ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Лингвометодические аспекты формирования орфографической зоркости. 8
1.2. Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Современное состояние методики формирования орфографической
зоркости младших школьников 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
32
2.1. Диагностика состояния орфографической зоркости у младших
школьников с общим недоразвитием речи
32
2.2. Методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Формировать у школьников орфографические навыки одна из главных задач при изучении русского языка в школе, ведь письмо без ошибок обеспечивает точность выражения своих мыслей, помогает понимать людей при письменном общении. Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос о её конкретном написании. Таким образом, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую не вспоминают.
Обучение правописанию протекает успешно, если учащиеся понимают необходимость в изучении орфографии, осознают значение орфографических занятий для речевого общения, если у школьников возникает потребность научиться грамотно писать (Л.И. Божович, Д.К. Маркова, А.М. Матюшкин и др.). На основе мотивации орфографического действия создаётся установка на выработку орфографической зоркости.
Усвоение школьниками навыков правописания рассматривается в литературе в различных аспектах. С точки зрения психологии данный процесс освещается в работах Д.Н. Богоявленского, Е.Д. Божович, В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Н.А. Менчинской. Методические условия овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в области орфографии описаны в исследованиях Н.Н. Алгазиной, О.С. Арямовой, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, Л.К. Назаровой, П.С. Тоцкого и др.
Для успешного овладения материалом по орфографии необходимо обеспечить достаточно высокий уровень сформированное™ языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), а также психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности (Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.).
Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с общим недоразвитием речи. В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированное™ лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения).
Ошибки устной речи находят отражение на письме, когда диагностируется дизорфография. Очень важно как можно раньше приступить к формированию орфографической зоркости, так как ошибки на письме могут привести не только к трудностям изучения родного языка, но и всей школьной программы в целом. При этом отставание ребенка от сверстников в учебе провоцирует возникновение у него расстройств поведения и характера, отсутствие желания дальнейшего обучения в школе, негативно сказываясь на его личности и социализации в обществе. В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, С.И. Шаховская, С.Б. Яковлев, А.В. Ястребова и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
Однако до настоящего времени вопрос об особенностях нарушений в овладении орфографией у детей с общим недоразвитием речи изучен недостаточно (О.И. Азова, О.В. Елецкая, И.В. Прищепова). В логопедической литературе лишь указывается наличие у учащихся данной категории затруднений в усвоении орфографических правил и учебной терминологии (И.К. Колповская, Р.Е. Левина, Ю.Я. Ржехолько, Н.Н. Садовникова, В.В. Тарасун, А.В. Ястребова и др.).
Исходя из выше сказанного, значимость успешного овладения орфографически правильным письмом, а также недостаточная разработанность вопроса о формировании орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи позволяют считать эту проблему актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы
логопедической работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические аспекты логопедической работы по формированию орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, мы определили задачи исследования:
Е Теоретически обосновать проблему формирования орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- будет реализована работа над всеми компонентами орфографической зоркости;
- упражнения будут подобраны в соответствии с возрастными и типологическими особенностями младших школьников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов письменной речевой
деятельности, психолого-педагогическая диагностика;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции о соотношении мышления и речи, о роли языка и речи в процессе развития ребенка, положение о многоуровневой организации речевой деятельности, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положение о системном характере языкового развития ребенка (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.Н. Винарская, С.Н. Цейтлин и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); о структуре и уровнях речевого расстройства при ОНР, положение о значимости системно-структурного подхода при коррекции нарушений речи (Т.В. Волосовец, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.); исследования в области выявления, предупреждения и коррекции дизорфографии (О.И. Азова, О.Б. Иншакова, О.О. Назарова, И.В. Прищепова, Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и др.);
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.Белгород.
На основе изучения и анализа психолого-педагогической, психолингвистической, методической и логопедической литературы, освещающий вопросы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками при нормальном и нарушенном речевом развитии, показал, что в настоящее время накоплен фундаментальный теоретический материал, касающийся психологической структуры и методики овладения орфографией детьми с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи.
Орфографическая зоркость даже учащихся начальных классов с нормальным речевым развитием слабо развита, а у детей с ОНР дополнительно возникают языковые «барьеры», преодоление которых является одной из задач при коррекции дизорфографии. Это положение и определило необходимость работы по формированию орфографической «зоркости».
Проведенное нами исследование уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи подтвердило, имеющие в литературе сведения о состоянии овладения орфографией детьми с речевой патологией. Результаты обследования позволили нам разработать методические рекомендации по форсированное™ орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных и риемов исредств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка // Русский язык в советской школе. - 2011. - X» 4. - С. 23-27.
2. Азова О.И. Логопедия. Дизорфография // Учебн. пособие. - М.; 2016. - С. 180.
3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 2008. - 144 с: ил.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебн. пособие; Под ред. О.Б. Иншакова. - М.; Воронеж, 2011. - С. 39-54.
5. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. - М: Знание, 1978,- 148 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Аспект предупреждения неуспеваемости школьников: Пособие. - Ростов н/Д, 1972. - 374 с.
7. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков//Русский язык в школе. 2003, № 3, С.36-43.
8. Воробьева В.К., Гриншпун Б.М. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью// Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. М.: Изд-во МГПИ, 2013. - 106-218 с.
9. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. М.: Просвещение, 2016. - 122 с.
10. Гончарова Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи - М., 2016.-215 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интер, 2016. - 544с.
12. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Диес . канд. пед.наук. М.: 2012. - 193 с.
13. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.,2011. -с. 103-111.
14. Же дек П.С., Репкин В. В. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии // Обучение орфографии в восьмилетней школе: / Ред,- сост. М.М. Разумовская. М., 2014.
15. Же дек П.С., Репкин В. В. Орфографическая теория и обучение орфографии // Проект орфограммы по русскому языку для средней школы. - М.: Просвещение, 1972. - 196 с. 90.
16. Жирков А.А. Звукобуквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 65-69.
17. Жинкин Н.П. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV-VIII классах. - М., 2009. - С. 115-187. 18. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе. / ШВЖуржина, В.П.Козлова-М.: Просвещение, 2007-361с.
19. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. - М. - 2015. -С. 92
20. Жукова Н.С. Развитие письменной речи учащихся // Язык. Речь. Творчество. - М.: Просвещение, 2009. - С. 183 - 319.
21. Игнатенко М.В. Педагогические условия формирования орфографической зоркости в младшем школьном возрасте дис. канд. пед. Наук4 : 13.00.01. - Москва: РГБ, 2007.
22. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: ИД «М и М», 2007-286 с.
23. Лалаева Р. И., Прищепова В.И. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 2016. - 36 с.
24. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. ~ М.: Просвещение, 2015. -159 с.
25. Львов М.Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа. 2016.-№1.-С.45-46.
26. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М.: изд во Акад. пед. наук РСФСР, 2017. - 311 с.
27. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2009. - 240 с.
28. Прищепова И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 2013. - С. 124 - 131.
29. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб, 2008,- 240 с.
30. Ржехолько Ю.Я. Работа логопеда с учащимися, страдающими дисграфией// Начальная школа, 2014. - № 4.
31. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия// Вопросы психологии. 2010. - № 2.
32. Садовникова И.Н. Происхождение специфических ошибок младших школьников при письме. // Начальная школа. 2016. - № 8.
33. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва - Воронеж, 2016.
34. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.П. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушением речи. М., 2009. - 172 с.
35. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I IV). - М., 2016. - 192 с.
36. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции. М.: Классике Стиль, 2003,- 160 с.
37. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. -173 с.
38. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы // Расстройства речи в детском возрасте, (тр./ Ленинград, науч.-практ. ин-т слуха и речи НКП РСФСР, Т.4). - М., 2004.-е. 90-101.
39. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений» - Репринт, воспроизведение изд. 1928-1958 гг. - М.: Терра, 2012. - Т. 8: Педагогические статьи 18601863 гг. / Ред. Н.М. Мендельсон, В.О. Садовник. - 1992. - 662 с.
40. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. высших учеб, заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ВЛАД ОС, 2017. - 703 с.
41. Федоренко Л.П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // Русский язык в школе. 2013. - № 3.
42. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с ОНР: Воспитание и обучение. Уч.-мет. пос. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
43. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод пособие. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с. дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2001.-256 с.
44. Шереметевский В.П. Сочинения. - М, 2007. - 354 с.
45. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004.-64 с.