Архитектурные мотивы в русской иконописи
|
Введение 3
1. Архитектура в русской иконе 8
1.1. Православная икона и ее символика 8
1.2 Архитектура в русской иконе: место и назначение 17
2. Сравнительный анализ древнерусских икон с архитектурными
фонами 22
2.1. Особенности развития архитектурных фонов в древнерусской
иконографии в разные эпохи 22
2.1. Типология икон с архитектурными фонами на примере иконографии Богоматери 36
3. Пространственная икона 52
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения
1. Архитектура в русской иконе 8
1.1. Православная икона и ее символика 8
1.2 Архитектура в русской иконе: место и назначение 17
2. Сравнительный анализ древнерусских икон с архитектурными
фонами 22
2.1. Особенности развития архитектурных фонов в древнерусской
иконографии в разные эпохи 22
2.1. Типология икон с архитектурными фонами на примере иконографии Богоматери 36
3. Пространственная икона 52
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность работы определяется необходимостью рассмотрения и раскрытия смыслов архитектурных фонов на русских иконах. Архитектурные фоны на иконах дают представление об отношении современников (заказчиков и живописцев) к изображаемому событию, помогают воссоздать памятники древнего зодчества.
Судьба русской иконописи сложна. Сильное воздействие на религиозное искусство оказали тенденции европеизации русской общественной жизни XVIII в., и активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Печально повлиял и Октябрьский переворот 1917 года, определивший события последующих десятилетий.
Актуальность представленной работы определяется о строй потребностью познания символического языка русской иконописи, которая оставлена нам крупнейшими мастерами, такими, как Андрей Рублев, Феофан Грек и многими анонимными умельцами, сумевшими понять и передать духовный смысл изображений. Исследователям искусства конца XIX - начала XX вв. многое было недостижимо в художественно-символическом мире русской иконы, но они великолепно знали Библию, то есть Слово, которое лежало в основе понимания иконы. Многие поколения современного российского социума были ориентированы на узкий подход к иконе, так как считали ее лишь феноменом мировой культуры, в первую очередь произведением искусства. Рассмотрение иконы в качестве исключительно нравоучительной притчи в картинках, преуменьшает такое явление как «русская классическая икона».
Икона, в которой «объяснялось таинство спасения», собирала вокруг себя людей разных возрастов и профессий, разного социального положения, которые жили в разных уголках страны. Одной из характерных особенностей культуры русского средневековья был традиционализм. На Руси любили говорить: «Чем древнее, тем подлиннее».
Все выше сказанное доказывает потребность в изучении доставшихся нам изобразительных памятников русской культуры. Анализ архитектурных фонов на иконах призван помочь нам подойти к этой теме, раскрыть социально-этическое содержание древнерусской иконы, рассмотреть ее не только как проявление философских и богословских взглядов в культуре русского средневековья, но и как одно из величайших явлений в мировом искусстве.
Степень научной разработанности проблемы. Условия для изучения архитектуры, изображаемой на русской иконописи начали создаваться с середины XIX века. В конце XIX века в России были составлены прославленные коллекции A.B. Морозова, П.М. Третьякова, И.С. Остроухова, в которых икона расценивается не только, как произведение искусства, но и как важный исторический документ.
В конце XIX - начале XX веков возникают труды Ф.И. Буслаева, B.C. Арсеньева, А.Н. Афанасьева, К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, A.C. Хомякова, А.Ф. Самарина, А. Мартыновского, А.Ф. Лосева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, E.H. Трубецкого, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.О. Ключевского и других исследователей русской культуры. Представители русской православной церкви, среди которых священник Александр Салтыков, архимандрит Зинон (Теодор), о. Вячеслав (В.М. Савиных), И.К. Языков, Г. Иващенко, другие продолжают традиции изучения русской иконы.
Важную роль в создании единой концепции иконы имеют работы видных отечественных и зарубежных ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Бычкова, А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, М.К. Петрова, А.Л. Юрганова, Р Барта, Ф. Броделя, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, М. Элиаде. Их труды способствуют тому, чтобы проследить культурно-исторические предпосылки и феноменологию иконы
Целью данной работы является рассмотрение символики архитектурных сооружений, и создание типологии архитектурных фонов, изображенных на русских иконах.
Задачи исследования:
- рассмотреть символику православной иконы;
- охарактеризовать архитектуру в русской иконе, ее место и функции;
- провести анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- разобрать типологию икон с архитектурными фонами на примере иконографии Богоматери;
- дать характеристику такому явлению, как пространственная икона.
Методологической и теоретической базой исследования стали принципы и подходы, позволившие обосновать концепцию осмысления иконы:
- историко-философский подход, послуживший основой для понимания универсальных логических моделей познания предмета данного исследования;
- философско-культурологический подход, позволяющий осмыслить содержательные аспекты различных иконографических моделей;
- культурно-семиотические методы, установившие возможность осмысления образов и сюжетов древнерусской иконописи, которые имеют знаково-символический характер (архитектура);
- культурно-антропологические методы, позволяющие мировоззренчески истолковать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, рассмотреть особенные черты их существования в жизни человека в реальных историко-культурных ситуациях;
В ходе исследования:
- представлено осмысление наследия византийской иконописи как предвестницы древнерусской традиции;
- определены особенности развития традиции иконописи на Руси;
- проведен анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- представлена типология икон с архитектурными изображениями на примере иконографии Богоматери
- рассмотрено и охарактеризовано такое явление, как пространственная икона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В ходе проведенного исследования, мы выявили основные отличия иконы от других видов изобразительного искусства. Прежде всего, ее отличает глубокая символичность и наличие канонов, вне которых священное изображение не может существовать. При рассмотрении иконы важное значение имеют иконография и стиль. Для иконографии характерны свои стилистические особенности. Совокупность всех этих приемов помогает создать особую знаковую систему, своеобразный язык иконы, который можно читать, как тест.
2. Архитектура, изображаемая на иконе, играет очень важную роль, не только указывая на то, что происходящее на иконе действие исторически связано с определенным местом. Само действие архитектура никогда в себе не вмещает, а служит для него фоном. По замыслу иконы, действие не замыкается и не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Сцена, происходящая внутри здания, пишется живописцем перед зданием. Только с XVII века, подпавшие под западное влияние, иконописцы начали изображать действие происходящим внутри здания.
3. Архитектурный пейзаж в произведениях древнерусской живописи нужно рассматривать не просто, как фон. Обладая самостоятельной
4. Существует и более глубокий аспект символизма архитектурных фонов на иконе, предшествующий изобразительности и изобразительной стилистики. Архитектура способна объединять разные стили изображения, демонстрировать и регулировать преодоление не только материальности, но и пространственности. Причем, посредством телесности, телесных актов в широком смысле слова, включающим и сакраментальные действия, подразумевающие сверхматериальную размерность, например, евхаристических образов пространства и телесности, обращенных внутрь человеческой личности
5. Распространенные исследования по иеротопии помогают глубже понять христианскую культуру, в какой-то степени настраивают зрителя на пересмотр представлений о важных культурных механизмах. Именно поэтому сведения об этой области знаний непременно должны быть рассмотрены более внимательно. А. М. Лидов не только вводит понятие «пространственная икона». Важна не просто икона и ее пространство, а пространство между иконой и верующим. Храм, воспринимается как икона, как ипостась чего-то другого, трансцендентного. Воспринимался не как метафора, не просто как образ, а именно как икона, тем, чем по своим физическим свойствам не может являться.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что религиоведческий, культурологический и семиотический анализы иконописи углубляют и расширяют существующие представления об иконе и могут послужить основой для дальнейшего изучения древнерусской живописи.
Судьба русской иконописи сложна. Сильное воздействие на религиозное искусство оказали тенденции европеизации русской общественной жизни XVIII в., и активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Печально повлиял и Октябрьский переворот 1917 года, определивший события последующих десятилетий.
Актуальность представленной работы определяется о строй потребностью познания символического языка русской иконописи, которая оставлена нам крупнейшими мастерами, такими, как Андрей Рублев, Феофан Грек и многими анонимными умельцами, сумевшими понять и передать духовный смысл изображений. Исследователям искусства конца XIX - начала XX вв. многое было недостижимо в художественно-символическом мире русской иконы, но они великолепно знали Библию, то есть Слово, которое лежало в основе понимания иконы. Многие поколения современного российского социума были ориентированы на узкий подход к иконе, так как считали ее лишь феноменом мировой культуры, в первую очередь произведением искусства. Рассмотрение иконы в качестве исключительно нравоучительной притчи в картинках, преуменьшает такое явление как «русская классическая икона».
Икона, в которой «объяснялось таинство спасения», собирала вокруг себя людей разных возрастов и профессий, разного социального положения, которые жили в разных уголках страны. Одной из характерных особенностей культуры русского средневековья был традиционализм. На Руси любили говорить: «Чем древнее, тем подлиннее».
Все выше сказанное доказывает потребность в изучении доставшихся нам изобразительных памятников русской культуры. Анализ архитектурных фонов на иконах призван помочь нам подойти к этой теме, раскрыть социально-этическое содержание древнерусской иконы, рассмотреть ее не только как проявление философских и богословских взглядов в культуре русского средневековья, но и как одно из величайших явлений в мировом искусстве.
Степень научной разработанности проблемы. Условия для изучения архитектуры, изображаемой на русской иконописи начали создаваться с середины XIX века. В конце XIX века в России были составлены прославленные коллекции A.B. Морозова, П.М. Третьякова, И.С. Остроухова, в которых икона расценивается не только, как произведение искусства, но и как важный исторический документ.
В конце XIX - начале XX веков возникают труды Ф.И. Буслаева, B.C. Арсеньева, А.Н. Афанасьева, К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, A.C. Хомякова, А.Ф. Самарина, А. Мартыновского, А.Ф. Лосева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, E.H. Трубецкого, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.О. Ключевского и других исследователей русской культуры. Представители русской православной церкви, среди которых священник Александр Салтыков, архимандрит Зинон (Теодор), о. Вячеслав (В.М. Савиных), И.К. Языков, Г. Иващенко, другие продолжают традиции изучения русской иконы.
Важную роль в создании единой концепции иконы имеют работы видных отечественных и зарубежных ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Бычкова, А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, М.К. Петрова, А.Л. Юрганова, Р Барта, Ф. Броделя, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, М. Элиаде. Их труды способствуют тому, чтобы проследить культурно-исторические предпосылки и феноменологию иконы
Целью данной работы является рассмотрение символики архитектурных сооружений, и создание типологии архитектурных фонов, изображенных на русских иконах.
Задачи исследования:
- рассмотреть символику православной иконы;
- охарактеризовать архитектуру в русской иконе, ее место и функции;
- провести анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- разобрать типологию икон с архитектурными фонами на примере иконографии Богоматери;
- дать характеристику такому явлению, как пространственная икона.
Методологической и теоретической базой исследования стали принципы и подходы, позволившие обосновать концепцию осмысления иконы:
- историко-философский подход, послуживший основой для понимания универсальных логических моделей познания предмета данного исследования;
- философско-культурологический подход, позволяющий осмыслить содержательные аспекты различных иконографических моделей;
- культурно-семиотические методы, установившие возможность осмысления образов и сюжетов древнерусской иконописи, которые имеют знаково-символический характер (архитектура);
- культурно-антропологические методы, позволяющие мировоззренчески истолковать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, рассмотреть особенные черты их существования в жизни человека в реальных историко-культурных ситуациях;
В ходе исследования:
- представлено осмысление наследия византийской иконописи как предвестницы древнерусской традиции;
- определены особенности развития традиции иконописи на Руси;
- проведен анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- представлена типология икон с архитектурными изображениями на примере иконографии Богоматери
- рассмотрено и охарактеризовано такое явление, как пространственная икона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В ходе проведенного исследования, мы выявили основные отличия иконы от других видов изобразительного искусства. Прежде всего, ее отличает глубокая символичность и наличие канонов, вне которых священное изображение не может существовать. При рассмотрении иконы важное значение имеют иконография и стиль. Для иконографии характерны свои стилистические особенности. Совокупность всех этих приемов помогает создать особую знаковую систему, своеобразный язык иконы, который можно читать, как тест.
2. Архитектура, изображаемая на иконе, играет очень важную роль, не только указывая на то, что происходящее на иконе действие исторически связано с определенным местом. Само действие архитектура никогда в себе не вмещает, а служит для него фоном. По замыслу иконы, действие не замыкается и не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Сцена, происходящая внутри здания, пишется живописцем перед зданием. Только с XVII века, подпавшие под западное влияние, иконописцы начали изображать действие происходящим внутри здания.
3. Архитектурный пейзаж в произведениях древнерусской живописи нужно рассматривать не просто, как фон. Обладая самостоятельной
4. Существует и более глубокий аспект символизма архитектурных фонов на иконе, предшествующий изобразительности и изобразительной стилистики. Архитектура способна объединять разные стили изображения, демонстрировать и регулировать преодоление не только материальности, но и пространственности. Причем, посредством телесности, телесных актов в широком смысле слова, включающим и сакраментальные действия, подразумевающие сверхматериальную размерность, например, евхаристических образов пространства и телесности, обращенных внутрь человеческой личности
5. Распространенные исследования по иеротопии помогают глубже понять христианскую культуру, в какой-то степени настраивают зрителя на пересмотр представлений о важных культурных механизмах. Именно поэтому сведения об этой области знаний непременно должны быть рассмотрены более внимательно. А. М. Лидов не только вводит понятие «пространственная икона». Важна не просто икона и ее пространство, а пространство между иконой и верующим. Храм, воспринимается как икона, как ипостась чего-то другого, трансцендентного. Воспринимался не как метафора, не просто как образ, а именно как икона, тем, чем по своим физическим свойствам не может являться.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что религиоведческий, культурологический и семиотический анализы иконописи углубляют и расширяют существующие представления об иконе и могут послужить основой для дальнейшего изучения древнерусской живописи.
Раскрыть смысл и назначение архитектурных мотивов в русской иконописи нам историко-философский подход, послуживший основой для понимания универсальных логических моделей познания предмета данного исследования и философско-культурологический подход, позволяющий осмыслить содержательные аспекты различных иконографических моделей. Культурно - семиотические и культурно - антропологические методы, установили возможность осмысления образов и сюжетов древнерусской иконописи, имеющие знаково-символический характер и позволили мировоззренчески истолковать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, рассмотреть особенные черты их существования в жизни человека.
Представленная работа, явилась попыткой, собрать и упорядочить, те немногие, знания и ту информацию об архитектурных фонах на русских иконах, доступна на данный момент.
В ходе исследования:
- представлено осмысление наследия византийской иконописи как предвестницы древнерусской традиции;
- определены особенности развития традиции иконописи на Руси;
- проведен анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- представлена типология икон с архитектурными изображениями, на примере иконографии Богоматери икона.
рассмотрено и охарактеризовано такое явление, как пространственная
Представленная работа, явилась попыткой, собрать и упорядочить, те немногие, знания и ту информацию об архитектурных фонах на русских иконах, доступна на данный момент.
В ходе исследования:
- представлено осмысление наследия византийской иконописи как предвестницы древнерусской традиции;
- определены особенности развития традиции иконописи на Руси;
- проведен анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- представлена типология икон с архитектурными изображениями, на примере иконографии Богоматери икона.
рассмотрено и охарактеризовано такое явление, как пространственная
Подобные работы
- АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПЛЕКС НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ-ГРАД» В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА» НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Н. Ф. ФЕДОРОВ. ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Погребальная живопись как начальный этап развития живописной традиции в Корее
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА»
НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Г.К. ВАГНЕР КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Иеротопия в контексте китайских сакральных пространств
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



