Введение 6
Глава 1. Теоретическая часть: аналитический обзор значимых для данного исследования теорий и понятий 13
1.1 Физиологические аспекты восприятия: 2 вида «мышления» 13
1.2 Формирование образа и межличностное взаимодействие в социальной
феноменологиии 20
1.3 Социальное познание окружающей реальности в рамках социальной
перцепции 29
1.4 Психология среды: причинно-следственная связь взаимодействия среды и
человека 43
Выводы по главе 1 56
Глава 2. Программа, методы и организация исследования 57
2.1 Постановка проблемы 57
2.2 Цель, предмет, объект исследования 58
2.3 Гипотезы 58
2.4 Описание выборки исследования 60
2.5 Методы исследования 62
2.5.1 Авторская анкета «Восприятие пространства» 63
2.5.2 Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности
САМОАЛ Э.Шострома 67
2.5.3 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 68
2.5.4 Методика «Локус контроля личности» Дж. Роттера 69
2.6 Процедура исследования 69
2.7 Математико-статистические методы обработки данных 70
Глава 3. Статистическая обработка полученных данных 70
3.1 Проверка гипотезы 1 (восприятие территориального пространства
опосредовано значимостью и спецификой коммуникации, обусловленной социально-психологическими особенностями; факторный и регрессионный анализ) 70
3.2 Проверка гипотезы (формирование значимости мест как атрибута индивидуального образа города на основе степени важности коммуникации и зависимость значимых мест от регулярности и длительности посещений) 76
3.3 Проверка гипотезы 3 (формирование структуры образа территориального
пространства на основе характеристик передвижений) 94
3.4 Проверка гипотезы 4 (связь степени желания менять город с некоторыми
социально-психологическими характеристиками и структурой ценностей личности) 105
3.5 Проверка гипотезы 5 (совпадение части индивидуальных представлений у нескольких людей, которые образуют общественный (коллективный) образ
города) 109
3.6 Дополнительно полученные результаты вне гипотез 118
Выводы 122
Заключение 125
Список литературы 126
Приложения 132
Актуальность
В современном городе организация пространства организуется на основе представлений об устаревшем идеале, эстетике или о возможной выгоде в экономическом плане. Между тем предполагается, что качество городской среды напрямую зависит от степени удовлетворенности потребностей жителей (С. Кирпичников, 2015; Л. Холлис, 2015; А. Лефевр, 2015), поскольку городская среда — феномен организма «мегаполис» — формируется за счет, как существующего материального, можно сказать, территориального и, по сути, искусственно созданного пространства, так и за счет ментального, натурального (социальные процессы, например), как сообщается в манифесте института урбанистики Среда на сайте Facebook.com. Степень удовлетворенности проживающих на определенной территории людей, в первую очередь, зависит от социальных процессов, происходящих и протекающих на данной территории, которые, в свою очередь, возникают на определенных местах для них предназначенных. Таким образом, отсутствие мест (общественных пространств) влечет за собой отсутствие (социальных) процессов.
Новизна
В последние годы специалисты по урбанистике (междисциплинарное направление, изучающее город) с базовым образованием в различных областях, но мыслящие чаще в рамках социологической парадигмы, где объект исследования — общество, пытаются решить проблему, рассматривая ее в фокусе пространства, с помощью организации новых временных пространств под эгидой фестивалей (АртПроспект, Лаборатория скульптуры, фестиваль граффити Arton BBQ, Город творчества, Живые улицы) или создания у жителей убеждения в том, что такие пространства нужно создавать (О. Паченков, Л. Воронкова, 2015).
Мы подходим к проблеме с другой точки зрения: в нашем исследовании рассматриваются механизмы социальной перцепции применительно к восприятию городского пространства. То, как именно житель воспринимает пространство города, с помощью каких меток категоризирует его в своей картине мира, какое придает значение социальному пространству, изучается через призму коммуникационного поля (совокупность всех пространственных единиц общения) человека. Термин «социальное пространство» взят из одноименной работы П. Бурдье (П. Бурдье, 2007). Социальное пространство в представленной работе рассматривается с точки зрения двух категорий: взаимодействия социальных акторов, связи мест расположения территориальных объектов и значимости социальных взаимодействий на этих территориях. Для более конструктивного представления обратимся к теоретическому источнику по этой теме. У исследователя О.С. Чернявской, имеется представление о разделении подходов к термину «социальное пространство» на 3 категории: «пространство взаимодействия социальных акторов, структура статусных позиций, связь географического пространства и приписываемых ему социальных смыслов» (О.С. Чернявская, 2008). Автор статьи считает, что социальное пространство в фокусе социологической науки нужно исследовать в рамках каждой категории в отдельности. Вернемся к нашей работе: мы используем междисциплинарный подход, т. е. исследование связи территориального и социального пространства (третья категория у Чернявской) осуществляется на основе положений психологии социального познания: то, как обыденный человек познает повседневную реальность, конструирует образ реальности (Г.М. Андреева, 2009), через общение с окружающими, происходящее на определенной территории.
Таким образом, мы увидели связь социально-психологических характеристик, составляющих субъективный образ города на основе значимых мест и специфику предполагаемого общения, проходящего в этих местах. Нам удалось установить связи между значимостью мест, социально-психологическими характеристиками, выступающими основой для формирования особенностей общения в них и характеристиками посещений. В целом, указанный выше список социально-психологических характеристик связан с определением общения как важного для личности, что обозначает место, в котором происходит это общение, как важное, на что также влияют характеристики посещений этих мест.
Кроме того, мы проанализировали различия в пространственном представлении и используемых видах транспорта относительно проживания в центральных и отдаленных от центра районах, что соответствует теоретическим представлением о влиянии среды и человека на жизненное пространство и представление человека.
Осознавая, что нам не удалось посмотреть все компоненты образа города, мы предполагаем, что поле для исследовательской деятельности есть и предполагает новые горизонты. В качестве перспективы можно наметить исследование представлений жителей о пространственных категориях, важности общения в определенных местах, возможно через призму воспоминаний. Также было бы интересно сравнить данные будущего исследования, проведенного на большем количестве человек с настоящим. Увлекательно было бы использовать такие проективные методики, как ментальные карты, для лучшего проникновения в глубь исследовательской проблемы.
В целом, мы хотели бы сказать, что данное исследование получилось довольно интересным, увлекательным и состоявшимся.
1. Азаренко С.А. Социальная топология власти: телесные практики и техники. // Социемы. — 2001, №7. / Под. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, В.А. Швырева. Вып.7, Екатеринбург, 2001, с. 85 — 95.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
4. Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. 2-е изд. — Ленинград: «Сеятель» Е.В. Высоцкого, 1926. — 81 с.
5. Белинская Е.П., ТихомандрицкаяО.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
6. Бенямин В. Берлинская хроника // Павлов Е. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. 2-е изд. / Евгений Павлов; авториз. пер. с английского А. Скидана. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 224 с.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
8. Бернс Г. Разрушители стереотипов. Когда и как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем. / Грегори Бернс; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 249 с.
9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / — Перевод О.А. Печенкина. — Тула, 2013. — 204 с.
10. БодрийярЖ. Система вещей. — М.: «РУДОМИНО», 2001. — 224 с.
11. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
12. БурдьеП. Начала. Chosesdites: Пер. сфр./PierreBourdieu. Chosesdites. Paris, Minuit, 1987. ПереводШматкоН.А. — М.: Socio-Logos, 1994. — 288 с.
13. Бурдье П. Социология социального пространства. / Пер. с фран.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 2007. — 288 с.
14. Вагин В.В. Городская социология. Учебное пособие для муниципальных управляющих. — М.: Московский научный общественный фонд, Школа муниципального управления, 2001.
15. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.: «Прогресс», 1990. — 210 с.
16. Ванеян С. С. Каким образом воображать образ // Художественный журнал. — 2015. — № 9.
17. Вебер М. История хозяйства. Город. Пер. с нем.; Под. ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. — М.: «КАНОН — пресс — Ц», «Кучково поле», 2001. — 576 с.
18. Гейл Я. Города для людей. Изд. на русском языке — концерн «КРОСТ», пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 276 с.
19. Гратц Р. Город в америке: жители и власти. — М.: «Общество Развития Родной Культуры», 2008. — 416 с.
20. Григорьева К., Кузнецов И., Мукомель В., Рочева А. Социальная среда российских городов в восприятии «гастербайтеров» и местного населения. Брошюра о проведенном исследовании. — М.: Институт социологии РАН, 2010.
21. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).
22. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. //Вопросы психологии, 1997, №1. с. 121-132.
23. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство «Логос» 1999. - 224 с.
24. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. / Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2011. — 460 с.
25. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
26. Елагина В.С., Меттини Э. Аксиологический подход к развитию индивидуальности личности студента.// Современные проблемы науки и образования (научный журнал). - 2015. №1-1.URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=18470 (дата обращения: 01.05.2016).
27. Казанцев В.И., Светуньков М.Г. Социология города. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 140 с.
28. Капустина А.Н. Социальная психология личности: учеб. пособие; в 2 ч. Часть первая. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 144 с.
29. Кастельс М. Галактика интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. — Ек.: У-Фактория, 2004.
30. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
31. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984.С. 127-137.
32. Келли Дж. Теория личности (теория личных конструктов). - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.
33. Киселева А.М. Поведение местных сообществ в структуре гражданского общества: монография. / А.М. Киселева. — М.: Информ-Знание, 2009. — 240 с.
34. Кристи Н. Плотность общества. / Пер. с норвеж. Е. Рачинской; под науч. ред. Я.И. Гилинского. — СПб.: Алетейя, 2014. — 152 с. (Либерализация права: от репрессий к милосердию).
35. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1979, № 2, с. 3—13.
36. Лефевр А. Производство пространства. / Пер. с фр. — М.: StrelkaPress,
2015. — 432 c.
37. Линч К. Образ города. Перевод с английского В.Л. Глазычев; Составитель
A. В. Иконников; Под редакцией А.В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1982.— 328 с. — Ил. 105.
38. Липпман У. Общественное мнение./ Пер. с англ. Т.В. Барчуновой; Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
39. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. — М.: Республика, 1998.
40. МайерсД. Социальная психология. - СПб: Питер, 2007.- (Серия «Мастера психологии»).
41. Маккуайр C. Медийный город. — М.: StrelkaPress, 2014. — 392 с.
42. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Пер. с англ. В. Николаева; 3акл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: «Канон- пресс», «Кучково поле», 2003. - 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии.)
43. Митчелл У. Я++: человек, город, сети. — М.: StrelkaPress, 2012. — 328 с.
44. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. No 3.
45. Петровская Е. Город и память. // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 5 (25).
46. Петровская Е. Теория образа. — М.: РГГУ, Институт философии РАН, 2010.
47. ПочебутЛ.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб: Питер, 2010.¬672 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).
48. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии, 1990, №1, с. 164 — 168.
49. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуации. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ. В.В. Румынского под. ред. Е.Н. Емельянова,
B. С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.
50. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. / Елена Трубина. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с.
51. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Пер. с англ. — М.: StrelkaPress, 2014. — 368 с.
52. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2 / Пер. с франц. И. Окуневой под общ. ред. Б.М. Скуратова. — М.: Праксис, 2005. — 320 с.
53. Холлис Л. Города Вам на пользу. Гений мегаполиса. — М.: StrelkaPress, 2015.
54. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. - М., 2004.
55. Чернявская О.С. Город как коммуникативное пространство. // Город меняющийся: траектории развития и культурные пространства: сборник статей. - 2011. - C. 24-35.
56. Шабурова О.В. Концепт «тайна власти» и возможности его прочтения. // Социемы. — 2001, №7. / Под. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, В.А. Швырева. Вып.7, Екатеринбург, 2001, с.9-23.
57. Штейнсбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства (для психологов, архитекторов и дизайнеров). — СПб.: Речь, 2004.
58. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - с. 89-106.
59. Яничева Т.Г., Новикова В.А. Креативность: социально-психологический аспект. //Петербургский психологический журнал, №13, 2015.
60. Ярошевский Г.Я. История психологии от античности до середины 20 века. М.: Наука, 1996.
61. Abelson R, Yale U. Attribution and social interaction: The legacy of Edward Jones. Washington, DC, US: American Psychological Association; 1998. - 550 PP.
62. Gans H. Urbanism and suburbanism as ways of life: a reevaluation of definitions. // In Gans H. People, Plans and Policies. New York: Columbia University Press and Russel Sage Foundation, 1991.
63. Guilford J.P Creativity. // American Psychologist, 1950, № 15, с. 444 — 454.
64. Heider F. The psychology of interpersonal relation. Hoboken, NJ, US: John Wiley & Sons Inc; 1958. - 326 pp.
65. K. Newman. When are natural urbanenvironments restorative? The impact of environmental compatibility on self-control restoration. // Journal of Consumer Psychology. URL:http://wwwjournals.elsevier.com/journal-of-consumer- psychology/forthcoming-articles/when-are-natural-and-urban-environments- restorative (дата обращения: 27.05.2016).
66.SAGA о городе. Трансформация общественных пространств [Текст] / ред.: О. Паченков, Л. Воронкова. - 2015. - 190 с.