Введение
1.1. Развитие приемов изображения пейзажа в зарубежном и
отечественном искусстве различных эпох 8
1.2. Психолого-педагогические особенности обучения приемам
работы над изображением пейзажа 30
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИЕМАМ РАБОТЫ НАД ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕЙЗАЖА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
2.1. Анализ педагогического опыта обучения учащихся приемам изображения пейзажа в системе дополнительного образования 45
2.2. Методические особенности обучения учащихся дополнительных образовательных учреждений приемам изображения пейзажа (опытно-экспериментальная работа) 51
ГЛАВА III. ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ПЕЙЗАЖА 63
3.1. Выбор темы для творческой части выпускной
квалификационной работы 63
3.2. Процесс работы над поисковыми эскизами и итоговым
вариантом творческой композиции 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
В системе дополнительного художественного образования разрабатываются общеобразовательные общеразвивающие программы, в рамках которых учащиеся знакомятся с изобразительным искусством, его законами и закономерностями. Наряду с изображением натюрмортов и рисованием сюжетно-тематических композиций они изучают основы изображения пейзажа. В рабочих программах уделяется внимание изображению отдельных его элементов (веток, деревьев, зданий), передаче планов, выполнению работы «сложным» цветом. Однако недостаточно раскрывается вопрос изучения непосредственно приемов работы над пейзажем. Преподаватель самостоятельно решает, ставить ли подобную задачу перед учащимися и как её следует решать. На практике он придерживается тех определенных приемов, которыми сам владеет в лучшей степени. В результате работы учащихся получаются однообразными с технической точки зрения.
Мы полагаем, что приемы изображения пейзажа не ограничиваются только технической стороной, просто способом наложения краски на поверхность изображения. Выбор технического приема напрямую зависит от того, как художник проанализировал пейзаж, какие его особенности он сделал значимыми и доминирующими в картине. Поэтому изучение разных технических приемов не только возможно, но и необходимо для более эффективного художественного развития учащихся. Оно позволит осуществить
Изучению методики обучения изображению пейзажа посвящено множество исследований. Краткий анализ учебно-методической литературы показал, что изучению приемов работы над изображением пейзажа уделяется недостаточное внимание. В основном учебные пособия охватывают область изучения техники создания изображения тем или иным художественным материалом. Но они не рассматривают приемы создания изображения во взаимосвязи с анализом художественных качеств натуры. Таким образом, существует противоречие между необходимостью изучать технические приемы работы над пейзажем в системе дополнительного художественного образования и недостаточным методическим оснащением данной темы.
В связи с этим сформулирована проблема исследования: определить, каковы методические особенности обучения учащихся приемам работы над изображением пейзажа в системе дополнительного образования.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся приемам работы над изображением пейзажа в системе дополнительного образования.
Объект исследования - методика обучения учащихся основам работы над изображением пейзажа.
Предмет исследования - методические особенности обучения учащихся приемам работы над изображением пейзажа в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования.
Обучение учащихся приемам изображения пейзажа будет успешно осуществляться при следующих методических условиях:
- будут выявлены художественные приемы работы над живописным изображением пейзажа;
- выявленные материалы будут отобраны и адаптированы в соответствии с уровнем восприятия учащихся;
- будет определена методика освоения учебного материала учащимися в системе дополнительного художественного образования;
- будет разработана система упражнений, построенная на последовательном освоении различных приемов изображения пейзажа.
Задачи исследования:
1. Выявить приемы работы над изображением пейзажа,
сформированные в творчестве художников-живописцев;
2. Выяснить методические особенности обучения пейзажной
живописи в системе дополнительного художественного образования;
3. Определить методические особенности организации работы с учащимися в процессе изучения приемов работы над живописным изображением пейзажа;
4. Разработать и экспериментально апробировать систему упражнений по обучению учащихся приемам работы над изображением пейзажа.
Методология исследования. В исследовании работы мы опирались на работы психологов: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева. Мы анализировали труды художников-педагогов по методике преподавания изобразительного искусства: А.В. Бакушинского, И.П. Глинской,
С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Н.Н. Фоминой, Т.Я. Шпикаловой. Изучали искусство и теоретические труды выдающихся художников-педагогов, работавших и в области пейзажной живописи: Д.Н. Кардовского, А.И. Куинджи, Н.П. Крымова, П.П. Чистякова.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы, учебных программ и пособий;
- педагогическое наблюдение за работой преподавателя и учащихся художественного отделения ГБУ ДО «Белгородский областной дворец детского творчества»;
- анализ творческих работ учащихся художественного отделения ГБУ ДО «Белгородский областной дворец детского творчества»;
- опытно-экспериментальная работа: проведение констатирующего и формирующего экспериментов, контрольного среза;
- статистическая обработка материалов исследования.
Научная новизна - выявленные художественные приемы работы над изображением пейзажа систематизированы и адаптированы в соответствии возрастными особенностями учащихся системы дополнительного художественного образования.
Практическая значимость - разработана система упражнений, позволяющая познакомить учащихся с основными приемами работы над живописным изображением пейзажа. Результаты исследования могут применяться при составлении общеразвивающих общеобразовательных программ в системе дополнительного художественного образования детей.
Экспериментальная база исследования - ГБУ ДО «Белгородский областной дворец детского творчества».
Этапы исследования:
Этап 1. Определена тема и сформулирован аппарат исследования. Выполнен анализ научных и научно-методических трудов отечественных ученых, художников-педагогов по проблеме исследования. Проведен контрольный срез, позволяющий выявить уровень знаний и умений учащихся до проведения опытно-экспериментальной работы.
Этап 2. Разработана система упражнений по обучению учащихся приемам работы над живописным изображением пейзажа. Проведен формирующий эксперимент, целью которого была опытная проверка результатов теоретических исследований и эффективности разработанной системы упражнений.
Этап 3. Анализ и обработка полученных результатов исследования. Работа над творческой частью дипломного исследования: разработка поисковых эскизов и выполнение итоговых эскизов в материале. Редактирование и оформление рукописи выпускной квалификационной работы.
Дипломная работа состоит из двух частей. Теоретическая часть оформлена в рукопись, включающую введение, 3-х главы, заключение, список литературы и приложения. Творческая часть состоит из 2-х итоговых эскизов композиций, выполненных различными приемами в технике масляной живописи на холстах размером 60х80 см.
Во все времена человек стремился познавать окружающий мир. Исследования художников запечатлеваются в их картинах. Их опыт накапливается от поколения к поколению. Одним из богатейших и интереснейших разделов в нем являются приемы изображения пейзажа. Их изучение позволит лучше понять окружающий нас природный мир, наблюдать и изображать его.
Мы кратко проанализировали историю пейзажного жанра в отечественном и зарубежном искусстве с точки зрения развития живописных приемов письма. Долгое время художники изображали природу в мастерских, работая с макетов и по представлению. Они использовали сравнительно небольшой набор живописных закономерностей и приемов письма. Выход импрессионистов на пленэр и открытие оптических свойств цвета повлияли на бурное развитие живописи и технических приемов работы. Художники наблюдали природу и учились у нее. Возник ряд течений и направлений, где художники смогли свободно экспериментировать и изобретать новые приемы живописного письма. Они накопили огромный опыт, однако и по сей день продолжают развиваться новые формы и методы работы над изображением пейзажа. Мы проанализировали приемы работы над живописным изображением пейзажа и выявили наиболее распространенные из них: письмо заливками плоскости, плоскостями и мазком.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы было знакомство учащихся системы дополнительного художественного образования с различными живописными приемами изображения пейзажа. Мы проанализировали учебные общеобразовательные общеразвивающие программы "Колибри" и "Мир творчества и дизайна" художественного отделения ГБУ ДО «Белгородский областной дворец детского творчества». На основе проведенного теоретического анализа была разработана система
В рамках данного исследования так же выполнена творческая часть исследовательской работы. Мы выполнили ряд предварительных этюдов пейзажа, используя различные технические приемы живописного письма. Данные этюды были использованы в качестве наглядных пособий при работе с учащимися экспериментальной группы. Так же они послужили основой для будущих итоговых эскизов композиции. Нами выполнены два итоговых эскиза природного пейзажа в городской среде в технике масляной живописи на холсте, размером 60х80.
В ходе проведения исследования был решен ряд поставленных задач:
1. Выявлены приемы работы над изображением пейзажа, сформированные в творчестве художников-живописцев;
2. Выяснены методические особенности обучения пейзажной живописи в системе дополнительного художественного образования;
3. Определены методические особенности организации работы с учащимися в процессе изучения приемов работы над живописным изображением пейзажа;
4. Разработана и экспериментально апробирована система упражнений по обучению учащихся приемам работы над изображением пейзажа.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования. Мы доказали, что обучение учащихся приемам изображения пейзажа будет успешно осуществляться при следующих методических условиях:
- будут выявлены художественные приемы работы над живописным изображением пейзажа;
- будет определена методика освоения учебного материала учащимися в системе дополнительного художественного образования;
- будет разработана система упражнений, построенная на последовательном освоении различных приемов изображения пейзажа.
Таким образом, научная новизна исследования заключается в том, что выявленные результате теоретического исследования приемы живописного изображения пейзажа систематизированы и адаптированы в соответствии возрастными особенностями учащихся системы дополнительного художественного образования. Практическая значимость исследования представлена разработанной системой упражнений, позволяющая познакомить учащихся с основными приемами работы над живописным изображением пейзажа.
Мы полагаем, что тема данной выпускной квалифицированной работы интересна и требует дальнейшего, более глубокого изучения. Результаты исследования могут применяться при составлении общеразвивающих общеобразовательных программ в системе дополнительного художественного образования детей.
1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 328 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина. /Под ред. В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
3. Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика М.П. Неведомского http://kuinje.ru/life 10. php
4. Архип Куинджи / Альманах. Вып. 458. СПб: Palase Editions, 2015, 215 с.
5. Бакушинский А.В. Исследования и статьи / А.В. Бакушинский. - М. : Советский художник, 1981. - 348 с.
6. Балабанова Г.Г. Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Колибри», 2017 г., 45 с.
7. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
8. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.: ил.
9. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. - М.: Просвещение, 1984. - 31 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Изд. 2-ое. - М.: Просвещение, 1967. - 91 с.
11. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-152 с.
12. Горелов Р.Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях педагогических институтов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 23 с.
13. Горкин А.П. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн, 2007. - 1123 с.
14. Грановская Р.М., Крижанская Ю.М. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: ОМ8, 1994. - 192 с.
15. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения. - М., 1967. - 327с.
16. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
17. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя.- Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
18. Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. - М.: изд-во Академии художеств СССР, 1969. - 284 с..
19. Дерябин А.С. Педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности учеников и последователей: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук.
- М., 1976. - 23 с.
20. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М.: Просвещение, 1993.
- 95 с.
21. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. В 3томах - М.: Изобразительное искусство, 1986. - Т.1 - 1986, 720с.; Т.2 - 1987, 752с.; Т.3 - 1988, 784с.
22. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображение. - Л.: 1974.- 150с.
23. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Знание, 1959. - 88 с.
24. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 205 с. («Gaudeamus»).
25. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до нача¬ла третьего тысячелетия : учеб ник / Т. В. Ильина. — 5-е изд., пере- раб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 473 с. : ил.
26. Камминг Р. Живопись: Шедевры европейской живописи с комментариями. - М : Нью-Йорк, 1997.- 104 с. : ил.
27. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. - М.: АХ СССР, 1960. - 340 с.
28. Колесов Д.В., Соколов Е.Н. О психофизиологии творчества.
//Психологический журнал. - 1992., т.13, № 6. - С.43-53.
29. Кудинова Н.Л. Авторская дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мир творчества и дизайна», 2017 г. - 95 с.
30. Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2004. - 960 с.: цв. Вкладка 132 с.
31. Крымов Н.П. - художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.
32. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. //Вопросы психологии. - 1990, № 3. - С. 113-120.
33. Кузин В.С. Изобразительное искусство. - М.: Дрофа, 2010 - 54 с.
34. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие для ст-ов вузов. - М,: ТЦ «Сфера»,
2001. - 464 с.
35. Курбатова Н.В. Учимся рисовать. -М.: Филологическое общество «Слово: ООО «изд-во АСТ», 2002. - 160 с.
36. Ломов С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 2008. - 232 с., ил.
37. Мальцев Ф. С. Мастера русского пейзажа. - М.: Искусство, 2002. - 438 с.
38. Манин В.С. Русский пейзаж.- М.: Белый город, 2004. - 631 с.
39. Маслов Н.Я. Пленэр. - М.: Просвещение, 1984 - 112 с..
40. Молева Н.М., Белютин Э.М., П.П. Чистяков - теоретик и педагог. - М.: АХ СССР, 1953. - 229 с.
41. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 158 с.
42. Неменский Б.М, Горяева, Н.А, Питерских, А.С. Изобразительное искусство. Рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учереждений. - М.:Просвещение, 2011.-129 с.
43. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
44. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для ст-ов высш. пед. уч. завед. - 3-е изд., стереотип. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 312 с.
45. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 279 с.
46. Ревалд Д. Постимпрессионизм. Республика, 2002. - 464 с.
47. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для ст-ов худ.-граф. фак-тов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
48. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школ. Учебник для ст-ов худ.-граф. фак-тов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
50. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2013. - 112 с.
51. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М.: Титул, 1998. - 80 с.: ил.
52. Стариченко Н.Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника - ступени развития. //Преемственность в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. Уч. пособие. /Отв. ред. В.В. Маркова. - Белгород: изд-во БелГУ, 1999.
53. Стариченко Н.Л. Многообразие изображений как основной принцип художественного развития личности. //Проблемы профессиональной подготовки будущего педагога. Материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры педагогики начального образования и изоискусства БелГУ. /Отв. ред. И.П. Прокопьев. - Белгород: изд-во БГУ, 2002. - 240 с.
54. Тарасов Г.С. О психологии творчества. //Вопросы психологии, 1992, №1/2. -
С. 105-111.
55. Унковский А.А., Смирнов, Г.Б. Пленэр. Практика по изобразительному искусству - М.: Просвещение, 1981 . - 73 с.
56. Унковский А.А. Цвет в живописи. - М.: Просвещение, 1983. - 64 с.: ил.
57. Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы. - М.: Просвещение, 2009.
58. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.М. Ветлугиной. - М.,1972. - 87 с.
59. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская.- М.: 2008. - 240 с.
60. Щербаков В.С. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. - М., Просвещение, 1969. - 272 с.
61. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области "Искусство" / Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Компания Спутник+, 2004 - 253 с.
62. Ягодовская А. О пейзаже. - М.: Просвещение, 1963, 288 с.
63. Якимович А. О построении пространства в современной картине. - М.: 1989. - 368 с.