ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические аспекты информационных систем управления 9 продажами
1.1 Основные понятия и сущность информационных систем 9 управления продажами
1.2 Роль информационных систем в управлении процессами 15 реализации продукции на предприятии
1.3 Изучение рынка программных продуктов CRM-систем 22
2 Анализ информационной среды предприятия 32
ОАО «Электроопора-Р»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32 ОАО «Электроопора-Р»
2.2 Анализ существующей информационной системы управления 39 процессами реализации продукции на предприятии ОАО «Электроопора-Р»
2.3 Обоснование необходимости совершенствования системы 45 управления продажами
3 Предложения по внедрению CRM-системы на предприятии 52 ОАО «Электроопора-Р»
3.1 Обоснование выбора CRM-системы для внедрения на 52 предприятии ОАО «Электроопора-Р»
3.2 Этапы внедрения CRM-системы на предприятии 61 ОАО «Электроопора-Р»
3.3 Оценка эффективности от совершенствования системы 66 управления процессами реализации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время любая компания, начинающая свою деятельность в сфере услуг, и где клиент является основным источником доходов, заинтересована в своем развитии и экономическом росте. При развитии компании расширяется ряд процессов и задач, которые необходимо решать безошибочно и в срок, но сделать это без автоматизации бизнес-процессов становится все труднее, задействуется много временных, материальных и финансовых ресурсов. Обоснованным и рациональным решением является внедрение CRM-системы, которая автоматизирует бизнес-процессы.
Актуальность темы заключается в том, что во всем мире компании и предприятия переходят на внедрение различных управленческих систем, что бы автоматизировать свои бизнес-процессы и получить экономическую выгоду. CRM-системы используют множество коммерческих компаний, у которых вся деятельность ориентирована на повышение эффективности продаж и лояльности клиента.
Объектом исследования бакалаврской работы является система управления процессами реализации продукции ОАО «Электроопора-Р».
Предметом данного исследования являются методологические и практические подходы к формированию информационной системы управления процессами реализации продукции.
Цель работы - исследование текущей информационной системы управления процессами реализации продукции на предприятии ОАО «Электроопора-Р» и разработка рекомендации по ее совершенствованию.
Чтобы достигнуть поставленную цель необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия и сущность информационных систем управления продажами;
- изучить рынок программных продуктов CRM-систем;
- исследовать существующую информационную систему управления процессами реализации продукции на предприятии ОАО «Электроопора-Р»;
- дать рекомендации по совершенствованию информационной системы управления продажами.
Теоретической, методологической и методической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению систем управления процессами реализации продукции: научные работы С.И. Барановского, А.Р. Кабенина, А.Н. Казаковой, Э.В. Кузьминой, Е.М. Морозова, Е.И. Поповой и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что рекомендации по совершенствованию информационной системы управления процессами реализации продукции были использованы в процессе деятельности ОАО «Электроопора-Р».
В процессе исследования были рассмотрены различные понятия информационных систем управления процессами реализации продукции зарубежных и отечественных авторов и предложено собственное определение - ИС управления процессами реализации продукции представляет собой программный продукт, в котором имеется совокупность взаимосвязанных программных модулей, служащих для оптимизации управления сделками, контроля и учета продукции, организации каналов сбыта от компании-производителя до конечного потребителя.
Данные экономического анализа свидетельствуют о том, что показатели эффективности за анализируемый период с 2014 г. по 2018 г. имеют разную направленность. Есть как положительные характеристики, так и отрицательные. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что у предприятия имеет место ряд финансовых проблем, оказывающих негативное влияние на эффективность управления организацией.
Анализ уровня автоматизации на предприятии ОАО «Электроопора-Р» свидетельствует о том, что лишь часть функций системы автоматизирована и облегчает только процесс ввода и хранения информации. Остальные подпроцессы не автоматизированы, некоторые из них выполняются вручную с присутствием рукописной документации, что вызывает затруднения при работе.
На основании выявленных проблем предложены рекомендации по автоматизации работы менеджера по продажам и внедрении автоматизированной информационной системы управления процессами реализации продукции, что позволит надежно хранить, обрабатывать информацию и при этом резко снизить трудоемкость и повысить достоверность, оперативность получения результатной информации и итоговых документов.
Исходя из проведенного сравнительного анализа программных продуктов CRM-систем, руководству исследуемого предприятия было предложено внедрить amoCRM, так как данная система занимает первое место по ценовой политике, она имеет самую низкую стоимость по сравнению с конкурентами. Также система занимает хорошее положение по функциональности и бесплатной технической поддержке.
Предложенная CRM-система подчеркивает актуализацию
информационных систем управления процессами реализации продукции и способствует повышению эффективности производства, снижению издержек и обеспечению конкурентных преимуществ ОАО «Электроопора-Р».
1 Абдикеев Н. М. Информационный менеджмент : учебник / Н. М. Абдикеев, В. И. Бондаренко, А. Д. Киселев. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
2 Абдикеев Н. М. Управление предприятием и реинжиниринг / Н. М. Абдикеев, А. Д. Киселев. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 382 с.
3 Авдеева Е. А. CRM-система как основа повышения конкурентоспособности организации / Е. А. Авдеева, У. А. Чаплыгина // Концепт. - 2017. - № 13. - С. 62-66.
4 Агафонова В. В. Моделирование выбора корпоративной информационной системы для использования на российских предприятиях / В. В. Агафонова, А. А. Николаева // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2018. - № 3. - С. 105-113.
5 Александрова Е. Н. Концепция, структура и функции системы продаж / Е. Н. Александрова, И. А. Потапенко // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 309-311.
6 Алехно В. В. Тенденции развития концепции системы управления взаимоотношений с клиентами (CRM-системы) в России / В. В. Алехно // Nauka-Rastudent.ru. - 2016. - № 4.
7 Алферина О. Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы и направления его совершенствования / О. Н. Алферина, Т. В. Тюрькина // Инновационная наука. - 2015. - № 6. - C. 12-15.
8 Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2015. - 272 с.
9 Бабаева Е. С. Информационные технологии в системе управления взаимоотношениями с клиентами / Е. С. Бабаева // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 2. - С. 68-74.
10 Балдин К. В. Информационные системы в экономике : учебник / К. В Балдин, В. Б. Уткин. - М. : Дашков и К, 2015. - 395 c.
11 Барановский С. И. Механизм внедрения CRM-системы на предприятиях малого и среднего бизнеса / С. И. Барановский // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 5-9.
12 Баттл Ф. Концепция информационных систем управления продажами / Ф. Баттл. - М. : Питер, 2015. - 76 с.
13 Белоусова П. О. Внедрение CRM-систем на предприятии российского рынка / П. О. Белоусова, Д. Р. Богданова // European research. -
2015. - № 1. - С. 22-24.
14 Беляцкая Т. Н. Анализ интеллектуальных информационных систем на примере ссгт и ERP / Т. Н. Беляцкая, М. А. Амелина // Прикладная информатика. - 2015. - № 3. - С. 12-23.
15 Блинов А. О. Оценка эффективности внедрения CRM-системы "Мегаплан" / А. О. Блинов, Ю. В. Якимец // Вестник науки и образования. - 2018. - № 17. - С. 57-60.
16 Богатырёва Я. А. Повышение эффективности стратегии продаж производственно-коммерческого предприятия / Я. А. Богатырёва, В. В. Нордин // Вестник молодежной науки. - 2018. - № 3. - С. 2-3.
17 Бодров О. А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы : учебник для вузов / О. А. Бодров. - М. : ГЛТ, 2013. - 244 с.
18 Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем / А. М. Вендров. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 352 с.
19 Галямов А. Ф. Управление взаимодействием с клиентами коммерческой организации на основе методов сегментации и кластеризации клиентской базы / А. Ф. Галямов, С. В. Тархов // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2014. -№ 4. - С. 149-156.
20 Гвоздева Т. В. Проектирование информационных систем : учеб. пособие / Т. В. Гвоздева, Б. А. Баллод. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 508 с.
21 Гетманова А. В. Эффективность и перспективы развития CRM- систем в экономике / А. В. Гетманова // ФЭН-НАУКА. - 2014. - № 4. - С. 9-12.
22 Голова А. Г. Управление продажами : учебник / А. Г. Голова. - М. : Дашков и К, 2015. - 280 с.
23 Головкова А. С. Клиентоориентированные технологии управления и ключевые критерии выбора crm-системы / А. С. Головкова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2. - С. 252-257.
24 Городецкая О. Ю. Гобарева Я. Л. CRM-система как стратегия управления бизнесом компании / О. Ю. Городецкая, Я. Л. Гобарева // Транспортное дело России. - 2014. - № 4. - С. 169-172.
25 Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / П. Гринберг. - СПб. : Символ- Плюс, 2007. - 530 с.
26 Данилин А. Архитектура и стратегия: «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия / А. Данилин, А. Слюсаренко. - М. : Университет информационных технологий, 2005. - 256 с.
27 Дмитренко В. В. Исследование проблем при внедрении CRM системы / В. В. Дмитренко // Достижения науки и образования. - 2018. - № 12. - С. 23-24.
28 Дорожков Н. Д. Корпоративные информационные системы: проблемы, тенденции и перспективы развития / Н. Д. Дорожков, Ю. А. Купчинская // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - № 1. - С. 26-30.
29 Евдокимова А. Б. Применение облачных информационных технологий с целью повышения эффективности управления в экономических системах для компаний малого и среднего бизнеса / А. Б. Евдокимова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 6-7. - С. 192-194.
30 Ефремова Л. И. Формирование информационно-аналитической системы в области энергосбережения / Л. И. Ефремова // Информационное общество. - 2013. - № 3. - С. 49.
31 Ефремова Л. И. Формирование информационной среды организации / Л. И. Ефремова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 1. - С. 142-148.
32 Ефремова Л. И. Формирование корпоративной информационной системы энергетической компании с использованием геоинформационной системы / Л. И. Ефремова // Информационные системы и технологии. - 2014.
- № 83. - С. 39-43.
33 Ефромеева Е. В. Актуальность внедрения CRM-систем / Е. В. Ефромеева, М. И. Лелаев // Проблемы современной науки и образования. -
2016. - № 8. - С. 51-54.
34 Жесткова А. Ю. CRM-системы - инновационный продукт для клиентоориентированных компаний / А. Ю. Жесткова, А. И. Рыбникова, О. О. Дроботова // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 211-213.
35 Зинина Л. И. Корпоративные информационные системы в архитектуре предприятия / Л. И. Зинина, Л. И. Ефремова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 3. - С. 132-138.
36 Ивасенко А. Г. Информационные технологии в экономике и управлении : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко.
- М. : КноРус, 2013. - 158 с.
37 Исаев Г. Н. Информационные системы в экономике : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Г. Н. Исаев. - М. : Издательство «Омега-Л», 2013. - 462 с.
38 Кабенин А. Р. Информационные технологии в системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-система) / А. Р. Кабенин, Б. Э. Забержинский // Высшая школа. - 2015. - № 6. - С. 7-9.
39 Казакова А. Н. Концепция CRM и CRM-системы на предприятиях / А. Н. Казакова, А. Г. Файзуллина // Символ науки. - 2016. - № 1. С. 3.
40 Казанцев М. Школа В2В-продаж. От понимания ситуации клиента к сделке / М. Казанцев. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 26 с.
41 Кожемяко А. П. Эра умных продаж. Стратегии и управление / А. П. Кожемяко. - М. : Синергия, 2014. - 288 с.
42 Козлов С. С. Анализ причин неудачного внедрения CRM-систем / С. С. Козлов, И. В. Прохоров // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2015. - № 1. С. 14.
43 Корнеева И. В. Применение CRM - системы в оптовой торговле / И. В. Корнеева, З. Н. Шуклина // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3. С. 27-29.
44 Косиненко Н. С. Информационные системы и технологии в экономике : учеб. пособие для бакалавров / Н. С. Косиненко, И. Г. Фризен. - М. : Дашков и К, 2015. - 304 с.
45 Кудинов А. CRM: практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, Е. Голышева, М. Сорокин. - М. : 1С, 2012. - 463 с.
46 Кузнецов И. Н. Управление продажами : учебно-практическое пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К, 2016. - 492 с.
47 Кузьмина Э. В. Моделирование бизнес-процессов предприятия при внедрении CRM систем / Э. В. Кузьмина // Сфера услуг: инновации и качество. - 2017. - № 28. - С. 6.
48 Куликов Г. Г. Автоматизированные информационные системы в экономике : учеб. пособие / Г. Г. Куликов, Е. А. Дронь, М. А. Шилина. - Уфа : УГАТУ, 2013. -186 с.
49 Куликова М. М. Актуальность внедрения CRM-систем / М. М. Куликова, О. А. Исабекова // Московский экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 599-605.
50 Курилов К. Ю. Оценки эффективности внедрения CRM- концепции с целью повышения эффективности деятельности предприятия / К. Ю. Курилов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 3. - С. 53-56.
51 Лапшова О. А. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Лапшова. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 406 с.
52 Лебедева Т. Е. Функциональные сервисы, обеспечивающие повышение эффективности взаимоотношений с клиентами / Т. Е. Лебедева, Е. Е. Егоров // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2. - С. 579-582.
53 Лещёв В. А. Эффективность применения CRM-системы / В. А. Лещёв // Молодой ученый. - 2016. - № 12. - С. 165-168.
54 Малюженко Е. В. Повышение эффективности продаж в розничной торговле / Е. В. Малюженко, К. В. Фещенко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 137-139.
55 Манин А. В. Практики разработки стратегий crm в российских компаниях / А. В. Манин, Т. В. Ветрова // Российский журнал менеджмента. - 2017. - № 4. - С. 491-510.
56 Мезенцев К. Н. Автоматизированные информационные системы / К. Н. Мезенцев. - М. : Академия - Москва, 2014. - 176 с.
57 Морозов А. В. Реструктуризация и повышение эффективности отдела продаж / А. В. Морозов // Омский научный вестник. - 2013. - № 5. - С. 74-76.
58 Морозов Е. М. CRM-системы как средство автоматизации взаимодействия с клиентами / Е. М. Морозов // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 3-3. - С. 47-48.
59 Мочалин С. М. Управление заказами на предприятии с использованием автоматизированной CRM-системы / С. М. Мочалин, В. А. Шамис // Концепт. - 2016. - № 4. - С. 1-7.
60 Мрочковский Н. Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей / Н. Мрочковский, М. Тришин. - М. : Питер, 2012. - 224 с.
61 Никитин А. В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем : учеб. пособие / А. В. Никитин, И. А. Рачковская, И. В. Савченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 188 с.
62 Николаева Е. С. Реализация подхода, ориентированного на клиента, с помощью внедрения CRM системы / Е. С. Николаева // Наука и образование сегодня. - 2017. - № 6. - С. 73-75.
63 Николенко П. Г. Использование информационно¬
коммуникационных технологий, СRM-системы и автоматизации в сфере сервиса / П. Г. Николенко, Ю. С. Клюева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 6 (128), - С. 183-189.
64 Одинцов Б. Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. Е. Одинцов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 206 с.
65 Одинцов Б. Е. Современные информационные технологии в управлении экономической деятельностью : учеб. пособие / Б. Е. Одинцов, А. Н. Романов, С. М. Догучаева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 373 с.
66 Олейник П. П. Корпоративные информационные системы : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / П. П. Олейник. - СПб. : Питер, 2012. - 176 с.
67 Панова А. К. Планирование и эффективная организация продаж / А. К. Панова. - М. : Высшая школа, 2013. - 192 с.
68 Пляскин С. А. Выгоды предприятия от внедрения CRM-системы / С. А. Пляскин // Вестник науки и образования. - 2018. - № 17. - С. 71-74.
69 Попова Е. И. Роль CRM систем в повышении эффективности деятельности компании / Е. И. Попова // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2017. - № 1. - С. 344-347.
70 Порт М. Нет отбоя от клиентов. Простая и надежная система привлечения клиентов, даже если вы ненавидите продавать / М. Порт. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 584 с.
71 Пузийчук С. В. О важности внедрения CRM-систем в деятельность компаний / С. В. Пузийчук // Ар-Консалт. - 2014. - № 2. - С. 97-98.
72 Пэйн Э. Руководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентов. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 384 с.
73 Раджабова М. Р. CRM система, как важная составляющая бизнеса / М. Р. Раджабова // Аллея науки. - 2017. - № 9. - С. 759-760.
74 Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В. В. Репин. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 511 с.
75 Рузинская А. И. Использование CRM систем на предприятии / А. И. Рузинская, М. Ю. Владимиренко // Молодежный научный вестник. - 2017. - № 6. - С. 343-349.
76 Рыжко А. Л. Информационные системы управления производственной компанией : учебник для академического бакалавриата / А. Л. Рыжко, А. И. Рыбников, Н. А. Рыжко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 354 с.
77 Рязанцев А. В. Как внедрить CRM-систему за 50 дней / А. В. Рязанцев. - М. : Омега-Л, 2017. - 188 с.
78 Рязанцев А. Повышение эффективности отдела продаж за 50 дней / А. Рязанцев. - М. : Питер, 2015. - 15 с.
79 Сальникова Л. С. Современные коммуникационные технологии в бизнесе: учебник / Л. С. Сальникова. - М. : Аспект-Пресс, 2015. - 296 с.
80 Свиридова Е. В. Анализ мирового рынка CRM-систем, перспективы его развития, тренды на российском рынке / Е. В. Свиридова // Вестник Астраханского государственного технического университета. -
2017. -№ 3. - С. 70-78.
81 Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем / К. Г. Скрипкин. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 256 с.
82 Скугарев В. Д. Автоматизированные системы управления / В. Д. Скугарев, А. А. Федулов, О. В. Щербаков. - М. : Воениздат, 2013. - 288 с.
83 Смирнов Г. Н. Проектирование экономических информационных систем: учебник для вузов / Г. Н. Смирнов, А. А. Сорокин, Ю. Ф. Тельнов. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 512с.
84 Тельнов Ю. Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес- процессами. Методология и технология: учеб. пособие / Ю. Ф. Тельнов, И. Г. Фёдоров. - М. : ЮНИТИ, 2015. - 176 с.
85 Теплякова О. Л. Преимущества работы с CRM-системой, особенности и трудности ее внедрения / О. Л. Теплякова // Управление продажами. - 2015. - № 3. - С. 64-69.
86 Терский А. А. Роль CRM-систем в повышении эффективности деятельности организации / А. А. Терский // Символ науки. - 2015. - № 5. - С. 31-39.
87 Терский А. А. Теоретические основы систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) / А. А. Терский // Бизнес и общество. - 2015. - № 1(5). - С. 25-29.
88 Ускенбаева Р. К. CRM-система как необходимый компонент успешного бизнеса / Р. К. Ускенбаева, Д. А. Булегенов // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 101-105.
89 Харитонов В. И. Применение CRM-систем при принятии управленческих решений в организации / В. И. Харитонов // Системное управление. - 2016. - № 1. - С. 17.
90 Хлебников А. А. Информационные технологии в управлении : учебник / А. А. Хлебников. - М. : КноРус, 2014. - 472 с.
91 Хлюпина А. В. Автоматизация работы отдела продаж для повышения его эффективности / А. В. Хлюпина // Вопросы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 74-76.
92 Ходак Е. Как оценить эффективность внедрения CRM-систем / Е. Ходак // Коммерческий директор. - 2006. - № 2. - С. 17-19.
93 Хорошилова О. В. Характеристика информационных технологий, используемых в управлении проектами / О. В. Хорошилова, А. Ю. Журавель // Территория науки. - 2017. - № 5 - С. 134-141.
94 Хрусталев Р. В. Особенности инновационных систем управления взаимоотношениями с клиентами / Р. В. Хрусталев // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2013. - № 3. - С. 689-692.
95 Цветков В. Я. CRM - как специализированная система управления / В. Я. Цветков, Ф. М Троян // Образовательные ресурсы и технологии. - 2015. - № 2. - C. 48-53.
96 Чаплыгина О. С. Облачные CRM-системы / О. С. Чаплыгина, В. В. Фролов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2017. - № 13. - С. 435-437.
97 Черников Б. В. Информационные технологии в управлении : учебник / Б. В. Черников. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 368 с.
98 Чукарин А. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А. В. Чукарин. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 512 с.
99 Шавшина С. А. Опыт внедрения корпоративных информационных систем на российских предприятиях / С. А. Шавшина, И. Г. Омарова // Символ науки. - 2015. - № 11. - С. 190-195.
100 Шишов О. В. Технические средства автоматизации и управления: учебное пособие / О. В. Шишов. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 397 с.
101 Шкаева А. Д. Боровая Е. С. Российский рынок автоматизированных систем управления взаимоотношениями с клиентами / А. Д. Шкаева, Е. С. Боровая // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 25 - С. 287-292.
102 Юленков С. Е. Обзор современных CRM-систем в России по областям применения и по функциональным возможностям / С. Е. Юленков // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - № 12. - С. 737-739.
103 Юрченко С. П. CRM инструмент повышения эффективности работы предприятия / С. П. Юрченко // Проблемы развития территории. - 2006. - № 3. - С. 53-60.