Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы свободы воли 16
§ 1. Философская традиция проблемы свободы в 1950 - 1970-е гг...17
§ 2. Сущность терминов свобода, воля, свобода воли 37
§ 3. Некоторые аспекты видения проблемы диссертационного исследования 50
Глава 2. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики В.С. Высоцкого 60
§ 1. Изначальная пространственно - психологическая модель тюрьма /
несвобода 60
§ 2. Мотив побега как попытка преодоления ограниченного пространства тюрьмы 72
§ 3. Функционирование тюремных мотивов в тексте социально - бытового содержания 88
Глава 3. Символика самолета, птицы и полета в разработке проблемы свободы 96
§ 1. Выражение проблемы свободы в контексте противостояния чело¬века и машины 96
1.1. Конфликтность как принцип реализации проблемно-тематического потенциала текста 97
1.2. Поливариантность конфликта человек / машина 104
1.3. Эволюция мотивно - тематического комплекса полет 118
§ 2. Распространение категории свободы на реалии животного мира 125
Глава 4. Семантика образов и мотивов, развивающих проблему свободы в песнях В.С. Высоцкого 141
§ 1. Выражение тотального несогласия с миром: «все не так» 141
3
§ 2. Образно - символическая семантика линии как основной преграды
в творчестве поэта 147
§ 3. Судьба и свобода в художественном мире поэта 158
§ 4. Высшая степень несвободы - состояние затравленного зверя в песнях об охоте 164
§ 5. Острое ощущение несвободы после физической смерти 171
Заключение 175
Библиография 186
На современном этапе общественно-культурного развития творчество
В.С. Высоцкого воспринимается в качестве определенной востребованной обществом и филологической наукой инстанции. Область высоцковедения все больше приобретает статус внутрилитературоведческой дисциплины, где творчество поэта подвергается многостороннему анализу и осмыслению. Характерной чертой высоцковедения в целом является, на наш взгляд, то, что оно не замыкается в рамках творчества В.С. Высоцкого, а предпринимает по¬пытки установления связей между поэтическими системами Высоцкого со всей предшествующей и последующей литературой (95, 30, 114, 61, 60, 66). Способность текстов В.С. Высоцкого к диалогу со всей мировой художественной мыслью является уникальным средством и способом их глубокого самораскрытия и утверждения декларируемой внутренней позиции субъективного «Я». Таким образом, рефлексия творчества В.С. Высоцкого как в отечественной, так и зарубежной литературе и культуре обнаруживает новые и порой неожиданные грани поэтического наследия В. С. Высоцкого.
Отдельным уникальным направлением в высоцковедении выступает исследование функционирования текстов Высоцкого за рубежом (10, 65), что дает возможность рассмотрения творчества поэта на уровне межкультурного восприятия. Тем самым, на наш взгляд, становится возможным достижение максимально полного и достоверного, наиболее истинного понимания как отдельных его произведений, образов, категорий, так и всего творчества в целом. Такая плодотворная работа над творчеством поэта стала возможной главным образом благодаря деятельности Государственного культурного центра - музея им. В.С. Высоцкого в г. Москва. Именно этот орган концентрирует вокруг себя все любительские и филологические разыскания в области высоцковедения. Интерес к творчеству В. С. Высоцкого подтверждается и проведенными конференциями, посвященными поэту. Благодаря такой интенсивной деятельности, исследование наследия Высоцкого набирает высокий темп и стремительность, что свидетельствует об актуальности выдвигаемых поэтом-песенником тем, образов, проблем, подчеркивает важность и необходимость их подробного исследования. Основными приоритетными направлениями работы в области высоцковедения на сегодняшний день вы¬ступают исследование наследия поэта в историко-биографическом аспекте и интерпретация отдельных художественных текстов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы свободы и связанных с ней мотивов, тем, образов и символов в поэтическом мире В.С. Высоцкого.
Смена парадигмы «идея человека» на каждом культурно¬историческом этапе развития человечества обусловливает «доминирование жанров определенного литературного рода, расцвет и развитие тех из них, которые оказываются наиболее предрасположенными к адекватному воплощению этой идеи» (136, с. 8), а так же определяют «концепцию человека» и «концепцию личности» в каждом конкретном произведении каждого конкретного писателя. Так, в 50е - 70е годы ХХ века на формирование «идеи человека» оказали влияние философские размышления экзистенциалистов, персоналистов, постмодернистов, а также мировая политическая мысль и психология. Каждый художник помещает персонажа в определенные пространственно-временные рамки, в зависимости от чего акцентируются, усиливают свое звучание те или иные аспекты бытия человека: как духовного, так и физического. В связи с этим и круг проблем, связанных с литературным героем, философская проблема свободы личности приобретает различный ракурс рассмотрения в художественных системах отдельных поэтов, что определяется как широтой самого понятия свободы, так и индивидуальным видением действительности каждым из художников. В одних эстетических системах проблема свободы личности ставится на самую высокую по значимости ступень, в других - наоборот.
Проблемы, затрагиваемые В. С. Высоцким в поэтическом творчестве, бесчисленны и неисчерпаемы. Как художник, поэт, наделенный особым индивидуальным видением, восприятием реальной действительности и отношением к самым существенным и определяющим проблемам личности и бытия, В.С. Высоцкий создает свою поэтическую систему, в которой находят свое выражение идеи и взгляды поэта на реалии современности.
На важность проблемы свободы в поэтическом мире В.С. Высоцкого указывает также употребление самого слова «свобода» и «воля» в поэтических произведениях: «Век свободы не видать из-за злой фортуны!», «Но гитару унесли, с нею - и свободу.», «Загубили душу мне, отобрали волю.» («Серебряные струны»); «Мне нельзя на волю - не имею права.» («За меня невеста отрыдает честно»); «Север, воля, надежда - страна без границ» («Белое безмолвие»); «За невидимой тенью безликой химеры, / За свободным паденьем - айда!», «Но и падать свободно нельзя - потому, / Что мы падаем не в пустоте», «Нет свободных падений с высот, но зато - Есть свобода рас¬крыть парашют!» («Затяжной прыжок»); «Но здесь мы - на воле, - / Ведь это наш мир» («Спасите наши души»); «Ладно, я буду покорным / Дайте же мне свободу!», «Мне вчера дали свободу - / Что я с ней делать буду?!» («Дайте собакам мяса»).
Все вышесказанное способствует обнаружению проблемы свободы в поэтическом мире Высоцкого и констатации отдельных сторон ее функционирования. Однако все это не может в полной мере отобразить многочисленные грани данной проблемы, которые обнаруживаются в каждом конкретном произведении. А значит, оправдана постановка проблемы свободы в рамках нашего диссертационного исследования.
Эволюция концепции свободы в песнях В.С. Высоцкого от тюремно - лагерного цикла до «Памятника» выявляет ее основные характеристики. В песнях тюремно - лагерной тематики актуализируется понятие свобода как состояние отсутствия ограничений и принуждения. В данном случае это со¬стояние свободы / несвободы осознается героем в результате прямого пространственно-временного ограничения его действий - тюремного заключения. В творчестве поэта это период осознания наличия проблемы свободы в мире вообще и во внутреннем мире субъекта, в первую очередь, и попытки преодоления тюремного пространства (побег), во вторую. В то же время необходимо отметить, что это обобщенное понятие свободы на данном этапе творчества поэта не приобретает нравственно-этического оттенка смысла. Свобода в это время предстает в творчестве поэта как вольная, разгульная, разбойничья жизнь. Для героя не существует никаких запретов, здесь свобода обретает значение, близкое по смыслу к понятию своеволия. Герой пытася создать определенный стабильный мир со своими правилами и порядка¬ми, которые действительны и единственно возможны сейчас и в будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли, дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истинная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и неизменным.
Анализ песен В. С. Высоцкого показывает, что тема преступного мира несколько эволюционирует от одного произведения к другому. Герой претерпевает определенные изменения, касающиеся его внутренних убеждений. Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовывают¬ся отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губительным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о преступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются ее недостатки и негативные стороны.
Именно с того момента, когда герой оказывается в тюрьме, он начинает постигать свободу. Эволюция героя осуществляется через запреты тюремного мира на прежние привычные для него поступки (разгул и грабежи), приходит осознание своей дотюремной жизни как противоречащей определенным канонам нравственности. Герой непроизвольно сопоставляет в сознании три пласта своей жизни: до тюрьмы, в тюрьме, после нее (жить как прежде или нет?). Отсюда начинается движение мысли героя в отношении проблемы свободы в сторону ее углубления и переосмысления с позиций нравственности. Средством возвращения в прежний мир свободы становится для героя побег. Однако это возвращение не столько в старый мир, в котором герой пребывал до ареста, сколько возвращение в новый, преобразованный мир. Эта грань смысла обнаруживается уже в самом названии времени, в которое хочет вернуться герой, - Весна («Весна еще в начале»).
1. Высоцкий В.С. Собрание сочинений. В 4-х книгах. - М.: Надежда-1, 1997. Кн. 1-4.
2. Высоцкий В.С. «Я не люблю.»: Песни, стихотворения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 480 с.
3. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2 т. / Сост., подгот. текста и ком. А. Крылов; вступ. ст. А. Кулагин; сер. оформл. В. Крючков - 15-е изд., стереотип. - М.: Локид - Пресс, 2002. Т.1-2.
4. Высоцкий В.С. Четыре четверти пути. - М: Физкультура и спорт,
1988. - 285 с.
5. Шукшин В. Рассказы. Киноповесть. Повесть для театра. Сказки. Статьи. Рабочие записи. (Серия «Зеркало - ХХ век».) - Екате¬ринбург: Изд-во У- Фактория, 1999. - 608 с.
2. Критическая и исследовательская литература по теме
6. Абрамова Л.В., Перевозчиков В.К. Факты его биографии. - М.: Издательский центр «Россия молодая», 1991. - 111 с.
7. Алейников В. Имя времени: [О неофициальной литературе 70-х гг.: Литературные воспоминания] // Новое литературное обозре¬ние. - 1998. - №1. - С. 223 - 256.
8. Ананичев А.С. «.Не ради зубоскальства, а ради преображения» // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III / Сост.
А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
1998. - С. 255 - 263.
186
9. Андреев. Известность Владимира Высоцкого // Вопросы литера¬туры. - 1987. - №4. - С. 42 - 74.
10. Бабенко В.Н., Рыбальченко В.К. Высоцкий на украинском // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века. Материалы третьей международной научной конференции. Москва. 17 - 20 марта 2003 г. С. - 449 - 459.
11. Баранова Т. «Я пою от имени всех.» // Вопросы литературы. - 1987. - № 4. - С. 75 - 102.
12. Бахмач В.И. Пути смеха Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследо¬вания и материалы. Вып. III. Т. 2 / Сост. А.Е. Крылов, В.Ф. Щер¬бакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2000. - С. 233 - 238.
13. Берестов В. «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей.» // Новый мир. - 1998. - №2. - С. 246 - 250.
14. Берестов В. «В прошлом, будущем и настоящем.»: Перечиты¬вая (поэзию) В. Высоцкого // Вопросы литературы. - 1995. - Вып. 2 (март-апрель). - С. 3 - 26.
15. Бестужев - Лада И.В. Открывая Высоцкого. - М., 1988. - 64 с.
16. Бабина А.В. Так что же случилось в Африке? Об одной «несерь¬езной» песне В. Высоцкого // Русская речь. - 1993. - №1. - С. 20 -
22.
17. Блинов Ю.Н. Доминанты поэтики экзистенциализма у В. Высоц¬кого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоц¬кого, 1998. - С. 267 - 278.
18. Бондаренко В. Поединок со смертью // Москва. - 2000. - №7. - С. 160 - 174.
19. Вердеревская Н. Двадцать лет спустя. Этюды о поэзии Владими¬ра Высоцкого. - Набережные челны, 2001. - 92 с.
187
20. Вечер в музее Пушкина. // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. IV. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2000. - С. 325 - 357.
21. Влади М. Владимир, или Прерванный полет. - М.: «Прогресс»,
1989. - 174 с.
22. Высоцкий В.С. Исследования и материалы. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. - 190 с.
23. Вышеславский Л. Память - главный герой // Литературное обо¬зрение. - 1988. - № 5. - С. 40 - 41.
24. Галковский Д. Поэзия советская. Из материалов к «Энциклопе¬дии Высоцкого» // Новый мир. - 1992. - № 5. - С. 204 - 225.
25. Георгиев Л. Владимир Высоцкий - знакомый и незнакомый: [Пе¬ревод с болгарского]. - М.: Искусство, 1989. - 139 с.
26. Георгиев Л. Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоми¬нания. - М.: Искусство, 1991. - С. 15 - 70.
27. Грачев М. А. Некоторые лингволитературные особенности фило-софско-религиозной лирики В. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щерба¬кова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. - С. 221 - 225.
28. Демидова А.С. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. - М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. - 174 с.
29. Долгополов Л.К. Стих - песня - судьба // В.С. Высоцкий: иссле¬дования и материалы. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,
1990. - С. 6 - 24.
30. Доманский Ю. В. Галич, Высоцкий, Окуджава в посвящениях Андрея Макаревича // Мир Высоцкого. Исследования и материа¬лы. Выпуск VI. - М., 2002. - С. 335 - 345.
31. Доманский Ю.В. Жанровые особенности дилогии в поэзии В.С. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. /
188
Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоц¬кого, 2001. - С. 335 - 344.
32. Евтюгина А.А. , Гончаренко И.Г. «Я был душой дурного общест¬ва». Опыт лингвокоммуникативного анализа стихотворения // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Кры¬лов и В. Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2001. - С. 244 - 255.
33. Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. - Ставрополь, 1992. - 228 с.
34. Зайцев В.А. В.С. Высоцкий // История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена: Учебное пособие для фи-лологических факультетов университетов. - М: Московский гос. ун-т, 1998. - С. 448 - 461.
35. Зайцев В.А. Жанровое своеобразие стихов-песен Окуджавы, Вы-соцкого, Галича о войне // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2003. № 4. - с. 40 - 59.
36. Зайцев В.А. «Памятник» Высоцкого и традиции русской поэзии // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. / Сост. А.Е. Кры¬лов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. - С. 264 - 272.
37. Зайцев В.А. Черты эпохи в песне поэта ( Жорж Брассенс и Вла¬димир Высоцкий). - М.: Знание, 1990. - 64 с.
38. Зайцев В.А. Стилевые искания и тенденции [О творчестве Вы¬соцкого] // Зайцев В.А. современная советская поэзия. - М.: 1988.
- С. 45 - 49.
39. Заславский О.Б. «Второе дно». О семиотических аспектах смы¬словой многозначности в поэтическом мире В.С. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Выпуск VI. / Сост.
189
А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
2002. - С. 160 - 187.
40. Захариева Ирина. Хронотоп в поэзии Высоцкого // Мир Высоц¬кого: Исслед. и материалы. Вып. V. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2001. - С. 134 - 143.
41. Захарчук М. Босая душа или Штрихи к портрету Владимира Вы-соцкого // Радуга. - №2. - С. 84 - 101.
42. Золотухин В. «Все в жертву памяти твоей.» // Литературное обозрение. - 1991. - №3, №4, №7.
43. Зубрилина С.Н. Владимир Высоцкий: страницы биографии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 352 с.