Введение 3
1 Проблема личностной тревожности детей младшего школьного возраста в
психолого-педагогической литературе 6
1.1 Понятие и виды тревожности 6
1.2 Личностная тревожность и ее причины в младшем школьном возрасте 10
2 Феномен самооценки в младшем школьном возрасте 17
2.1 Понятие и виды самооценки 17
2.2 Формирование самооценки в младшем школьном возрасте 22
2.3 Взаимосвязь тревожности с личностными особенностями и успеваемостью 32
3 Эмпирическое исследование личностной тревожности, самооценки и успеваемости у учащихся младшего школьного возраста 36
3.1 Организация и методы исследования 36
3.2 Анализ связи личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью ... 39
3.3 Рекомендации по снижению тревожности, по повышению самооценки у детей младшего школьного возраста для родителей и педагогов 47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 58
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Многие психологи, такие как В.М. Астапов [7], Л.И. Божович [16], Л.С. Выготский [23], Ч.Д. Спилбергер [45], К. Хорни [52] и другие, занимались проблемой тревожности. В работах Т.В. Костяк [31], С. Романенко [41] и других показано, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах Л.М. Прихожан [37], постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием - тревожностью.
Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение ребенка и может являться одной из причин школьной неуспеваемости. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям и, в частности , к ситуациям, связанным с обучением в школе. У таких детей формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому, что, в свою очередь, порождает неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, т.к. он не уверен в себе, а это порождает у него тревогу и депрессию. Все это мешает ребенку в общении со сверстниками, с педагогами, затрудняет развитие личности, может вызвать различные вегетативные реакции.
Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования стала личностная тревожность и самооценка.
Предметом нашего исследования стала взаимосвязь личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью учащихся младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы взаимосвязи тревожности с успеваемостью обучения и самооценкой младших школьников.
2. Эмпирически исследовать связь между личностной тревожностью, самооценкой и успеваемостью учащихся младшего школьного возраста.
3. Провести анализ связи уровня личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью в младшем школьном возрасте.
4. Разработать рекомендации по снижению тревожности и повышению самооценки у детей младшего школьного возраста для родителей и педагогов.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что личностная тревожность связана с самооценкой и успеваемостью учащихся младшего школьного возраста, причем, повышение личностной тревожности сопровождается снижением самооценки и успеваемости младшего школьника.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- методы сбора теоретической информации: анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования;
- методы сбора эмпирической информации: опрос младших школьников с помощью методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, методики диагностики личностной тревожности А.М. Прихожан; изучение школьной документации;
- методы обработки эмпирических данных: обработка результатов исследования с помощью аппарата математической статистики: критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирической базой стали ученики 3-4 классов МБОУ «Галеновская СОШ» с. Галенки. В нашем исследовании принимали участие 66 детей, 34 - мальчика и 32 девочки в возрасте от 9 до 11 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении определены объект, предмет, сформулирована цель, задачи, методы исследования, выдвинута гипотеза. В первой главе рассмотрена проблема тревожности: определено понятие, виды тревожности, причины личностной тревожности в младшем школьном возрасте. Вторая глава посвящена самооценке и особенностям ее формирования в младшем школьном возрасте. В третьей главе описана организация проведения эмпирического исследования связи личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью учащихся младшего школьного возраста, проанализированы результаты исследования. Список литературы включает 53 источника. Приложения содержат тексты методик с инструкциями к ним и сводную таблицу первичных результатов.
Проанализировав теоретические аспекты проблемы взаимосвязи личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью, и изучив данную связь эмпирическим путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Младший школьный возраст - это возраст 6,7 - 10,11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах современной начальной школы. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно - потребностной сферы.
Известно, что смена социальных отношений представляет для школьника значительные трудности. В первой фазе младшего школьного периода тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. Такое психическое состояние тревоги принято определять, как ощущение неконкретной, неопределенной угрозы.
Тем не менее, у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий и коррекционной работы.
Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие низкую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Изменения в развитии самооценки школьника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, такие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка.
Важно отметить, что тревожность влияет и на учебную мотивацию. В школе тревожные дети нередко достигают очень высоких результатов в учебной деятельности и оцениваются педагогами как ответственные и успешные учащиеся. Причина этого в том, что тревожные люди действуют гораздо успешнее в стабильной структурированной, привычной для них остановке. Отсюда высокая успешность в стандартных школьных условиях, отличающихся подобной структурированностью и предсказуемостью.
Проведенное нами эмпирическое исследование взаимосвязи личностной тревожности с самооценкой и успеваемостью в младшем школьном возрасте дает нам возможность сделать следующие выводы:
1) В группе девочек общая личностная тревожность связана с самооценкой и успеваемостью. Чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка и успеваемость девочек младшего школьного возраста, и наоборот. Также, выявлены отрицательные связи отдельных видов тревожности с самооценкой и успеваемостью, а именно: школьная тревожность связана с самооценкой, уровнем притязания и успеваемостью учащися по всем предметам; межличностная тревожность связана с самооценкой и успеваемостью девочек по таким предметам как «литературное чтение», «математика» и «окружающий мир». Самооценочная же тревожность не связана с самооценкой и успеваемостью девочек. В целом, чем выше общий уровень личностной тревожности, и в частности, школьной и межличностной тревожности у девочек, тем ниже их самооценка и школьная успеваемость.
2) Личностная тревожность в группе мальчиков не связана с самооценкой и школьной успеваемостью. Вероятно, успеваемость мальчиков младшего школьного возраста опосредована другими психологическими феноменами и требует дополнительных исследований, выходящих за рамки данной выпускной квалификационной работы.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы подтвердили нашу гипотезу частично, так как смогли выявить корреляционные связи между личностной тревожностью, самооценкой и успеваемостью только в группе девочек.
Полученные выводы не могут быть распространены на всех учащихся младшего школьного возраста Приморского края, так как исследование проведено на недостаточно репрезентативной выборке испытуемых. Тем не менее, полученные результаты могут быть полезны для родителей, учителей, педагогов-психологов, всех интересующихся данной тематикой и могут быть использованы в просветительской, консультационной и коррекционно-развивающей работе педагогов-психологов.
I. Агапов, В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика / В.С. Агапов. - М.: Институт молодежи, 1999. - 384 с.
3. Алентьева, Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.И. Алентьева, И.О. Дубченкова, Ю.Ю. Курбангалиева. - Астрахань // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 4 (52). - С. 113-118.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК. - 1996. - 384 с.
5. Архипова, Т.Т. Исследование самооценки младших школьников в совместной учебной деятельности / Т.Т. Архипова // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции / Отв. ред. Ю.В. Безбородова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2014. - С. 144-146.
6.
6. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 160 с.
7. Айдаева, М.Н. Факторы становления самооценки младших школьников / М.Н. Айдаева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. -№ 18.-С. 58-62.
8. Балбаева, А.Е. Адекватная самооценка младших школьников и условия ее формирования / А.Е. Балбаева, И.О. Дубченкова, Е.Е. Лупанова // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - №3(8). - С.43-46.
9. Барашкова, Н.И. Задачи формирования самооценки у детей младшего школьного возраста / Н.И. Барашкова, Е.В. Веденеева // Вестник магистратуры. - 2016. - №6(57). - Т.1. - С.65-67.
II. Баймуханова, В.Р. Особенности исследования уровня адекватной самооценки младших школьников / В.Р. Баймуханова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 9-3. - С.65¬67.
12. Белонович, Е.И. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости / Е.И. Белонович, И.Д. Климина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - №1(7). - С.116-119.
13. Бернс, Р. Развитие Я- концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 480 с.
14. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды / П.П. Блонский; Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 632 с.
15. Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 423 с.
16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
17. Божович, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5 - С. 44-65.
18. Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - М.: ООО ПРОЕКТ-Ф, 2001. - 204 с.
19. Васинская, Н.В. Формирование самооценки младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО / Н.В. Васинская, Н.А. Кузнецова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - №1-1. -С.130-132.
20. Витушкина, Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № Г - С. 72-83.
21. Витушкина, Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. - 2014. - №4. - С.31¬
36.
22. Волков, Б.С. Возрастная психология: от младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 с.
23. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
24. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 1. - С.73-76.
25. Гонина, 0.0. Психология младшего школьного возраста: учеб, пособие /0.0. Гонина. -2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2015. -271 с.
26. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учеб.пособие для высш, учеб, заведений / О.Б. Дарвиш, В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
27. Джеймс, У. Психология /У. Джеймс. -М.: Педагогика, 1991. - 368с.
28. Ермоленко, Ю.И. Роль самооценки младшего школьника в обучении / Ю.И. Ермоленко, А.Ю. Забелина // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - №12-2. - С.61-63.
29. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
30. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии / И.С. Кон // Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - С. 45-96.
31. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей / Т. В. Костяк. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 96 с.
32. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития/ И.Ю. Кулагина. -М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
33. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1972. - 576 с.
34. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
35. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб, пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 392 с.
36. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - Изд. 4-е. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
37. Нечаенко, И.Я. Взаимосвязь стиля воспитания и самооценки младшего школьника/ И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №10-13. - С.97-99.
38. Обухова, А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / А.С. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 583 с.
39. Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. - Ростов- н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
40. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого¬социальный институт; Воронеж. НПО МОДЭК, 2000. - 304 с.
41. Романенко, С. Тревожность в младшем школьном возрасте / С. Романенко. -М.: Юрайт, 2011. - 253 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
43. Савинова, ЕЮ. Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности / ЕЮ. Савинова // Гуманитарные исследования. - 2014. - №2(50). - С. 170-174.
44. Сергеева, Б.В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 1. - С. 128-132.
45. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги : учебное пособие / Ч.Д. Спилбергер. - М.: Наука, 1983. - 56 с.
46. Тарасова, С. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика/ С. Тарасова. -М.: Генезис, 2016. - 196 с.
47. Тарасов, С.В. Сфера межличностных отношений младших школьников с заниженной самооценкой / С.В. Тарасов, Д.А. Трошин // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - №57. - С.86-89.
48. Тузова, С.Е. Формирование адекватной самооценки младшего школьника / С.Е. Тузова // Вестник Восточно - Сибирской государственной академии образования. - 2010. - № 12 - С. 203-220.
49. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья. - 2005. - № 3. - С. 32-38.
50. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №10. - С.99-102.
51. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М.: Феникс, 1990.-448 с.
52. Хорни, К. Тревожность / К. Хорни // Собрание сочинений в 3-х томах. -Т. 2. -М.: Смысл, 1997.-С. 174-180.
53. Чеснокова, И.П. Проблемы самосознания в психологии / И.П. Чеснокова. -М.: Наука, 1977. - 144 с.