Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТИЛЕ: ОТ ИСТОРИИ К ЭКОЛОГИИ

Работа №74417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы114
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВедение
Глава I. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЕСА В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНЫХ СТРАН
1.1 Лес в искусстве Финляндии как результат диалога: человек-природа
1.2. Мотивы хвойных деревьев в шведских коврах и шпалерах 19
Глава II. АВТОРСКОЕ ПАННО В БИБЛИОТЕКЕ КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Архитектура современной библиотеки: между социумом и природой
2.2 Художественный текстиль в интерьере современной библиотеки 36
Глава III. ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ АВТОРСКОГО ПАННО «МУЗЫКА ЛЕСА»
3.1. Концепция авторского панно для интерьера библиотеки 48
3.2 Особенности использования текстильных материалов в процессе
работы над панно «Музыка леса».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

Изображение природных мотивов составляет значительную часть произведений декоративного искусства. В области художественного и промышленного текстиля мотивы флоры и фауны также весьма популярны. Но в начале ХХ1 столетия они все чаще рассматриваются в новом, экологическом контексте и в тесной взаимосвязи с общемировыми проблемами сохранения окружающей среды. Не смотря на то, что развитие экологической культуры является важнейшим направлением развития любого общества вне зависимости от экономического и политического устройства, и в нашей стране признают существование экологических проблем, но глубокого их осмысления социумом еще нет.
Актуальность. В современной социокультурной ситуации, когда проблема сохранения природных ландшафтов приобретает особенную остроту, экологический аспект традиционных искусств и ремесел все чаще возникает в работах отечественных искусствоведов и культурологов. В связи с этим, заявленная тема представляется нам весьма актуальной, как для научных исследований на уровне магистратуры, так и для создания произведений декоративно -прикладного искусства. Текстильное панно, созданное в рамках творческого эксперимента по данной теме, может стать частью единой системы по формированию экологической культуры средствами декоративного искусства и дизайна.
Объект исследования: произведения живописи и декоративно -прикладного искусства (ковры, шпалеры, декоративные настенные полотна), выполненные художниками Финляндии и Швеции в начале ХХ-XXI вв., а также ковры для библиотек.
Предмет исследования: эволюция образа природы в художественном текстиле в контексте развития экологической культуры.
- выявить особенности изображения лесных массивов в творчестве художников Финляндии на рубеже XIX-XX вв;
- обобщить творческий опыт шведских авторов первой половины ХХ в., создавших рисунки ковров и шпалер с изображением леса;
- рассмотреть возможности размещения текстильного панно в интерьере современной библиотеки;
- в рамках заявленной темы провести творческий эксперимент по созданию проекта панно с природными мотивами, способного оказывать влияние на формирование экологического мировоззрения.
Источниковедческая база исследования. В процессе исследования использовались следующие виды источников:
- вещественные: ворсовые ковры, декоративные полотна, шпалеры, произведения живописи с изображением леса;
- литературные: периодические издания, монографии и альбомы из фондов Российской национальной библиотеки, библиотеки Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, выборгской библиотеки Алвара Аалто.
Степень научной разработанности. Сведения исторического характера об искусстве Финляндии содержатся в монографии М. И. Безруковой (1986), публикациях Д. Е. Колесниковой (2011), Э. Э. Чистяковой (2011). Основные данные о стилистических особенностях и технологических особенностях финских ворсовых ковров были получены при изучении монографии Т. Сопанен и Л.
Вильберг (2008). Ценные материалы об авторской интерпретации исторического наследия Швеции представлены в публикациях М.С. Широковских (2013, 2014). Автор данного исследования обращалась также к периодическим изданиям, выпускаемым Национальным музеем Стокгольма (Art Bulletin of Nationalmuseum, 2014).
В процессе создания композиции панно «Музыка леса» потребовались материалы, посвященные вопросам взаимодействия социума и природы. Среди российских ученых отмечается значительный интерес к изучению проблем формирования в нашей стране экологической культуры. Ценные сведения были получены при обзоре публикаций М. Д. Андреева (2009), И. В. Вагнера (2008), Э. В. Гирусова (2009), Н. Реймерс (1987), А. Вознесенского (1985), монографии Ю. П. Ожегова и Е.В. Никаноровой (1990) из диссертаций О. И. Марар (2012), И. П. Сафронова (1992), учебной литературы (Н. Н. Родзевич, 2003). Автор обращалась к экологическому порталу Санкт-Петербурга, электронным справочникам и библиотекам.
Значительный интерес представляют исследования, посвященные проблемам профессиональной деятельности библиотечно-информационных ресурсов, результаты которых представлены в публикациях С. Д. Бородиной (2013; Ю. В. Гушула, И. А. Коженкина, К. Б. Лавровой (2013); М. С. Даниловой (2015). Проблемам проектирования библиотек посвящены публикации Е. Б. Новиковой (1991), В. Нефедова (2020); Н. Малинина, А. Броновицкой (2020).
Стоит отметить возрастающую роль источников удаленного доступа при изучении творчества зарубежных дизайнеров. В процессе исследования автор обратилась к официальным сайтам аукционных домов, музеев, мастерских по производству ковров (Marta Maas-Fjetterstrom AB), к блогам, посвященным искусству текстиля Швеции (Swedish rug blog, WAKGES). Особенности проектирования одной из самых интересных библиотек Финляндии были освещены в онлайн лекции А. Броновицкой, являющейся частью открытого лекционного курса, организованного институтом Финляндии в мае 2020 г.
Данные о технологических аспектах ручного ткачества были получены из публикаций Н.Н. Цветковой (2014), А.К. Векслер (2013).
Научная новизна работы заключается в следующем:
- на примере искусства текстиля проведен комплексный анализ ворсовых ковров, шпалер и панно; определены орнаментальные формы, активно используемые в оформлении интерьерного текстиля, тематически связанные с природой;
- введены в научный оборот имена шведских и финских художников, которые освещали в своем творчестве тему природы;
- на основе обширного исторического материалов выполнен проект панно «Музыка леса», в котором найдены оригинальные способы создания декоративной композиции с экологической тематикой.
Практическая значимость данного исследования определяется, в первую очередь, его направленностью на дальнейшее совершенствование методов проектирования текстильных композиций для общественного интерьера. Представленное в данной работе панно и методы его проектирования способны оказать помощь студентам и профессионалам -дизайнерам, работающим над созданием промышленных и штучных образцов текстиля. Результаты могут быть использованы при составлении учебных программ на уровнях бакалавриата и магистратуры по таким дисциплинам как «История текстильного дизайна», «История костюма и предметов быта», «Дизайн-проектирование», «Копирование произведений искусства».
Апробация работы. Основные вопросы, рассматриваемые в исследовании, и промежуточные результаты творческого эксперимента по созданию проекта панно освещены в следующих публикациях:
- Мухамедьянова А. Ш. Характер изображения деревьев в шведских коврах и шпалерах //Архитектон: известия вузов. 2020. № 3 (71). С. 19.
- Мухамедьянова А. Ш. Изображения леса в искусстве Финляндии на рубеже XIX-XX веков: опыт символического осмысления природы // Месмахеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции, 2020. С.541-545.
Автор выносит на защиту следующие положения:
- Определено, что на рубеже XIX-XX вв. в живописи и текстильном искусстве Финляндии лес был представлен как собирательный одушевленный образ суровой природы, неотделимый от национальной культуры.
-Установлено, что в конце XIX- первой половине XX в. шведские художники вели поиски актуальных технологических и художественных приемов и включали изображения деревьев хвойных пород в композиции ковров и шпалер;
- Выявлена возможность включения панно с экологической тематикой в интерьер современной библиотеки;
- Предложена авторская концепция панно, основанная на примерах текстильного искусства стран Северной Европы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования и обозначения всех изложенных во введении аспектов можно сделать следующие выводы:
1. Изображения природных ландшафтов с массивами леса были широко распространены в творчестве финских художников на рубеже XIX-XX вв. В их произведениях лес выступал как некий одушевленный образ природы, тесно связанный с жизнью социума. В произведениях прикладного искусства (коврах) использовались мотивы хвойных деревьев, особенно ярко это проявилось в работах Э. Зальцман, А.Линдгрена, В. Блумстеда.
2. В искусстве Швеции с конца XIX в. изображения деревьев были частью живописных и текстильных композиций с эпическими пейзажами, авторами которых являлись Г. Фьестад, Х. Осслунд, М. М.-Фчеттерштром, Х. Крог.
К середине ХХ в. по эскизам Б. Нильссон и М. Рихтер было создано множество текстильных панно и ковров с изображением деревьев. Эти произведения стали отражением минималистических тенденций в скандинавском дизайне.
3. В XXI в. в шведском дизайне текстиля одной из основных является проблема использования нетоксичных, доступных для переработки материалов.
4. В ходе исследования было установлено, что текстильное панно в интерьере библиотеки может кроме декоративной функции выполнять еще и образовательную - способствовать взаимообмену культурными ценностями, воспитанию экологической культуры. В качестве творческого эксперимента был разработан проект панно «Музыка леса», который отражает творческую деятельность человека в процессе познания природы. В материале проект был выполнен частично в технике ручного ткачества.



1. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой//Успехи современного естествознания. № 7, 2009. С. 143-145.
2. Безрукова М. И. Искусство Финляндии: Основные этапы становления национальной художественной школы. М.: Изобразительное искусство. 1986. - 256 с.
3. Библиотека. Толкование//Академик [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/8314(дата обращения: 12.04.2020).
4. Бородина С. Д. Предметно-пространственная среда как средство достижения целей профессиональной деятельности библиотечно-информационных ресурсов//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2013, № 2. С. 121-123.
5. Вагнер И. В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования//Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия Педагогика и психология, №2, 2008. С. 121.
6. Векслер А. К. Ручное ткачество. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 006, - СПб., 2013 г. - 52 с.
7. Вознесенский А. Экология культуры//Литературная газета. № 2, 1985.
8. Гирусов Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма//Философия и общество. №4(56), 2009. С. 74-92.
9. Гушул Ю. В., Коженкин И. А., Лаврова К. Б. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, № 1 (33), 2013. С. 80-86.
10. Данилова М. С. Библиотеки меняются: новые формы работы библиотек - местному сообществу» //Библиотечный вестник Карелии № 45 (52), 2015. С. 62.
11. Дубинина О. А. Архитектура медиатек: современные средства
выразительности//Академический вестник УРАЛНИИпроект РААСН, № 3, 2012. С. 49-51.
12. Какой должна быть современная библиотека? О культуре чтения, пространстве новых библиотек, их деятельности и связи с местным сообществом. Постнаука [Электронный ресурс]. - URL: https://postnauka.ru/video/30233(дата обращения: 12.04.2020).
13. Колесников Д. Е. Формирование национальной и исторической идентичности
Финляндии//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и
общественные науки, № 4, 2011. С. 186- 191.
14. Малинин Н., Броновицкая А. ИНИОН: идеальная библиотека и цитадель «лириков» - гуманитариев//Агсй1.гн [Электронный ресурс]. - URL: https://archi.ru/russia/69999/inion-idealnaya-biblioteka-i-citadel-lirikov-gumanitariev(дата обращения: 12.04.2020).
15. Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе//О. И. Марар: дисс... докт. социологических наук: 22.00.06: утв.: 12.01.2012, - М., 2012.
- 320 с.
16. Нефедов В. Библиотечное пространство - эволюция формы//Форма
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_009/main.shtml (дата обращения:
12.04.2020).
17. Новикова Е. Б. Интерьеры общественных зданий. М.: Стройиздат, 1991. - 368 с.
18. Ожегов Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. - 271 с.
19. Остатнина С. П. Энциклопедия натюрморта. СПб.: ОЛМА Медиа Групп. 2002.
- 349 с.
20. Паранюшкин Р Композиция: теория и практика изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 423 с.
21. Реймерс Н. Не допустить биологического апокалипсиса // Наука и жизнь. - 1987. - № 10.
22. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов. М.: Дрофа, 2003. - 256 с.
23. Скандинавский стиль в архитектуре и интерьере [Электронный ресурс]. - URL: http://olgadmitrieva.com/blog/skandinavskij -stil-v-arhitekture-i-interere (дата обращения: 12.04.2020).
24. Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга/ Экологический портал Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infoeco.ru/index.php?id=32(дата обращения: 15.05.2020).
25. Цветкова Н. Н. Искусство ручного ткачества. СПб, 2014г. - 161с.
26. Чистякова Э. Э. Скандинавские влияния в русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв.//Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Вып. 1. Т 12, 2011. С. 169-176.
27. Широковских М. С. Мифологический эпос Скандинавии в творчестве шведской художницы М. М.-Фчеттерштром//Дизайн. Материалы. Технология, 2014. № 1(31), С. 63-66.
28. Широковских М. С. Формирование композиционных схем для ковровых рисунков в мастерской «АВ MMF» (от восточных мотивов к ар деко) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4-3 (30). С. 183-186.
29. Широковских М. С. Текстиль Северной Европы: теория, практика и научные исследования как часть учебного процесса // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии Материалы XXI международной научной конференции. Под ред. Н. М. Калашниковой. Санкт-Петербург, 2018. С. 691- 694.
30. Экологическая культура/Экология. Справочник [Электронный ресурс]. - URL: https://ru-ecology.info/term/13625/ (дата обращения: 14.05.2020).
31. Bernstein C. Bukowskis Modern art + design, №604 november 2017. Bukowskis Stockholm, 2017. - 175 p.
32. Bibliotek och design med nya visioner i Nationalmuseum/Camilla Julner [Electronic resource]. - URL: https://julner.se/bibliotek-och-design-med-nya-visioner-i- nationalmuseum/(дата обращения: 14.05.2020).
33. Blakesley R. P The arts and crafts movement. London: Phaidon Press, 2006. -271p.
34. Bror Lindh/Stockholms Auktionsverk [Electronic resource]. - URL:
http ://auktionsverket. se/auction/ fine-arts/2011-12-06/1916-bror-lindh-1877-1941- landskap-i-vinterskrud/ (дата обращения: 14.05.2020).
35. Green is a nice color...: Marianne Richter for Wahlbecks. Part 1 //The Swedish rug
blog [Electronic resource]. - URL:
https://theswedishrugblog.wordpress.com/2018/03/26/green-is-a-nice-color-marianne- richter-for-wahlbecks-part-1/(дата обращения: 14.05.2020).
36. Gordian Knot tapestry gifted to State Library Victoria [Electronic resource]. - URL: https ://blogs. slv.vic. gov. au/news/gordian-knot-tapestry-gifted-to-state-library-victoria/ (дата обращения: 14.05.2020).
37. Grosse Pointe's Wassily Kandinsky Tapestry [Electronic resource]. - URL: https://patch.com/michigan/grossepointe/grosse-pointes-wassily-kandinsky-tapestry(дата обращения: 14.05.2020).
38. Halonen P //Halosenniemi.fi: Halosenniemi Museum. [Electronic resource].
URL:https://web.tuusula.fi/halosenniemimuseum/sivu.tmpl?sivu_id=3638 (дата
обращения: 24.11.2019).
39. Herder J. Art Bulletin of Nationalmuseum. Stockholm, 2014. - 122 p.
40. Madsen M. Light-zone(s): as Concept and Tool. Copenhagen: The Royal Danish Academy of Fine Arts, 2007. - 10 p.
41. Marianne Richter/ Marta Maas-Fjetterstrom AB 1919 [Electronic resource]. -
URL: https://mmfvintage.com/story/artists/marianne-richter(дата обращения:
25.05.2020).
42. Marta Maas-Fjetterstrom AB. Handmade in Bastad since 1919 [Electronic resource]. - URL: http://www.mmf.se(дата обращения: 25.02.2020).
43. Oodin taidematot [Electronic resource]. - URL: https://www.oodihelsinki.fi/mika- oodi/taide/taidematot/(дата обращения: 14.05.2020).
44. Sopanen T., Willberg L. Ryijy elaa. Suomalaisia ryijyja 1778-2008. Helsinki: Lonnberg Print, 2008. - 395 p.
45. Swedish Landscape in Fine Art and Tapestry/ WAKGES [Electronic resource]. -
URL: http://wakges.blogspot.com/2012/02/swedish-landscape-in-fine-art-and.html
(дата обращения: 12.05.2020).
46. The Old Library/National Museum [Electronic resource]. - URL: https://www.nationalmuseum.se/en/gamla-biblioteket(дата обращения: 14.05.2020).
47. The Spruce Coppice Tapestry by Henrik Krogh/ WAKGES [Electronic resource]. - URL: http://wakges.blogspot.com/2011/10/the-spruce-coppice-tapestry-by-henrik.html(дата обращения: 14.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ