Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭФФЕКТ «ПЕРЕОБУЧЕННОСТИ» РОССИЙСКИХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В СТРАНАХ АТР

Работа №74482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Эффект «переобученности» как проявление избыточности образования
трудовых мигрантов 7
1.2 Анализ причин трудовой миграции 12
1.3 Рынки труда стран АТР, принимающих трудовых мигрантов 22
2 Анализ эффекта «переобученности» российских трудовых мигрантов в Республике Корея и США
2.1 Анализ социально-демографических и образовательных характеристик
российских мигрантов, работающих в странах АТР 30
2.2 Стратегии адаптации мигрантов на рынках труда стран АТР 38
2.3 Выявление соответствия уровня образования и квалификации
российских мигрантов сложности выполняемой работы в странах АТР 51
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложение

В современных условиях глобализации развитие цивилизации имеет не
только объективный, но и противоречивый характер. Интенсивный процесс
интеграции носит качественно новый уровень, совокупность мирохозяйственных связей имеет неоднозначный характер, так как процесс сближения национальных экономических систем происходит с разной скоростью включения в
этот процесс экономик разных стран.
С появлением и развитием мировой экономической системы, международных отношений появилось глобальное рыночное пространство, в котором
существует международный рынок труда. С каждым годом все больше людей
стремится изменить свое рабочее место, обеспечить себя лучшими условиями
для труда и проживания, переехав в другую страну и получив статус трудового
мигранта, но не всем это удается. Согласно теории G.J. Borjas, вероятность
трудовой миграции повышается, если доходы в принимающей стране выше,
чем в стране-доноре. Однако в реальности часто имеет место ситуация, когда
мигранты занимают в стране-реципиенте должности, которые не соответствуют
их ожиданиям от работы по уровню дохода и/или предлагаемым условиям,
и/или в части содержания труда. S. Visintin, K. Tijdens и M. van Klaveren
выявили, что уровень полученного мигрантом образования часто оказывается
выше, чем уровень образования, требуемый для работы, которую он выполняет
в стране-реципиенте. Так, мигранты, в отличие от коренных жителей странреципиентов, занимают те вакансии и должности, которые требуют более низкий уровень квалификации. В связи с этим и проявляется актуальность изучения феномена избыточности образования.
Целью работы является исследование эффекта «переобученности» российских трудовых мигрантов в странах АТР.

Гипотеза исследования состоит в следующем: основной причиной проявления феномена избыточности образования у мигрантов из России является
денежная мотивация. То есть, мигранты согласны на работу, которая не требует
использования собственных профессиональных навыков и образования, из-за
высокой заработной платы в стране-реципиенте.
Для выявления эффекта «переобученности» была использована методологическая триангуляция, а именно: контент-анализ, анкетирование и интервью. Контент-анализ информации, представленной в блогах, на сайтах и личных страницах мигрантов, был необходим для создания списка электронных
адресов неповторяющихся персоналий, работающих в странах АТР на момент
исследования. Анкетирование представляло собой рассылку по адресам, выявленным при помощи контент-анализа, разработанной анкеты для выявления
избыточности образования как при помощи субъективного подхода, так и
объективного. Интервью заключалось в использовании всех возможностей сети
Интернет для общения с трудовыми мигрантами, разделенными на группы, для
подтверждения феномена «переобученности», а также для выявления причин
отказа использования навыков и образования в стране-реципиенте.
Практическая значимость заключается в том, что мигранты могут использовать результаты исследования при выборе страны для трудовой миграции, стратегии адаптации, а также понимать, из-за чего проявляется эффект
«переобученности» и как его минимизировать.6
Данными для исследования послужили нормативно-законодательная база
Российской Федерации, русскоязычная и зарубежная литература, а также результаты опроса мигрантов-россиян, которые работают в странах АТР.
Среди исследований российских и зарубежных авторов в области избыточности образования и трудовой миграции следует выделить работы G. J.
Borjas, S. Visintin, K. Tijdens, M. van Klaveren, Т.М. Мельник, О.В. Соболевской,
И.В. Сосниной, Т.М. Безбородовой, А.А. Андреевой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были изучены теоретические основы предмета исследования и степень разработанности исследовательского вопроса с использованием
русскоязычных и зарубежных источников, разработана анкета для исследования эффекта «переобученности» у российских трудовых мигрантов, работающих в странах АТР, а также организован опрос респондентов. Анализ социально-демографических и образовательных характеристик российских трудовых мигрантов, выявление соответствия уровня образования и квалификации
российских мигрантов сложности работы, которую они выполняют в странах
АТР, помогли выявить эффект «переобученности» у российских трудовых
мигрантов в странах АТР.
Анализ теоретических основ исследования (1 глава) позволил сделать
следующие выводы. Избыточность образования (overeducation) предполагает не
только разницу между имеющимся и требуемым для работы образованием, но и
несоответствие навыков (skill mismatch), полученных в ходе профессиональной
подготовки, и навыков, необходимых для выполнения должностных
обязанностей на рабочем месте. Для выявления феномена избыточности образования, применяется 3 метода: субъективный, объективный и эмпирический,
при использовании смешанной методики, возможно получить наиболее достоверные результаты об избыточности образования мигрантов. Было выявлено,
что существует 5 кейсов с проявлением феномена избыточности образования.
Это работники, прошедшие через период безработицы; молодые сотрудники;
этнические меньшинства; люди, заинтересованные в карьерном росте; и те, кто
разговаривает на языке, отличном от языка страны.
Можно сказать, что профессиональное несоответствие всегда подчеркивает некоторую неэффективность образовательной системы страны и рынка
труда. В случае несоответствия образования, работники приобретают знания,
которые впоследствии не превращаются в навыки, необходимые для определенной работы, однако, в случае несоответствия навыков у рабочих есть резерв,
который может быть использован в дальнейшем. Избыточность образования61
имеет и последствия, так на индивидуальном уровне, у работника может
появиться психологический стресс, происходит неполная отдача от инвестиций
в образование. На уровне фирм снижается производительность и эффективность труда, появляется текучесть кадров, и как следствие, происходит потеря
инвестиций, потраченных на поиск новых сотрудников. На макроуровне
происходит растрата бюджетных средств, неполное использование человеческого капитала.
В исследовании была использована методологическая триангуляция (контент-анализ, анкетирование, интервью). Анализ результатов практической
части исследования показал, что респонденты в большинстве имеют возраст до
35 лет (в Америке это 42 респондента из 51, в Республике Корея – 54 из 60 ответивших). Это связано с тем, что на старшее поколение влияют факторы семьи
и работы, поэтому они в меньшем количестве мигрируют из страны. Так,
например, в Корее в возрасте старше 50 лет нет ни одного ответившего респондента.
Более половины опрошенных российских мигрантов имеют высшее
образование (73,9% мужчин и 82,14% женщин в США, 76,47% мужчин и 54%
женщин в Республике Корея). А следовательно, из-за утечки трудовых ресурсов
из Российской Федерации с данным уровнем образования, происходит нерациональная растрата бюджетных средств, которые выделяются для вузов и в
последствии чего не происходит отдача от вложенных инвестиций. Часть опрошенных российских трудовых мигрантов, иммигрировавших в страны АТР,
имеет только общее среднее или среднее профессиональное образование, но
таковых малая доля.
Большая часть опрошенных респондентов мигрировала из Сибирского
федерального округа (12 и 26 респондентов в США и в Корее). Также многие
мигрируют из Дальневосточного федерального округа (19 ответивших на анкету по Республике Корея). Если Россию разделить на две части – европейскую
и азиатскую, то в США большинство респондентов уезжает с западной части
страны, в то время как в Республику Корея наоборот иммигрируют с восточной62
части страны. Это может быть связано с расположением стран – так как Корея
ближе находится к Дальнему Востоку. А также с тем, что консульства, которые
необходимы для получения визы в США находятся в Москве, Екатеринбурге и
Владивостоке, что становится неудобным для жителей некоторой части Сибирского федерального округа.



1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : [Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017)]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http: //base.consultant.ru.
2. Об установлении ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2017 году : [постановление Правительства Российской Федерации №1315: принято 8 декабря 2016]. - Г арант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/.
3. Адаптация в эмиграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.doctorvlad.com/russkieamerikancy/index.php/2016/02/adaptaciya-v- emigracii/comment-page-1/.
4. Андреева, А. А. Определение понятий «внешняя трудовая миграция» и «внутренняя трудовая миграция» в рамках социологического исследования / А. А. Андреева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №8. - С. 18-20.
5. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А. Б. Барихин. - М. : Книжный мир. -2010. - 960 с.
6. Безбородова, Т. М. Экономическая составляющая международной трудовой миграции / Т. М. Безбородова // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2012. - №16. - С. 12-16.
7. Берри, Дж.У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы (пер. с англ. И. Шолохова) // Развитие личности. - 2001. - № 3. - С. 183-193.
8. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева // НПО МОДЭК. -2004. - 296 с.
9. Воробьёва, О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики / О. Д. Воробьева // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации.- 2003. - № 9 (202). - 35 с.
10. Воробьева, О.Д. Трудовая миграция: организация выборочных наблюдений (методологические подходы) / О.Д. Воробьева, А.В. Топилин, А.А. Гребенюк, Т.В. Лебедева. - 2015. - 83 с.
11. Жуковская, Ю. О. К вопросу о социальной адаптации трудовых мигрантов в российской среде / Ю. О. Жуковская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. -№ 1. - С. 179-186.
12. Кресова, Н. С. Основные характеристики трудовой миграции населения в современной России / Н. С. Кресова // Общество вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №1. - С. 22-30.
13. Кузнецова, Н. О. Некоторые аспекты трудовой миграции в Республике Корея / Н. О. Кузнецова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №3(45). - С. 157-160.
14. Максимова, Л.В. Разработка анкеты для исследования стратегий
адаптации мигрантов на рынке труда / Л.В. Максимова, Е.М. Чамбайшин, И.С. Максимов // Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования. - 2016. - № 5 (15). - С. 87-92.
15. Мелконян, В. А. Миграция рабочей силы в Соединенные Штаты Америки на современном этапе / В. А. Мелконян // Науковедение. - 2016. - № 5. - С. 1-10.
16. Мельник, Т. М. Международная трудовая миграция: влияние на развитие мирового и национального хозяйства / Т. М. Рывкина // Terra Economicus. - 2013. - №4. - С. 225-227.
17. Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока: сборник трудов II Междунар. научно-практич. конф.- Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та. - 2018. - 266 с.
18. Ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //ro smintrud .ru/employment/mi gration/5 7 3
19. Понятие трудовой миграции, ее сущность и содержание предмета
международно-правового регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //lawbook. online/pravovoe-re gulirovanie-mej dunarodnoe/ponyatie-
trudovoy-migratsii-suschnost-14950.html
20. Потемкина, Т. В. Миграционные процессы в современной системе международных отношений / Т. В. Потемкина // Знание.Понимание.Умение. - 2013. - №3. - С. 116-122.
21. Почему работодатели выбирают мигрантов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://zashtatom.ru/novosti/pochemu-rabotodateli-vybirayut-
migrantov/
22. Приток мозгов. Кто преуспевает в США [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://deyerler.org/ru/15437-pritok-mozgov.-kto-preuspevaet-v-
ssha.html
23. Русские эмигранты в США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //visasam.ru/emigration/canadausa
24. Рывкина, А. Н. Международная трудовая миграция как фактор влияния на функционирование рынка квалифицированного труда в условиях глобализации / А. Н. Рывкина // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - №7. - С. 113-119.
25. Сводка по миграционной ситуации в России за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //yami grant.ru/svodka-po- migratsionnoj-situatsii-v-rossii-za-2016-god.html
26. Соболевская, О. В. Рынку труда не нужны образованные мигранты [Электронный ресурс] / О. В. Соболевская // Научно-образовательный портал IQ. - 2014. - Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177666416.html
27. Соснина, И. В. Адаптационный потенциал мигрантов и принимающего населения: выбор стратегии / И. В. Соснина // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - №1. - С. 262-267.
28. Статистика миграции: откуда и куда переселяются люди. - 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theworldonly.org/statistika- migratsii/
29. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко // Москва: ИП РАН, Академический проект. - 2000. - 320 с.
30. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc 1140096034906
31. Юдина, Т. Н. О социологическом анализе миграционных процессов
[Электронный ресурс] / Т. Н. Юдина. -2016. - Режим доступа:
https://refdb.ru/look/2316789.html
32. Burris, V. The social and political consequences of overeducation / V. Burris // American Sociological Review. - 1983. - P. 454-467.
33. Chevalier, A. Measuring overeducation / A. Chevalier // Economica. - 2003. - P. 509-531.
34. Chiswick, B. The international transferability of immigrants’ human capital / B. Chiswick, P. Miller // Economics of Education Review. - 2009. - P. 162-169.
35. Denzin, N.K. The Research Act: A Theoretical Introduction to Sociological Methods / Norman K. Denzin. - London : Aldine Transaction, 2009. - 368 p.
36. Department of Economic and Social Affairs International Migration Report, 2017. - 38 p.
37. Flisi, S. Measuring Occupational Mismatch: Overeducation and Overskill in Europe—Evidence from PIAAC / S. Flisi, V. Goglio, E. Claudia-Meroni, M. Rodrigues. - 2017. - Vol. 131. - P. 1211-1249.
38. Immigration policies: The United States and Canada [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/Resources/258598- 1284061150155/7383639-1323888814015/8319788-1324485944855/12jus canadapdf
39. International migrant stock: The 2017 revision [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://www.un.org/en/development/desa/population/migiation/data/estimates2/estimates17.shtml
40. International monetary fund [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.imf.org/external/index. htm
41. Mattoo, A. Brain waste? Educated immigrants in the US labor market / A. Mattoo, I. Neagu, C. Ozden // Journal of Development Economics. - 2008. - P. 255¬269.
42. McGuinness, S. Skills mismatch: concepts, measurement and policy approaches / Seamus McGuinness, Konstantinos Pouliakas, Paul Redmond // Journal of Economic Surveys, 2017. - P. 1-31
43. Michael Chertoff. Office of Immigration Statistics. Immigration Statistics, 2012. - 204 p.
44. OECD International Migration Outlook . OECD Publishing, Paris, 2016. - 432 p.
45. Quinn, M. The importance of education-occupation matching in migration decisions / M. Quinn, S. Rubb // Demography. -2005. - P. 153-167.
46. Shah, S.K. Building Better Theory by Bridging the Quantitative-qualitative Divide / S.K. Shah, K.G. Corley // Journal of Management Studies. - 2006. - No. 43 (8). - P. 1821-1835.
47. Skilled Occupations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.canadavisa.com/immigration-eligible-occupations.html
48. Villarreal, A. The Education-Occupation Mismatch of International and Internal Migrants in Mexico / Population Association of America, 2016. - P. 865-883.
49. Visintin, S. Skill mismatch among migrant workers: evidence from a large multi-country dataset / Stefano Visintin, Kea Tijdens, Maarten van Klaveren // IZA Journal of Migration, 2015. - P. 414-448.
50. Zong, J. Frequently Requested Statistics on Immigrants and Immigration in the United States / Jie Zong, Jeanne Batalova, and Jeffrey Hallock // Migration Policy Institute, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.migrationpolicy.org/article/frequently-requested-statistics-immigrants- and-immigration-united-states


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ