. OECD International Migration Outlook . OECD Publishing, Paris, 2016. - 432 p.
45. Quinn, M. The importance of education-occupation matching in migration decisions / M. Quinn, S. Rubb // Demography. -2005. - P. 153-167.
46. Shah, S.K. Building Better Theory by Bridging the Quantitative-qualitative Divide / S.K. Shah, K.G. Corley // Journal of Management Studies. - 2006. - No. 43 (8). - P. 1821-1835.
47. Skilled Occupations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.canadavisa.com/immigration-eligible-occupations.html
48. Villarreal, A. The Education-Occupation Mismatch of International and Internal Migrants in Mexico / Population Association of America, 2016. - P. 865-883.
49. Visintin, S. Skill mismatch among migrant workers: evidence from a large multi-country dataset / Stefano Visintin, Kea Tijdens, Maarten van Klaveren // IZA Journal of Migration, 2015. - P. 414-448.
50. Zong, J. Frequently Requested Statistics on Immigrants and Immigration in the United States / Jie Zong, Jeanne Batalova, and Jeffrey Hallock // Migration Policy Institute, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.migrationpolicy.org/article/frequently-requested-statistics-immigrants- and-immigration-united-states