Введение
1 Теоретическая часть 4
1.1 Халлю 4
1.2 История корейской традиционной музыки 5
1.3 Современное состояние ТКМ 8
1.3.1 Проблемы теории ТКМ 8
1.3.2 Жанровая классификация 11
1.3.4 Базовый инструментарий 12
1.4 Проблема отражения ТКМ в K-pop ввиду различий жанровых аспектов, основные гипотезы 33
2. Практическая часть 33
2.1 Отбор материала 33
2.2 Статистический анализ 35
2.3 Культурологический и музыковедческий анализ 38
2.3.1 EXO 39
2.3.2 Girls’ generation 48
2.3.3 Super junior 51
2.3.4 B.A.P 53
2.3.6 BTS 58
2.3.5 Psy 78
Заключение: Закономерности в репрезентации ТКМ 84
Библиография 86
Приложение
В современном медиапространстве часто обращаются к традиционной культуре с целью популяризации страны на мировой арене. Этот феномен является одним из аспектов мягкой силы, особой ненасильственной политики продвижения государства. Восточно-азиатский регион известен активным использованием данной политики, однако для Южной Кореи такая тенденция относительно нова. Она возникла с глобализацией Халлю в последние десять лет, тогда как Китай и Япония намного раньше внедрили этот механизм в ведение международных отношений. Естественно, это отражается на уровне осведомлённости иностранцев о музыкальных традициях этих стран. Представление большинства людей о музыке Кореи минимально или вообще отсутствует.
Такое отношение мировой общественности к культуре Кореи и подвигло K-pop артистов использовать традиционные национальные мотивы в своей музыке. K-pop, как один из субъектов Халлю, является прекрасным каналом для проведения культурной дипломатии Республики Корея. Захватив внимание иностранных слушателей яркими образами бойбэндов и гёрлбэндов, а также привычными для западного потребителя мотивами, легко перевести интерес новых фанатов с современной культуры на традиционную. Иными словами, поклонник K-pop, услышав национальные корейские мотивы в творчестве своего любимого исполнителя, начинает проецировать любовь к артисту на традиционную корейскую музыку. Выбор темы обусловлен активизацией политики продвижения Республикой Кореей своей традиционной культуры через музыку жанра K-pop ввиду глобализации Халлю в прошедшее десятилетие. По стечению обстоятельств, я тоже была захвачена в поле влияние этого феномена, что и привело меня к подробному изучению этой темы. Кроме того, ввиду новизны этого явления, исследований природы мотивов традиционной корейской музыки в жанре K- pop нет. Именно поэтому Цель настоящего исследования— изучить в зародыше феномен использования традиционных корейских мотивов в песнях жанра K-pop. Для этого необходимо ответить на ключевой вопрос исследования: «Как представлена корейская традиционная музыка в жанре K-pop?» Объектом являются песни данного жанра в период с 2010 по 2018 год (данное десятилетие располагает самой большой концентрацией предмета исследования). Предмет данного исследования — непосредственно песни с элементами традиционной корейской музыки (далее ТКМ).
• Первая задача на пути к достижению цели — выявить самых популярных артистов РК в указанный период, способных репрезентовать общие тенденции во всём жанре.
• Вторая задача — определить песни с использованием элементов ТКМ в пределах дискографии и прочих релизов выбранных исполнителей.
• Третья задача — проанализировать отобранный материал на коммерческий успех с помощью метода статистического анализа чартовых позиций.
• Четвёртая задача — исследовать элементы ТКМ, воспользовавшись методами структурного культурологического анализа и компаративного музыковедческого анализа.
• Пятая задача — выявить закономерности в природе изучаемого феномена на основе проанализированного материала.
Из всех изученных мной треков с элементами ТКМ, значительное количество составляют некоммерческие треки. Статистический разбор показал, что по популярности треки с ТКМ не отличаются от треков без ТКМ. Исключение составили только BTS, которые со своей всемирной аудиторией, стали официальным лицом РК, что позволило им продвигать через свою музыку ТКМ. Это подчёркивает культурно-дипломатическую направленность феномена.
В Приложении 100 представлена сводная таблица кратких результатов культурологического анализа по заявленным в начале главы Культурологический и Музыковедческий анализ критериям, которая говорит сама за себя. С социокультурной стороны удалось выяснить, что, действительно, более полно и правильно ТКМ представляют артисты с всемирными слушателями: PSY и BTS. Как правило, им помогают профессиональные гугак музыканты. Важно отметить, что они использовали самый обширный инструментарий, единственные добавляя крестьянские инструменты (для исполнения музыки Нонъак): Кквенъгвари, Чинъ, Тхэпхёнъсо, Чанъгу. Исполнители, которые записывали треки без помощи специалистов, представляли в основном семпловые мелодии в основном инструментов возвышенных жанров: Каягыма, Хэгыма, Тансо, Тхунъсо. Стоит сказать, что группы, которые включали ТКМ в момент, когда они были популярны только в пределах Азии, включали только нейтрально «Азиатские» инструменты, для отклика у всей аудитории. Не типично интерпретировала ТКМ группа B.A.P., которая записала трек с живыми инструментами Нонъак, при этом, не являясь популярной.
Самым частым используемым инструментом, как и ожидалось, оказался Каягым. Единственный Чанъдан, который был отображён в K-pop - Хвимори, который является одним из немногих двухдольных Чанъданов в ТКМ. По ладовой структуре гипотеза подтвердилась: был в большей части, за редким исключением, представлен звукоряд Кэмёнджо.
В живых выступлениях меньшей части артистов удалось выявить увеличение элементов ТКМ.
Причины написания треков с включением ТКМ оказались самые разнообразные, но удалось выявить три основных: коммерческая мотивация исполнителей (если мотив ТКМ включён в титульный трек: “Wolf”, “No Mercy”, “Idol”, а также если он активно продвигался: “Go go”), некоммерческая или просветительская мотивация исполнителей (не чартовый трек, изданный к определённому событию: “Korea”, “Ddaeng”, “Arirang” и версии песен для живых выступлений), а также предположительно личное желание артистов и композиторов (трек не является титульным и не встретил особого коммерческий успеха: “Love love love”, “Fun (Sweet talking baby)”, “Ttok Ttok Ttok”; или есть особые причины полагать об этом: “No mercy”). Первая и последние категории созвучны с типичными причинами написания всех K-pop песен.
Большое же количество некоммерческих треков указывает на преимущественно просветительскую миссию издания таких песен, при чём только глобальных исполнителей: PSY и BTS. Однако по-настоящему подтвердить это удастся, задействовав более обширный материал, который просто ещё не был выпущен. По концентрации выпущенных треков во второй половине, изучаемого периода, можно предположить, что явление только набирает обороты и несомненно требует повторного рассмотрения спустя определённый промежуток времени.
И Нам Сун. Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника.-Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02: Новосибирск. 2004.
У Ген-Ир .Введение в корейскую национальную музыку: вопросы теории. - Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 1997.
Doobo Shim. Hybridity and the rise of Korean popular culture in Asia// Media, Culture & Society. 2006. Vol. 28. P. 25-44.
Gunjoo Jang, WonK. Paik. Korean Wave as Tool for Korea’s New Cultural Diplomacy// Advances in Applied Sociology.2012. Vol.2, No.3. P. 196-202
Hae-kyung Um. Professional Music: Vocal//Music of Korea Gisung Print. Seoul: National Centre for Performing Traditional Korean Arts, 2007.
Hilary Vanessa andFinchum-Sung. The world of music// Designing a Fresh Tradition: Young Kugak Sonic Imaginings for a Progressive Korea 2012. Vol. 1. №1
Ingyu Oh, Hyo-JungLee. K-pop in Korea: How the Pop Music Industry is Changing a Post- Developmental Society// Cross-Currents: East Asian History and Culture review. No. 9. P.105-123.
Ingyu Oh, Hyo-JungLee. Mass Media Technologies and Popular Music.Genres: K-pop and YouTube// Korea Journal. vol. 53, no. 4. P.34-58.
Keith Howard. Bands Songs and shamanistic rituals.- S: Royal Asiatic Society, Korea Brunch. 2009.
Keith Howard. Korean Musical Instruments. Hong Kong: Oxford University Press.1995.
Kim Hae-sook. Gayageum// Traditional Korean Instruments: A Practical Guide for Composers. - Seoul: National Gugak Center, 2018. P.24-80
Kim Jeong-Seung. Daegeum//Traditional Korean Instruments: A Practical Guide for Composers. - Seoul:National Gugak Center, 2018. P.142-202
Kim Joon-Young. Geomungo// Traditional Korean Instruments: A Practical Guide for Composers. - Seoul:National Gugak Center, 2018. P.84-137
Kim Sang-Hun. Ajaeng// Traditional Korean Instruments: A Practical Guide for Composers. - Seoul:National Gugak Center, 2018. P. 268-292.
Kim Sung-Ah. Haegeum// Traditional Korean Instruments: A Practical Guide for Composers. - Seoul:National Gugak Center, 2018. P. 238-248.
Min Jung Son. The Politics of the Traditional Korean Popular Song Style T’urot’u. Dissertation for the Degree of Doctoral of Philosophy The University of Texas at Austin, 2004.
Nathan Hesselink. Contemporary Directions// Korean Folk music engaging in the twentieth century and Beyond. Vol 6. P. 113-115
Pak Chi-Wan. Piri// Traditional Korean Instruments: A Practical Guide for Composers. - Seoul:National Gugak Center, 2018. P.212-223
Song Bang-song. Korean Music: Historical and Other Aspects.- Jimoondang International , 2000.
Sue Jin Lee. The Korean Wave: The Seoul of Asia// he Elon Journal of Undergraduate Research in Communications .Vol. 2.No. 1. P.85-92.
Won-jun Lee. The Effects of the Korean Wave (Hallyu) Star and Receiver Characteristics on T.V Drama Satisfaction and Intention to Revisit// International Journal of u- and e- Service, Science and Technology. 2015.
Vol.8, No. 11. P.347-356
Ким Ёнъ Ун(по^). Введение в корейскую традиционную музыку(^^^^).
2014.[Электронный ресурс]. URL:http://folkency.nfm.go.kr/kr/topic/detail/6320
КимХэ Сук(Й°Н^). Исследование Тунъсо Санджо Хан Бом Су (ФЙт ^^Ц^ЭД| ^^ 2^). 2011.
Ким Чонъ Су(^^Т). Самульнори (А[^^0|) //Школа искусства гугак (^^^^^^). Чиндо: JINDO NATIONAL GUGAK CENTER. 2017.