Концепт "Скука" и его лингвистическое представление в текстах романов И.А. Гончарова
|
Введение 3
Глава I. Концепт “скука” в прозаическом тексте
И. А. Гончарова 11
§1. Метапоэтические данные о скуке и скучающем герое в рефлексии
И. А. Гончарова: термины и понятия 11
§2.Эпистемологический фон и эпистемологическое пространство концепта “скука”: основные концептуальные
структуры 41
§3.Концепт “скука” и его лингвистическое представление в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв» 57
Выводы по первой главе 92
Глава II. Особенности речевого поведения скучающего
героя 94
§1. Отражение повседневности и роль повседневного языка в романах
И. А. Гончарова, выражение в нем концепта “скука” 94
§2.Особенности языковой личности скучающего героя 136
§3. Речевые жанры, в которых реализуется концепт “скука” 169
Выводы по второй главе 201
Заключение 205
Библиография 210
Глава I. Концепт “скука” в прозаическом тексте
И. А. Гончарова 11
§1. Метапоэтические данные о скуке и скучающем герое в рефлексии
И. А. Гончарова: термины и понятия 11
§2.Эпистемологический фон и эпистемологическое пространство концепта “скука”: основные концептуальные
структуры 41
§3.Концепт “скука” и его лингвистическое представление в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв» 57
Выводы по первой главе 92
Глава II. Особенности речевого поведения скучающего
героя 94
§1. Отражение повседневности и роль повседневного языка в романах
И. А. Гончарова, выражение в нем концепта “скука” 94
§2.Особенности языковой личности скучающего героя 136
§3. Речевые жанры, в которых реализуется концепт “скука” 169
Выводы по второй главе 201
Заключение 205
Библиография 210
По мнению составителей академического «Полного собрания сочинений и писем И.А. Гончарова» в 20-ти т., первый том которого вышел в 1997 г., «еще в недавнее время Гончаров ... считался принадлежащим к разряду старомодных реалистов, чье творчество представляет лишь исторический интерес. Эту репутацию упрочила многолетняя школьная практика <...> Естественной реакцией на тенденциозно подаваемую картину творчества Гончарова явилось некоторое охлаждение читающей публики к произведениям писателя» (с.6). В настоящее время положение изменилось: увеличилось число исследовательских работ, посвященных творчеству писателя (особенно в юбилейные 1992 и 2002 гг.), с 1987 г. регулярно (каждые пять лет) проводятся Гончаровские конференции на родине писателя, с 1992 г. они приобрели статус международных, появились новые переводы и инсценировки произведений И.А. Гончарова в Германии, Франции, Италии, США, Японии, Китае, в серии «Литературное наследство» в 2000 г. вышел 102 том «И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования». Как отмечает А.В. Романова, «в последние годы всплеск интереса к творчеству Гончарова отмечен во всем мире» (с.70). Все это свидетельствует о постоянном внимании к творчеству писателя, о «жизни» его текстов и новых возможностях их изучения с учетом достижений современной филологии. Растет интерес к исследованию языка произведений И.А. Гончарова: изучаются художественные функции фразеологизмов (Е.Ю. Попова), лексическая структура текстовых фрагментов с монологической речью персонажей (Е.Л. Гапеева), выявляются ключевые слова, концепты художественного мышления писателя, которые требуют обращения к анализу идиостиля (М.Г. Матлин, В.Н. Базылев и др.) и т.д. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию концептов (А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, Т.А. ван Дейк, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, Д.С. Лихачев, Дж.А. Миллер, Е.В. Сергеева, Ю.С. Степанов, Г.В. Токарев, Р.М. Фрумкина, Л.О. Чернейко и др.), остается без внимания описание лингвистического представления многих культурных концептов в текстах романов И.А. Гончарова, в том числе концепта «скука». Сказанное выше обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом изучения является концепт «скука» в текстах романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В своем исследовании мы опираемся на положение Е.В. Сергеевой о том, что концепт «это информационная целостность, присутствующая в языковом сознании, воспринимаемая языковой личностью как инвариантное значение ассоциативно
- семантического поля и прошедшая означивание, т.е. вербализованная одной или несколькими единицами данного языка» (Е.В. Сергеева). Выбор объекта диктовался необходимостью изучать концептуализацию понятия «скука».
Предметом изучения являются лингвистические средства выражения представлений о скуке в текстах произведений И.А. Гончарова.
Цель работы состоит в системном описании специфики концепта «скука», особенностей его отражения в художественных текстах И.А. Гончарова, определении роли в создании языкового образа скучающего героя, установлении связи данного концепта с повседневностью, отраженной в романах. Для достижения поставленной цели решались следующие конкретные задачи.
1. Структурирование метапоэтических данных о скуке и скучающем герое, выявление понятий, ключевых слов, терминов, нашедших отражение в рефлексии И.А. Гончарова, дающих векторы смысла для определения места концепта «скука» в поэтике художника.
2. Рассмотрение эпистемологического пространства, в котором функционирует концепт, установление языковых категорий, понятий, идей, с которыми он коррелирует.
3. Определение содержательного минимума и объема концепта «скука», вырабатываемых языком и выражаемых в текстах.
4. Разработка модели лексико-семантического поля, реализующего концепт. Описание парадигматических, синтагматических и ассоциативно-деривационных отношений концепта «скука» в границах
лексико-семантического поля.
5. Выявление лингвистических средств экспликации концепта «скука» в системе сюжетных событий романов, определение роли повседневности и обыденного языка в текстах писателя, выражение в нем концепта «скука».
6. Установление особенностей языковой личности скучающего героя.
7. Выделение типов речевых действий, связанных с концептом «скука», и речевых жанров, использующихся скучающим героем, их описание.
Научная новизна работы определяется недостаточной изученностью лингвистического представления концепта «скука» в текстах И. А. Гончарова. Применена комплексная методика исследования, способствующая изучению языковой репрезентации концепта на основе сочетания различных методов и способов анализа. Впервые для исследования метапоэтического текста И.А. Гончарова используются понятия гештальта, фигуры и фона, позволяющие выделить внутренние структуры, лежащие в основе метапоэтического текста и гармонизирующие понимание писателем творческого процесса по вертикали. Впервые делается попытка построить модель лексико-семантического поля, ядром которого является концепт «скука», с использованием языкового материала текстов И.А. Гончарова. Установлена связь между лингвистическими средствами, эксплицирующими концепт «скука» в системе сюжетных событий романов, повседневностью и повседневным языком рассматриваемых произведений. Изучена языковая личность скучающего героя с учетом лингвистических и экстралингвистических параметров, рассмотрены и описаны речевые действия и речевые жанры, участвующие в создании языкового образа скучающего героя.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении лингвистических средств экспликации концепта «скука» в текстах И.А. Гончарова, в моделировании лексико-семантического поля рассматриваемого концепта, определении его параметров, в рассмотрении функционирования концепта «скука» в системе сюжетных событий романов И.А. Гончарова, в
установлении его связи с повседневностью, отображенной в романах, в изучении языковой личности скучающего героя и речевых жанров, в которых реализуется концепт. В работе использовано философское понятие «повседневности» («обыденности») в качестве обозначения одной из особенностей содержания и художественной формы романов И.А. Гончарова.
Объектом изучения является концепт «скука» в текстах романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В своем исследовании мы опираемся на положение Е.В. Сергеевой о том, что концепт «это информационная целостность, присутствующая в языковом сознании, воспринимаемая языковой личностью как инвариантное значение ассоциативно
- семантического поля и прошедшая означивание, т.е. вербализованная одной или несколькими единицами данного языка» (Е.В. Сергеева). Выбор объекта диктовался необходимостью изучать концептуализацию понятия «скука».
Предметом изучения являются лингвистические средства выражения представлений о скуке в текстах произведений И.А. Гончарова.
Цель работы состоит в системном описании специфики концепта «скука», особенностей его отражения в художественных текстах И.А. Гончарова, определении роли в создании языкового образа скучающего героя, установлении связи данного концепта с повседневностью, отраженной в романах. Для достижения поставленной цели решались следующие конкретные задачи.
1. Структурирование метапоэтических данных о скуке и скучающем герое, выявление понятий, ключевых слов, терминов, нашедших отражение в рефлексии И.А. Гончарова, дающих векторы смысла для определения места концепта «скука» в поэтике художника.
2. Рассмотрение эпистемологического пространства, в котором функционирует концепт, установление языковых категорий, понятий, идей, с которыми он коррелирует.
3. Определение содержательного минимума и объема концепта «скука», вырабатываемых языком и выражаемых в текстах.
4. Разработка модели лексико-семантического поля, реализующего концепт. Описание парадигматических, синтагматических и ассоциативно-деривационных отношений концепта «скука» в границах
лексико-семантического поля.
5. Выявление лингвистических средств экспликации концепта «скука» в системе сюжетных событий романов, определение роли повседневности и обыденного языка в текстах писателя, выражение в нем концепта «скука».
6. Установление особенностей языковой личности скучающего героя.
7. Выделение типов речевых действий, связанных с концептом «скука», и речевых жанров, использующихся скучающим героем, их описание.
Научная новизна работы определяется недостаточной изученностью лингвистического представления концепта «скука» в текстах И. А. Гончарова. Применена комплексная методика исследования, способствующая изучению языковой репрезентации концепта на основе сочетания различных методов и способов анализа. Впервые для исследования метапоэтического текста И.А. Гончарова используются понятия гештальта, фигуры и фона, позволяющие выделить внутренние структуры, лежащие в основе метапоэтического текста и гармонизирующие понимание писателем творческого процесса по вертикали. Впервые делается попытка построить модель лексико-семантического поля, ядром которого является концепт «скука», с использованием языкового материала текстов И.А. Гончарова. Установлена связь между лингвистическими средствами, эксплицирующими концепт «скука» в системе сюжетных событий романов, повседневностью и повседневным языком рассматриваемых произведений. Изучена языковая личность скучающего героя с учетом лингвистических и экстралингвистических параметров, рассмотрены и описаны речевые действия и речевые жанры, участвующие в создании языкового образа скучающего героя.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении лингвистических средств экспликации концепта «скука» в текстах И.А. Гончарова, в моделировании лексико-семантического поля рассматриваемого концепта, определении его параметров, в рассмотрении функционирования концепта «скука» в системе сюжетных событий романов И.А. Гончарова, в
установлении его связи с повседневностью, отображенной в романах, в изучении языковой личности скучающего героя и речевых жанров, в которых реализуется концепт. В работе использовано философское понятие «повседневности» («обыденности») в качестве обозначения одной из особенностей содержания и художественной формы романов И.А. Гончарова.
Концепты являются важным компонентом национально-специфической картины мира, что подтверждается пристальным вниманием исследователей к этому понятию. Концепты - объект изучения культурологии, математической логики, лингвистики, психолингвистики и ряда других научных дисциплин. В лингвистике существует несколько направлений в исследовании концептов, наибольший интерес представляют точки зрения, определяющие понятие культурного концепта (Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов). Последний имеет сложную структуру, состоящую из трех компонентов: основного, дополнительного признаков и внутренней формы, является предметом симпатий, антипатий, а иногда и столкновений, выполняет функцию заместителя. В словарном запасе языка занимает третий и четвертый уровни (концептов и концептосферы). Концепты реальны по-разному в разных слоях для людей данной культуры, чем богаче культурный опыт человека, тем богаче его концептосфера; при изучении концептов ученые пользуются самыми различными методами в зависимости от целей и задач исследования.
Духовная культура народа наиболее чутко проявляется в области чувств и эмоций. Русская речь обладает высоким эмоциональным накалом, богатством языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков, поэтому так велик интерес лингвистов к эмоциональным концептам.
Концепт «скука» - один из концептов культуры. Скука - хорошо известное, но труднообъяснимое состояние, вызванное отсутствием дела, интереса к окружающему. В древнерусском языке слово «скука» отмечено не было. В словарях слова «скука», «скучный», «скучно» появляются с 1704 года, а «скучать» с 1731, а к концу XVIII - началу XIX века слово «скука» приобретает статус культурного концепта, становится одним из главных мировоззренческих понятий, чему способствовали явления, происходившие в культуре (дендизм, искусственная разочарованность).
В обыденном сознании носителей языка, представление о котором дают
пословицы и поговорки, скука ассоциируется с бездельем, праздностью («Праздность скуку любит», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «От скуки бери дело в руки», «Кто работает, тот не скучает», «Мозолистые руки не знают скуки», «Кто на все руки, у того нет скуки»), с неизбежностью («Докука скука, а миновать нельзя», «Забота не съела, так скука одолела»), со смертью, болезнью («удавлюсь от скуки»; «от скуки одуреешь»; «убийственная скука»). В текстах художественной литературы, отражающих русский менталитет, национальную специфику концепта и индивидуальные авторские намерения, концепт «скука» помимо собственных смыслов ‘чувство’, ‘объект или обстановка, вызывающие у субъекта данное чувство’, приобретает иные смыслы.
Исследование лингвистического представления концепта «скука» в художественном тексте связано, прежде всего, с выявлением лексических единиц, эксплицирующих концепт и участвующих в создании языкового образа скучающего героя.
Данные о самоинтерпретации И. А. Гончаровым своего творчества позволяют определить место концепта «скука» в рефлексии автора и героя. Основываясь на анализе метапоэтических работ («Предисловие к роману «Обрыв», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», «Лучше поздно, чем никогда»), а также текстов романов, очерка «Фрегат «Паллада», писем, содержащих разнородные метатекстовые элементы, можно выделить внутренние структуры, гармонизирующие понимание творческого процесса И. А. Гончаровым по вертикали, которые имеют определенную иерархию, обобщают сказанное, строятся на основе противопоставлений, содержат ключевые слова, термины, терминоиды метапоэтического текста И.А.
Гончарова. Средством выделения данных фигур служат метакомментарии самого автора и метадискурсивность. В общем метатексте романов, складывающемся из целой системы переплетения «метатекстовых лент», наиболее часто встречаются авторский комментарий к речи героя о скуке, носящий метатекстовый характер, и метакомментарии, содержащиеся в речи самих героев, имеющие структуру гештальтов. В других произведениях писателя происходит дополнение, обогащение выделенной писателем структуры: расширение национальных, лингвогеографических и пространственно-временных параметров концепта «скука».
При проверке полученных метапоэтических данных путем включения их в эпистемологическое пространство (это археология знаний, находящая выражение в языке) подтверждается правильность сделанных выводов и устанавливаются понятия, с которыми скука коррелирует. В художественных текстах скука коррелирует с такими понятиями, как «разочарованность», «сплин», «хандра», «мода», «поза», однако имеет и специфические черты, обусловленные особенностями русского менталитета, индивидуальным авторским замыслом. В каждом конкретном случае скука подвергается переосмыслению. Данные эпистемологического контекста в свою очередь позволяют подтвердить, что скука, действительно, выступает как концепт, потому что обладает высокой частотностью и повторяемостью, особенно в текстах художественной литературы, имеет разветвленное словообразовательное гнездо, входит в состав устойчивых оборотов (чаще всего пословиц и поговорок), выступает как объект рефлексии, обладает трехслойной структурой.
В текстах Гончарова концепт «скука», помимо собственных смыслов ‘чувство, состояние’ и ‘объект или обстановка’, приобретает окказиональные смыслы ‘болезнь’, ‘пустота’, ‘сон’, ‘мода’, ‘труд’, которые эксплицируются такими лексическими единицами, как «напасть», «недуг», «немочь», «чума», «покой», «неподвижность» и др.
Слово «скука» обладает свободной и богатой сочетаемостью, образуя сочетания, описывающие состояние субъекта; сочетания с переходными глаголами, с глаголами физического действия; сочетания с прилагательными, указывающими на неприятность состояния, степень интенсивности, место протекания, назначение. Единицы, организующие ЛСП «скука», вступают во взаимоотношения с единицами других ЛСП в тексте, которые выступают как микрополя по отношению к ЛСП «состояние героя», в свою очередь включающемуся в ЛСП «герой в обществе», «жизнь», «обстановка», «окружение», а в «Обрыве» еще и в ЛСП «роман».
Состояние скуки становится сюжетным событием во внутренних монологах героев, в диалогах, т.е. при осуществлении героем рефлексии над скукой, поэтому для введения скуки как сюжетного события используются, как правило, глаголы с семой говорения, существительное «слово».
Будучи сложным состоянием, скука находит отражение в речи скучающего героя как производителя текстов, в которых содержатся сведения о восприятии им окружающей действительности, в том числе и рефлексия над скукой, поэтому важно рассмотреть те языковые средства, которые им используются. Исследование языковой личности скучающего героя показывает зависимость речевого поведения героя от экстралингвистических параметров, важную роль для формирования вербально - грамматического уровня играет тематическая организация общения. В разговорах на повседневные темы речь скучающих героев по своему строю обыденна и проста, при обсуждении общих тем, философских проблем строй речи героев меняется, они применяют в ней общие нормы литературного языка своего времени.
Духовная культура народа наиболее чутко проявляется в области чувств и эмоций. Русская речь обладает высоким эмоциональным накалом, богатством языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков, поэтому так велик интерес лингвистов к эмоциональным концептам.
Концепт «скука» - один из концептов культуры. Скука - хорошо известное, но труднообъяснимое состояние, вызванное отсутствием дела, интереса к окружающему. В древнерусском языке слово «скука» отмечено не было. В словарях слова «скука», «скучный», «скучно» появляются с 1704 года, а «скучать» с 1731, а к концу XVIII - началу XIX века слово «скука» приобретает статус культурного концепта, становится одним из главных мировоззренческих понятий, чему способствовали явления, происходившие в культуре (дендизм, искусственная разочарованность).
В обыденном сознании носителей языка, представление о котором дают
пословицы и поговорки, скука ассоциируется с бездельем, праздностью («Праздность скуку любит», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «От скуки бери дело в руки», «Кто работает, тот не скучает», «Мозолистые руки не знают скуки», «Кто на все руки, у того нет скуки»), с неизбежностью («Докука скука, а миновать нельзя», «Забота не съела, так скука одолела»), со смертью, болезнью («удавлюсь от скуки»; «от скуки одуреешь»; «убийственная скука»). В текстах художественной литературы, отражающих русский менталитет, национальную специфику концепта и индивидуальные авторские намерения, концепт «скука» помимо собственных смыслов ‘чувство’, ‘объект или обстановка, вызывающие у субъекта данное чувство’, приобретает иные смыслы.
Исследование лингвистического представления концепта «скука» в художественном тексте связано, прежде всего, с выявлением лексических единиц, эксплицирующих концепт и участвующих в создании языкового образа скучающего героя.
Данные о самоинтерпретации И. А. Гончаровым своего творчества позволяют определить место концепта «скука» в рефлексии автора и героя. Основываясь на анализе метапоэтических работ («Предисловие к роману «Обрыв», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», «Лучше поздно, чем никогда»), а также текстов романов, очерка «Фрегат «Паллада», писем, содержащих разнородные метатекстовые элементы, можно выделить внутренние структуры, гармонизирующие понимание творческого процесса И. А. Гончаровым по вертикали, которые имеют определенную иерархию, обобщают сказанное, строятся на основе противопоставлений, содержат ключевые слова, термины, терминоиды метапоэтического текста И.А.
Гончарова. Средством выделения данных фигур служат метакомментарии самого автора и метадискурсивность. В общем метатексте романов, складывающемся из целой системы переплетения «метатекстовых лент», наиболее часто встречаются авторский комментарий к речи героя о скуке, носящий метатекстовый характер, и метакомментарии, содержащиеся в речи самих героев, имеющие структуру гештальтов. В других произведениях писателя происходит дополнение, обогащение выделенной писателем структуры: расширение национальных, лингвогеографических и пространственно-временных параметров концепта «скука».
При проверке полученных метапоэтических данных путем включения их в эпистемологическое пространство (это археология знаний, находящая выражение в языке) подтверждается правильность сделанных выводов и устанавливаются понятия, с которыми скука коррелирует. В художественных текстах скука коррелирует с такими понятиями, как «разочарованность», «сплин», «хандра», «мода», «поза», однако имеет и специфические черты, обусловленные особенностями русского менталитета, индивидуальным авторским замыслом. В каждом конкретном случае скука подвергается переосмыслению. Данные эпистемологического контекста в свою очередь позволяют подтвердить, что скука, действительно, выступает как концепт, потому что обладает высокой частотностью и повторяемостью, особенно в текстах художественной литературы, имеет разветвленное словообразовательное гнездо, входит в состав устойчивых оборотов (чаще всего пословиц и поговорок), выступает как объект рефлексии, обладает трехслойной структурой.
В текстах Гончарова концепт «скука», помимо собственных смыслов ‘чувство, состояние’ и ‘объект или обстановка’, приобретает окказиональные смыслы ‘болезнь’, ‘пустота’, ‘сон’, ‘мода’, ‘труд’, которые эксплицируются такими лексическими единицами, как «напасть», «недуг», «немочь», «чума», «покой», «неподвижность» и др.
Слово «скука» обладает свободной и богатой сочетаемостью, образуя сочетания, описывающие состояние субъекта; сочетания с переходными глаголами, с глаголами физического действия; сочетания с прилагательными, указывающими на неприятность состояния, степень интенсивности, место протекания, назначение. Единицы, организующие ЛСП «скука», вступают во взаимоотношения с единицами других ЛСП в тексте, которые выступают как микрополя по отношению к ЛСП «состояние героя», в свою очередь включающемуся в ЛСП «герой в обществе», «жизнь», «обстановка», «окружение», а в «Обрыве» еще и в ЛСП «роман».
Состояние скуки становится сюжетным событием во внутренних монологах героев, в диалогах, т.е. при осуществлении героем рефлексии над скукой, поэтому для введения скуки как сюжетного события используются, как правило, глаголы с семой говорения, существительное «слово».
Будучи сложным состоянием, скука находит отражение в речи скучающего героя как производителя текстов, в которых содержатся сведения о восприятии им окружающей действительности, в том числе и рефлексия над скукой, поэтому важно рассмотреть те языковые средства, которые им используются. Исследование языковой личности скучающего героя показывает зависимость речевого поведения героя от экстралингвистических параметров, важную роль для формирования вербально - грамматического уровня играет тематическая организация общения. В разговорах на повседневные темы речь скучающих героев по своему строю обыденна и проста, при обсуждении общих тем, философских проблем строй речи героев меняется, они применяют в ней общие нормы литературного языка своего времени.
Подобные работы
- КОНЦЕПТ «СКУКА» И ЕГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ РОМАНОВ И.А. ГОНЧАРОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Скука в духовном опыте героев романа И. А. Гончарова
"Обрыв"
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Скука в духовном опыте героев романа И.А. Гончарова "Обрыв"
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



