Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Архитектурные мотивы в русской иконописи

Работа №74398

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Архитектура в русской иконе 8
1.1. Православная икона и ее символика 8
1.2 Архитектура в русской иконе: место и назначение 17
2. Сравнительный анализ древнерусских икон с архитектурными
фонами 22
2.1. Особенности развития архитектурных фонов в древнерусской
иконографии в разные эпохи 22
2.1. Типология икон с архитектурными фонами на примере иконографии Богоматери 36
3. Пространственная икона 52
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения

Актуальность работы определяется необходимостью рассмотрения и раскрытия смыслов архитектурных фонов на русских иконах. Архитектурные фоны на иконах дают представление об отношении современников (заказчиков и живописцев) к изображаемому событию, помогают воссоздать памятники древнего зодчества.
Судьба русской иконописи сложна. Сильное воздействие на религиозное искусство оказали тенденции европеизации русской общественной жизни XVIII в., и активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Печально повлиял и Октябрьский переворот 1917 года, определивший события последующих десятилетий.
Актуальность представленной работы определяется о строй потребностью познания символического языка русской иконописи, которая оставлена нам крупнейшими мастерами, такими, как Андрей Рублев, Феофан Грек и многими анонимными умельцами, сумевшими понять и передать духовный смысл изображений. Исследователям искусства конца XIX - начала XX вв. многое было недостижимо в художественно-символическом мире русской иконы, но они великолепно знали Библию, то есть Слово, которое лежало в основе понимания иконы. Многие поколения современного российского социума были ориентированы на узкий подход к иконе, так как считали ее лишь феноменом мировой культуры, в первую очередь произведением искусства. Рассмотрение иконы в качестве исключительно нравоучительной притчи в картинках, преуменьшает такое явление как «русская классическая икона».
Икона, в которой «объяснялось таинство спасения», собирала вокруг себя людей разных возрастов и профессий, разного социального положения, которые жили в разных уголках страны. Одной из характерных особенностей культуры русского средневековья был традиционализм. На Руси любили говорить: «Чем древнее, тем подлиннее».
Все выше сказанное доказывает потребность в изучении доставшихся нам изобразительных памятников русской культуры. Анализ архитектурных фонов на иконах призван помочь нам подойти к этой теме, раскрыть социально-этическое содержание древнерусской иконы, рассмотреть ее не только как проявление философских и богословских взглядов в культуре русского средневековья, но и как одно из величайших явлений в мировом искусстве.
Степень научной разработанности проблемы. Условия для изучения архитектуры, изображаемой на русской иконописи начали создаваться с середины XIX века. В конце XIX века в России были составлены прославленные коллекции A.B. Морозова, П.М. Третьякова, И.С. Остроухова, в которых икона расценивается не только, как произведение искусства, но и как важный исторический документ.
В конце XIX - начале XX веков возникают труды Ф.И. Буслаева, B.C. Арсеньева, А.Н. Афанасьева, К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, A.C. Хомякова, А.Ф. Самарина, А. Мартыновского, А.Ф. Лосева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, E.H. Трубецкого, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.О. Ключевского и других исследователей русской культуры. Представители русской православной церкви, среди которых священник Александр Салтыков, архимандрит Зинон (Теодор), о. Вячеслав (В.М. Савиных), И.К. Языков, Г. Иващенко, другие продолжают традиции изучения русской иконы.
Важную роль в создании единой концепции иконы имеют работы видных отечественных и зарубежных ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, В.В. Бычкова, А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, М.К. Петрова, А.Л. Юрганова, Р Барта, Ф. Броделя, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, М. Элиаде. Их труды способствуют тому, чтобы проследить культурно-исторические предпосылки и феноменологию иконы
Целью данной работы является рассмотрение символики архитектурных сооружений, и создание типологии архитектурных фонов, изображенных на русских иконах.
Задачи исследования:
- рассмотреть символику православной иконы;
- охарактеризовать архитектуру в русской иконе, ее место и функции;
- провести анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- разобрать типологию икон с архитектурными фонами на примере иконографии Богоматери;
- дать характеристику такому явлению, как пространственная икона.
Методологической и теоретической базой исследования стали принципы и подходы, позволившие обосновать концепцию осмысления иконы:
- историко-философский подход, послуживший основой для понимания универсальных логических моделей познания предмета данного исследования;
- философско-культурологический подход, позволяющий осмыслить содержательные аспекты различных иконографических моделей;
- культурно-семиотические методы, установившие возможность осмысления образов и сюжетов древнерусской иконописи, которые имеют знаково-символический характер (архитектура);
- культурно-антропологические методы, позволяющие мировоззренчески истолковать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, рассмотреть особенные черты их существования в жизни человека в реальных историко-культурных ситуациях;
В ходе исследования:
- представлено осмысление наследия византийской иконописи как предвестницы древнерусской традиции;
- определены особенности развития традиции иконописи на Руси;
- проведен анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- представлена типология икон с архитектурными изображениями на примере иконографии Богоматери
- рассмотрено и охарактеризовано такое явление, как пространственная икона.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В ходе проведенного исследования, мы выявили основные отличия иконы от других видов изобразительного искусства. Прежде всего, ее отличает глубокая символичность и наличие канонов, вне которых священное изображение не может существовать. При рассмотрении иконы важное значение имеют иконография и стиль. Для иконографии характерны свои стилистические особенности. Совокупность всех этих приемов помогает создать особую знаковую систему, своеобразный язык иконы, который можно читать, как тест.
2. Архитектура, изображаемая на иконе, играет очень важную роль, не только указывая на то, что происходящее на иконе действие исторически связано с определенным местом. Само действие архитектура никогда в себе не вмещает, а служит для него фоном. По замыслу иконы, действие не замыкается и не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Сцена, происходящая внутри здания, пишется живописцем перед зданием. Только с XVII века, подпавшие под западное влияние, иконописцы начали изображать действие происходящим внутри здания.
3. Архитектурный пейзаж в произведениях древнерусской живописи нужно рассматривать не просто, как фон. Обладая самостоятельной
4. Существует и более глубокий аспект символизма архитектурных фонов на иконе, предшествующий изобразительности и изобразительной стилистики. Архитектура способна объединять разные стили изображения, демонстрировать и регулировать преодоление не только материальности, но и пространственности. Причем, посредством телесности, телесных актов в широком смысле слова, включающим и сакраментальные действия, подразумевающие сверхматериальную размерность, например, евхаристических образов пространства и телесности, обращенных внутрь человеческой личности
5. Распространенные исследования по иеротопии помогают глубже понять христианскую культуру, в какой-то степени настраивают зрителя на пересмотр представлений о важных культурных механизмах. Именно поэтому сведения об этой области знаний непременно должны быть рассмотрены более внимательно. А. М. Лидов не только вводит понятие «пространственная икона». Важна не просто икона и ее пространство, а пространство между иконой и верующим. Храм, воспринимается как икона, как ипостась чего-то другого, трансцендентного. Воспринимался не как метафора, не просто как образ, а именно как икона, тем, чем по своим физическим свойствам не может являться.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что религиоведческий, культурологический и семиотический анализы иконописи углубляют и расширяют существующие представления об иконе и могут послужить основой для дальнейшего изучения древнерусской живописи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Раскрыть смысл и назначение архитектурных мотивов в русской иконописи нам историко-философский подход, послуживший основой для понимания универсальных логических моделей познания предмета данного исследования и философско-культурологический подход, позволяющий осмыслить содержательные аспекты различных иконографических моделей. Культурно - семиотические и культурно - антропологические методы, установили возможность осмысления образов и сюжетов древнерусской иконописи, имеющие знаково-символический характер и позволили мировоззренчески истолковать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, рассмотреть особенные черты их существования в жизни человека.
Представленная работа, явилась попыткой, собрать и упорядочить, те немногие, знания и ту информацию об архитектурных фонах на русских иконах, доступна на данный момент.
В ходе исследования:
- представлено осмысление наследия византийской иконописи как предвестницы древнерусской традиции;
- определены особенности развития традиции иконописи на Руси;
- проведен анализ особенностей развития архитектурных фонов в древнерусской иконографии в разные эпохи;
- представлена типология икон с архитектурными изображениями, на примере иконографии Богоматери икона.
рассмотрено и охарактеризовано такое явление, как пространственная





1. Аверинцев, С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. Византия. / С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1973. С. 50.
2. Алексеев, С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы / С. Алексеев. С-Пб.: Азбука, 2005. С. 75.
3. Алпатов М.В. Андрей Рублев / М.В. Алпатов. М.: Таус, 1972. 11-12 с.
4. Анатолий (Мартыновский; архиепископ) О иконописании (1845). Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. / Н.К. Гаврюшина. М.: Антология,1993. С. 71-100.
5. Античные поэты об искусстве / И. Савкин СПб.: Алетейя, 1996. С. 99.
6. Афиногенов, Д.Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847) / Д.Е. Афиногенов. М.: Индрик, 1997. С. 69.
7. Бибиков, М.В. Историческая литература Византии / М.В. Бибиков. СПб.: Алетейя, 1998. С. 102.
8. Булгаков, С. Н. Икона, ее содержание и границы. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв / С.Н. Булгаков.: Прогресс, 1993. С. 67.
9. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994.
10. Буслаев, Ф.И. О русской иконе / Ф.И. Буслаев. М.: Худож. лит., 1997. С. 156-158.
11. Бычков, В. 2000 лет христианской культуры. В 2 т. / В. Бычков. М.: Наука, 1999. С. 475-476.
12. Волошин, М. Чему учат иконы / М. Волошин. Лики творчества. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1988. С. 291-295.
13. Всеобщая история архитектуры : в 12-ти т. / сост. Ю. С. Асеев, Н. Н. Воронин, П. Н. Максимов. - М., 1966. - Т. 3. - С. 698: ил.
14. Гнедич, П. П. История искусств с древнейших времен : учеб. для вузов / под ред. П. П. Гнедич. - 2-е изд. - Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885. - С. 398: ил.
15. Годованец, А. Ю. Икона из света в пространстве Св. Софии Константинопольской / А. Ю. Годованец// В сборнике: Иеротопия. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси.- М., «Индрик», 2011. - С. 119-142.
16. Грабарь, И. Э. О древнерусском искусстве. / И.Э. Грабарь. М.: Наука, 1966.
17. Грибунина, Н. Г. Иеротопия новозаветного храма в контексте христианского культового действа / Н. Г. Грибунина // Вопросы культурологии: Научно-практический и методический журнал. - 2008. - №8. - С.56-59.
18. Губин, В., Некрасова, Е. Философская антропология / В. Губин, Е. Некрасова. М.: ПерСЭ; СПб.: Университетская книга, 2002.
19. Давидова, М. Г. Очерк раннехристианского искусства. Программа росписи храма / М. Г. Давидова. - СПб.:СПбГЛТА, 2003. - С. 74.
20. Жегин Л. Ф. Некоторые пространственные формы в древнерусской живописи // Древнерусское искусство. XVII век [т. 2]. — М.: Наука, 1964.
21. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). — М.: Искусство, 1970.
22. Зинон Архимандрит: Беседы иконописца. / Зинон Архимандрит Новгород: Русская Провинция, 1993. С. 203.
23. Ильин, М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева / М. А. Ильин. М.: Искусство, 1976.
24. Иулиания Монахиня (Соколова). Труд иконописца. / Иулиания Монахиня (Соколова) Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999. С. 90.
25. Карташёв, А. В. Вселенские Соборы / А. В. Карташев. Париж: Галлимар, 1963.
26. Колпакова, Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период / Колпакова Г. С. - СПб.:Азбука-классика, 2007. С. 600.
27. Комеч, А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII веков: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции / А. И. Комеч. — М.: Наука, 1987. - С. 367: ил.
28. Кондаков, Н.П. Иконография Богоматери / Н.П. Кондаков. М.: ИТРК, 1998. С. 202.
29. Кох, В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / В. Кох; пер. с нем.
- изд. 21-е, испр. и пер. - М.: БММ АО, 2005. - С. 656: ил.
30. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. / С.Я. Левит. СПб.: Унив. кн., 1998. 1 т. С. 125.
31. Лазарев, В. Н. Византийское и древнерусское искусство: статьи и материалы / В. Н. Лазарев. - М.: Наука, 1978. - С. 289.
32. Лазарев, В. Н. История византийской живописи / В. Н. Лазарев.— М.: Искусство, 1986. - С. 398: ил.
33. Лазарев, В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1983. С. 89.
34. Лепахин, В. В. Икона и иконичность / В. В. Лепахин //Гл. 13. Иконотопос. - СПб: Успенское подворье Оптинской Пустыни, 2002. - С. 155-171.
35. Лидов, А. М. Иеротопия. Пр о стр анственны е иконы и образы- парадигмы в византийской культуре / А. М. Лидов // Гл. 1. Иеротопия. Создание с акр аль ных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования. - М., Феория, 2009. - С. 11-38.
36. Лидов А. М. Священное пространство реликвий // Христианские реликвии в Московском Кремле. — М.: Радуница, 2000.
37. Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. — М.: Индрик, 2009.
38. Лидов А. М. Святой Огонь. Иеротопические и искусствоведческие аспекты создания «Новых Иерусалимов» // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. — М.: Индрик, 2009.
39. Лидов, А. М. Византийский мир и пространство перформативного / А. М. Лидов // В сб. «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси». - М., «Индрик», 2011. С.5-16.
40. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. М.: Художественная литература, 1970.
41. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения / Любимов Л.Д. М.: Просвещение, 1974. С. 240
42. Михайловский, Б.В., Пуришев, Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. / Б.В. Михайловский, Б.И. Пуришев. М.: Искусство, 1941.
43. Мэтьюз, Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе / Т Мэтьюз// Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. - СПб., 1994. С. 7-16.
44. Надеждин, Н. Изображение Божией Матери (1846) / Н. Надеждин. М.: Наука, 1993. С. 78
45. Полунин, В.А. Мировоззрение Андрея Рублева / В.А. Полунин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.
46. Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX веков из собрания Музея-заповедника "Коломенское" // О. Полякова.—М.: Компания "Базовый элемент", 2006.
47. Полякова О. А. Иконы с изображением архитектурных памятников в собрании музея «Коломенское» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1986. — Л.: Наука, 1987.
48. Полякова О. А. Новооткрытые иконы царских изографов из собрания музея «Коломенское» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1985. — М.: Наука, 1987.
49. Померанц, Г. Иконописное мышление как система и диалог семиотических систем / Г. Померанц. Выход из транса. М.: Юрист, 1995.
50. Прахов, А. В. Киевские памятники византийско-русского искусства. Доклад в имп. Московском археологическом обществе 19 и 20 декабря 1885 года / А. В. Прахов//Древности. Труды МАО. - 1887. - 3 нояб. - С. 1-9.
51. Пунин ,Н. Андрей Рублев / Н. Пунин. СПб.: Апполон, 1915.
52. Раппопорт, П. А. Зодчество Древней Руси / П. А. Раппорт. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1986. - С. 543: ил.
53. Раппопорт, П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры / П. А. Раппорт. — М.: Византийский временник, 1984. - Т. 45. - С. 278 : ил.
54. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие: [Монография] / Б.В. Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2001.
55. Раушенбах, Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений / Б.В. Раушенбах. Проблемы изучения культурного наследия. М.: Азбука-классика, 1985.
56. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи / Б.В. Раушенбах. М.: Наука, 1975.
57. Сарабьянов , В . Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века / В. Сарабьянов // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 4. - С. 279-282, 286-287.
58. Свирин А. К вопросу об изображении архитектурных форм в произведениях древнерусской живописи, хр анящихся в собрании Государственной Третьяковской Галереи / Свирин А. -М., 1956.
59. Софронова М. Н. Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII - начале XIX века [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения (17.00.04) / Софронова М. Н. - Барнаул, 2004.
60. Трубецкой, E.H. Национальный вопрос, Константинополь и святая София / Е.Н. Трубецкой.. Смысл жизни. М.: Республика, 1994
61. Трубецкой, E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: Республика, 1994. С. 432-450.
62. Трубецкой, E.H. Умозрение в красках. Философия русского религиозного искусства XVI - XX веков: Антология / Е.Н. Трубецкой. М.: Прогресс, 1993.
63. Успенский, Б.А. Богословие иконы Православной Церкви / Б.А. Успенский. Изд. Западноевропейского экзархата Московского патриархата, 1989. С. 73.
64. Успенский, Б.А. Семиотика иконы / Б.А. Успенский. Семиотика искусства. М.: Шк. "Языки русской культуры", 1995.
65. Феофан Грек и его школа: Альбом. М.: Изобраз. искусство, 1970.
66. Флоренский, П.А. Иконостас. Сочинения. В 4 т. / П.А. Флоренский. М.: Москва, 1994. Т. 2. С. 78.
67. Флоренский, П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия / Прометей: Ист. биогр. альм. М.: Мол. гвардия, 1990, С. 396 - 410.
68. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А. Флоренский; Ред.-сост. Игумен Андроник (A.C. Трубачев). М.: Мысль, 2000. С. 273.
69. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. Сочинения. В 2-х полутомах. М.: Правда, 1990. 1т. С. 99.
70. Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии // Христианские реликвии в Московском Кремле — М.: Радуница, 2000.
71. Шалина И. А. Шедевры русской иконописи из частных собраний. В преддверии выставки // Русское искусство. — 2009. — № 1 (21).
72. Шалина И. А. «Техника иконы и ее символизм» // «Убрус» №4. (июль 2005 г.).
73. Шалина И. А. Древнерусские процессионные иконы и их византийские прототипы // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой (1912-1999): Сб. статей. — М.: Северный паломник, 2005.
75. Шульгин, B.C. Культура России IX - XX вв.: Учеб. пособие / B.C. Шульгин, Л.В. Кошман, М. Р Зезина. М.: Простор, 1996.
76. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии: (Система искусств в структуре мировых религий)/ Е.Г. Яковлев Е.Г. М.: Высш. шк., 1977.
77. Alexander, P J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. / P J. Alexander. Oxford, 1958. 302 р.
78. Grabar,A. Die Kunst des friihen Christentums. / А. Grabar. Munchen, 1967. 213 р.
79. Heisenberg, A. Grabeskircheund Apostelkirche. II. Teil. Die Apostelkirche in Konstantinopel. / А. Heisenberg. Leipzig, 1908. 90-96 р.
80. Mango, С. The Art of the Byzantine Empire / С. Mango. New Jersey, 1972. 37-39 р.
81. Sauser, E. FruhchristlicheKunst: Sinnbild und Glaubensaussage. Innsbruk; Wien / Е. Sauser. Munchen, 1966. 93 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ