Введение 3
Глава 1. Общая характеристика гражданского общества 5
1.1. Понятие и структура гражданского общества 5
1.2. Проблемы формирования гражданского общества в России 10
Глава 2. Государственное регулирование отношений в гражданском обществе 15
2.1. Государственное регулирование производственных отношений гражданского общества 15
2.2. Основы социальных отношений гражданского общества 18
2.3. Особенности государственного регулирования духовно-культурных отношений 22
2.4. Правовое регулирование политических отношений 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Конституция РФ 1993 г. подвела итог под определенным этапом развития гражданских структур. Дальнейшее законодательство стало последовательной реализацией, раскрытием конституционных положений. Гражданское общество находится в состоянии непрерывного движения, поиска наиболее совершенных гражданских отношений, формирования рациональных, цивилизованных властных структур, свободной развитой личности. Поэтому концепция гражданского общества является не только теоретико-правовой, философской, но и конституционно-правовой. Изучение гражданского общества в конституционно-правовом контексте неразрывно связано с вопросом о государстве, его управляющем воздействии.
Особую актуальность исследованию придает то обстоятельство, что развитие системы взаимоотношений государства и гражданского общества проходит в условиях реформирования всей системы государственной власти РФ. В период глубоких социально-экономических преобразований в России возникают новые проблемы взаимодействия общества и права, приобретающие особый характер в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, рыночной экономики. Соотношение гражданского общества, права и государства является сегодня одной из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции.
Объектом исследования являются правовые основы формирования и развития гражданского общества в РФ.
Предметом исследования выступили вопросы формирования гражданского общества, взаимодействия гражданского общества и государственной власти, совершенствования конституционно-правового регулирования общественных отношений в РФ.
Цель данной работы - анализ взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
- определить понятие и структуру гражданского общества;
- проанализировать проблемы формирования гражданского общества в России;
- рассмотреть государственное регулирование производственных отношений гражданского общества;
- изучить основы социальных отношений гражданского общества;
- исследовать особенности регулирования духовно-культурных отношений;
- охарактеризовать правовое регулирование политических отношений.
В ходе исследования различных аспектов проблемы использовались такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и др.
При выполнении данной работы были использованы труды таких авторов, как: В.Ю. Войтович, В.А. Григорьева, В.А. Зимин, О.В. Иванова, С.Н. Кожевников, Г.В. Лысенко, С.П. Нарыкова, А.Ф. Ноздрачев, Т.В. Троицкая, И.И. Филатова, В.А. Якушев, и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Гражданское общество представляет собой исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его цивилизационного развития, которые подвергаются властному регулированию и управлению со стороны государства методами как косвенного, так и прямого воздействия на основе и в рамках конституции и закона.
В Конституции РФ сформулированы правовые нормы, способные с наибольшей полнотой и необходимой дифференциацией урегулировать все сферы жизнедеятельности гражданского общества. Среди них можно выделить следующие нормы Конституции РФ, закрепляющие:
- экономическую свободу, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренцию (ст. 8 - 9, 34 - 37);
- гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина (ст. 17, 24, 45 - 48, 52 - 56, 60 - 61);
- легитимность и демократический характер государственной власти (ст. 1, 3);
- равенство всех перед законом и судом, обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 19);
- правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей (ст. 1, 10);
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции (ст. 13);
- право на свободу мысли и слова, право на информацию, независимость СМИ (ст. 29);
- светское государство, свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14, 28);
- запрет вмешательства государства в частную жизнь личности (ст. 23);
- гражданский мир, партнерство государства и гражданского общества, национальное согласие (вводная часть Конституции РФ);
- эффективную социальную политику государства, обеспечивающую достойный уровень жизни людей (ст. 17);
- признание и гарантированность местного самоуправления (ст. 12, 133).
Таким образом, в России сформирована прочная государственная основа гражданского общества. Правовые нормы, взятые в своей совокупности, дают довольно полное представление об устоях гражданского общества, его структуре и механизме функционирования. Поэтому нет никаких оснований пересматривать ныне действующую Конституцию РФ под надуманным предлогом, что в ее структуре отсутствуют правовые нормы, регулирующие отношения гражданского общества. Проблема состоит в том, что в России не сложились основы гражданского общества, вследствие чего конституционные нормы остались благими пожеланиями, носят программный, разъяснительный характер.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ.2007. № 49. ст. 6076.
Научная и специальная литература
3. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. - С. 12 - 15.
4. Войтович В.Ю. Местное самоуправление – конституционно-правовая основа становления гражданского общества в России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2010. № 6-1. – С. 3 – 21.
5. Горлова Ю.В. Понятие и сущность социокультурного плюрализма // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. – С. 72 – 76.
6. Григорьева В.А. Особенности реализации конституционно-правового статуса государства в экономической сфере // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. - С. 22 - 25.
7. Зимин В.А. Гражданское общество: проблемы становления и развития // Вестник Самарского муниципального института управления. 2012. № 4(23). – С. 104 – 112.
8. Иванова О.В. Гражданское общество и государство: грани взаимодействия // Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 1-2. – С. 26 – 29.
9. Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 5. – С. 39 – 45.
10. Кожевников С.Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2010. № 1. – С. 37 – 46.
11. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. - М.: Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
12. Костючков С.К. Гражданское общество: ориентация на общечеловеческие и национальные ценности в контексте гармонизации социальных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. № 2. – С. 55 – 60.
13. Лысенко Г.В. О субъектах гражданского общества в современной России // Власть. 2011. № 6. – С. 136 – 140.
14. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6. – С. 92 – 96.
15. Нестерова А.Г. Религиозные организации в условиях становления гражданского общества // Власть. 2010. № 12. – С. 130 – 134.
16. Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2011. № 9. – С. 14 – 26.
17. Розинская Н.А. Экономические и политические основы формирования государства всеобщего благосостояния // Инновации и инвестиции. 2014. № 5. – С. 64 – 68.
18. Рябев В.В. Гражданское общество современной России: проблемы и перспективы становления // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2013. Т. 13. № 2. – С. 439 – 445.
19. Троицкая Т.В. Проблемы становления гражданского общества в России // Государственный советник. 2016. № 2(14). – С. 5 – 9.
20. Филатова И.И. Факторы развития гражданского общества в России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1(129). – С. 18 – 23.
21. Черезов Д.Н. Социокультурные институты гражданского общества в структуре социальной политики современной России // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. Т. 208. – С. 268 – 276.
22. Шаленко В.Н. Партнерское взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества как важное условие гармонизации социальных отношений в современной России // Материалы Афанасьевских чтений. 2012. Т. 1. № 10. – С. 301 – 306.
23. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 3. - С. 21 - 24.
24. Якушев В.А. К вопросу о проблемах социального предназначения государства // Инновационная наука. 2015. № 10-2. – С. 204 – 207.