1. Введение стр. 3-6
2. Глава 1. Особенности альтернативного образования как социального
феномена в российском обществе стр. 7-27
1. Понятие и виды альтернативного образования стр. 7-13
2. Теоретико-методологические подходы к изучению сферы образования
в обществе стр. 14-20
3. Перспективы развития альтернативного образования в
стране и мире стр. 21-26
3. Глава 2. Альтернативное образование в сети Интернет стр. 27-37
1. Социальный маркетинг образовательных проектов в Интернет- пространстве ,,, стр. 27-33
2. Особенности продвижения разных типов сайтов, посвященных
альтернативному образованию стр. 34-37
4. Заключение стр. 38-39
5. Список литературы стр. 40-44
6. Приложения стр. 45-52
Образование является одной из наиболее важных тем в любой дискуссии, так как именно от него зависит наше будущее поколение, именно образование, которое получают индивиды в подростковом возрасте влияет на их будущие возможности в собственной реализации. Правительство заинтересовано в том, чтобы продвигать и улучшать образование, так как необходимо определенное количество кадров во всех сферах общества и общественной деятельности, которых, порой, катастрофически не хватает. На сегодняшний день, складывается мнение, что качество преподавания в лицеях, гимназиях и школах непоправимо падает: «было отмечено, что с каждым годом качество обучения школьников падает» , сегодняшнее поколение выпускников и учащихся школ разучились мыслить логически, повальная безграмотность и не любовь к литературе обязывает государство к обязательным реформам в области образования.
В последнее время, родители, которые могут позволить платное обучение ребенка в частной школе, где детям с маленького возраста «прививают» взрослое отношение к учебе, а также тактичность со стороны учителей, чаще идут на подобный шаг, считая что именно такой подход к обучению школьника подойдет для их семьи. Но не меньше детей проходят так называемый «home schooling». Семейное образование все больше привлекает родителей своими возможностями, перспективами в обучении. Существуют различные программы по получению подобного обучения, также некоторые школы готовы «работать» с учеником в подобном неформальном режиме. Семейное обучение, на первый взгляд, является популярным среди некоторых стран Европы, но в России данный вид альтернативного образования так же набирает популярность. Первая встреча, посвященная рассмотрению альтернативного обучения в городе Санкт-Петербург состоялась зимой в конце X X века в процессе семинара под названием «Альтернативное образование» : «По следам этого семинара был подготовлен сборник, который открывался тогда такими словами: «Что же такое альтернативное образование?» . Чтобы грамотно разбираться в теме альтернативного обучения, необходимо обратиться к истокам и пронаблюдать становление данного явления и процесса его модернизации, чтобы понять в каком виде данное движение дошло до нашего времени.
Первая исторически известная «новая школа» открылась в Европе в 1889 году в Англии под руководством С. Редди. «Новые школы» в большинстве своем, были частными, а точнее платными, считалось, что данное свойство дает учебному заведению статус привилегированности. Подобные школы не появлялись самостоятельно, это был заказ определенных социальных кругов для того, чтобы в школах подобного уровня проходило обучение детей разносторонне развитых, а так же способных проявлять инициативу. Данные учебные заведения были нацелены на подготовку будущих деятелей различных областей общественной и государственной деятельности, предпринимателей. Затем последовало открытие и других школ, таких как школа Левицкой в Царском Селе в Санкт-Петербурге, школа Ла Рош, основанная Э. Демоленом во Франции в 1899 году, школа Дж. Бэдли в Англии 1892 год, которые базировались на такой же программе и имеющих аналогичные цели. Различные повествования, а так же описания «новых школ», относящихся к началу двадцатого века, можно найти в большом количестве публикаций, издававшихся на разных языках, например - Феррьер А. Новая школа. — СПб, 1911, Новые школы Западной Европы (New schools in the old world). — М., 1928, Из опыта новой школы Запада (школы действия). — М., 1926. Тот факт, что явление образования «новой школы» возникло в разных странах, говорит о его популярности и востребованности. С 1899 года по 1933 существовала организация под названием «Международное Бюро Новых Школ», в начале существования которой директор данного заведения А. Феррьер сформулировал 30 признаков «новой школы». Как итог, можно отметить, что школы, являющиеся альтернативой, существовавшим на тот момент привычным учебным заведениям, создавались для немногочисленного слоя элиты, для семей, которые могли позволить подобный уровень образования своему ребенку. Остается вопрос, что кладут в основу обучения школы, работающие с учениками на платформе семейного образования на сегодняшний день?
Необходимо уделить внимание вопросу о том, насколько родители ознакомлены с альтернативами для обучения своего ребенка, насколько ярко представлены виды и варианты семейного образования в интернете. Я постараюсь коснуться каждого из вопросов, а также «собрать» информацию по данной теме, чтобы наиболее точно представлять о сложившейся ситуации относительного альтернативного образования на сегодняшний момент.
В работе я изучаю довольно немногочисленную группу детей, которая является труднодоступной, обучающихся по программе home schooling, а также иные формы альтернативного образования школьников. Я рассматриваю их родителей и семью в целом, так как дети не могут принимать решение относительно своего обучения полностью самостоятельно, так как они в силах только выразить свои предпочтения и «подтолкнуть» родителей к такому нелегкому шагу рассмотрения не столь привычных форм образования на сегодняшний момент. Объектом работы являются альтернативные формы образования детей школьного и дошкольного возраста, а предметом — представленность различных форм образования в интернете и способы их продвижения.
Основной целью моей работы является наблюдение относительно представленности информации относительно обучения на семейном образовании в сети интернет, каким образом идёт продвижение, такой формы обучения в интернете и выявить разные группы сайтов, ориентированные на семейное обучение, сравнить их между собой. Необходимо выделить задачи, которые я ставлю перед собой, а именно:
1. На основе информации, полученной из анализа различных интернет источников, я бы хотела сделать заключения, относительно того, каким образом различные учебные заведения, а так же сами родители, которые перевели своего ребенка на новую форму образования, стараются поделиться своим опытом, а так же заинтересовать другие семьи опробовать их путь, каким образом осуществляется сама популяризация данного учебного «движения» через интернет-ресурсы.
2. Необходимо проанализировать информацию, относительно альтернативных форм получения знаний и образования в интернете, обозначить возможные перспективы в данной отрасли знаний, а так же особенности продвижения различных сайтов, посвященных теме семейного образования.
Для работы, использовалась социологическая методология, в данном подходе личность индивида будет рассматриваться и признаваться, как продукт целостного развития общества, а так же исторического развития. Личность рассматривается, как главная цель, показатель эффективности учебного процесса. Главной задачей педагога, в данной методологии, стоит создание наиболее плодотворных условий для реализации и саморазвития личности, а так же творческого процесса. Так же, для работы по анализу интернет-ресурсов, на которых представлена тема семейного образования, будет использован социальный маркетинг. Во-первых, будет использован в работе такой метод, как спонсорство-наглядная демонстрация проявления заботы об обществе (полное или частичное финансирование мероприятия, с получением в дальнейшем масштабной рекламы со стороны организаторов). Во-вторых, благотворительность, рассматриваемая не в классическом понимании, после применения подобного метода достигаются следующие цели: доверие со стороны потребителей, которые чувствуют себя причастными к делам компании, эффект вируса ( техника, используемая в маркетинге, при которой используются социальные сети для повышения уровня осведомленности о продукте), дополнительный повод для анонсирования деятельности в средствах массовой информации.
В завершении работы, необходимо обратиться к ее началу и, пользуясь приобретенными знаниями, подвести итог. Не стоит говорить о том, что такое относительно новое явление в России, как альтернативное обучение является популярным, многие семьи заинтересованы в том, чтобы их ребенок проходил обучение по данной программе. Исследования, проведенные Национальным Институтом Изучения Домашнего Образования (National Home Education Research Institute(NHERI)) от 2011 в США наглядно говорят о том, что популярность домашнего образования растет, на момент 2010 года на семейном образовании находилось 2, 04 миллиона учеников . Тема альтернативного обучения становится все более популярной и для исследователей, на данный момент к публикации предлагается все больше научных заключений , отображающих, что у учащихся, обучающихся по альтернативной программе заметно снизился уровень проблем в поведении, самооценка стала более устойчивой. Интернет-сайт «Статистика российского образования» предоставил данные, которые говорят о том, что на сегодняшний момент в России около 100 тысяч семей ежегодно проходят обучение в форме семейного образования. С момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании» , семейное обучение получили более 1,5 млн. россиян.
«...те, кто убедился в преимуществах семейного образования, не захотят от него отказаться. Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.» Немаловажным фактором популярности семейного обучения является правильный подход к продвижению данного явления в сети интернет. Не всегда сайты готовы к сотрудничеству со средствами массовой информации, но это не является их недостатком, наоборот, в сфере помощи семьям при взвешивании всех «за» и «против» альтернативного обучения, они являются подспорьем для предоставления правильной, информативной информации по интересующему вопросу.
Необходимо развивать сайты, направленные на продвижение семейного образования, чтобы они были более видны на общем фоне других интернет- ресурсов, так как не всегда удается сразу и быстро выйти на нужный сайт с актуальной информацией по интересующей теме образования.
Так как государство является осведомленным о процессе укрепления семейного образования, так же издав указ о принятии его, как одного из официальных возможных путей получения образования, остается наблюдать о процессе подачи информации о семейном обучении не только в СМИ, но и в интернете.
Проведённое исследование показало ситуацию, сложившуюся на сегодняшний момент относительно продвижения сайтов, посвящённых альтернативной форме обучения. При работе было выявлено 3 вида сайтов, к которым можно относить те, которые посвящены теме альтернативного обучения. В работе были определены методы, использованные с помощью маркетинга для привлечения большей аудитории и информированию большего числа посетителей сайта относительно темы семейного обучения, способов его получения.