ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Лингвометодические аспекты формирования орфографической зоркости. 8
1.2. Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Современное состояние методики формирования орфографической
зоркости младших школьников 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
32
2.1. Диагностика состояния орфографической зоркости у младших
школьников с общим недоразвитием речи
32
2.2. Методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Лингвометодические аспекты формирования орфографической зоркости. 8
1.2. Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Современное состояние методики формирования орфографической
зоркости младших школьников 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
32
2.1. Диагностика состояния орфографической зоркости у младших
школьников с общим недоразвитием речи
32
2.2. Методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Формировать у школьников орфографические навыки одна из главных задач при изучении русского языка в школе, ведь письмо без ошибок обеспечивает точность выражения своих мыслей, помогает понимать людей при письменном общении. Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос о её конкретном написании. Таким образом, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую не вспоминают.
Обучение правописанию протекает успешно, если учащиеся понимают необходимость в изучении орфографии, осознают значение орфографических занятий для речевого общения, если у школьников возникает потребность научиться грамотно писать (Л.И. Божович, Д.К. Маркова, А.М. Матюшкин и др.). На основе мотивации орфографического действия создаётся установка на выработку орфографической зоркости.
Усвоение школьниками навыков правописания рассматривается в литературе в различных аспектах. С точки зрения психологии данный процесс освещается в работах Д.Н. Богоявленского, Е.Д. Божович, В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Н.А. Менчинской. Методические условия овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в области орфографии описаны в исследованиях Н.Н. Алгазиной, О.С. Арямовой, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, Л.К. Назаровой, П.С. Тоцкого и др.
Для успешного овладения материалом по орфографии необходимо обеспечить достаточно высокий уровень сформированное™ языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), а также психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности (Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.).
Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с общим недоразвитием речи. В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированное™ лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения).
Ошибки устной речи находят отражение на письме, когда диагностируется дизорфография. Очень важно как можно раньше приступить к формированию орфографической зоркости, так как ошибки на письме могут привести не только к трудностям изучения родного языка, но и всей школьной программы в целом. При этом отставание ребенка от сверстников в учебе провоцирует возникновение у него расстройств поведения и характера, отсутствие желания дальнейшего обучения в школе, негативно сказываясь на его личности и социализации в обществе. В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, С.И. Шаховская, С.Б. Яковлев, А.В. Ястребова и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
Однако до настоящего времени вопрос об особенностях нарушений в овладении орфографией у детей с общим недоразвитием речи изучен недостаточно (О.И. Азова, О.В. Елецкая, И.В. Прищепова). В логопедической литературе лишь указывается наличие у учащихся данной категории затруднений в усвоении орфографических правил и учебной терминологии (И.К. Колповская, Р.Е. Левина, Ю.Я. Ржехолько, Н.Н. Садовникова, В.В. Тарасун, А.В. Ястребова и др.).
Исходя из выше сказанного, значимость успешного овладения орфографически правильным письмом, а также недостаточная разработанность вопроса о формировании орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи позволяют считать эту проблему актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы
логопедической работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические аспекты логопедической работы по формированию орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, мы определили задачи исследования:
Е Теоретически обосновать проблему формирования орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- будет реализована работа над всеми компонентами орфографической зоркости;
- упражнения будут подобраны в соответствии с возрастными и типологическими особенностями младших школьников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов письменной речевой
деятельности, психолого-педагогическая диагностика;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции о соотношении мышления и речи, о роли языка и речи в процессе развития ребенка, положение о многоуровневой организации речевой деятельности, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положение о системном характере языкового развития ребенка (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.Н. Винарская, С.Н. Цейтлин и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); о структуре и уровнях речевого расстройства при ОНР, положение о значимости системно-структурного подхода при коррекции нарушений речи (Т.В. Волосовец, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.); исследования в области выявления, предупреждения и коррекции дизорфографии (О.И. Азова, О.Б. Иншакова, О.О. Назарова, И.В. Прищепова, Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и др.);
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.Белгород.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос о её конкретном написании. Таким образом, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую не вспоминают.
Обучение правописанию протекает успешно, если учащиеся понимают необходимость в изучении орфографии, осознают значение орфографических занятий для речевого общения, если у школьников возникает потребность научиться грамотно писать (Л.И. Божович, Д.К. Маркова, А.М. Матюшкин и др.). На основе мотивации орфографического действия создаётся установка на выработку орфографической зоркости.
Усвоение школьниками навыков правописания рассматривается в литературе в различных аспектах. С точки зрения психологии данный процесс освещается в работах Д.Н. Богоявленского, Е.Д. Божович, В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Н.А. Менчинской. Методические условия овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в области орфографии описаны в исследованиях Н.Н. Алгазиной, О.С. Арямовой, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, Л.К. Назаровой, П.С. Тоцкого и др.
Для успешного овладения материалом по орфографии необходимо обеспечить достаточно высокий уровень сформированное™ языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), а также психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности (Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.).
Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с общим недоразвитием речи. В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированное™ лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения).
Ошибки устной речи находят отражение на письме, когда диагностируется дизорфография. Очень важно как можно раньше приступить к формированию орфографической зоркости, так как ошибки на письме могут привести не только к трудностям изучения родного языка, но и всей школьной программы в целом. При этом отставание ребенка от сверстников в учебе провоцирует возникновение у него расстройств поведения и характера, отсутствие желания дальнейшего обучения в школе, негативно сказываясь на его личности и социализации в обществе. В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, С.И. Шаховская, С.Б. Яковлев, А.В. Ястребова и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
Однако до настоящего времени вопрос об особенностях нарушений в овладении орфографией у детей с общим недоразвитием речи изучен недостаточно (О.И. Азова, О.В. Елецкая, И.В. Прищепова). В логопедической литературе лишь указывается наличие у учащихся данной категории затруднений в усвоении орфографических правил и учебной терминологии (И.К. Колповская, Р.Е. Левина, Ю.Я. Ржехолько, Н.Н. Садовникова, В.В. Тарасун, А.В. Ястребова и др.).
Исходя из выше сказанного, значимость успешного овладения орфографически правильным письмом, а также недостаточная разработанность вопроса о формировании орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи позволяют считать эту проблему актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы
логопедической работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические аспекты логопедической работы по формированию орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, мы определили задачи исследования:
Е Теоретически обосновать проблему формирования орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- будет реализована работа над всеми компонентами орфографической зоркости;
- упражнения будут подобраны в соответствии с возрастными и типологическими особенностями младших школьников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов письменной речевой
деятельности, психолого-педагогическая диагностика;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции о соотношении мышления и речи, о роли языка и речи в процессе развития ребенка, положение о многоуровневой организации речевой деятельности, об общих и специфических закономерностях развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положение о системном характере языкового развития ребенка (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.Н. Винарская, С.Н. Цейтлин и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); о структуре и уровнях речевого расстройства при ОНР, положение о значимости системно-структурного подхода при коррекции нарушений речи (Т.В. Волосовец, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др.); исследования в области выявления, предупреждения и коррекции дизорфографии (О.И. Азова, О.Б. Иншакова, О.О. Назарова, И.В. Прищепова, Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и др.);
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.Белгород.
На основе изучения и анализа психолого-педагогической, психолингвистической, методической и логопедической литературы, освещающий вопросы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками при нормальном и нарушенном речевом развитии, показал, что в настоящее время накоплен фундаментальный теоретический материал, касающийся психологической структуры и методики овладения орфографией детьми с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи.
Орфографическая зоркость даже учащихся начальных классов с нормальным речевым развитием слабо развита, а у детей с ОНР дополнительно возникают языковые «барьеры», преодоление которых является одной из задач при коррекции дизорфографии. Это положение и определило необходимость работы по формированию орфографической «зоркости».
Проведенное нами исследование уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи подтвердило, имеющие в литературе сведения о состоянии овладения орфографией детьми с речевой патологией. Результаты обследования позволили нам разработать методические рекомендации по форсированное™ орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных и риемов исредств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Орфографическая зоркость даже учащихся начальных классов с нормальным речевым развитием слабо развита, а у детей с ОНР дополнительно возникают языковые «барьеры», преодоление которых является одной из задач при коррекции дизорфографии. Это положение и определило необходимость работы по формированию орфографической «зоркости».
Проведенное нами исследование уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи подтвердило, имеющие в литературе сведения о состоянии овладения орфографией детьми с речевой патологией. Результаты обследования позволили нам разработать методические рекомендации по форсированное™ орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных и риемов исредств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ
ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Дизорфография учащихся 3 класса общеобразовательной школы
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2012 - логопедическая работа по нарушениям звукопроизношения старших дошкольников со стертой дизартрие
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015 - Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



