Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №74422

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
585
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы влияния стилей семейного воспитания на самоотношение личности подростков 7
1.1. Психологическая характеристика старшего подросткового
возраста 7
1.2. Самоотношение личности подростков 9
1.3. Характеристика стилей семейного воспитания 19
1.4. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самоотношения личности подростков 25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стилей семейного воспитания на самоотношение личности подростков 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Рекомендации матерям подростков по формированию корректного стиля воспитания 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


Актуальность проблемы исследования. Проблема детско- родительских отношений всегда будет актуальна в психологии, так как отношения с близкими взрослыми играют решающую роль в развитии ребёнка. Важность изучения отношений с родителями в подростковом возрасте обусловлена тем, что особенности отношений подростка с родителями существенным образом влияют на его личностное развитие и на решение задач развития - как достижение автономности и построение личностной идентичности. В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе детско-родительских отношений, что ставит задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях.
Изучением специфики детско-родительских отношений занимались
Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, О.А. Карабанова,
А.И. Подольский, О.А. Идобаева, О.П. Макушина, Д. Байярд, Д. Берне, Ф. Райе, Д . Баумринд и др.
Выделяя различные аспекты детско-родительских отношений, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как, прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его основных потребностей и его эмоциональному благополучию. Нарушенное материнское отношение негативно сказывается на удовлетворении потребностей ребенка, что искажает формирование его личности. Проблема материнского отношения, стилей материнского воспитания освещена в работах Е.Т. Соколовой, С. Броди, Л. Ковар и др.
Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработке данного вопроса посвятили свои работы О.Л. Рубинштейн, Е.Т Соколова, В.В. Столин, И.С. Кон, B.C. Мухина, С.Р. Пантилеев,
И.И. Чеснокова, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Авторами отмечается, что критическим в формировании самоотношения выступает подростковый возраст (И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и др.). Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка.
Проблема исследования: каков характер влияния стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков?
Целью нашего исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования: стили материнского воспитания подростков.
Предмет исследования: характер влияния стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков.
Гипотеза исследования: стили материнского воспитания влияют на самоотношение личности подростков, а именно: эмоциональное принятие, сотрудничество, определенная степень контроля, оптимальность требований и запретов, а также авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков, тогда как недостаточность требований, обязанностей и санкций, игнорирование автономности негативно влияют на самоотношение личности подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы влияния стилей семейного воспитания на самоотношение личности подростков;
2. Выявить самоотношение личности подростков;
3. Определить гендерные различия в самоотношении личности подростков у юношей и девушек;
4. Изучить особенности стиля материнского воспитания подростков;
5. Определить различия в стилях материнского воспитания по отношению к юношам и девушкам;
6. Определить степень связи между стилями материнского
воспитания и самоотношением личности подростков;
7. Определить влияние стилей материнского воспитания на
самоотношение личности подростков;
8. Разработать рекомендации для матерей по формированию
корректного стиля воспитания.
Методологической основой нашего исследования явились представления о стиле семейного воспитания (Д. Баумринд, Д.М. Болдуин, Э. Маккоби, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), а также взглядов на особенности самоотношения (И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова,
В.В. Столин, И.И. Чеснокова).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними); эмпирические методы: психодиагностические методы; методы обработки данных: количественный метод (статистическая обработка данных проводилась с использованием U-критерия Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции г8-Спирмена, множественного регрессионного анализа на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»); интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; АСВ Э.Г. Эйдемиллера; «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова.
Исследование проводилось на базе МАОУ «ЦО №1» г. Белгорода. В нём принимали участие 42 детско-родительские пары, из полных семей. Объем выборки составил 84 человека, из них 42 подростка (16 юношей и 26 девушек) в возрасте 15-16 лет и 42 матери в возрасте 34-48 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Старший подростковый возраст - это время реального перехода к настоящей взрослости. Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, открытие собственного «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств.
В. В. Столин говорит о том, что самосознание - это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и определенным образом относится к самому себе. По мнению таких авторов, как В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова центральным компонентом в структуре «Я- концепции» является эмоциональный компонент или самоотношение. Самоотношение определяет картину представления о себе, а также поведенческие проявления. В настоящей работе мы основываемся на точке зрения В.В. Столина, нашедшей свое отражение в трудах С.Р. Пантилеева, и рассматриваем самоотношение как «целостную личностную систему», обеспечивающую переживание смысла «Я» для субъекта.
В отечественной и зарубежной психологии традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка. В работе мы говорим о связи и влиянии стиля семейного воспитания на самоотношение личности подростков. Д. Баумринд, Э. Маккоби в ходе наблюдений выделили четыре различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения: авторитетные,
авторитарные, снисходительные (или либеральные) и безразличные родители. В работе мы также опираемся на описание нарушенных стилей семейного воспитания, предложенных Э.Г. Эйдемиллером.
В эмпирической части нашей работы мы изучили самоотношение личности подростков, стили материнского воспитания в их семьях. Проанализировав результаты, мы сделали следующие выводы:
В результате исследования самоотношения личности подростков было установлено следующее: у 88% опрошенных подростков преобладает положительное глобальное самоотношение; у 62% испытуемых положительно выражен признак самоуважения; у 76% испытуемых положительно выражен признак аутосимпатии; 64% подростков ожидают от других положительного отношения, одобрения их действий и поступков; у 69% девятиклассников положительно выражен признак самоинтереса; признак самопринятия выражен у 69% испытуемых; у 71% респондентов не выражена склонность к самообвинению; установка самоинтереса выражена у 81% опрошенных подростков; у 60% выражена установка самопонимания; у 52% подростков выражен признак саморуководства,
самопоследовательности. Также нами было отмечено, что самоотношение у юношей и девушек различается: юноши склонны относиться к себе более положительно (в аспектах глобального самоотношения, самоуверенности и минимальности самообвинения).
В результате диагностики нарушенных стилей материнского воспитания были получены следующие данные: у 14% опрошенных родителей наблюдается гиперпротекция; самым «популярным» нарушенным стилем воспитание является минимальность санкций - диагностирован в 45% семьях, принявших участие в опросе; в 5% нами был выявлен признак расширения сферы родительских чувств; недостаточность требований- обязанностей наблюдается у 5% родителей; в 7% семьях испытуемых был выявлен признак предпочтения в подростке детских качеств; также в 7% семьях мы диагностируем воспитательную неуверенность; а в 5% случаев нашего исследования наблюдается предпочтение в подростке женских качеств. Мы выявили значимые различия в воспитании девушек и юношей: в семьях девушек более выражены такие признаки стиля воспитания как гипоопека, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания, тогда как в нарушенных стилях семейного воспитания юношей обнаружены такие признаки как недостаточность требований, строгость санкций, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребенка, проекция на подростка собственных нежелательных качеств.
В результате диагностики стратегий материнского воспитания по методике С. Степанова были получены следующие данные: у 88% опрошенных родителей наблюдается авторитетная стратегия семейного воспитания; в остальных 12% - авторитарная. Либеральных и
индифферентных матерей в ходе исследования выявлено не было. Достоверных различий в стратегиях воспитания юношей и девушек также выявлено не было.
Корреляционный анализ позволил нам обнаружить 49 значимых корреляционных связей между показателями стилей материнского воспитания и самоотношением личности подростков, из них 30 положительных (прямых) и 19 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Обобщая данные по полученным корреляционным связям, мы сделали вывод о том, что подростки, воспитывающиеся семьях с либеральным стилем, гиперпротекцией, игнорированием потребностей подростка, чрезмерностью обязанностей, недостаточностью запретов, расширением сферы родительских чувств, воспитательной неуверенностью склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как подростки из авторитарных и индифферентных семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как гипопротекция, недостаточность обязанностей, минимальность санкций, фобия утраты ребенка, вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания склонны к более негативному самоотношению (в частности - глобальное самоотношение, самопонимание, самоинтерес, саморуководство,
самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, ожидаемое отношение других, самообвинение).
В связи с выявленными различиями в воспитании и самоотношении личности подростков мы посчитали целесообразным провести математический анализ эмпирических данных (корреляционный анализ на выявление взаимосвязи и регрессионный анализ на выявление влияния) отдельно для юношей и девушек.
Корреляционный анализ связи самоотношения девушек и стилей материнского воспитания показал наличие 37 значимых корреляционных связей, из них 25 положительных (прямых) и 12 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Девушки, воспитывающиеся в авторитетных, либеральных семьях, а также семьях с нарушенным стилем семейного воспитания как игнорирование потребностей склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как девушки из авторитарных и индифферентных семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как минимальность санкций, вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания склонны к более негативному самоотношению (в частности - глобальное отношение, аутосимпатия, самопонимание, самоинтерес, ожидаемое отношение других, самообвинение).
Корреляционный анализ связей самоотношения юношей и стилями материнского воспитания показал 36 значимых корреляционных связей, из них 29 положительных (прямых) и 7 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Юноши, воспитывающиеся в авторитетных, либеральных семьях, а также семьях с такими нарушенными стилями семейного воспитания как гиперпротекция, игнорирование потребностей, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность, предпочтение мужских качеств склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как юноши из авторитарных и индифферентных семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как минимальность санкций, вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания склонны к более негативному самоотношению (а именно: саморуководство, ожидаемое отношение от других, самоуважение, самопонимание, самоуверенность).
Регрессионный анализ влияния стиля материнского воспитания на самоотношение девушек показал 8 регрессионных моделей. Гиперпротекция и чрезмерность обязанностей положительно влияют на самоотношение девушек (а именно: глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, самообвинение), тогда как минимальность санкций, авторитарный и индифферентный стили воспитания негативно влияют на самоотношение девушек (глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, самообвинение, саморуководство, самоуверенность).
Множественный регрессионный анализ показателей стилей материнского воспитания и самоотношения личности юношей выявил наличие 4 регрессионных модели. Расширение сферы родительских чувств и воспитательная неуверенность положительно влияют на самоотношение юношей (в частности на самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство), тогда как минимальность санкций и индифферентный стиль воспитания негативно влияют на самоотношение юношей (те же шкалы).
С целью подтверждения и данных, полученных в результате корреляционного анализа мы провели множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных связей между стилями материнского воспитания и самоотношением личности подростков. В результате проведенного множественного регрессионного анализа на общей выборке было обнаружено 42 значимых факта влияния, из них 29 положительных и 13 отрицательных. Гиперпротекция, игнорирование потребностей, чрезмерность обязанностей, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств, авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков (а именно на такие аспекты как: глобальное самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самопринятие, самообвинение), тогда как недостаточность обязанностей, минимальность санкций и фобия утраты ребенка негативно влияют на самоотношение личности подростков (глобальное самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самообвинение).
Таким образом, подтверждена основная гипотеза нашей работы о том, что стили материнского воспитания влияют на самоотношение личности подростков, а именно: эмоциональное принятие, сотрудничество,
определенная степень контроля, оптимальность требований и запретов, а так же авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков, тогда как недостаточность требований, обязанностей и санкций, игнорирование автономности негативно влияют на самоотношение личности подростков. В работе мы отмечаем необходимость проверки гипотезы на выборке большего объема.
На основании данного исследования были составлены рекомендации матерям по формированию корректного стиля воспитания. Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи выполнены.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: «Юрайт», 1999. - 816с.
2. Агапов В. С. Сущностная характеристика Я-концепции. - М.: МОСУ,
2001. - 230 с.
3. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан - М.: «Издательство Московского Университета», 1986. С. 131-140.
4. Ананьев Б. Г. Постановка проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. / Б. Г. Ананьев - М.: «Педагогика», 1980. - С. 103-127.
5. Андреева Е.Н. Самоотношение и проблемные переживания в подростковом возрасте // Человек. Природа. Общество. -2002. - №3. - С. 282-286.
6. Барсуков А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование
самоотношения у подростков с асоциальным поведением / А.В. Барсуков: диссертация на соискание степени кандидата
психологических наук. - Н.Новгород, 2011. - 203 с.
7. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков - методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. - Самара: ИТУ, 1999. - 198 с.
8. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник московского университета. - 2011. - №1. - С.54-65
9. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания / И.С. Бубнова: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. - Иркутск, 2004. - 157 с.
10. Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - №1 (72). - С. 211-214.
11. Бычковский Д. А. Особенности представлений о себе и других у старших подростков с акцентуациями характера // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 356-361.
12. Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 45-50.
13. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №1. - С. 45-49
14. Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: «Педагогическое общество России», 2003. - 512 с.
15. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Спб.: «Питер», 2006. - 176 с.
16. Епифанова И. А. Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков-правонарушителей // Вторая научно-практическая интернет-конференция «Психология и семья». Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Минск, 25 мая-25 сентября 2006. — [Электронный ресурс: http: //www.psy- family .narod.ru/konf2 .htm].
17. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: «Медицина», 1982. - 214 с.
18. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. - 2002. - № 7. - С. 17-24.
19. Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2. - С.12-17
20. Капцова Е. А. Особенности самосознания подростков при различном
восприятии семейной ситуации / Е.А. Капцова: автореферат
диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М., 2002. - 23 с.
21. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования - М.: «Юрайт», 2005. - 320 с.
22. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я- концепции подростка в городской семье / И.А. Койшибаева: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М., 2010. - 19 с.
23. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102с.
24. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: «Плитиздат», 1984. - 335с.
25. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А.
Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная
классификация // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1. - С. 16-26.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Университет Российской Академии образования. - М.: «Триста» , 1999. - 175 с.
27. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
28. Курбанова З.С. Психологические условия развития самооценки подростков / З.С. Курбанова: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Сочи, 2006. - 17 с.
29. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: «Педагогика», 1976. - 64 с.
30. Лысогорская М.В. Типы родительской семьи и особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков / М.В. Лысогорская: автреферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Ярославль, 2001. - 16 с.
31. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности,
самосознание: учебное пособие к спецкурсу. - Пермь: ИГИИ, 1990. - 110 с.
32. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: «МОДЭК», 2000. - 268 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2003. - 456с.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: «Владос», 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 712 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - Спб.: «Питер», 1996. - 414 с.
36. Основы психологии семьи и семейного консультирования /под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: «Владос», 2004. - 328 с.
37. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: «БАРАХ-М», 2000. - с. 208-242.
38. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев. - М.: «Смысл», 1993. - 32 с.
39. Привина М. Д. Динамика развития саморегуляции поведения у мальчиков-воспитанников социальных приютов // Психологическая наука и образование. - 2008. - №1. - с. 5-13.
40. Прихожан А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М.: «Педагогика», 1990. - 160 с.
41. Психология развития: Словарь /под ред. А.Л. Венгера. - Спб.: «Речь», 2005. - 176 с.
42. Психология самосознания: Хрестоматия по социальной психологии личности / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. - Самара: «БАРАХ-М», 2000. - 784 с.
43. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. - Самара: «БАРАХ-М», 2003. - 479 с.
44. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: «Питер», 2000. - 241 с.
45. Редина Н. К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. -
2000. - №3. - С. 23-33.
46. Романова И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 102-112.
47. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. - М.: «Педагогика», 1989. - 134 с.
48. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии /Е. В. Сидоренко. -СПб.: «Питер», 2002. - 350 с.
49. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 149-157.
50. Современный психологический словарь / редактор-составитель Б.Г. Мерещяков, В.П.Зинченко. - Спб.: «Питер», 2007. - 688 с.
51. Соколова, Е. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснокова // Психол. журнал. -
2002. - № 2. - С. 110-117.
52. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. - М.: МГУ, 2006. - 215 с.
53. Сомова Ю. В. Особенности представления о себе подростков группы риска по социальному сиротству // Психологическая наука и образование. - 2007. - №5. - C. 193-207.
54. Степанов С. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/515683/]
55. Столин В.В. Самосознания личности. - М.: «Педагогика», 1983. - 243 с.
56. Столин В.В. Тест-опросник самоотношения / В. В. Столин, С. Р. Пантелеев // Психологические материалы по изучению личности школьника. - Минск: «Попурри», 1989. - С. 87-94.
57. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: «Феникс»,1996. - 671 с.
58. Субгатуллина О. Л. Социально-психологическая коррекция самоотношения / О.Л. Субгатуллина: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Ярославль,
2001. - 24 с.
59. Талибова О. А. Психологические особенности взаимосвязи
самоотношения и эмоционального отношения к ближайшему окружению учащихся старших классов с задержкой психического развития // Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. - 2006. - №3. - С. 65-71.
60. Талибова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития / О.А. Талибова: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Н.Новгород, 2007. - 22 с.
61. Фонталова Н. С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей / Н. С. Фонталова: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Иркутск, 2004. - 19 с.
62. Чевачина А.В. Влияние материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. - С. 38-42.
63. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: «Наука», 1977. - 144 с.
64. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 512 с.
65. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: «Питер», 2002. - 656 с.
66. Яремчук М. В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - C. 86-94.
67. http://cyberleninka.ru/ [Электронный ресурс] - Научная библиотека КиберЛенинка.
68. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/ [Электронный ресурс] - Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике.
69. http://www.dissercat.com/content/ [Электронный ресурс] - Научная библиотека диссертаций и авторефератов.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ